XXXV Королёвские чтения по космонавтике

Автор Salo, 26.01.2011 03:22:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

ЦитироватьГы, ПН у Ангары вдруг стала уже 50 тонн :wink:

Похоже, на Ангаре-А7 появился водородный ЦБ... :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

АниКей

ЦитироватьРоссийские ученые рассчитали дату возможного столкновения астероида с Землей[/size]
:: 27.01.2011 http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=14936

Тесное сближение астероида Апофис с Землей может состояться 13 апреля 2036 года, заявил, выступая в среду на 35-х Королевских чтениях в Москве, сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета Леонид Соколов.
"Вероятность соударения в 2036 году, по данным Института прикладной астрономии РАН, оказывается очень малой. Нам еще готовиться рано"
, - сказал он.
Вместе с тем Соколов отметил, что даже если в 2036 году астероид пройдет на безопасном расстоянии, вероятность его столкновения с Землей в последующие годы сохранится. "Наша цель - нахождение возможности соударений Апофиса с Землей после 2036 года", - сказал он.
Эксперт сослался на расчеты НАСА, согласно которым в 21-м веке рассчитано 11 возможностей соударения, из которых четыре могут состояться до 2050 года.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьНа МКС может появиться российская тросовая система[/size]
:: 27.01.2011 http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=14933

Российский ЦНИИ Машиностроения (ЦНИИМАШ) предлагает в перспективе отделять на тросе специальную лабораторию от орбитальной пилотируемой космической станции для проведения научных экспериментов, а также активно использовать тросовые системы в других областях космонавтики.
Представитель ЦНИИМАШ, выступая на Королёвских чтениях по космонавтике, рассказал, что с помощью тросовой системы планируется связать три объекта - орбитальную станцию, лабораторию и "оконечную лабораторию".
Лаборатория будет перемещаться на тросе относительно станции. Вращение системы из трех объектов позволит создать искусственную силу тяжести, что даст возможность проводить новые научные эксперименты, отметил представитель компании.
По его словам, в 2013 году на МКС, при наличии финансирования, планируется испытать электродинамическую тросовую систему (ЭДТС). Грузовой корабль "Прогресс" отделится от МКС, но будет связан со станцией специальным тросом, объяснил представитель ЦНИИМАШ суть проекта.
Он также сообщил, что аналогичные системы могут быть использованы для создания искусственной силы тяжести на объектах, отделяемых от российских научных спутников "Фотон-М" и "Бион-М".
Кроме того, тросовые системы позволят в будущем создать микрогравитацию, обслуживать космические аппараты, обеспечивать радиосвязь, создавать малую тягу, с их помощью можно также осуществлять сближение и стыковку космических аппаратов, добавил представитель ЦНИИМАШ.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьУченые предлагают создать "космический патруль" и оптический барьер[/size]
:: 27.01.2011 http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=14931

Российские ученые предлагают создать "космический патруль" и оптический барьер для обнаружения опасных космических объектов на околоземной орбите с помощью спутников, сообщил сотрудник Института прикладной математики РАН имени Келдыша Рауф Ахметшин, выступая на Королёвских академических чтениях по космонавтике.
"Вокруг Солнца, вдоль орбиты Земли, предлагается поставить шесть космических аппаратов по два телескопа на каждом", - сказал Ахметшин.
По его словам, незамеченным не сможет пройти ни один опасный объект.
Он отметил, что проект по мониторингу не предназначен для раннего предупреждения об астероидной опасности, а, скорее, для каталогизации объектов, пролетающих через орбиту, по которой движется Земля.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Павел73

Цитировать
ЦитироватьГы, ПН у Ангары вдруг стала уже 50 тонн :wink:

Похоже, на Ангаре-А7 появился водородный ЦБ... :roll:
Так у них вроде и с водородным было только 41 т.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Старый

ЦитироватьНет, конечно :oops:  "Чукча не читатель..." :lol:  Процитировать сможешь? Или ссылку на сайте Хлынина.
Ну давай ссылку на том "Лунная гонка" у Хлынина, я тебе вырежу цитату.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьГы, ПН у Ангары вдруг стала уже 50 тонн :wink:

Похоже, на Ангаре-А7 появился водородный ЦБ... :roll:
Так у них вроде и с водородным было только 41 т.

