К истории ракетно-ядерного оружия

Автор ronatu, 01.04.2010 02:34:41

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

О "ядерном ударе" куйбышевской ракетой
Мифы и правда о проведенном 50 лет назад пуске межконтинентальной стратегической "семерки"
http://nvo.ng.ru/notes/2009-08-21/16_rocket.html
Цитировать...Это все полная ерунда! На наших «семерках» были лишь электрические макеты боевых частей, но никаких ядерных зарядов из плутония или урана-235! Знаю точно: для проверки теплозащиты головной части на ней устанавливался лишь небольшой стержень из радиоактивного металла. При спуске в атмосфере он испарялся, и по распыленным следам этого металла на сохранившейся поверхности теплозащиты ГЧ специалисты определяли степень обдувания ее раскаленной плазмой и пути совершенствования защиты специального боезаряда...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьНачав свой триумфальный путь в 1957 году в качестве первого в мире потенциального носителя водородной бомбы, Р-7 после нескольких модернизаций в различных модификациях продолжает верно служить космонавтике и по всем прогнозам окончательно закончит свою службу не ранее начала XXI века.
ЦитироватьПервый пуск ИСЗ явился началом процесса превращения межконтинентальной ракеты Р-7 из носителя термоядерного заряда в ракету-носитель самых различных космических аппаратов. Носитель на базе двухступенчатой Р-7 продолжает совершенствоваться еще и теперь, спустя почти сорок лет после своего первого полета.
из Чертока
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать... Как это ни парадоксально, нашим первым космическим успехам способствовала "холодная война", в ходе которой велась разработка нового вида вооружений - дальнего действия.
         20 февраля с полигона "Капустин Яр" была запущена первая советская ракета Р-5М с ядерным зарядом. Она имела дальность всего 1200 км, но ее успешный запуск был началом создания ракетно-ядерных вооружений.
         До 1957 г. ни мы, ни американцы не имели ракет, позволяющих наносить удары на дальностях более 2000 км.
         Однако США обладали существенным преимуществом. Со своих военных баз в Европе, Турции и Японии они могли, используя ракеты средней дальности или самолеты-носители ядерного оружия, наносить удары по любому стратегическому объекту на территории СССР. Наша же авиация не могла решить эту задачу. Актуальность решения проблемы заключалась в создании межконтинентальной ракеты, способной достигнуть США.
         Правительство приняло специальное решение о проектировании ракеты межконтинентальной дальности. Работа была поручена большой группе специалистов в НИИ-88 во главе с С.П. Королевым. В Арзамасе-16, под руководством Курчатова, дорабатывали авиационную атомную бомбу под эту ракету.
         По проекту ракета получалась стартовой массой примерно 170 т, а масса головной части вместе с атомной бомбой 3000 кг. Мы еще не знали, что атомщики работают над созданием водородной бомбы, отцом которой был Андрей Сахаров.
         Впервые наша термоядерная (водородная бомба) была испытана на полигоне под Семипалатинском 12 августа 1953 г.
         Ее мощность превосходила атомную бомбу, под которую мы проектировали межконтинентальную ракету, в десятки раз. В октябре 1953 г. к Королеву приехал заместитель председателя Совета Министров СССР Вячеслав Малышев. Он в то время руководил атомной промышленностью и разработками ядерного оружия. Малышев потребовал изменить проект межконтинентальной ракеты, заменив атомный заряд на водородный.
         Переделка проекта под водородную бомбу потребовала увеличения массы головной части с 3 т до 5,5 т. При дальности 8000 км, которую от нас требовали, надо было увеличить стартовую массу ракеты на 100 т. Практически проектные работы велись в режиме военного времени. Для рассмотрения первых предложений в январе 1954 г. С.П. Королев собирает Совет главных конструкторов (знаменитая шестерка - С.П. Королев, В.П. Бармин, В.П. Глушко, НА Пилюгин, М.С. Рязанский, В.И. Кузнецов).
         Совет одобрил предложения, и каждый из главных начал в таком же темпе разработку своей части необычного ракетного комплекса. В июне 1954 г. вышло постановление правительства о создании двухступенчатой баллистической ракеты Р-7. Ее создание было объявлено задачей особой государственной важности.
