Способы дозаправки в невесомости

Автор mr_gorsky, 23.10.2016 19:54:53

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

mr_gorsky

Обсуждаем возможные способы заправки на орбите. Пока мне известны лишь 3 способа:

1) Мешок или сильфон с топливом, который выдавливается газом. подходит для высококипящих компонентов.
2) Использование магнита - может подойти для жидкого кислорода.

Наконец, самый наивный 3) взять и "включить" силу тяжести на время заправки. После стыковки включается маленький ракетный двигатель, который создает минимальное необходимое ускорение. Есть 2 варианта - сложный (взять и раскрутить конструкцию, а после заправки включить движки еще раз - но это гиблый вариант, т.к. при перекачке топлива и центр масс конструкции смещается) и простой (обычное линейное ускорение, требующее затрат топлива на протяжении всего процесса заправки).

Ну и вообще - нужно ли это? Не для ОС, а для полетов на Луну или Марс, скажем.

Старый

Цитироватьmr_gorsky пишет:
Обсуждаем возможные способы дозаправки на орбите. Пока мне известны лишь 3 способа:

1) Мешок или сильфон с топливом, который выдавливается газом. подходит для высококипящих компонентов.
2) Использование магнита - может подойти для жидкого кислорода.

Наконец, самый наивный 3) взять и "включить" силу тяжести на время заправки. После стыковки включается маленький ракетный двигатель, который создает минимальное необходимое ускорение. Есть 2 варианта - сложный (взять и раскрутить конструкцию, а после заправки включить движки еще раз) и простой (обычное линейное ускорение).
Можно предложить ещё более наивный - переставлять с танкера на корабль баки с топливом.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

mr_gorsky

#2
ЦитироватьСтарый пишет:
Можно предложить ещё более наивный - переставлять с танкера на корабль баки с топливом.
Тогда помимо топлива на корабле появится "масса лишней массы" ;)

А хочется совместить бак и последнюю ступень, которая должна его вывести, в одно целое. Сделать из таких полупустых ступеней много пустых и одну заправленную, а потом использовать ее в роли РБ.

Максим

#3
Цитировать
ЦитироватьСтарый пишет: 
Можно предложить ещё более наивный - переставлять с танкера на корабль баки с топливом.
Цитироватьmr_gorsky пишет: 
Тогда помимо топлива на корабле появится "масса лишней массы"  ;)  
Нет.
Только если перекачивающая арматура будет тяжелее тары которую мы меняем.
Будущее никогда не наступает.

Кубик

Цитироватьmr_gorsky пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
Можно предложить ещё более наивный - переставлять с танкера на корабль баки с топливом.
Тогда помимо топлива на корабле появится "масса лишней массы" ;)
Ну, имейте просто сменный топливный отсек и ничего лишнего..таскайте сменки буксирами - все вопросы стыковки обеспечит буксир..
И бесы веруют... И - трепещут!

Leonar

Цитироватьmr_gorsky пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
Можно предложить ещё более наивный - переставлять с танкера на корабль баки с топливом.
Тогда помимо топлива на корабле появится "масса лишней массы" ;)
если пустой бак менять с полным? где лишняя масса?

mr_gorsky

#6
ЦитироватьLeonar пишет:
Цитироватьmr_gorsky пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
Можно предложить ещё более наивный - переставлять с танкера на корабль баки с топливом.
Тогда помимо топлива на корабле появится "масса лишней массы"  ;)  
если пустой бак менять с полным? где лишняя масса?
Например, мы хотим заправить баки а-ля 3я ступень сатурна 5, которые заполняется не одной-двумя, а многими заправками. Тогда лишняя масса баков (на забываем, что масса бака нелинейно зависит от объема), их систем стыковки друг с другом очень даже существенна (хотя их и можно отстыковывать, как ступени).

Leonar

Цитироватьmr_gorsky пишет:
Например, мы хотим заправить баки а-ля 3я ступень сатурна 5,

вы таки считаете, что 100т топлива будет дешевле  запустить допустим: 5тью ангарами А5 с его 25тью тоннами ПН нежели
одним "пятифениксом" ?

