Шесть или семь корпораций Роскосмоса

Автор ааа, 08.06.2010 19:24:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

АниКей

ЦитироватьРазбор аварийных неполетов[/size]
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=589216
Глава Роскосмоса отчитывался перед Госдумой


Глава Федерального космического агентства (Роскомос) генерал армии Владимир Поповкин в минувшую пятницу отчитывался перед Госдумой. Таково было требование депутатов-коммунистов, возмущенных серийными провалами в запуске ракет и спутников. Поповкин отвечал на самый злободневный вопрос: почему аварии стали нормой? За 9 месяцев текущего года агентство потеряло 6 аппаратов, а это – десятки миллиардов бюджетных рублей и статус России как космической державы.
 
В августе Роскосмос установил антирекорд, умудрившись всего за 7 дней «уронить» на землю два аппарата. 18 августа – ракету «Протон», которая должна была вывести на орбиту спутник «Экспресс-М-4». А он мог бы обеспечить широкополосным интернетом и цифровым телевидением Дальний Восток. Но не обеспечил... 24 августа не вышла на заданную орбиту ракета «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-12М». Впервые в истории отечественной пилотируемой космонавтики, как откомментировали специалисты, агентство провело нештатный запуск корабля с необходимыми для МКС (Международная космическая станция) грузами – топливом, пищей, водой. Тем самым был сорван график доставки ресурсов космонавтам на орбиту. Эксперты заговорили о возможном сокращении численности экипажей на МКС. Для нашей космонавтики это чревато утратой последних рубежей.
Поповкин попытался объяснить августовские аварии, которые произошли в период, когда он начал руководить Роскосмосом (назначен на эту должность распоряжением правительства от 29 апреля 2011 г.). По словам генерала, вследствие ошибки системы управления разгонного блока был потерян спутник связи «Экспресс-М-4». Ошибка допущена при формировании полетного задания разгонного блока. В том виноват не только программист, считает Поповкин, но и ряд должностных лиц. Обязаны были контролировать генеральный конструктор КБ «Марс», разработчик системы управления, головной разработчик разгонного блока КБ «Салют», специалисты головной научной организации ЦНИИмаш. Каждый из них мог бы выявить промах программиста по отчету и вовремя остановить производство программы. Но отчет никто внимательно не изучил. В итоге было выдано положительное заключение на заведомо аварийный запуск.
Транспортный корабль «Прогресс М-12М», как установила межведомственная комиссия во главе с академиком РАН Коротеевым, утрачен из-за производственного брака. При запуске вышла из строя двигательная установка третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У», предположительно она взорвалась вследствие засорения тракта подачи горючего газогенератора.
Авария заставила сдвинуть почти на месяц запуски, намеченные пилотируемой космической программой. С целью проверки техники 30 октября будет запущен беспилотный аппарат «Прогресс». А 14 ноября должен состояться запуск трех космонавтов на МКС. 22 ноября – возвращение на землю нынешнего экипажа.
Перенесены на более поздние даты запуски спутников ГЛОНАСС, в том числе ракетоносителя «Протон».
Поповкин занимается сейчас антиаварийными мерами. Сформировал оперативные группы по проверке изготовления космических аппаратов, ракетоносителей разгонных блоков, чтобы не было отступлений от конструкторской документации. В скором будущем в Роскосмосе по­-
явится независимая система комплексного контроля за исполнением конструкторской документации, технологических решений. По результатам проверок контролеры дадут свои заключения о готовности приборов к запуску. Головной научной организации поручено создать стенды для проверки полетных заданий всех ракетоносителей и разгонных блоков. Только после стендовых испытаний будут даваться заключения о готовности техники к запуску.
Однако депутаты-коммунисты не уверены, что эти меры будут исчерпывающими. Во-первых, ни один из виновников аварий, в том числе и те, на кого указал Поповкин, не понес никакого наказания. А это залог того, что ошибки и промахи будут повторяться. Безответственность никого ничему не учит. Во-вторых, по мнению Анатолия Локотя (КПРФ), должен показать себя заказчик, заинтересованный в космической технике. Никакие ОТК и комплексные проверяющие не проконтролируют изготовителя лучше, чем заказчик. В советское время безотказно действовала система взаимодействия минобороны с наукой и производством. Сегодня миноброны остается в стороне. Неужели этому ведомству не нужны космические средства?
 Поповкин, до недавнего времени занимавший пост первого заместителя министра, отказался что-либо говорить о министерстве обороны, которому несомненно принадлежит не последняя роль в космической сфере.
Однако Поповкин сам заговорил о глубинных причинах, погубивших колоссальное советское наследство высочайшего научного уровня. Что от него осталось после нашествия реформаторов? Если 25 лет назад СССР занимал ведущие позиции в этой отрасли, то сейчас из 267 млрд долларов, в эту сумму оценивается мировой рынок космонавтики, России принадлежит всего 3%. Да и этот мизер мы удерживаем благодаря функции «таксистов» по доставке на МКС космонавтов и грузов. А после падения транспортника «Прогресс» уже и в этой части способности российской космонавтики вызывают сомнения.
По средствам выведения аппаратов на орбиту отрасль выполняет всего 40% пусков от потребности. В международной схеме разделения труда российская космонавтика занимает неоправданно малую нишу, признал Поповкин.
Отрицательно сказались на космической деятельности РФ рыночные реформы. Сегодня космонавтика испытывает те же трудности, что и остальные производства. Износ основных фондов, технологическое отставание от современного мирового уровня. Отрасль неравномерна. Если центр Хруничева, который изготовляет ракеты «Протон», РКК «Энергия», занимающаяся пилотируемой космонавтикой, ЦСКБ «Прогресс», выпускающий ракеты «Союз», выстояли, занявшись коммерцией, и даже частично модернизировались, то предприятия, работавшие на внутренний рынок, пребывают в полном упадке.
 Ни с чем не сравнимый удар был нанесен отрасли приватизацией. Хоть и оговорился Поповкин: «Я не прокурор, чтобы судить законно или незаконно», но не удержался от критики о проведенной в 90-е годы приватизации. Она привела к развалу «Энергомаша», абсолютно необходимого для космонавтики предприятия. Поповкин старается «внутри разобраться во всей непростой конфигурации, выстроенной в 90-е годы». Коммерческие схемы, введенные в отрасль, ведут к неоправданным затратам, тормозят внедрение новшеств, диктуют свои, частнособственнические интересы ученым и высококлассным производственникам. Сегодня начали кое-что выкупать у приватизаторов.
Именно приватизация, которая «двигала» рыночные механизмы, на деле сливала науку, крушила космонавтику и привела к тому, что отрасль стала испытывать кадровый голод. «Нужно суметь в кратчайшие сроки 60–70-летним конструкторам передать свой опыт молодым... Но как удержать молодежь, если средняя зарплата высококвалифицированного специалиста 26 тыс. руб., а в будущем году – в пределах 30 тыс. «Не идут люди на такой заработок», – подчеркивал Поповкин.
Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Светлана Савицкая без всякой дипломатии озвучила то, что не осмелился произнести вслух генерал Поповкин: «Аварии и деградация самой высокотехнологичной и конкурентоспособной отрасли – логическое завершение управляемого развала оборонно-космического комплекса, проводившегося в 90-х годах чубайсовско-гайдаровской командой».
С.Савицкая специально для Поповкина повторила то, о чем не перестают говорить космонавты: «Ровно 20 лет назад господин Гайдар, из которого пытаются некоторые сделать спасителя Отечества, придя в руководство правительства, первым делом запретил банкам России финансировать ракето-космическую отрасль, как самую передовую, обеспечивающую ядерный щит страны. В чьих интересах делалось, вы понимаете...»
С.Савицкая, как и большинство космистов, считает, что «ударная» аварийность нынешнего года была предсказуема. За годы «реформ» безвозвратно потеряны сотни уникальных технологий. Свой разрушительный вклад внесло и минобороны. «Об этом Владимир Александрович не сказал, видно, из солидарности с недавними коллегами», – подметила Савицкая. – Ведь именно Сердюков гласно или негласно проводит курс на сокращение военной приемки в обороне. Именно она обязана была выявить те нарушения, которые привели к авариям».  
«Акционерки», так Савицкая назвала ООО и ОАО, тоже ведут к ослаблению контроля. Они работают на бюджетных деньгах, но не считают себя обязанными выполнять рекомендации государства. В том числе по оплате труда, выплачивая ученым 20–30 тыс. руб. в месяц, а руководство в это время кладет в свои карманы в 20–30 раз больше. Такой перекос не создает перспектив для развития науки и создания кадрового потенциала.
Савицкая задала вопрос: как отнестись к словам Поповкина, сказанным в одном из интервью, о том, что Роскосмос возьмет курс на сворачивание пилотируемых программ после того, как будут выполнены все обязательства по МКС... Все же знают, что «только страна, способная обеспечить выведение в космос пилотируемого корабля и возврат его на землю может быть великой космической державой».
Роскомосу было высказано пожелание со значением: восстанавливать отношения с традиционным внешним рынком, которые выстраивал Советский Союз. Это по части торговли, конкурентоспособности. А по части науки и перспектив освоения галактик, российской космонавтике пора возвращаться на советскую орбиту. Другого – не дано.
 