         Так началось создание ракеты Р-7, которая в недалеком будущем обеспечила прорыв в космос.
         Летные испытания ракеты Р-7 начались на полигоне, который впоследствии назвали космодром "Байконур". Он был создан в степях Казахстана в районе станции Тюратам.
         По заданию СП. Королева группа энтузиастов во главе с М.К. Тихонравовым, работавшем в НИИ-4, подготовила отчет, предложив вариант ракеты Р-7 для запусков спутников Земли, запуска человека и для достижения Луны.
         С.П. Королев вышел с этими предложениями к министру Д.Ф. Устинову, в Госплан и к президенту Академии наук. И представьте себе, никто не посмеялся и не удивился. Предложения получили поддержку на высшем уровне.
         Можно считать, что нам сильно повезло. В нашей стране оказались такие сильные личности, как Малышев, Устинов, Королев, его соратники, и давайте не будем поминать лихом Н.С. Хрущева - он оказался тоже одним из энтузиастов космонавтики.
         Правда, никто не ожидал такого сильного политического эффекта от запуска первого спутника. Больше всех, наверное, был потрясен Н.С. Хрущев.
         После запусков первого и второго спутников 22 мая 1959 г. ЦК и Совет министров выпускают постановление о разработке корабля-спутника для разведки и полета человека.
         В 1956 г. С.П. Королев стал полноправным начальником и Главным конструктором ОКБ-1, которое взяло на себя роль головного не только по технике, но и по организации работ, связанных с полетом человека в космос.
         15 мая 1957 г. впервые была запущена ракета Р-7 и с этой же площадки 15 мая 1960 г. был выведен на орбиту первый экспериментальный корабль-спутник. Он назывался 1КП. 19мая 1960г. медали команду на спуск корабля с орбиты, а вместо этого корабль поднялся на более высокую орбиту и не вернулся на Землю. Мы представили себе, что бы было, если бы там находился человек.
         28 июля 1960 г. был произведен второй пуск. При пуске на 18 секунде после старта разваливается ракета.
         И вот только при третьем полете 19 августа 1960 г. спускаемый аппарат благополучно вернулся на Землю с двумя собаками - Белкой и Стрелкой.
         После этого успешного полета Королев обратился в правительство и добился выхода постановления от 11 октября 1960 г., где было предписано осуществить подготовку и запуск корабля "Восток" с человеком на борту в декабре 1960 г.
         24 октября 1960 г. произошла страшнейшая за всю историю нашей ракетной техники авария на стартовой площадке, где готовилась к пуску новая межконтинентальная ракета Р-16. Тогда погибло очень много наших друзей, товарищей, в том числе заместитель начальника полигона Носов и Главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения Главный маршал артиллерии Неделин.
         Эта авария привела к общей задержке наших работ. Далее были четвертый и пятый - оба неудачные экспериментальные пуски. Шестой и седьмой беспилотные пуски космических кораблей прошли успешно.
         Хотя из семи экспериментальных пусков четыре были аварийными и только три более или менее успешными (надежность всего ракетного комплекса составляла 40%), было принято решение о запуске человека.
         Первая группа космонавтов, в том числе и Юрий Гагарин, знала о результатах всех экспериментальных пусков.
         День 12 апреля 1961 г. выдался на редкость удачным. Пуск прошел чисто, хотя разделение спускаемого аппарата и приборного отсека корабля проходило не совсем гладко.
         И в заключение хочется напомнить, что первый человек, вступивший на Луну, американский астронавт Неил Армстронг, сказал замечательные слова о том, что "Гагарин позвал нас в космос". Если бы не полет Татарина, американцы не были бы на Луне.
         40-летие полета Гагарина - это праздник не только нашего народа, но и всего человечества. Вдень 40-летия полета Гагарина следует напомнить, что с того дня первая в мире, но излишне тяжелая межконтинентальная ракета Р-7 была превращена в надежнейший носитель пилотируемых космических кораблей.
         Ее последней модификации, именуемой "Союз-У", в XXI в. предстоят ответственные старты. Поистине удивительный долгожитель для эры технических революций.

