Госкорпорация "Роскосмос"

Автор Liss, 20.12.2014 01:56:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

pkl

Что-бы что-то изменилось с кумовством, надо что-то делать. А не только писать на интернет-форумах.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

АниКей

#4021
Цитироватьkp.ru Что на самом деле стоит за «исходом» космонавтов из отряда
Александр МИЛКУС | Сайт «Комсомольской правды»
Проблемы в ЦПК накапливались уже давно
Спойлер


Космонавт Роскосмоса Геннадий Падалка на пресс-конференции на космодроме "Байконур". ФОТО Михаил Джапаридзе/ТАСС


Геннадий Падалка, 58 лет (пять полетов в космос, в сумме провел на орбите 878 дней), Сергей Волков, 44 года (три полета, «налет» 547 дней), Александр Самокутяев, 47 лет (два полета, «налет» 331 день), Сергей Ревин, 51 год (один полет, «налет» 125 дней) покинули или покидают в ближайшие дни отряд космонавтов. Мало кто на самом деле заметил бы такой «исход» - ну одни ушли, другие приходят (тем более что совсем недавно объявлен новый набор в отряд – тех, кто не старше 35 лет). Если бы не разнесшийся по просторам интернета стон: «Аааа, выгоняют самого опытного российского космонавта, а он мог бы еще...» Речь идет, конечно, о Геннадии Ивановиче Падалке. Вот слетал бы он в шестой раз на МКС – «налет» составил бы больше 1000 дней. Рекорд, который мало кому светит побить в ближайшее время. Американская космическая долгожительница Пегги Уитсон – она как раз сейчас работает на орбите и налетала на 28 апреля 538 дней.
На самом деле в нынешнем разгорающемся космическом скандале две составляющие, на мой взгляд, мало пересекающиеся друг с другом.