Парламентская хроника
Галины ПЛАТОВОЙ.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать5 октября 2011, 19:31   |   Наука   |   Иван Чеберко http://www.izvestia.ru/news/503048
Михаил Ковальчук возглавит совет директоров РКК «Энергия»[/size]
С его приходом могут активизироваться работы по созданию ядерных установок для межпланетных перелетов

фото: Сергей Величкин

На 15 октября назначено внеочередное общее собрание акционеров ракетно-космической корпорации «Энергия», сообщили «Известиям» в компании. На повестке дня собрания — вопрос о переизбрании председателя совета директоров акционерного общества. Вместо Александра Беглова, заместителя руководителя администрации президента, правительство предложило избрать председателем совета Михаила Ковальчука, директора «Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» (НИЦКИ).

— Выполняем распоряжение президента, запрещающее чиновникам высшего ранга занимать места в советах директором госкомпаний, — пояснил «Известиям» президент «Энергии» Виталий Лопота. — Я знаю Михаила Валентиновича, у нас нормальные, здоровые отношения, никаких разногласий нет.

Беглов помог «Энергии» ускорить вопрос с присоединением химкинского НПО «Энергомаш» — производителя ракетных двигателей. Для «Энергии» было важно получить контроль над «Энергомашем» в сжатые сроки, чтобы снизить себестоимость двигателей для ракет-носителей «Зенит», поставляемых для программы «Морской старт» (РКК «Энергия» пытается вывести «Морской старт» из состояния банкротства).

Лопота выразил надежду, что с приходом Ковальчука резко активизируются работы по  созданию ядерной энергетической установки (ЯЭУ) мегаваттного класса для космических кораблей. Создать ядерный космический двигатель Россия планирует до 2020 года, головной организацией по данной теме выступает Исследовательский центр имени Келдыша.

НИЦКИ включился в проект в 2009 году. В июне позапрошлого года Михаил Ковальчук заявил на пресс-конференции: «По договоренности с РКК «Энергия» мы реанимируем всю тематику по созданию ядерных энергетических установок (цитата по ИТАР-ТАСС)». Тогда Ковальчук пояснил, что РКК «Энергия» как предприятие, разрабатывающее марсианскую программу, «остро нуждается в атомном буксире, позволяющем перетаскивать корабли и грузы в космосе».

Для сравнения: ядерный двигатель способен доставить космический корабль к Марсу за месяц (с учетом того, что Земля находится точно между Солнцем и Марсом и расстояние до Марса порядка 56 млн км), тогда как используемые сегодня химические ракетные двигатели справятся с этой задачей за полгода.

Сам Михаил Ковальчук предпочел не комментировать вопрос своего избрания председателем совета директоров РКК «Энергия» до того, как это произойдет.
Эксперты космической отрасли считают, что с помощью Ковальчука «Энергия» может получить ощутимую поддержку государства. Возглавляя Курчатовский институт, он не раз доказывал, что может эффективно управлять крупной научной организацией.

— Ковальчук является знаковой фигурой в российской научной политике, — говорит руководитель кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково» Сергей Жуков. — Если он захочет решительно помогать «Энергии», то может сделать очень многое. Вопрос заключается в том, насколько та или иная программа является обоснованной. В то же время мне представляется, что «Энергия» и головная организация по теме создания ядерного двигателя должны понимать, что получение госсредств должно подкрепляться трезвой научной работой и решением объективных задач научно-технического характера.

Решение о подготовке к полету на Марс на правительственном уровне еще не принято. По подсчетам экспертов Центра имени Хруничева, проект покорения Марса с созданием там обитаемой колонии обойдется в 4,8 трлн рублей.

— Неплохо, если такие проекты, как создание ЯЭУ, будут сопровождаться разработкой национальной космической политики, — говорит Жуков. — Чтобы понимать, для чего мы делаем ядерный двигатель. Потому что неочевидными на сегодня остаются самые главные вопросы: куда мы собираемся лететь и с кем мы кооперируемся? Если все же летим на Марс или на астероид, то двигатель мог бы стать неплохим вкладом в объединенный проект.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Valerij

Только что опубликована стенограмма заседания ГосДумы от 07 октября, когда на "Правительственном часе" выступал глава Роскосмоса Поповкин
http://transcript.duma.gov.ru/node/3512/

З.Ы.
Прошу прощения у модераторов, в связи с большим интересом народа я в виде исключения продублирую сообщение.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


eng. Alex

ЦитироватьПредседательствующий. Депутат Иванов Сергей Владимирович.

Иванов С. В., фракция ЛДПР.

Уважаемый Владимир Александрович, вот когда вы сейчас рассказывали нам о причинах аварии, я не очень понял, вы как-то так коротко... То есть если я вас правильно понял, говоря о крушении, о потере спутника связи, вы сказали, что программа должна была быть автоматически остановлена, потому что вкралась ошибка в вычисления. То есть здесь что, речь тогда идёт о диверсии? Почему же она не была остановлена? Или это новая программа, новый алгоритм? Непонятно. Первый момент.

Второй момент. Хотелось бы всё-таки из первых уст услышать, на какой ступени сейчас находятся наши конкуренты из Китая?

Ну и третий, такой практический вопрос: когда будет налажено массовое производство ошейников для собак с чипами ГЛОНАСС?

