Шесть или семь корпораций Роскосмоса

Автор ааа, 08.06.2010 19:24:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

anik

Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев провёл совещание о проблемных вопросах организации космической деятельности
http://government.ru/docs/20134/

Стенограмма совещания:

Д.А.Медведев: Прошу садиться. Тема всем известна. У нас, к сожалению, аварии при запуске космических аппаратов происходят с завидной степенью регулярности. За последние полтора года было семь пусков аварийных и было потеряно 10 спутников. Если это сопоставить с результатами работы других ведущих космических держав, то, к сожалению, разница колоссальная, даже при понимании того, что эти пуски – это всегда определённый набор сложностей, рисков. Тем не менее, нигде ничего подобного не происходит. Самый свежий пример: 6 августа, случай с ракетой-носителем «Протон-М». Выброшены на ветер в результате всего этого миллиарды рублей. И что особенно неприятно, конечно, это то, что происходит ослабление авторитета нашей страны как очень крупной, ведущей космической державы. Причём хочу отметить, что это положение складывается, несмотря на то, что мы с каждым годом вкладываем в развитие космической отрасли всё более и более значительные средства. Напомню, что с 2012-го по 2015 год планируется вложить 650 млрд рублей. Необходимо понять, что происходит, в чём причины, кто ответил за всё, что произошло, кроме несчастной страховой компании. Я тут выяснял, получается, что после выплаты страхового возмещения последствия выплаты страховой премии даже никоим образом не перераспределяются на реальных виновников. То есть можно выпускать некачественную продукцию, с ней происходит страховой случай, если выражаться аккуратно, а после этого сами предприятия, которые в той или иной степени виноваты в происшедшем, никакой финансовой ответственности не несут, не говоря уже о другой ответственности, я имею в виду дисциплинарную и прочую. Нужно определиться, кто виноват в серии последних неудач, где были допущены просчёты, и в любом случае определить меру ответственности всех сопричастных к этим проблемам. Часть решений я приму сегодня.

Россия традиционно имеет очень значительный потенциал в освоении космоса. Созданный у нас производственный потенциал является нашим конкурентным преимуществом, даже несмотря на сложности. Только три страны пока – Россия, Соединённые Штаты и Китай – обладают всеми технологиями и возможностями для пилотируемых полётов. Конечно, мы все знаем, что в отрасли существуют и системные проблемы, что эти проблемы не носят только субъективного характера. Первое – это устаревшая производственная база: 90% мощностей находится в эксплуатации более 20 лет, их необходимо менять. Второе – это слабая электронная компонентная база, что является общей бедой для нашей промышленности, и для космической промышленности в том числе. Кроме того, наша ракетно-космическая техника не в полной мере обеспечена необходимыми конструкционными материалами, и это тоже проблема. Всё это приводит к различного рода отказам на различных этапах эксплуатации. Ну и третья проблема – кадровая: нехватка квалифицированных рабочих, старение научных и производственных кадров. Численность работников до 30 лет в отрасли сейчас составляет 20 с небольшим процентов – это реальная проблема.

Тем не менее, всё, что я сказал, не оправдывает происшедших за последние годы неудач с запусками спутников. Владимир Александрович (В.А.Поповкин, руководитель Федерального космического агентства), вы сейчас будете докладывать о сложившейся ситуации, в том числе о тех практических мерах, которые предполагается принять для повышения качества работы отрасли, включая (хотел бы на это обратить внимание) и вопросы о содержании и организационной форме работы Роскосмоса. Вопросы контроля за качеством продукции также остаются острейшей проблемой. Обе эти темы должны быть проработаны на правительственном уровне в течение месяца, а затем я проведу совещание с участием всех ключевых предприятий отрасли. Другие решения также будут приняты. Давайте перейдём к обсуждению. Всем спасибо.

zyxman

ЦитироватьСобрались однажды юрист, журналист, экономист, финансист и торговец и решили разобраться в проблемах космических....
Звучит как начало анекдота.
Почему-то не смешно.
Что бы там не решили, почему-то заранее не нравится.
Это абсолютно нормально.
ЦитироватьС другой стороны, а может, так и надо.
Может, космоплавание, как и мореплавание, должно решать проблемы торговые и финансовые, расширять старые и искать новые рынки, безопасность границ обеспечивать....
Да, именно так.
ЦитироватьА всякая там наука сама по себе получится.
Наука совсем отдельная тема - не надо путать.
ЦитироватьВедь зачем лететь к звездам?
Для того чтобы обменять у звездных папуасов на земные стеклянные бусы кучи тамошнего золота и перламутра. Это же тысячи процентов прибыли...
А еще можно, пролетая над вероятными друзьями, этак ненавязчиво соплом в разные стороны подвигать, чтобы боялись...
Неплохая шутка :lol: :lol: :lol: :lol:
ЦитироватьТолько чтобы долететь, или даже просто взлететь, без науки не обойтись.
Хоть бы для приличия академика какого в тусовку, принимающую решения, пригласили.
Или технаря практического.
Рогозин сказал совершенно верно - для обеспечения надежности нужна СИСТЕМА контроля качества, и это никакого отношения не имеет ни к практическим технарям, ни тем более к фундаментальной науке.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

zyxman

ЦитироватьНа будущее надо требовать на согласование окончательный вариант текста. В котором после согласования журналист уже не может изменить ни буквы.
Глупость говорите. Буквы поменяет редактор или Главный редактор, и будет прав, потому что вдруг что, его (НЕ журналиста!!!) засудят, и не за изменение букв, а за несоответствие ОФИЦИАЛЬНОЙ версии.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

