SpaceX

Автор igorvs, 14.08.2013 21:08:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Space books

https://vk.com/wall-41152133_314911

Цитата: undefinedОчередной мировой рекорд SpaceX 🏆

Teslarati: SpaceX собрали самый большой (прототип) ракетного ускорителя из когда-либо построенных в истории космонавтики.

📷 124-Mpx фото Super Heavy B1. Можно увидеть, что усиления корпуса в верхней части ускорителя сделаны не до конца: vk.cc/bZS2EM

АниКей

aif.ru

Маск по-русски ответил на признание россиянина в подготовке атаки на Tesla



Москва, 20 марта - АиФ-Москва.
Глава компании Tesla Илон Маск отреагировал на информацию о том, что россиянин Егор Крючков признал вину в сговоре с целью взлома компьютерной сети этой компании. 
«Преступленіе и наказаніе», - написал в Twitter бизнесмен, используя правила дореформенной орфографии русского языка.
Отметим, что сообщение о признании Крючкова было опубликовано в четверг, в частности, в аккаунте информационного портала Teslarati. Название романа Фёдора Достоевского Маск оставил в комментариях к твиту.
Напомним, в конце августа Минюст США сообщил, что в Лос-Анджелесе задержан 27-летний гражданин РФ Егор Крючков. В ведомстве пояснили, что он обвиняется в организации сговора с целью совершения киберпреступления. Маск заявил, что Крючков якобы пытался получить доступ к внутренним данным его компании Tesla.
18 марта Крючков признал себя виновным в сговоре с целью взлома компьютерной сети Tesla. Планируется, что приговор ему будет вынесен 10 мая.
Напомним, в прошлом году глава SpaceX Илон Маск ответил на твит руководителя «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина на русском языке.
Оставить комментарий (0)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

zandr

ЦитироватьА кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!
;)

Старый

Цитата: АниКей от 20.03.2021 06:25:28конце августа Минюст США сообщил, что в Лос-Анджелесе задержан 27-летний гражданин РФ Егор Крючков...
...с ломиком. На допросе он признался что был отправлен с целью взломать Теслу.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

triage

#3844
Цитата: Старый от 20.03.2021 15:03:29
Цитата: АниКей от 20.03.2021 06:25:28конце августа Минюст США сообщил, что в Лос-Анджелесе задержан 27-летний гражданин РФ Егор Крючков...
...с ломиком.
цифровым с выплатой 1 млн доллара участнику и являясь рядовым в преступной группе, и это был не основной проект группы
Цитироватьhttps://aif.ru/politics/world/v_ssha_po_podozreniyu_v_kiberprestuplenii_zaderzhali_rossiyanina
В сообщении также говорится, что для этого Крючков вместе с сообщниками пытался в период с 15 июля по 22 августа подкупить сотрудника данной фирмы, которому предложил взятку в размере $1 млн.

занятно что преступник использовал WhatsApp, но не предложил телеграмм, там и другое ПО мелькает и
another member of the group (not by name) who is a hacker and a high level employee of a government bank in Russia.
и биткойны которые сейчас начали применять разные группы
Спойлер
Цитироватьhttps://www.justice.gov/usao-nv/pr/russian-national-arrested-conspiracy-introduce-malware-nevada-companys-computer-network
...
According to the complaint and statements made in court, from about July 15, 2020 to about August 22, 2020, Kriuchkov conspired with associates to recruit an employee of a company to introduce malware — i.e., malicious software programs designed to damage or do other unwanted actions on a computer system — into the company's computer network. The malware would supposedly provide Kriuchkov and his co-conspirators with access to the company's system. After the malware was introduced, Kriuchkov and his co-conspirators would extract data from the network and then threaten to make the information public, unless the company paid their ransom demand.

Kriuchkov entered the United States using his Russian passport and a tourist visa. He contacted and met with the employee numerous times to discuss the conspiracy. Kriuchkov promised to pay the employee $1 million dollars after the malware was introduced. In furtherance of the conspiracy, Kriuchkov provided the employee with a burner phone, and instructed him to leave the burner phone in airplane mode until after the money was transferred.

After being contacted by the FBI, Kriuchkov drove overnight from Reno to Los Angeles. Kriuchkov asked an acquaintance to purchase an airline ticket for him in an attempt to fly out of the country.
...

Цитироватьhttps://www.justice.gov/opa/pr/russian-national-pleads-guilty-conspiracy-introduce-malware-us-company-s-computer-network

A Russian national pleaded guilty in federal court today for conspiring to travel to the United States to recruit an employee of a Nevada company into a scheme to introduce malicious software into the company's computer network.

According to court documents and admissions made in court, from July 15, 2020, to Aug. 22, 2020, Egor Igorevich Kriuchkov, 27, conspired with others to recruit an employee of a large U.S. company to transmit malware provided by the conspirators into the company's computer network. Once the malware was installed, Kriuchkov and his co-conspirators would use it to exfiltrate data from the company's computer network and then extort the company by threatening to disclose the data.

As part of the conspiracy, Kriuchkov traveled from Russia to California through New York.  On numerous occasions between Aug. 1, 2020, and Aug. 21, 2020, Kriuchkov traveled from California to Nevada in an attempt to entice the employee to participate in this hacking scheme, offering to pay the employee with Bitcoin if the employee transmitted the malware.
...
Kriuchkov pleaded guilty to one count of conspiracy to intentionally cause damage to a protected computer and is scheduled to be sentenced May 10.
...
[свернуть]

Спойлер
https://www.justice.gov/usao-nv/press-release/file/1308676/download
...
a. On or about July 16, 2020, EGOR IGOREVICH KRIUCHKOV
used his WhatsApp account to contact the employee of Victim
Company A and arranged to visit in person in the District of Nevada.
b. On or about July 28, 2020, EGOR IGOREVICH KRIUCHKOV
entered the United States using his Russian Passport and a B1/B2
tourist visa.
...
i. The coconspirators would provide the employee with malware
to surreptitiously transmit into Victim Company A's computer
system.
ii. The coconspirators would engage in a Distributed Denial of
Service Attack to divert attention from the malware.
iii. The malware would allow the conspirators to extract data
from Victim Company A's network.
iv. Once the data was extracted, the conspirators would extort
Victim Company A for a substantial payment.
...
k. On or about August 18, 2020, EGOR IGOREVICH KRIUCHKOV
met with the employee, and explained that the conspirators agreed to
pay the employee $1,000,000 USD after the malware was transmitted
...
l. During the August 18, 2020 meeting, EGOR IGOREVICH
KRIUCHKOV stated that his share of the payment had been reduced
because the group had agreed to pay the employee $1,000,000 USD.
m. KRIUCHKOV also stated that the employee would have to
participate in the development of the malware, by providing
information about Victim Company A's network to the conspirators.
n. On or about August 19, 2020, EGOR IGOREVICH KRIUCHKOV
met with the employee and assisted the employee to download an
application call "Tor Browser" to facilitate anonymous access to the
internet. KRIUCHOV advised the employee to set up a bitcoin wallet
through Tor Browser.
...

PROBABLE CAUSE
9. In August 2020, Victim Company A advised the FBI that a Russian male,
identified only as "Egor" had offered to pay a Victim Company A employee (CHS1)1 US
$500,000 to introduce computer malware2 into the network of Victim Company A. "Egor"
claimed the malware would provide "Egor" and his associates with access to the system.
"Egor's" associates would then extract data from the network and threaten to make the
information public if the Victim Company A did not agree to pay a ransom.