С одной стороны, ротация отряду нужна, как баллоны с кислородом аквалангисту. Буквально на днях «Союз» повез на МКС не трех, как обычно, а двух космонавтов - нашего Федора Юрчихина и американца Джека Фишера, третье место было занято грузовым контейнером. Роскосмос сокращает нашу часть экипажа. Теперь на орбите будут нести вахту не трое россиян, а двое, а порой и вообще один. Причин много. И то, что наша пилотируемая программа по сути зашла в тупик – эксперименты, которые проводят на орбите, малоэффективны. И то, что наш сегмент станции до сих пор – почти 17 лет - «живет» в режиме испытаний (а у американцев идет полноценная эксплуатация).
Так и не понятно полетит ли модуль «Наука» с новым оборудованием.
В общем, по большому счету, КПД от работы наших на МКС невысок, а деньги уходят немаленькие. Да, космонавты поддерживают станцию в рабочем состоянии - важная часть системы управления находится на нашем служебном модуле. Участвуют в американских и европейских экспериментах на борту. Но как-то маловато этого. Пятьдесят экспедиций на МКС. Но что они дали нашей науке и технологиям?
Обсуждение перспектив российской пилотируемой программы – тема отдельного разговора. Сейчас о другом. Факт в том, что в ближайшие годы (по крайней мере пока не полетит «Наука», если она вообще полетит) в космос в год будут в лучшем случае летать трое-четверо наших космонавтов. А чем займутся остальные? В отряде сейчас почти 30 действующих космонавтов, 13 из них еще в космосе не бывали. Какие перспективы ждут новый набор, который скоро придет в отряд?
В отряде с десяток ребят, прошедших полный курс общекосмической подготовки. Они ждут свой очереди, ждут, ждут, ждут... И становятся все старше... Выгорают, нервничают. А ведь на их подготовку затрачены немалые деньги...
Неслетавший космонавт – страшное словосочетание. Я знаю многих достойных людей, которые прошли все сложности отбора, но так и не побывали на орбите. Это очень тяжело, когда ребята, с которыми ты вместе пришел, осуществили мечту, получили Звезду Героя. Их знают, они состоялись. А ты все ждешь на скамейке запасных... Вот Федор Юрчихин – он сейчас на орбите и это его пятый полет – ждал назначения в экипаж пять лет. А инженер центра имени Хруничева Сергей Мощенко, зачисленный в отряд тогда же когда и Юрчихин, ждал полета двенадцать лет. Но так и не дождался.
В 2023 году – если все пойдет по утвержденному сейчас плану (дай-то бог) – начнутся пилотируемые полеты на новом нашем корабле «Федерация». Испытания нового корабля – как и любой сложной техники «в боевых условиях» - требуют высочайшей квалификации, опыта, инженерного чутья. То есть через шесть лет нам нужно иметь несколько облётанных экипажей – как минимум человек шесть-восемь - уже отработавших на МКС. И при этом в активном возрасте. А где их взять, если – повторюсь – теперь у нас будут летать по одному космонавту и предпочтение отдается тем, кто уже бывал в космосе? Прежде летали по двое и опытный космонавт как бы подстраховывал новичка.
Пока в будущие экипажи назначены те, кто уже имеет опыт полетов – Сергей Рязанский, Антон Шкаплеров, Александр Мисуркин, Александр Скворцов.
[свернуть]
А теперь о второй составляющей.
Казалось бы, отряд космонавтов Центра имени Юрий Гагарина – это лучшие люди – и по здоровью, и по человеческим качествам. А уж начальник Центра должен быть всем примером. Но это давно уже не так.
Атмосфера в отрядах еще в 70-80-е годы (а в советское время их было несколько – военных, инженеров, врачей) была далека от идеала. И подсиживали, и продавливали назначение в экипаж по блату. Слишком большие блага сыпались на голову слетавшим космонавтам. Были те, за кого «попросили», и были умницы, трудяги, люди действительно смелые, образованные и преданные профессии.
Но того, что творится в последние годы в Центре подготовки космонавтов, раньше не бывало. Неугодных, слишком «умных» космонавтов и инструкторов травят, выживают из Звездного.
Геннадий Падалка – может быть и сам того не ожидая – вынес на люди то, о чем те, кто находится внутри космической отрасли, в общем-то знают давно. Тут дело не в том, что 58-летний космонавт хочет слетать в шестой раз. Совсем не в том. Просто наступает момент, когда сдержаться трудно. Особенно когда видишь, во что превращается Центр, которому отдал всю жизнь.
Падалка давно «воюет» с начальником Центра Юрием Лончаковым. Еще больше года назад Геннадий Иванович с жаром комментировал попавшие ко мне документы, подготовленные руководством Центра. Бумаги были направлены на самый верх в обход Роскосмоса. Лончаков для «обеспечение выполнения мобилизационно-оборонных задач и специальной летной подготовки космонавтов...» и «выполнение работ в целях обеспечения обороны и безопасности...» просил прикомандировать к гражданскому центру 180 военных, в том числе 18 полковников. Какие оборонные задачи выполняет Центр, в котором готовят к полету на Международную станцию космонавтов из разных стран, понятно не было. Зато появление в Центре военных давало бы его начальнику возможность получить заветные генеральские погоны.
Материал был опубликован. Ответа из Центра подготовки космонавтов мы не дождались. Зато космонавта, посмевшего перечить руководителю, стали выживать еще активнее. Ему не нашлось должности, соответствующей опыту – хотя, казалось бы, кому как не Падалке готовить молодых? «Надоело бездельничать!» - в сердцах сказал мне на днях Геннадий Иванович.
До этого Лончаков выжил из Центра космонавта Олега Котова (три полета, «налет» 526 дней). Котов – человек вдумчивый, честный и отличается от многих тем, что не умеет кривить душой, болеет за дело.
«Олег Котов в 2015-2016 году назначался на должность директора департамента по пилотируемым программам Роскосмоса. Лончаков сделал все, чтобы это не состоялось, понимая, что на этой должности Олег будет противостоять отдельным его авантюрным проектам в Центре» - пишет в открытом письме, опубликованном на днях, Геннадий Падалка.
По инициативе Лончакова Котова обвиняли и в том, что он якобы представил подложные документы о летном образовании (это, конечно, оказалось враньем). Была организована кампания по дискредитации бывшего начальника Центра подготовки космонавтов Сергея Крикалева (у Сергея 6 полетов, 803 дня на орбите).
Не так давно космонавт Максим Сураев (он сейчас депутат Госдумы) отправлял запрос в Роскосмос о законности недавнего присвоения Юрию Лончакову, уже давно не находящемуся на подготовке к полету, квалификации «космонавт первого класса». (От классности зависит пенсия космонавта, а она сейчас может достигать 400 тысяч рублей, а то и более. В месяц).
Ходят слухи и о финансовых нарушениях и подтасовках в Центре. И о странных, не имеющих никакого отношения к космонавтике, заместителях руководителя Центра, подобранных лично начальником. Но тут пока помолчим, подождем итогов проверки...
Что обидно – грязное белье ЦПК теперь полощут по сути на Красной площади. Может и не стоило бы делать это вот так – при всех. Все-таки Центр – это не просто научно-исследовательский испытательный институт. Это нечто большее – это на самом деле место, откуда начинается дорога в космос. Но вода в кастрюле кипела давно. И вот, наконец, пар сбил крышку.
О том, что Лончаков – не лучшая кандидатура, чтобы руководить такой сложной и важной организаций, давно говорили многие опытные люди в Звездном. Но в июле 2015 года он «успешно прошел» аттестацию. И как теперь Роскосмос будет разруливать возникший конфликт?
Не хотелось бы быть пророком, но думаю, в ближайшее время всплывает еще много интересного и горького из зазаборной жизни ЦПК...
Добавлю только, что Геннадию Падалке в этой борьбе за справедливость понадобится не меньше мужества, чем в тот момент, когда он летел к звездам в маленьком корабле и под ним бушевал океан огня, вырывавшийся из ракетных двигателей.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитироватьpkl пишет:
Что-бы что-то изменилось с кумовством, надо что-то делать. А не только писать на интернет-форумах.
Я бы простил и кумовство и даже прямые хищения если бы делалось дело. 
Если бы например выяснилось что Королёв расставил родственников на блатные должности с хорошей зарплатой где не надо ничего делать и наворовал денег на ещё один особнячок в Останкино то от этого его авторитет в моих глазах бы не упал.
 И если бы вдруг оказалось что Рогозин честен и беден как церковная мышь то это ни на йоту не добавило бы ему авторитета в моих глазах. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

