Освоение Луны

Автор Serge, 11.12.2014 14:21:18

« назад - далее »

Сергей Георгиевич Петропавловский и 2 гостей просматривают эту тему.

Юрий Темников

Цитата: Astrodrive от 20.11.2023 05:49:36
Цитата: Юрий Темников от 14.11.2023 19:44:12Расплавленный реголит получается как отходы в предложенной мной установке для получения кислорода  из реголита. Мелко они плавают,мной предложена мощность в 13 000 квт ,система зеркал и концентратор обшей массой 6-10 т.

Это на случай если водяного льда нет на полюсах Луны?

А так меняем Ваши зеркала на солнечные батареи и получаем O2, H2 электролизом из воды/водяного льда.

Менять не нужно ,есть СБ работающие концентрации солнечного света 100,но им нужны радиаторы,электролизёры..А у нас высокотемпературный процесс,где радиаторы практически само оборудование завода.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.


Solarman

Я конечно не верю, что при моей жизни произойдёт какой-то прорыв в исследовании ближнего и дальнего космоса, но хочу по крайней мере зафиксировать своё видение данного процесса, который можно было бы реализовать уже сейчас (или в ближайшем будущем), если бы у нас были иные приоритеты:

1. Первоначальная цель - закрепится на Луне. Начать промышленную деятельность.
2. Самое простое - делать топливо из льда (водород + кислород). Есть рабочие водордные двигатели. Тема достаточно изучена. КВТК на подходе. Всё остальное - дороже, сложнее для разработки и использования.
3. Топливо на Луне при возможности его делать в промышленных масштабах - может быть вполне востребовано так как, на Луне низкая первая и вторая космическая скорости, и есть дополнительные условия для его производства и охлаждения (лунный день и лунная ночь). Кроме того нет земного рынка, который даже метан сейчас по цене выведет в космос :-)
3. Льда по текущим оценкам хватит (даже 0.6 км3 как написано в Вики это намного больше по массе, чем всё топливо "Протонов" запущенных на текущий момент). Вопрос в состоянии этого льда. Если он в виде ледника - то вопрос с добычей можно считать решенным. Иначе придётся повыёживаться.
4. Все технологии России, если мы решим осваивать Луну, должны работать в одном направлении. То есть РОСС, Ангара, КВТК и ЗЕВС - это всё про Луну в одном комплексном проекте. Дополнительная ветка для развития технологий для освоения космического пространства, которая продвигает все имеющиеся и перспективные технологии.
5. Люди - сверхтяж или что-то на основе Ангары - быстро. Грузы ЗЕВС - медленно. ЗЕВС - использование ядерной энергии в космосе. Реакторы нужны везде - и на Луне и при освоении солнечной системы. Запускать ЗЕВС к Венере или Юпитеру не испытав его на регулярных рейсах на Луну - бред и трата денег.
6. На первом этапе люди не на Луне, а на окололунной станции. Садится на Луну дорого. Взлетать с Луны ещё дороже. На Луне пилотируемые аватары - наследники FEDOR-а. Они строят базу и промышленные объекты. Почему не с Земли? Хреновые пинги - более 2000 мкс на обеспечение онлайн связи. Оперативно так не поуправляешь - ещё водители первого лунохода с этим намучались.
7. Окололунная станция - тоже недостающая технология освоения солнечной системы. Она должна отличаться от МКС, так как нет земной защиты от космической радиации. Решение в лоб - собранная из пластин достаточной толщины геометрическая фигура - например ромбокубооктаэдр (здания на его основе на земле делаются, только два вида пластин - квадраты и треугольники) (привет Элитка ;-)). Внутренность геометрической фигуры - надувные модули наподобие BEAM (Bigelow Expandable Activity Module). Проблема масконов.
8. РОСС с полярной орбитой - порт на Луну со стороны Земли и нулевой этап.
9. Использование верхних ступеней как ёмкостей (вагонов) для грузооборота между Луной и Землёй.
10. На втором этапе - общий контракт для работы каждого космонавта на несколько лет вперёд и ротация между окололунной базой и базой на поверхности луны.
11. Принцип - все сложные технологичные механизмы - лёгкие и доставляются с Земли, с Луны доставляются простые прочные тяжёлые конструкции, сборка всего - в космическом пространстве в удобном месте между Землёй и Луной.

