Коммерческие запуски на ГСО

Автор Олигарх, 04.02.2005 23:15:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Олигарх

Коммерческие запуски на ГСО

Коммерческие запуски на ГСО – это, очевидно, наиболее доходный сегмент
рынка пусковых услуг – Big iron, big money!

На этом сегменте царят три картеля:

ILS – Локхид+ЦиХ (Atlas 5 + Протон);
Arianspace+Starsem  (Ariane 5 + Союз);
Sea Launch (Зенит 3 с блоком ДМ от РКК Энергия).

И наши фирмы конкурируют друг с другом. Но это не исключает их сотрудничества, хотя отношения между ними ...
 
Мне не понятно, почему представители ЦиХ и некоторые журналисты за последние годы несколько раз "наезжали" на проект запусков Союзов из Куру, утверждая, что они подрывают бизнес ЦиХ.

Ведь Протон и Союз, даже из Куру, в разных весовых категориях, они не пересекаются при запуске одиночных спутников.
 
Конкуренция между ними возможна только в случае, если бы Протон делал групповые запуски небольших спутников на ГСО/ГПО, как Ariane-5. Но таких запусков еще нет, первый такой запуск будет в конце этого года – Kazsat + Экспресс. И насчет следующих ничего пока не слышно.

1. Так ЦиХ наезжал из-за этого? Или из-за чего-то другого?
Или наши фирмы уже наезжают друг на друга без обоснованных причин, рефлекторно?


В НК, №3/2004 напечатана статья про коммерческие старты Зенитов с Байконура (РН «Зенит-3SLБ» при запусках с Байконура позволит выводить КА массой от 2 до 3.6 тонн на геопереходные орбиты), в которой приведены объяснения главного менеджера Sea Launch Дж. Мейзера:
 
"На вопрос корреспондента НК о том, зачем компании Sea Launch создавать себе конкурента на Байконуре, Дж.Мейзер ответил, что проект «Наземный старт» никак не конкурирует с Sea Launge, а является «удачным добавлением», так как позволит выводить более легкие аппараты (среднего класса). Именно такие КА, по мнению президента компании, в ближайшие годы будут наиболее популярны у развивающихся стран. Более того, поскольку для реализации проекта «Наземный старт» требуются небольшие капиталовложения (в основном вся инфраструктура и стартовый комплекс уже есть и функционируют), то стоимость запусков будет невелика, что повышает конкурентоспособность проекта.
«Конкурировать мы будем с европейской Ariane 5, – сказал президент компании. – Она выводит по два таких КА, и стоимость выведения каждого – 55 млн $. Нам же не придется заставлять одного заказчика ждать, пока найдется второй, да и стоимость выведения у нас будет существенно меньше».

Но, похоже, с байконуровским Зенит-3 сможет успешно побороться Союз-2 (или Союз-СТ) с РБ Фрегат из КУРУ.
2. Верно?
 
Сейчас происходит переход к новым версиям Ariane-5, которые выводят 10 и 12 тонн на ГПО. Выпуск нескольких версий РН сложен для производства, поэтому отказ от нынешней версии Ariane-5 должен быть подготовлен с точки зрения конкурентной борьбы.
Мне кажется, что для этого нужен Союз, выводящий больше ПН, чем Союз-СТ.
Здесь на форуме отмечалось, что Союз-2 с 3-й водородной ступенью смог бы выводить на LEO 12 тонн. Такой Союз смог эффективно побороться и с морским Зенитом-3 за одиночные ПН, и позволил бы французам отказаться от нынешней версии Ariane-5.

Они уже создали водородную инфраструктуру для Ariane-5.
3. Можно ли ее использовать для запуска Союз-2 с 3-й водородной ступенью?

Если да, пусть и с оговорками, то дело за этой 3-й ступенью.
РКК Энергия, которая спланировала аналогичную ступень и РБ Ястреб для Онеги могла бы их модифицировать для Союз-2. Насчет возможностей Самары самой их спроектировать и сделать я ничего не знаю.

Но, возможно, самое быстрое и практичное – это приспособить для Союз-2 один из уже сделанных для Индии КВРБ (12КВРБ? 15КВРБ? ). И для ЦиХ такой вариант, не исключено, может оказаться вполне выгодным.