pkl

#4023
ЦитироватьЯ бы простил и кумовство и даже прямые хищения если бы делалось дело.
Так не бывает. Или одно,  или другое. Или дело, или кумовство и хищения.

Сейчас читаю про все эти дрязги в ЦПК. Не хочу давать оценок, кто прав в этом конфликте, а кто нет, но сам по себе факт его наличия говорит о нездоровой обстановке в коллективе. Да и в нашей космонавтике вообще. При этом, если почитать Б.Е. Чертока, то складывается ощущение, что так было с самого её рождения. Т.е. наша космонавтика обладает какими-то врождёнными недостатками. Которые, в конце-концов и довели её до ручки.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Старый

Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьЯ бы простил и кумовство и даже прямые хищения если бы делалось дело.
Так не бывает. Или одно, или другое. Или дело, или кумовство и хищения.
Ну почему же?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитироватьpkl пишет: 
Сейчас читаю про все эти дрязги в ЦПК. Не хочу давать оценок, кто прав в этом конфликте, а кто нет, но сам по себе факт его наличия говорит о нездоровой обстановке в коллективе. Да и в нашей космонавтике вообще. При этом, если почитать Б.Е. Чертока, то складывается ощущение, что так было с самого её рождения. 
Почитай Маллейна как с этим обстояло в американском ЦПК в Хьюстоне.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

hlynin

ЦитироватьСтарый пишет:
Если бы например выяснилось что Королёв расставил родственников на блатные должности с хорошей зарплатой где не надо ничего делать и наворовал денег на ещё один особнячок в Останкино то от этого его авторитет в моих глазах бы не упал.
А в моих бы упал. До нуля. Но вот странное дело - люди, которое Дело делали, практически сплошь были "неделовыми" в современном понятии.
ЦитироватьСтарый пишет:
И если бы вдруг оказалось что Рогозин честен и беден как церковная мышь то это ни на йоту не добавило бы ему авторитета в моих глазах.
А тут трудно не согласиться. Причём бедность - это скорее недостаток, чем достоинство.

pkl

ЦитироватьСтарый пишет:
Ну почему же?
Потому что это взаимоисключающие процессы, личное обогащение за чужой счёт и честное исполнение своих должностных обязанностей.
ЦитироватьСтарый пишет:
Почитай Маллейна как с этим обстояло в американском ЦПК в Хьюстоне.
Что, такая же жопа?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

АниКей

Путин назначил главу Росатома Лихачева членом набсовета Роскосмоса
ЦитироватьМОСКВА, 29 апр — РИА Новости. Президент России Владимир Путин назначил генерального директора госкорпорации "Росатом" Алексея Лихачева членом наблюдательного совета Роскосмоса. Соответствующий указ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации в субботу.
"Назначить членом наблюдательного совета Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" Лихачева А.Е. — генерального директора Государственного корпорации по атомной энергии "Росатом", — говорится в документе.
Этим же указом прекращены полномочия члена наблюдательного совета Роскосмоса первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко. Документ вступает в силу со дня его подписания.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


Denis Voronin

Цитироватьpkl пишет:  Т.е. наша космонавтика обладает какими-то врождёнными недостатками. Которые, в конце-концов и довели её до ручки.
Дотянулся проклятый Сталин! Точнее даже Ленин. В смысле идеология кривая, вот и получили.
Кривыми должны быть извилины, а не руки.