Все это, по идее, должно в перспективе уменьшить стоимость исследования как самой Луны и так и солнечной системы.
Кто первый промышленно освоит Луну будет Колумбом нового времени. Ведь то что есть на Луне - есть и на 70% объектов солнечной системы. Сейчас нам не хватает технологий - всё за пределами Земли для нас terra incognita.

Так что как древние Греки сидим  и ждём пока кто-нибудь не сделает двигатель внутреннего сгорания. Ибо разумным грекам данный вопрос абсолютно неинтересен, зачем шлятся где-то кроме Афин. :-)

Кот Бегемот

Цитата: Solarman от 22.04.2024 08:11:59На первом этапе люди не на Луне, а на окололунной станции.
Категорически не слогласен.На луне людям комфортнее будет чем в невесомости это раз.Цель осваивать луну, а не орбиту - это два.
Что 2 модуля на луну опустить, что на орбите их держать невелика разница (в маштабах программы по освоению луны).Темболее их все равно прийдется рано или поздно там ставить.
Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать

Нормальные предложения, но я бы в силу образования и начитанности расположил бы задачи так
1. Уже писал АМС по типу Луна-25 -по три в год.
2. Выбор места базовой станции
3. Создание и пополнение базы окололунных спутников (не меньше 6) и наверно для них 2-х лунных приемных станций (вроде было такое необходимо)
4. Прилунение блоков для базовой лунной обитаемой станции.
5. Орбитальная станция..., да еще обитаемая. Ну она сильно нужна? Лучше сначала сразу на Луну.
6. Ну и высадка наконец наших на Луну. Наверно и Ангара нужна и что-то более тяжелое...

Учитывая темпы, уже "Луна 2034" под вопросом...
1.Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.Киселев (ЗиХ)- без РБ КВТК и водородной ступени Ангара не Ангара!
3.Без второго старта на "Восточном" "Луны-2034"  не будет!

Цитата: Leonar от 09.09.2015 11:26:02Програмка освоения Луны
1.       Научно изыскательный этап
2.       Научно практический этап
Тут более серьезные есть программы. Но в 2015 еще не ясно было, что и где у нас будет из носителей. Для обсуждения имеет смысл просмотреть, здесь было ранее. И главное-философов с их рассуждениями типа "зачем это вообще нужно" посылать в "ЧД" или к Рогозину-он же доктор философии, сенатор...
1.Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.Киселев (ЗиХ)- без РБ КВТК и водородной ступени Ангара не Ангара!
3.Без второго старта на "Восточном" "Луны-2034"  не будет!

Андрюха

Цитата: Сергей Георгиевич Петропавловский от 22.04.2024 20:03:32Но в 2015 еще не ясно было, что и где у нас будет из носителей.
Так оно и в 2024 нет особой ясности...

Solarman

Цитата: Кот Бегемот от 22.04.2024 19:26:55
Цитата: Solarman от 22.04.2024 08:11:59На первом этапе люди не на Луне, а на окололунной станции.
Категорически не слогласен.На луне людям комфортнее будет чем в невесомости это раз.Цель осваивать луну, а не орбиту - это два.
Что 2 модуля на луну опустить, что на орбите их держать невелика разница (в масштабах программы по освоению луны).Тем более их все равно придется рано или поздно там ставить.
Главный вопрос здесь цена и технологии доступные в настоящий момент.
1. Доставка грузов до Луны очень дорога.
Например:
https://ria.ru/20190720/1556724872.html
https://rg.ru/2019/12/10/v-nasa-ozvuchili-stoimost-dostavki-astronavtov-na-lunu.html
то есть на первом этапе каждый килограмм на вес золота.
2. При посадке и взлёте с Луны более половины веса платформы - топливо. 
( Масса лунного модуля при полете «Аполлона-11» составляла 15 тонн, из которых 10,5 тонны приходилось на топливо.)
3. Никто на Луне баз не строил:
  • Неизвестно где строить базу. Поиск места - отдельная большая задача.
  • Не известно как и чем строить базу.
  • Не известно из каких материалов строить базу
  • Неизвестно как организовать её жизнеобеспечение
4. Нет ни носителей ни посадочных модулей, которые могут обеспечить построение этой базы. В России точно нет и не предвидится. Даже проект сверхтяжа стоит на паузе уже фиг знает сколько времени.
5. Размерность посадочного модуля для организации строительства должна быть больше Апполоновской. Апполоны - пригодны только для туризму. Ракет под подобный модуль сейчас просто нет. Нигде в мире.
6. Проблема с спасением жизни космонавта с поверхности Луны, если возникнет критическая ситуация. Никто из космонавтов не имеет шанса на спасение (мизерные шансы).