Кажется, здесь на форуме писали, что РКК Энергия после того, как ее поперли из ILS, организовала возвращение Зенита на Байконур.
Но одновременно шли переговоры о Байтереке!
С этого комплекса будут запускать Ангару-5 и, очевидно, Ангару-3, которая должна выводить из Плесецка 14,5 тонн на LEO, а значит из Байконура около 16 тонн.

Значит, вскоре в Байконуре будут конкурировать две почти одинаковые РН!

Какие еще технико/коммерческие нюансы существуют при запусках на ГСО?

Agent

Ньюанс в том, что до сих пор ракеты создаються в основном за военные бабки. Под коммерцию они только приспосабливаются. Иначе прибыли не будет.
Частных денег на Ангару никто не даст, пока она не полетит. То же самое по КВРБ и прочие затратные вещи.

Олигарх

ЦитироватьНьюанс в том, что до сих пор ракеты создаються в основном за военные бабки. Под коммерцию они только приспосабливаются. Иначе прибыли не будет.
Частных денег на Ангару никто не даст, пока она не полетит. То же самое по КВРБ и прочие затратные вещи.


В данном случае, при КОММЕРЧЕСКИХ запусках на ГСО о военных и в целом о бюджетных деньгах речи не идет.
Эта деятельность приносит деньги, пусть и недостаточные для создания новых семейств РН за счет фирмы, но достаточные для модернизации существующих РН и создания новых ступеней и РБ.

Ведь модернизация Протон-К до Протон-М и создание Бриз-М произошло за счет средств ЦиХ, заработанных запусками на ГСО, верно?
Кроме того, возможно привлечение средств партнеров по картелю, что имеет место в проекте запусков Союзов из Куру.

Сейчас в ветке про Kazsat появилась конкретная информация о том, КАК будет происходить этот запуск. Я предполагал, что разработана шина, подобная ариановской, которую можно использовать как типовое решение во многих случаях. Следовательно, Протон-М будет нацелен на групповые запуски небольших спутников, запускаемых Союзом/Фрегатом. Но фактически используется сугубо частное, нетиповое решение.
Следовательно, конкуренции между Протоном и Союзом при запусках на ГСО/ГПО нет!

Кстати, во всех материалах про Байтерек упоминается только Ангара-5.
Ангара-3 действительно не будет запускаться из-за Байконура?
Почему? Из-за "дружбы народов"? Чтобы не конкурировать с Зенитом-3?

DYF

ЦитироватьСледовательно, конкуренции между Протоном и Союзом при запусках на ГСО/ГПО нет!

Кстати, во всех материалах про Байтерек упоминается только Ангара-5.
Ангара-3 действительно не будет запускаться из-за Байконура?
Почему? Из-за "дружбы народов"? Чтобы не конкурировать с Зенитом-3?

А чем Вам не нравится конкуренция? Это наоборот хорошо.
Вон в штатах конкуренты Локхид и Боинг имеют похожую линейку носителей, и все счастливы.

Алексейт

В прошлый понедельник во время пресс-конференции Генерального директора КЦ Хруничева был задан вопрос об отношении к проекту Куру.
Каких-то отрицательных эмоций со стороны Медведева этот вопрос не вызвал. Единственное, что немного удивило, так это его заявление о том, что проект в Куру надо было реализовывать не с РН "Союз", а с "Ангарой".

Олигарх

Цитировать
ЦитироватьСледовательно, конкуренции между Протоном и Союзом при запусках на ГСО/ГПО нет!

Кстати, во всех материалах про Байтерек упоминается только Ангара-5.
Ангара-3 действительно не будет запускаться из-за Байконура?
Почему? Из-за "дружбы народов"? Чтобы не конкурировать с Зенитом-3?

А чем Вам не нравится конкуренция? Это наоборот хорошо.
Вон в штатах конкуренты Локхид и Боинг имеют похожую линейку носителей, и все счастливы.