С небольшой третьей ступенью.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьНет, конечно :oops:  "Чукча не читатель..." :lol:  Процитировать сможешь? Или ссылку на сайте Хлынина.
Ну давай ссылку на том "Лунная гонка" у Хлынина, я тебе вырежу цитату.

http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/chertok/kniga-4/obl-4.html
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

Ну вот:
ЦитироватьКогда-нибудь, думаю, что не раньше середины XXI века, историки будут спорить о том, кому принадлежал приоритет идеи об использовании атомной энергии для полета межпланетных ракет. В начале пятидесятых годов нашего века, после того как ученым-ракетчикам стали доступны принципы работы ядерных реакторов, появились идеи использования энергии ядерных реакций для превращения рабочего тела ракетного двигателя в высокотемпературный газ. Бесспорным преимуществом ядерного ракетного двигателя (ЯРД) является отсутствие окислителя. Жидкое рабочее тело превращается в газ, температура которого намного превосходит достижимую в камерах сгорания ЖРД. При истечении такого высокотемпературного газа из реактивного сопла и будет создана тяга. Ядерный реактор по мысли энтузиастов должен был заменить обычную камеру сгорания ЖРД.

В НИИ-1, научным руководителем которого в то время был Мстислав Келдыш, инициатором и руководителем работ по ЯРД был Виталий Иевлев. В 1957 году он сделал по этой теме сообщение Игорю Курчатову, Анатолию Александрову и Александру Лейпунскому. Это были люди действия, имевшие возможность принимать решения, не ожидая указаний сверху. По их инициативе на Семипалатинском ядерном полигоне в небывало короткий срок был сооружен уникальный графитовый реактор. Первые успехи подтолкнули к следующим шагам по созданию ЯРД.

В США было также объявлено о финансировании исследований по созданию ракеты с ЯРД. Эта информация дошла и до энтузиастов атомной энергетики в СССР. Отставать в таких проблемах мы не могли.

Исследовательские работы по этой теме были начаты в институте атомной энергии у Курчатова, в ОКБ-456 у Глушко, в НИИ-1 у Келдыша и в ОКБ-670 у Бондарюка. 30 июня 1958 года появилось первое постановление ЦК КПСС и Совета Министров о разработке тяжелой ракеты, использующей ЯРД. Этим же постановлением предусматривалась разработка тяжелых ракет с использованием ЖРД на криогенных высокоэнергетических компонентах - кислороде и водороде. В подготовке постановления активно64
участвовали Курчатов, Королев, Келдыш, Александров, Глушко. Глушко никаких практических работ по разработке ЖРД на водороде не начинал, но идея ЯРД его заинтересовала. У себя в Химках он организовал проектные работы на эту тему совместно с НИИ-1.

В ОКБ-1 Королев поручил исследовать возможность создания ракеты с использованием ЯРД Мишину, Крюкову и Мельникову. В течение 1959 года проводились расчеты, прикидки и компоновки различных вариантов тяжелых ракет-носителей с кислородно-водородным ЖРД на первой ступене и ЯРД на второй ступени.

Постановление от 30 июня 1958 года узаконило уже ведшиеся работы. Эскизный проект ракеты на основе использования ЯРД был в ОКБ-1 разработан и утвержден Королевым 30 декабря 1959 года.

Проект предусматривал использование в качестве первой ступени ракеты шести блоков первой ступени ракеты Р-7. Вторая ступень - центральный блок был по существу ядерным реактором. В ядерном реакторе рабочее тело подогревалось до температуры свыше 3000 К. В качестве рабочего тела ОКБ-456 предлагало использовать аммиак, а ОКБ-670 - смесь аммиака со спиртом. Сам двигатель представлял собой четыре сопла, через которые и вылетали струи раскаленных ядерной реакцией газов.