         Борис Черток,
         академик РАН

         (Опубликовано в журнале "Аэрокосмический вестник", 2001, № 1).
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

The dissected warhead 8F675 of the R-36 ICBM, which was retrieved after a test flight. Copyright © 2001 by Anatoly Zak http://www.russianspaceweb.com/r36.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьВ июне 1963 года для Р-36 был разработан эскизный проект самой мощной в мире ГЧ 8Ф675. По различным данным, приводимым в печати,

http://www.militaryparitet.com/nomen/russia/rocket/balrock/data/ic_nomenrussiarocketbalrock/14/

 варианты ракеты оснащались ядерными боезарядами мощностью 5 Мт, 10 Мт, 18 Мт и 25 Мт.
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut9801/RVSNM/RVSNM040.htm
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Вован

Цитировать
ЦитироватьВ июне 1963 года для Р-36 был разработан эскизный проект самой мощной в мире ГЧ 8Ф675. По различным данным, приводимым в печати,

http://www.militaryparitet.com/nomen/russia/rocket/balrock/data/ic_nomenrussiarocketbalrock/14/

 варианты ракеты оснащались ядерными боезарядами мощностью 5 Мт, 10 Мт, 18 Мт и 25 Мт.
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut9801/RVSNM/RVSNM040.htm

Какие 25 Мт? Реально испытывали заряд 10 Мт.
Байконур надолго - навсегда

Liss

Цитировать
ЦитироватьПо проекту ракета получалась стартовой массой примерно 170 т, а масса головной части вместе с атомной бомбой 3000 кг. Мы еще не знали, что атомщики работают над созданием водородной бомбы, отцом которой был Андрей Сахаров.

Впервые наша термоядерная (водородная бомба) была испытана на полигоне под Семипалатинском 12 августа 1953 г. Ее мощность превосходила атомную бомбу, под которую мы проектировали межконтинентальную ракету, в десятки раз.

В октябре 1953 г. к Королеву приехал заместитель председателя Совета Министров СССР Вячеслав Малышев. Он в то время руководил атомной промышленностью и разработками ядерного оружия. Малышев потребовал изменить проект межконтинентальной ракеты, заменив атомный заряд на водородный.

Переделка проекта под водородную бомбу потребовала увеличения массы головной части с 3 т до 5,5 т. При дальности 8000 км, которую от нас требовали, надо было увеличить стартовую массу ракеты на 100 т.

В июне 1954 г. вышло постановление правительства о создании двухступенчатой баллистической ракеты Р-7. Ее создание было объявлено задачей особой государственной важности.

Из ранее приведенного документа:

ЦитироватьСогласно Постановлению Совета Министров СССР от 20 мая 1954 г. Министерство оборонной промышленности (НИИ-88, главный конструктор т. Королев С.П.) разрабатывает баллистическую ракету Р-7 для транспортировки специального заряла типа РДС-6 на дальность 8000 км.

По расчетным данным указанный заряд типа РДС-6 имеет мощность порядка 1.5 млн тонн тротилового эквивалента и вес его вместе с аппаратурой автоматики был задан 3400 кг.

Имею вопросы.
1. Под какую именно атомную бомбу проектировалась первая (170-тонная) Р-7, если в 1949 была испытана РДС-1, аналог американского Fatman, массой 4600-4700 кг, а в 1951 -- РДС-2 и РДС-3 массой 3200 кг каждая?
2. При весе термоядерного заряда типа РДС-6 вместе с аппаратурой автоматики 3400 кг (по постановлению 1954 г.; фактически в 1956 г. речь шла о 3800 кг) -- должна ли головная часть иметь массу 5500 кг?
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

АниКей

ЦитироватьТЮРАТАМ - ГАВАЙСКИЕ ОСТРОВА - ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ

ЛЕТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

После валдайского цикла самодеятельного лечения я закрыл больничный лист и приступил к работе в прежнем режиме.

Фронт работ в ОКБ-1 с начала 1958 года продолжал резко расширяться. Неожиданный успех двух первых простейших спутников в общем процессе огромной работы по созданию ракеты Р-7 был достигнут сравнительно легко.

Стала очевидной необходимость более глубокого и серьезного отношения к космическим объектам. Неудачи при пусках Р-7 требовали переосмыслить и многие проблемы, связанные с этой ракетой. Официально создание спутников нам было поручено постановлением правительства от 30 января 1956 года. Этим постановлением, подготовленным в основном Королевым с участием Келдыша и привлеченных им академических ученых, предусматривалось создание в 1957-1958 годах неориентированного спутника для научных задач. Была оговорена масса спутника в пределах 1000-1400 кг, из них для научно-исследовательской аппаратуры выделялось 200-300 кг. Уже в июле 1957 года группой Рязанова был разработан эскизный проект этого спутника, который, несмотря на исключительно научное назначение, был засекречен и назван объектом "Д".