В книге Левантовского "Механика космического полета" на стр. 237 приведена схема вывода спутника на ГСО через облет Луны. Говорится, что эта схема выгоднее в сравнении с 2-х и 3-х импульсными переходами, если наклонение начальной орбиты больше 30 градусов.
Кажется, на форуме писали, что такая схема будет основной при запусках на ГСО Ангарой из Плесецка.

А насколько такая схема подходит при запуске стандартного западного спутника, разработанного для обычного, стандартного запуска?
 
Такой спутник обычно доставляется на ГПО, отделяется от РБ через несколько часов после старта (при запуске Протоном/Бриз М через 9-10 часов после старта), управление им берет на себя ЦУП владельца спутника, раскрываются солнечные батареи и благодаря своим ЖРД спутник переходит на ГСО, где удерживается благодаря коррекциям с помощью ЖРД или ЭРД.

При облете Луны отделение от РБ через 7 или больше суток после старта. Значит на борту спутника должны быть батареи, питающие его системы в это время либо вскоре после старта на трассе Земля –Луна нужно раскрывать солнечные батареи.
1.   А возможно ли это при соединении с РБ? Очевидно, не всегда.
Но, возможно, можно обеспечить электропитание спутника с РБ.

Далее, когда РБ со спутником касается ГСО именно в этой точке нужно выдать тормозной импульс, РБ отделяется, спутник выйдет на экваториальную орбиту типа 36000-60000/80000 км и периодом обращения более суток.
Эта орбита подбирается с таким расчетом, чтобы спутник перешел с нее на ГСО, израсходовав столько же топлива, сколько он израсходовал бы при переходе с ГПО на ГСО в стандартном случае.          
        2. Если ли еще существенные отличия для самого спутника, ЦУПа в сравнении со стандартным случаем?

В общем, некоторые дополнительные проблемы для спутниковладельцев при облете Луны возникают.

А появляются ли какие-либо плюсы?
Мне кажется, возможен один плюс.
 
Не исключено, возможен переход с экваториальной орбиты 36000-60000/80000 км на ГСО за 1-2 месяц с помощью тех же ЭРД, которые используются для удерживания спутника на ГСО! Можно обойтись без ЖРД!

3. Что скажете, знатоки, об этом и в целом о проблемах запуска через Луну?

X

ЦитироватьВ прошлый понедельник во время пресс-конференции Генерального директора КЦ Хруничева был задан вопрос об отношении к проекту Куру.
Каких-то отрицательных эмоций со стороны Медведева этот вопрос не вызвал. Единственное, что немного удивило, так это его заявление о том, что проект в Куру надо было реализовывать не с РН "Союз", а с "Ангарой".


Сейчас глупо выступать против уже запущенного проекта, а раньше даже не грубые, а тупые наезды со стороны ЦиХа на этот проект были. Кажется, еще в прошлом (или позапрошлом) году в Известиях вышла статья Лескова, которая производила впечатление заказной против Союзов в Куру.

Насчет "Ангары" из Куру – мечтать не вредно! Но ...
Хозяин космодрома, запускающий свои РН, пойдет на запуск чужих РН только в том случае, если чужая РН не будет отбирать заказы, ПН, у его ракет! А дополнять спектр запускаемых ПН!  
Это нормальная бизнес-логика!

На сайте Starsem'а про Союз-СТ и Ariane-5 сказано, что они PERFECTLY дополняют друг друга! Это действительно так и французы поступили разумно с Союзом.
И они поступили бы неразумно, если бы согласились на Ангару!

Анагара-3 и Ангара-5 из Куру очень перекрываются с Ariane-5 по запускаемым ПН, беря ее в своего рода ножницы. Я думаю, через несколько лет мы увидим эти ножницы в действии :))).
Нет, ножниц при запусках Ангары из Плесецка и Байконура не будет.

Если я не увидел в случае Ангары на Куру каких-то факторов, которые позволили бы французам согласиться на нее, укажите их, пожалуйста.

Кстати, когда год назад возникла РКК Энергия с Клипер/Онегой, предлагая последнюю и для Куру, по тем же мотивам Онега была не приемлема для французов.
Ясно, что только для редких пилотируемых запусков новую РН устанавливать нет смысла, значит надо давать ей другие, коммерческие запуски ... за счет Ariane-5? Фиг вам, подумали французы и вежливо отказали.