В эскизном проекте были обстоятельно рассмотрены несколько вариантов ракет с ЯРД. Самой впечатляющей была суперракета со стартовой массой 2000 тонн и массой полезного груза до 150 тонн на орбите ИСЗ. На первой ступени этой "суперракеты" предлагалось установить такое число ЖРД, чтобы получить общую стартовую тягу в 3000 тс. Глушко предлагал для этого разработать ЖРД на токсичных высококипящих компонентах на 500-600 тс тяги. Королев и Мишин этот вариант категорически отвергли, и в проекте предусматривались только кислородно-керосиновые ЖРД Николая Кузнецова. У него пока в начальной стадии разработки находился двигатель НК-9 для первой ступени глобальной ракеты (ГР) - тягой до 60 тс. Таких двигателей для первой ступени ракеты с ЯРД требовалось 50 (!). Одно это делало проект ядерной суперракеты малореальным.

Несмотря на особую секретность всех работ, связанных с ЯРД, в инженерных умах блуждали сверхоптимистические надежды на исключительную эффективность ядерной энергетики для ракет.
Ядерный бум подогревался слухами, исходившими не только из курчатовского института и келдышевского НИИ-1. Туполев работал над проектом самолета, для которого создавалась авиационная ядерно-энергетическая установка. Самолет с ядерным двигателем должен был обладать сверхзвуковой скоростью при неограниченной дальности полета. Почти параллельно у нас и в США были затрачены большие средства на исследование этих проблем, проводились экспериментальные работы с различными реакторами.

Однако практического использования ни в авиации, ни в ракетной технике ядерные двигатели до сих пор так и не получили. В этом отношении оптимизм, подогревавшийся примерами успешного использования атомной энергетики на подводных лодках, ледоколах и тяжелых боевых кораблях, сменился полнейшим разочарованием. Но охлаждение к ЯРД наступило не так скоро, и еще в 1959 году Королев, имевший доступ к работам Туполева, упрекал своих заместителей в недостаточном рвении на ядерном поприще, говоря, что нельзя допускать, чтобы ракета с ЯРД появилась позднее самолета.

Однако подавляющее большинство проектантов сходились на том, что быстрее, надежнее и безопаснее создавать тяжелые ракеты только на ЖРД, имея в виду ЯРД в далекой перспективе. Американцы практически доказали преимущества водорода, создав ракету "Сатурн-1" со второй ступенью на водороде. Наши ведущие главные конструкторы по ЖРД Глушко, Исаев, Косберг в это время продолжали горячие дискуссии о проблемах создания ЖРД на водороде.

После всяческих обсуждений и консультаций ВПК начала готовить постановление с надеждой форсировать работы по мощным ракетам и соответственно двигателям с высокими характеристиками. В тексте проекта Королев лично редактировал требование о разработке двигателей на водороде.

23 июня 1960 года выходит согласованное с Министерством обороны и министрами - председателями госкомитетов всех нужных оборонных отраслей постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах". Это была первая попытка затвердить на самом высоком уровне перспективу развития космонавтики в виде семилетнего плана. Постановление в какой-то мере было ответом на визит Брежнева в ОКБ-1. К этому времени Хрущев счел целесообразным планировать развитие всего народного хозяйства не сталинскими пятилетками, а семилетками.

Для истории содержание постановления может служить примером того, что не только политические деятели дают популистские нереальные обещания. Никто в те годы не смел оспорить заявление Хрущева, что "наше поколение будет жить при коммунизме". Вероятно, Хрущев в это верил искренне. Это осталось на его совести, и ни от кого из нас не требовалось давать клятву, что мы действительно обязуемся дожить до коммунизма.