Расчеты показали, что если на ракете Р-7 боевую термоядерную головную часть массой в пять с половиной тонн [/size]заменить на полезный груз массой полторы тонны, то можно достичь первой космической скорости и вывести спутник на орбиту высотой в апогее 1500 км и перигее 250 км.
у Чертока
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Liss

3. В апреле 1956 на Р-7 было решено ставить новый водородный заряд мощностью около 2.0 млн тонн тротилового эквивалента, имеющий вес со спецаппаратурой (автоматика, взрывательные устройства, электропитание) не более 2900 кг, взамен специального заряда типа РДС-6 мощностью 1.5 млн тонн тротилового эквивалента и весом 3400 кг, предназначавшегося ранее к установке на этой ракете.
Если при заряде со спецаппартурой массой 2900 кг нужна ГЧ массой 5500 кг, то что все же собирались ставить на Р-7 до осени 1953 г., чтобы ГЧ имела массу 3000 кг?

У меня такое ощущение, что Черток очень сильно упростил обстоятельства рождения "семерки" :-(
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать...Сразу же после создания ОКБ-1 в 1946 г. еще в составе НИИ-88 Сергей Павлович решил, что на основании материалов, вывезенных из Германии, он сможет создать свою, "улучшенную", модель немецкой ракеты "Фау-2". Узнав от Д.Ф.Устинова о таком намерении Королева, Сталин запретил ему вносить какие-либо изменения, или "усовершенствования". "Сначала вы воспроизведите ракету, а потом уже будете делать свою" [2].

Так вот, наконец-то это право "делать свою" и получил Королев в начале 1949 г. непосредственно из уст Сталина.

Тотчас же началось проектирование "усовершенствованной" ракеты Р-2 и открыты научно-исследовательские темы H1, H2, Н3 по поиску направления дальнейшего развития ракет с дальностью до 3000 км. В рамках темы H1 исследовались различные схемы одно- и двухступенчатых ракет как с последовательной, так и с параллельной работой двигателей 1-й и 2-й ступеней. В рамках темы Н2 разрабатывались схемы с крылатой головной частью. В рамках темы Н3 исследовали различные ракетные топлива [2]. В результате проведенных исследований была доказана возможность создания одноступенчатой ракеты с начальной массой 72 т, получившей индекс Р-3. В конце 1949 г. проект этой ракеты был блестяще защищен. Но, как следовало из этого же проекта, двухступенчатая ракета с такой же начальной массой смогла бы летать значительно дальше или нести значительно больший полезный груз.

Следовало ли продолжать работы над ракетой Р-3? Королев решил, что не следует. Вместо этого он переключил ОКБ-1 на разработку одноступенчатой ракеты средней дальности Р-5 (до 1200 км) и с начальной массой всего 29 тонн, предназначенной для эффективного применения ее на потенциальном евроазиатском театре военных действий. Этого было вполне достаточно, чтобы удовлетворить военных.

Исследования двухступенчатых ракет, начатые в темах H1 и Н2, были продолжены и конкретизированы во вновь открытых темах Т1 и Т2. В рамках этих тем проводились обширные исследования возможности создания межконтинентальных ракет с дальностью до 8000 км и грузоподъемностью до 3 тонн. В рамках темы Т1 проводились обширные исследования МБР.

Рассматривались различные варианты конструктивно-компоновочных схем с последовательным, параллельным и последовательно-параллельным соединением ступеней. Всего было исследовано около 60 различных вариантов [1, с. 470]. Среди этих вариантов была и схема, впоследствии положенная в основу проектирования ракеты Р-7.

Работы по многоступенчатым ракетам велись также по заказу ОКБ-1 в ОПМ АН СССР и НИИ-4 МО [6, 7, 8]. Исследования оптимальных вариантов многоступенчатых баллистических и крылатых ракет проводились при теснейшем взаимодействии сотрудников отдела № 3 ОКБ-1 с сотрудниками ОПМ (М.В.Келдыш, Д.Е.Охоцимский, Т.М.Энеев, С.С.Камынин, В.С.Егоров и др.) и с сотрудниками НИИ-4 МО (М.К.Тихонравов, И.К.Бажинов, И.М.Яцунский, Г.Ю.Максимов, А.В.Брыков, О.В.Гурко и др.). Тема взаимодействия этих коллективов ждет своих исследователей. Мы здесь можем только отметить, что это сотрудничество было весьма плодотворным.

В рамках темы Т2 также проводились обширные исследования по возможности создания 2-ступенчатой ракеты с крылатой головной частью и с крылатой второй ступенью. Над темой Т2 работали в основном проектанты сектора А.С.Будника: Дисман, П.Н.Шкляев, О.И.Козюпа, Е.П.Кузьмин.