Да - под реголитом можно не парится про излучение. Но до того момента пока будет база закопанная под реголитом - нужно влить гигантское количество средств.
Космические программы во всём мире сокращаются. В настоящий момент вероятность вливания подобных средств, а тем более у нас ничтожна. Да и в итоге - влив эти средства - не факт, что получится нужный результат.

Поэтому и нужна база на орбите Луны.
(подробности про базу в следующем посте)

Solarman

#728
База на орбите Луны как шаг к её освоению.
1. Строительство окололунной базы будет стоить дешевле, чем организация постоянных посещений поверхности Луны с туристическими целями. Лучше притащить 20 тонную пластину защиты на орбиту Луны, чем такой же по размеру модуль с платформой для взлёта/посадки. Пластина по крайней мере останется на орбите Луны и будет кирпичиком в строительстве,  а от одной посадки на Луне без предварительной подготовки - выхлопа нуль (ну или очень мало).
2. Пластину из которых предполагается строить базу можно будет доставить существующими сейчас и проектируемыми сейчас средствами. Например связка А5В плюс ядерный буксир ЗЕВС позволит это делать регулярно и с пользой. ЗЕВС-у всё равно надо будет нарабатывать статистику. Даже если произойдёт авария - алюминиевая пластина защиты - не будет катастрофически страшной потерей.
3. Люди умеют жить на орбитальных базах (более 50 лет опыта).
4. Изучение возможности жизни людей без магнитного поле Земли в межпланетном пространстве. Сейчас врачи говорят что полгода человек должен выдержать без последствий, но как оно на самом деле - предстоит разобраться. Первый этап изучения кстати РОСС, поскольку её планируется делать на полярной орбите. На полюсах магнитного пояса защиты Земли практически нет.
6.  Возможность экстренной эвакуации космонавта (за трое суток можно дотащить человека до Земли).
7. Окололунная станция -  логистический, управленческий, информационный хаб для дальнейшего освоения Луны.
8. Опыт защиты от излучения и строительные блоки станции можно будет использовать в дальнейшем при строительстве базы на поверхности Луны.
9. Менее жёсткие условия для посадочной платформы для доставки аватаров. Возможность доставки модулей для оперативного ремонта на поверхности Луны. Если с Луны не надо ничего тащить - то посадочную платформу можно сделать проще.
10. Развитие технологии беспилотного строительства и ремонта на поверхности безвоздушных тел с соответствующими температурными режимами.
11. Сама по себе такая станция - это отдельная полезная технология для освоения солнечной системы. Такого рода станции можно будет в дальнейшем собирать для разных объектов интересующих человечество. По крайней мере будет понятно сколько это стоит и как это поддерживать.

Окололунная станция - это наиболее доступный и реализуемый сейчас этап без катастрофических затрат.
Наличие этой станции сможет упростить уже строительство базы на поверхности Луны. Появится возможность исследовать разные участки местности удалённо, опыт удалённого строительства на внеземной поверхности.  В принципе может это даже на Земле получится применить... (возврат части затрат)
Построив её мы получим часть недостающих нам технологий для освоения солнечной системы.