АниКей

Цитироватьдля обеспечения надежности нужна СИСТЕМА
- контроля качества
- контроля количества, в том числе потраченных денег  :wink:
- система ответственности за потраченные деньги (бородатая фраза ветерана :"подписывай смело, когда придет время отвечать, давно будем на пенсии")
- система подготовки кадров
- система управления отраслью, соответствующая экономическим реалиям и общественному строю
- система продвижения результатов космической деятельности
- система пропаганды этих результатов, чтобы народу не жалко было денег, в космос вылетевших....
- система ....
... перечислять долго и тривиально, но любая СИСТЕМА предполагает не арифметику рыночного торговца, а научный подход и математику жизни. ИМХО, без науки никак  :wink:

Опять же, любое решение чиновника должно опираться на экспертное заключение специалистов, системный проект.
Иначе безответственно получится.
Даже на строительство копеечного сарая не выделят деньги без проектно-сметной документации.
А тут такие деньги, и под что?
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

zyxman

Цитироватьперечислять долго и тривиально, но любая СИСТЕМА предполагает не арифметику рыночного торговца, а научный подход и математику жизни. ИМХО, без науки никак  :wink:

Опять же, любое решение чиновника должно опираться на экспертное заключение специалистов, системный проект.
Всё вы хорошо говорите, но рассматриваете при этом ИДЕАЛЬНЫЙ случай, а мы говорим про реальную жизнь.
ЦитироватьДаже на строительство копеечного сарая не выделят деньги без проектно-сметной документации.
А тут такие деньги, и под что?
Так в том и дело, что сарай УЖЕ построен!!
- Ведь по сути НИЧЕГО принципиально нового за 20 лет не сделано и система осталась практически та же что и 20 и 10 лет назад, и летает почти всё то же, что и 20 лет назад, и логично ожидается что эта система будет при сопоставимом финансировании давать сопоставимый-же результат.

И в том и дело, что под строительство НОВОЙ системы денег выделять не хотят, ибо это строительство не просто очень сложно и дорого, а безумно сложно и дорого.
Поэтому и пытаются ВАМ, находящимся внутри системы дать понять, что ВЫ должны сами разобраться в проблемах и навести порядок, ну или прийдет дядя и наведет порядок в меру его понимания..
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

ZOOR

Цитировать- Ведь по сути НИЧЕГО принципиально нового за 20 лет не сделано и система осталась практически та же что и 20 и 10 лет назад, и летает почти всё то же, что и 20 лет назад, и логично ожидается что эта система будет при сопоставимом финансировании давать сопоставимый-же результат.
1. За 20 лет полностью поменялась социальная и экономическая сфера
2. Сопоставимого финансирования сейчас вряд-ли удасться добиться, да этого и не надо (финансирования такого :) )
3. Главное ИМХО - вернуть гордость за причастнось к РКД. Если сварщику по-фиг, что его шов может завалить ракету и подорвать престиж отрасли и государства, то никакие методы контроля не помогут. А тут всЁ предлагают засыпать деньгами и получить результат - без морально-психологического обеспечения не получится никак, ребята. На войне хороший замполит эффективней танка :)
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Старый

Цитировать- Ведь по сути НИЧЕГО принципиально нового за 20 лет не сделано и система осталась практически та же что и 20 и 10 лет назад, и летает почти всё то же, что и 20 лет назад, и логично ожидается что эта система будет при сопоставимом финансировании давать сопоставимый-же результат.
Всё изменилось кардинально. Зарплата в добывающих отраслях а также в отраслях связаных с обслуживанием населения и производством товаров для населения в разы больше чем в космичесчкой отрасли. При несопоставимой ответственности. Поэтому все более-менее умные люди идут в гражданский сектор.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

zyxman

Цитировать
Цитировать- Ведь по сути НИЧЕГО принципиально нового за 20 лет не сделано и система осталась практически та же что и 20 и 10 лет назад, и летает почти всё то же, что и 20 лет назад, и логично ожидается что эта система будет при сопоставимом финансировании давать сопоставимый-же результат.
1. За 20 лет полностью поменялась социальная и экономическая сфера
2. Сопоставимого финансирования сейчас вряд-ли удасться добиться, да этого и не надо
Вы всё говорите правильно, но не по теме.
- С точки зрения государства есть доля бюджета страны, затрачиваемая на РКД, и сверху ожидается отдача, сопоставимая с этой долей бюджета.
Цитировать3. Главное ИМХО - вернуть гордость за причастнось к РКД. Если сварщику по-фиг, что его шов может завалить ракету и подорвать престиж отрасли и государства, то никакие методы контроля не помогут. А тут всЁ предлагают засыпать деньгами и получить результат - без морально-психологического обеспечения не получится никак, ребята. На войне хороший замполит эффективней танка :)
Если вы не заметили, деньги на отрасль тратятся очень даже немаленькие, и логично ожидать от таких затрат отдачи не в 0.13% мировой доли прибыли от космической деятельности.
А рассказы про гордость и причастность, это просто детский сад, также как и плач о низких зарплатах в отрасли.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

