Энергия - 25 лет

Автор АниКей, 15.05.2012 08:22:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Sashka_1959

15.05.2012.
25 лет со дня первого запуска сверхмощной ракеты-носителя "Энергия"
В истории мировой космонавтики 15 мая 1987 года - знаменательное событие: с космодрома Байконур в 21 ч 30 мин по московскому времени была впервые запущена сверхмощная ракета-носитель (РН) "Энергия" с демонстрационным макетом космического аппарата "Полюс" на боковой подвеске.
РН "Энергия" являлась ключевой составной частью отечественной многоразовой космической системы "Энергия-Буран", вобравшей в себя весь опыт и потенциал ракетно-космической отрасли страны.
Головной разработчик РН, многоразового орбитального корабля "Буран" и многоразовой космической системы в целом - РКК "Энергия" (тогда НПО "Энергия"), которая осуществляла научно-техническое и организационно-техническое руководство созданием, производством, подготовкой и запуском РН в кооперации более 1200 промышленных и научных предприятий страны. В проекте были задействованы лучшие научные, инженерные и производственные центры России, Украины, Белоруссии, других республик Советского Союза. Он стал воплощением ответственного, творческого высокоинтеллектуального труда сотен тысяч инженеров, учёных, специалистов и рабочих под руководством генерального конструктора академика В.П. Глушко. В разработке участвовала плеяда выдающихся учёных, инженеров, специалистов, организаторов и производственников. Работы по РН велись под руководством главных конструкторов НПО "Энергия" И.Н. Садовского (в 1974-1982 гг.) и Б.И. Губанова (в 1982-1993 гг.).
Сверхтяжелая РН с массой полезного груза до 100 т открывала перспективу для целого ряда глобальных программ. Фундаментальные решения, заложенные в проект, явились значимым научно-техническим достижением и продемонстрировали, что в стране создано универсальное средство доставки на околоземную орбиту сверхтяжёлых грузов. Компоновка РН обеспечивала универсальность её применения для выведения полезных грузов большой массы и перспективы создания унифицированного ряда РН грузоподъемностью от 10 до 200 т.
В ходе работ были созданы новейшие ракетно-космическое технологии, в том числе по жидкостным ракетным двигателям РД-170 и РД-0120 с рекордными параметрами, крупногабаритному кислородно-водородному блоку Ц, системе аварийной защиты двигателей, средствам обеспечения пожаровзрывобезопасности при использовании жидкого водорода, комплексу автономного управления РН, новым конструкционным материалам, изготовлению крупногабаритных "вафельных" конструкций, дальней авиационной транспортировке элементов РН и т.д.
Сохранившийся потенциал, опыт организации крупномасштабных работ, научно-технический задел отрасли и наземная инфраструктура космодрома Байконур, созданные при осуществлении грандиозного проекта многоразовой космической системы и её ракеты-носителя, используются в настоящее время при разработке и осуществлении многих ракетно-космических проектов.
Благодарим всех участников работ по созданию и запуску РН "Энергия", ветеранов и сотрудников предприятия и отрасли - всех, кто самоотверженным трудом доказал неоспоримое лидерство нашей страны в области ракетостроения, - за достойный вклад в осуществление этого грандиозного проекта!
Желаем вам, дорогие ветераны, уважаемые сотрудники Корпорации и ракетно-космической промышленности, крепкого здоровья, благополучия и новых творческих успехов в создании новой техники мирового уровня!
[/size]
 
Руководство РКК "Энергия"
 Для справки:
Второй пуск РН "Энергия" состоялся 15 ноября 1988 г. с кораблём "Буран" в беспилотном варианте.
Работы по системе "Энергия-Буран" и её составным частям были прекращены в 1992 г. с консервацией задела по проекту.
Основные технические и эксплуатационные характеристики РН "Энергия" и сегодня являются лучшими по сравнению с реализованными мировыми проектами аналогичных средств выведения. Коэффициент массы выводимого полезного груза составляет около 4,2% от стартовой массы РН, что существенно выше, чем у эксплуатируемых отечественных РН среднего и тяжёлого классов грузоподъёмности.
«Надо летать!» — завещал нам Cepreй Павлович Королев.

