Полёты, которых не было. А&К 1993 №№1-7

Автор Vostok7, 27.10.2004 05:16:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Vostok7

Статья Шамсутдинова С. Х., Маринина И. А. в журнале "Авиация и космонавтика", 1993, №№1-7.

В двух случаях космические корабли не вышли на орбиту. Первый раз это случилось 5 апреля 1975 года.
Космонавты Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров стартовали на корабле «Союз»,
который после выведения на орбиту получил бы обозначение «Союз-18».Но из-за аварии третьей ступени
ракеты-носителя полет был прекращен. С помощью системы аварийного спасения (САС) корабль отделился
от ракеты и по баллистической траектории совершил посадку на Землю.
...........................
Оригинальный текст статьи предоставлен авторами, размещен с их разрешения и отличается от журнальной версии.
Информация, изложенная в статье приводится без изменений и дополнений, ставших известными после ее подготовки.
http://astronaut.ru/
-------------------------------------

Я запутался. 1-я ступень работает ~120 сек. Затем включается 2-я, и, спустя 40 секунд после её включения, происходит отделение ГО, а спустя ещё ~ 120 сек. включается 3-я ступень и работает ещё ~ 4 мин.
Я почему-то всегда считал, что при аварии 3-й ступени предусмотрено отделение КК. И никакого САСа быть не может, поскольку он к этому времени уже давно улетел вместе с ГО. И я всегда считал, что авария Союза-18-1 происходила именно по такому сценарию. А тут вдруг САС. Выходит, об аварии 3-й ступени узнали более чем за 2 мин. до её включения? Или всё дело в тех самых отличиях, ставших известными позже? Но вот выдержка из БСЭ за 76 год
"5 апреля был произведен запуск ракеты-носителя с пилотируемым кораблем «Союз» с космонавтами В. Г. Лазаревым и О. Г. Макаровым для продолжения экспериментов со станцией «Салют-4». На участке работы третьей ступени произошло отклонение параметров движения ракеты от расчетных значений. Автоматическое устройство выдало команду на прекращение полета по программе и отделение корабля для возвращения на Землю. Спускаемый аппарат совершил посадку юго-зап. Горно-Алтайска. " То есть третья ступень всё же заработала. Совсем ничего не понимаю. Объясните, пожалуйста.

X

Более информированные, чем БСЭ, источники пишут определенно:

"Если даст отказ вторая -
Мы в Алтае иль Китае,
Если третья вдруг откажет
- Здравствуй, Тихий океан!"

Ю.Визбор

Авария произошла в момент отделения 3-й ступени (раньше времени открылись замки, остальные сломались, потеря ориентации). Вероятно, под САС имеют ввиду и просто процесс отделения КК в нештатной ситуации.

Игорь Суслов

Цитировать... под САС имеют ввиду и просто процесс отделения КК в нештатной ситуации.

Кстати, Сергей, насколько я понимаю, в штатной ситуации САС работал лишь однажды - Союз Т10-А (Титов, Стрекалов). Не так ли?
Спасибо не говорю, - уплачено...

X

Добавлю.
Сброс ГО и ДУ САС происходит на ~ 160 сек, а сама САС отключается на 526-й!

X

Если имеется ввиду ПИЛОТИРУЕМЫЕ полеты и ВКЛЮЧЕНИЕ ДУ САС, то да.

Игорь Суслов

ЦитироватьЕсли имеется ввиду ПИЛОТИРУЕМЫЕ полеты и ВКЛЮЧЕНИЕ ДУ САС, то да.

Именно пилотируемые полеты и именно сработка САС.
Спасибо не говорю, - уплачено...

Vostok7

ЦитироватьБолее информированные, чем БСЭ, источники пишут определенно:

Вероятно, под САС имеют ввиду и просто процесс отделения КК в нештатной ситуации.