В начале 1953 г., сравнивая достоинства и недостатки отобранных ракет, Сергей Павлович, несмотря на свою увлеченность в молодости ракетопланами, останавливается на варианте баллистической ракеты.

Работы по теме Т2 закрываются, но учитывая энтузиазм, с которым проектанты сектора А.С.Будника разрабатывали тему, С.П.Королев добивается продолжения работ по этой теме в НИИ-1 МАП, для чего передает туда все наработанные проектные материалы и переводит всех сотрудников сектора, пожелавших продолжить работу над этой темой.

Надо сказать, что это был весьма благородный поступок Королева по отношению к этим энтузиастам-проектантам. Закрывая тему в ОКБ-1, он мог бы их и не отпускать, ведь опытные и квалифицированные проектанты были позарез нужны ему самому.

Над темой Т1 в отделе № 3 К.Д.Бушуева (сектор С.С.Крюкова, сектор В.Ф.Рощина) работали в основном:

- группа П.И.Ермолаева, исследовавшая различные варианты компоновочных схем, силовых конструкций баковых систем, включая конструкции межбакового пространства. Прорабатывались варианты с переливом и без перелива топлива из баков 1-й ступени в баки 2-й ступени. Группа осуществляла общий весовой анализ конструкции ракет;

- группа И.С.Прудникова, исследовавшая различные варианты размещения силовых двигательных установок, исполнительных органов управления, а также различных вариантов разделения ступеней. Теперь все усилия проектантов 3-го отдела сосредотачивались на разработке проектной документации конкретного варианта-пакета, рекомендуемого по итогам исследований по теме Т1. Разработанный проект именно этого варианта и получил индекс Р-7. Это был вариант МБР, несущей полезный груз 3 т на расстояние 8000 км. В части конструктивно-компоновочной схемы это была полутораступенчатая ракета, состоящая из центрального блока Д с двигателем, работавшим на 1-й и 2-й ступенях, и из 4 боковых блоков (бустеров) - блоков А, Б, В, Г с такими же двигателями, но работающими только на первой ступени до сброса этих бустеров.
http://epizodsspace.narod.ru/bibl/akiem/5-r7.html
ЦитироватьК концу 1953 г. проектирование ракет Р-7 было в основном завершено. Это была полутораступенчатая ракета, состоящая из 4 боковых блоков (бустеров), работающих на 2-й ступени, и центрального блока Д, работающего непрерывно на 1-й и 2-й ступенях. Начальная масса ракеты составляла 170 т, масса полезного груза - 3т, дальность полета - до 8000 км.

К этому времени в СССР заканчивались работы по созданию первой в мире водородной бомбы, и в ОКБ-1 для ознакомления с достижениями в области ракетостроения приезжает В.А.Малышев. Ознакомившись с тактико-техническими характеристиками Р-7, он предложил модернизировать ее с целью увеличения массы боевой головки с 3 до 5,5-6 тонн. Авторитет Малышева был непререкаем, да и Королев был рад таким обстоятельствам, ведь теперь кроме боевого применения ракета Р-7 становилась ракетой-носителем для выведения на околоземную орбиту спутников массой до 1,3 т, и открывалась возможность выведения на орбиту человека.

Постановление правительства о разработке нового варианта межконтинентальной ракеты было подготовлено и подписано за одну неделю. Дату подготовки этого постановления (декабрь 1953 г.) можно считать днем рождения ракет семейства Р-7.

Один из основных руководителей проекта С.С.Крюков так определил трудности, возникшие в связи с этим решением: "Для этого требовалось переделать ракету, значительно увеличить тягу двигателей, доработать комплекс наземного оборудования".
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