TAU

ЦитироватьЕсли бы например выяснилось что Королёв расставил родственников на блатные должности с хорошей зарплатой где не надо ничего делать и наворовал денег на ещё один особнячок в Останкино то от этого его авторитет в моих глазах бы не упал
Вполне ожидаемый штрих к моральному портрету персонажа с прямо-таки "говорящей" хохлофамилией... Воровство и кумовство для подобных - норма. И Королевых - для коих это просто невообразимо - им никогда не понять. Рожденным ползать - рожденных летать.

Старый

#4032
Цитироватьpkl пишет: 
ЦитироватьСтарый пишет:
Почитай Маллейна как с этим обстояло в американском ЦПК в Хьюстоне.
Что, такая же жопа?
Словами не передать. 
Как у нас - не знаю, поэтому не могу сказать "такая же". Но по поводу их Маллейн матерится страниц наверно 20 в разных местах. Сложно даже подходящую цитату подобрать. Лучше сам почитай. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Alex_II

ЦитироватьСтарый пишет:
Почитай Маллейна как с этим обстояло в американском ЦПК в Хьюстоне.
Это "Верхом на ракете" что ли?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

АниКей

#4034
ЦитироватьСтарый пишет:
Как у нас - не знаю, поэтому не могу сказать "такая же".
По молодости в развитом социализме работал на автомобильном заводе.
Потом еще одна из практик в училище была на ЗИЛе.
Наблюдал все прелести производства, штурмовщину в конце месяца, страдания мастера «кем заменить впавших в запой токарей», ночные смены чтобы выполнить план прогульщиков и т.п. Правда, никого не увольняли, воспитывали.
Думал, вот у них за рубежом в загнивающем капитализьме система потогонная, дисциплина запредельная, а то уволят, типа безработица, страшно.
Попалась книга Хейли «Колеса». Почитал – не поверил. Оказывается, и у них в Детройте мастер по понедельникам ищет, кем заменить не вышедших алкашей, и начальник может пройти по сборочному конвейеру, чтобы на определенную машину поставили все крутые прибамбасы и потом эту машину он честно купит...
Дожил до капитализма реального, увидел своими глазами, все подтвердилось.
Это я к тому, что тип и виды средств производства определяют производственные отношения.
Точно так же в ракетно-космической промышленности.
Такая же, видимо...  ;)  
Хотя какая у них не знаю, сам не наблюдал  ;)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьhttp://kommersant.ru/doc/3287253
                         
ЦитироватьПутин утвердил соцгарантии для граждан, переехавших с Байконура в Амурскую область

Президент России Владимир Путин подписал указ об обеспечении социальных гарантий для россиян, которые переехали с территории комплекса Байконур для постоянной работы в закрытом административно-территориальное образование (ЗАТО) Циолковский Амурской области. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Данный указ вступает в силу со дня подписания.
В документе указано, что дополнительные социальные гарантии вводятся для граждан, оторые будут работать в организациях госкорпорации «Роскосмос», ее филиалах и представительствах. При этом предыдущий стаж работы на Байконуре потерян не будет и пойдет в счет нового места работы.
В начале апреля наблюдательный совет «Роскосмоса» одобрил программу развития до 2030 года. В январе сообщалось, что «Роскосмос» планировал внести в правительство стратегию развития космической отрасли после марта. Одним из важных вопросов, который должен быть освещен в документе, является развитие космодрома Восточный после 2024 года.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

Цитироватьtass.ru  Владимир Солнцев: полетами на «Союзах» интересуются не только США

 
Владимир Солнцев  © Пресс-служба РКК "Энергия"  

