24 октября - 50 лет со дня катастрофы с Р-16 на пл. 41

Автор Вован, 20.10.2010 15:36:18

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Вован

ЦитатаВечная память  :cry:
От очевидцев: с  http://www.zn.ua/3000/3150/28750/
статья десятилетней давности...
ЦитатаО том, как развивались события, вспоминают непосредственные участники (звания и должности указаны на момент взятия интервью.)


Александр Матренин, генерал-лейтенант, заместитель министра общего машиностроения:

-- Причиной, технической причиной этой аварии явилась ошибка системы управления ракеты, которая не исключала возможность несанкционированного запуска двигателя второй ступени еще на старте.

Подробности есть?
Байконур надолго - навсегда

Старый

Цитата
Цитата-- В выводах комиссии названы многие причины и недостатки, повлекшие за собой катастрофу 24 октября 1960 года при подготовке ракеты Р-16 к пуску, но не было ничего сказано о неоправданной спешке. На горькой судьбе нашего коллектива мы убедились в результатах дезорганизующей формулы «давай-давай». Кто поддавался, тот жестоко расплачивался.
Спешка, разгильдяйство и сиюминутная копеечная экономия... :(
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Вован

Цитата
Цитата
Цитата-- В выводах комиссии названы многие причины и недостатки, повлекшие за собой катастрофу 24 октября 1960 года при подготовке ракеты Р-16 к пуску, но не было ничего сказано о неоправданной спешке. На горькой судьбе нашего коллектива мы убедились в результатах дезорганизующей формулы «давай-давай». Кто поддавался, тот жестоко расплачивался.
Спешка, разгильдяйство и сиюминутная копеечная экономия... :(

И невозможность слить топливо с неисправной ракеты.
Байконур надолго - навсегда

Petrovich

ЦитатаПодробности есть?
Если по ссылке, то похоже нет.
А так уже где-то, может и на Форуме, читал конкретно по схемному
решению как и что, и почему произошло. Надо поискать в компе,
может и сохранил...
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

АниКей

Цитата24.10.2010 13:37
Панихида по погибшим в крупнейшей в истории катастрофе прошла на космодроме Байконур[/size]
На космодроме Байконур прошли траурные мероприятия по случаю 50-й годовщины крупнейшей катастрофы в истории ракетной техники. ....
Как сообщает Лента со ссылкой на Интерфакс, утром в воскресенье на Байконуре прошел траурный митинг и панихида по погибшим. Вечером состоится показ документального фильма "День, когда не стартуют ракеты", снятого телевизионным отделом космического центра "Южный".
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

Petrovich

Нашел. Довольно детальная и пространная статья.
ЦитатаОдин из участников подготовки ракеты к пуску, ведущий конструктор по электроиспытаниям Ким Ефремович Хачатурян рассказывает о событиях, которые развернулись на стартовой площадке 23--26 октября 1960 года, и представляет свою версию причин катастрофы.
Наука и Жизнь №1 и №3 за 1999 год.
Ссылки уже битые... , могу только выложить, нада ?
Или зазиповав папку с HTML-ми на мыло прислать.
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

АниКей

На Байконуре вспоминают погибших испытателей ракетной техники[/size]
http://www.1tv.ru/news/polit/163616
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

В Пересвете есть улица Бабушкина... Немного из воспоминаний наших ветеранов.

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

Salo

ЦитатаНашел. Довольно детальная и пространная статья.
ЦитатаОдин из участников подготовки ракеты к пуску, ведущий конструктор по электроиспытаниям Ким Ефремович Хачатурян рассказывает о событиях, которые развернулись на стартовой площадке 23--26 октября 1960 года, и представляет свою версию причин катастрофы.
Наука и Жизнь №1 и №3 за 1999 год.
Ссылки уже битые... , могу только выложить, нада ?
Или зазиповав папку с HTML-ми на мыло прислать.
http://www.nkj.ru/archive/articles/8244/
http://www.nkj.ru/archive/articles/8803/
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.nkj.ru/archive/articles/8803/
ЦитатаДВЕ ВЕРСИИ ПРИЧИН КАТАСТРОФЫ

Комиссия по расследованию причин катастрофы образовала три рабочие группы: по двигательным установкам - во главе с их главным конструктором В. П. Глушко, по конструкции ракеты в целом - во главе с первым заместителем М. К. Янгеля В. С. Будником и "легендарную" - для описания хода испытаний Р-16 на технической и стартовой позициях, всех выявленных замечаний и принятых по ним решений - во главе с руководителем испытаний А. С. Матрениным и ведущим конструктором по электроиспытаниям К. Е. Хачатуряном. Однако всем трем группам поработать практически не пришлось и вот почему.

