Astro-H - Танэгасима – H-IIA – 17.02.2016 08:45 UTC

Автор Andrey Samoilov, 12.09.2015 21:50:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

PIN

ЗД могли быть банально ослеплены Землей  или Солнцем при крене-то неконтролируемом. А вот то, что не обновили массово-инерционные характеристики для управления в ЗР, это жесть. У нас такое точно не пройдет - так процессы подготовки и валидации операций устроены.

triage

выложили на аглийском pdf к пресс брифингу от 15 апреля
английский - http://global.jaxa.jp/projects/sat/astro_h/files/topics_20160415.pdf 

Not

На нем что, студенты практиковались?

Echidna

Интересно, конечно, что они в случае превышения оценки дрейфа нулевого сигнала гироскопа по данным звездного датчика верят именно гироскопу, а не звездному датчику... При этом сокрушаются, что не использовали данные с солнечного датчика для оценки вращения. А почему тогда надо было верить солнечному? С тем же успехом и он показал бы, что дрейф больше расчетного. :-) Можно еще и магнитометры было использовать, кстати.

В общем-то это обычная ситуация, когда на борту происходят совсем не те НШС, на которые рассчитывали... Однако не понятно, почему аппарат развалился при закрутке. А если перепутали бы полярность? Не должен он от этого разваливаться.

Еще интересно, что они обновляли данные о "центре масс" аппарата, который сместился после открытия СБ. И от этого у них нормально не сработали двигатели стабилизации. Не понятно, что у них там за алгоритм стабилизации использовался. Как правило, алгоритм стабилизации на реактивных двигателях делается максимально "тупым", чтобы обеспечивалась устойчивость управления аппаратом практически при любом раскладе...
Помнится, тот алгоритм что мы использовали на Ф-Г, обеспечивал устойчивость стабилизации даже после существенного уменьшения массы КА при выводе на отлетную траекторию к Марсу (а соответственно и существенного изменения инерционных характеристик) без смены настроек алгоритма. Вряд ли у них после раскрытия СБ параметры аппарата изменились больше, чем после 10 минут работы 2 тс двигателя. :-) Просто увеличивался расход топлива на стабилизацию, но к неуправляемому полету чтобы привело - такого я не помню за все время моделирования работы СУ ни разу, даже в самых гиблых условиях, которые создавали для этого алгоритма.
Может, конечно, у них там какая-то особо хитрая установка двигателей стабилизации на аппарате, которой все это так критично? Или еще какие-то особенности... Не понятно.

PIN

ЦитироватьEchidna пишет:
Интересно, конечно, что они в случае превышения оценки дрейфа нулевого сигнала гироскопа по данным звездного датчика верят именно гироскопу, а не звездному датчику...
Это не уникально, минимум одна "ходовая" европейская платформа ведет себя так же. 
ЦитироватьEchidna пишет:
Или еще какие-то особенности... Не понятно.
Насколько я понимаю из сухого официоза, координаты центра масс ошибочные загрузили. ИМХО, совершенно достаточно, чтобы раскрутить аппарат до предела. Если постараться.

Echidna

ЦитироватьSOE пишет: 
ЦитироватьEchidna пишет:
Или еще какие-то особенности... Не понятно.
Насколько я понимаю из сухого официоза, координаты центра масс ошибочные загрузили. ИМХО, совершенно достаточно, чтобы раскрутить аппарат до предела. Если постараться.
А ИМХО - совершенно недостаточно :-) За кой пес им координаты центра масс на борту КА? Я что-то не припоминаю ни одного алгоритма, где это нужно было бы держать на борту координаты цм. Я бы еще понял, если они МИХ закладывали... Но координаты цм... Обратная же связь, зачем он им? 



Можно конечно предполагать, что они там не собирались управлять вращением вокруг цм, а собирались контролировать вращение вокруг какой-то произвольной точки КА и пересчитывали управление в какую-то там другую СК... Но это все домыслы. 

В общем, раз говорят, что у них это нужно и ошибка приводит к плохим последствиям - то значит так оно и есть. Спорить не буду. Просто удивлен. У нас такого нет. "Скрипач (ц.м) - не нужен" (с).  :)

PIN

ЦитироватьEchidna пишет:
Я что-то не припоминаю ни одного алгоритма, где это нужно было бы держать на борту координаты цм.
А я не видел ни одного, где бы обходились без него в данном случае :)

Echidna

ЦитироватьSOE пишет:
ЦитироватьEchidna пишет:
Я что-то не припоминаю ни одного алгоритма, где это нужно было бы держать на борту координаты цм.
А я не видел ни одного, где бы обходились без него в данном случае  :)
А статей с описанием подобного алгоритма у Вас нет? Аж прям интересно стало.

