Люминал-А и Люминал-Б

Автор Salo, 06.11.2009 19:41:23

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

ЦитироватьЭти работы выполнял уже не Глушко в Энергомаше, а Богомолов в КБХМ.
Я это понимаю. Не понимаю другого: что, КБХМ имело другие взгляды на применение топлива? У одних оно плохое, у других - хорошее. Чудно.

Tiger

Сорри за оффтоп: название темы, увиденное мельком, прочиталось как
Людмила-Л
 :shock:  :D
(350838) = 2002 EH163 = 2011 UN192

Salo

Цитировать
ЦитироватьЭти работы выполнял уже не Глушко в Энергомаше, а Богомолов в КБХМ.
Я это понимаю. Не понимаю другого: что, КБХМ имело другие взгляды на применение топлива? У одних оно плохое, у других - хорошее. Чудно.
У Валентина Петровича был своеобразный взгляд на многие вещи. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

hecata

Цитироватьhttp://www.npoenergomash.ru/engines/


Что-то не особо он и хорош, этот пентафторид. Всего несколько секунд в плюс к НГМД/АТ.

Salo

Овчинка выделки явно не стоила.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

hecata

Пентаборан с перекисью тут смотрится получше, но эксплуатация ВПВ в МБР и оксиды бора в выхлопе не оставляют шансов...

C-300

ЦитироватьЧто-то не особо он и хорош, этот пентафторид. Всего несколько секунд в плюс к НГМД/АТ.
Он хорош как топливо для БРПЛ: мало того, что прибавка в уи, так ещё и нехилая прибавка в плотности (плотность топлива указывалась 1,38 для ПФХ+АГ-25 против 1,18 для АТ+НДМГ). Помните, какими мерами повышали плотность компоновки, вырабатывали прочноплотные принципы построения изделий? Всё для удешевления комплекса. А тут "задарма" можно повысить плотность, сменив топливо.
Так что овчинка, видимо, выделки стоила.

C-300

ЦитироватьУ Валентина Петровича был своеобразный взгляд на многие вещи. :wink:
Ясно. В общем, надо смотреть альтернативное мнение. Будем узнавать ;)

Salo

ЦитироватьПоступило предложение выложить скан книги  
Середа В.К. Воспоминание и думы.
в виде as is
Вот - скачать 9.9 мб
Стр.184:
Цитировать6. ЛЮМИНАЛ (ТИКСОТРОПНОЕ ТОПЛИВО)

До 1990г. был отработан экспериментальный двигатель С7.86.130В2 тягой 10 тонн на тиксотропном топливе «Люминал» (смесь 59% по массе гидразина, 40% алюминиевого порошка и 1% загустителя САКАП) по ТЗ ГРЦ им.Макеева.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

ЦитироватьЛюминал-А: история освоения нового топлива http://horoshih-aleksander.narod.ru/luminal-a.html
Одно время двигатель стоял в музее НИИХИММАШ. Двигатель не мыли и не чистили для экспозиции, только вырезали из ступени. Посетители пачкались остатками топлива  :wink: (каждый норовил потрогать пальцем) , поэтому при переезде музея за территорию предприятия (в домик Королева в Пересвете) решено было оставить двигатель в закрытой экспозиции. По воспоминаниям испытателей, отработка была успешной :wink:
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

C-300

ЦитироватьОдно время двигатель стоял в музее НИИХИММАШ.
АниКей, а фотографий не найдётся? Мы с Salo (да и остальные форумчане) будем очень признательны!
Кстати, а возможности попросить испытателей рассказать о программе испытаний двигателей и камер сгорания на люминале-А нет? В честь 12 апреля :)

Сергей,

Так они вам все и выложат, наверняка тема секретная!

Блин пока нет времени просмотреть тему, кто бы подсказал, какие УИ удалось получить, и испытывались ли топлива на жидком кислороде?

Сергей,

Кстати говоря, перспективно можно делать ракеты не сильно уступающие водородным, но гораздо их дешевле!

C-300

Так, эту тему загаживать нельзя!

