Системы управления и БЦВМ советских и российских МБР, РН, РБ и КА

Автор anik, 22.03.2012 15:34:33

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://russianspacesystems.ru/2018/09/05/opublikovany-fotografii-programmy-r1/
ЦитироватьОпубликованы фотографии программы создания первой советской дальнобойной баллистической ракеты


Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») опубликовал уникальный исторический фотоальбом о создании первой советской дальнобойной баллистической ракеты Р-1, которая была успешно испытана 70 лет назад. Фотографии элементов автономной системы управления этой ракеты были сделаны специалистами НИИ-885 (сегодня – РКС) в ходе их производства и собраны в альбом в 1950 году. До сих пор этот документ оставался недоступным для широкой аудитории.
Р-1 была аналогом немецкой ракеты ФАУ-2, которую советские специалисты, включая сотрудников НИИ-885, изучали после войны на территории Германии. Постановление Совета Министров СССР о создании Р-1, выпущенное 13 мая 1946 года, положило начало созданию советской ракетно-космической промышленности, став датой рождения многих профильных предприятий отрасли, в том числе НИИ-885.

В НИИ-885 было создано два базовых подразделения, одно их которых возглавил главный конструктор автономных систем управления Николай ПИЛЮГИН, а второе – главный конструктор систем радиоуправления Михаил РЯЗАНСКИЙ. Оба они входили в Совет главных конструкторов, созданный Сергеем КОРОЛЕВЫМ, и активно продвигали свои направления. При создании Р-1 за основу была взята автономная система управления ФАУ-2, но, по мере увеличении дальности полета ракет, стали применяться обе системы управления.
Автономная система управления Р-1, создаваемая в НИИ-885 под руководством Николая ПИЛЮГИНА, стала следствием переосмысления советскими инженерами немецкого аналога. Сначала была тщательно исследована и полностью воспроизведена оригинальная система управления ФАУ-2. И уже на основе этого опыта советские инженеры приступили к созданию собственной системы управления с применением отечественной элементной базы и материалов.
Ракета имела одноконтурную систему управления – контролировать во время полета можно было только угловое положение оси ракеты и момент выключения двигателей. Наведение осуществлялось по таблицам пуска по цели с заранее известными координатами – задавалось направление пуска и время работы двигателя ракеты. Вся информация, необходимая для управления движением, поступала с измерительных устройств, использующих свойство инерции – гироскопов и акселерометров.
При организации производства приборов системы автономного управления специалистам пришлось столкнуться с целым рядом проблем – от технологических трудностей предприятий-поставщиков до полного отсутствия в СССР требуемой компонентной базы. Производство некоторых компонентов налаживалось специально для проекта создания дальнобойной баллистической ракеты и шло параллельно с испытаниями первых образцов.
Прямая ссылка на альбом:
http://russianspacesystems.ru/wp-content/uploads/2018/09/Albom-avtonomnaya-sistema-upravleniya-R-1.pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

PIN

Фото платы с гироприборами внешне не отличить от таковой на V-2 c (SG-66 ?), насколько понимаю

belov2018

#203
В конце 1960-х гг. была поставлена задача создать трехместный пилотируемый
космический корабль с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Бортовая
машина должна была выдерживать жесткие условия эксплуатации в ходе космического
полета (перегрузки, радиация и т.п.) Изготовляли ее в НИИ Аргон (руководитель проекта А.Т. Еремин) по техническому заданию Центрального конструкторского бюро экспериментального
машиностроения (ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия»). ЭВМ получила
название «Аргон-16».

Система ориентации и  управления движением космического корабля, реализованная
на базе бортового цифрового вычислительного комплекса «Аргон-16», включающая
аппаратное обеспечение (hardware), программное обеспечение (software), алгоритмы,
основанные на математике кватернионов, успешно проработала на пилотируемых
космических кораблях 35 лет! Наука и техника, цифровое представление и материальная
реализация в ней неразделимы. Поэтому ее с полным основанием можно
называть реализованным на цифровой платформе памятником науки и техники.
http://ihst.ru/files/pdfs/GOD2017IIET.pdf

belov2018

#204
Цитироватьanik пишет:
Предприятия-разработчики систем управления РН, РБ, КА и МБР
Научно-исследовательский институт "Аргон" (Москва) 17 декабря 2018 г. отмечает 70 лет