supermen

А есть тут люди,которые компетентно могут сказать 650 млрд-это много или мало. На мой взгляд должна быть служба контроля(аудита),которая бы получала деньги напрямую от заказчика и инспектировала бы предприятия по всем-начиная от соблюдения кзота,до качества кд,тд ,готового изделия,финансовых операций итд. Лучше бы,чтобы работники этой службы были командировочные и не привязанные к конкретному предприятию.
Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди.  /Юрий Гагарин/

АниКей

Цитировать14 августа 2012, 17:07   |   Политика   |   Наталья Галимова
Рогозин потребовал от главы Роскосмоса автоматизированную систему качества[/size]

На закрытом совещании вице-премьера глава Роскосмоса признал вину и объяснил причины неудачных запусков[/size]

Дмитрий Медведев сегодня провел разбор полетов, касающийся провального запуска «Протона-М» со спутниками «Экспресс-МД2» и Telkom-3. Между тем «Известия» выяснили подробности закрытого совещания, которое в понедельник по аналогичной теме провел вице-премьер Дмитрий Рогозин с руководителями ракетно-космической отрасли.

— Встреча проходила в предельно накаленной обстановке. И если сам Рогозин старался держать себя в руках, то зампред комиссии по ВПК Юрий Борисов буквально срывался на крик, — рассказывает один из участников совещания.

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин и гендиректор Центра имени Хруничева Владимир Нестеров признали свою вину за случившееся.

Первым с докладом выступил Поповкин.

— Я признаю вину, — заявил он, — но мы не могли остановить запуски. Для того чтобы «просветить» все аппараты, уже собранные, нужно было заново все разобрать. Это невозможно. Мы на год-полтора вынуждены были бы приостановить все запуски.

Глава Роскосмоса доложил, что за случившееся наказаны трое его заместителей. Но кто и каким образом — не уточнил. Всего у Поповкина пять замов. Комиссия по расследованию причин нештатного пуска ракеты-носителя «Протон-М», по словам главы Роскосмоса, завершает свою работу.

— Претензии — к разгонному блоку «Бриз-М», — резюмировал докладчик.

В числе прочего он посетовал на то, что «сокращены военные представительства (на предприятиях ракетно-космической отрасли. — «Известия»), и мы вынуждены создавать оперативные группы контроля качества и проверять все подряд. Однако не все можно проверить, когда сборка изделия уже завершена».

— Но мы учимся, — добавил оптимизма в голос Поповкин. — Вот даже семинар в Тулузе по организации системы контроля качества провели.

Рогозин, по словам одного из участников совещания, потихоньку багровел.

Поповкин между тем перешел к теме кадров. Резерв, дескать, есть, и за счет этого резерва качественный скачок в отрасли ожидается к середине 2014 года.

— Все ваши стратегические планы — это разбросанные по полу зерна. Неизвестно, прорастут ли они! — в сердцах бросил вице-премьер.

Глава Роскосмоса продолжил доклад. Как бы между делом упомянул, что у руководителей предприятий ракетно-космической отрасли зарплаты в разы выше, чем у него самого. А ближе к финалу речи предложил создать государственную ракетно-космическую корпорацию. Резюме Поповкина, по словам источника «Известий», было таково:

— Мое субъективное мнение: это (последняя авария. — «Известия») отрыжка прошлогодних провалов.

Поповкин предложил не сводить происшедшее к политике, а разбираться в технических проблемах.

Рогозин, выслушав доклад, констатировал, что за последние полтора года произошло уже семь аварий и общий ущерб, нанесенный государству, составляет более 20 млрд рублей — по самым скромным подсчетам. Между тем в кулуарах перед началом совещания, говорит собеседник «Известий», называли гораздо большую сумму ущерба — порядка 45 млрд рублей.

— Имиджевые потери России будут впредь увеличиваться за счет отказов потенциальных заказчиков, — продолжал возмущаться зампред правительства. — И вы хотите, чтобы политика осталась в стороне? Проблема приобрела системный характер. Грубо нарушаются требования действующих положений, регламентов технологических процессов... Каждый из руководителей предприятий и отрасли должен помнить о персональной ответственности!

Рогозин напомнил, что еще полгода назад на совещании в Воронеже тот же глава Роскосмоса докладывал о мерах по созданию отраслевой системы контроля.

— Что же сделано?! Получается, что ничего, — сделал вывод Рогозин. — Почему меры, принимаемые Роскосмосом, не приносят результатов?!

Поповкин промолчал.