Россия планирует продолжить доставку зарубежных астронавтов на кораблях "Союз" на Международную космическую станцию (МКС). Помимо профессиональных астронавтов, пассажирами легендарных кораблей могут стать космические туристы.
О дальнейшей судьбе российских "Союзов", грузовой версии корабля и контрактах с "Боингом" в интервью агентству ТАСС рассказал генеральный директор Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Владимир Солнцев.
Спойлер
—  Сообщалось о заключении контракта по доставке американских астронавтов на МКС на кораблях "Союз" в рамках контракта между РКК "Энергия" и "Боингом". Один астронавт полетит осенью 2017 года, другой —  весной 2018-го, еще три места зарезервированы на 2019-й. Какие планы по доставке американских астронавтов после 2019 года? После этого мы вернемся к практике —  два россиянина и один иностранец в корабле "Союз"? Что вы знаете о планах NASA?
— Это больше вопрос к NASA. Для безопасности станции нужно, чтобы в каждом корабле был как минимум один представитель "другого" сегмента МКС. То есть в российском "Союзе" нужен астронавт, который может обслуживать американский сегмент, а в американском "Драгоне" или "Старлайнере" — по одному космонавту для обслуживания российского сегмента. Соглашение по этому поводу, к сожалению, пока не подписано. Да и по готовности коммерческих кораблей США есть много вопросов, особенно по сертификации безопасности для пилотируемых полетов.
NASA планирует в 2018 году начать испытательные полеты коммерческих кораблей к МКС, а в 2019-м перейти к эксплуатационным полетам, к штатной операционной деятельности. Это очень амбициозные планы. Необходимо обеспечить сертификацию ракет-носителей "Атлас" и "Фалькон" для пилотируемых полетов, необходимо подтвердить работоспособность, надежность и безопасность самих пилотируемых кораблей "Драгон" и "Старлайнер" на всех участках полета, в том числе сертифицировать их системы аварийного спасения, наконец, необходимо доказать их безопасную стыковку, работу в составе МКС и расстыковку с МКС.
Целесообразно, чтобы по безопасности полетов международных экипажей на кораблях "Драгон" и "Старлайнер" NASA составило бы документ уровня программы МКС, который согласовали бы все партнеры. До этого включение полетов этих кораблей в программу МКС может быть преждевременно.
—  Если "Боинг" в итоге откажется от опциона на 2019 год, кому будут предложены три места в "Союзах"? Российским космонавтам, туристам, другим иностранным агентствам?
— Мы уверены, что опцион на 2019 год будет реализован. С учетом имеющихся рисков по программе коммерческих кораблей NASA, безусловно, заинтересовано в реализации опциона.
Это не столько коммерческий вопрос, сколько вопрос продолжения программы МКС, потому что без американских астронавтов на борту управлять и поддерживать работоспособность более чем трехсоттонного американского сегмента практически нереально. В то же время мы сейчас ведем переговоры с потенциальными клиентами и думаем, что даже в маловероятном случае отказа NASA от реализации опциона мы найдем желающих полететь на МКС в 2019 году.
—  Могут ли, наоборот, быть заключены дополнительные контракты на 2020 год и далее?
— Да, конечно, могут. У нас есть несколько заказчиков. Не хотелось бы без их согласия публиковать их намерения, но могу подтвердить, переговоры идут очень интенсивно.
Надеюсь, мы найдем все необходимые решения и компромиссы и очень скоро подпишем соответствующие соглашения. Учитывая, что цикл изготовления и запуска корабля "Союз" составляет около трех лет, желательно, чтобы контракты на полеты в 2020 году были подписаны в 2017-м.
—  Если США с 2019 года перейдут на использование частных кораблей для доставки астронавтов на МКС, количество запускаемых к МКС кораблей "Союз" будет сокращено до двух?
— Если это произойдет в 2019 году, то количество "Союзов" с 2020 года будет определяться не только госзаказом (два корабля в год), но и коммерческими заказами. Мы планируем сохранить темп пусков "Союзов" на уровне четырех ежегодно, включая два — госзаказ и два — коммерческие пуски.
—  Продолжат ли использоваться корабли "Союз МС" после ввода в строй корабля "Федерация"? Сколько еще продолжится эксплуатация "Союза"?
— Очевидно, что "Союз МС" будет использоваться до конца программы МКС (2024 год) и до ввода в эксплуатацию (примерно в эти же сроки) корабля "Федерация". Многое зависит от ракеты-носителя.
При запуске корабля "Федерация" на ракете "Ангара 5П" стоимость миссии будет достаточно высокой, и стоимость запуска одного космонавта не будет меньше, чем на корабле "Союз МС". В этом случае при отказе от корабля "Союз МС" потребуется дополнительное финансирование.
РКК "Энергия" предлагает создать ракету-носитель "Феникс", которая получит технические и экономические преимущества над ракетами "Зенит" и "Фалькон". С такой ракетой-носителем стоимость миссии корабля "Федерация" будет примерно равна стоимости миссии корабля "Союз МС". Дополнительное финансирование не потребуется. Учитывая, что "Федерация" может доставить на МКС четырех человек (а если нужно — шесть человек), очевидно, что замена корабля "Союз МС" кораблем "Федерация" (после завершения летно-конструкторских испытаний нового корабля) будет целесообразна.