C-300

http://zavjalov.okis.ru/10.htmlЦитата:
ЦитироватьПерехожу к Теме №2. Это отработка двигателей для БРПЛ на ракетном топливе Люминал-А. В теме №1 я упомянул, что установки МГД-г создавались на 2-м этапе на топливе Люминал-А. НИР-Люминал была самая крупная НИР и самая продолжительная в истории КБХМ. Она продолжалась с перерывами примерно 20 лет. В открытой печати о ней практически не говорится. В журнале «Новости космонавтики» №6 за 2001 год в статье о В.А.Пуховее говориться, что одним из принципиальных направлений его деятельности, как директора НИИ ХИММАШ было «организация работ с новым ракетным топливом Люминал-А, освоение которого могло существенно изменить тактико-технические данные БРПЛ». Я непосредственно Люминалом не занимался. В генеральном графике работ КБХМ Люминал шел отдельной строкой. Объем его финансирования превышал объем по всем другим НИР. Я расскажу о своем видении работ по этой теме. Работы начались еще при жизни А.М.Исаева при создании БРПЛ 3-го поколения. В это время сложилось следующее положение в соревновании с нашим вероятным противником. США первыми создали ракеты с РГЧ. Благодаря господству на морях, им не нужно было размещать все свои межконтинентальные ракеты на своей территории. Ракеты «Поларис-А3» и «Посейдон-С3» имели дальность около 5 000 км. Мы для ответного удара со своей территории должны были иметь дальность порядка 10 000 км. Сравнимую дальность 9 100 км. имел только комплекс Д-9 с моноголовой. Вопрос стоял так: могут ли БРПЛ обеспечить межконтинентальную дальность с РГЧ или эту задачу нужно оставить за РВСН? Второй вопрос был в том: какие ракеты должны быть на ПЛ с ЖРД или с РДТТ? Д.М.Устинов настаивал на ракетах с РДТТ. А.А.Гречко /министр обороны/ на совещании в Миассе заявил: «Мне нужны ракеты с дальностью 10 000 км., с 10 РГЧ с точностью менее 1 км.». Ракета РСМ-50 с меньшим числом РГЧ имела дальность от 6 500 до 8 000 км. в зависимости от комплектации. В этих условиях было принято решение по созданию РСМ-52 на твердом топливе и соответственно РПАК Тайфун. И то и другое было гигантских размеров и намного превосходило американские аналоги. Почти одновременно Макеев начал работы по РСМ-54 с ЖРД, на которой из ЖРД и самой ракеты было выжато все возможное. Дальнейшее улучшение энергетических характеристик было возможно только при сгорании в камере ЖРД металла, при этом можно было ожидать улучшения тактико-технических характеристик ракеты РСМ-54 на 30%. В смесевом топливе РСМ-52 уже имелся алюминий. Сейчас трудно сказать, кто первый предложил начать НИР Люминал. Тогда эта тема нашла всеобщее понимание и поддержку. Макеев и Исаев при поддержке Табакова и Афанасьева /МОМ/, ВПК и моряков создали широкую кооперацию. Исаев по этому вопросу ездил в СО АН /институт термодинамики – С.С.Кутетеладзе/, в ГИПХ, который был определен разработчиком рецептуры топлива. Были подключены головные технологические институты МОМ: НИИТМ и НИИМВ и ряд других организаций МОМ и других министерств. В НИИХИММАШ в Загорске планировали реконструкцию НЭО 105 под Люминал по проектной документации НИТИ-40. Первые 2-3 года были затрачены на подготовительные работы до начала огневых испытаний установок и двигателей. По совместной договоренности предметом исследований был выбран двигатель тягой 10 тс, что соответствовало размерности двигателя 3-й ступени ракеты, вновь создаваемого комплекса Д-9РМ /теперь «Синева»/. Это давало возможность реально оценить результаты НИР перед переходом на ОКР, но с другой стороны вызвало трудности в проведении самой НИР, из-за масштабности работ. Первые экспериментальные работы по определению рецептуры топлива проводились в ГИПХ. Было выбрано процентное содержание алюминия, определены размеры частиц алюминия /5-30 микрон/ и возможность их промышленного изготовления. Масштабность проведения экспериментов потребовала организации промышленного производства Люминала-А на Химзаводе в г. Куйбышев Новосибирской обл. В НИИХИММАШ был перестроен стенд на 105 объекте, ранее испытывающий изделия на кислороде и керосине. Это новые заправочные емкости, очистные сооружения и многое другое, как, например, отработка средств замера секундного расхода Люминала. Испытания начались с установки, в которой кроме КС были только объектовые клапана. Попытки использования соплового аппарата от КС двигателя 3Д39 закончились быстрыми прогарами. Начался на долгие годы процесс создания образца КС, которая обеспечивала требуемые параметры и необходимый ресурс. Надо сказать, что романтическая обстановка, которая царила в первые годы освоения Люминала, постепенно стала исчезать по мере возникновения все новых и новых проблем. За время работы с Люминалом ушли из жизни Исаев и Макеев. В КБХМ главным конструктором в 71 году стал Богомолов, в 85 Леонтьев, а Люминал все продолжался. Большая заслуга в этом Елисеева Алексей Петровича, который вопреки, все усиливающемуся, пессимизму в получении необходимых результатов, настаивал на продолжении работ. С 71 года все работы по морской тематике в КБХМ перешли к Н.И.Леонтьеву. За Елисеевым, кроме Люминала, осталось только сопровождение принятых ранее на вооружение серийных работ. В момент образования ОКБ-2, Елисеев был назначен заместителем Главного конструктора непосредственно постановлением правительства наряду с Исаевым и Богомоловым, т.е. он не был рядовым замом. Он имел право выходить по своей тематике непосредственно на руководство МОМ, КБМ и службы вооружения ВМФ. В конце 70-х годов Г.