Вице-премьер заявил, что надо незамедлительно приступить к разработке и внедрению системы контроля качества ракетно-космической продукции. Причем системы автоматизированной. Именно в отсутствии такой системы контроля, считает Рогозин, и кроются реальные причины всех последних аварий.

У главы комиссии по расследованию причин нештатного пуска «Протона-М» Олега Скоробогатова были наготове предварительные выводы. Сам двигатель ракеты, повторил докладчик слова Поповкина, ни при чем. Скорее всего, засорился фильтр одного из трубопроводов разгонного блока «Бриз-М».

Рогозин поинтересовался у Поповкина, делались ли какие-то выводы в отношении качества разгонных блоков после предыдущих аварий?

— Все аварии неповторяющиеся, — веско произнес глава Роскосмоса. — Причины у всех разные.

Вице-премьер уточнил, когда «Бризы-М» были произведены? Но Поповкин, по словам источника «Известий», от ответа ушел, на все лады повторяя, что «необходимо менять систему управления».

Глава Центра имени Хруничева Владимир Нестеров тоже посыпал голову пеплом.

— Я понимаю, что виноват. Виноват Центр Хруничева, и я как директор, — сказал оратор и добавил, что в последней аварии «не подозревает никакого саботажа.

— Но каким-то образом что-то туда (видимо, в трубопровод разгонного блока. — «Известия») попало, — выдал Нестеров.

Что попало? Как? Об этом он умолчал.

Директор Центра имени Хруничева посетовал, что у иностранцев весь процесс контроля осуществляет техника, «а не человек, как у нас».

— В старых конструкциях применение контролирующей техники невозможно, — сказал Нестеров. Правда, добавил он, в «Ангаре» уже заложена система электронного контроля.

Замглавы комиссии по ВПК Юрий Борисов, по словам наших источников, сорвался на крик, парируя, что средств, выделенных на создание систем автоматизированного контроля в ракетно-космической отрасли, хватило бы на внедрение аналогичных систем в нескольких других отраслях.

— А у вас я даже не вижу динамики развития, хотя мы говорим об этом не первый год, — возмущался Борисов.

— А я за год вижу, — робко возразил Поповкин.

Борисов предложил рассмотреть целесообразность создания унифицированной системы управления для существующих разгонных блоков.

— Я «за», — заявил Поповкин.

— Вы руководитель отрасли, вы это и делайте. Че «за»-то?! — вновь вознегодовал зампред комиссии по ВПК. — Я вам только предлагаю.

Итог совещания подвел Рогозин. По его словам, все стратегические проекты Роскосмоса — «это вчерашний день». А надо «не бояться мечтать, смотреть дальше, привлекать к работе молодых инженеров — казалось бы, фантазеров, но их проекты — это проекты завтрашнего дня». Не следует, однако, считает вице-премьер, отпускать и старую гвардию. А самое главное — у отрасли нет стратегической цели.

— И прекратите уже говорить, что вам всего не хватает! — призвал Рогозин. — Вы находитесь в гораздо более выигрышном положении, чем другие отрасли.

По словам источника, вице-премьер назвал неудовлетворительными прозвучавшие на совещании оправдания со стороны руководителей отрасли и намерен лично следить за тем, как будут внедряться системы автоматизированного контроля качества продукции на предприятиях отрасли.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/532912#ixzz23XHmgDt9
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьПремьер остался недоволен Рогозиным, который недоволен состоянием космической отрасли, и требует генеральной уборки[/size]
http://www.newsru.com/russia/14aug2012/kosmos.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Штуцер

Остается одна ступенька: президент недоволен премьером.
Все недовольны.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

АниКей

ЦитироватьЧто бы там не решили, почему-то заранее не нравится.
:lol:
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

ЦитироватьСкорее всего, засорился фильтр одного из трубопроводов разгонного блока «Бриз-М».
Блин, неужели посторонними частицами? ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Valerij

ЦитироватьА есть тут люди,которые компетентно могут сказать 650 млрд-это много или мало. На мой взгляд должна быть служба контроля(аудита),которая бы получала деньги напрямую от заказчика и инспектировала бы предприятия по всем-начиная от соблюдения кзота,до качества кд,тд ,готового изделия,финансовых операций итд. Лучше бы,чтобы работники этой службы были командировочные и не привязанные к конкретному предприятию.
Насколько я понимаю, это ну очень много. Это примерно треть бюджета НАСА за то же время. Только, единственное, что это, как я понимаю, ни грамма не вложения. Это сумма заказов предприятиям Роскосмоса за 2013-2015 годы.

Проблема в том, что в эту сумму входят и деньги, которые пройдут на заказы комплектующих и узлов спутников у западных производителей, т.е. средства, которые Роскосмос просто подержит в руках. Как я понимаю, в этой сумме напрочь отсутствуют средства предприятий, в том числе и государственных (хотя и коммерческих), направляемые на поддержание и управление их спутниковыми группировками (прежде всего спутников связи). Зато в доле "на рынке космических услуг" их услуги вполне учитываются.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


bavv

ЦитироватьМедведев требует от Роскосмоса генеральной уборки[/size]

14/08/2012 18:04
Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Очередная авария в российской космонавтике (нештатный вывод двух спутников ракетой "Протон-М" 7 августа) значительно приблизила переход от терапевтических методов налаживания работы Роскосмоса к хирургическим. Во всяком случае, именно такой была тональность совещания, прошедшего во вторник у премьера Дмитрия Медведева. Теперь руководству Роскосмоса, помимо стратегии реформирования космического хозяйства страны, придется предоставить еще и конкретный план по улучшению результатов текущей работы.