В 1948 г. было создано СКБ-245. 
В 1958 г. на базе СКБ-245 был создан научно-исследовательский институт электронных  математических  машин (НИЭМ) и на НИЭМ были возложены функции головного в стране института по созданию бортовых ЭВМ, получивших наименование серии БЦВМ "Аргон".
В 1968 г. на базе НИЭМ был создан Научно-исследовательский центр электронной вычислительной техники (НИЦЭВТ).  
С 1986 г. НИИ "Аргон" выделился из состава НИЦЭВТ в самостоятельное предприятие. 
В 2009 году НИИ "Аргон" включён в состав Концерна "Вега". 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%98%D0%98_%C2%AB%D0%90%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BD%C2%BB
Цитироватьanik пишет:
Научно-исследовательский институт "Аргон" (Москва) 
ЦитироватьКосмические аппараты 
Добавить:

Заатмосферная противоракета  А-925 - БЦВМ 5Э28А / Аргон-17А
http://militaryrussia.ru/blog/topic-345.html
  Ямал-100 - ЦВМ11, УС11 
Ямал-200 - ЦВМ11, УС14 
EgyptSat-2 - ЦВМ40 
Перенести в подраздел НИИ "Аргон"::

Зонд - ЦВМ "Аргон-11С"

belov2018

Цитироватьanik пишет:
Предприятия-разработчики систем управления РН, РБ, КА и МБР
Научно-исследовательский институт "Аргон" (Москва) 17 декабря 2018 г. отмечает 70 лет
 
В 1948 г. было создано СКБ-245. 
В 1958 г. на базе СКБ-245 был создан научно-исследовательский институт электронных  математических  машин (НИЭМ) и на НИЭМ были возложены функции головного в стране института по созданию бортовых ЭВМ, получивших наименование серии БЦВМ "Аргон".
В 1968 г. на базе НИЭМ был создан Научно-исследовательский центр электронной вычислительной техники (НИЦЭВТ).  
С 1986 г. НИИ "Аргон" выделился из состава НИЦЭВТ в самостоятельное предприятие. 
В 2009 году НИИ "Аргон" включён в состав Концерна "Вега". 
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%98%D0%98_%C2%AB%D0%90%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BD%C2%BB
 
anik пишет: 
 Научно-исследовательский институт "Аргон" (Москва) 
Космические аппараты 
Добавить:
 
Заатмосферная противоракета А-925 - БЦВМ 5Э28А / Аргон-17А
http://militaryrussia.ru/blog/topic-345.html
 Ямал-100 - ЦВМ11, УС11 
 Ямал-200 - ЦВМ11, УС14 
 EgyptSat-2 - ЦВМ40 
 
Перенести в подраздел НИИ "Аргон"::
 
Зонд - ЦВМ "Аргон-11С"

Salo

Цитироватьbelov2018 пишет:

 Заатмосферная противоракета А-925 - БЦВМ 5Э28А / Аргон-17А
 http://militaryrussia.ru/blog/topic-345.html
Источник http://computer-museum.ru/articles/sorucom_2011/133/
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

thunder26

Цитироватьbelov2018 пишет:
Ямал-100 - ЦВМ11, УС11
 Ямал-200 - ЦВМ11, УС14
Ямал-300К, Ямал-401 - УС15
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

belov2018


belov2018

#209
Цитироватьanik пишет:
Научно-исследовательский институт "Аргон" (Москва)


 Космические аппараты
Получил уточнение с сайта,  поговорил с разработчиками и прошу добавить еще:

Ямал-300К - УС15
 
Ямал-400 - УС15М
 
AngoSat 1 - ЦВМ40
 
ОС МКС - УС21, УС22, УС31

belov2018

ЦитироватьСтарый пишет:
Я, кстати, так и не смог понять: нахрена все эти компьютерные заморочки? Что они добавляют к функциональности по сравнению с аппаратами докомпьютерной эры?
Успокаивают нервы начальникам: мол мы все сделали согласно высокой науки. Это, в основном, для больших систем с большим количеством ПО сторонних организаций.