М.Табаков, разочаровавшись в возможности получения скорых положительных результатов, а также претензиями Елисеева на качество проведения испытаний в Загорске, принял решение о переносе испытаний в КБХМ. Алексей Петрович смог организовать и осуществить строительство люминального стенда на испытательной базе КБХМ в Фаустово. В строительстве стенда и последовавших на нем испытаниях активное участие принимали В.А.Пухов, Слабоденюк, Александров, а также В.В.Хромов, который с 81 по 92 год работал начальником испытательного комплекса в Фаустово. Стенд 301Л был отдельным сооружением на отдалении от других стендов, со своими системами нейтрализации компонентов и продуктов сгорания и улавливания твердых частиц AL2О3 в продуктах сгорания. Там испытания возобновились в самом конце 85 года и продолжались до 91 года, когда при очередном испытании стенд был выведен из строя. В 83 году был принят на вооружение твердотопливный комплекс РСМ-52, а в 86 году комплекс РСМ-54 на жидком топливе, с самой совершенной в мире баллистической ракетой. Эта ракета по отношению веса боевой нагрузки к стартовому весу остается к 2008 году остается лучшей среди БРПЛ. Развертывание ОКР по Люминалу требовало больших затрат, чем создание нового комплекса на штатных компонентах. Нужно было строить стенды для отработки двигателей 1-й и 2-й ступени. Объем отработки по времени и по финансированию не поддавался точному расчету. В этих условиях и КБМ и моряки отказались от продолжения работ по Люминалу. Финансирование работ было прекращено после совещания в МОМ у зам. министра Г.Ф.Григоренко. Я присутствовал на этом совещании. Небольшое отступление. Г.Ф.Григоренко называют гением российской контрразведки / «Аргументы недели» от 11.12.2007./. С 86 до ликвидации министерства он работал заместителем министра ОМ, когда кому-то не захотелось, чтобы он занял место Андропова в КГБ. Работы по НИР Люминал опережали свое время, но это единственная полноценная работа по возможности сжигания металлов в ЖРД и она должна занять достойное место в истории развития ЖРД. У меня нет возможности описать весь ход работ по этой НИР, но я хочу рассказать о значительных достижениях в этой работе. Работы были доведены, условно говоря, до стадии ЗДИ двигателя 3-й ступени. Испытания проводились на время огневой работы 100 сек. Отдельные экземпляры имели ресурс 280 сек., но стабильности по ресурсу не было. Энергетические характеристики ракеты с Люминалом, на основе экспериментальных данных, повышались на 25% по сравнению с «Синевой». Удельная тяга двигателей была на несколько единиц выше, чем на штатных компонентах, но основной прирост был за счет массовых характеристик ракеты, определяемых отношением конечного веса ракеты к стартовому. Кроме двигателя замкнутой схемы тягой 10тс. испытывался двигатель тягой 3 тс., выполненный по открытой схеме. Этот двигатель демонстрировал возможность создания рулевых двигателей для 1-й ступени. На основании этих результатов работа была выдвинута на Государственную премию. Это уникальный случай, когда на Госпремию выдвигалась НИР. Правда, в ответе из МОМ было сказано, что это выдвижение несвоевременно. Теперь конкретно о некоторых результатах. Для КС ЖРД, работающих на металлизированном горючем, потребовалось применять только конические сопла. Внутреннее охлаждение КС обеспечивалось только гептилом /НДМГ/, поэтому в двигателе появился 3-й компонент, что, конечно, снижало общие энергетические характеристики. Высокая теплонапряженность потребовала дополнительные пояса завесы для внутреннего охлаждения. В гептил для внутреннего охлаждения от головки добавлялся силикон. Для горячей стенки опробовались различные материалы с различными покрытиями. Некоторые покрытия нашли применение в других разработках. Были трудности и при создании 3-х компонентного ТНА /АТ-Люминал-гептил/. Это вибрации, работа импеллеров и кавитационные особенности люминального насоса. ГГ работал на гептиле. Агрегаты узлов регулирования соприкасались с Люминалом только в 3-х тонном двигателе, но замечаний по ним не было. В ходе НИР было проведено несколько экспериментов на топливе Люминал-Б, где алюминий заменяли на бериллий. Эти работы были вскоре прекращены из-за вредности работ в производстве и во время испытаний. Также были прекращены работы с комплексом Д-19 УТТХ, где в РДТТ применялся бериллий для повышения энергетики, т.к. штатный Д-19 не обеспечивал выполнения первоначального ТЗ по основным параметрам. По результатам НИР вед. конструктор Б.В.Борисов защитил кандидатскую диссертацию. Кандидатская диссертация А.П.Елисеева была признана достойной докторской после соответствующей доработки. Успел ли он это сделать, я не помню. Он умер вскоре после прекращения работ по Люминалу. Почти все испытания по Люминалу проводил В.К.Салищев, который сохранил экземпляр люминального двигателя, который так и не нашел своего места в демонстрационном зале музея КБХМ. Документацию на двигатели в 80-х годах выпускал В.Н.Новиков. Все расчеты по КС проводил Ю.К.Салищев, расчеты по двигателям М.И.Голдовский. От НИИТП, с которым все работы проводились в тесном сотрудничестве на всех этапах, полномочным представителем была Т.И.Ярощук. От КБМ активно занимались проработкой Люминала в ракете и следили за ходом НИР: Н.С.Данилов, Ю.С.Телицин, Б.А.Гладков и др. Вот, в первом приближении и все, что я могу рассказать о этой уникальной НИР.
В.С. Завьялов. "О работе в КБХМ им. А.М.Исаева
и не только об этом", стр. 82-84