Утром 25 октября мы сидели в служебной комнате первого отдела и анализировали комплексную электрическую схему системы управления. Детально прослеживая каждый ее элемент, я вдруг обнаружил, что при подготовке системы управления к пуску образовалась незапланированная команда на запуск двигательной установки второй ступени.

Схема показывала, что при выполнении операции "переустановка шаговых двигателей в исходное состояние" в момент замыкания контактов программного токораспределителя напряжение с шины, появившееся при подключении к бортовой кабельной сети автономно задействованной ампульной батареи второй ступени, беспрепятственно поступает на запуск пиростартера двигателя второй ступени и на электропневмоклапан наддува пусковых бачков.

Весть о выдаче преждевременной команды мигом распространилась по всему МИКу. Группа двигателистов тут же выехала на стартовую позицию и, осмотрев уцелевшие части ракеты, подтвердила факт запуска и выхода на режим двигательной установки второй ступени. Основная причина пожара была очевидна.

В этот же день состоялось техническое совещание с участием академиков А. Ю. Ишлинского и А. Г. Иосифьяна, некоторых членов правительственной комиссии и представителей Министерства обороны. Инженер В. Кукушкин дал объяснения по заложенной в ракете схеме запуска двигателей первой и второй ступеней, а мне пришлось на самодельной схеме, начерченной на листе ватмана, показать, как при проведении предпусковых операций от системы управления поступила преждевременная команда на запуск маршевого двигателя второй ступени.

Как же появилась эта злосчастная операция в технологическом графике подготовки и пуска ракеты?

Проблемы начались еще во время автономных испытаний штатной гироплатформы. Тогда было обнаружено, что на шаговый двигатель потенциометра по каналу тангажа (этим термином называется угол наклона продольной оси ракеты к горизонту) от блока усиления программируемых импульсов (БУПИ) хаотически поступали импульсы напряжения. Они проворачивали потенциометр, и на выходе гироплатформы появлялась ложная команда. Причину появления этих импульсов искали долго. Совершенно случайно обнаружили, что они возникают на выходе БУПИ в момент включения или выключения обычного бытового вентилятора. Так выяснилось, что помехозащищенность прибора недостаточна. Для того, чтобы избавиться от электромагнитных помех, решили приостановить работу всех сильноточных потребителей (портальных кранов, сварочного оборудования, других приборов) и запретить движение автотранспорта в радиусе одного километра от МИКа. Такие чрезвычайные меры позволили закончить автономные испытания гироплатформы. Прибор установили на борт ракеты и провели заключительные операции перед ее транспортировкой на стартовую позицию.

Чтобы исключить всякую возможность появления ложной команды по каналу тангажа при пуске ракеты, представитель главного конструктора гироприборов А. И. Минаев предложил ввести в технологический график операцию по переустановке в исходное состояние шаговых двигателей со штатного наземного пульта системы управления. Здесь следует уточнить один важный момент: схема подключения БУПИ при автономных испытаниях гироплатформы существенно отличалась от схемы подключения прибора на борту ракеты. При автономных испытаниях выход БУПИ напрямую подключался к шаговому двигателю, а в схеме изделия выход БУПИ подключался к шаговому двигателю только при замыкании контакта подъема ракеты. Из этого следует, что до замыкания контакта подъема никакой команды по каналу тангажа быть не могло. Это подтверждали и результаты многократных комплексных испытаний ракеты в МИКе, при которых ложных команд зафиксировано не было.

Техническое руководство испытаний все же одобрило предложение А. И. Минаева, и это было роковой ошибкой! Дело в том, что еще раньше те же руководители приняли решение задействовать ампульную батарею второй ступени вне ракеты (ее нужно было держать в теплом помещении) и ставить на борт по часовой готовности к пуску. Так приходилось поступать из-за того, что разработчик ампульных батарей -Всесоюзный научно-исследовательский институт источников тока к началу испытаний не успел освоить выпуск корпусов батарей с обогревательны ми секциями, как требовалось по техническому заданию. Поэтому на стартовую позицию поставили специальную машину с обогреваемым кунгом, в котором держали задействованную батарею. За час до старта ее извлекали, поднимали на верхнюю площадку обслуживания и устанавливали на борт.