Salo

http://www.computer-museum.ru/histussr/13-7.htm
ЦитироватьЭВМ «Аргон-17»
В. Г. Черкесов

БЭВМ "Аргон-17"

 
  • Бортовая ЭВМ «Аргон-17»
  • Главный конструктор: Черкесов В. Г. Основные исполнители: Борисов М. С., Алексеев В. И., Богачев А. Ф., Курахтанов Н. М., Тюрин А. Я., Фельдшеров А. И., Чурилин В. В., Щит Н. М., Юргаев Б. И.
  • Организация-разработчик: научно-исследовательский центр электронной вычислительной техники (НИЦЭВТ), с 1986 г. - НИИ «Аргон».
  • Завод-изготовитель: Кишиневский завод ЭВМ им.50-летия СССР. Министерства радиопромышленности СССР
  • Год окончания разработки: 1976.
  • Год начала выпуска: 1978.
  • Год прекращения выпуска: 1991.
  • Область применения: инерциальная система управления ракетой комплекса ПРО.
  • Элементная база: микропроцессорные БИС серии 583. ИС серий 106, 134, 530, 533.
  • Технология: унифицированные многослойные печатные платы попарного прессования. Поверхностный монтаж микросхем.
  • Программное обеспечение: набор стандартных программ, специальные подпрограммы, автоматизированная система программирования ЯСКО, программы тестового контроля.
Описание машины
"Аргон-17" представляет собой трехканальный синхронный резервированный вычислительный комплекс с мажоритарными органами, осуществляющими выборку 2 из 3. Реализовано поразрядное мажоритирование информационных и управляющих магистралей и резервирование элементов сопряжения в процессоре обмена. Благодаря такой структуре машина сохраняет работоспособность при появлении отказов в разноименных разрядах магистралей и связанных с ними цепях разных каналов.
В машине реализована разработанная в НИИ «Аргон» оригинальная архитектура "ПОИСК" (проблемно-ориентируемая с изменяемой системой команд), позволяющая адаптировать набор команд к задачам управляющей системы путем добавления к постоянной части команд микрокоманд, свойственных конкретной системе. В состав машины входят трехканальные устройство вычислений и обмена, ОЗУ, ПЗУ программ, ПЗУ микропрограмм и источник питания.
    [/li]
  • Представление чисел - с фиксированной точкой, типы данных - бит, байт, слово (16 разрядов), двойное слово (32 разряда).
  • Система команд: операторы общего назначения, специальные операторы, операторы стандартных процедур.
  • Число команд - 132. Время выполнения сложения - 2 мкс.
  • Объем ОЗУ - 4 Кб, ПЗУ программ - 32 Кб, ПЗУ микропрограмм - 24 Кб.
  • Число обменных магистралей - 8. Скорость обмена - до 160 Кб/с.
Конструкция
Машина выполнена в виде скомпонованных в одном корпусе блока трехканального устройства вычислений и обмена, трех блоков ОЗУ, трех блоков ПЗУ программ, трех блоков ПЗУ микропрограмм и трех блоков электропитания. Электрические связи между блоками осуществляются висячими жгутами с соединителями типа МР1 и РС.
Платы блоков, кроме блока электропитания, собраны в пакет книжной конструкции и связаны между собой монолитным резиновым "корешком" с гибкими проводами.
Технико-эксплуатационные характеристики
    [/li]
  • Группа эксплуатации - 4.4 по ГОСТ В20.36.304, 305, 306.
  • Объем - 70 куб.дм
  • Масса - 30 кг
  • Потребляемая мощность - 100 Вт
  • Надежность: коэффициент боевой готовности - 0,92; коэффициент боевой работы - 0,998
Особенности
Высокая надежность, достигнутая благодаря троированной синхронной структуре с аппаратным мажоритированием. Специальные конструктивно-технологические решения, обеспечивающие работу машины с момента старта. Высокая радиационная стойкость аппаратуры, гарантирующая выполнение задачи в условиях воздействия ядерного взрыва.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.computer-museum.ru/histussr/13-3.htm
ЦитироватьБЦВМ «Аргон-16»
Штейнберг Виталий Иосифович, Чесноков Виталий Васильевич.  