LG

Цитировать
ЦитироватьЯ сам прекрасно понимаю, что все закидоны альтернативной истории, выдвигаемые через двадцать пять лет не много стоят, но все таки не дают покоя мысли, что  если бы у руля Энергии и отрасли в целом стояли люди с более широким видением, то можно было бы, имея Энергию, не откладывая начинать создание  станции с  отсеками с искусственной гравитацией. А всю станцию затачивать на непрерывный мониторинг состояния биосферы и ДЗЗ во всех возможных спектральных диапазонах. В дальнейшем можно было бы ее достроить в качестве верфи сборки различных унифицированных платформ и КК для Луны и далее.
Никаких шансов. Вообще никаких шансов.
В реальности когда Горбатый и Ко развалили СССР и навязали экономическую катастрофу - согласен, ННШС.
В случае же если бы развала СССР и навязанной экономической катастрофы не произошло - Буран бы сам тихо перестал летать через 3-5 лет за ненадобностью а 2 пусков Энергии и 3-4 пусков Протона в год хватало бы для ТТО лунной базы. И СССР это вполне бы тянул. А за СССР тянулись бы другие.
А на околоземную ОС вполне летали бы на Заре

Я конечно понимаю что эти мои слова не более чем голимая альтернативка.

LG

Цитировать
Цитироватьа за монстрА - ответишь! :wink:
Виноват! :(
:)
Кстати - как вариант пуск примерно равных существующим АМС по более энергозатратным траекториям с резким сокращением срока достижения цели (Сатурн там, Плутон... Поясы всякие...)

grach

ЦитироватьРодители любят своего ребёнка и им невозможно объяснить что их детище - мертворождённый уродливый монстр.
Да! У нас только один "ангельский ребенок" - РН "Союз" во всех ее (его) реинкарнациях... И хулиганистый "Протон"... А "Зенит" - вообще, - "гадкий утёнок"...
Зачатие "Ангары" вроде состоялось - но это, хм, - акушерам виднее...

LG

Кстати вопрос - если бы Буран как кукушонок отпал вовремя и осталась бы для РН Энергия только сверхзадача ТТО Лунной базы - за какое время смогли бы сделать под Энергию адекватные нагрузки?
Мое ИМХО - уже с 1994

pkl

Цитировать— В конце 1968-го и в 1969-м в США началось обсуждение возможности создания многоразовых космических систем, — вспоминает Борис Бальмонт.
— А уже летом 1974-го приступили к изготовлению первых двух многоразовых кораблей. Поначалу у наших ученых, государственных деятелей не было горячего желания ввязываться в новую гонку с Соединенными Штатами. Тем более что расчеты показывали: одноразовые ракеты экономически намного выгоднее многоразовых систем. Однако все изменилось после того, как в Институте прикладной математики молодые ребята произвели расчеты, которые показали: шаттл сможет, пролетая над восточным полушарием, сделать маневр на 2000 км в сторону от баллистической орбиты. В результате такого рывка на север американский корабль окажется над Москвой. Возможные последствия рисовались, естественно, в черных красках: атомная бомбардировка столицы, уничтожение города, Кремля...

 Дрогнул даже Мстислав Всеволодович Келдыш, президент Академии наук и директор Института прикладной математики, человек трезвого ума. Он сообщил о расчетах Устинову. Доложили Брежневу, направили секретную записку в Политбюро. Брежнев был очень встревожен. В итоге решили создать свою многоразовую систему, чтобы противостоять шаттлам. 17 февраля 1976 года вышло совершенно секретное, «особой важности» постановление ЦК КПСС и Совета министров № 132–51 о разработке многоразовой космической системы «Энергия — Буран».

 — Борис Владимирович, а лично вы какой придерживались позиции в то время?