Поповкин В. А. О причине аварии. Здесь можно очень много говорить, но попытаюсь вкратце объяснить, в чём суть. Вот МОКБ "Марс" раньше занималось созданием командных приборов для баллистических ракет, и там были очень жёсткие требования. Когда разрабатывались алгоритмы, то любая ненорма прекращала программу. При разработке алгоритмов для разгонного блока (тех, кто это делал, сегодня уже нет, к сожалению) отошли от этой практики, и получилось, что вот в этом многотомном отчёте на компьютере, где с трудом увидишь, что напечатано, было напечатано, что возникает ошибка при определённых воздействиях, но в алгоритме не было заложено, что эта программа должна остановиться. Спутник был очень тяжёлый, очень перспективный спутник, и его программа в отличие от тех, которые были наработаны раньше — с тремя-четырьмя включениями, — предполагала шесть включений, нужен был очень сложный манёвр, для того чтобы доставить его на орбиту. И вот после третьего включения получилось так, что это была как раз та ошибка, которая не предусмотрена системой управления. А когда должно было быть второе включение, эта система управления ошибочно посчитала, что он уже в той точке, хотя он был не в той, и вообще дальше выведение пошло не в ту сторону.

Из зала. (Не слышно.)

Из ответов на вопросы

Штуцер

ЦитироватьБеглов помог «Энергии» ускорить вопрос с присоединением химкинского НПО «Энергомаш» — производителя ракетных двигателей. Для «Энергии» было важно получить контроль над «Энергомашем» в сжатые сроки, чтобы снизить себестоимость двигателей для ракет-носителей «Зенит», поставляемых для программы «Морской старт» (РКК «Энергия» пытается вывести «Морской старт» из состояния банкротства).
Может кто нибудь расшифрует, что значит "помог"?
Идиотское обоснование необходимости поглощения Энергомаша. С аналогичной целью Энергомаш давно надо было включить в ГКНПЦ.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

АниКей

ЦитироватьLenta.ru: Новости: http://lenta.ru/news/2011/10/18/genproc/
18.10.2011, вторник, 11:09:34
Обновлено 18.10.2011 в 11:01:27

Генпрокуратура объяснила аварии в космической отрасли небрежностью[/size]
Генпрокуратура назвала причину падения спутника "Экспрем-АМ4" и грузового космического корабля "Прогресс" - официальное сообщение об этом появилось на сайте ведомства.

После проведенных проверок прокуратура пришла к выводу, что причиной обеих аварий стали небрежность работников космической отрасли, а также отсутствие надлежащего контроля со стороны Роскосмоса за принятием решений.

Имена виновных, а также их количество не сообщаются, однако прокуратура уже предложила привлечь виновных к дисциплинарной и материальной ответственности, а также взыскать с виноватых юридических лиц компенсацию государству за причиненный ущерб. Также прокуратура предложила внести уголовную ответственность за аварии в космической отрасли, повлекшие серьезные финансовые потери.

"Экспресс - АМ4" был запущен с космодрома Байконур 18 августа 2011 года. Незадолго до последнего, пятого включения маршевого двигателя разгонного блока "Бриз-М" с аппаратом пропала связь. На расчетной орбите спутника обнаружено не было. Внутреннее расследование причин аварии показало, что она стала результатом программной ошибки. Стоимость аппарата не разглашалась.

"Прогресс М-12М" в свою очередь стартовал с космодрома Байконур 24 августа 2011 года. На 325 секунде полета двигательная установка третьей ступени отключилась и вместе с не отсоединившимся кораблем начала падать на землю. Как следствие, головная часть сгорела в плотных слоях атмосферы. Специально организованная Роскосмосом комиссия пришла к выводу, что сбой был случайностью - засорился газогенератор.

Последовавшие проверки двигателей третьих ступеней "Союзов" (включая ракеты, доставленные на космодром Куру во Французской Гвиане) той же партии аналогичных неполадок не выявили. Стоимость одного корабля "Прогресс" без учета ракеты и запуска составляет 650-700 миллионов рублей.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать18.10.2011 http://genproc.gov.ru/news/news-73654/
Генеральная прокуратура России выявила нарушения при организации запусков космического аппарата «Экспресс-АМ4» и грузового космического корабля «Прогресс М-12М»[/size]

По поручению Генерального прокурора Российской Федерации проведена проверка по фактам космических происшествий с участием космического аппарата «Экспресс-АМ4» и грузового космического корабля «Прогресс М-12М», произошедших в августе текущего года.

Установлено, что оба инцидента произошли по причине небрежности работников государственных предприятий космической отрасли, подведомственных Федеральному космическому агентству (Роскосмос), при проведении проверочных мероприятий, а также отсутствия со стороны Роскосмоса надлежащего контроля за принятием уполномоченными лицами соответствующих решений.

С целью устранения выявленных нарушений Генеральная прокуратура Российской Федерации внесла в адрес руководителя Роскосмоса представление с предложением привлечь виновных в аварии лиц к дисциплинарной и материальной ответственности, принять меры к взысканию причиненного ущерба государству с виновных юридических лиц.
Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации в информационной записке руководству страны предложила дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации нормами, устанавливающими уголовную ответственность работников коммерческих организаций за действия, способствовавшие наступлению происшествий в сфере космической деятельности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Аля

... «У нас сегодня, хотя средний возраст и уменьшился, вроде как красивая цифра — 41,5 год, но если разбить по годам, то получается, что порядка 45% — это люди шестидесяти лет и выше, остальные — это люди 30 лет, меньше сорока. И у нас получился как раз разрыв, это тоже последствия 90-х годов, когда молодые ребята, заканчивая вузы, просто не шли в отрасль, шли туда, где можно заработать, где можно выжить», – напомнил Поповкин на парламентском часе в Госдуме.

«И угрозой уголовной ответственности мы сейчас будем «увлекать» молодежь работой на российский космос?» – удивлен инициативе Генпрокуратуры источник «Газеты.Ru» в ракетно-космической промышленности.

Собеседник напомнил, что «только недавно молодежь стала возвращаться на предприятия, только недавно предприятия смогли предложить молодым специалистам хоть какие-то более или менее приемлемые условия и по заработной плате, и по реализации новых идей». «А мы сейчас возьмем и кнутом их», – предостерегает источник «Газеты.Ru».

Однако зампред комитета Госдумы по промышленности Елена Панина поддержала идею Генпрокуратуры. «Потому что, к сожалению, в августовских авариях человеческий фактор играл превалирующую роль. Именно небрежность. Халатность, я бы даже сказала. Хорошо еще, что это не повлекло за собой человеческие жертвы, – сказала депутат «Газете.Ru». – Надо наказывать. Тогда человек будет смотреть, во-первых, хватает ли ему образования работать в такой должности – образования не по корочке, а по знаниям. Во-вторых, внимательней будет относиться к своим обязанностям». «Нас же не возмущает, что есть уголовная ответственность за врачебную ошибку. Конечно, никто не говорит, что наказывать надо тут же, без разбору. Но наказывать надо», – уверена Панина.

Зампред комитета по гражданскому уголовному и арбитражному законодательству Госдумы Андрей Назаров предложил не торопиться с оценками. «В Уголовном кодексе, на мой взгляд, достаточно составов, охватывающих эти деяния другими статьями, – уточнил депутат в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru». – Но надо посмотреть, за что именно предлагает Генпрокуратура ввести отдельный состав».