БЦВМ "Аргон-16"

 
  • Бортовой цифровой вычислительный комплекс «Аргон-16» (А-16)
  • Главные конструкторы: к.т.н. Н. Н. Соловьев, к.т.н. А. Т. Еремин, к.т.н. Г. Д. Монахов. Основные исполнители: Ф. С. Власов.
  • Организация-разработчик: НИИ электронной вычислительной техники (НИЦЭВТ, с 1986 г. - НИИ «Аргон»).
  • Завод-изготовитель: Московский завод САМ им. В. Д. Калмыкова. Ведомство: Министерство радиопромышленности СССР.
  • Год окончания разработки: 1973.
  • Год начала выпуска: 1974.
  • Год прекращения производства: выпускается до настоящего времени.
  • Область применения: системы управления космических кораблей "Союз", "Прогресс" и орбитальных станций "Салют", "Мир", "Алмаз".
  • Число выпущенных машин: 380.
  • лементная база: интегральные схемы серий 106, 115, 134.
  • Конструкция: комплекс выполнен в виде блока вычислений и обмена, блока ОЗУ, трех блоков ДЗУ и блока устройства сопряжения с объектом, объединенных механически и электрически в единую конструкцию. Платы блоков собраны в пакет книжной конструкции и связаны между собой монолитным резиновым "корешком" с гибкими проводами. Охлаждение путем принудительной вентиляции.
  • Технология: типовые многослойные печатные платы послойного наращивания. Поверхностный монтаж микросхем.
  • Программное обеспечение: набор стандартных программ, специальные подпрограммы.
    Автоматизированная система программирования, включающая автокод с транслятором (на базе ЭВМ М-220), автоматизированная система отладки программ на базе ЭВМ М-222, программы тестового контроля.
Описание машины (структура, архитектура, периферия)
«Аргон-16» представляет собой троированный синхронный вычислительный комплекс с восстанавливающими мажоритарными органами с выборкой 2 из 3. Мажоритирование поблочное, восьмиуровневое. Связи вычислительных машин с абонентами троируются или дублируются. Комплекс состоит из трех вычислительных машин с каналами обмена и комплекта устройств сопряжения с системой управления. Система команд специализирована для решения задач управления. Операции ввода-вывода совмещены с процессом вычислений.
 
    [/li]
  • Представление чисел - с фиксированной точкой; разрядность чисел - 16 разрядов, 32 разряда (двойное слово); разрядность команд - 16 разрядов, число команд - 32.
  • Время выполнения операций (мкс): сложения - 5, умножения 45.
  • Объем ОЗУ - 3х2 Кб, ДЗУ - 3х16 Кб.
  • Система прерывания - одного уровня от 16 источников.
  • Число мультиплексных каналов ввода-вывода - 1х3. Скорость обмена - до 80 тыс. Кб/с.
  • Состав устройств ввода-вывода: аналого-цифровой преобразователь, цифро-аналоговый преобразователь, преобразователи код - интервал, код - импульс, блок релейных сигналов (72 входа, 65 выходов), блок приема и передачи последовательного кода, блок сопряжения с НМЛ, блок сопряжения с устройством печати.
Технико-эксплуатационные характеристики  
    [/li]
  • Группы эксплуатации 5.2 и 5.4 по ГОСТ В20.36.304, 305, 306.
  • Диапазон рабочих температур - от 0 до 40 С.
  • Объем - 145 куб. дм.
  • Масса - 70 кг.
  • Потребляемая мощность - 280 Вт.
  • Наработка на отказ - 10 тыс. ч.
Особенности БЦВМ
Исключительно высокая надежность, достигнутая благодаря схемно-техническим (троированная синхронная структура с аппаратными средствами мажоритирования) и конструктивно-технологическим решениям (печатные платы, изготовливаемые методом послойного наращивания), За 25 лет эксплуатации не было отмечено ни одного отказа комплекса в составе системы управления. По объему выпуска не имеет равных среди машин космического применения.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.computer-museum.ru/histussr/argon16_i.htm
ЦитироватьИсторическая справка по бортовому цифровому вычислительному комплексу (БЦВК) "Аргон-16"
В.И. Штейнберг