CHS1 reported that he knew KRIUCHKOV from contact the two had in 2016. KRIUCHKOV told
CHS1 he was traveling from Russia to the United States and would like to visit with CHS1
during his travels

16. CHS1 noted to agents that, during these excursions, KRIUCHKOV expressed a
desire not to be in any photos. For instance, CHS1 reported that, while they were at Lake Tahoe,
there was a beautiful sunset, and KRIUCHKOV was resistant to posing with the group.
KRIUCHKOV stated he would just remember the beauty of the sunset and did not need a
photograph. Eventually, KRIUCHKOV reluctantly agreed to pose with the group. CHS1 also
reported CHS1 could not remember KRIUCHKOV using his own phone to take any pictures.
Through my training and experience, I know that individuals involved in criminal activity often
take efforts not to leave evidence about their locations, including avoiding surveillance cameras
and not taking photographs.

17. CHS1 also noted to agents that KRIUCHKOV paid for all the group's activities
during the trips to Emerald Pools and Lake Tahoe. CHS1 reported that KRIUCHKOV claimed
he had gambled at the hotel and had won some money. KRIUCHKOV stated he wanted to use
that money to pay for the expenses incurred by his hosts. Through my training and experience I
know individuals involved in intelligence collection and/or criminal activity often spend
extravagantly on individuals they are attempting to recruit and/or co-opt for participation in
criminal activity.

CHS1 reported to agents that, at the bar, CHS1 observed KRIUCHKOV take his
cellular phone and place it on top of CHS1's cellular phone before placing the stacked phones
arm's length away from the pair. At that point, KRIUCHKOV stated his true reason for traveling
to the United States was to visit CHS1. KRIUCHKOV stated he worked for a "group" that
works on "special projects." KRIUCHKOV went on to explain that the "group" pays employees
of target companies to introduce malware into the target company's computer system.
KRIUCHKOV said the "group" has performed these "special projects" successfully on multiple
occasions, and identified some of the targeted companies.
21. KRIUCHKOV described the "special projects" as introducing malware into the
computer network of Victim Company A. He explained the malware attacks the systems in two
ways. Firstly, the malware appears to be an external DDoS attack5
. This attack occupies the
company's computer security staff and conceals the second attack. The second attack exfiltrates
data from the computer network and into the possession of the "group." The "group" later
contacts the company and threatens to make the data public if the company does not pay a large
ransom.
22. KRIUCHKOV told CHS1 the "group" would pay CHS1 US $500,000 to
introduce the malware to his employer's computer network. KRIUCHKOV said the payment
could be delivered as cash or as Bitcoin6
. Observing that CHS1 was hesitant to be involved,
KRIUCHKOV offered to entice CHS1 with an unspecified additional payment coming from
KRIUCHKOV's payment from the "group." If CHS1 agreed to this arrangement, the "group"
would provide the malware to CHS1 in either a thumb drive to be inserted into a computer's
USB drive or an email with an attachment containing malware. CHS1 would choose the
delivery method.

26. During this meeting, which the FBI had consensually recorded, KRIUCHKOV
reiterated some of the details of the criminal activity previously proposed to CHS1.8
KRIUCHKOV described the malware attack as he did before, adding that the first part of the
attack (DDoS attack) would be successful for the "group" but the Victim Company's security
officers would think the attack had failed. KRIUCHKOV again listed prior companies the
"group" had targeted. KRIUCHKOV stated each of these targeted companies had a person
working at those companies who installed malware on behalf of the "group." To ease CHS1's
concerns about getting caught, KRIUCHKOV claimed the oldest "project" the "group" had
worked on took place three and a half years ago and the "group's" co-optee still worked for the
company. KRIUCHKOV also told CHS1 the "group" had technical staff who would ensure the
malware could not be traced back to CHS1. In fact, KRIUCHKOV claimed the group could

27. During the meeting, CHS1 expressed how concerned and stressed CHS1 had been
over the request. CHS1 stated if CHS1 were to agree to install the malware, CHS1 would need
more money. KRIUCHKOV asked how much, and CHS1 responded US $1,000,000.
KRIUCHKOV was sympathetic to the request and said he understood, but would have to contact
the "group" before agreeing to this request.9 KRIUCHKOV confided that the "group" was
paying KRIUCHKOV US $500,000 for his participation in getting CHS1 to install the malware,
and he was willing to give a significant portion of the payment (US $300,000 to US $450,000) to
CHS1 to entice his involvement.10

28. CHS1 said CHS1 would need money upfront to ensure KRIUCHKOV would not
have him install the software and then not pay him. Again, KRIUCHKOV asked how much, and
CHS1 responded US $50,000. KRIUCHKOV said this was an acceptable amount and a
reasonable request but he would have to work on this because he only had US $10,000 with him
due to U.S. Customs restrictions on the amount of money he could bring into the country.


10 In the consensually recorded conversation, while they were discussing payment for CHS1's participation,
KRIUCHKOV stated he would be splitting US $1,000,000 with CHS1 (i.e.: US $500,000 each). KRIUCHKOV
then stated it would be sufficient for him to make US $200,000 on the deal. Later in the conversation,
KRIUCHKOV stated he would not care if he ended up making US $50,000 to US $100,000 because that would be
good enough for him.

CHS1 reported that KRIUCHKOV
made this call by using a hot spot created on a different cellular phone. KRIUCHKOV then
wirelessly tethered a third cellular phone to the hotspot. KRIUCHKOV then placed a WhatsApp
call to LNU.

NU admitted that he could not make such decisions himself.

CHS1 stated
KRIUCHKOV and LNU were not the boss, and that the boss was expected to get US $2 million
from this project. CHS1 stated KRIUCHKOV also mentioned another member of the group (not
by name) who is a hacker and a high level employee of a government bank in Russia. CHS1 said
this group member specializes in encryption and works to ensure the malware cannot be traced
back to CHS1 after CHS1 installs it in the network. KRIUCHKOV said the group would be
expecting to get US $4 million dollars from Victim Company A. CHS1 reported that
KRIUCHKOV said the group had to pay US $250,000 for the malware, which would be written
specifically for targeting Victim Company A's computer network.

KRIUCHKOV admitted he didn't understand the technical part very well.

communicates through a TOR browser11 chat system called Jabber12

39. KRIUCHKOV said the group was insistent they never pay co-optees beforehand
and would not in this situation. KRIUCHKOV offered to record a video with CHS1 during
which KRIUCHKOV would document his agreement to pay CHS1 US $1 million for his part in
installing malware on the Victim Company A's network. KRIUCHKOV presented this solution
as a contract to pay CHS1 in lieu of an advanced down payment. KRIUCHKOV said that since
the group agreed to pay CHS1 US $1 million for his/her participation, KRIUCHKOV's payment
was cut to US $250,000.
40. KRIUCHKOV said CHS1 will need to participate in the development of the
malware. Specifically, CHS1 will be required to provide information about network
authorizations and network procedures.
41. KRIUCHKOV talked about a "project" in which the group targeted another
company. This project did not work out because of a failure of the co-optee. KRIUCHKOV
also said the Victim Company A project was not the only project the group was working on at
the time, and the group was therefore willing to drop the Victim Company A project if they
could not come to an agreement with CHS1.

49. On August 21, 2020, KRIUCHKOV and CHS1 communicated via a WhatsApp
chat to arrange for a meeting later that day. In the evening, KRIUCHKOV and CHS1 met in
KRIUCHKOV's vehicle. This meeting was consensually monitored by the FBI. During the
meeting, KRIUCHKOV stated he was leaving Reno, Nevada the following day. KRIUCHKOV
stated that no money would be transferred and that the "project" was being delayed.