Цитата: Solarman от 23.04.2024 01:31:25
  • Не известно как и чем строить базу.
  • Не известно из каких материалов строить базу
Трансформеры. Только так. Очень бы хотелось на базе третьей ступени "Ангары-5". Формировать модули на орбите, потом планетарным блоком гнать их на Луну. Для начала размеры будут не больше по весу, чем "Луна-25". Не герметичные, но видимо теплоизолированные. К примеру как СПК. Но.... точность посадки должна быть в пределах метров. Вот поэтому и нужна лунная навигация.
1.Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.Киселев (ЗиХ)- без РБ КВТК и водородной ступени Ангара не Ангара!
3.Без второго старта на "Восточном" "Луны-2034"  не будет!

Veganin

Цитата: Solarman от 23.04.2024 01:31:251. Доставка грузов до Луны очень дорога.
Например:
https://ria.ru/20190720/1556724872.html
https://rg.ru/2019/12/10/v-nasa-ozvuchili-stoimost-dostavki-astronavtov-na-lunu.html
то есть на первом этапе каждый килограмм на вес золота.
По первой ссылке - стоимость возвращения грузов с Луны :) 15 млрд долларов в год - хотелка Роскосмоса 2019 г., судя по новости. За эти деньги, за 3-5 лет, можно спокойно построить на Луне тюрьму и устроить каторгу для особо опасных преступников и казнокрадов, в том числе из Роскосмоса: будуть работать кайлом и добывать лунный лед и участвовать в строительстве лунных объектов на благо Родины и человечества в целом

Вторая ссылка рассказывает уже об американских бюрократах от НАСА (и Конгресса), которые за 1,6 млрд $ обещают запустить SLS к Луне, напрочь не видя, что 16 Falcon Heavy (100 млн $ за запуск FH с использованными 1 ступенями от F9), в одноразовом варианте и стоимостью с 1 SLS, выводит на НОО ~640 т груза или не менее 280 т на TLI. Т.е. на поверхность Луны опустится не менее 80 т ПН. Иными словами, есть возможность не только построить на Луне научную базу, но и отправить американских казнокрадов к их российским коллегам на лунную каторгу.

Цитата: Solarman от 23.04.2024 01:31:253. Никто на Луне баз не строил:
  • Неизвестно где строить базу. Поиск места - отдельная большая задача.
  • Не известно как и чем строить базу.
  • Не известно из каких материалов строить базу
  • Неизвестно как организовать её жизнеобеспечение
Все 4 вопроса решены еще 60 лет назад в рамках Horizon, "Звезды" и сейчас полно различных проработок и предложений. Очевидно, что станции первого поколения и, скорее всего, второго будут строить из земных материалов и готовых модулей.

Цитата: Solarman от 23.04.2024 01:31:254. Нет ни носителей ни посадочных модулей, которые могут обеспечить построение этой базы. В России точно нет и не предвидится. Даже проект сверхтяжа стоит на паузе уже фиг знает сколько времени.
Есть уже Falcon Heavy, SLS Block I, Block II и лунный Старшип в разработке, CZ-10/CZ-9 и клоны Falcon Heavy также в разработке у деятельных китайцев. Это то, что с высокой степенью вероятности, будет использоваться в ближайшие 20 лет, если не будет Третьей Мировой или глобального катаклизма.


Цитата: Solarman от 23.04.2024 01:31:255. Размерность посадочного модуля для организации строительства должна быть больше Апполоновской. Апполоны - пригодны только для туризму. Ракет под подобный модуль сейчас просто нет. Нигде в мире.
Не согласен - средства доставки строителей на объект строительства никак не корреллируют с его размерами и сложностью. Лунный Старшип, если будет реализован, станет прорывом в исследовании и освоении Луны в 21 веке.

Цитата: Solarman от 23.04.2024 01:31:256. Проблема с спасением жизни космонавта с поверхности Луны, если возникнет критическая ситуация. Никто из космонавтов не имеет шанса на спасение (мизерные шансы).
Это не проблема: каждый день на Земле гибнут сотни и сотни людей в автокатастрофах, при несчастных случаях в быту и на производстве, не говоря уже о войнах и преступности. Однако, жизнь продолжается и будет продолжаться. Так и с пилотируемой космонавтикой: гибель отдельных космонавтов или даже целых экипажей не приведет к закрытию лунных и марсианских программ в будущем.