В СССР первые бортовые цифровые вычислительные машины (БЦВМ) были разработаны в середине 1960-х годов коллективом Научно-исследовательского института электронных математических машин (НИЭМ) г. Москва, имевшим к тому времени значительный опыт в создании ЭВМ военного назначения для стационарных систем ПВО. НИЭМ директивными документами правительства (Решение ВПК от 16.10.1963 г. № 246) был определен головной организацией в стране по разработке БЦВМ, получивших позднее наименование — "Комплекс БЦВМ «Аргон»". Впоследствии, в 1968 году коллектив НИЭМ был включен в состав вновь созданного Научно-исследовательского центра электронной вычислительной техники (НИЦЭВТ), а в 1985 году на базе структурных подразделений НИЦЭВТ по разработке БЦВМ и БЦВК был образован научно-исследовательский институт "Аргон". Главными конструкторами комплекса БЦВМ "Аргон" на разных этапах его развития назначались Крутовских Сергей Аркадьевич, Пржиялковский Виктор Владимирович, Штейнберг Виталий Иосифович.
Первой отечественной БЦВМ, полетевшей в космос стала БЦВМ "Аргон -11С", обеспечившая выполнение программы "Зонд" — облет и фотографирование поверхности Луны с возвращением космического аппарата на Землю. БЦВМ "Аргон-11С" положила начало созданию комплекса БЦВМ "Аргон", включающему около 40 базовых унифицированных межвидовых БЦВМ и БЦВК, внедренных в штатную эксплуатацию в сотни приоритетных систем и объектов.
Разработка БЦВК "Аргон-16" (изделия 11М67, 11М68 ) проводилась НИЦЭВТ на основании решения ВПК от 30 июня 1969 г . № 165 для работы в составе системы управления движением объектов 11Ф732 — 11Ф734 по техническому заданию ЦКБ ЭМ (ныне ОАО РКК "Энергия" им. С.П. Королева). Директивными документами были установлены сроки разработки и поставки технологических и опытных образцов, начиная с июня 1970 года. Сроки наземной отработки в беспилотном и пилотируемом вариантах, летно-конструкторских испытаний космического корабля 7К-С были определены решением ВПК от 3 марта 1972 г . № 62, в том числе начало ЛКИ в беспилотном варианте — I кв. 1973 г . и начало ЛКИ пилотируемых кораблей — I кв. 1974 г . В качестве завода-изготовителя БЦВК был определен Московский завод счетно-аналитических машин им. В.Д. Калмыкова. Дополнительно решением ВПК от 17 ноября 1972 г . № 288 предусматривалось изготовление БЦВК "Аргон-16" для комплексного тренажера для подготовки экипажей к полету на транспортном космическом корабле 7К-С. А решением ВПК от 17 ноября 1972 г. № 287 были сформулированы задания по обеспечению поставок БЦВК "Аргон-16" для объектов генерального конструктора В.Н. Челомея.
БЦВК "Аргон-16" разрабатывался на монолитных интегральных схемах транзисторно-транзисторной логики серий 134 ("Тур"), 106 ("Приз"), а также ряда других серий, обладавших высокой надёжностью и радиационной стойкостью, повышенной помехозащищенностью. При разработке были применены также транзисторные диодные матрицы, интегрированные наборы резисторов, конденсаторов и трансформаторов в конструктивах, аналогичных корпусам интегральных схем, что позволило существенно повысить плотность компоновки узлов и блоков БЦВК. В БЦВК применены высоконадежные многослойные печатные платы, изготовленные методом послойного наращивания. Узлы, блоки и БЦВК в целом в процессе производства проходят электротермотренировки, общая продолжительность которых составляет не менее 260 часов, что позволяет выявить потенциально ненадёжные элементы и возможные дефекты производства.
При разработке БЦВК "Аргон-16" впервые была использована триплексированная, синхронная структура с мультиплексированными мажоритарными каналами. Мажоритирование — поблочное, восьмиуровневое, с восстанавливающими мажоритарными органами. Связи вычислительных машин с абонентами троируются или дублируются, система команд специализирована для решения задач управления, операции ввода-вывода совмещены с процессом вычислений.
Быстродействие БЦВК составляло 200 тыс.оп./с, объёмы ферритовой памяти первых образцов: ОЗУ — 6 Кбайт, ПЗУ — 144 Кбайт, масса изделия — 68 кг , потребляемая мощность 300 Вт. 
БЦВК "Аргон-16" разработан под руководством главных конструкторов Н.Н. Соловьева, А.Т. Еремина, Г.Д. Монахова коллективом опытных разработчиков: Ф.С. Власовым, В.И. Румянцевым, А.В. Бондаревым, А.К. Кейлиным, Ю.Х. Клейманом, В.И. Левшиным, Р.К. Лифшицем, Б.И. Юргаевым, В.И. Яковлевым и др. Сопровождение серийного производства и модернизация БЦВК осуществляется под руководством главного конструктора Погорельца  Г.П.
БЦВК "Аргон-16" стал базовым для транспортных космических кораблей серии "Союз" и грузовых — "Прогресс", для орбитальных космических станций "Салют", "Алмаз", "Мир", "Меч-К", для спутников серии "Космос". Повышенные требования к надежности БЦВК были реализованы за счет избыточности аппаратуры и применению элементной базы с приёмкой "9" . Изделия с приёмкой" 9" изготавливались по специальной технологической документации, подвергались специальному испытанию на безотказность, включая электротермотренировки в заданном диапазоне температур. Удачно выбранная структура БЦВК, исключившая функциональные отказы комплекса при штатной эксплуатации в составе объектов обеспечила долгую жизнь этого уникального комплекса — свыше 30 лет ведется серийное производство БЦВК "Аргон-16" и его модификаций для объектов РКК "Энергия". С начала серийного производства изготовлено 350 образцов БЦВК.
Уникальность БЦВК "Аргон-16" , как единственного в истории мировой космонавтики компьютера, не имевшего на протяжении 33 лет функциональных отказов при штатной эксплуатации в составе космических объектов, подтверждена и специалистами НАСА.
Решением Экспертного совета при Политехническом музее г. Москвы от имени Ассоциации научно-технических музеев Российского национального комитета Международного Совета музеев (Протокол № 15 заседания Экспертного совета от 20.11.2006 г.) комплекс цифровой бортовой вычислительный "Аргон-16" — музейный предмет из фондов Политехнического музея г. Москвы — признан памятником науки и техники I категории.
Об авторе: Главный конструктор комплекса БЦВМ "Аргон"
 Статья помещена в музей 19.02.2008 с разрешения автора
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