Читать полностью: http://gazeta.ru/social/2011/10/18/3804990.shtml

Valerij

Цитировать....
Однако зампред комитета Госдумы по промышленности Елена Панина поддержала идею Генпрокуратуры. «Потому что, к сожалению, в августовских авариях человеческий фактор играл превалирующую роль. Именно небрежность. Халатность, я бы даже сказала. Хорошо еще, что это не повлекло за собой человеческие жертвы, – сказала депутат «Газете.Ru». – Надо наказывать. Тогда человек будет смотреть, во-первых, хватает ли ему образования работать в такой должности – образования не по корочке, а по знаниям. Во-вторых, внимательней будет относиться к своим обязанностям». «Нас же не возмущает, что есть уголовная ответственность за врачебную ошибку. Конечно, никто не говорит, что наказывать надо тут же, без разбору. Но наказывать надо», – уверена Панина.
Ой, права Панина. Даже не знает. как права.

Надо наказывать. И начать нужно с таких депутатов, как Елена Панина. Похоже, не хватает у нее образования работать в такой должности. Образования не по корочке, а по знаниям. Нужно наказывать. Прошу вас пройти в камеру, Елена Владимировна....

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


АниКей

Цитировать\ Выпуск №38 (675) \\  http://ko.ru/articles/23544
Деградация прогресса[/size] (17.10.2011)
Россия стремительно теряет позиции в космической гонке. Шанса на лидерство отечественная космонавтика лишилась еще 20 лет назад, теперь речь идет о том, чтобы не упасть сильнее. Но после многочисленных неудач последних месяцев клиенты начали сомневаться в надежности мирового "космического извозчика".

Текст Екатерина Кац. Иллюстрации Константин Потапов. Фото ИТАР-ТАСС.


Первый запуск новой стратегической ракеты наземного базирования, осуществленный 27 сентября с космодрома Плесецк, завершился очередной аварией. Ракета пятого поколения упала прямо на территории космодрома, в 8 км от стартовой площадки.

Подобные ракеты должны вскоре составить основу Ракетных войск стратегического назначения. На официальном сайте Министерства обороны никакой информации о неудачном пуске так и не появилось, зато в тот же день там вывесили сообщение о традиционном лейтенантском бале, состоявшемся накануне запуска в Плесецке, на котором прошло торжественное посвящение в должность молодых офицеров.

Совпадение или нет, но в момент старта ракеты в Плесецке Верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев наблюдал за ходом военных учений на полигоне Чебаркуль в Челябинской области, где вновь сделал несколько заявлений, объясняя необходимость огромных затрат на армию. "Мы не можем обойтись без расходов на оборону, причем расходов, достойных не какой-то там банановой республики", - подчеркнул Дмитрий Медведев. Не исключено, что президент ждал хороших новостей из Плесецка. Но этого не произошло. Дела в армии настолько плохи, что удачные запуски становятся настоящим событием.

Тревожный звонок

С декабря прошлого года катастрофы при запуске объектов российскими ракетами-носителями - одна из самых горячих тем для средств массовой информации всего мира. И немудрено: за это время произошло пять серьезнейших ЧП. В конце 2010 г. были потеряны три спутника группировки "ГЛОНАСС-М" стоимостью $50 млн (Глобальная навигационная система). Весной рухнул геодезический аппарат военного назначения "Гео-ИК2". В августе случились сразу два подряд - с разницей в неделю - инцидента, вызвавшие серьезный международный резонанс.
Вначале не вышел на расчетную орбиту новейший спутник связи "Экспресс-АМ4" (ФГУП "Космическая связь" теперь требует с "Ингосстраха" возмещения убытков в размере более 7,5 млрд руб.). Затем упал на взлете грузовой космический корабль "Прогресс" (с ракетой-носителем "Союз-У"), который должен был доставить на борт Международной космической станции (МКС) оборудование и грузы, в том числе предназначенные для жизнеобеспечения ее экипажа. Все эти катастрофы, по некоторым оценкам, "тянут" на 16 млрд руб.

Дело не только в деньгах. "Скандал с "Прогрессом" - международный. Тут важна не потеря миллионов, а то, как выглядит наша страна в чужих глазах. Отсюда и резонанс", - рассуждает замдекана аэрокосмического факультета МАИ Владимир Столярчук.

Конечно, больше всего шума наделало падение "Прогресса", поскольку на протяжении десятилетий (с конца 1960-х!) и корабль, и ракета-носитель считались супернадежной техникой. По данным эксперта отрасли Игоря Лисова, ранее "Прогресс" совершил более 100 успешных рейсов подряд, а ракета-носитель "Союз-У" является мировым рекордсменом по надежности и имеет всего порядка 20 аварий на 700 с лишним запусков. Эксперт призывает не драматизировать то обстоятельство, что оценивает как "очень тревожный сигнал, когда то, что никогда не падало, в первый раз падает".

К сожалению, череда ЧП в космосе на этом не закончилась. Очередной тревожный "звонок" прозвучал 17 сентября, когда в момент возвращения с МКС трех человек российский Центр управления полетами временно потерял связь с "Союзом", после чего корабль еще и завалился на бок при посадке. Ведь, по существу, тот "Союз", который не долетел до МКС несколько недель назад, и тот, что отправляет космонавтов на орбиту, - идентичны.

Аварийный стандарт

У каждой космической державы ежегодно происходит два или более инцидентов. По мнению Владимира Столярчука, одна из причин возникновения аварий в том, что техника должна непрерывно совершенствоваться, модернизироваться, в том числе это относится и к двигателям. Без этого нельзя, но каждое новшество - дополнительный риск.

"В силу исключительной сложности космической техники аварии неизбежны", - уверен Владимир Столярчук.

Но большинство наблюдателей негативная российская статистика последних двух лет тревожит. Так, Игорь Лисов видит проблему в том, что во многих случаях начинают летать и эксплуатироваться изделия, которые до конца не доведены. По его словам, "Бриз-М", не смогший вывести на заданную орбиту спутник "Экспресс-4М", в 9 из 10 случаев срабатывает хорошо, но в десятом непредсказуем, в том числе по причине отсутствия с ним связи. "Последние аварии российских ракет-носителей и космических аппаратов - это, безусловно, отражение кризисного состояния всей космической отрасли, - отмечает первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников. - А их главной причиной является хроническое недофинансирование космонавтики на протяжении всех 20 постсоветских лет, функционирование отрасли в режиме выживания, а не развития".

Двойной контроль двойного назначения

По опыту Владимира Столярчука, как правило, причины любой аварии всегда незначительны и на 90% связаны с человеческим фактором. Расследование последних неудачных пусков это подтверждает. Так, причиной потери "Протона-М", который утопил в океане три суперсовременных навигационных спутника, стал перелив топлива. Также выяснилось, что дефектная ступень не была должным образом протестирована. "В 1980-е годы доля неудачных космических запусков у СССР была в 2,5 раза меньше, чем у США (2,9% у нас против 6,8% у американцев). То есть мы были лидерами по надежности. Но при нынешнем состоянии отрасли поддерживать советское качество производства, к сожалению, уже невозможно", - сетует Леонид Калашников.