Другое дело - "совершенно секретные - особой важности" постановления, в которых расписывались куда более конкретные сроки и пофамильно назывались ответственные исполнители. Эти исполнители сами предлагали записывать в правительственные планы нереальные сроки для своих организаций. Исполнители были руководителями крупных коллективов и к тому времени уже опытными главными конструкторами. Министры, аппарат которых готовил постановления, прошли жесточайшую школу руководства промышленностью во время войны. Они отлично помнили, что срыв сроков, установленных Сталиным, или невыполнение обещаний могли стоить жизни. Теперь же все они подписывались под нереальными обещаниями. В постановлении предусматривалось создание новой мощной ракеты-носителя H1 на ЖРД в период 1961-1963 годов. Ракета H1 должна была выводить на орбиту ИСЗ массой 40-50 тонн и разгонять до второй космической скорости полезный груз массой 10-20 тонн. Вторым этапом на базе этой ракеты предлагалось в период 1963-1967 годов создать носитель, выводящий на орбиту ИСЗ 60-80 тонн и разгоняющий до второй космической скорости 20-40 тонн. При этом в постановлении директивно предписывалось на второй и последующих ступенях использовать и электрореактивные двигатели. Постановлением предусматривались в обеспечение этих проектов работы по мощным двигателям на водороде, по системам автономного управления и радиоуправления, развитие экспериментальной базы и широкое проведение научно-исследовательских работ. 9 сентября 1960 года Королев издал отчет "О возможных характеристиках космических ракет с использованием водорода", в котором были показаны преимущества водорода.

Прошу читателя обратить внимание на цифры: 80 тонн на орбите ИСЗ - это максимум, на который замахнулись все главные конструкторы вместе взятые. Королеву, Келдышу, другим главным и всем советникам и заместителям, проектантам и конструкторам эти цифры сверху директивой правительства никто не диктовал. Так получилось, что на большее мы сами не решались.

В истории "лунной гонки" это была наша первая проектная ошибка. Как ни горько признавать, эту идейную ошибку допустили и Королев, и Келдыш, и весь Совет главных. Надо было считать не то, что мы в директивные сроки можем требовать от ракеты-носителя, а то, что в действительности нужно для высадки на Луну и возвращения на Землю. Начинать считать тонны надо было с поверхности Луны, а не с поверхности Земли. Но есть два смягчающих обстоятельства этой ошибки.

Во-первых, оправданием Королеву и всем нам, его заместителям, может служить только то, что в 1960 году мы еще не считали пилотируемую экспедицию на Луну главной и особо приоритетной задачей и не чувствовали всех проблем, с которыми предстояло столкнуться.

Во-вторых, уже тогда Королев имел в виду возможность осуществления многопусковой схемы полета к Луне. Используя идею сборки на орбите Земли или Луны, можно было удвоить или даже утроить предельный груз. В сентябре 1960 года во время большого "съезда" главных конструкторов на полигоне перед первыми пусками четырехступенчатых носителей 8К78 с космическим аппаратом 1М для изучения Марса состоялось многолюдное совещание, обсуждавшее ход эскизной разработки "комплексной ракетной системы первого этапа H1". В ходе дискуссии о массе полезного груза, выводимого на орбиту, наиболее радикально выступил Михаил Тихонравов. Он предложил при выборе варианта ракеты-носителя исходить из того, что для обеспечения полезного груза нужной массы основным средством должна стать сборка на орбите.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Lin

ЦитироватьРуководство «Хруничева» оценило колонизацию Луны и Марса в 4,8 трлн руб
35 000 руб с носа россиянина (включая стариков и младенцев).
Если оставить только трудоспособное население – 55 000р единовременно.
Я бы, пожалуй, заплатил  :D  За колонизацию-то.
Если собирать сумму год - 4600р в месяц.
два года - 2300р
пять лет - 920р в месяц.
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

Valerij

Цитировать
ЦитироватьРуководство «Хруничева» оценило колонизацию Луны и Марса в 4,8 трлн руб
35 000 руб с носа россиянина (включая стариков и младенцев).
Если оставить только трудоспособное население – 55 000р единовременно.
Я бы, пожалуй, заплатил  :D  За колонизацию-то.
Если собирать сумму год - 4600р в месяц.
два года - 2300р
пять лет - 920р в месяц.
Во первых, «Хруничев» говорит о том, что бы проект стал международным. Во вторых, там вроде речь идет о сорока годах, до 2050 года. Это 115 рублей в месяц.