DYF:
"А чем Вам не нравится конкуренция? Это наоборот хорошо.
Вон в штатах конкуренты Локхид и Боинг имеют похожую линейку носителей, и все счастливы."

Я не против конкуренции, но я против излишней конкуренции и тупых наездов под прикрытием якобы конкуренции.
Насчет излишней конкуренции.
Теоретически возможна ситуация, когда с Байконура стартуют Зенит-3, Ангара-3 и Онега, которые очень близки по выводимой ПН!
Это, как бы по мягче, перебор ...

И оба проекта с Зенитом и Ангарой в Байконуре коммерческие ...

Я полагаю, что рано или поздно, скорее не очень поздно, как только залетает Ангара-3 из Плесецка, Казахстан скажет:

Дорогие россияне!

У НАС С ВАМИ есть замечательная Ангара-3! А что делает на Байконуре этот Зенит? Отбирает ПН у нашей красавицы?
ГЕТЬ ЗЕНIT з Байконуру!

Это нормальная бизнес-логика!

X

Олигарху
При старте с Плесецка никто за луну залетать не будет , просто переходная орбита будет гораздо выше обычной , но уж точно не больше 60-100 тыщ км.  Подробнее Баллистик знает. Соответственно и время перелета не будет принципиально больше ,  и многие из указанных вами вопросов не возникнут.

X

Олигарху про ЭРД
тут одна фирма (не будем называть ее вслух , а то Старый опять забрызгает слюной весь топик) как раз и предлагала переводить с такой переходной робиты на ГСО эрдами, но чето процесс не пошел.  Думается из-за организационно-коммерческих моментов,  или может просто это невостребовано на рынке и выгода не стоит двумесячных маневров. Хотя конечно это был бы интересный вариант.

Старый

ЦитироватьОлигарху про ЭРД
тут одна фирма (не будем называть ее вслух , а то Старый опять забрызгает слюной весь топик) как раз и предлагала переводить с такой переходной робиты на ГСО эрдами, но чето процесс не пошел.  Думается из-за организационно-коммерческих моментов,  или может просто это невостребовано на рынке и выгода не стоит двумесячных маневров. Хотя конечно это был бы интересный вариант.
Да нет, не из-за моментов. Это появился этот бредовый прожектик из-за моментов, когда надо было найти хоть какое-нибудь обоснование созданию Ангары-1. Мол типа мы будем лёгкой ракетой спутники на ГСО запускать, во как! А как до дела дошло так естественно химера лопнула и всё встало на свои места в смысле на обычный жидкостный РБ.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Олигарх

ЦитироватьОлигарху про ЭРД
тут одна фирма (не будем называть ее вслух , а то Старый опять забрызгает слюной весь топик) как раз и предлагала переводить с такой переходной робиты на ГСО эрдами, но чето процесс не пошел.  Думается из-за организационно-коммерческих моментов,  или может просто это невостребовано на рынке и выгода не стоит двумесячных маневров. Хотя конечно это был бы интересный вариант.

Надо уточнить.
В книге Левантовского речь идет о выводе спутника на ГСО через облет Луны, причем, как я понимаю, РБ доставляет спутник в заданную точку на ГСО.
Утверждается, что эта схема выгоднее, чем обычная доставка спутника разгонным блоком в заданную точку ГСО с 2-х или 3-х импульсными переходами при наклонении начальной орбиты больше 30 градусов.
То есть можно доставить больше ПН в заданную точку ГСО.

Но большинство коммерческих спутников (и, похоже, все западные) РБ доставляют на ГПО, а с ГПО в заданную точку ГСО они добираются своими силами J)) причем исключительно с помощью ЖРД.
Единственный штатный вариант перехода спутника с ГПО на ГСО разработан ЦиХом, но практически еще не реализован, и этот переход должен продолжаться 6 месяцев.
 
Хотя возникают некоторые проблемы при использовании облета Луны, стандартный западный спутник, будучи доставлен на экваториальную орбиту типа 36000-60000/80000 км с периодом обращения более суток, сможет сам перейти в заданную точку ГСО с применением своего ЖРД.
Наверное, и в этом случае доставляется больше ПН в заданную точку ГСО. В сравнении с ныне действующей схемой: с внутренней ГПО на ГСО своими силами.