51. During the meeting, KRIUCHKOV placed a call to another individual. CHS1
observed KRIUCHKOV use a personal phone (not the phone KRIUCHKOV intended to give to
CHS1) to make this call. CHS1 also observed KRIUCHKOV's phone's screen and saw the
contact was listed as "Sasha Skarobogatov" ("Skarobogatov").

CHS1 asked when the money would be sent, and Skarabogatov said that was a question
for "Pasha." KRIUCHKOV said that he had already talked to Pasha and that Pasha had told
KRIUCHKOV that they need to wait for a couple of days.

53. CHS1 reported that KRIUCHKOV also told CHS1 the delay in the Victim
Company A project was because the group was in the final stage of another project which was
supposed to provide a large payout to the group. KRIUCHKOV said getting the money for the
advanced payment to CHS1 wasn't a problem, it just wasn't the focus of the group because they
were all worried about the other project.
[свернуть]

zandr

То же, что #3868 и более
https://vk.com/spacex?w=wall-41152133_315461
ЦитироватьВВС заключили со SpaceX контракт на сумму $159,7 млн для запуска 40% запланированных миссий Национальной безопасности, начиная с USSF-36 и NROL-69. Миссии будут запущены с базы ВВС Ванденберг в Калифорнии и Мыса Канаверал во Флориде.

ULA получила $224,3 млн на выполнение 60% остальных миссий Пентагона. Все миссии в рамках новых контрактов, как ожидается, будут завершены к четвёртому кварталу 2023 финансового года.

USSF-36 (Falcon 9) - до 2 квартала 2023
USSF-112 (Vulcan) - до 3 квартала 2023
NROL-69 (Falcon 9) - до 4 квартала 2023
USSF-87 (Vulcan) - до 4 квартала 2023

В соответствии с контрактом второй фазы программы, SpaceX планируют построить новую мобильную башню обслуживания для вертикальной интеграции полезной нагрузки для площадки LC-39A. В настоящее время SpaceX интегрируют полезную нагрузку в обтекатель ракеты вертикально внутри ангара. Полезная нагрузка в новых миссиях может включать запуск засекреченных военных спутников, которые могут потребовать специального вертикального размещения при установке их внутри обтекателя ракет Falcon 9 и Falcon Heavy. Известно, что башня будет иметь высоту 86 метров, ширину 36 метров и будет возможностью полностью закрывать ракету.

В 2020 году президент SpaceX Гвинн Шотвелл описала новое сооружение: «Она сможет перемещаться и полностью скрывать ракету внутри. Башня должна выдержать 5-ю категорию урагана. На башне будут огромные противоураганные крепления, которые прижимают её к земле. SpaceX могут построить аналогичную мобильную башню в Ванденберге в Калифорнии, это зависит от имеющейся миссий с этого космодрома», - заявила она.

zandr

https://vk.com/spacex?w=wall-41152133_315623
ЦитироватьБорьба Starlink c местными провайдерами набирает обороты
SpaceX и компания Dish Network борются друг с другом из-за попытки второй компании заблокировать получение SpaceX нужных статусов и частот, которые необходимы подразделению Starlink для получения финансирования в рамках программы Федеральной комиссии по связи США (FCC).

В чём суть спора
Спор связан с несколькими процедурами FCC, в том числе по петиции о признании Starlink ETC-оператором связи в соответствии с Законом о связи. SpaceX нуждаются в этом юридическом обозначении в некоторых штатах, где она получила федеральное финансирование для развёртывания широкополосной связи. Dish попросили FCC отказать SpaceX в необходимом статусе оператора для диапазона 12 ГГц.
SpaceX получили предварительное финансирование в размере $886 млн в течение 10 лет из Фонда развития цифровых возможностей для сельских районов (RDOF) от FCC, но Starlink всё ещё нуждается в окончательном одобрении FCC как ETC-оператора, для получения этого финансирования. По условиям выигранного конкурса SpaceX необходимо обеспечить широкополосную связь в 642 925 домах и предприятиях в 35 штатах США.
С практической точки зрения, деньги будут частично субсидировать затраты SpaceX на развёртывание спутниковой группировки, которая могла бы обслуживать сельские районы по всей территории США, а не только для этих 642 тысяч домовладений. Некоторые лоббистские группы, представляющие небольших интернет-провайдеров, возражают против финансирования для SpaceX.

Starlink 🆚 Dish
Интересно, что Dish Network - поставщик спутникового телевидения, а не Интернета, и он даже не участвовал в конкурсе... Но Dish строит сеть мобильной широкополосной связи 5G, которая в конечном итоге сможет использовать диапазон 12 ГГц, который Dish уже использует для спутникового телевидения. Поскольку SpaceX также используют частоты 12 ГГц, Dish говорит, что его беспокоят помехи.
На прошлой неделе Dish подали петицию, в которой просили FCC отклонить запрос SpaceX о статусе оператора и предоставлении им диапазона 12,2–12,7 ГГц, при этом заявив, что не возражают против других частотных диапазонов. "SpaceX намереваются размещать свои спутники на высоте менее половины первоначально запланированной 540-570 км вместо 1110-1325 км", - заявили в компании. При этом они заказали исследование с использованием собственных данных, чтобы показать, что эти изменения могут поставить под угрозу передачи данных в диапазоне 12 ГГц.
Планы SpaceX якобы отрицательно повлияют на приём на потребительских антеннах DBS, а система превысит ограничения по мощности.

Ответ SpaceX
SpaceX оспорили утверждение Dish, что "Dish и его платный консультант утверждают только, что они использовали бы другие параметры, если бы они управляли сетью SpaceX". Компания открыто заявляет, что настоящая цель Dish - воспрепятствовать наделению статуса ETC-оператора, сдерживание конкурента и конфискация ценного диапазона частот, уже используемого для обслуживания в стране. На конкурсе FCC не заблокировали использование полосы 12 ГГц, потому что этот диапазон уже был выделен для использования спутниками NGSO и лицензирован для ряда спутниковых систем для широкополосного обслуживания пользователей и не вызывал вопросов Dish.
"Необоснованная попытка" заблокировать финансирование только отсрочит подключение к широкополосной сети жителей страны", - заявили SpaceX. В то время как Dish заявляет, что у них есть обоснованные опасения по поводу помех в диапазоне 12 ГГц. SpaceX охарактеризовали жалобу в FCC как "ложную, которая является примером злоупотребления Dish и её ошибочных усилий по экспроприации диапазона 12ГГц".
SpaceX также заявили, что жалобы Dish поданы слишком поздно, потому что FCC уже решила разрешить интернет-провайдерам использовать полосу 12 ГГц. "Комиссия ясно дала понять, что никакие новые правила не могут быть приняты, если только Комиссия не сможет сделать это, не создавая помех другим оператором, например таким, как SpaceX", - красиво парировала компания.