О том, какими методами в СССР добивались качества, вспоминает секретарь ЦК КПРФ Вячеслав Тетекин. "Существовала система управления высокоточной промышленностью, которая выстраивалась с начала 1930-х годов, в том числе налаженная система двойного контроля за качеством продукции, - рассказывает коммунист. - В Советском Союзе на каждом заводе был ОТК - отдел технического контроля. Одновременно на стратегически важных предприятиях существовала система военных представителей, офицеры с высшим техническим образованием занимались "госприемкой". Зарплату им платило Минобороны, то есть от руководства предприятия они были независимы. Без согласия этих двух структур высокоточная продукция не могла покинуть пределы предприятия. Это относилось не только к продукции аэрокосмического сектора, но и к любой технике двойного назначения".

В постсоветские годы система двойного контроля "ОТК - госприемка" была ликвидирована. По мнению Вячеслава Тетекина, система развалилась из-за неоправдавшейся "веры нынешних правителей во всемогущество рынка, который сам все отрегулирует", а затем дело довершили некомпетентность и коррупция. "Сейчас нет общих стандартов качества. Частник устанавливает выгодные ему стандарты. Такое положение ведет к безответственности", - подчеркивает Вячеслав Тетекин. Игорь Лисов замечает, что военпреды лишь проверяли соответствие каждого выпущенного изделия документации. Но если причиной аварии стали ошибки в расчетах, двойной контроль бессилен.

Обратная сторона Прогресса

Все, кто знаком с ситуацией в отечественной космической отрасли, концентрируют внимание на двух аспектах - на кадрах и инфраструктуре. Так, попавшие на подмосковный завод "Энергомаш" сотрудники немецкого журнала "Шпигель" увидели там "знаки прогресса и упадка одновременно". Суперсовременный и востребованный на Западе российский двигатель ракеты РД-180 стоимостью $12 млн собирают в устаревших цехах сотрудники предпенсионного возраста, получая копеечные зарплаты. Леонид Калашников, представляющий в Госдуме "космическую столицу" России - Самару, так описывает нынешнюю городскую инфраструктуру: "Самара - это целый комплекс технологически связанных между собой предприятий космической отрасли. И история этих предприятий в последние 20 лет, к сожалению, в основном история деградации".

Пресловутый "Прогресс" собирают в Самаре на "ЦСКБ-Прогресс", который, по мнению депутата, на сегодня - самое благополучное самарское предприятие космической отрасли.

Но находится оно едва ли не на грани выживания. "Это КБ и завод соединяют усилия сотен предприятий-смежников в конечный продукт - ракеты-носители и космические аппараты, - рассказывает Леонид Калашников. - Согласно статистике, в 80-е годы прошлого века около 60% всех космических запусков СССР осуществлялось носителями куйбышевского (самарского) производства". В 1981 - 1991 гг. каждый год запускался в среднем 51 носитель "прогрессовского" производства, в 1992 - 1999 гг. - в среднем по 18 "прогрессовских" ракет ежегодно, в 2000 - 2010 гг. - в среднем по 11 носителей. Имея подобные объемы выпуска, предприятие еще может выживать, но серьезно развиваться - уже нет. И это общая картина для всех российских космических "фирм".


Лидеры пространства

"Другое направление работы "Прогресса" - космические аппараты. В частности, "Прогресс" был главным предприятием СССР по разработке и производству спутников дистанционного зондирования Земли. Что мы имеем сегодня? К началу 2011 г. у США имелся 21 спутник дистанционного зондирования Земли, у Китая - 15, у Германии - 12, у Индии - 11. А у России - только один наш самарский "Ресурс-ДК", - рассказывает Леонид Калашников. Эти цифры депутат предлагает считать "примерным рейтингом активности нынешних космических держав". По его мнению, Китай уже - номер два в международной классификации, а на третье место все активнее претендует Индия.

В космической сфере Поднебесная готовится конкурировать с Америкой, полагают многие эксперты. "По некоторым признакам Китай очень сильно рванул вперед. Поскольку там экономика по сути социалистическая, китайцы вкладывают в космические программы средства, мало сообразуясь с экономической целесообразностью, а руководствуясь только соображениями престижа. Сейчас они - третья космическая держава, имеющая собственную пилотируемую космонавтику, и планируют пилотируемые полеты на Луну к 2025 г. Не исключено, что они туда отправят человека", - говорит Владимир Столярчук.

Хроническое недофинансирование почти вытолкнуло нашу страну из списка претендентов на лидерство. Роскосмос почему-то скрытничает, не публикуя свои бюджеты с 2008 г. Согласно данным статистики с сайта ведомства, в 2007 г. объемы финансирования по гражданской космической деятельности распределялись так: № 1 - США ($17,9 млрд), затем Европейское космическое агентство - $4,21 млрд. На третье место Роскосмос поместил Китай, но величина его бюджета не указана. За ним следует Франция ($1,75 млрд), потом Япония ($1,69 млрд). Россия занимает шестую строчку рейтинга с суммой в $1,53 млрд, затраты Индии на мирный космос - $0,92 млрд. По некоторым оценкам, космический бюджет США в 2008 г. доходил до $50 млрд.

Цельной картины по расходам на отрасль в России официальные источники не дают. Судя по открытым данным, бюджет на текущий год на мирный космос должен составить примерно 120 млрд руб., то есть более $4 млрд. Для сравнения: в 2002 г. исполненный бюджет ведомства не превышал 9,7 млрд руб., в 2007 г. составил порядка 36 млрд руб., годом позже - 49,6 млрд руб., а затем скакнул почти вдвое: 92,3 млрд руб. и 101,3 млрд руб. соответственно в 2009 и 2010 годах. Впрочем, по данным Владимира Столярчука, сейчас бюджет РФ на космическую отрасль составляет около $8 млрд, "что ставит нас только на 4-е место в мире по космическим расходам после США, Европейского космического агентства и Франции".


Градообразование или космос

На чем сконцентрированы колоссальные бюджеты США и как Россия распыляет наши скудные финансовые ресурсы? Американский челнок стоит не менее $1 млрд. Неудивительно, что на фоне красавцев-шаттлов отечественные спускаемые аппараты кажутся допотопными корытами. Еще одна любопытная деталь: лет 6 назад NASA только в пропаганду космических программ и знаний вкладывало больше, чем наша страна во все свои космические программы. Структурно NASA является единственным заказчиком и координатором всех программ в США. Само агентство ничего не производит. Кто получит заказ, зависит от итогов тендера. Появляется заказ - и вся промышленность начинает работать в заданном направлении.

В российской аэрокосмической отрасли действует давно устаревшая и крайне неэффективная структура с обширными надстройками в виде различных госкомпаний, множеством конкурирующих КБ, десятками производственных площадок. Со времен плановой экономики власть так и не решилась на серьезную реорганизацию, включающую закрытие и снос ряда избыточных мощностей и перераспределение сотрудников и заказов на другие предприятия и даже в другие регионы. Одна из причин - возможное социальное недовольство при закрытии градообразующих предприятий.

Неудивительно, что на масштабные космические проекты в бюджете денег нет, а их цели не сформулированы. Да и надежная прежде техника все чаще подводит.


Печальным итогом подобной "страусиной" госполитики уже в перспективе ближайших десяти лет станет неизбежный кадровый коллапс. Пока отрасль держится на том "избытке" ИТР, что возник во времена СССР. Но на сегодня средний возраст менеджеров в аэрокосмической индустрии - около 50 лет, ученых же и вовсе 63 года.

По опросам, более 70% студентов аэрокосмического факультета МАИ хотели бы пойти работать на предприятия отрасли, примерно 60% туда идут, но очень скоро их перекупают. Зарплата после вуза - 15 000 - 25 000 руб., а труд инженера "Энергомаша" оценен в 40 000 руб.