У Гудилина http://www.buran.ru/htm/gud%2011.htm
ЦитироватьРакетный комплекс Р-7

     Двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 (8К71) несла ядерный боевой заряд и могла его доставить практически в любую точку территории вероятного противника.
     Предварительные изыскания по созданию такой ракеты начались в 1950 г. при выполнении работ по теме Н3 "Исследование перспектив создания РДД различных типов с дальностью полёта 5000-10000 км с массой боевой части 1...10 т". Тема выполнялась по Постановлению от 4 декабря 1950 г. К работе привлекались ОКБ-456 (В.П.Глушко), НИИ-885 (М.С.Рязанский, Н.А.Пилюгин), НИИ-3, НИИ-4 (А.И.Соколов), ЦИАМ, ЦАГИ (А.А.Дородницын, В.В.Струминский), НИИ-6 (Воротов), НИИ-125 (Б.П.Жуков), НИИ-137 (Костров) и НИИ-504 (Карпов), НИИ-10 (В.И.Кузнецов) и НИИ-49, математический институт им. Стеклова А.Н. и др.
     При выполнении темы был исследован широкий круг проблемных, в то время, вопросов и намечены пути их решения, доказана принципиальная возможность создания составных баллистических ракет, работающих на компонентах топлива "жидкий кислород - керосин", с полезным грузом 3-5 т. Было установлено, что основные трудности встретятся при создании двигателей тягой 200-300 тс c удельным импульсом в пустоте 325 с, автономных и радиотехнических средств управления полётом, конструкции и теплоизоляции головной части, входящей в атмосферу при скорости 6000-7000 м/с и т.д.
     Был проведён детальный выбор схемы ракеты, её оптимальных параметров, числа ступеней, начальной массы, тяги двигателей и других характеристик.
    Продолжением темы Н3 явилась тема Т-I "Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 7000-8000 км". Работы проводились согласно Постановлению от 13 февраля 1953 г. Целью темы Т-I была разработка эскизного проекта двухступенчатой баллистической ракеты дальнего действия массой до 170 т с отделяющейся головной частью массой 3000 кг на дальность 8000 км.
     В октябре 1953 г. по указанию заместителя Председателя Совета Министров СССР В.А.Малышева масса головной части увеличивалась до 5500 кг при сохранении дальности полёта, в связи с чем требовалась серьёзная переработка проекта (так как с головной частью такой массы спроектированная ракета могла обеспечить дальность 5500 км).

     В январе 1954 г. состоялось совещание Главных конструкторов (С.П.Королев, В.П.Бармин, В.П.Глушко, Б.М.Коноплев, В.И.Кузнецов, Н.А.Пилюгин) с участием М.И.Борисенко, К.Д.Бушуева, С.С.Крюкова и В.П.Мишина, на котором обсуждался вопрос о дальнейших работах по ракете в связи с увеличением массы головной части. На совещании было принято решение об использовании унифицированного двигателя сравнительно небольших размеров для всех блоков, ограничении габаритов блоков, допускающих их транспортирование железнодорожным транспортом. Из-за условий эксплуатации пришлось отказаться от привычного стартового стола и создать системы наземного оборудования с нетрадиционным способом подвески ракеты на специальных отбрасываемых фермах, что позволило не нагружать нижнюю часть ракеты при стоянке и уменьшить её массу.
Для обеспечения заданной точности стрельбы разброс импульса последействия тяги двигателей должен быть в строго фиксированном диапазоне, однако, на стадии эскизного проектирования ОКБ-456 не сумело решить этот вопрос. Тогда было решено в качестве управляющих органов впервые использовать рулевые камеры, которые обеспечивали бы конечную ступень тяги после выключения основного маршевого двигателя и требуемый импульс последействия. Вследствие отказа В.П.Глушко разрабатывать рулевые двигатели, эта работа была поручена С.П.Королевым начальнику отдела М.В.Мельникову. Рулевые двигатели с углами качания, совмещенными с магистралями подвода компонентов топлива, отбираемых за турбонасосным агрегатом основного двигателя имели тягу 2,5 тс. На каждом боковом блоке устанавливались по два рулевых двигателя, а на центральном блоке - четыре.
     Создание рулевого двигателя потребовало решения многих научно-технических проблем и новых конструкций, нашедших применение и дальнейшее развитие в последующих разработках. К их числу относятся камера сгорания, работающая на топливе "жидкий кислород и керосин Т-1". охлаждаемая керосином и имеющая высокие для того времени энергетические и массовые характеристики; герметичные поворотные узлы совмещенные с магистралями подвода компонентов топлива обеспечивающие качание камеры сгорания на угол 45 градусов и имеющие малые моменты трения; пироклапан, работающий в жидком кислороде, позволивший существенно уменьшить импульс тяги последствия; пирозажигательное устройство для жидкого топлива при запуске камеры сгорания. Впервые созданы методики определения моментов трения, дисбаланса, инерции и асимметрии тяги в процессе огневого испытания двигателя и комплексная отработка (испытания) полностью собранного двигателя, сократившая количество материальной части для отработки.
     В результате обсуждения всех этих вопросов и были приняты основные характеристики ракеты Р-7.
     Масса заправленной ракеты 279 т, масса незаправленной ракеты 26,5 т, масса полезного груза (ГЧ) 5,37 т, стартовая тяга двигателей 403,4 тс, дальность стрельбы 8000 км, максимальная высота траектории 1130 км, максимальная длина 34080 мм.
     В феврале 1954 г. были согласованы основные этапы отработки ракеты и 20 мая 1954 г. было принято Постановление по разработке двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 (8К71).
Постановлением были определены: головной разработчик ОКБ-1 НИИ-88 и соисполнители ОКБ-456 (двигатели), НИИ-885 (системы управления), ГСКБспецмаш (наземное оборудование), НИИ-10 (гироприборы), КБ-11 (специальный заряд) и НИИ-4 МО (полигонные испытания).
     Постановлением от 28 июня 1954 г. "О плане НИР по специальным изделиям" были уточнены содержание, порядок и сроки работ по межконтинентальной баллистической ракете Р-7.
     В приказе Министра оборонной промышленности от 6 июля 1954 г. особо подчеркивалось, что создание ракеты Р-7 является задачей государственной важности и все работы должны завершиться в указанные сроки.
     Эскизный проект по ракетному комплексу Р-7 был готов в середине июля 1954 г. Такие стремительные темпы были во многом обеспечены за счёт использования задела по теме Т-1.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