Обращаясь к основному докладчику – главе Роскосмоса Владимиру Поповкину, Дмитрий Медведев заметил: "Вы сейчас будете докладывать о сложившейся ситуации, в том числе о тех практических мерах, которые предполагается принять по повышению качества работы отрасли, включая, хотел бы на это обратить внимание, и вопросы о содержании, и организационной форме работы Роскосмоса".

Есть ли на руках у руководства какой-то программа реформирования "содержания и организационной формы работы" Роскосмоса?

Есть, она разрабатывается с зимы и ее пытаются внести на рассмотрение правительственных комиссий уже пару месяцев (текущие сроки назначались на 15 августа, но опять произошла чрезвычайщина в виде неудачи "Протона").

В данный момент, насколько можно судить, презентация системы оргмероприятий в отрасли перед руководством правительства отложена Дмитрием Медведевым на месячный срок.

"Обе эти темы должны быть проработаны на правительственном уровне в течение месяца, а затем я проведу совещание с участием всех ключевых предприятий отрасли. Другие решения также будут приняты", – заявил премьер.

Под "другими решениями" Медведев, в частности, имел в виду кадровые. Однако как ни крути, но за месяц основные контуры реформы, предложенной ранее Владимиром Поповкиным, вряд ли претерпят существенные изменения.

Идеи прорастают

Проект реорганизации отрасли довольно радикален: все предыдущие попытки структурирования предприятий на его фоне выглядят незавершенными. Основной логикой слияний и неизбежных сокращений руководство Роскосмоса называет низкую загрузку ракетно-космических производств (около 35% на данный момент), что требует прекратить существование конкурирующих структур.

Предприятия в плане жестко разложены по кластерам, отвечающим за отдельные вопросы: весь пилотируемый космос и все средства выведения (это один холдинг "Российские космические системы", в отличие от предыдущей ситуации, когда пытались создавать две параллельные структуры – на пилотируемые и "грузовые" системы), гражданские спутники и системы связи, баллистические ракеты, военные спутниковые системы, боевые баллистические ракеты.

Отдельно – пресловутый Центр эксплуатации наземной и космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). Это детище Владимира Поповкина, призванной консолидировать управление инфраструктурой Роскосмоса, а также (что особо отмечалось) централизовать процедуру оказания пусковых услуг, до того разбросанную на несколько ответственных (особенно в части проверки готовности аппаратов и систем).

Заодно решился давешний вопрос о двигателестроении: так, при попытках выстраивать вертикальные "феодальные" структуры при прежнем руководстве периодически возникали идеи на предмет изъятия тех или иных проектов. Особенно жаловалось НПО "Энергомаш", у которого хотели увести в пользу Центра им. Хруничева производство двигателей РД-191, являющихся основой универсальных ракетных модулей для перспективного носителя "Ангара".

Теперь вопрос, похоже, отпадает: консолидация пошла по горизонтали. "Главный" холдинг "Российские космические системы" получит, в числе прочих ракетных производств, единый двигателестроительный дивизион.

Эволюция динозавров

То, что мы видим сейчас – уже второй подход к станку с целью осуществить-таки реструктуризацию отрасли.

Первая волна холдингов в оборонке и ракетно-космической отрасли, как правило, формировалась так: бралось относительно самостоятельное (в финансовом и/или аппаратном смысле) крупное предприятие, на базе которого и происходила интеграция второстепенных производств.

Основным двигателем такой интеграции, как правило, выступал не просчитанный с точки зрения отраслевой синергии и спущенный сверху план, а аппаратный ресурс директора-тяжеловеса, стоящего во главе такого предприятия.

Там, где отрасль было решено монополизировать, это сразу приводило к войнам конкурирующих головников за место ведущего оператора интеграции (т.е. верхнего в пищевой цепочке, которому будет позволено пожрать остальных). Извилистая история таких сложных оборонно-промышленных структур, как "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" или "Объединенная двигателестроительная корпорация", говорят сами за себя.

Теперь это предстоит и Роскосмосу: окончательно размонтировать застывшее с советских времен феодальное дублирование разработчиков и выстроить под единым управлением цепочку заводской кооперации по смежным темам. Интересно будет посмотреть, как впишутся в единую структуру, например, тот же самарский "ЦСКБ-Прогресс", Центр им. Хруничева и корпорация "Энергия" – и как будут балансироваться по ресурсам их проекты, задачи и наработки.

Однако, судя по заявлениям руководства Роскосмоса, одностороннего поглощения разработчиков (как было сделано, например, с конструкторами систем ПВО, объединенными на базе бывшего НПО "Алмаз") не будет. Будут создаваться верхние управляющие структуры, работающие со всеми подчиненными подразделениями.