Цитата: Solarman от 23.04.2024 02:12:07База на орбите Луны как шаг к её освоению.

1. Строительство окололунной базы будет стоить дешевле, чем организация постоянных посещений поверхности Луны с туристическими целями. Лучше притащить 20 тонную пластину защиты на орбиту Луны, чем такой же по размеру модуль с платформой для взлёта/посадки. Пластина по крайней мере останется на орбите Луны и будет кирпичиком в строительстве,  а от одной посадки на Луне без предварительной подготовки - выхлопа нуль (ну или очень мало).
2. Пластину из которых предполагается строить базу можно будет доставить существующими сейчас и проектируемыми сейчас средствами. Например связка А5В плюс ядерный буксир ЗЕВС позволит это делать регулярно и с пользой. ЗЕВС-у всё равно надо будет нарабатывать статистику. Даже если произойдёт авария - алюминиевая пластина защиты - не будет катастрофически страшной потерей.
Если Роскосмос возьмется за РОС на ОЛО, то с это темы не слезет, даже если индийцы и африканцы прилунятся, еще лет 20-30. Это плюс к 20-ти годам на проектирование и запуск модулей окололунной станции. А, скорее всего, после 20-ти лет проектирования скажет, что лунная база на поверхности - магистральный путь развития российской космонавтики в 21 веке. Иными словами, зря потраченные десятилетия и инженерный труд, не говоря уже о деньгах.
И почему отсутствие РН для строительства ЛБ - недостаток, а использование несуществующих А5В и, тем более, Зевса для строительства окололунной базы - допустимо?

На мой взгляд, строительство лунной базы вытащит российскую космическую отрасль из летаргического сна и болота, спасет ее и омолодит кадры, даст мощный импульс развития на весь 21 век. Реализация проектов на НОО и ОЛО - путь в никуда и дальнейшая деградация отрасли. После "Мира" - вершины отечественной пилотируемой космонавтики, мы катимся вниз по наклонной плоскости. Единственный выгодоприобретатель нынешнего положения вещей и РОС на ССО - "Энергия", которая готова десятки лет осваивать госфинансирование и продавать государству в лице Роскосмоса одни и те же, по сути, изделия, не забывая плодить лунных орлят и приспосабливая лунных орлов для НОО.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Цитата: Solarman от 23.04.2024 02:12:07Окололунная станция - это наиболее доступный и реализуемый сейчас этап без катастрофических затрат.
Не сейчас. Мы ведь говорим про российскую лунную программу, надеюсь? Кооперация с КНР, Индией (других не вижу) тут же погрязнет в разногласиях. Т.е. -сами, сами.
А по сему-как написал выше.
Цитата: Solarman от 23.04.2024 02:12:079. Менее жёсткие условия для посадочной платформы для доставки аватаров. Возможность доставки модулей для оперативного ремонта на поверхности Луны. Если с Луны не надо ничего тащить - то посадочную платформу можно сделать проще.
И я об этом же. Всю науку из трансфомеров (у вас посадочные платформы) выкинуть-остается связь, управление и необходимая телеметрия.
Кстати, на ВДНХ с тыльной стороны проводятся чтения для молодежи (вход бесплатный). Вот будущие команды и формировать из них (ну, что бы филологов и философов не привлекать)...
1.Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.Киселев (ЗиХ)- без РБ КВТК и водородной ступени Ангара не Ангара!
3.Без второго старта на "Восточном" "Луны-2034"  не будет!