Здравствуйте, Сергей Павлович.
Я всегда считал, и во всей справочной литературе так записано, что САС эта ракеточка на маковке ГО, которая в случае аварии РН уводит от неё КК. А вовсе не комплекс аварийных мер. Просто хотелось бы уяснить точную картину произошедшего. Только и всего. Вы уже частично удовлетворили моё любопытсво, про несработку замков я ничего не знал.

VK

ЦитироватьЯ всегда считал, и во всей справочной литературе так записано, что САС эта ракеточка на маковке ГО, которая в случае аварии РН уводит от неё КК.
Это называется - ДУ САС, одна из частей системы аварийного спасения.

Vostok7

УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА К АДМИНИСТРАЦИИ УДАЛИТЬ С ФОРУМА ЭТУ ТЕМУ!!!
Подпись: Vostok7.

Shin

ЦитироватьУБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА К АДМИНИСТРАЦИИ УДАЛИТЬ С ФОРУМА ЭТУ ТЕМУ!!!

А чего? Чем не угодили ответы?

Vostok7

Как раз ответы удовлетворили полностью. Меня эта тема не удовлетворяет. Удалите её на фиг, пожалуйста!
Подпись: Vostok7

X

Наверное, тем, что никто не переругался, как обычно, да и флейма было явно маловато. Почти все только по делу. :lol:

Igor Suvorov

ЦитироватьКак раз ответы удовлетворили полностью. Меня эта тема не удовлетворяет. Удалите её на фиг, пожалуйста!
Подпись: Vostok7

Открытое слушание бракоразводного процесса:

Судья:  - Истец, почему вы разводитесь со своей женой?
             - Она меня не удовлетворяет.

Мужская половина зала (ворчливо):
             - Всех удовлетворяет, а его не удовлетворяет.

Женская половина:
             - А его никто не удовлетворяет
Альфа Центавра - знаешь? Тамошние мы.

MSS

из архива форума:
"Старт 05.04.75 14:04:54.038 ДМВ, РН 11А511У №Х15000-23, корабль 11Ф615А8 №39
АВД ДУ 11Д55 3-й ст. (блок И №Х15000-24) на 294.81 сек полёта
Посадка зафиксирована в документах в точке 50 град 50 мин с.ш., 83 град 25
мин в.д., 1550 км от стартовой позиции
= = =
Похоже. Штатный район падения 2-й ступени на стыке границ Алтайского края,
Республики Горный Алтай и Восточно-Казахстанской области Казахстана. Трасса
выведения проходит почти точно над Семипалатинском. Свернуть с нее в
Монголию -- это ракета должна была очень сильно постараться. Так что в
данном конкретном случае в "Энергии" ляпа.
У Иосифа Давыдова описана спасательная операция и дано название горушки, на
которой висел СА -- вершина "Теремок-3".
= = =
Могу добавить, что по данным Давыдова Теремок-3 находится «в труднодоступной
горной местности вблизи районного городка Алейска»."

С приветом, Мацей

Vostok7

Для MSS.
Отрывок из Давыдова (извиняюсь за возможный оверквотинг)