Leonar

Цитироватьmr_gorsky пишет:
их систем стыковки друг с другом очень даже существенна.

во-во... а у каждого "мелкого" танкера масса систем ориентации стыковки и т.п. фигней от КА ,совсем без  массы?

mr_gorsky

#9
ЦитироватьLeonar пишет:
Цитироватьmr_gorsky пишет:
Например, мы хотим заправить баки а-ля 3я ступень сатурна 5,

вы таки считаете, что 100т топлива будет дешевле запустить допустим: 5тью ангарами А5 с его 25тью тоннами ПН нежели
одним "пятифениксом" ?
Я пока таки ничего еще не считаю)) Возможно, что 5 шт. ангары и система дозаправки справятся с заправкой большого разгонного блока для полетов на Луну или Марс, и тогда разрабатывать очередной "Сатурн-5", приспособленный для одной конкретной цели, не нужно.

Баки не обязательно должны иметь системы ориентации? Или их можно разместить только на заправляемой ступени, а баки будут пассивным объектом стыковки?

Баками могут быть такие же последние ступени, вышедшие на орбиту своим ходом и потому полупустые. Т.е. последняя ступень какого-нибудь Ф9 выступает в трех ролях - собственно вторая ступень, разгонный блок, бак с топливом. А многоразовость первой ступени Ф9 может покрыть издержки, связанные с неоптимальностью такого многопуска. Но все это - многоразовость, снижение затрат на обслуживание многих запусков, дозаправка, "долгоиграющие" РБ - дело далекого будущего. Что не мешает мечтать.

Старый

Цитироватьmr_gorsky пишет: 
Например, мы хотим заправить баки а-ля 3я ступень сатурна 5, которые заполняется не одной-двумя, а многими заправками. Тогда лишняя масса баков (на забываем, что масса бака нелинейно зависит от объема), их систем стыковки друг с другом очень даже существенна (хотя их и можно отстыковывать, как ступени).
Тогда мы запустим топливо вместе с 3-й ступенью. Или не будем даже начинать. 
 И вобще тема заявлена о ДОзаправках а не о заправках. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

mr_gorsky

#11
ЦитироватьСтарый пишет:
Цитироватьmr_gorsky пишет:
Например, мы хотим заправить баки а-ля 3я ступень сатурна 5, которые заполняется не одной-двумя, а многими заправками. Тогда лишняя масса баков (на забываем, что масса бака нелинейно зависит от объема), их систем стыковки друг с другом очень даже существенна (хотя их и можно отстыковывать, как ступени).
Тогда мы запустим топливо вместе с 3-й ступенью. Или не будем даже начинать.
 И вобще тема заявлена о ДОзаправках а не о заправках.
Допустим, у нас нет возможности построить сверхтяжелую РН. Тогда мы первым запуском выводим своим ходом только лишь последнюю ступень ракеты, ее ПН - это остатки топлива, ну и бак и движок. Потом дозаправляем. Потом цепляем настоящую ПН.

Или допустим, что у нас далекое будущее, в котором сумели сделать легкие многоразовые ракеты с дешевым обслуживанием или какие-нибудь лазерные системы запуска. Тогда лазеры могут хоть круглые сутки запускать легкие грузы, а вот на тяжелые мощности не хватит.

Или это бесперспективно?

Leonar

Цитироватьmr_gorsky пишет:
Допустим, у нас нет возможности построить сверхтяжелую РН. Тогда мы

не будем  строить программу гораздо более дорогостоящую и более рискованную в плане возможности ее осуществить, чем программа с созданием СТК и программой с ним...