—  Возможна ли в будущем еще модернизация "Союза" конкретно под космический туризм, возвращение грузов с орбиты?
— Прорабатывается, например, грузовозвращаемый корабль. Для улучшения возможностей коммерческих полетов на корабле "Союз МС" мы используем "быструю", четырехвитковую стыковку (шесть часов вместо двух суток).
Сейчас специалисты работают над реализацией двухвитковой схемы стыковки, которая еще больше увеличит комфорт космонавтов и туристов. В первые сутки происходит перестройка организма к полету в условиях невесомости и человек чувствует себя, мягко говоря, не очень хорошо. Надежнее пройти быстро стыковку и недомогать в комфортных условиях МКС, чем в тесном корабле. В 2018 году мы планируем испытать, а с 2019-го ввести в штатную эксплуатацию полет без бортинженера. На борту будет один командир, обеспечивающий управление кораблем, и два участника космического полета.
—  Как РКК "Энергия" относится к планам Илона Маска отправить корабль с туристами в облет Луны. Аналогичное предложение много лет звучит от РКК "Энергия". Нет ли у вас опасений, что Маск реализует этот проект раньше? Спрос на такие полеты ограничен, кто-либо из тех желающих, которые раньше проявляли интерес к проекту "Энергии", ушел к Маску?
— Думаю, что пока еще нам доверяют больше. У нас опыт 141 пилотируемого запуска. Конкуренция — полезное дело, хорошая мотивация для улучшения проектов в пользу потребителей.
Что касается конкретного состояния дел в компании Илона Маска, то, безусловно, такой полет трудно реализовать в 2018-м, да и в 2020 году. Никто еще не видел даже проекта. Нет ракеты-носителя, нет и корабля.
Корабль Crew Dragon, который предназначен для полетов к МКС, и ракета-носитель Falcon 9 сильно отличаются от корабля и ракеты для полета в сторону Луны. Необходима сертифицированная для пилотируемых пусков ракета, в 5–10 раз большая, чем летающая сейчас, корабль, способный возвращаться после полета вокруг Луны со второй космической скоростью при входе в атмосферу Земли, разгонный блок-буксир для разгона этого корабля к Луне и т. д. На все это нужно время и средства, у нас пока положение лучше. Время покажет.
—  Предлагаемая РКК "Энергия" ракета-носитель среднего класса в рамках ОКР "Феникс" будет одноразовой или с элементами многоразовости (что именно будет многоразовым)? Будет ли у нее, как у ракеты "Зенит", уникальная для советских/российских ракет автоматическая система предстартовой подготовки? На каких площадях планируется организовать сборку данной ракеты? В чем будет отличие этой ракеты для Восточного, "Байтерека" и "Морского старта"?
— Ракета будет одноразовой по крайней мере на первом этапе. Комплекс автоматизированных систем управления подготовкой и пуском (КАСУ ПП) по принципу построения будет аналогичным "Зениту". Сборка ракеты-носителя планируется на заводе "Прогресс" в Самаре. Ракеты для всех космодромов должны быть одинаковыми.
Вопрос многоразового применения ракетных ступеней подлежит дополнительному обоснованию. Для точной посадки и последующего применения первой ступени необходимо установить специальные органы управления, включающие ракетные двигатели, бортовые компьютеры, систему навигации, и затратить дополнительное топливо. В результате экономия здесь минимальная или ее вообще нет. Мы считаем, что стремиться необходимо к сокращению районов падения отделяемых элементов путем их приведения в одну точку. Здесь затраты невелики, а выигрыш очевиден. Повторное использование второй ступени, возвращающейся на Землю со скоростью, близкой к первой космической, — это утопия. Без должной теплозащиты, выдерживающей нагрев до 3000 градусов Цельсия, до Земли долетят только толстые металлические шпангоуты.
—  В Интернете уже много иллюстраций возможного облика окололунной станции, свои проекты демонстрировали на разных конференциях и РКК "Энергия", и "Боинг". Есть ли понимание, что она собой будет представлять? Что будем делать мы и что другие партнеры?
— Понимание облика и орбиты международной окололунной станции в основном сформировано. Вклады партнеров обсуждаются. Сейчас мы совместно с компанией "Боинг" договорились продолжить совместные работы по архитектуре этой станции, по облику модулей.
Конечно, необходимы политические решения по участию в международной программе и решения правительств по выделению соответствующих средств. Для этого необходимо четко понимать цели, задачи, этапы программы, результаты, которые мы ожидаем получить, и риски, которые, возможно, придется преодолевать. У нас есть опыт МКС, и это капитал, который будет использован. Но Луна — это другие условия: большая автономность, радиация, значительно дороже запуски и т. д.
Мы надеемся, что в этом году проявятся основные контуры международной программы и главы агентств смогут об этом объявить.
Беседовал Дмитрий Струговец
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