Еще хуже дело обстоит с наукой. "Раньше профессор МАИ получал зарплату, сравнимую с зарплатой директора небольшого предприятия. Быть профессором было почетно, не менее чем на Западе, - вспоминает Владимир Столярчук. - Сейчас профессор сам ведет лабораторные работы. Оклады ассистентов - порядка 5000 руб., доцента 7500 руб., но путем всякого рода доплат администрации институтов доводят его зарплату до 13 000 - 17 000 руб. Оклад профессора - 9000 руб., с доплатами - 20 000 - 30 000 руб. Вакансии уборщиц - 20 000 - 25 000 руб. Унизительны статьи доплат. Рублей 500 профессору добавляют на покупку научной литературы, то есть признают, что профессор так мало получает, что ему надо доплачивать на книги. Далее было бы логично ввести доплату на курево и сапоги".
Выход из кадрового тупика один: сделать из десятков отраслевых КБ одно-два, сократить количество предприятий, создав сотрудникам условия не хуже, чем на Западе, указывают эксперты.


Гонка преследования

ГЛОНАСС, космосС технологической точки зрения Россия в течение многих лет топчется на месте. "Мы раз и навсегда проиграли космическую гонку еще в 1969 г., в тот момент, когда американцы высадились на Луну. Все остальное, что делали - повтор и некоторое развитие наших же прежних успехов, - убежден Владимир Столярчук. - За исключением, может быть, станции "Мир". В то время как США послали в космос огромное количество зондов, в том числе сложнейших, способных летать к другим планетам и даже за пределы Солнечной системы, вывели на орбиту телескоп и создали новые типы космических кораблей. Шаттлы, например. Размах их космической программы впечатляет. Единичный полет нашего "Бурана" произошел на излете советской космической эпопеи и уже ничего не решал. У нас на продолжение этой программы не было ни сил, ни средств".

Многие эксперты ругают российские власти за отсутствие космических амбиций: мол, смирились с ролью космического извозчика. Но потенциально и этот рынок способен приносить гигантские прибыли.

По прогнозам Space Euroconsult, за период с 2011 г. по 2020 г. в мире будет построено и запущено на 51% больше космических спутников, чем в предыдущем, а именно 1145 спутников на общую сумму $196 млрд. Не исключено, однако, что после серии российских неудачных запусков другие космические игроки, такие как Евросоюз и Китай, могут активизировать усилия по созданию собственных ракет-носителей. Тем более что, по словам Вячеслава Тетекина, сейчас нет проблем ни с тем, чтобы украсть секреты, ни с тем, чтобы перекупить наших специалистов.

"В советские времена срыв любого проекта, будь то в области космоса, авиации или вооружения, приводил к комплексному анализу всей программы, изучению состояния кадров. Сейчас же только череда падений самолетов, вертолетов и спутника заставила власть наконец обеспокоиться и задаться вопросом: а в чем же дело?" - отмечает Вячеслав Тетекин. Лишь после того, как самолеты, вертолеты и ракеты-носители стали сыпаться с неба, как снег, был отправлен в отставку глава Роскосмоса Анатолий Перминов. Пришедшему на смену Владимиру Поповкину досталось непростое хозяйство. Игорь Лисов полагает, что решение проблемы "не в замене руководителя Роскосмоса, а в том, что системный кризис в ракетно-космической отрасли все-таки имеет место, потому что 20 лет на советском заделе мы протянули, но сейчас надо принимать очень быстрые меры для того, чтобы не растерять его остатки и продолжить двигаться". Вячеслав Тетекин соглашается: "Промышленность продолжает деградировать. Чего можно ожидать, если у нас замминистра промышленности и торговли, отвечающий за ВПК Денис Мантуров, - социолог по образованию, а Минобороны возглавляет Анатолий Сердюков - специалист по мебели и налогам? Да, и в Америке штатские министерские чиновники, но занимаются они исключительно вопросами финансирования оборонпрома. У нас же штатский министр занимается всем, в том числе и техническими вопросами, зачастую отвергая советы военных".

Деньги на мифы

Освоение космоса - непременное условие инновационного развития нашей страны в XXI веке. Вот только средства надо инвестировать вместо мифического наукограда "Сколково" в реальный космический наукоград Самару, полагает Леонид Калашников. А Владимир Столярчук напоминает, что и у нас есть перспективные идеи. "Сейчас США объявили о начале разработки сверхтяжелого носителя. У нас тоже есть почти законченные проекты", - подчеркивает он. А президент Российской академии космонавтики имени Циолковского Анатолий Коротеев рассказывает, что в РФ приступили к разработке ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса для космической техники нового поколения. Это позволит решать вопросы развития производственных технологий в космосе, в том числе в ходе длительных экспедиций человека к Луне и Марсу.

Неплохо бы к тому же провести ревизию и отказаться от затратных и бесперспективных проектов, как это делают в США. "Американцы спокойно отказались от полетов на Луну, хоть и имели для этого все средства и возможности. И так же спокойно, по чисто экономическим соображениям, отказались от программы полетов шаттлов - посчитали, что очень дорого. Парадокс, но именно богатые люди считают деньги. Поэтому в целях экономии они используют для продолжения работ на МКС не только свои ракеты, но и наш "Союз", - поясняет Владимир Столярчук.

Информация о том, окупаются ли те или иные вложения в космос в России, практически закрыта. Лишь дважды за время своего существования Счетная палата (СП) замахнулась на священную корову. Впервые это случилось летом 2008 г.: оказалось, что доходность наших космических предприятий по международным контрактам не превышает 10-15%, в то время как у иностранных коллег она составляет от 25% до 40%. Также выяснилось, что прибыль от пусков зачастую оседает на счетах офшорных фирм. "Вся космическая отрасль балансирует на грани убыточности и является мировым технологическим донором", - такое заявление было сделано по итогам аудита СП. Тогда в Роскосмосе признали, что из рубля, вложенного государством в космонавтику, возвращается всего 60 копеек, но проблемы в этом чиновники не видели. По некоторым данным, коммерческие запуски не приносят стране прибыли с конца 1990-х.

Эх, ГЛОНАСС еще раз

Весной 2011 г. Счетная палата поставила неутешительный "диагноз" любимому детищу премьера - программе "ГЛОНАСС". Согласно вердикту коллегии СП, федеральная целевая программа (ФЦП), запущенная еще в 2001 г., оказалась затратной и неэффективной. Поставленная задача - обеспечить глобальное навигационное покрытие к 2010 г. - решена лишь на две трети.

В процессе доработки ФЦП объемы ее финансирования выросли почти в 6 раз, из них в 9,6 раза за счет средств федерального бюджета (98,7 млрд руб.) и вдвое за счет внебюджетных источников (3,3 млрд руб.). Рост расходов аудиторы объясняют "затратным механизмом формирования цены на космические аппараты и средства их выведения". Группировка насчитывает 23 объекта вместо "плановых" 24. Три самых современных спутника, которые весной до орбиты не долетели, судя по последним заявлениям чиновников, долетят не скоро. Причем именно эти спутники, по мнению Александра Шаравина, директора Института политического и военного анализа, должны были качественно изменить ситуацию в группировке.