у Игоря Афанасьева "БОЛЬШОЙ КОСМИЧЕСКИЙ КЛУБ" http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/afan/bol-kk2006/01.html#05
Цитировать4 декабря 1950 г. Постановлением СМ СССР задается комплексная поисковая научно-исследовательская работа (НИР) по теме Н3 «Исследование перспектив создания ракет дальнего действия (РДД) различных типов с дальностью полета 5000 — 10000 км с массой боевой части 1-10 т».

13 февраля 1953 г. Постановлением СМ СССР в продолжение темы Н3 задается тема Т1 «Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полета 7000-8000 км*». Цель НИР — разработка эскизного проекта РДД массой до 170 т с отделяющейся головной частью (ГЧ) массой 3 т. В октябре 1953 г. по указанию зам. Председателя Совмина СССР В.А.Малышева проектное задание было изменено: масса ГЧ увеличена до 5,5 т при сохранении дальности полета. Полагают, это решение было принято под влиянием неофициальной информации о техническом облике перспективных термоядерных зарядов, которую предоставил один из идеологов данного направления, будущий академик и правозащитник А.Д.Сахаров. Впоследствии выяснилось, что масса такого заряда может быть многократно уменьшена. А «переразмеренная» МБР идеально подходит как космическая РН. Вот он, счастливый случай!..
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

из НК http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/237/36.shtml
Цитировать14 июля 1948 г. на научной сессии Академии артиллерийских наук М.К.Тихонравов выступил с докладом «Пути осуществления больших дальностей стрельбы ракетами», где развил идею К.Э.Циолковского об эскадре ракет и предложил пакетную схему на базе существующих ракет. Заключил он свой доклад словами: «Таким образом, дальность полета ракет не только теоретически, но и технически не ограничена». С.П.Королев, присутствовавший при докладе и работавший с Тихонравовым еще до войны, высоко оценил перспективность идеи и стал сотрудничать с группой Тихонравова.

16 декабря 1949 г. Королев направил в НИИ-4 техническое задание на выполнение НИР «Исследование возможности и целесообразности создания составных ракет дальнего действия типа "пакет"». В сопроводительном письме говорилось: «В связи с актуальностью работ... проводимых в НИИ-4 МО под руководством член-корреспондента Академии артиллерийских наук М.К.Тихонравова, НИИ-88 считает целесообразным заключение с НИИ-4 договора на эту работу с выдачей технического задания на ее выполнение».

4 декабря 1950 г. Постановлением Совета Министров (СМ) СССР была задана комплексная поисковая НИР по теме Н3 «Исследование перспектив создания РДД различных типов с дальностью полета 5000– 10000 км с массой боевой части 1–10 т». К работе по теме привлекались: ОКБ-456 (В.П.Глушко), НИИ-885 (М.С.Рязанский, Н.А.Пилюгин), НИИ-3 (В.К.Шебанин), НИИ-4 (А.И.Нестеренко), ЦИАМ (Г.П.Свищев), ЦАГИ (А.А.Дородницын, В.В.Струминский), НИИ-6 (В.А.Сухих), НИИ-125 (Б.П.Жуков), НИИ-137 (В.А.Костров), НИИ-504 (С.И.Карпов), НИИ-10 (В.И.Кузнецов), НИИ-49 (А.И.Чарин), Математический институт им. А.Н.Стеклова (М.В.Келдыш) и др. При выполнении темы была доказана принципиальная возможность создания составных баллистических ракет с полезной нагрузкой (ПН) 3–5 т, работающих на компонентах кислород-керосин.