Переход с внутренней ГПО на ГСО с применением ЭРД возможен и при этом можно доставить больше ПН, чем с ЖРД, но он длителен (6 месяцев в варианте ЦиХ), спутник при этом много времени находится в радиационных поясах, в земной тени, витки довольно короткие, а спутники и их батареи надо ориентировать ...
Наверное, поэтому эта схема и не используется.

Короче:
для заданной РН+РБ можно 6 способами доставить ПН в заданную точку ГСО:
–   1 и 2 способы с помощью РБ несамоходные спутники (стандартно и с облетом Луны, именно эти способы сравнивает Левантовский);
–   3 и 4 способы самоходные спутники c ЖРД (стандартно и с облетом Луны);
–   5 и 6 способы самоходные спутники с ЭРД  (стандартно и с облетом Луны).

Я предполагаю,
что максимальную ПН обеспечивает 6-й способ – самоходный спутник с ЭРД, который РБ после облета Луны размещает на экваториальную орбиту 36000 – 60000/80000 км.
С этой орбиты за 1-2 месяца спутник выйдет в заданную точку ГСО.

Он будет значительно меньше находиться в тени, чем в случае перехода с внутренней ГПО на ГСО (способ 5), витки длинные, проще с ориентацией.

Кроме того, если я не ошибаюсь, ЭРД особенно эффективны в слабых гравитационных полях и если не нужно менять наклонение орбиты. Верно?

Знатоки: Ballistician, ratman, Lin, ... прикиньте, пожалуйста, для Протон М/Бриз М  способы 1 (впрочем, это известно, ПН – 3,5 тонн. Верно?), 2 и 6 (в последнем случае сами задайте мощность ЭРД, пусть она вдвое больше, чем у Экспресс-АМ, точнее на нашем спутнике стоит двойной комплект ЭРД Экспресс-АМ)

Agent

Сколько стоит 1-2 месяца холостого хода коммерческого спутника (упущенной прибыли)? И сколько стоят услуги ЦУПа по выведению на позицию за тот же промежуток времени?

Gradient

Схемы выведения Ангара-5+КВРБ из Плесецка.

Typical Flight Path of KVRB Upper Stage During Injection into GTO
размер 310КВ

Typical Flight Path of KVRB Injection into Super-Synchronous Transfer Orbit
размер 346КВ

Выдернул из ILSовского pdf.

X

ЦитироватьСколько стоит 1-2 месяца холостого хода коммерческого спутника (упущенной прибыли)? И сколько стоят услуги ЦУПа по выведению на позицию за тот же промежуток времени?

Я думаю, что владельцам спутников, рассчитанных на 15 лет работы, не очень важно, 3 месяца как сейчас  

  10.02.2005 / 00:01    СПУТНИК "ЭКСПРЕСС АМ-1" СДАН В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
     Телекоммуникационный спутник нового поколения "Экспресс-АМ1" после успешно проведенных летных испытаний сдан в постоянную эксплуатацию, которая продлится не менее 15 лет.     Об этом РИА "Новости" сообщили в среду в пресс-службе действующего в городе Железногорске (близ Красноярска) Научно-производственного объединения Прикладной механики (НПО ПМ) имени академика Михаила Решетнева, специалистами которого был сконструирован и создан этот космический аппарат.     По словам собеседника агентства, спутник занял свое рабочее место на геостационарной орбите в позиции 40 градусов восточной долготы. Он был запущен на орбиту 30 октября 2004 года.

Или 5-6 месяцев в случае облета Луны проходит от старта до ввода в эксплуатацию.
 
Более того, я полагаю, что они могут предпочесть облет Луны, если это даст выигрыш в ПН, в увеличении числа транспондеров на борту спутника.

Экспресс-АМ1, запущенный 30 октября 2004 года, весит очевидно 2500-2600 кг. Запущен он, наверное связкой Протон К/ДМ.