Сейчас внутри правительства идет борьба за будущее проекта. По некоторым данным, в последнем варианте ФЦП на 2011-2020 гг. Роскосмос просит на содержание и развитие спутниковой системы сумму в 249 млрд руб. Торг начался год назад с 543,6 млрд руб. "Советский Союз начал создавать систему в 1982 г., но не успел довести число спутников до штатной величины. А у "суверенной" капиталистической России на это так и не хватило силенок, - рассуждает Леонид Калашников. - Тем временем мировой рынок услуг космической навигации прочно захватили США. И сегодня я не слышу от нашей власти никаких реальных предложений по отвоеванию какой-то заметной части этого рынка".

Гендиректор НИС ГЛОНАСС Александр Гурко говорит, что Россия пытается бороться за второе место в секторе спутниковых навигационных систем. А пока мы рассуждаем, в США готовят к запуску новый спутник, способный обеспечить десятикратное увеличение коммуникационных возможностей мобильных боевых единиц ВМС при обмене голосовой информацией, потоковым видео и цифровыми данными. Леонид Калашников в успех отечественной группировки не верит: "Телодвижения" власти вокруг ГЛОНАСС так и останутся всего лишь одним из средств поддержания иллюзии "модернизации" страны".
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

LRV_75

ЦитироватьПресловутый "Прогресс" собирают в Самаре на "ЦСКБ-Прогресс", который, по мнению депутата, на сегодня - самое благополучное самарское предприятие космической отрасли.
Жесть
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Штуцер

Фраза хитро построена - в Самаре, может, и самое благополучное.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Liss

Кстати сказать, бюджет Роскосмоса и ФКП в проекте на 2012-2014 продолжают довольно резво расти.

Федеральное космическое агентство (тысяч рублей):
2011 = 094310840.6 (утвержденный бюджет)
2012 = 143983038.1
2013 = 165050616.7
2014 = 174701200.7

Федеральная космическая программа (тысяч рублей, полностью входит в бюджет Роскосмоса):

2011 = 075813400.0 (утвержденный бюджет)
2012 = 104520100.0
2013 = 119321300.0
2014 = 119321300.0

Глобальная навигационная система (тысяч рублей, частично входит в бюджет Роскосмоса):

2011 = 019293570.0 (утвержденный бюджет)
2012 = 020546050.0
2013 = 021594820.0
2014 = 023222820.0

Развитие российских космодромов (тысяч рублей, частично входит в бюджет Роскосмоса):

2011 = 009885611.8 (утвержденный бюджет)
2012 = 014385611.8
2013 = 019860000.0
2014 = 029147800.0
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

АниКей

ЦитироватьГазета "Коммерсантъ", №203 (4744), 28.10.2011 http://www.kommersant.ru/doc/1804954
"Булаву" отправят в разведку
Генерал Шляхтуров будет курировать разработчиков стратегических ракет[/size]

Фото: Виктор Чумачев / Коммерсантъ

У разработчика стратегических ракетных комплексов, в том числе ракеты "Булава",— Московского института теплотехники (МИТ) — вскоре появится куратор из ближайшего окружения министра обороны Анатолия Сердюкова. Как стало известно "Ъ", генерал-полковник Александр Шляхтуров, возглавляющий Главное разведывательное управление (ГРУ) Генштаба, сменит главу Федерального космического агентства (Роскосмос) Владимира Поповкина в должности главы совета директоров МИТа. Об увольнении самого генерала Шляхтурова с военной службы будет объявлено до конца ноября — к этому же времени должен определиться круг кандидатов на пост начальника ГРУ.

О том, что Александр Шляхтуров в ближайшее время может сменить Владимира Поповкина на посту главы совета директоров ОАО "Корпорация МИТ" (входит в систему Роскосмоса), "Ъ" рассказал источник в правительстве. По его словам, кандидатура Александра Шляхтурова внесена Минэкономразвития в правительство и сейчас проходит окончательное согласование. Вчера источник в Минэкономразвития подтвердил "Ъ" эту информацию. "В материалах Минэкономразвития господин Шляхтуров фигурирует как независимый эксперт",— сказал собеседник "Ъ", добавив, что эта кадровая рокировка происходит "в рамках исполнения апрельских поручений Дмитрия Медведева". Напомним, что 2 апреля президент РФ распорядился заменить чиновников в советах директоров госкомпаний на независимых директоров и профессиональных поверенных. Профильные вице-премьеры и министры покинули свои посты в советах директоров госкомпаний курируемых ими отраслей до 1 июля. Ожидалось, что остальные высшие чиновники будут заменены до 1 октября, но это произошло еще не везде.

Вчера информацию о скором назначении генерала Шляхтурова в совет директоров МИТа в качестве председателя "Ъ" подтвердили источники в Минобороны и ракетно-космической отрасли. "Эта информация появилась около месяца назад,— утверждает источник, близкий к МИТу.— Однако сейчас она подтвердилась: о соответствующем решении будет объявлено на ближайшем собрании совета директоров". Правда, когда оно состоится, собеседник уточнить затруднился.

"Александр Шляхтуров является одним из генералов Генштаба, который пользуется доверием Анатолия Сердюкова,— говорит один из собеседников "Ъ" в Генштабе.— С учетом того конфликта, который случился минувшим летом между Минобороны и МИТом в сфере гособоронзаказа, кандидатура Шляхтурова на этом посту является козырем для Минобороны при заключении контрактов по гособоронзаказу на следующий год". Напомним, что генеральный конструктор стратегических ракетных комплексов Юрий Соломонов в интервью "Ъ" заявил, что гособоронзаказ на 2011 год фактически сорван (см. "Ъ" от 6 июля). На следующий день Дмитрий Медведев устроил разнос Анатолию Сердюкову, дав ему три дня на выяснение ситуации. В ответ министр обороны обвинил МИТ в необоснованном повышении цен на продукцию кооперации, в которой институт является головным (см. "Ъ" от 8 июля).

Московский институт теплотехники основан в 1946 году, в декабре 2010 года на его базе создано ОАО "Корпорация МИТ". В его состав помимо самого института входят четыре завода, два конструкторских бюро, два научно-производственных центра и Центральный НИИ специального машиностроения. Разработчик более 70 типов твердотопливных ракет для ракетных войск стратегического назначения (комплексы "Темп-С", "Пионер", "Тополь", "Тополь-М" и "Ярс"), сухопутных войск ("Марс", "Филин" и "Луна") и флота ("Вихрь", "Ливень" и "Медведка"). С 1997 года занимается разработкой баллистической ракеты для подводных лодок "Булава". Выручка в 2009 году — 13,12 млрд руб., чистая прибыль — 56,1 млн руб.

Данных о карьере Александра Шляхтурова, возглавившего ГРУ в апреле 2009 года, в открытых источниках в силу специфики его работы практически нет. Известно, что до своего назначения на должность начальника ГРУ он работал первым заместителем начальника этого управления, отвечая за вопросы стратегической разведки. Ранее окончил Военно-дипломатическую академию и проходил службу в валютно-финансовом департаменте МИДа.

Впервые информация об отставке генерала Шляхтурова с поста начальника ГРУ появилась в конце сентября. Тогда сообщалось, что 64-летний генерал лег в госпиталь и больше не вернется к исполнению своих обязанностей, но Генштаб эту информацию опроверг. Правда, в начале октября на сайте Кремля появилось сообщение, что Александр Шляхтуров назначен на должность председателя совета директоров "Оборонсервиса" (входит в систему Минобороны), сменив Анатолия Сердюкова. При этом в сообщении кремлевской пресс-службы генерал был назван "независимым экспертом".

