Экспресс-80, Экспресс-103 – Протон-М/Бриз-М – Байконур – 30.07.2020, 00:28 ДМВ

Автор zandr, 08.04.2017 00:41:00

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Старый

Спутник переместили на 6 градусов левее чтобы охватить Калининград и Мурманск?
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Ангара и Омск созданы друг для друга!.

mik73

Цитата: Старый от 26.03.2021 17:41:15Спутник переместили на 6 градусов левее чтобы охватить Калининград и Мурманск?
С Калиниградом и Мурманском, как и всем Северо-Западом всё равно беда, из Кёнига угол места отрицательный (спутнки под горизонтом), а из Мурманска - 0.5 град. над горизонтом, т.е. на реальной местности антенну слишком высоко над ней придётся поднимать (на расстоянии 100 метров в направлении спутника не должно быть препятствий выше 1 метра над антенной).


Так получилось, что 96.5 - точка очень популярная  и через висящий там АМ33 работает очень много сетей. А зона покрытия у АМ33 достаточно неудобная -  европейская и азиатская её части (с пееркрытием примерно по долготе Красноярска) покрываются двумя разными сравнительно узкими лучами.  С хорошей, правда, энергетикой. Теперь, видимо, всё решили накрыть одной зоной, правда почему она вышла именно такой - с засвечиванием Северо-Запада, с которого работать через этот борт всё равно не сильно получится - это надо спрашивать у ГПКС. Наверное, протсо "так вышло". С Э-80, кстати, та же история, с краёв его зоны покрытия (сильно похожей на 103-й с точностью до сдвига по долготе) его тоже не сильно видно.

Интересно, что теперь с АМ33 будет. Он с 2008 года работает, можно и на отдых, но с другой стороны пока еще очень живой аппарат (хотя несколько раз за свою историю крепко взглюкивал). Возможно, уведут в какую-то другую позицию, в ожидании там новых аппаратов. Чтобы место не пропало.  Может на 103 (хотя её АМ3 греет, но именно что греет, работать через него уже по факту нельзя) или на 145.

thunder26

Цитатаправда почему она вышла именно такой - с засвечиванием Северо-Запада, с которого работать через этот борт всё равно не сильно получится - это надо спрашивать у ГПКС. 
Дык там контур по углу места 0 градусов. Это на сайте ГПКС такой формат картинок. Контур ДН на самом деле другой и сложнее
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2021/newspaper-515.pdf
ЦитатаПриступили к вещанию
Спутники, созданные специалистами «ИСС», приняты заказчиком в эксплуатацию.
Телекоммуникационные космические аппараты «Экспресс-80» и «Экспресс-103» начали использоваться по целевому назначению. Это закономерный итог более трёх лет труда многотысячного коллектива компании «ИСС». Ввода спутников в эксплуатацию с нетерпением ждали все: и заказчик - ФГУП «Космическая связь», и сибирские спутникостроители.
Их парный запуск состоялся 31 июля прошлого года. Запускать два аппарата одной ракетой выгодно, но общая масса полезного груза для «Протона-М» превысила возможности этой «рабочей лошадки», поэтому была применена схема довыведения. Около 150 суток спутники добирались с геопереходной орбиты, куда их доставила ракета космического назначения, до рабочих позиций на геостационаре.
После прибытия космических аппаратов в точки 80° и 103° восточной долготы стартовали испытания их полезных нагрузок. Проверки подтвердили технические характеристики аппаратов и их готовность к решению целевых задач. Финальным штрихом в тестировании работоспособности спутников стали испытания на теневых участках. Когда космические аппараты находятся за пределами солнечного освещения, они подвергаются максимально низким температурам, а их электропитание осуществляется не от солнечных батарей, а от аккумуляторов. По итогам испытаний спутники были приняты заказчиком в эксплуатацию.
«Экспресс-80» работает в точке 80° восточной долготы. Эта позиция позволяет охватить радиосигналами практически всю территорию нашей страны. «С запуском нового спутника мы предлагаем рынку принципиально новые, наиболее востребованные сегодня на рынке продукты: пакетное цифровое вещание, доступ в интернет на авиа- и морском транспорте, дистанционное образование и телемедицину», - отметил генеральный директор ГПКС Юрий Прохоров.
После лётных испытаний в точке 103° восточной долготы спутник «Экспресс-103» был переведён в позицию 96,5° восточной долготы, где он заменил спутник «Экспресс-АМ33», работающий за пределами гарантированного срока службы. В результате ожидается существенное повышение качества и надёжности предоставляемых услуг. Новый космический аппарат обеспечит связь в восточных регионах России, а также в районе Юго-Восточной Азии. Кроме того, с вводом в эксплуатацию спутника «Экспресс-103» заказчик рассчитывает обеспечить практически стопроцентное покрытие Северного морского пути.
Космические аппараты «Экспресс-80» и «Экспресс-103» предназначены для предоставления услуг фиксированной и мобильной связи, передачи данных, высокоскоростного доступа в интернет, цифрового телерадиовещания, а также правительственной и президентской связи. Выполнение этих задач обеспечивает полезная нагрузка производства итальянского подразделения компании Thales Alenia Space. Расчётный срок службы спутников - 15 лет.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=Ps_1E_gtcMwБегущая строка:
ЦитатаТелекоммуникационный спутник «Экспресс-103» производства компании «ИСС» будет задействован для сопровождения российских судов на южном морском пути. Отработка применения спутника «Экспресс-103» на южном морском пути проводится международным сервис-провайдером. Тестирование бесшовного покрытия южного морского пути с использованием российского спутника связи «Экспресс-103» планируется завершить в июне.