Начальник НИИ-4 МО генерал-майор В.З.Дворкин пишет: «Результаты исследований группы М.К.Тихонравова были изложены в отчетах НИИ-4 МО «Исследование возможности и целесообразности создания составных ракет» (1950), «Исследование принципа ракетных пакетов для достижения больших дальностей стрельбы» (1951), «Выбор оптимальных вариантов ракет для стрельбы на большие дальности» (1952).
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

и еще у Чертока
ЦитироватьЕсли для межконтинентальных дальностей крылатое направление окажется перспективным, то разработка и производство таких ракет тоже должны перейти в авиацию. А с чем же останется Министерство вооружения, потратившее столько сил на развертывание ракетной промышленности? Да и кому нужны будут эти ракеты Р-1 и Р-2, несущие свои 800 кг тротила на 300 и 600 км? Правда, Королев уже начал работать над ракетой на 1000-1500 км. Но это все не то. Вот такие настроения одолевали думающую часть нашего министерства и генерального заказчика – ГАУ.
Все это отчетливо понимал Королев. Оба направления ему не потянуть, и если авиация захочет у нас отнять крылатую ракету, пусть берет, только чтобы попала в верные руки.
ЦитироватьВ самом конце 1953 года состоялось заседание президиума ЦК, на котором Вячеслав Александрович Малышев, новый руководитель атомного ведомства – Первого главного управления и одновременно заместитель Председателя Совета Министров СССР делал сообщение о последних достижениях в разработке ядерного оружия.
На этом заседании было принято два постановления. Первое касалось разработки и испытаний термоядерной бомбы. В отличие от водородной бомбы, взорванной 12 августа, эта должна была стать пригодной для транспортировки. Идея этого нового «изделия» была предложена Андреем Сахаровым. Второе постановление обязывало наше министерство (тогда оно уже именовалось Министерством оборонной промышленности) под этот термоядерный заряд разработать межконтинентальную баллистическую ракету, а Министерство авиационной промышленности – межконтинентальную крылатую ракету. В своих «Воспоминаниях» Андрей Сахаров по поводу этих постановлений писал: «Существенно, что вес заряда, а следовательно и весь масштаб ракеты, был принят на основе моей докладной записки. Это предопределило работу всей огромной конструкторско-производственной организации на многие годы. Именно эта ракета вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли в 1957 году и космический корабль с Юрием Гагариным на борту в 1961 году. Тот заряд, под который все это делалось, много раньше, однако, успел ,,испариться", и на его место пришло нечто совсем иное...»
Что собой должна представлять межконтинентальная ракета, тогда еще было не очень ясно.
К этому времени нами были проведены очень основательные, но пока только поисковые работы. Прежде всего следует упомянуть проект ракеты Р-3. Продолжением поисков путей достижения межконтинентальных дальностей была также тема Н-3 и ее дальнейшая детализация – тема Т-1. Тема Т-1 предусматривала исследования различных схем, позволяющих создать двухступенчатую баллистическую ракету на дальность 7000 – 8000 км.
Проект ракеты Р-3 так и не был реализован. Может быть, это и к лучшему. Он бы отнял много сил, а дальность 3000 км, которая в нем предусматривалась, не давала существенных преимуществ перед реальной ракетой Р-5 и ее атомной модификацией Р-5М.
Работы по теме Н-3 формально закончились в 1951 году. В выводах по этой работе Королев писал, что «наиболее надежный путь достижения дальности полета 7000-8000 км – создание баллистической составной двухступенчатой ракеты...».
Однако термоядерный заряд, предложенный в 1953 году Сахаровым, не мог быть доставлен на дальность 8000 км двухступенчатой ракетой, имевшей стартовую массу 170 т.
Я не могу судить, в какой мере Андрей Сахаров лично определил конструкцию и массу заряда, предназначенного для первой межконтинентальной ракеты.[/size] Но, безусловно, именно то, что делал Сахаров, потребовало создания такой ракеты, какую мы разработали под шифром Р-7. И имя Сахарова тоже должно упоминаться в истории космонавтики!
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!