Эта схема, к слову, применялась в том же "Алмаз-Антее": когда встал вопрос, кого выбирать в качестве головного интегратора отрасли систем ПВО, в итоге создали надстройку над всеми конкурентами. И за десять лет существования она прошла путь от слабой бумажной структуры до зубастого образования, которое теперь готово диктовать былым феодальным баронам отрасли "линию партии".

Не исключено, что этот подход сработает и в Роскосмосе, хотя все будет зависеть от нюансов практической реализации.

Стратегов сближают

Заодно Роскосмос продолжил звучавшую было идею о консолидации всех разработчиков стратегических ракет. В проекте предусмотрена корпорация "Стратегическое ракетное вооружение", которая объединит в числе прочих и двух ведущих разработчиков межконтинентальных ракет: Московский институт теплотехники (МИТ) и миасский Государственный ракетный центр (ГРЦ) им. В.П. Макеева.

Главный вопрос все тот же: на чьей базе будет происходить объединение? Или, точнее, чья линия возьмет верх в новой структуре? Очевидным кандидатом является король ракетно-ядерного рынка – МИТ, разработчик "Тополя", "Ярса" и "Булавы".

Это тем более вероятно, что в предыдущий заход холдингообразования именно МИТ должен был консолидировать боевых "стратегов", однако процесс шел ни шатко, ни валко. Тем не менее, ГРЦ им.Макеева, по-видимому, получит ряд очень соблазнительных заказов на разработку тяжелых жидкостных носителей, и это усиливает позиции миасских ракетчиков.

Здесь подспудно закладываются неизбежные трения – например, генконструктор МИТ Юрий Соломонов последние годы жестко критикует саму идею создания жидкостных МБР – профильную компетенцию "макеевцев". Поэтому к выбору состава руководства и механизмов выработки консолидированных позиций в рамках холдинга придется отнестись со всей серьезностью.

Откровенная передача всего ракетно-ядерного хозяйства в руки отъявленного апологета той или иной школы проектирования может привести к фаворитизму и нарастанию диспропорций. Однако найти равноудаленного и при этом авторитетного в отрасли тяжеловеса на пост "разводящего" для стратегических ракетчиков будет крайне сложно.

Вал

Показательно в свете всего выше сказанного пршлогоднее интервью Нестерова. Вот отрывок его ответа на вопрос о том почему до сих пор ГКНПЦ не акционировано:
ЦитироватьПлюс к тому у нас есть серьезные иностранные инвестиции, которые при акционировании также, согласно дейстующим законам, могут быть выведены из-под нашего непосредственного влияния. Например, компания ILS, в которой нам принадлежит 83% акций. ILS для нас формирует международный портфель заказов на запуски —60% заказов мы получаем через эту компанию. К примеру, около $600 млн в 2010 г. мы получили из-за рубежа благодаря участию ГКНПЦ в ILS.
"нам принадлежит", "из-под нашего управления". Я ж говорю - удельныые князья. Совсем личную шерсть с государственой перепутали. Вот директора ФГУПов, как черт ладана акционирования и боятся. Как же финансовые потоки - и без них.
 :twisted:
Там еще много чего, по болшей части звучащее совершенно цинично, если понимать реальное состояние вещей:
http://marker.ru/news/3248
5359055087344250

АниКей

Цитироватьhttp://rus.ruvr.ru/_print/85063868.html
Космические проблемы требуют системных решений[/size]

Анастасия Барышева
   
14.08.2012, 19:16
   
Более 650 млрд рублей будет вложено в космическую отрасль РФ в ближайшие три года, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Во время профильного совещания он поручил в течение месяца проработать вопросы организации деятельности «Роскосмоса» в связи с последними авариями при запуске спутников (АУДИО)

Дмитрий Медведев подчеркнул, что у России сохраняется высокий потенциал в освоении космоса, однако прогрессу мешают сохраняющиеся проблемы, в том числе системные.

Разобраться в проблемах космической отрасли Дмитрий Медведев потребовал на прошлой неделе, после очередного аварийного запуска двух спутников. Во вторник (14 августа) премьер-министр заслушал доклад главы «Роскосмоса» Владимира Поповкина. Медведев отметил, что решения об организации дальнейшей работы отрасли будут проработаны в течение месяца на правительственном уровне. Ведь страна больше не может позволить себе такие репутационные издержки, наряду с потерей миллиардов рублей. Премьер заявил, что помимо организационных будут приняты и «другие решения». При этом он отметил, что проблемы в отрасли должны исправляться комплексно:

"В отрасти существуют и системные проблемы. Они не носят только субъективный характер. Первое - это устаревшее производственная база. 90 процентов мощностей находится в эксплуатации более 20 лет. Их необходимо менять. Второе - это слабая электронная компонентная база, что является всеобщей бедой для нашей промышленности, но и для космической промышленности в том числе. Кроме того наша ракетно-космическая техника не в полной мере обеспечена необходимыми конструкционными материалами".