zandr

http://russianspacesystems.ru/2021/06/30/apparatura-rks-dlya-sputnikov-yekspress/
ЦитатаАппаратура РКС для спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103» завершила испытания на орбите

Бортовая аппаратура командно-измерительной системы телекоммуникационных спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103», созданная холдингом «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»), прошла испытания на орбите и принята в эксплуатацию ФГУП «Космическая связь». Эти космические аппараты обеспечивают широкие возможности для организации услуг связи и цифрового телерадиовещания на территории России и стран СНГ в различных диапазонах частот.
Заказчик аппаратуры АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева» высоко оценил бортовые приборы для спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103», созданные в РКС. Новые спутники, выведенные на орбиту в 2020 году, пополнят и значительно расширят возможности отечественной орбитальной телекоммуникационной группировки связи и телевещания.
Бортовая аппаратура командно-измерительной системы и наземный комплекс управления космических аппаратов «Экспресс», разработанные специалистами РКС, позволяют в круглосуточном режиме поддерживать двустороннюю связь спутников с наземными службами, выдавать на спутники управляющие команды и контролировать их исполнение, принимать телеметрическую информацию, а также измерять текущие навигационные параметры космических аппаратов. Аппаратура командно-измерительной системы обеспечивает длительный срок активного существования космических аппаратов «Экспресс», минимальное время их работы на орбите - 15 лет.
ЦитатаДиректор проектов по созданию командных радиолиний - заместитель генерального конструктора РКС Николай БУЛГАКОВ: «На сегодня сменилось уже четыре поколения аппаратуры для телекоммуникационных спутников «Экспресс», цифровые технологии обработки информации пришли на смену аналоговым, а срок активного существования увеличился с 5 до 15 лет. Длительный срок службы бортовой аппаратуры командно-измерительной системы «Экспресс-80» и «Экспресс-103» обеспечивается применением сложных и надежных технологических решений. Аналогичная аппаратура уже восемь лет успешно работает на космических аппаратах «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6» и «Экспресс-АМ8».
 Скрытый текст:
Спутники серии «Экспресс» изготавливаются АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» по заказу российского оператора спутниковой связи ФГУП «Космическая связь» в интересах Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Эти космические аппараты предназначены для обеспечения широкого спектра услуг связи и вещания на территории России, обеспечения фиксированной и подвижной связи, предоставления услуг телерадиовещания, широкополосного высокоскоростного доступа к информационным ресурсам и другим приложениям.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=i8FsWJTcqMo
ЦитатаВам недоступны вложения в этом разделе.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2021/newspaper-524.pdf
ЦитатаОрбитальный дуплет
Спутники «Экспресс-80» и «Экспресс-103» - год на орбите.