На всякий случай повторяю свой пост:
ЦитироватьНашёл информацию про правила транспортировки по железной дороге люминала-А (видимо, готовились перевозить в крупном масштабе):
ЦитироватьПравила перевозок опасных грузов по железным дорогам
...
2.2. Специальные условия перевозки опасных грузов
Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости
2.2.15. Люминал А, гептил, продукт Т-185, диран А, а также порожняя тара из-под грузов допускаются к перевозке только в специализированных вагонах грузоотправителя (грузополучателя).

Вагоны для перевозки этих грузов как в груженом, так и порожнем состоянии должны следовать в сопровождении бригады специалистов грузоотправителя (грузополучателя).

Указанные грузы перевозятся в специальных емкостях грузоотправителя (грузополучателя).
http://sklad-zakonov.narod.ru/transp/ppog_gd1.htm
А вот что это за зверь - "диран А"? Ещё какое-то экзотическое топливо? :)
ЦитироватьПравила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам

Аварийная карточка N 611
Основные свойства и виды опасности
Жидкости. Бесцветные, кроме люминала А - серого цвета вязкой жидкости. Характерный запах. Умеренно кипящие. Растворимы в воде. Малолетучи. На воздухе дымят. Пары тяжелее воздуха; скапливаются в низких участках поверхности, подвалах, тоннелях. Коррозионны для большинства металлов. Загрязняют водоемы
Горючи. Легко воспламеняются от искр и пламени. Могут самовоспламеняться при нагревании в присутствии окислителей. Емкости могут взрываться при нагревании. Возможно воспламенение после тушения. В порожних емкостях из остатков при нагревании могут образовываться взрывоопасные смеси. Горят с образованием токсичных газов
Возможен смертельный исход! Опасны при: I - вдыхании, III - попадании на кожу, IV - попадании в глаза. I - учащенное дыхание, тошнота, рвота, кашель, боль за грудиной, по ходу желудочно-кишечного тракта; III - жжение, краснота; IV - спазм век, слезотечение. Действуют через неповрежденную кожу. Химический ожог. При горении и взрыве возможны ожоги и травмы
http://www.uralexpert.com/normativedoc_files/5812722007.doc