Цитироватьsvpressa.ru  Роскосмос: «Догнать и перегнать Илона Маска!» - Свободная ПрессаЗлоключения российской сверхтяжелой ракеты продолжаются
Александр Храмчихин                Политолог, военный аналитик

Глава РКК «Энергия» Владимир Солнцев заявил РИА «Новости», что кооперация российских ракетостроительных предприятий создает новую ракету среднего класса. И эта ракета будет конкурировать с американской Falcon компании Илона Маска.
Данная информация, призванная продемонстрировать эффективную работу отрасли, в действительности навевает грусть и печаль.


Спойлер

КБ, имеющее славную, почти 70-летнюю историю, пытается догнать частную компанию Space Exploration Technologies Corporation, основанную в 2002 году программистом с незаконченным высшим образованием. Компанию, численность сотрудников которой не превышает 6 тыс. человек...
В настоящее время ракета находится на стадии эскизного проектирования. Летать начнет, предположительно, через 4 года. У ракеты, имя которой еще не присвоено, прекрасные коммерческие возможности, уверены в РКК «Энергия». Ее запуски предполагается производить на космодромах Байконур и Восточный. Но главная надежда на «Морской старт» — плавучую платформу в низких широтах, которой владеет российский холдинг S7 Group, выкупивший у РКК «Энергия» плавучий космодром и право на коммерческие запуски космических аппаратов.
Принцип создания ракеты можно квалифицировать как разработку с использованием неликвидов. Неликвиды, разумеется советского производства. Для первой ступени ракеты предполагается использовать двигатели РД-171М, которые еще сравнительно недавно поставлялись химкинским НПО «Энергомаш» на украинское предприятие «Южмаш» для установки на ракету «Зенит». Теперь, видимо, произошло затаривание, и двигатели, разработанные в 80-х годах, будут устанавливать на перспективную российскую ракету.
Для второй ступени ракеты предполагают использовать уже не советский, а российский двигатель РД-0124, созданный в воронежском КБ Химавтоматики. И это немного обнадеживает: сегодня РД-0124 — самый эффективный в мире кислородно-керосиновый двигатель. Его используют в ракетах-носителях семейства «Союз». Модификация РД-0124А совсем недавно начала устанавливаться на новейшие ракеты семейства «Ангара».
Надо сказать, что путь развития нашей космической отрасли выписывает такие замысловатые траектории, понять смысл которых крайне непросто. «Ангара» — это чудовищный долгострой с элементами казнокрадства. Проект начал развиваться в 1995 году. Головным разработчиком был выбран ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. В создании ракет, по сути, участвовала вся отрасль — ведущие КБ: РКК «Энергия», КБ Химавтоматика, НПО «Энергомаш», КБ им. В.П.Макеева, НИИ Химмаш. В результате должны были появиться пять ракет с различной полезной нагрузкой, работающие на нетоксичном топливе и способные стартовать с российских космодромов. В 2014 году были совершены два успешных испытательных пуска ракет «Ангара-А1» и «Ангара-А5». После этого новости о пусках поступать перестали.
Наиболее запутанная ситуация со сверхтяжелой ракетой для полетов на Луну и планеты Солнечной системы. Тут наблюдается какое-то броуновское движение. На роль сверхтяжелой претендовала «Ангара-А7», существующая пока только в эскизном варианте. Она должна выводить на низкую опорную орбиту полезную нагрузку массой 35 тонн. Это, конечно, не слишком много. Но можно доставить на опорную орбиту за несколько пусков необходимую аппаратуру для монтажа на орбите лунного корабля и посадочного модуля.
Однако в 2009 году самарское КБ «Прогресс» приступило к созданию своего семейства из четырех ракет «Русь-М». Самая тяжелая ракета должна выводить на низкую опорную орбиту 50 тонн. Данное семейство, как и «Ангара», проектировалось по модульному принципу, то есть более тяжелые ракеты создавались путем добавления к более легким двигательных модулей.
КБ «Прогресс» разрабатывал «Русь-М» в более высоком темпе, чем в Москве проектировали «Ангару». В 2013 году начали вычерчиваться рабочие чертежи. Испытательные пуски предполагались на 2015 год, а начало эксплуатации — на 2018 год. И вдруг в 2013 году финансирование было прекращено с формулировкой Роскосмоса: в Самаре делают практически такую же ракету, как и в Центре им. Хруничева. А зачем нам две одинаковых? При этом в прекращении проекта не могло быть финансовой подоплеки: если Центр им. Хруничева потратил к настоящему времени на «Ангару» почти 200 млрд. рублей, то в Самаре было израсходовано меньше 2 миллиардов.