Solarman


Тем не менее создателей Сатурна-5 в лунную тюрьму пока никто не отправил. И сейчас будет абсолютно также. Бюрократы были есть и будут и они решают кому и сколько давать денег, что в США, что у нас. Увы. :-(
Цитата: Veganin от 23.04.2024 06:20:49Все 4 вопроса решены еще 60 лет назад в рамках Horizon, "Звезды" и сейчас полно различных проработок и предложений. Очевидно, что станции первого поколения и, скорее всего, второго будут строить из земных материалов и готовых модулей.
Проектов много. Есть даже детонационный двигатель.
Но проекты это не решение. Это один из вариантов, который может оказаться не рабочим. Вот была станция SkyLab в проекте. Запустили её. И долго она проработала?
Никто не знает = никто не делал и не представляет ситуацию на Земле Луне.
Может все эти проработки - будут полной фигнёй в итоге?
Цитата: Veganin от 23.04.2024 06:20:49Есть уже Falcon Heavy, SLS Block I, Block II и лунный Старшип в разработке, CZ-10/CZ-9 и клоны Falcon Heavy также в разработке у деятельных китайцев.
Falcon Heavy по грузоподъемности аналог нашего Протона. Старшип пока ещё испытвается, думаю его доведут но пока нет. И это всё равно никак не отменяет тот факт, что доставка груза до Луны дорогая. Ну будет она в 2 раза дешевле - это что нибудь решит?  Ещё и цены на метан в итоге повысятся - здесь же рынок США - чем выше спрос - тем выше цена.
В любом случае это не про нас. РФ даёт на свою космическую программу в 10 раз меньше, причём на всё и на военку в том числе. Нам придётся ориентироваться на этот факт. 
Это США может попытаться задавить мясом, не исключая возможности огрести при всех их затратах.
Цитата: Veganin от 23.04.2024 06:20:49Это не проблема: каждый день на Земле гибнут сотни и сотни людей в автокатастрофах, при несчастных случаях в быту и на производстве, не говоря уже о войнах и преступности.
Здесь есть большая разница. Погибший в автокатастрофе человек, к сожалению мало кому интересен. А вот погибший на Луне космонавт - это повод закрыть программу изучения Луны ибо космос опасен. Совсем разные эффекты. И шуму будет - на всю планету. "Они убивают людей выбрасывая их в безжалостный космос" - журналюги такое любят. 
Поэтому желательно всё-таки космонавтов по возможности не убивать.
Цитата: Veganin от 23.04.2024 06:20:49И почему отсутствие РН для строительства ЛБ - недостаток, а использование несуществующих А5В и, тем более, Зевса для строительства окололунной базы - допустимо?
Потому что для А5 площадка на Восточном уже есть и для КВТК двигатель уже испытывался год назад,  а по остальным вопросам даже конь не валялся. Союз-5 всё ещё в проекте и не ясно когда он будет. Запускать его планировали с Байтрека. Сверхтяжа в ближайшее время тоже не предвидится. 
Что же остаётся. Только рассчитывать что А5В таки допинают и ЗЕВС таки запустят. Причём желательно чтобы ЗЕВС не отправился на бредовый полёт к Венере или Юпитеру, а вполне возил грузы для Луны нарабатывая статистику и проявляя косяки разработчиков.
Цитата: Veganin от 23.04.2024 06:20:49Если Роскосмос возьмется за РОС на ОЛО, то с это темы не слезет, даже если индийцы и африканцы прилунятся, еще лет 20-30.
Роскосмос работает по средствам, которые Роскосмосу выделяют. Если они не смогут в РОС и в ОЛО кто вам сказал, что они потянут базу на Луне, которая по факту требует на порядки больших затрат?
Конечно такой проект как вы говорите - это самый прямой способ угробить Роскосмос, второй рукой двигая через местный минфин мысль, что он прожирает кучу денег без реального результата и размахивая лунной программой.
Но если всё таки желать жизни исследованию космоса в РФ, то лучше пусть они делают РОСС и осваивают ОЛО - что есть шаг в правильном направлении, чем тупо сольются в попытке вывезти то, на что денег не дают.
Похожая ситуация была например, с Н-1. Ведь даже было проведено всего 4-е запусков, что не достаточно для испытания ракеты (на А5 - испытательных запланировано 6). Денег на программу в отличии от США было выделено на порядок меньше. И 5-ая бы полетела - судя по тому, что 4 не доработала до отделения первой ступени всего 7 секунд. Зачем нам повторение Н-1 и полёта Бурана. Да мы можем. Но какой ценой?