Электронные письма, сообщения в популярном мессенджере, общение по видеосвязи, поток новостей с просторов интернета и любимые фильмы по ТВ - без всего этого современные люди чувствуют себя в информационной блокаде, которая иногда страшнее любой самоизоляции. Поэтому постоянное обновление орбитальной группировки спутников телекоммуникации - задача первостепенной важности. Чем-то сродни поставке продуктов питания или транспортному сообщению - дело для непосвящённых малозаметное, но без него мир близок к коллапсу.
Запуск двух наших телекоммуникационных аппаратов, совершённый год назад, также стал одновременно событием и рядовым (почти 60 лет Решетнёвская фирма обеспечивает орбитальную группировку спутниками связи), и значимым...

НА ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ РАССЧИТАЙСЬ!
«Экспресс-80» и «Экспресс-103» стали первыми космическими аппаратами среднего класса, запуск которых 31 июля 2020 года осуществили с применением технологии довыведения. Ранее по такой схеме были отправлены на орбиту два наших спутника тяжёлого класса.
Высокая оснащённость целевой аппаратурой - одно из главных требований к современным аппаратам. И «Экспресс-80», и «Экспресс-103» несут на себе почти по 40 транспондеров! Поэтому в сумме масса аппаратов вышла за пределы энергетических возможностей средств выведения для геостационарной орбиты. Путь от геопереходной орбиты, куда спутники были доставлены ракетой-носителем и разгонным блоком, до геостационара занял около шести месяцев - «Экспрессы» преодолели его при помощи собственных двигателей системы коррекции. Но это дополнительное время компенсируется и большой вооружённостью спутников, и двойным пополнением группировки, обеспеченным за один запуск.

НУЖНЫ ВСЕМ
В настоящее время космические аппараты используются по целевому назначению: «Экспресс-80» работает в точке 80° восточной долготы. Эта позиция позволяет охватить радиосигналами практически всю территорию России. По информации заказчика - ФГУП «Космическая связь» - эксплуатация этого спутника позволяет предоставлять «наиболее востребованные сегодня на рынке продукты: пакетное цифровое вещание, доступ в интернет на авиа- и морском транспорте, дистанционное образование и телемедицину».
Вам недоступны вложения в этом разделе.
Спутники «Экспресс-80» и «Экспресс-103», выведенные на орбиту год назад, стали первыми аппаратами среднего класса, запуск которых был осуществлён по технологии довыведения.
Вам недоступны вложения в этом разделе.
Финальные проверки в безэховой камере - репетиция работы спутника в космосе

Связь на морских и воздушных судах способен обеспечивать и «Экспресс-103». С вводом его в эксплуатацию заказчик рассчитывает получить практически стопроцентный охват интернетом Северного морского пути. Ресурсы спутника оказались востребованы и для расширения зоны предоставления VSAT-услуг на Южном морском пути. Космический аппарат «Экспресс-103» в позиции 96,5° восточной долготы пришёл на смену другому решетнёвскому спутнику - «Экспресс-АМ33», который работал уже за пределами расчётного технического ресурса и обеспечивал связь в восточных регионах России и в Юго-Восточной Азии.
 
ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Спектр задач «Экспрессов» довольно широк. Помимо высокоскоростного доступа в интернет и передачи данных, они обеспечивают услуги цифрового телерадиовещания, фиксированной и мобильной связи, а также правительственной и президентской связи.
Свои целевые задачи спутники «Экспресс-80» и «Экспресс-103» выполняют в трёх диапазонах частот. Аппарат «Экспресс-80» оснащён 38 активными транспондерами, из которых 16 предназначены для работы в С-диапазоне частот, 20 - в Ku-диапазоне и ещё два - в L-диапазоне. Спутник «Экспресс-103» имеет тот же набор аппаратуры в С- и Ku-диапазонах, а также один ствол в L-диапазоне. Всего 37 активных транспондеров.
Полезная нагрузка разработана, изготовлена и поставлена зарубежным подрядчиком - Thales Alenia Space Italy. Обращение к годами проверенному партнёру - один из гарантов стабильной работы космических аппаратов на орбите. Другой - это применение технических решений, получивших лётную квалификацию в составе спутниковой платформы. Универсальная платформа среднего класса «Экспресс-1000» - одна из самых востребованных разработок компании «ИСС» в производстве космической техники.
При создании обоих спутников в их составе были применены только те приборы, которые имеют хорошую статистику работы на орбите. Выбирать самое качественное - неизменная стратегия нашего предприятия.
Также можно отметить, что на космических аппаратах применяются дополнительные двигатели коррекции для довыведения и новый большой ксеноновый бак для обеспечения их работы. Высокая мощность системы электропитания - 6 300 Ватт на полезную нагрузку - позволит спутникам «Экспресс-80» и «Экспресс-103» успешно выполнять свою миссию на орбите в течение всего гарантированного срока службы, который составляет 15 лет.


В нестандартной ситуации
В любой кризис выживает тот, кто ищет новые возможности и умеет перестраиваться. В современной реальности, всё ещё находящейся под влиянием коронавируса, на первый план выходят адаптивность и гибкость. Поэтому термин soft skills (в переводе с английского языка - «мягкие навыки, гибкие навыки») сегодня - один из хитов динамично меняющегося мира. А так как отношения между людьми и партнёрские отношения в бизнесе по сути своей схожи, очевидно, что даже крупным промышленным предприятиям, таким как «ИСС», необходимо этими востребованными навыками обладать.
Яркий пример - реализация проекта по созданию телекоммуникационных спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103». Завершение их производства пришлось на конец 2019 - начало 2020 года - время, когда пандемия только набирала обороты и ещё была возможность работать в привычном режиме. Специалисты Thales Alenia Space Italy, которые изготовили полезную нагрузку для космических аппаратов, присутствовали в «ИСС» на их финальных проверках. А дальше была долгожданная отправка спутников на космодром, но также и новости о том, что Италия первой в Европе вводит общенациональный локдаун, переживая тяжёлый удар инфекции.
Непредвиденные обстоятельства заставили искать иные пути взаимодействия. Любые космические аппараты связи после запуска обязательно проходят лётные испытания полезной нагрузки. Так и в случае с «Экспресс-80» и «Экспресс-103» проводить проверки работы целевой аппаратуры как обычно должны были специалисты «ИСС» совместно с представителями заказчика и разработчика полезной нагрузки. Но из-за невозможности Thales Alenia Space принять участие очно на этом важном этапе была организована дистанционная работа. Решетнёвцы создали специальный интернет-канал, который позволил специалистам в Италии удалённо контролировать ход тестирования.
Спутники «Экспресс-80» и «Экспресс-103» успешно прошли лётные испытания и были введены в эксплуатацию. Эрве Деррей, президент и генеральный директор Thales Alenia Space, выразил глубокую признательность и поблагодарил компанию «ИСС» за доверие и поддержку, оказанную в нестандартной ситуации. Добавив, что успех в данном проекте ещё больше повышает уровень партнёрства, достигнутый за более чем 25 лет тесного сотрудничества и 37 совместных проектов.