В то же время разница у этих двух семейств довольно ощутимая. «Ангара» — это не такая уж и «чистая» ракета. В ней используются разгонные блоки, в которых в качестве топлива применяется гептил, вокруг которого постоянно бушуют экологические страсти в Казахстане. Впрочем, есть и разгонные блоки, работающие на жидком водороде.
К слову, в период реализации в Самаре проекта «Русь-М» чиновники Роскосмоса всячески его нахваливали. Во многом это определялось достоинствами топлива самарской ракеты — она работает на сжиженном природном газе (СПГ). Потому что СПГ — более эффективное топливо, чем керосин для «Ангары». Важнейший показатель эффективности ракетного двигателя — удельный импульс. Это физическая величина, определяющая отношение количества движения, то есть импульса (произведения массы на скорость) к скорости расходования топлива. Самый высокий импульс дает жидкий водород. У СПГ этот параметр находится между водородом и керосином. Поэтому в семействе «Русь-М» можно было бы создать более мощную сверхтяжелую ракету. В процессе реализации проекта специалисты КБ «Прогресс» заявляли, что 50 тонн — это не проблема, можно добиться вывода на НОО и 85 тонн.
Стремительность, с которой в Самаре проектировали ракету, объясняется тем, что в КБ накоплен громадный опыт по созданию ракет с двигателями, работающими на жидком водороде. Но двигатели на СПГ практически ничем не отличаются от водородных. Так что сверхтяжелая ракета для полетов на Луну могла быть сделана в Самаре раньше, чем в Москве, в ГКНПЦ им. М.В.Хруничева.
Но недавно вдруг выяснилось, что и в Москве она сделана не будет. Проект «Ангара» остановит свою ракетную линейку на «Ангаре-А5». Сверхтяжелую ракету начинает создавать РКК «Энергия» в городе Королеве. И опять-таки на базе советского неликвида. При строительстве ракеты будут использованы самые мощные за всю историю космонавтики двигатели РД-170, которые должны были применяться в загубленном проекте «Энергия» — «Буран». А это означает, по сути, воссоздание легендарной ракеты «Энергия», которая совершила единственный полет в ноябре 1988 года.
Ракета была уникальной, способной поднимать на НОО 100 тонн полезной нагрузки. Была запланирована модификация «Вулкан» с вдвое большей грузоподъемностью. При этом двигатели были рассчитаны на 10 полетов, что предполагало создание многоразовой ракеты. Именно такую сделал Илон Маск. Однако переформатирование страны в 1991 году перечеркнуло эти планы.
Глава РКК «Энергия» Владимир Солнцев утверждает, что на создание ракеты будет потрачено минимальное время, в пределах пятилетки. Потому что будет максимально использован задел 80-х годов. Действительно, РД-170 в наличии имеется. Точнее — РД-171, модификация двигателей первой ступени «Энергии», которая отличается не по мощности, а по схеме управления соплами. То есть это двигатель от «Зенита», о котором Солнцев говорил в связи с планами создания ракеты среднего класса. Очень похоже, что за счет этих маневров РКК «Энергия» пытается перетащить на себя значительную часть одеяла по освоению космодрома Восточный.
Однако первая ступень с готовыми двигателями — это еще не вся ракета. «Новая-старая» сверхтяжелая будет трехступенчатой — в отличие от двухступенчатой «Энергии». Потому что вторую ее ступень воссоздать невозможно. На ней был установлен воронежский водородный двигатель РД-0120, который развивал в вакууме тягу в 200 тонн силы (тс). Но двигатель давно не выпускается, и восстановить технологию его производства не представляется возможным.
Поэтому две первые ступени предполагается сделать на РД-171, а в качестве третьей позаимствовать ступень ракеты «Ангара» с выше упоминавшимся двигателем РД-0124. Да, как было сказано, он самый эффективный в мире керосиновый двигатель, но по тяге сильно уступает РД-0120, развивая в вакууме 30 тс. У трехступенчатой сверхтяжелой американской ракеты «Сатурн-5», которая могла выводить на НОО 141 тонну полезной нагрузки, две последние ступени ракеты имели водородные двигатели.
Так что «энергетикам» из подмосковного Королева придется проявить максимум конструкторской изобретательности, чтобы на одном керосине выводить на НОО 80 тонн. Именно такую грузоподъемность они намереваются получить от своей сверхтяжелой. При этом обещают пошагово модифицировать ракету, достигая показателей в 100 тонн, 120 тонн и, наконец, 160 тонн. Тем самым будет побит американский рекорд, который держится уже полвека.
Но можно ли этому верить? Вот в чем вопрос. Слова и дела руководителей нашей космической отрасли уже очень долго совпадают довольно редко.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!