АниКей

10:13
В России признали прибыльность космического проекта Илона Маска
Проект американской космической корпорации SpaceX по регулярному запуску малых спутников по единой цене с помощью ракет Falcon 9 начнет приносить прибыль уже к концу первого года.
News.ru
04:58
Российские специалисты оценили окупаемость проекта Илона Маска
Степень рентабельности составляет 15–20%. Ранее сообщалось, что прототип космического корабля Starship компании SpaceX взорвался при посадке.
RobotReview
11:27
В России признали прибыльность от космического проекта Илона Маска
Космическая компания SpaceX начнёт приносить прибыль уже в этом году.[/li]
[li]Илона Маска пригласили в Петербург на конференцию по исследованию космоса в июне 2021 года
Невские Новости[/li][/list]
00:29
В Петербурге прошла пресс-конференция, посвященная проведению GLEX-2021
В Таврическом дворце обсудили проведение Международной конференции по исследованию космического пространства. GLEX-2021 впервые будет проходить в России.
ФАН
00:59
Илона Маска пригласили на космическую конференцию в Петербурге
Предпринимателя пригласили организаторы Международной космической конференции Glex-2021. Санкт-Петербург, 3 апреля.
МИР 24
00:06
Илон Маск может посетить космическую конференцию в Петербурге
Илон Маск может посетить космическую конференцию GLEX-2021 в Санкт-Петербурге, которая состоится в июне.
Ещё 6 сообщений[/li]
[li]SpaceX забрала упавшую в штате Вашингтон часть ракеты Falcon 9
Комсомольская правда[/li][/list]
07:23
На ферму в США упал обломок ракеты Falcon 9
Напомним, как писал сайт kp.ru, компания Илона Маска получила от Пентагона новый контракт на запуск двух космических аппаратов для Вооруженных сил США...
Известия
07:14
На ферме в штате Вашингтон нашли обломок ступени Falcon 9
30 марта прототип космического корабля Starship компании SpaceX после испытательного полета взорвался при попытке посадки. Фрагмент одной из ступеней ракеты Falcon 9...
Вести.Ru
10:54
Кусок ракеты Falcon 9 компании SpaceX рухнул на ферму
Фермер обнаружил на своем участке в штате Вашингтон на северо-западе США часть космического аппарата – находка была сделана еще на минувшей неделе...[/li][/list]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Маск рекомендует Роскосмосу заниматься только многоразовыми космическими кораблями
Газета.Ru
08:57
Маск рекомендует Роскосмосу заниматься только многоразовыми космическими кораблями
Эскизное проектирование "Амура-СПГ" будет окончено в сентябре 2021 года, по предварительным данным "Роскосмоса"...
РИА Новости
08:47
Маск дал российским инженерам совет по созданию космических ракет
Летные испытания запланированы на 2026 год. "Роскосмос" впервые в истории заранее установил стоимость пуска такой ракеты — 22-35 миллионов долларов.
Росбалт
08:40
«Это хороший путь»: Илон Маск прокомментировал проект ракеты-носителя «Амур-СПГ»
Напомним, ракетно-космический центр «Прогресс» победил в конкурсе «Роскосмоса» на разработку метановой ракеты «Амур-СПГ»...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

00:46
SpaceX выиграла контракт по доставке астронавтов на Луну
Проект NASA по Луне — «это американский проект с ограниченным участием внешних партнеров», и России такой вариант не интересен, заявил глава «Роскосмоса» Дмитрий...
Коммерсантъ
00:48
SpaceX получила контракт на доставку астронавтов на Луну
Глава «Роскосмоса»... Компания Илона Маска SpaceX выиграла контракт Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA)...[/li]
[/list]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Space books

https://naked-science.ru/article/cosmonautics/nasa-profinansiruet-korabl


ЦитироватьNASA оплатит корабль до Марса – но только чтобы сесть на Луну
 
Американское космическое агентство выделило SpaceX средства на доводку Starship, крупнейшего носителя и космического корабля в истории Земли. Правда, деньги предназначены для несколько неожиданной цели: на создание посадочного модуля, который доставит астронавтов с окололунной орбиты на саму Луну в 2024 году. Можно заранее предсказать: никакой лунной высадки по этой схеме и в эти сроки у США не выйдет. Тем не менее, госфинансирование Starship может перевернуть всю космическую отрасль мира с ног на голову. И даже — привести к его полету на Марс в 2020-х годах. Разбираемся, почему.
 
Starship
Вторая ступень Starship (она тоже называется Starship) на поверхности Луны в представлении художника. Едва различимая деталь в центре — астронавты на спускаемой лебедками площадке. Для работы там SpaceX несколько модернизирует вторую ступень: с нее снимут часть тепловой защиты и уберут аэродинамические поверхности для рулежки в атмосфере Земли. Это повысит полезную нагрузку ракеты (в базовом варианте она будет равна ста тоннам) / ©NASA
NASA, в рамках подготовки проекта Artemis (высадка на Луне к 2024 году), дало SpaceX 135 миллионов для создания лунного посадочного модуля на базе Starship. В рамках того же проекта агентство выдало 579 миллионов долларов команде компаний Blue Origin Джеффа Безоса, Lockheed Martin и Nortrop Grumman. Еще 253 миллиона ушло группе компаний Dynetics и Sierra Nevada.
Легко видеть, что SpaceX досталась лишь одна седьмая часть этого финансирования, что может показаться странным. В конце концов, другие компании должны создать всего лишь лунный посадочный модуль, массой в десятки тонн.