 — На стадии обсуждения не только я, но и ряд конструкторов, директора институтов высказывали серьезные сомнения в таком проекте. То, что нужен мощный носитель, возражений не вызывало. Но вот относительно необходимости создания многоразового корабля «Буран» единодушия не было. Высказывались опасения, что дорогостоящая программа финансово обескровит и отрасль, и страну. И резоны здесь были.
Позже мы узнали: один полет шаттла обходится в 500–600 млн долларов. А запуск ракеты «Союз» с пилотируемым кораблем стоил 50–60 млн долларов — в 10 раз дешевле! В целом на создание системы «Энергия — Буран», как сообщалось в прессе, страна израсходовала 14 млрд рублей (более 20 млрд долларов). Напомню: через три года после первого и последнего полета «Бурана» в космос Советский Союз, оказавшийся в глубоком экономическом и политическом кризисе, развалился. Не знаю, насколько повлияла на распад страны космическая гонка. Но в любом случае аргументы сомневающихся услышаны не были. И когда постановление приняли, колоссальная машина пришла в движение, все взялись за решение сложнейших задач.

Подумать только, уже в начале 70-х большинству специалистов была очевидна вся бессмысленность этой программы! :( Что хорошо иллюстрирует, как принимались решения в СССР!

Интересно, а кто были эти "молодые ребята"?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

LG

Т.е.
Цитировать
Цитировать— В конце 1968-го и в 1969-м в США началось обсуждение возможности создания многоразовых космических систем, — вспоминает Борис Бальмонт.
— А уже летом 1974-го приступили к изготовлению первых двух многоразовых кораблей. Поначалу у наших ученых, государственных деятелей не было горячего желания ввязываться в новую гонку с Соединенными Штатами. Тем более что расчеты показывали: одноразовые ракеты экономически намного выгоднее многоразовых систем. Однако все изменилось после того, как в Институте прикладной математики молодые ребята произвели расчеты, которые показали: шаттл сможет, пролетая над восточным полушарием, сделать маневр на 2000 км в сторону от баллистической орбиты. В результате такого рывка на север американский корабль окажется над Москвой. Возможные последствия рисовались, естественно, в черных красках: атомная бомбардировка столицы, уничтожение города, Кремля...

 Дрогнул даже Мстислав Всеволодович Келдыш, президент Академии наук и директор Института прикладной математики, человек трезвого ума. Он сообщил о расчетах Устинову. Доложили Брежневу, направили секретную записку в Политбюро. Брежнев был очень встревожен. В итоге решили создать свою многоразовую систему, чтобы противостоять шаттлам. 17 февраля 1976 года вышло совершенно секретное, «особой важности» постановление ЦК КПСС и Совета министров № 132–51 о разработке многоразовой космической системы «Энергия — Буран».

 — Борис Владимирович, а лично вы какой придерживались позиции в то время?

 — На стадии обсуждения не только я, но и ряд конструкторов, директора институтов высказывали серьезные сомнения в таком проекте. То, что нужен мощный носитель, возражений не вызывало. Но вот относительно необходимости создания многоразового корабля «Буран» единодушия не было. Высказывались опасения, что дорогостоящая программа финансово обескровит и отрасль, и страну. И резоны здесь были.
Позже мы узнали: один полет шаттла обходится в 500–600 млн долларов. А запуск ракеты «Союз» с пилотируемым кораблем стоил 50–60 млн долларов — в 10 раз дешевле! В целом на создание системы «Энергия — Буран», как сообщалось в прессе, страна израсходовала 14 млрд рублей (более 20 млрд долларов). Напомню: через три года после первого и последнего полета «Бурана» в космос Советский Союз, оказавшийся в глубоком экономическом и политическом кризисе, развалился. Не знаю, насколько повлияла на распад страны космическая гонка. Но в любом случае аргументы сомневающихся услышаны не были. И когда постановление приняли, колоссальная машина пришла в движение, все взялись за решение сложнейших задач.