Цитата: Veganin от 23.04.2024 06:20:49Реализация проектов на НОО и ОЛО - путь в никуда и дальнейшая дег
адация отрасли.
Реализация НОО и ОЛО единственный реальный здоровый путь. Не маниловские проекты за миллиард гигарублей, которых кстати Роскосмосу никто не даст, а волне реальный путь при чуть чуть повышенных затратах добиться реального результата.
Не флаговтык да. Но с реальным выхлопом в итоге - а не с закрытием ещё нерождённого проекта, как по сверхтяжу.
Имхо стоит делать то, что имеет шансы взлететь в наших условиях.
Гелий-3 в проектах на Луне мы уже добывали. Не надо...
Никто не даст Роскосмосу средств столько, сколько США даёт НАСА.

Solarman

Цитата: Сергей Георгиевич Петропавловский от 23.04.2024 06:21:44Не сейчас. Мы ведь говорим про российскую лунную программу, надеюсь? Кооперация с КНР, Индией (других не вижу) тут же погрязнет в разногласиях. Т.е. -сами, сами.
Так сами мы как раз станцию на ОЛО сделать можем, а лунную базу пока не вывезем. Каждой вещи своё время. Надо опираться на знания и технологии которые есть, а не пытаться поставить всё на зеро,  надежде, что прокатит. Не прокатит.
Цитата: Сергей Георгиевич Петропавловский от 23.04.2024 06:21:44И я об этом же. Всю науку из трансфомеров (у вас посадочные платформы) выкинуть-остается связь, управление и необходимая телеметрия.
Здесь не про проще, а про то, что грузы падают в одну сторону, обратно платформа поднимается пустая, и про то, что на перегрузки нам может быть плевать, до определённой степени. И про то, что герметичность здесь необязательна. И в этой части платформу можно сделать проще и менее энергоёмкой.

Цитата: Solarman от 23.04.2024 07:25:07Здесь не про проще, а про то, что грузы падают в одну сторону, обратно платформа поднимается пустая, и про то, что на перегрузки нам может быть плевать, до определённой степени. И про то, что герметичность здесь необязательна. И в этой части платформу можно сделать проще и менее энергоёмкой.
Практически сошлись в мнениях. Но! Второй старт для "Ангары" нужен (на "Восточном")!
1.Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.Киселев (ЗиХ)- без РБ КВТК и водородной ступени Ангара не Ангара!
3.Без второго старта на "Восточном" "Луны-2034"  не будет!

Цитата: Solarman от 23.04.2024 07:12:48Причём желательно чтобы ЗЕВС не отправился на бредовый полёт к Венере или Юпитеру, а вполне возил грузы для Луны нарабатывая статистику и проявляя косяки разработчиков.
Очень разумно. Кстати, повторюсь - вроде как на обычной Ангаре-А5 (без М) это уже можно делать, вон задел какой:Вы не можете просматривать это вложение. Вы не можете просматривать это вложение. Вы не можете просматривать это вложение. 
1.Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.Киселев (ЗиХ)- без РБ КВТК и водородной ступени Ангара не Ангара!
3.Без второго старта на "Восточном" "Луны-2034"  не будет!

#736
Еще один момент- вот приедет Товарищ Ким Чен Ын с очередной проверкой работ по обещанному, увидит пустые места под стройки старта-как оправдываться будем. А у него все строго-землю ешь, но все выполни (Путин В.В. сказал как-то...).
https://yandex.ru/video/preview/17260205187960712183
1.Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.Киселев (ЗиХ)- без РБ КВТК и водородной ступени Ангара не Ангара!
3.Без второго старта на "Восточном" "Луны-2034"  не будет!

Дедан

И всё-то у нас есть! Нет только желания. Нет даже желания прочитать написанное ранее.. даже в этой теме.
 Освоение Луны возможно и не слишком дорого,более того оно может удешевить и околоземную космонавтику
Но нужен совсем другой путь.

Цитата: Дедан от 23.04.2024 22:10:08Нет даже желания прочитать написанное ранее.. даже в этой теме.
Смотрели. Что-то есть. Что-то нуждается в переработке ближе к современности. Вы конкретную ссылку давайте на интересный материал по теме.
1.Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.Киселев (ЗиХ)- без РБ КВТК и водородной ступени Ангара не Ангара!
3.Без второго старта на "Восточном" "Луны-2034"  не будет!

Комбайны на Луне: история советских трансформеров для колонизации космоса
360tv.ru
01 ноября 2017, 17:45
https://news.rambler.ru/person/zheleznyakov-aleksandr/
Выборки из этой статьи.

За гранью фантастики На наших глазах начинается новый этап космической гонки — бесконечные ресурсы и возможности иных планет манят все крупнейшие государства и визионеров.
......
   Еще 50 лет назад советские ученые первыми разработали уникальные робототехнические механизмы способные сегодня помочь России удержать первенство в космосе. «Отчет по созданию лунных станций и инженерных строительных подвижных средств»,- сухо называется документ, размещенный порталом «Планета Королева» (ресурс РКК «Энергия»). Но проекты, описываемые в недавно рассекреченном отчете, поражают воображение. В планах советских конструкторов было строительство гигантских машин, способных подчинить себе чужой мир. Целый флот советской техники должен был работать на создание первого человеческого поселения за пределами Земли. Это и лунные краны, экскаваторы, тракторы, грейдеры и уникальные лунная инженерная машина (ЛИМ), зарывающаяся лунная станция (ЗЛС), лунный строительный комбайн (ЛСК). Красные трансформеры. Отчет был выпущен в 1968 году и утвержден начальником Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) Василием Мишиным — многолетним соратником основоположника советской космической отрасли Сергея Королева. Среди наиболее оригинальных идей, изложенных в документе выделяется лунный строительный комбайн-П ЛСК-П ). Он должен был не собирать, а наоборот, сеять на спутнике семена жизни. Удивительная машина должна была возвышаться над поверхностью благодаря особенной конструкции — куполу на четырех длинных стойках с колесами. Это давало ей возможность ездить по пересеченной местности и маневрировать в случае столкновения с непреодолимой преградой. В самом куполе монтировались кабина пилота, мощные фрезы для разрушения грунта и жилой отсек. Комбайн выпиливал фрезами блоки грунта и специальными захватами опускал отсек в подготовленную траншею — так планировалось закладывать инфраструктуру будущей колонии. Модульная система купола ЛСК-П позволяла подготовить машину для выполнения самых разных задач: транспорта грузов, разведки территории, бурения и подъема грузов. По сути, это был проект единственного в своем роде советского трансформера. Не менее интересен космический суперджип ЛИМ — «силовой подвижный агрегат» для строительных работ. Одноместная машина, со специальным двигателем внутреннего сгорания, позволяла установить на себя самые разные инструменты: бур, бульдозерный совок, подъемный кран, механический манипулятор. Навесные орудия работали от установленных на ЛИМ электрогенераторов. В связке с ЛИМ должна была действовать ЗЛС — автономная ячейка лунной колонии, рассчитанная на пять-шесть человек. Принцип ее действия напоминает базу из игры Starcraft: подвижный цилиндр на колесах снаружи имел резцы для самостоятельного закапывания в Луну. ЛИМ разведывала местность и выбирала подходящее место, туда прибывала станция и закапывалась, после чего ЛИМ покрывал ее дополнительным слоем грунта для дополнительной защиты от радиации и метеоритов. «Отчет по созданию лунных станций и инженерных строительных подвижных средств» / РКК «Энергия» Вперед в прошлое Передовые идеи советских конструкторов не воплотились в железе, но по-прежнему являются уникальным наследием, доставшимся от команды специалистов воспитанных Королевым корпорации «Энергия», также носящей его имя. С 2018 года планируется начать новые работы по лунной базе, на семилетнюю программу Роскосмосом запрошено свыше 10 миллиардов рублей, сообщала газета «Известия». Возможно, это даст новый шанс на появление уже российских трансформеров. 
1.Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.Киселев (ЗиХ)- без РБ КВТК и водородной ступени Ангара не Ангара!
3.Без второго старта на "Восточном" "Луны-2034"  не будет!