А вот Starship — это махина массой тысячи тонн, объемнее и тяжелее, чем связка «Сатурна-5» и «Аполлона», на которой Штаты более чем полвека назад достигли Луны. Такие монструозные параметры новому проекту Илона Маска абсолютно необходимы: система рассчитана на полет к Марсу, посадку на него и возвращение обратно. При меньших размерах все это было бы невозможно.
Связка ракеты «Сатурн-5» и корабля «Аполлон» на стартовой площадке. Когда же США наконец сумеют повторить достижение команды фон Брауна полувековой давности? / ©Wikimedia Commons
Связка ракеты «Сатурн-5» и корабля «Аполлон» на стартовой площадке. Когда же США наконец сумеют повторить достижение команды фон Брауна полувековой давности? / ©Wikimedia Commons
Кажется, что для сверхамбициозного проекта типа Starship такая сумма мала и ничего не решает. Но это только кажется. Глава NASA Джим Брайденстайн специально пояснил: «Многие взглянут на финансирование в долларах и решат, что у нас есть фавориты. А на деле это совсем не так».
Объясняя причины меньшего финансирования SpaceX, Брайденстайн отметил, что эти суммы выдавали исходя из пожеланий самих компаний, а также объема работ по подготовке лунного посадочного модуля, которые эти компании планируют в ближайшие десять месяцев. Иными словами, SpaceX получила меньше остальных потому, что просила меньше остальных, а не потому, что в NASA ее не любят.
Почему Blue Origin и Dynetics ни за что не успеют сделать лунный модуль к 2024 году
Чтобы понять, насколько реальны цели, которые NASA поставило перед американскими компаниями, достаточно обратиться к истории. Лунный посадочный модуль уже делали в 1960-х. Тогда работы выполнила Nortrop Grumman, а контракт стоил 388 миллионов долларов (3,2 миллиарда в сегодняшних ценах). Правда, нынешнее финансирование — только на десять месяцев, а Nortrop Grumman в шестидесятых работала по своему контракту на лунный модуль шесть лет (более 72 месяцев).
National Human Landing System, разработка Blue Origin и ее партнеров. Этот модуль намного больше того, что использовали в шестидесятых / ©NASA
National Human Landing System, разработка Blue Origin и ее партнеров. Этот модуль намного больше того, что использовали в шестидесятых / ©NASA
И, тем не менее, можно быть железно уверенным, что создать новый лунный модуль к 2024 году не получится. Более того, даже если бы это вдруг случилось, высадиться на Луне в этом году NASA все равно не смогло бы. И вот почему.
Мы не зря упомянули, что первый лунный модуль (Apollo Lunar Module) создавали шесть долгих лет. При этом он был очень компактным, вмещал всего двух астронавтов и имел массу не более 16 тонн. Нынешние лунные посадочные модули имеют массу от пары десятков тонн и выше. Это более крупные и сложные изделия, рассчитанные на несколько астронавтов. Да, модули команды Blue Origin основаны на уже существующем корабле Orion.
Apollo Lunar Module, доставивший людей с окололунной орбиты на саму поверхность Луны. Небольшие размеры модуля легко видеть по двери, размеры которой немногим больше астронавта в скафандре / ©Wikimedia Commons
Apollo Lunar Module, доставивший людей с окололунной орбиты на саму поверхность Луны. Небольшие размеры модуля легко видеть по двери, размеры которой немногим больше астронавта в скафандре / ©Wikimedia Commons
Но дело в том, что тот исходно не задумывался именно для посадки и взлета с Луны — а значит, ему потребуется радикальная переделка. Что еще важнее — Orion делают традиционные американские космические игроки, а они еще никогда в истории не показали способности сделать проект такого размаха всего за четыре года.
Вторая команда — Dynetics и Sierra Nevada — имеет еще меньше шансов успеть к обещанной Трампом лунной высадке 2024 года. Их лунный посадочный модуль не основан на уже существующих конструкциях, его придется делать с нуля.
Лунный посадочный модуль Dynetics Human Landing System использует крупные солнечные батареи, которые могут стать его уязвимым местом / ©NASA
Лунный посадочный модуль Dynetics Human Landing System использует крупные солнечные батареи, которые могут стать его уязвимым местом / ©NASA
К тому же, он довольно необычный — у него большие солнечные батареи снаружи, что может быть рискованным решением в лунных условиях. По опыту посадок 1960-70-х известно, что модуль поднимает огромное количество мелкой пыли за счет тяги двигателей. Ясно, что пыль осядет на батареях и снизит выдачу ими энергии, но насколько именно — заранее сказать нельзя.
Apollo Lunar Module не использовал фотоэлементы как источник энергии, обходясь батареями. Поэтому ему пыль была не так страшна. Решение Dynetics объективно более рискованное, и это может остановить NASA при выделении следующей порции финансирования в рамках проекта Artemis.
И даже если бы вдруг обе компании создали свои посадочные модули за четыре года — хотя мы готовы ставить деньги на то, что этого не случится — лететь к Луне им было бы очень сложно. Ведь посадочные модули, как и перелетный корабль для астронавтов, должны выводиться к окололунной орбите ракетой SLS Block 1B. Проблема в том, что хотя на разработку SLS уже потрачено 15 миллиардов долларов, она пока не летает, и когда начнет летать — толком неизвестно.
За один ракетный двигатель для SLS (RS-25, на фото) NASA платит 156 миллионов долларов. И несмотря на уйму потраченных средств, сама ракета все еще не летает / ©Wikimedia Commons
За один ракетный двигатель для SLS (RS-25, на фото) NASA платит 156 миллионов долларов. И несмотря на уйму потраченных средств, сама ракета все еще не летает / ©Wikimedia Commons
Однозначно можно сказать только то, что ее первый полет уже переносился несколько раз, а количество выявленных технических проблем этой конструкции удивляет даже привычных ко всему отраслевых наблюдателей. Многие сравнивают проект ракеты SLS с историей БМП «Брэдли», схематично показанной в фильме «Войны Пентагона». Вокруг проекта действительно немало слухов о его коррупционной подоплеке и большой некомпетентности исполнителей.
Чтобы доставить людей к Луне к 2024 году, SLS нужно провести целый ряд испытательных полетов, неудача любого из которых отложит готовность ракеты. На сегодня же этот носитель далек даже от первого из таких испытательных пусков. Кажется, что все это превращает американскую попытку высадиться на Луне к 2024 году (чтобы успеть во второй срок президентства Трампа) в крайне маловероятное событие.
Как Starship может полностью перевернуть мировую космическую индустрию
Starship, строго говоря, вообще невозможно оценивать как «лунный посадочный модуль» — разве что в кавычках и с кучей оговорок. Он весит не 16 тонн, как лунный модуль из шестидесятых, и не десятки, как новые, — его масса пять тысяч тонн, на пару тысяч тонн тяжелее «Сатурна-5», например.
Посадка на поверхность Луны должна быть чуть проще, чем на Землю: здесь нет бокового ветра или качающейся морской платформы, на которую часто сажают носители SpaceX / ©NASA
Посадка на поверхность Луны должна быть чуть проще, чем на Землю: здесь нет бокового ветра или качающейся морской платформы, на которую часто сажают носители SpaceX / ©NASA
Кроме того, он должен не только прилететь к Луне, спуститься на нее и взлететь обратно. Ведь Starship сам по себе — двуступенчатая ракета, взлетающая с самой Земли и летящая к любой цели самостоятельно. Ее вторая ступень объединяет в себе еще и космический корабль, а также посадочно-взлетный модуль. Она должна целиком садиться как на другие небесные тела, так и на Землю (при возврате).
Кроме того, в отличие от остальных модулей, Starship опирается на принципиально новые и никогда ранее не летавшие технические решения. Она оснащена метан-кислородными жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) Raptor, с полной газификацией всех компонентов топлива.
В других ЖРД, даже таких совершенных, как российский РД-180, полностью превращается в газ лишь один из компонентов топлива. А чем выше уровень превращения в газ его компонентов, тем выше эффективность жидкостного ракетного двигателя.
Ракетный двигатель Raptor в прошлом году стал первым метановым ЖРД, оторвавшимся от Земли на своей тяге (на борту прототипа Starship). Метан при горении почти не дает сажи, что резко упрощает многократное использование ракет, летающих на этом горючем / ©Wikimedia Commons
Ракетный двигатель Raptor в прошлом году стал первым метановым ЖРД, оторвавшимся от Земли на своей тяге (на борту прототипа Starship). Метан при горении почти не дает сажи, что резко упрощает многократное использование ракет, летающих на этом горючем / ©Wikimedia Commons
Да и метан как ракетное топливо еще никогда ранее не отрывался от Земли. Отдельные двигатели на нем проходили наземные испытания в СССР, но после его обрушения никто не рисковал связываться с настолько новой тематикой.
Не рискнул бы и Маск, изначально целившийся на использование в своей «марсианской ракете» водорода. Но оказалось, что водородный вариант неприемлем для длинных полетов (велики утечки из баков). Керосин не подходит тоже — его просто нет на Марсе. А без дозаправки на месте ракета для полета туда выйдет слишком большой и слишком дорогой. Метан для Starship вполне можно получить на месте из марсианского грунта с помощью реакции Сабатье. Такая возможность и определила выбор SpaceX в пользу этого топлива.
Наконец, Starship должен быть полностью многоразовым, а для снижения затрат топлива при посадке на хвост он будет тормозить в атмосфере Земли, развернувшись «брюхом вниз», поперек воздушного потока. Все эти особенности должны позволить ему выводить как минимум 100 тонн при каждом пуске — при цене пуска в считанные миллионы долларов. Это на порядки ниже существующих цен выведения полезных грузов на орбиту.
Из списка особенностей Starship легко видеть, что речь идет о самом амбициозном из когда-либо строившихся в металле космических проектов землян. Возникает вопрос: как NASA вообще додумалось включить его в программу Artemis, по которой высадка на Луне должна состояться уже к 2024 году? На что вообще рассчитывают в Агентстве?
Как ни странно, именно этот выбор относительно рационален. Хотя прототипы Starship от SpaceX постоянно попадают в аварийные ситуации, компания очень быстро совершенствует их. Кроме того, исторический опыт показывает, что SpaceX всегда имеет много мелких аварий на начальных этапах разработки носителей.
Сомнений в том, что американские астронавты вернутся на Луну в 2020-х, немного. Но почти наверняка они не успеют сделать это к 2024 году, как этого хочет Трамп / ©NASA
Сомнений в том, что американские астронавты вернутся на Луну в 2020-х, немного. Но почти наверняка они не успеют сделать это к 2024 году, как этого хочет Трамп / ©NASA
Если традиционные игроки готовы по пять лет отлаживать системы между испытательными полетами, то компания Илона Маска поступает ровно наоборот — все изменения вносятся «бегом», на ходу, в очень сжатые сроки. Неудачи на взлетной площадке ее не обескураживают, а заставляют работать еще упорнее. Так она вывела на орбиту ракеты Falcon, первые пуски которых были стабильно провальными, и так же она поступит со Starship.
Брайденстайн так и объяснил свое решение: «SpaceX очень хороши в том, чтобы заставлять вещи летать, и в испытаниях тоже — а равно «хороши» в своем умении проваливать пуски и исправлять ситуацию. Да, люди смотрят на все это и спрашивают «Боже ж мой, мы только что видели, как Starship снова взорвался. Почему вы заключили с ними контракт?» Ответ в том, что SpaceX на самом деле умеют последовательно испытывать и исправлять недостатки, выявленные на испытаниях... Их проект, если он будет успешным, полностью изменит всю ситуацию [в мировой космической индустрии]. Он сильно снизит цены на запуски и резко расширит доступ в космос... Я полностью уверен, что Маск добьется успеха».
Уверенность Брайденстайна имеет свои основания. Напомним: в 2011 году NASA, рассматривая замену небезопасному шаттлу, посчитало, что по своей традиционной схеме может разработать новую ракету в сегменте Falcon 9 за четыре миллиарда долларов. А к 2012 году SpaceX справилась с той же задачей, потратив 0,4 миллиарда долларов.
Затем, вплоть до 2014 года, скептики из NASA говорили, что идея посадки первой ступени Falcon 9 на Землю нерабочая. Что многоразовые носители дороже одноразовых — и что Агентство точно установило это на своем опыте с шаттлами. А потом вдруг оказалось, что SpaceX преуспела с частичной многоразовостью, и что цена таких пусков заметно ниже, чем разовых на тех же Falcon 9.
Брайденстайн мудро избегает ошибок своих предшественников в плане недооценки SpaceX (что выгодно выделяет его на фоне Рогозина, например). Будучи человеком опытным, он понимает и то, что никакой американской высадки на Луну к 2024 году у конкурентов этой компании не получится: вся история США и мира не знает прецедентов такой быстрой реализации высадки людей на другом небесном теле.
За оставшиеся четыре года надо сделать столько, сколько традиционные игроки американского космоса никогда не делали за такое короткое время. Не делали даже тогда, когда их усилия возглавлял Вернер фон Браун, конструктор первой ракеты землян, достигшей космоса еще в далеком 1944 году. Тем более они не смогут сделать этого сейчас.
А вот вложения в Starship для NASA вполне могут и оправдаться. Да, сомнительно, что к 2024 году Маск успеет довести свой проект до полной готовности. Его компания хорошо умеет делать ракеты, но Starship должен не только летать, но и иметь мощную систему жизнеобеспечения.
Герметичный обитаемый внутренний объем этой громадины приближается к тысяче кубометров, он чуть больше, чем у МКС. Значит, потребуется сложная система контроля состава воздуха и его регенерации. SpaceX никогда не делала системы жизнеобеспечения для таких крупных объемов, а задача эта технически весьма сложная.
К 2024 году Starship вполне может начать полеты. Но далеко не факт, что его разработчики успеют довести все системы до такого уровня испытанности, чтобы без опаски сажать туда экипаж для полетов у Луны.
Тем не менее, даже при срыве наполеоновских планов Трампа по высадке на Луну в 2024 году, средства NASA, полученные SpaceX, принесут много пользы. Они позволят компании и Агентству к середине 2020-х довести до ума носитель и корабль, пригодные для полетов и на Луну, и на Марс. А это значит, что о тяжелой серии неудач, преследующих носители и программы Агентства с 2003 года, можно будет, наконец, забыть.