Таким образом, преждевременный запуск маршевого двигателя второй ступени спровоцировали три фактора: во-первых, заблаговременно автономно были подорваны разделительные пиромембраны второй ступени, и пусковые бачки заполнились компонентами топлива; во-вторых, тоже заблаговременно была задействована бортовая ампульная батарея второй ступени, в результате чего на бортовой шине второй ступени появилось напряжение; в-третьих, была проведена незапланированная операция по переустановке шаговых двигателей системы управления в исходное состояние.

Каждый из этих факторов в отдельности не мог повлиять на нормальный процесс подготовки ракеты к пуску, но их сочетание привело к катастрофе. Пожар произошел бы и при наличии только двух последних факторов. В этом случае неизбежно запустился бы пиростартер маршевого двигателя второй ступени, турбина пошла бы вразнос, разрушила баки ракеты, и последствия были бы не менее трагичными.

И все-таки влияние всех трех факторов на исход первого пуска Р-16 можно было обнаружить. Для этого нужно было глубоко проанализировать электрическую схему (ведь нигде и никогда раньше операция по переустановке шаговых двигателей системы управления в исходное состояние не была опробована) либо проверить набор схемы к пуску с учетом всех принятых изменений на стенде системы управления в ОКБ-692. Но, к сожалению, ни того, ни другого сделано не было.

Заключительное заседание Правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы состоялось 26 октября. Его открыл тогда еще молодой и энергичный Л. И. Брежнев. От имени Правительства, ЦК КПСС и лично Н. С. Хрущева он выразил соболезнование в связи с гибелью специалистов промышленности и испытателей полигона и заверил, что будут приняты все меры по оказанию помощи пострадавшим и членам семей погибших. Брежнев сообщил, что, поскольку за допущенные ошибки и просчеты спросить не с кого, так как все руководители, ответственные за техническую сторону и за безопасность работ, за исключением М. К. Янгеля и А. М. Мрыкина, погибли, руководство страны приняло решение специального расследования по этому факту не проводить.

Вторым выступил М. К. Янгель. Дословно доклад его я не помню, но суть, продуманность каждого слова, точность и убедительность аргументов остались в памяти на всю жизнь. Янгель заявил, что, как Главный конструктор комплекса и технический руководитель испытаний, он несет полную ответственность за все случившееся. По его мнению, количество жертв и пострадавших оказалось таким большим потому, что с ракетой мы все были "на ты", тогда как с такой сложной техникой необходимо всегда обращаться только "на Вы". Проанализировав ход событий, Янгель утверждал, что если бы этого не случилось здесь, на полигоне, то все равно произошло бы в другом месте и в другой обстановке, но уже с ядерной боевой головной частью. Масштабы разрушений и жертвы были бы тогда немыслимыми.

В этот же день, после совещания, были составлены два важнейших совершенно секретных документа, которые хранятся в архиве Президента России: доклад Правительственной комиссии Центральному Комитету КПСС и Техническое заключение по выяснению причин катастрофы. Оба эти документа были рассекречены только в 1995 году.

Из доклада Центральному Комитету КПСС: "В соответствии с поручением ЦК КПСС комиссией рассмотрены на месте обстоятельства катастрофы при испытаниях ракеты Р-16, имевшей место 24 октября 1960 года в НИИП Министерства обороны СССР.

Выяснением причин катастрофы с участием ведущих специалистов установлено следующее.

Ракета Р-16 с 26 сентября с.г. находилась на полигоне в монтажно-испытательном корпусе. В процессе технической подготовки ракеты выявлялись отдельные недостатки в аппаратуре системы управления и кабельной сети, которые устранялись силами специалистов промышленности и военнослужащих полигона...

При подготовке ракеты к пуску было допущено отступление от утвержденной технологии... В результате этого произошел преждевременный запуск маршевого двигателя второй ступени..., что и привело к мощному пожару и полному разрушению ракеты на старте.

Руководители испытаний проявили излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса изделия, вследствие чего отдельные решения были приняты ими поспешно, без должного анализа возможных последствий.

При подготовке ракеты к пуску также имели место серьезные недостатки в организации работы и режиме. На стартовой площадке при часовой готовности ракеты, кроме необходимых для работы 100 специалистов, присутствовало еще до 150 человек..."