belov2018

ЦитироватьСтарый пишет:
Статья полностью https://ebanoe.it/2016/05/04/bad-software-fallen-rocket/
вызвала предположение что лекарство хуже болезни. То есть проблемы с ПО тяжелее чем польза от его использования.
Это лекарство не лечит проблемы с ПО. Оно предназначено для сокращения ошибок у "некачественных" программистов.

Salo

http://www.computer-museum.ru/histussr/13-5.htm
ЦитироватьЭВМ «Аргон-11С»
В. Чесноков

ЭВМ «Аргон-11С»

 
  • Главные конструкторы: Прокудаев Г. М., Соловьев Н. Н. Основные исполнители: Горшенин Ю. С., Анилов В. М., Бочкарев Л. И., Еремин А. Т., Максаков Ю. Н., Лемзаль Ю. Р., Сальман А. С., Терновский В. М.
  • Организация-разработчик: научно-исследовательский институт электронных машин (НИЭМ), с 1986 г. НИИ «Аргон».
  • Завод-изготовитель: опытное производство НИЭМ, Министерство радиопромышленности СССР.
  • Год окончания разработки: 1968.
  • Год начала выпуска: серийно не выпускалась.
  • Область применения: система управления космическим аппаратом "Зонд".
  • Число изготовленных образцов: 21.
  • Элементная база: интегральные гибридные микросхемы "Тропа-1".
  • Технология: унифицированные двусторонние печатные платы.
  • Программное обеспечение: набор стандартных программ, рабочие программы, программа контрольной задачи для испытаний опытных образцов.
Описание
Машина одноадресная, параллельного действия. Структура и архитектура специальные с минимально необходимым набором команд. Состоит из трех функционально автономных вычислительных устройств с независимыми входами и выходами, связанных между собой каналами для обмена информацией и синхронизации. Работа выполняется в реальном времени.
Ввод-вывод информации осуществляется программно.
 