Not

ЦитироватьEchidna пишет:
 

В общем-то это обычная ситуация, когда на борту происходят совсем не те НШС, на которые рассчитывали... Однако не понятно, почему аппарат развалился при закрутке. А если перепутали бы полярность? Не должен он от этого разваливаться.
Там были две проблемы.

1) НШС с датчиком угловых скоростей (ДУС), который какого то лешего начал выдавать вращение, когда его не было. Система стабилизации начала отрабатывать ложный сигнал и быстро вогнала гироскопы в насыщение. Дальше включились маневровые РД, которые
2) с какого то перепугу отработали в обратную сторону, то есть максимально ускорили существующее вращение, после чего началось механическое разрушение аппарата.

Японцы грешат на последнюю смену ПО, в котором учитывалась смена ЦМ аппарата после раскрытия СБ и штанг приборов. Но если предположить, что все системы были завязаны по управлению на сдохший ДУС, то все сходится.

Echidna

Если ДУС сдох, то им никакой цм не поможет.

К слову, я подумал и решил:
1) они вроде не говорят, что именно закладывали. Просто говорят, что учли смещение цм. Может заложили не сами его координаты. Тогда понятно.

2) даже если они заложили туда координаты цм, то вероятно только для расчета настроек автомата стабилизации. Те же самые настройки можно посчитать на земле, закладывая не сам цм, а другого рода параметры, которые конечно учитывают положение цм. Тогда все на свои места встает.

К слову, если раскрутило еще сильнее, то наверно ошибка не в закладке настроек (до этого же все нормально было), а скорее всего в ДУС. Который себя и без этого вел подло.

zandr

ЦитироватьNot пишет:
1) НШС с датчиком угловых скоростей (ДУС), который какого то лешего...
прямая аллюзия на Протон с тремя Глонассами  ;)
В Японию, случайно, последнее время наши гастарбайтеры не заезжали?  :oops:

Not

Цитироватьzandr пишет:
прямая аллюзия на Протон
Лишнее подтверждение того, что литераторам с аллюзиями на космическом форуме делать нечего.

PIN

ЦитироватьEchidna пишет:
А статей с описанием подобного алгоритма у Вас нет?
Не, я смотрю в спецификации ПО и его код...

PIN

ЦитироватьEchidna пишет:
Если ДУС сдох
Такой сдвиг не смертелен (для некоторых датчиков он окажется даже в пределах требований). Другое дело, что он калибруется (совсем недавно калибровали на Sentinel-3) и потом обычно мало уходит, а здесь ушел. 
~20 градусов в час недостаточно, чтобы раскрутить до таких угловых скоростей

Echidna

ЦитироватьSOE пишет:
ЦитироватьEchidna пишет:
Если ДУС сдох
Такой сдвиг не смертелен (для некоторых датчиков он окажется даже в пределах требований). Другое дело, что он калибруется (совсем недавно калибровали на Sentinel-3) и потом обычно мало уходит, а здесь ушел.
~20 градусов в час недостаточно, чтобы раскрутить до таких угловых скоростей
Да это понятно, что он не смертелен, если сисиематическое смещение. И 200 град в час тоже не смертельно. Другое дело, что они написали же, что у них СУ решила, что это звездник врет и калибровать перестали.

А потом возможно этот же дрейф начали отрабатывать и ГД, разгоняя все сильнее аппарат и без того раскрученный маховиками: (120 Нмс) это очень приличный момент.

PIN

Там что, IRU механический? Чума :)

Echidna

ЦитироватьSOE пишет:
Там что, IRU механический? Чума  :)
Почему чума?) Самые хорошие из них по точности и массе не уступают ВОГам. Вот по потреблению уступают...

triage

#177
Прошла пресс конференция. 
На русскоязычных СМИ - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/31051/
 http://ria.ru/science/20160428/1422169699.html

На данный момент только на японоязычном разделе сайта JAXA
Сообщение - http://www.jaxa.jp/press/2016/04/20160428_hitomi_j.html
видео - 
pdf - http://www.jaxa.jp/press/2016/04/files/20160428_hitomi.pdf

англоязычный - пока нету обновления

triage

на английском
Цитировать http://global.jaxa.jp/projects/sat/astro_h/topics.html#topics7485

Apr. 28, 2016 Updated
Operation Plan of ASTRO-H (Hitomi)
JAXA established the emergency headquarters and has been doing its utmost to understand the anomaly of ASTRO-H ("Hitomi"). We have made every effort to confirm the status of ASTRO-H and to regain its functions.