Некоторые выводы Технического заключения: "1. В процессе подготовки пуска изделия имел место ряд случаев, указывающих на наличие ненормальностей и дефектов в кабельной сети, бортовых батареях, пульте подрыва пиромембран и распределителе системы управления.

Руководство испытаниями не придало этому должного значения и ... без достаточной проработки и анализа последствий допустило ряд отклонений от установленного порядка подготовки к пуску...

2. Непосредственной причиной катастрофы явился недостаток комплексной схемы системы управления, допускающий несвоевременный запуск маршевого двигателя второй ступени при проведении предстартовой подготовки. Этот недостаток не был выявлен при проведении всех предшествующих испытаний..."

Совершенно очевидно, что в выводах Технического заключения второй пункт противоречит первому. На самом деле непосредственной причиной катастрофы стало включение в "Технологический график подготовки и пуска ракеты Р-16" технически необоснованной операции по переустановке шаговых двигателей системы управления в исходное состояние.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Petrovich

Сало - респект ! Было лень в поисковик лезть, про Протон читаю :wink:
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Вован

ЦитатаНа Байконуре вспоминают погибших испытателей ракетной техники[/size]
http://www.1tv.ru/news/polit/163616



Говорят про выплеск топлива на 100 метров, а чтобы было правдободобней, и про огромное давление. На самом деле на схеме видно, что до ближайшей проволоки 70 метров, и на кинокадрах люди бегут до нее явно не в лужах топлива
Байконур надолго - навсегда

Евгений Румянцев

Сделал html-версии Постановлений СМ СССР
Об обеспечении семей погибших и об увековечивании Памяти М.И. Неделина:
http://www.space-memorial.narod.ru/24.10.1960/24.10.1960-n-1166.htm

http://www.space-memorial.narod.ru/24.10.1960/24.10.1960-n-1267.htm

http://www.space-memorial.narod.ru/24.10.1960/24.10.1960-n-1341.htm

Старый

ЦитатаГоворят про выплеск топлива на 100 метров, а чтобы было правдободобней, и про огромное давление. На самом деле на схеме видно, что до ближайшей проволоки 70 метров, и на кинокадрах люди бегут до нее явно не в лужах топлива
Насколько я понял из видеокадров самой катастрофы и снятых на следующий день, ракета упала набок, разрушилась и топливо расплеснулось в стороны. При этом нижняя часть первой ступени даже уцелела.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Вован

Цитата
ЦитатаГоворят про выплеск топлива на 100 метров, а чтобы было правдободобней, и про огромное давление. На самом деле на схеме видно, что до ближайшей проволоки 70 метров, и на кинокадрах люди бегут до нее явно не в лужах топлива
Насколько я понял из видеокадров самой катастрофы и снятых на следующий день, ракета упала набок, разрушилась и топливо расплеснулось в стороны. При этом нижняя часть первой ступени даже уцелела.

ХО-2 и ГЧ тоже уцелели
Байконур надолго - навсегда

АниКей

День, когда не стартуют ракеты. Анонс. http://www.youtube.com/watch?v=RxLtwJIEvmA&feature=related
День, когда не стартуют ракеты. 1 часть http://www.youtube.com/watch?v=dqT90VmYgEU
День, когда не стартуют ракеты. 2 часть http://www.youtube.com/watch?v=pvHfdDrenaA&feature=related
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

Вован

Несколько фотографий погибших:


Начальник 3-го отдела в/ч 11284 (на этой должности ранее был Е.И.Осташев) инженер-подполковник Азоркин А.Г.



Начальник химической службы в/ч 14332 майор Махно В.В.



Заместитель командира в/ч 14332 инженер-капитан Агей В.М.

Байконур надолго - навсегда

Вован

Начальник группы 22-го отдела полигона инженер-капитан Иньков Г.А.



Инженер 22-го отдела полигона ст. инженер-лейтенант Глушенко Э.Т.



Начальник лаборатории 23-го отдела полигона ст. инженер-лейтенант Князев А.И. (фото с братской могилы)



Инженер 24-го отдела полигона инженер-лейтенант Мироненко Э.Ф. (курсантское фото)



Инженер 23-го отдела полигона инженер-лейтенант Синявский В.М.

Байконур надолго - навсегда

ЛюдмилаЛ

Погибшим земля пухом и вечная память...
Чудеса на свете случаются, но над этим надо много работать... /М. Задорнов/