    [/li]
  • Представление чисел - с фиксированной точкой. Разрядность чисел - 14 разрядов, команд - 17 разрядов. Число команд - 15.
  • Время выполнения операций (мкс): сложения - 30, умножения - 160.
  • Емкость ОЗУ - 128 14-разрядных слов, ДЗУ - 4096 17-разрядных слов.
  • Число регистровых одноканальных входов для каждого канала - 25; счетных, информационных входов с емкостью 64 сигнала - 3; регистровых одноканальных выходов - 40.
  • Контроль - программный и тестовый.
Конструкция  
Машина выполнена в виде двух блоков, объединенных в единую конструкцию, - блока трехканального устройства обмена и вычислений с тремя ОЗУ и блока трехканального долговременного ЗУ. Печатные платы блоков собраны в пакет книжной конструкции и связаны между собой "корешком" из шарнирно-соединенных перфорированных пленок с гибкими проводами. Охлаждение осуществляется путем отвода тепла на корпус и с помощью встроенных вентиляторов.
 Технико-эксплуатационные характеристики
    [/li]
  • Диапазон рабочих температур - от 0 до 40оС
  • Давление внешней среды - от 400 до 1000 мм рт. ст.
  • Вибрационные нагрузки - до 10 g (от 1 до 2500 Гц)
  • Габариты - 305х305х550 мм
  • Масса - 34 кг
  • Потребляемая мощность - 75 Вт
  • Время непрерывной работы - 2 ч 40 мин
  • Надежность - вероятность отсутствия отказов в двух каналах в течение 8 сут составляет 0,999.
Особенности
Первая отечественная бортовая ЭВМ с троированием аппаратуры, осуществлявшая автоматическое управление полетом космического аппарата, совершившего облет Луны с возвращением спускаемого аппарата на Землю (программа "Зонд").
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

НИИ "Аргон" (Историческая справка)
А. Ф. Кондрашев, В. В. Пржиялковский
http://www.computer-museum.ru/histussr/niiargon.htm
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.computer-museum.ru/histussr/niiargon.htm
ЦитироватьВ эти же годы были созданы: БЦВМ "Аргон-10М", двухмашинный бортовой вычислительный комплекс "Аргон-12А" и БЦВМ "Аргон-12С" — для управления орбитальной станцией и возвращаемыми аппаратами программы "Алмаз".

БЦВМ "Аргон-10М" (гл. конструктор — Соловьев  А. А.) разработана для первой отечественной системы управления воздушным движением в зоне аэропорта ( АС УВД "Старт"). За участие в разработке системы "Старт" после внедрения ее в ряде аэропортов страны А. А. Соловьеву в 1979 г. присуждена Государственная премия. БЦВМ выпускалась Астраханским машиностроительным заводом "Прогресс".

БЦВМ "Аргон-12С" по массе, габаритам, и энергопотреблению относилась к числу лучших в мире для своего времени бортовых ЭВМ космического применения. Под руководством главного конструктора А. Т. Еремина ее разработали Л. И. Бочкарев, Б. П. Выровщиков, Ю. С. Горшенин, В. А. Гринкевич, В. Н. Картовец, Т. М. Петрова и многие другие сотрудники НИЦЭВТ.
ЦитироватьРазработан и освоен в производстве с использованием отечественной и импортной элементной базы унифицированный ряд модулей для вычислительных систем связных спутников пятого поколения "Ямал" и модулей международной космической программы "Альфа".

Для решения задачи создания аппаратуры для нового поколения аэрокосмических систем, отличительной чертой которых является длительный срок активного существования (15-17 лет) и установка аппаратуры вне герметизированных отсеков космических аппаратов, была предложена технология разработки и изготовления долговечной, отказоустойчивой и радиационностойкой аппаратуры специального применения (ДОРА).