On April 28 (JST), JAXA held a press briefing and sent out press releases on ASTRO-H ("Hitomi").
PressRelease

JAXA have determined that we cannot restore the ASTRO-H's functions. Accordingly, JAXA will cease the efforts to restore ASTRO-H and will focus on the investigation of anomaly causes. We will carefully review all phases fr om design, manufacturing, verification, and operations to identify the causes that may have led to this anomaly including background factors.

JAXA expresses the deepest regret for the fact that we had to discontinue the operations of ASTRO-H and extends our most sincere apologies to everyone who has supported ASTRO-H believing in the excellent results ASTRO-H would bring, to all overseas and domestic partners including NASA, and to all foreign and Japanese astrophysicists who were planning to use the observational results from ASTRO-H for their studies.

Цитироватьhttp://global.jaxa.jp/press/2016/04/20160428_hitomi.html
April 28, 2016 (JST)
The Japan Aerospace Exploration Agency (JAXA) established the emergency headquarters led by President Okumura and has been doing its utmost to understand the anomaly of the X-ray Astronomy Satellite ASTRO-H ("Hitomi"). We have made every effort to confirm the status of ASTRO-H and to regain its functions. Unfortunately, based on our rigorous technical investigation, we had to conclude as follows.
(1)   Most of our analyses including simulations on the mechanisms of object separation, it is highly likely that both solar array paddles had broken off at their bases wh ere they are vulnerable to rotation.
(2)   Originally, we had some hopes to restore communication with ASTRO-H since we thought we received signals from ASTRO-H three times after object separation. However, we had to conclude that the received signals were not from ASTRO-H due to the differences in frequencies as a consequence of technological study.


JAXA has also received information from several overseas organizations that indicated the separation of the two solar array paddles from ASTRO-H. Considering this information, we have determined that we cannot restore the ASTRO-H's functions.

Accordingly, JAXA will cease the efforts to restore ASTRO-H and will focus on the investigation of anomaly causes. We will carefully review all phases from design, manufacturing, verification, and operations to identify the causes that may have led to this anomaly including background factors.

JAXA expresses the deepest regret for the fact that we had to discontinue the operations of ASTRO-H and extends our most sincere apologies to everyone who has supported ASTRO-H believing in the excellent results ASTRO-H would bring, to all overseas and domestic partners including NASA, and to all foreign and Japanese astrophysicists who were planning to use the observational results from ASTRO-H for their studies.

JAXA also would like to take this opportunity to send our profound appreciation to all overseas and domestic organizations for all of their help in confirming the status of ASTRO-H through ground-based observations and other means.

Salo

http://ria.ru/science/20160428/1422169699.html
ЦитироватьЯпония прекращает попытки восстановить связь со спутником ASTRO-H "Хитоми"
10:35 28.04.2016
 (обновлено: 10:37 28.04.2016)  

ТОКИО, 28 апр — РИА Новости, Ксения Нака. Японское аэрокосмическое агентство JAXA официально объявило в четверг, что спутник ASTRO-H "Хитоми" (в переводе с японского "зрачок"), связь с которым была потеряна в конце марта, потерял обе солнечные батареи и дальнейшие попытки восстановить с ним связь признаны бесперспективными.
"Анализ ситуации с отделением от спутника его фрагментов, включая компьютерную симуляцию, подтвердил, что обе панели солнечных батарей оторвались от спутника, так как были слабым звеном в конструкции. После того, как стало очевидно отделение частей от спутника, на основании получаемых сигналов был сделан вывод о возможности восстановления с ним связи, однако частота сигнала технически труднообъяснима, из чего закономерно сделать заключение, что сигналы не принадлежат ASTRO-H "Хитоми". Мы пришли к выводу, что попытки восстановить функции спутника бесперспективны", — говорится в пресс-релизе агентства.
ASTRO-H "Хитоми" был запущен на орбиту 17 февраля. С помощью рентгеновского излучения он должен был следить за "черными дырами" и другими космическими объектами, чтобы продвинуть исследования в области структуры космоса. Его длина составляла 14 метров, вес 2,7 тонны. Он был оснащен четырьмя телескопами с приборами рентгеновского излучения и двумя гамма-излучателями. В конце марта с ним была потеряна связь, а затем стало известно, что от него оторвалось пять фрагментов.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"