Вчера источник "Ъ" в Генштабе уточнил, что на данный момент генерал Шляхтуров официально сохраняет за собой пост начальника ГРУ, однако "в скором времени будет объявлено о его отставке — как только президент подпишет соответствующий указ". По данным источников "Ъ" в военном ведомстве, об увольнении будет сообщено до конца ноября этого года — к тому же времени должен определиться круг кандидатов на пост начальника ГРУ.

Елена Киселева, Иван Сафронов-мл.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Lanista


LRV_75

ЦитироватьКакая пошлая картинка
ЦитироватьФото: Виктор Чумачев / Коммерсантъ
:D
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Лютич

Цитироватьфирмы должны быть заинтересованы делать качественную продукцию без лишних контроллеров

В эльфийском королевстве - возможно.
В жизни приоритеты другие, и в любой серьезной западной производящей компании есть институт генерального инспектора/контролера и т.п., отвечающего напрямую руководству и ненавидимого всеми остальными.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

ZOOR

Цитировать
ЦитироватьГазета "Коммерсантъ", №203 (4744), 28.10.2011 http://www.kommersant.ru/doc/1804954
"Булаву" отправят в разведку
Генерал Шляхтуров будет курировать разработчиков стратегических ракет[/size]
Весьма неоднозначны результаты его деятельности в ГРУ
http://www.specletter.com/obcshestvo/2011-09-27/veterany-gru-ne-poshli-by-so-shljahturovym-v-razvedku.html
http://www.izvestia.ru/news/501899

Может, кооперация МИТа резко пойдет на убыль?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Frontm

Цитировать
Цитироватьфирмы должны быть заинтересованы делать качественную продукцию без лишних контроллеров

В эльфийском королевстве - возможно.
В жизни приоритеты другие, и в любой серьезной западной производящей компании есть институт генерального инспектора/контролера и т.п., отвечающего напрямую руководству и ненавидимого всеми остальными.
В 85-м в РККЭ в течении двух месяцев в одном из цехов наблюдал точно такую же реальность :D
Так что не только в западной, а и в советской :D

АниКей

Цитировать30 октября 2011, 14:23   |   Наука   |   Иван Чеберко http://www.izvestia.ru/news/505387
Генеральная прокуратура не верит Роскосмосу[/size]
Официальные результаты проверки причин гибели корабля "Прогресс М-12М" показались прокурорским работникам неубедительными. Специалисты отрасли дают понять, что им виднее

старт «Прогресс М-12М» 24 августа, фото: РОСКОСМОС

Генпрокуратура не согласилась с выводами Роскосмоса о причинах аварии космического корабля «Прогресс М-12М», стартовавшего с Байконура 24 августа. На 325-й секунде в двигателе третьей ступени ракеты «Союз-У», выводившей «Прогресс» на орбиту, возникли неполадки. Корабль в результате на орбиту не вышел - падая на Землю, он взорвался, и горящие фрагменты разлетелись по алтайским горам.

7 сентября межведомственная комиссия под руководством директора Центра им. Келдыша Анатолия Коротеева подготовила отчет об аварии, в котором выявленный производственный дефект двигателя ракеты - засорение шланга - назван случайным. Эта формулировка не устроила Генпрокуратуру, рассказал «Известиям» выскопоставленный источник в Роскосмосе.

Генпрокуратура проверяла Роскосмос потому, что это была вторая подряд громкая авария в космической отрасли - за шесть дней до этого Россия потеряла при выводе свой самый современный телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4». Результаты прокурорской проверки появились только в середине октября, говорит собеседник в Роскосмосе - и в них сказано, что выводы межведомственной комиссии сделаны без всестороннего  исследования версий произошедшего. Сотрудники Генпрокуратуры опровергают утверждение комиссии, что двигатель ракеты был изготовлен в соответствии с требованиями конструкторской документации. Якобы документы завода, изготовившего двигатель (Воронежский механический завод, филиал ГКНПЦ им. Хруничева) - указывают на многочисленные отступления от конструкторской документации.

В Роскосмосе выводы Генпрокуратуры восприняли с удивлением - выходило, что прокурорские работники лучше разбираются в ракетной технике. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин через своего пресс-секретаря сообщил «Известиям», что на заключение Генпрокуратуры он дал письменный ответ и отправил его Генеральному прокурору Юрию Чайке. Содержание письма Поповкин предпочел не комментировать.

Официальный представитель ГКНПЦ им. Хруничева Александр Бобренев заявил, что ему неизвестно о каких-либо нарушениях конструкторской документации в процессе изготовления раккетного двигателя РД-0110.

По словам источника в Роскосмосе, высказанные Генпрокуратурой сомнения в объективности выводов подкрепляются данными, что в состав комиссии входили работники заинтересованных предприятий. Поэтому в рекомендациях по итогам проверки Генпрокуратура рекомендовала разработать регламент работы межведомственных комиссиий, порядок их комплектования и назначения руководителя. Сегодня они комплектуются произвольно, из состав и задачи формулируются приказами руководства.

Руководители предприятий космической отрасли считают претензии прокуратуры во многом надуманными.

- Не совсем понятно как в межведомственных комиссиях обходиться без участия так называемых заинтересованных лиц - говорит гендиректор ЦНИИИМАШа Геннадий Райкунов, возглавлявший межведомственную комиссию по расследованию аварии «Протона» с тремя спутниками «Глонасс-М» в декабре 2010 года. - Непонятно как без изготовителей разобраться в какой-то тонкой детали, в целесообразности того или иного решения. Полностью независимыми специалистами в ракетной технике такие комиссии комплектовать не удастся. А кого еще в нее включать непонятно, не сталеваров же.

В Генпрокуратуре не смогли оперативно прокомментировать рекомендации Роскосмосу. 18 октября официальный сайт Генпрокуратуры сообщил о завершении проверки обстоятельств утраты космических аппаратов. О том, что выявила проверка, ничего не сообщается, но по е результатам предложено дополнить УК нормами, устанавливающими уголовную ответственность работников коммерческих организаций за «действия, способствовавшие наступлению происшествий в сфере космической деятельности».

По словам представителя космического агентства, Генпрокуратура также предложила вернуться к рассмотрению вопроса об обязательном страхования космической техники, производимой за счет бюджета. Напомним, что рухнувший в Алтае «Прогресс М-12М» выполнял миссию в рамках пилотируемой программы. И несмотря на рекомендации Генпрокуратуры, в «Роскосмосе» по-прежнему не считают целесообразным страхование запусков в рамках пилотируемой программы.

- Мы на случай неприятностей делаем резервные корабли, их изготовление предусмотрено в постановлении правительства еще в 2005 году - пояснил «Известиям» начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. - Когда случилась неприятность с «Прогрессом М-12М», мы не два с половиной года новый корабль делали на полученную страховку, а взяли его сразу из резерва. И ракета-носитель резервная есть, на Байконуре лежит.

По данным Генпрокуратуры, материальный ущерб от двух августвовских космических происшествий - падения «Прогресса М-12М» и вывода на нерасчетную орбиту «Экспресса-АМ4» - составил более 10 млрд рублей, из которых 8,5 млрд это средства федерального бюджета.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!