При ее создании был использован 35-летний опыт НИИ "Аргон" по разработке бортовых вычислительных средств аэрокосмического назначения, передовые технологии и средства проектирования современных БИС и радиоэлектронных приборов НТЦ "Модуль", аттестованное производство "Рубикон", базирующееся на оригинальной отечественной технологии и материалах, сертификационный центр и испытательная база РКК "Энергия". В основе технологии ДОРА лежит надежностно-ориентированное проектирование с применением унифицированной базовой несущей конструкции, сертифицированной высоконадежной элементной базе, единых схемотехнических и системотехнических решений, системы бездефектного проектирования и испытаний, отработанных методов и средств контроля качества изготовления.

В 1996-1999 гг. по технологии ДОРА было разработано семейство устройств связи для международной космической станции (МКС) "Альфа" и спутников связи "Ямал" и выпущено более 100 приборов пяти модификаций. С октября 1998 г. проводятся летные испытания на модуле "Заря" МКС "АЛЬФА". 20 ноября 1998 г. запущен первый сегмент МКС "Альфа". 6 сентября 1999 г. выведен на геостационарную орбиту спутник связи "Ямал-100", который успешно функционирует и в настоящее время (2000 год).

Система "Ямал" способна обеспечивать непрерывную полнодоступную связь (телефон, факс, передача цифровых данных) со стационарными абонентами через наземные станции типа VSAT с антеннами диаметром 1,5-2 м.

Главный конструктор Власов  Ф. С. Основные разработчики: Черников  О. И., Крылов  С. А., Власов  С. Ф., Жалейко  В. Б.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.computer-museum.ru/histussr/13-2.htm
ЦитироватьБЦВМ «Аргон-12с»
Чесноков Виталий Васильевич.

БЭВМ "Аргон-12с"

 
  • Бортовая ЭВМ "Аргон-12с" ( А-12с).
  • Главный конструктор: к.т.н. Еремин А. Т.
  • Организация-разработчик: НИИ электронных машин (НИЭМ, с 1986 г. НИИ «Аргон»). Ведомство: Министерство радиопромышленности СССР.
  • Изготовитель: опытное производство НИЭМ.
  • Год окончания разработки: 1968.
  • Год начала выпуска: серийно не выпускалась.
  • Область применения: система управления возвращаемого аппарата ракетно-космического комплекса "Алмаз".
  • лементная база: гибридные микросхемы "Тропа-1".
  • Конструкция: машина выполнена в виде трех блоков, механически и электрически объединенных в единую конструкцию - блок устройства обмена и вычисления, блок долговременного ЗУ и релейный блок. Печатные платы блоков собраны в пакет книжной конструкции и связаны между собой монолитным резиновым "корешком" с гибкими проводами. Охлаждение производится отводом тепла на корпус и с помощью встроенного вентилятора.
  • Технология: унифицированные многослойные печатные платы попарного прессования.
  • Программное обеспечение: стандартные программы, тестовые программы.
Описание машины (структура, архитектура, включая периферию)
Одноадресная машина параллельного действия. Структура и архитектура специализированные, с минимально необходимым набором команд. Работа осуществляется в реальном масштабе времени. Ввод-вывод информации выполняется программно или по прерыванию.
 
    [/li]
  • Представление чисел - с фиксированной точкой. Разрядность чисел и команд - 16 разрядов, число команд - 15.
  • Адресация - прямая и косвенная.
  • Время выполнения операций: сложения - 15 мкс, умножения - 170 мкс.
  • Емкость ОЗУ - 128 17-разрядных слов, емкость ДЗУ - 4096 17-разрядных слов.
  • Система прерывания - 4 источника. Контроль - программный, тестовый, аппаратный
Технико-эксплуатационные характеристики
Машина нормально функционирует в условиях невесомости, радиации 0,06 рентген/сут, азотно-кислородной среды (до 40% кислорода).
 
    [/li]
  • Диапазон рабочих температур - от 0 до 40 С, давление внешней среды - 760 мм рт. ст.
  • Вибрационные нагрузки - до 12g (от 1 до 2000 Гц), ударные нагрузки - до 6g.
  • Габариты - 366х366х272 мм,
  • Масса - 20 кг.
  • Потребляемая мощность - 36 Вт.
  • Наработка на отказ - 300 ч.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"