- "Нужно определиться, кто виноват в серии последних неудач"
- Спутники превратились в мусор

На решение этих проблем будет направлено дополнительное финансирование, отметил премьер-министр. В ближайшие три года отрасли выделят более 650 миллиардов рублей (около 20 миллиардов долларов). Озвученные на правительственном уровне решения должны привести к постепенному выходу из кризиса, считает академик российской Академии космонавтики имени Циолковского Игорь Маринин:

"Один Поповкин, когда возглавил «Роскосмос», он в принципе не мог вытащить отрасль из этого пике. Это длительный достаточно процесс. Даже хорошее финансирование за год-два не решит проблем тридцатилетнего недофинансирования. Внимание правительства, лично Медведева и президента, мне кажется, окажет большую помощь отрасли. И решать проблемы будут на государственном уровне".



Поставленные задачи будут выполнены только в случае стратегического подхода, отмечает обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов. Реорганизацию космической отрасли нельзя провести за три года, отмечает эксперт:

"Финансирование действительно увеличилось, то, что было даже 5 лет назад, и сейчас - две большие разницы. Но деньги, к сожалению, все не решают. Точнее, решают – в перспективе. Нормальное финансирование плюс хорошая организация работ где-то лет за 5-10 способны вытащить космонавтику".


Игорь Лисов также отмечает, что в нынешних условиях нужно очень осторожно подходить к кадровым решениям. И, возможно, не стоит устраивать массовых зачисток в «Роскосмосе»:

"Сейчас ни рабочих, ни инженеров не хватает на текущие даже объемы работ, которые необходимо увеличивать. Персональная ответственность, безусловно, нужна. Но в свое время Сергей Королев от своих работников, которых он знал практически поименно, требовал: если кто допустил ошибку - то непременно доложить, тогда наказания не будет. А вот если скрыл, а из-за этого уничтожили космический аппарат, то тогда Королев отыгрывался по полной. Вот, наверное, что-то в этом духе нужно".


За последние полтора года в России произошло несколько неудачных запусков космических аппаратов. Последний из них – 7 августа, когда на орбиту не удалось вывести спутники с телекоммуникационным оборудованием. Впоследствии было установлено, что причиной аварии стало несвоевременное отключение двигателя разгонного блока.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьПравительство РФ утвердило правила субсидирования страхования космических аппаратов.
[/size]

http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20120814204008.shtml
14.08.2012, Москва 20:40:08 Правительство РФ утвердило правила предоставления в 2012г. организациям, осуществляющим имущественное страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов, субсидий из федерального бюджета. Соответствующее постановление правительства обнародовано пресс-службой кабинета министров.

Страхованию подлежат космические аппараты, запуск которых будет осуществляться в рамках федеральной космической программы России на 2006-2015гг.

Субсидия предоставляется в размере страхового тарифа, предусмотренного договором страхования, но не более рекомендуемого максимального размера страхового тарифа, установленного правилами.

Правила распространяются на следующие страховые случаи: полная гибель ракеты космического назначения или космического аппарата при ее аварийном запуске в период от момента пуска и до момента отделения космического аппарата от ракеты-носителя или разгонного блока (при его наличии) на заданной траектории (или до установления факта невыведения или невозможности выведения космического аппарата на расчетную орбиту); полная гибель, повреждение или частичный отказ космического аппарата при проведении летных испытаний в период от момента отделения космического аппарата от ракеты-носителя или разгонного блока до момента завершения летных испытаний; невыведение космического аппарата на заданную орбиту при возникновении нештатной ситуации.

Для получения субсидии организация отправляет в Федеральное космическое агентство РФ (Роскосмос) заявку на предоставление субсидии по специальной форме: нотариально заверенная копия договора страхования; копия протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (аукционе) на право заключения договора страхования, проведенном организацией в соответствии с законодательством РФ; нотариально заверенная копия лицензии страховщика на осуществление страховой деятельности; копия платежного поручения об уплате организацией страховой премии (страхового взноса) по договору страхования; выписка из отчета о платежеспособности страховщика, подписанная главным бухгалтером и подтверждающая размер маржи.

Роскосмос принимает решение о предоставлении субсидии в течение 20 дней со дня поступления такой заявки. Перечисление субсидии осуществляется в течение 10 рабочих дней после представления в Роскосмос платежных документов, подтверждающих факт оплаты страховой премии по договору страхования.

В документе представлен перечень объектов страхования, среди них - семь типов космических аппаратов, минимальной стоимостью 125 млн руб и максимальной - 2 млрд 650 млн руб. Рекомендуемый максимальный размер страхового тарифа находится в диапазоне от 16% до 22%. Также субсидии будут предоставляться на страхование четырех типов ракет-носителей, минимальной стоимостью 450 млн руб., максимальной - 2 млрд 100 млн руб. и с максимальным страховым тарифом в диапазоне 8-9%.

Сегодня премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел совещание по проблемным вопросам организации космической отрасли. "Наша страна ежегодно обеспечивает до 40% всех космических запусков в мире. В этом плане у нас очень хорошие возможности, но нам необходимо сделать выводы из той череды проблем, которая в настоящий момент существует", - отметил он.