Подумать только, уже в начале 70-х большинству специалистов была очевидна вся бессмысленность этой программы! :( Что хорошо иллюстрирует, как принимались решения в СССР!

Интересно, а кто были эти "молодые ребята"?
Т.е. при варианте быстрого удушения Бурана РН Энергия вполне могла летать как минимум стабильно на Луну  и делать ТТО российской лунной базы

pkl

А к супертяжу всё равно придётся возвращаться. А если мы хотим, чтобы он начал летать в означенные Вадимом Лукашевичем сроки /конец 2020-х/, то надо уже сейчас озаботиться созданием стартового комплекса на Восточном и мощных кислородно-водородных ЖРД. И срочно!
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

LG

А если бы на Энергию поставили ПН сверху а не пристегнули сбоку - 120 тонн. Кукушонка Бурана надо было сбрасывать ну и мочить Горбатого.
Альтернатива.

pkl

ЦитироватьТ.е. при варианте быстрого удушения Бурана РН Энергия вполне могла летать как минимум стабильно на Луну  и делать ТТО российской лунной базы

Трудно сказать... Вы же помните, какое это было время - 90-е гг. В конечном счёте, всё определялось бы экономическими возможностями государства. Если бы кризис был не таким тяжёлым, если бы нефть не упала так глубоко... возможно, "Энергия" бы и уцелела. Ну а сейчас... а сейчас нам надо изо всех сил чесаться на предмет нового супертяжа, если мы хотим соблюсти сроки. Времени то уже... 2028-2012 = 16 лет на всё про всё. Совсем нету! :wink:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

ЦитироватьА если бы на Энергию поставили ПН сверху а не пристегнули сбоку - 120 тонн. Кукушонка Бурана надо было сбрасывать ну и мочить Горбатого.
Альтернатива.

Если бы да кабы... да поросли бы во рту грибы, как моя бабушка любила приговаривать как раз в то время, как начались испытания "Энергии". Надо сейчас что-то делать, чтобы через 25 лет не рвать волосы /у кого они останутся/, что, мол, опять "просрали".
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

LG

ЦитироватьА к супертяжу всё равно придётся возвращаться. А если мы хотим, чтобы он начал летать в означенные Вадимом Лукашевичем сроки /конец 2020-х/, то надо уже сейчас озаботиться созданием стартового комплекса на Восточном и мощных кислородно-водородных ЖРД. И срочно!
Я кстати не согласен с утверждением Поповкина что супертяж нельзя сделать на сосисках.
Как уважаемый Поповкин хочет длелать несосисочный супертяж в российском реале?
Предположим что мы делаем бак диаметром 6-12 метров для супертяжа.
Какие варианты по транспортировке?

LG

Цитировать
ЦитироватьА если бы на Энергию поставили ПН сверху а не пристегнули сбоку - 120 тонн. Кукушонка Бурана надо было сбрасывать ну и мочить Горбатого.
Альтернатива.

Если бы да кабы... да поросли бы во рту грибы, как моя бабушка любила приговаривать как раз в то время, как начались испытания "Энергии". Надо сейчас что-то делать, чтобы через 25 лет не рвать волосы /у кого они останутся/, что, мол, опять "просрали".
Так я и сказал - голимая альтернатива.

pkl

Цитировать
ЦитироватьА к супертяжу всё равно придётся возвращаться. А если мы хотим, чтобы он начал летать в означенные Вадимом Лукашевичем сроки /конец 2020-х/, то надо уже сейчас озаботиться созданием стартового комплекса на Восточном и мощных кислородно-водородных ЖРД. И срочно!
Я кстати не согласен с утверждением Поповкина что супертяж нельзя сделать на сосисках.
Как уважаемый Поповкин хочет длелать несосисочный супертяж в российском реале?

Ну, мне лично нравится компоновка Н-1. Чисто эстетически. :wink: Красивая машина. И сухой вес у неё нормальный. И перспективы наращивания стартовой массы. Хотя настаивать не буду. Наверное, разумнее делать современный "Вулкан" с возможностью масштабирования машины "вниз".