Кубик

Цитироватьmr_gorsky пишет: Допустим, у нас нет возможности построить сверхтяжелую РН. Тогда мы первым
запуском выводим своим ходом только лишь последнюю ступень ракеты, ее ПН - это
остатки топлива. Потом дозаправляем. Потом цепляем настоящую ПН.
А как,  для этой "настоящей ПН" не понадобилась та сверхтяжёлая РН, которую не можете построить?.. ;)
И бесы веруют... И - трепещут!

mr_gorsky

#14
ЦитироватьLeonar пишет:
Цитироватьmr_gorsky пишет:
Допустим, у нас нет возможности построить сверхтяжелую РН. Тогда мы

не будем строить программу гораздо более дорогостоящую и более рискованную в плане возможности ее осуществить, чем программа с созданием СТК и программой с ним...
Насчет "гораздо более дорогостоящую" - не факт)) Хотя бы потому что придумывать надо одну ступень, а не целую ракету, да еще сверхтяжелую. Разработанная технология дозаправки (каюсь - заправки) может работать для многих задач. А насчет надежности - супертяжи надежно разоряли бюджеты.

mr_gorsky

#15
ЦитироватьКубик пишет:
Цитироватьmr_gorsky пишет: Допустим, у нас нет возможности построить сверхтяжелую РН. Тогда мы первым
запуском выводим своим ходом только лишь последнюю ступень ракеты, ее ПН - это
остатки топлива. Потом дозаправляем. Потом цепляем настоящую ПН.
 
А как, для этой "настоящей ПН" не понадобилась та сверхтяжёлая РН, которую не можете построить?..  ;)  
Если ПН небольшая, а дельтаV приличная, то "не понадобилась" ;)

Leonar

Цитироватьmr_gorsky пишет:
Хотя бы потому что придумывать надо одну ступень

ага... а "дополнительные" остальные прибамбасы бесплатно достанутся
в виде разработки заправочных кораблей, лишних стыковочных операций, и т.п.
большего ресурса РБ (фактически это уже космические корабли автономные с той же разницей в цене как в эксплуатации, так и в разработке)

в конечном итоге массовое совершенство "обслуживающей системы" какую нить программу будет хуже
имею ввиду чтоб получить одно и ту же ПН на Луне придется на НОО запустить на 20...30% больше массы

или больше раз запустить ракетку помельче
что, как мы выяснили дороже нежели одной побольше

Leonar

Цитироватьmr_gorsky пишет:
Хотя бы потому что придумывать надо одну ступень, а не целую ракету, да еще сверхтяжелую.А насчет надежности - супертяжи надежно разоряли бюджеты.

супертяжи аки сатурн 5 - да :)
а вот модульная я считаю нормально...
трифеникс и феникс пригодятся всегда

а вот А5/А3/А1 не факт...

mr_gorsky

#18
ЦитироватьLeonar пишет:
Цитироватьmr_gorsky пишет:
Хотя бы потому что придумывать надо одну ступень

ага... а "дополнительные" остальные прибамбасы бесплатно достанутся
в виде разработки заправочных кораблей, лишних стыковочных операций, и т.п.
большего ресурса РБ (фактически это уже космические корабли автономные с той же разницей в цене как в эксплуатации, так и в разработке)

в конечном итоге массовое совершенство "обслуживающей системы" какую нить программу будет хуже
имею ввиду чтоб получить одно и ту же ПН на Луне придется на НОО запустить на 20...30% больше массы

или больше раз запустить ракетку помельче
что, как мы выяснили дороже нежели одной побольше
Я даже соглашусь. Но история сверхтяжелых РН поучительна - их разрабатывали, они летали, были даже надежными, но как только цели менялись - они исчезали. А для новых целей нужно разрабатывать новые супертяжи. И для каждой - свой. В итоге здесь тоже решили поступиться с массовым совершенством и делать многоблоки (уверен, там тоже хватало своих проблем). Многоблок это почти все равно, что
ЦитироватьLeonar пишет:
или больше раз запустить ракетку помельче
что, как мы выяснили дороже нежели одной побольше
да только если учитывать стоимость разработки и то, что постоянно что-то проектируют, а потом отменяют, получается вроде как подешевле. А вот стоит ли дозаправляться, или лучше стыковать разгонные блоки (как во многих таких "хитрых планах" слетать на Луну, не делая супертяж) - не знаю))

mr_gorsky

#19
ЦитироватьLeonar пишет:
трифеникс и феникс пригодятся всегда
Можно кинуть что-нибудь про их облик и состояние разработки? А то я прослоупочил момент Ну или все это Ваши фантазии