Но я бы хотел увидеть эту концепцию напечатанной, со всеми расчетами.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Дмитрий В.

ЦитироватьНу вот:

Это читал. И что? Борис Евсеевич весьма бегло обрисовал общую картину истории появления Н-1. Но при этом, видимо, из соображений краткости, не упомянул обширные работы по развитию ракет Р-7 в сторону тяжелого носителя, о работах в рамках НИР "Раскат" по тяжелым РН и МБР, которые, вообще говоря, шли или ранее работ по применению ЯРД или в параллель им. Ну, и к тому же, постановление от 23.06.1960 г. не ставило задачу высадки на Луну, поэтому трудно говорить об ошибочном выборе размерночсти Н-1. При многопуске - а именно эта схема виделась перспективной для большинства проектов (в один пуск можно было облететь Луну, Марс или Венеру) - грузоподъемность единичного носителя весьма слабо влияет на затраты.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

Цитировать
ЦитироватьГы, ПН у Ангары вдруг стала уже 50 тонн :wink:

Похоже, на Ангаре-А7 появился водородный ЦБ... :roll:
И буковка В в названии  ракеты тоже появилась. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Большой

Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьГы, ПН у Ангары вдруг стала уже 50 тонн :wink:

Похоже, на Ангаре-А7 появился водородный ЦБ... :roll:
И буковка В в названии  ракеты тоже появилась. :wink:

Эта буква уже была в 2008 г. - для варианта с водородной 3-й ступенью (Мпг=41 т).
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Fakir

ЦитироватьНарод, спасибо за "Информацию к размышлению"   8)  :P  :!:
пилотируемый и грузовой транспортный КК почти 1:1 совместимы с Энергиевским дизайном. 8)

Совместимость тут на уровне одних картинок.
Хруничевцы же в отличие от энергии, ориентирующейся только на реактор (который худо-бедно в планах и разработке) + ЭРД - так в отличие от них ЦиХ закладывается на двухрежимный ЯРД. С которым вообще конь не валялся даже в плане набумажных просчётов и заявлений. Он-то конечно лучше бы, но перспектива еще более дальняя.

Да, кстати, а кто там среди авторов-то? Соболев есть?

Lin

http://img-fotki.yandex.ru/get/4700/videofotostudia.c9/0_44087_2dac352c_XL.jpg

Возникает вопрос по ценам.
Стоимость изготовления и стоимость эксплуатации.
Что имелось в виду?
Потому как если стоимость пуска - сумма, то для штатной пятой Ангары получается более 2 млрд. (в 2 раза дороже "Протона", по данным Bell`а?)
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

frigate

Цитировать
ЦитироватьНарод, спасибо за "Информацию к размышлению"   8)  :P  :!:
пилотируемый и грузовой транспортный КК почти 1:1 совместимы с Энергиевским дизайном. 8)

Совместимость тут на уровне одних картинок.
Хруничевцы же в отличие от энергии, ориентирующейся только на реактор (который худо-бедно в планах и разработке) + ЭРД - так в отличие от них ЦиХ закладывается на двухрежимный ЯРД. С которым вообще конь не валялся даже в плане набумажных просчётов и заявлений. Он-то конечно лучше бы, но перспектива еще более дальняя.

Да, кстати, а кто там среди авторов-то? Соболев есть?
АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ ПОСАДОЧНО-ВЗЛЕТНЫХ КОРАБЛЕЙ
А.А.Нестеренко, В.Ю.Юрьев, И.А.Соболев, Д.В.Морозов, Д.М.Федотов
Государственный космический научно-производственный Центр им. М.В.Хруничева,
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Большой

Цитироватьей"]

В табличке МРКН-45, а масса ПГ=41 тн. И нет супертяжа с ПГ=120 тн 8)
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Lev


Меня лично в этой табличке более всего заинтересовала А-5П
Все остальное - вилами по воде.
Где бы посмотреть аналогичную табличку от ЦСКБ? :?
Делай что должен и будь что будет