 Старт прошел нормально. Перегрузка росла плавно и нельзя сказать, что здорово давило. Мы и похлеще проходили на центрифуге. В первом полете мы все уже опробовали и теперь спокойно ждали, когда сойдет головной обтекатель, чтобы поглядеть на землю. Почувствовали по снижению перегрузки, как отошли «боковушки» (первая ступень ракеты-носителя). Когда стала набирать тягу вторая, у меня появилось какое-то предчувствие беды. Не знаю, чем это объяснить. Скосил глаза на Олега. Он спокоен, но лицо слишком бледное, хотя румянцем он никогда не отличался. Перевел взгляд на приборы. Все нормально. И тут началось продольное покачивание. Амплитуда увеличивалась. Такого в первом полете не было. Мне, как летчику, привыкшему управлять ситуацией в небе и влиять на свою судьбу, было неприятно чувствовать свою беспомощность и невозможность как-то повлиять на ход событий. Еще через десяток секунд стало ясно, что ракета дает сбой, а стало быть, произойдет что-то непредвиденное. И даже, когда автоматика дала команду на работу САС (системы аварийного спуска) не верилось, что полет сорвался. Срабатывание пиропатронов подтверждало, что автоматика работает на спасение экипажа. Сошедший головной обтекатель выпустил на волю корабль и открыл иллюминаторы, через которые в кабину ворвался солнечный свет. А затем корабль, наклонившись вдоль продольной оси, пошел на спуск. Выстрелы пиропатронов подтвердили, что корабль разделяется на части. Пироболты отбросили от спускаемого аппарата (СА) бытовой (БО) и приборно-агрегатный отсеки (ПО). На какое-то короткое время наступившая невесомость резко переходила в перегрузку. Двигатели СУС — системы управления спуска, старались удержать СА от кувыркания, но им не удавалось выдержать пологую траекторию посадки. Мелькнула мысль: «Если сорвемся на баллистический спуск, перегрузка может и придушить». Мои предположения подтвердились. Тяжесть вдавила в кресло. Чувствовалось как придавливается телом ложемент. По инструкции нужно было наговаривать на магнитофон «Малыш» обо всем, что происходит на борту, но язык не ворочался. Казалось, он прилип к нёбу. В глазах забегали красные шарики. Мысли тоже отяжелели, но, тем не менее, фиксировали, что на таких перегрузках я никогда не бывал. Затем на какое-то время вырубилось сознание. Сколько это длилось я не понимал, но сознание вернулось от сильной встряски. Это вводилась парашютная система. Спуск на парашюте был приятен, потому что вернулось ощущение присутствия собственного тела, собственного я. Глянул на Олега. Он что-то говорил, но я ничего не слышал. Видимо перегрузка отключила на время слуховые центры. Чувствовали перецепку на симметричную подвеску и выравнивание аппарата. Слышали, как отстрелилась лобовая теплозащита днища, как сработал ДМП — двигатель мягкой посадки. Потом был достаточно сильный удар о грунт, и резкое подергивание сменилось мягким покачиванием. В иллюминаторы увидели снег. По твоей рекомендации не стали отстреливать вторую стренгу. А когда открыли люк, то первого кого вспомнили — тебя. Гордись! — сказал Лазарев с некоторой иронией и дружелюбно обнял меня за плечи. — А дальше делали, как ты учил
------------

Опять САС, ни слова о 3-ей ступени, непонятно. Поэтому и вопрос задал. Если в чью-то голову пришла мысль, что я хоть на миг усомнился в квалификации авторов статьи, пусть лечит голову. Просто разобраться хотелось. История 30-ти летней давности, а всё равно разобраться трудно.

Старый

Восток, если эта книга была издана в советское время то ничего удивительного что описание аварии не имеет ничего общего с действительностью.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Shin

Книга издана в наши светлые капиталистические дни.

Старый

ЦитироватьКнига издана в наши светлые капиталистические дни.
Тогда странно. Может Лазарев пересказывал автору эту историю когда за любую утечку могли упечь?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

X

ЦитироватьОпять САС, ни слова о 3-ей ступени, непонятно. Поэтому и вопрос задал. Если в чью-то голову пришла мысль, что я хоть на миг усомнился в квалификации авторов статьи, пусть лечит голову. Просто разобраться хотелось. История 30-ти летней давности, а всё равно разобраться трудно.


npo6/\eMa  BuguMo  B TepMuHo/\oruu:

3gecb САС - система аварийного спуска
UHaR САС - система аварийного спасения

Бродяга


 Одна особенность этой аварии, при неправильном разделении ракета получила вращательный момент, который успел развернуть ракету примерно на 180 градусов.
 В результате после отделения корабля было зафиксировано как нормальное положение корабля противоположное нормальному.
 Это привело к тому, что была зафиксирована перегрузка 20 единиц, чего быть не должно при нормальном положении корабля.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]