Слегка модернизируем этот спутник J.
Ставим двойной комплект ЭРД, увеличиваем запас рабочего тела для ЭРД (на 100-200 кг?). Очевидно, что-то еще меняется в служебных системах, благодаря чему масса спутника еще увеличивается (на 50-100 кг?). Оценим все эти увеличения массы спутника в 300 кг.
И только на 100 кг увеличим собственно ПН спутника, благодаря чему на N увеличиваем транспондеров на его борту. Это N я не могу оценить. Может, кто-то сможет?
Масса спутника после такой модернизации составит 3000 кг.

Той же связкой Протон К/ДМ запускаем его в облет Луны.
При касании ГСО запускаем ДМ, он сжигает все свое топливо, спутник отделяется и выходит на внешнюю ГПО - экваториальную орбиту 36000 – L км.
Кто умеет, определите, пожалуйста, чему равняется L.

Затем спутник, используя свои ЭРД, выходит за M дней в заданную точку на ГСО.
Мне кажется, что уже можно определить и M.

X

Цитировать
ЦитироватьОлигарху про ЭРД
тут одна фирма (не будем называть ее вслух , а то Старый опять забрызгает слюной весь топик) как раз и предлагала переводить с такой переходной робиты на ГСО эрдами, но чето процесс не пошел.  Думается из-за организационно-коммерческих моментов,  или может просто это невостребовано на рынке и выгода не стоит двумесячных маневров. Хотя конечно это был бы интересный вариант.
Да нет, не из-за моментов. Это появился этот бредовый прожектик из-за моментов, когда надо было найти хоть какое-нибудь обоснование созданию Ангары-1. Мол типа мы будем лёгкой ракетой спутники на ГСО запускать, во как! А как до дела дошло так естественно химера лопнула и всё встало на свои места в смысле на обычный жидкостный РБ.
СТАРЫЙ БРЕД. Никакого отношения к действительности.

Олигарху:
Схема выведения КА на ГСО с использованием гравитационного маневра у Луны и ЭРДУ КА, предлагаемая Вами, рассматривалась и даже, вроде бы, запатентована.

X

ЦитироватьОлигарху про ЭРД
тут одна фирма (не будем называть ее вслух , а то Старый опять забрызгает слюной весь топик) как раз и предлагала переводить с такой переходной робиты на ГСО эрдами, но чето процесс не пошел.  Думается из-за организационно-коммерческих моментов,  или может просто это невостребовано на рынке и выгода не стоит двумесячных маневров. Хотя конечно это был бы интересный вариант.
Кроме этой фирмы, аналогичные решения предлагали: Хьюз/Боинг, НПОЛ, НПО Машиностроение, Южмаш и некоторые другие. Более того, полуторомесячное довыведение на ЭРД используется на 702 боинговской (бывшей хьюзовской) платформе в штатном режиме выведения КА на ГСО.
Предлагаю Старому обратить внимание на это наглое продвижение Боингом Ангары :D .

Старый

ЦитироватьПредлагаю Старому обратить внимание на это наглое продвижение Боингом Ангары :D .
Вы заценили с какой орбиты довыводился 702-й и с какой предполагалось довыводить Яхту?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьСТАРЫЙ БРЕД. Никакого отношения к действительности.
Всё возможно. Может и бред. Так расскажите же скорее всю правду октуда родился этот прожектик и почему до сих пор Яхты/Далоги с ЭРД не летают на ГСО на Рокотах.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