zandr

https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=549046&lang=RU
Цитировать"Роскосмос" ведёт переговоры с NASA о доставке космонавтов на МКС с помощью Crew Dragon
24.04.2021 17:05:06
       Москва. 24 апреля. ИНТЕРФАКС - В "Роскосмосе" ответили на слова главы компании SpaceX Илона Маска о возможности доставки российских космонавтов на МКС с помощью кораблей Crew Dragon.
      "Пресс-секретарь "Роскосмоса" Владимир Устименко сообщил радиостанции "Говорит Москва", что корпорация ведёт переговоры с NASA о таких полётах", - сказано в сообщении, размещённом на сайте госкорпорации в субботу.
      "У нас нет графика переговоров или даты их окончания. Как только будут достигнуты договорённости - сообщим. Есть ряд вопросов, которые нужно решить", - сказал Устименко, слова которого приведены в пресс-релизе.
      "Американская компания SpaceX готова сотрудничать с Россией. Об этом заявил её глава. "Конечно, для нас было бы делом чести доставлять космонавтов на [кораблях Crew] Dragon", - сказал Илон Маск", - говорится в сообщении, размещённом на сайте "Роскосмоса".
       Ранее в субботу на корабле Crew Dragon отправили астронавтов на МКС. Космический корабль доставил туда американцев Меган Макартур и Шейн Кимбро, астронавта Европейского космического агентства Тома Песке и японца Акихико Хосидэ. Они проведут на орбите около полугода.

Туман Андромедов

Новый хозяин бывшего Базового порта Sea Launch.



SpaceX Comes to Port of Long Beach - Port of Long Beach (polb.com)

HARBOR COMMISSION APPROVES PACT FOR EQUIPMENT RECOVERY UNIT

The Long Beach Board of Harbor Commissioners on Monday approved a new sublease agreement with Space Explorations Technologies Corp. – known widely as SpaceX – to provide the company with a marine terminal for its West Coast rocket recovery operations.

On Saturday, May 1, the pioneering space technology company will take over part of a waterfront, wharf-equipped Long Beach facility vacated just over one year ago by Sea Launch, a commercial satellite launching company that had been based at the Port for 20 years.

"We're extremely pleased to reach an agreement that will bring Space Exploration Technologies Corp. to the Port of Long Beach. This pact will benefit both parties," said Long Beach Harbor Commission President Frank Colonna. "We welcome SpaceX to the Port family."

"This is a good fit for the Port, as we offer the industry-leading facilities and services that are perfectly suited to SpaceX's mission," said Mario Cordero, Executive Director of the Port of Long Beach. "I would like to commend our Port team, especially our Real Estate division, for developing this agreement with SpaceX."

SpaceX will occupy about 6.5 acres on the Port's Pier T, which was once the site of a U.S. Navy complex. The Hawthorne, Calif.-based company will utilize the site's existing wharf to dock its vessels and offload equipment.