Д.Медведев напомнил, что за последние полтора года было семь аварийных пусков и потеряно 10 спутников. Также напомнил, что с 2012г. по 2015г. в развитие космической отрасли планируется вложить 650 млрд руб.

Премьер-министр отметил, что необходимо понять, в чем причины и кто ответственен, что произошло, кроме страховой компании. "Я тут выяснял, получается, что после выплаты страхового возмещения последствия выплаты страховой премии даже никоим образом не перераспределяются на реальных виновников. То есть можно выпускать некачественную продукцию, с ней происходит страховой случай, если выражаться аккуратно, а после этого сами предприятия, которые в той или иной степени виноваты в происшедшем, никакой финансовой ответственности не несут, не говоря уже о другой ответственности, я имею в виду дисциплинарную и прочую. Нужно определиться, кто виноват в серии последних неудач, где были допущены просчеты, и в любом случае определить меру ответственности всех сопричастных к этим проблемам. Часть решений я приму сегодня", - сказал Д.Медведев.

По словам премьера, пока только три страны - Россия, США и Китай - обладают всеми технологиями и возможностями для пилотируемых полетов. Д.Медведев добавил, что в космической отрасли существуют системные проблемы. По его словам, это и устаревшая производственная база - 90% мощностей находится в эксплуатации более 20 лет, их необходимо менять. Также он указал на слабую электронную компонентную базу. "Кроме того, наша ракетно-космическая техника не в полной мере обеспечена необходимыми конструкционными материалами. И, конечно, кадровая проблема - численность работников до 30 лет в отрасли сейчас составляет около 20%", - подчеркнул он.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьМедведев: полтора года космических неудач закончатся отставками[/size]
14.08.2012   21:04
Автор: Ольга Скабеева
http://www.vesti.ru/doc.html?id=879154&cid=5
   
В течение последних полутора лет Россия потеряла 10 спутников — с этой пугающей статистики сегодня началось совещание в Горках, посвященное проблемам в космической отрасли. Премьер Медведев заявил, что виновные в провалах обязательно понесут ответственность. И часть решений, по его словам, будет принята уже сегодня. Причем, решения последуют как кадровые, так и системные.

За столом — глава Роскосмоса Поповкин, вице-премьер Рогозин, курирующий российский военно-промышленный комплекс, и руководители профильных министерств. В том числе заместитель министра финансов. Потому что симптоматичные проблемы в космосе — это не только удар по репутации страны, но и колоссальные деньги. Неделю назад на околоземную орбиту безвозвратно были отправлены очередные шесть миллиардов рублей. Разговор — и Медведев об этом предупреждал — простым не получится. И без отставок не обойтись.

"За последние полтора года было семь пусков аварийных и было потеряно 10 спутников. Если это сопоставить с результатами работы других ведущих космических держав, то, к сожалению, разница колоссальная. Нужно определиться, кто виноват в серии последних неудач, где были допущены просчеты. И, в любом случае, определить меру ответственности всех сопричастных к этим проблемам. Часть решений я приму сегодня", — заявил премьер-министр.

Причина решительных действий — бессмысленный запуск в космос тех самых шести миллиардов. "Протон" так и не вышел на расчетную высоту. Старт прошел штатно, но, когда в работу вступил разгонный модуль "Бриз-М", система дала сбой. Двигатели отключились через четыре секунды — российский спутник "Экспресс МД2" и индонезийский Telecom-3 утеряны. У инженеров центра имени Хруничева, которые собирали разгонный блок, и руководства Роскосмоса была ровно неделя, чтобы понять и объяснить, что снова случилось. Называя причины космических провалов, ответственность Медведев ни с кого не снимает.

"90 процентов мощностей находятся в эксплуатации более двадцати лет. Их необходимо менять. Второе — это слабая электронная компонентная база. Ну и третья проблема — кадровая. Нехватка квалифицированных рабочих, старение научных и производственных кадров. Это реальная проблема. Тем не менее, все, что я сказал, не оправдывает происшедших за последние годы неудач с запусками спутников", — подчеркнул глава кабинета министров.

Неудач было немало. По итогам прошлого года Россия опередила все страны и по количеству космических пусков — их было 35, и по количеству космических провалов.

В декабре 2011 года из-за отказа работы двигателей третьей ступени ракеты-носителя "Союз-2" спутник двойного назначения "Меридиан" не вышел на расчетную орбиту. В ноябре у "Фобос-Грунта" отказывает маршевый двигатель — межпланетная станция остается на околоземной орбите. В августе — сразу две неудачи. Сначала на орбиту не выходит грузовой корабль "Прогресс М-12М". Спустя неделю — и снова из-за проблем с двигателем — утерянными называют спутник "Экспресс- АМ4", ракетоноситель "Протон-М" и разгонный блок "Бриз-М". В феврале — на расчетную орбиту не выходит военный спутник "Гео-ИК-2".

Проблему контроля качества аппаратов Медведев требует решить на правительственном уровне. Совещание с участием всех ключевых предприятий космической отрасли — через месяц.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!