Salo

Алемасов В.Е., Дрегалин А.Ф., Тишин  А.П."Теория ракетных двигателей", стр. 223-224:
Цитировать17.7. ГЕЛЕОБРЛЗНЫЕ ТОПЛИВА

Гелеобразные топлива исследуют в связи с решением задач создания хранимой однородной суспензии металлов в компонентах топлива, увеличения срока храпения криогенных компонентов топлив в условиях невесомости, улучшения эксплуатационных характеристик топлив и т. д.
В статических условиях при небольших нагрузках и умеренных температурах гель ведет себя подобно твердому телу. Его течение начинается после приложения сдвиговых напряжений, достаточных для разрушения структуры. При течении в однородном поле скоростей «обломки» структурного каркаса, отдельные частицы и макромолекулы ориентируются большими осями вдоль потока, снижая сопротивление дисперсных частиц течению и уменьшая тем самым вязкость. Степень разрушения структурного каркаса определяется градиентом скорости сдвига. Структура геля весьма чувствительна также н к изменениям температуры.
В гелеобразных топливах после снятия нагрузки обычно происходит восстановление разрушенной структуры в результате столкновения частиц в броуновском движении. Такое свойство геля разрушаться при сдвиге и вновь восстанавливаться в статических условиях называется тиксотропней.
При получении гелеобразных топлив обычно используются химически активные или механические гелеобразователи. В качестве химически активных гелеобразователей применяют высшие жирные кислоты и их соли (мыла), высокомолекулярные соединения (полимеры), тяжелые углеводороды. К механическим гелеобразо-вателям относятся тонкоизмсльченные (размером 0,8—3 мкм) металлы н их соединения, силнкагсль, сажа, глина и т. д.
В табл. 17.8 в качестве примера приведены свойства чистого гидразина и гелированного горючего «алюмизина». Весьма высокая вязкость геля уменьшается до значения, близкого к вязкости чистого гидразина, при разрушении структуры геля в процессе течения по трубопроводам. Алюмнзин сохраняет стабильность в течение нескольких лет.[/size]

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Итак главный плюс Люминала-А это высокая плотность горючего при содержании алюминия в 1,2 раза выше чем в алюмизине:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=726586#726586
Цитировать«Люминал» (смесь 59% по массе гидразина, 40% алюминиевого порошка и 1% загустителя САКАП)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

Чисто ради интереса решил поискать, что же такое САКАП.
ЦитироватьЗагустители «Ареспол и «САКАП»
Загуститель выпускается в кислой («Ареспол») и солевой («САКАП») формах. Применяется в качестве загустителя полярных жидкостей и связующего, широкого спектра действия, для получения мазей, гелей, лосьонов, паст, огнетушащих составов, смазочно-охлаждающих жидкостей.
http://www.rscac.spb.ru/prod/kosmetik.htm
ЦитироватьКарбополы (Редкосшитые Акриловые Полимеры — РАП) — производные акриловой кислоты, из которых при определенных условиях и с использованием определенных методов, получают гели, которые используются в фармации качестве основ для мягких лекарственных форм.
...
В настоящее время существует большое количество различных марок РАП, большинство из них производится за рубежом, в России налажен выпуск полимеров марок «Ареспол» и «мАРС-06». Первым в России РАПы изучал К. В. Алексеев, синтезировавший оригинальный полимер САКАП и др.,[2] однако в настоящее время этот полимер не используется. Практически все исследования российских РАП связаны с изучением свойств Ареспола, разработанного этим же автором.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8B

Salo

Люминал-А: история освоения нового топлива
 
 Опубликовано в Втр, 30/09/2014 - 11:51  
 
 Автор:  Хороших А. В. (БГТУ "ВОЕНМЕХ")

http://rbase.new-factoria.ru/pub/lyuminal-istoriya-osvoeniya-novogo-topliva.shtml
"Были когда-то и мы рысаками!!!"