X

Цитировать
ЦитироватьСТАРЫЙ БРЕД. Никакого отношения к действительности.
Всё возможно. Может и бред. Так расскажите же скорее всю правду октуда родился этот прожектик и почему до сих пор Яхты/Далоги с ЭРД не летают на ГСО на Рокотах.
Давайте вспомним, что Вы писали:
ЦитироватьДа нет, не из-за моментов. Это появился этот бредовый прожектик из-за моментов, когда надо было найти хоть какое-нибудь обоснование созданию Ангары-1. Мол типа мы будем лёгкой ракетой спутники на ГСО запускать, во как! А как до дела дошло так естественно химера лопнула и всё встало на свои места в смысле на обычный жидкостный РБ.
Я ответил, что это бред: появление проекта КА Диалог-Э не было связано с продвижением Ангары.
Откуда и как он родился я, может быть, расскажу. Но позже.
Пока обращаю Ваше внимание, что выведение КА Диалог-Э предполагалось на Рокоте, а не на Ангаре.
Но так как Ангару делают на Хруничеве, то естественно, что рассматривались и варианты выведения с использованием Ангары. Может быть Вас это удивит, но анализ возможных путей дальнейшего развития проектов - обычное дело на всех предприятиях.
Кстати, "химера" не лопнула: "Монитор-Э" во многом обязан "Диалогу-Э" своим нынешним видом. До "Диалога" это был "Метеоро"-образный КА с герметичным приборным отсеком. Разработка того же "КазСата" во многом связана с заделом по "Диалогу".
А то, что не удалось (пока) организовать довыведение КА на ГСО с помощью ЭРДУ - это беда, вызванная многими причинами, и мне странно слышать Ваши злорадствования. Выведение КА на ГСО из северной страны c использованием ЭРДУ - это одна из немногих возможностей увеличения конкурентноспособности по отношению к южным "друзьям".

Цитировать
ЦитироватьПредлагаю Старому обратить внимание на это наглое продвижение Боингом Ангары

Вы заценили с какой орбиты довыводился 702-й и с какой предполагалось довыводить Яхту?
Полеты над территорией "потенциального союзника", похоже, сильный психологический формообразующий фактор.
Мне Вам объяснить разницу в географии России и США?
Между прочим, при рассмотрении выведения с Плесецка на ГСО тяжелых КА с использованием ЭРДУ и РН среднего и тяжелого классов попадаются начальные орбиты, более близкие к ГСО, чем у BS-702. Но чем они дальше от ГСО и чем больше время перелета, тем большую массу можно туда доставить.
Вы, случаем, со Спитцером не знакомы? Тогда мы, может быть, вместе бы посмеялись.

Старый

ЦитироватьДавайте вспомним, что Вы писали:
ЦитироватьДа нет, не из-за моментов. Это появился этот бредовый прожектик из-за моментов, когда надо было найти хоть какое-нибудь обоснование созданию Ангары-1. Мол типа мы будем лёгкой ракетой спутники на ГСО запускать, во как! А как до дела дошло так естественно химера лопнула и всё встало на свои места в смысле на обычный жидкостный РБ.
Я ответил, что это бред: появление проекта КА Диалог-Э не было связано с продвижением Ангары.
Я отвечал конкретному человеку на его конкретную реплику. И там он сказал,
Цитироватьтут одна фирма как раз и предлагала переводить с такой переходной робиты на ГСО эрдами, но чето процесс не пошел.  Думается из-за организационно-коммерческих моментов
То есть речь шла вовсе не о рождении проекта Диалога а именно о способе его выведения на ЭРД и о "моментах" из-за которых от него отказались. Вот о способе выведения я и рассказал, откуда он проистёк. А вопрос откуда проистёк сам малый спутник связи я не затрагивал.
ЦитироватьОткуда и как он родился я, может быть, расскажу. Но позже.
Было бы интересно услышать.
ЦитироватьПока обращаю Ваше внимание, что выведение КА Диалог-Э предполагалось на Рокоте, а не на Ангаре.
Но так как Ангару делают на Хруничеве, то естественно, что рассматривались и варианты выведения с использованием Ангары.  
Вобщето судя по статьям выведение "предусматривалось" именно на Ангаре-1, а Рокот рассматривался лишь в качестве паллиатива пока Ангары нет. (Рокот в те поры, впрочем, тоже надо было продвигать).