ЦитироватьПредположим что мы делаем бак диаметром 6-12 метров для супертяжа.
 Какие варианты по транспортировке?

Я вижу два варианта:
1. Авиационная, для чего необходимо сделать глубоко модернизированный ВМ-Т. Но мне этот вариант не особо симпатичен. В т.ч. и потому, что максимальный диаметр бака вряд ли превысит 7 м. Поэтому вариант №
2. Строительство специализированного завода рядом с космодромом. Лучше всего - в Комсомольске-на-Амуре. На космодром Восточный баки будут транспортироваться по Амуру, Зее и специализированной дороге, грунтовой или железной. Одновременно открывается возможность, в перспективе, транспортировки по морю на другие космодромы, допустим, ближе к экватору.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

LG

pkl писал(а)
Цитироватьглубоко модернизированный ВМ-Т.
А что-то поновее не хотим рассмотреть
Цитировать2. Строительство специализированного завода рядом с космодромом. Лучше всего - в Комсомольске-на-Амуре. На космодром Восточный баки будут транспортироваться по Амуру, Зее
Вы в своем уме? Вы в курсе что Амур и Зея имеют свойство замерзать зимой?

us2-star

Цитироватьpkl писал(а)
Цитироватьглубоко модернизированный ВМ-Т.
А что-то поновее не хотим рассмотреть
Цитировать2. Строительство специализированного завода рядом с космодромом. Лучше всего - в Комсомольске-на-Амуре. На космодром Восточный баки будут транспортироваться по Амуру, Зее
Вы в своем уме? Вы в курсе что Амур и Зея имеют свойство замерзать зимой?
LG, всё правильно говорите, только это в "Доступный супертяж", правильнее...
Смотрите Гордона! ;)
"В России надо жить долго.." (с)
"Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся.." (с)

LG

Цитировать
Цитироватьpkl писал(а)
Цитироватьглубоко модернизированный ВМ-Т.
А что-то поновее не хотим рассмотреть
Цитировать2. Строительство специализированного завода рядом с космодромом. Лучше всего - в Комсомольске-на-Амуре. На космодром Восточный баки будут транспортироваться по Амуру, Зее
Вы в своем уме? Вы в курсе что Амур и Зея имеют свойство замерзать зимой?
LG, всё правильно говорите, только это в "Доступный супертяж", правильнее...
Смотрите Гордона! ;)
Когда я смотрю на ублюдка Гордона - я хочу дать ему в репу и чудом не разбиваю экран телевизора - жена бегала от меня по квартире с телевизором с Гордоном почти 10 минут пока не переключила на Дроздова и на его адекватных обизьян...

LG

Цитировать
Цитироватьpkl писал(а)
Цитироватьглубоко модернизированный ВМ-Т.
А что-то поновее не хотим рассмотреть
Цитировать2. Строительство специализированного завода рядом с космодромом. Лучше всего - в Комсомольске-на-Амуре. На космодром Восточный баки будут транспортироваться по Амуру, Зее
Вы в своем уме? Вы в курсе что Амур и Зея имеют свойство замерзать зимой?
LG, всё правильно говорите, только это в "Доступный супертяж", правильнее...
Смотрите Гордона! ;)
Я все понимаю я все смотрю и все помню я все знаю
Я знаю в 100 раз больше Вас.
Подобные Вам - мои враги и враги России

us2-star

ЦитироватьЯ все понимаю я все смотрю и все помню я все знаю
Я знаю в 100 раз больше Вас.
Подобные Вам - мои враги и враги России
И Вам того-же... :wink:
"В России надо жить долго.." (с)
"Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся.." (с)

LG

Цитировать
ЦитироватьЯ все понимаю я все смотрю и все помню я все знаю
Я знаю в 100 раз больше Вас.
Подобные Вам - мои враги и враги России
И Вам того-же... :wink:
Кстати - скоро день пограничника