As part of its goal to foster economic activity to the region, the Port has been actively looking for a new tenant since the previous occupant – Sea Launch – departed in February 2020.

zandr

ЦитироватьJeff Foust  @jeff_foust
The FCC has granted SpaceX's request to modify its Starlink license to move satellites down into the lower orbits around 550 km. Among the conditions: provide a semiannual report on satellite ops, including # on conjunctions, and keep sats ≤ 580 km. https://docs.fcc.gov/public/attachments/FCC-21-48A1.pdf

zandr

ЦитироватьSpaceflight Now  @SpaceflightNow
Elon Musk says SpaceX will continue using launches of Starlink internet satellites to test the reuse limit of Falcon boosters.
"We do intend to fly the Falcon 9 booster until we see some kind of a failure with the Starlink missions," he said.

АниКей

NASA приостановило контракт со SpaceX по лунному модулю
ТАСС02:01

NASA заморозило контракт со SpaceX по Луне из-за протестов конкурентов
Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) приостановило действие контракта с компанией SpaceX на разработку и создание лунного посадочного модуля...
Известия03:57

NASA временно остановило контракт со SpaceX по лунному модулю
Ранее Общественная служба новостей сообщала, что компания SpaceX направила пилотируемый космический корабль Crew Dragon-2 к Международной космической станции (МКС).
Общественная служба новостей03:00

NASA приостановило контракт с компанией SpaceX по лунной программе
Об этом говорится в заявлении официального представителя космического ведомства Моники Уитт.
Российская газета05:42
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Space books

https://vk.com/wall-41152133_331818


ЦитироватьSpaceX вошли в список 100 самых влиятельных компаний мира по версии журнала Time 💯

Расширяя границы

"Когда-то космические путешествия были игрой, в которую играли только правительства - такие сверхдержавы, как США и СССР, а затем Европа, Япония и другие. Но 11 лет назад SpaceX всё изменили, став первой частной компанией, запустившей космический корабль на орбиту и успешно вернувшей его. С тех пор SpaceX продолжали бить рекорд за рекордом, став первой частной компанией: отправившей космический корабль на МКС, благополучно повторно использовавшей и посадившей первую ступень ракеты, а в мае прошлого года отправившей астронавтов на орбиту.

Но орбита Земли - это только начало: этой весной NASA поручило SpaceX создать лунный посадочный модуль, который предполагается использовать для возвращения астронавтов на поверхность Луны. Руководство компании, включая исполнительного директора Илона Маска и главного операционного директора Гвинн Шотвелл, ясно дало понять, что SpaceX ставят цель однажды высадить человека и на Марсе", - пишет Time.

Space books

https://naked-science.ru/article/cosmonautics/starship-sn15


ЦитироватьStarship, наконец, научился садиться без взрыва: что это значит и что будет дальше?
 
SpaceX после затяжной серии аварий нормально посадила прототип Starship SN15. Огромная стальная ракета поднялась в воздух на десять километров, выполнила там сложные кульбиты, которые не могла сделать ни одна ракета ранее, а затем плавно опустилась вниз. Одни говорят, что это революция, другие — что «СССР так умел полвека назад». Кто прав и что будет дальше? Попробуем разобраться.
 

Strahip SN15 на взлете / ©SpaceX
Что такого нового в Starship? Или правы те, кто считает, что ничего?
Все ракеты, доставляющие землян в космос, до некоторых пор летали одинаково. Они стартовали на двигателях (в основном, жидкостных ракетных), затем отсоединяли одну ступень, затем вторую. Ступени падали вниз, после чего их списывали. Исключением, вот уже несколько лет, были только первые ступени Falcon 9 — они уже десятки раз садились на хвост и использовались потом снова — каждая до пяти раз (в перспективе — до десяти). Это позволило снизить цену коммерческих миссий Falcon 9 до 50 с небольшим миллионов долларов — заметно ниже российских «Протонов».
Однако с точки зрения коммерческой многоразовости спасение одной ступени из двух — полумера. Огромная часть стоимости ракеты приходится на вторую ступень. Что еще важнее: кислород-керосиновые двигатели Falcon 9 не годятся для создания ступеней, летающих заметно больше десятка раз. Между тем, если одну ступень использовать по сто раз, вывод ею в космос обойдется в разы дешевле, чем если она отработает всего десять полетов.
Starship Илона Маска должен был решить именно эту проблему: полной многоразовости. Маск считает, что с новым носителем минимальная цена одного запуска упадет с полусотни миллионов долларов до пяти — а затем и еще ниже. Поскольку полезная нагрузка Starship составит от 100 тонн, стоимость вывода килограмма груза при этом должна упасть до 50 долларов за килограмм. Сегодня она, напомним, тысячи долларов за килограмм даже у SpaceX.

Итак, цель «Звездолета» вполне ясна: снизить цену полетов в космос хотя бы в сто раз. Если это получится, мир вокруг нас резко изменится. Человек безусловно высадится на Марсе в перспективе ближайших 20 лет и, с большой вероятностью, начнет систематическое освоение этой планеты. Будут и другие изменения, менее приятные, о чем мы уже писали. В частности, выводить оружие в космос станет настолько дешево, что без появления там боевых платформ (замаскированных под гуманитарные цели) обойтись вряд ли выйдет.
Но реальны ли крайне амбициозные цели Маска?
Революция в космических полетах?
Чтобы понять это, взглянем на удавшиеся испытания Starship SN15 еще раз, более внимательно. Крупный цилиндр из листов нержавеющей стали взмыл на трех метано-кислородных двигателях Raptor на высоту десять километров, а затем отключил двигатели и начал падать вниз. Сделал он это сразу со множеством целей.
Starship SN15 на космодроме Бока-Чика, 5 мая 2021 года / ©SpaceX
Starship SN15 на космодроме Бока-Чика, 5 мая 2021 года / ©SpaceX
Во-первых, нужно было убедиться, что принципиально новые ракетные двигатели могут без проблем включаться и отключаться в полете. Во-вторых, на высоте Starship должен уметь разворачиваться одними аэродинамическими рулями, чтобы не тратить лишний раз топливо на маневры.
Близ земли пара двигателей снова включилась, и начали «выправлять» траекторию огромной стальной махины, чтобы она ровно и точно села на хвост. Эта часть программы имела огромное значение. Дело в том, что «посадочные ноги» Falcon 9 по отношению к корпусу этой ракеты намного больше и массивнее, чем у Starship. Чтобы сэкономить топливо, для нового корабля, посадочные опоры выбраны менее массивными. Очень важно было понять, могут ли они обеспечить посадку на бетон с такой амортизацией, чтобы не повредить ракетные двигатели и остальную начинку Starship.
На вид все это удалось. С одной из сторон корабля/носителя после посадки было видно пламя: видимо, догорал метан, выпущенный Raptor, но не успевший сгореть. Менее вероятно, что это была утечка, поскольку при утечке горение вряд ли прекратилось бы само. Выходит, «посадочные ноги» оказались достаточно крепкими, при всем их невпечатляющем внешнем виде.
В таком виде испытания полностью успешны, но слишком мало говорят взгляду постороннего наблюдателя. Что в них такого, что все профильные СМИ освещают их с небывалой детальностью?

Ключевых слов здесь два: Raptor и аэродинамическое торможение. Жидкостный ракетный двигатель Raptor отличается от всех ракетных двигателей, когда-либо отрывавшихся от поверхности Земли. Большинство концентрируется на том, что они метановые. Это, конечно, важно: метан в отличие от керосина не оставляет копоти. С ним Raptor может сажать свою ракету на хвост сто раз и более, выдержала бы обшивка.
Но сажи не давали и водород-кислородные двигатели прошлого, типа RS-25 «шаттлов». Тем не менее, в сравнении с «Рапторами», любые движки космонавтики прошлого выглядят устаревшими. И вот почему.
Для полетов в космос в основном используют жидкостные ракетные двигатели. Они бывают открытого и закрытого цикла. В первом часть топлива тратится для горения в газогенераторе и поэтому не участвует в создании тяги ракеты. Горит оно там, чтобы создать горячий газ, вращающий турбонасосы, без которых основная часть топлива ракеты не может быть ею использована. То есть все двигатели открытого цикла не используют часть горючего для создания тяги.
Он же на нисходящей части траектории. Видна работа двух двигателей / ©SpaceX
Он же на нисходящей части траектории. Видна работа двух двигателей / ©SpaceX
Это исключительно важно: у ракет огромная масса топлива и малая полезная нагрузка. Неэффективное использование даже малой части топлива заметно снижает полезную нагрузку. Примеры таких двигателей — первые советские, американский лунный F-1 и Merlin масковских «Фальконов».
Двигатели закрытого цикла имеют еще и камеру предварительного сгорания, где сжигается часть топлива. После того, как получившийся в этой камере газ «прокрутился» в турбонасосах, он идет на дожиг в камеру сгорания и таки участвует в создании тяги. Но это важно не только потому, что так мы не выбрасываем часть топлива из создания тяги.
Есть еще и второй фактор: раз мы не теряем лишний газ, то можем потратить большее его количество на работу турбонасосов. А тогда мы и давление в камере сгорания двигателя способны поднять куда выше.
Любой автомобилист понимает, что если мы поднимем давление в двигателе, то он станет мощнее при тех же объемах и массе. Значит, с полностью закрытым циклом космический носитель будет иметь меньшую массу — то есть еще больше увеличит полезную нагрузку.

В «Рапторах» финальное давление ожидается в районе 300 атмосфер, что рекордно много. Для сравнения, двигатели в ракетах «Союз», выводящих наших космонавтов в космос, довольствуются всего лишь 70 атмосферами (движок открытого цикла). Лучший российский ракетный двигатель, РД-170/180, при работе не превосходит и 270 атмосфер.
Еще один момент: «Раптор» — первый когда-либо летавший ракетный двигатель с полной газификацией компонентов. Это значит, что все его топливо до попадания в основную камеру сгорания из жидкости превращается в газ. Для этого у него есть две камеры предварительного сгорания. В первой горит метан при избытке кислорода (получается смесь газов с высоким содержанием кислорода). Во второй камере горит метан при дефиците кислорода — и получается смесь газов с высоким содержанием метана.
Вверху схемы видны две камеры предварительного сгорания / ©Wikimedia Commons
Вверху схемы видны две камеры предварительного сгорания / ©Wikimedia Commons
Потом из обеих камер предварительного сгорания газы идут через турбонасосы, и затем попадают в камеру сгорания двигателя. В итоге импульс двигателя повышается на несколько процентов в сравнении с двигателями без полной газификации сгорающего топлива.
Следует еще раз подчеркнуть: это первый летающий двигатель такого рода в мире. СССР делал похожий РД-270, но после урезания финансирования космоса вслед за отказом от полетов на Луну доводить его не стал. РД-270 никогда не летал — иными словами, Илону Маску принадлежит самый совершенный ракетный двигатель в истории нашего вида.
В силу его принципиальной новизны, именно поведение «Рапторов» и их систем питания во время сложных маневров Starship SN15 — главное, что приковывает внимание всех. И пока они справляются.
Что будет дальше?
Текущие испытания — по сути лишь первый шаг. Да, новые двигатели мягко посадили огромный корабль на тонюсенькие ножки, но впереди не менее сложные этапы. Starship в ближайший год предстоит поднять уже не на 10 километров, а в космос. Оттуда ему придется спускаться на нескольких километрах в секунду. А это поднимает температуру его обшивки выше тысячи градусов.
Илон Маск, вопреки исходному мнению своих инженеров, выбрал материалом «Звездолета» нержавеющую сталь. Это не самый очевидный ход: в космической индустрии корабли из него ранее не делали. Но логичный: Носов (химик по образованию) в «Незнайке на Луне» выбрал тот же материал для обшивки воображаемого корабля коротышек потому, что нержавейка не теряет прочность при температурах 800+. Дюраль предшествующих носителей и кораблей теряет прочность при намного меньших температурах, отчего в свое время погиб один из «шаттлов».
Несмотря на это, Starship тоже потребует теплоизоляции на части своей поверхности. Предположительно, из диоксида кремния с малой плотностью (как у очень плотного пенопласта). Теплоизолирующие плитки были ахиллесовой пятой «шаттлов». И хотя у Маска они существенно отличаются, только будущие испытания покажут, помешают ли плитки и ему.
©ArsTechnica
©ArsTechnica
Что можно сказать совершенно точно: каждое успешное испытание Starship существенно меняет ситуацию в космической индустрии. На сегодня она — за пределами SpaceX — разделена на две половины. Первая, как отдельные китайские игроки, уже нацелена на копирование Starship (просто взгляните на фото выше). Вторая все еще надеется, что у Маска с этим проектом ничего не выйдет, и поэтому пока копировать еще не начали.
Как только планы по космическим полетам нового корабля воплотятся в жизнь, на Земле начнется гонка копирования Starship. От того, кто первым преуспеет в ней, зависит, кто займет в космосе вторую позицию, сразу за SpaceX — мы или Китай. На этой неделе мы стали на шаг ближе к началу этой, без преувеличения, исторической гонки.

Space books

https://vk.com/spacex?w=wall-41152133_334938



ЦитироватьКомпания SpaceX была основана в этот день 19 лет назад 🚀👨‍🚀✨

John Kraus:
— Где она будет в 2040 году?
|
Elon Musk:
— Mars Base Alpha

Space books

https://biz.liga.net/all/all/novosti/ilon-mask-samyy-vysokooplachivaemyy-gendirektor-v-ssha-i-eto-on-esche-otkazalsya-ot-zarplaty


ЦитироватьИлон Маск – самый высокооплачиваемый гендиректор в США. И это он еще отказался от зарплаты

Илон Маск – самый высокооплачиваемый гендиректор в США. И это он еще отказался от зарплаты - Фото
Илон Маск (фото - EPA)


Глава Tesla, американский бизнесмен и изобретатель Илон Маск, три года назад отказавшийся от зарплаты, по итогам 2020 года стал самым высокооплачиваемым генеральным директором в США по версии журнала Forbes.
Вместо зарплаты Маск получает вознаграждение в виде опционов на акции компании, в которой работает. В прошлом году он получил опционы стоимостью $11 млрд.

Главным условием получения опциона, который разбит на 12 частей по 1% акций компании в обращении, стало достижение целевых показателей Tesla в последующие 10 лет. В частности, за десять лет стоимость Tesla должна увеличиться в примерно 10 раз, то есть вырасти с в $59,1 млрд в 2018 году до $650 млрд к 2028 году.

В Forbers подсчитали, что к концу 2020 года показатели Tesla соответствовали четырем из обозначенных в компенсационном плане условий, благодаря чему Маск получил право на опционы на акции общей стоимостью $13,3 млрд. Реализация опционов обойдется Маску примерно в $2,36 млрд, таким образом, состояние миллиардера пополнилось примерно на $11 млрд, отмечает издание. Но, согласно договоренности с акционерами Tesla, Маск не сможет продать принадлежащие ему акции автоконцерна в течение пяти лет.
Второе место в рейтинге занимает глава разработчика ПО для бизнеса Paycom Чад Ричисон с $211 млн,третье — гендиректор медицинской компании 1Life Healthcare Амир Дэн Рубин с $199 млн.