ЦитироватьМожет быть Вас это удивит, но анализ возможных путей дальнейшего развития проектов - обычное дело на всех предприятиях.
Кстати, "химера" не лопнула: "Монитор-Э" во многом обязан "Диалогу-Э" своим нынешним видом. До "Диалога" это был "Метеоро"-образный КА с герметичным приборным отсеком. Разработка того же "КазСата" во многом связана с заделом по "Диалогу".
Нет, стоп. Вы теперь уже готовы распространить моё определение "химера" на любые предложения от Хруничева? Определение "химера" относится к конкретному прожектику - выведению спутника связи на ГСО Рокотом/Ангарой-1 с помощью ЭРД да ещё и из Плесецка. Это химера из химер и шансы её на реализацию даже не нуль а отрицательная величина. :)
ЦитироватьА то, что не удалось (пока) организовать довыведение КА на ГСО с помощью ЭРДУ - это беда, вызванная многими причинами, и мне странно слышать Ваши злорадствования.
Вобщето переход с ГПО на ГСО это разве "довыведение"? Да ещё и с изменением наклонения на 63 град? Если это "довыведение" то чтоже тогда выведение? Интересно, какая же беда помешала осуществить это чудо?
ЦитироватьВыведение КА на ГСО из северной страны c использованием ЭРДУ - это одна из немногих возможностей увеличения конкурентноспособности по отношению к южным "друзьям".
А для пущей конкурентоспособности вы постройте космодром на мысе Челюскина, чего уж там? И запускайте спутники ракетой Старт.  Однако я так и не понял, каким образом именно ЭРД должны по вашему помочь северной стране?

Цитировать
ЦитироватьВы заценили с какой орбиты довыводился 702-й и с какой предполагалось довыводить Яхту?
Полеты над территорией "потенциального союзника", похоже, сильный психологический формообразующий фактор.
Мне Вам объяснить разницу в географии России и США?
А при чём тут география? Супостатовские спутники именно ДОвыводятся ЭРД. Основной апогейный импульс сообщается спутнику бортовой ЖРДУ и лишь немного потом добавляется ЭРД. Отрабатывать весь апогейный импульс с помощью ЭРД супостаты както не додумались, толи идеями хруников не прониклись толи ещё что... :)
ЦитироватьМежду прочим, при рассмотрении выведения с Плесецка на ГСО тяжелых КА с использованием ЭРДУ и РН среднего и тяжелого классов попадаются начальные орбиты, более близкие к ГСО, чем у BS-702. Но чем они дальше от ГСО и чем больше время перелета, тем большую массу можно туда доставить.
Не знаю что там попадается, но в опубликованых вариантах Рокот выводит спутник на ЛЕО, потом оттуда с помощью РДТТ тот переходит на ГПО и оттуда уже хитрым финтом с помощью ЭРД перебирается на ГСО. Где там "более близкие чем у 702" я не заметил. Может подскажете?
 
ЦитироватьВы, случаем, со Спитцером не знакомы? Тогда мы, может быть, вместе бы посмеялись.
Это кто? Телескоп? :) :) :)
 Что касается ГСО и ЭРД. Я уверен что довольно скоро спутники связи вообще не будут иметь бортовых ЖРДУ. До геостационара их будут довозить РБ, а на ГСО он будет работать на ЭРД. Но чтоб с ГСО до ГПО спутник пилил на ЭРД - такого не будет никогда.

 И ещё момент. У нас в СССР/России очень сильна вера в "национальный путь". Вера в то, что "гениальностью наших учёных" нам удастся "национальным путём" на повороте обойти супостата, который естественно тупой и идёт космополитичным путём. И каждый раз когда "национальный путь" заводит нас в тупик мы очень удивляемся и огорчаемся. Те кто завёл в этот тупик отправляются в почётные ссылки и новые "национальные гении" приходят на их место.
 Вот идея с "малыми ИСЗ связи запускаемыми лёгкими РН с помощью ЭРД" это очередной такой тупиковый путь. Слава богу что его не удалось реализовать. Слава богу что у руководства страны хватило ума заказать нормальные спутники связи в лице Экспресса-АМ. Ато в то время когда весь мир имеет мощные РН с водородными РБ и трёхтонные спутники связи мы бы в очередной раз оказались у разбитого корыта с этой аферой с Диалогами.
 И сейчас опять национальные геиии-гитаритсты толкают страну в аферу. Идея собрать пакет из лёгких ракет, пускать это с полярного круга на геостационар и тогда будет нам счастье - что может быть нелепее? Я хрен его знает, но думаю если бы в Боинге какой-нибудь проектант предложил соединить в пакет пять Дельт-2 и получить таким образом Дельту-4 то его бы выгнали с формулировкой "профнепригодность", а у нас ничего, впаривают.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер