Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: Salo от 06.11.2009 19:41:23

Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 06.11.2009 19:41:23
ЦитироватьКнига
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/9674.jpg)
"НАЗЕМНЫЕ ИСПЫТАНИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ" по разделам  в pdf  http://narod.ru/disk/14782145000/1-1949-1955.pdf - 96 Мб, http://narod.ru/disk/14783130000/2-1955-1965.pdf.html - 63 Мб, http://narod.ru/disk/14783266000/3-1966-1974.pdf.html - 69 Мб, http://narod.ru/disk/14782673000/4-1975-1991.pdf.html - 188 Мб, http://narod.ru/disk/14782991000/5-1992-1999.pdf.html - 223 Мб, http://narod.ru/disk/14782994000/6-niiokr-history.pdf.html - 0,3 Мб, постранично в формате jpg -
http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/album/57933/
Издана к 50-летию НИИХИММАШ (1999г.)
Наряду с прочим нашёл такую интересную информацию:

(http://s43.radikal.ru/i099/0911/6c/5baa5120222f.jpg)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Старый от 06.11.2009 20:00:06
Нифигасе! Интересно, какой был УИ? А если окислителем сделать кислород?
А ещё интересно - зачем улавливать твёрдую фазу?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Брабонт от 06.11.2009 20:04:00
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/221/32.shtml
Цитировать3. Организация работ с новым ракетным топливом «Люминал-А», освоение которого могло существенно изменить тактико-технические данные БРПЛ.
Так что, похоже, тема была не "кислородной".
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 06.11.2009 20:04:13
(http://s41.radikal.ru/i091/0911/0a/d39afb385f54.jpg)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 06.11.2009 20:09:34
ЦитироватьНифигасе! Интересно, какой был УИ? А если окислителем сделать кислород?
А ещё интересно - зачем улавливать твёрдую фазу?
А что ж её в атмосферу сбрасывать что ли?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Дмитрий В. от 06.11.2009 19:17:45
Интересно, а с регенеративным охлаждением проблем не было?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: октоген от 06.11.2009 19:26:26
Каков УИ еще интереснее...
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Старый от 06.11.2009 20:26:32
ЦитироватьА что ж её в атмосферу сбрасывать что ли?
Окись алюминия - чего такого? Сбрасывают же в РДТТ.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Старый от 06.11.2009 20:27:17
ЦитироватьИнтересно, а с регенеративным охлаждением проблем не было?
Пишут "подача воды". Наверно проточное охлаждение водой.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 06.11.2009 20:34:28
Цитировать
ЦитироватьА что ж её в атмосферу сбрасывать что ли?
Окись алюминия - чего такого? Сбрасывают же в РДТТ.
Возле Сергиева посада?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Дмитрий В. от 06.11.2009 19:52:47
Цитировать
ЦитироватьИнтересно, а с регенеративным охлаждением проблем не было?
Пишут "подача воды". Наверно проточное охлаждение водой.
Это на стенде. А в ракете? Как на Ариане бочку с водой таскать? На БРПЛ?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Старый от 06.11.2009 21:35:42
ЦитироватьЭто на стенде. А в ракете? Как на Ариане бочку с водой таскать?
Дык на ракету никто и не ставил... :) А как защищают сопло в РДТТ?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Старый от 06.11.2009 21:38:32
ЦитироватьВозле Сергиева посада?
А чего такого то? Это ж не яд какой. Грунт из этого состоит.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 06.11.2009 21:45:49
(http://i012.radikal.ru/0911/3e/3eca6a5316c2.jpg)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 06.11.2009 19:49:54
Я в книге "Конструкторское бюро им. академика Макеева" читал, что двигатели на похожем топливе планировалось применять на перспективной БРПЛ.
Ещё гадал - до какой стадии долши разработки, если топливо рассматривалось всерьёз? :roll:
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 06.11.2009 21:53:00
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьИнтересно, а с регенеративным охлаждением проблем не было?
Пишут "подача воды". Наверно проточное охлаждение водой.
Это на стенде. А в ракете? Как на Ариане бочку с водой таскать? На БРПЛ?
Ну дык азоткой. :roll:
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: ааа от 06.11.2009 21:59:45
Интересно, слово "люминал" это производное от "люминь"?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Старый от 06.11.2009 22:59:32
А могли назвать и Галоперидол. От слова "Галактика". :)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 06.11.2009 22:10:36
ЦитироватьА могли назвать и Галоперидол. От слова "Галактика". :)
Ну да. Сразу на ум приходит фенобарбитал :)

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/80515.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/80516.jpg)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 07.11.2009 13:02:03
Стр.292-293:
(http://i051.radikal.ru/0911/46/9d763b2a16c5.jpg)
(http://s07.radikal.ru/i180/0911/bd/5fca1e15cde2.jpg)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Бродяга от 07.11.2009 13:08:55
Так оно же оседать должно... Вроде... :)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: октоген от 07.11.2009 15:19:44
Алюминий немагнитен. Так что якорь магнитной мешалки в баке и магниты вокруг ракеты вопрос решили бы.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 08.11.2009 04:40:31
ЦитироватьСтр.292-293:
(http://i051.radikal.ru/0911/46/9d763b2a16c5.jpg)
(http://s07.radikal.ru/i180/0911/bd/5fca1e15cde2.jpg)
Т. е., видимо, прорабывалось два варианта ракеты - Р-29РМ на "традиционных" компонентах и Р-29РМ2 на люминале? Также, как в своё время Р-9А и Р-9Б...
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 08.11.2009 05:01:24
Нашёл информацию про правила транспортировки по железной дороге люминала-А (видимо, готовились перевозить в крупном масштабе):
ЦитироватьПравила перевозок опасных грузов по железным дорогам
...
2.2. Специальные условия перевозки опасных грузов
Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости
2.2.15. Люминал А, гептил, продукт Т-185, диран А, а также порожняя тара из-под грузов допускаются к перевозке только в специализированных вагонах грузоотправителя (грузополучателя).

Вагоны для перевозки этих грузов как в груженом, так и порожнем состоянии должны следовать в сопровождении бригады специалистов грузоотправителя (грузополучателя).

Указанные грузы перевозятся в специальных емкостях грузоотправителя (грузополучателя).
http://sklad-zakonov.narod.ru/transp/ppog_gd1.htm
А вот что это за зверь - "диран А"? Ещё какое-то экзотическое топливо? :)
ЦитироватьПравила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам

Аварийная карточка N 611
Основные свойства и виды опасности
Жидкости. Бесцветные, кроме люминала А - серого цвета вязкой жидкости. Характерный запах. Умеренно кипящие. Растворимы в воде. Малолетучи. На воздухе дымят. Пары тяжелее воздуха; скапливаются в низких участках поверхности, подвалах, тоннелях. Коррозионны для большинства металлов. Загрязняют водоемы
Горючи. Легко воспламеняются от искр и пламени. Могут самовоспламеняться при нагревании в присутствии окислителей. Емкости могут взрываться при нагревании. Возможно воспламенение после тушения. В порожних емкостях из остатков при нагревании могут образовываться взрывоопасные смеси. Горят с образованием токсичных газов
Возможен смертельный исход! Опасны при: I - вдыхании, III - попадании на кожу, IV - попадании в глаза. I - учащенное дыхание, тошнота, рвота, кашель, боль за грудиной, по ходу желудочно-кишечного тракта; III - жжение, краснота; IV - спазм век, слезотечение. Действуют через неповрежденную кожу. Химический ожог. При горении и взрыве возможны ожоги и травмы
http://www.uralexpert.com/normativedoc_files/5812722007.doc
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 08.11.2009 05:19:14
ЦитироватьИсследования последних лет в ряде организаций показали, что значительное повышение
энергетических характеристик энергоустановок можно получить путем перехода к жидким уг-
леводородным горючим с добавками металла в виде тонкодисперсного порошка. Такое горю-
чее было разработано в институте прикладной химии и представляет собой тиксотропную сус-
пензию алюминия в гидразине. Для поддержания частиц алюминия, размеры которых достига-
ют 20–40 мкм во взвешенном состоянии при хранении в баке и при подаче топлива в энергоус-
тановку, вводятся специальные добавки, которые придают ему явно выраженные свойства
неньютоновской жидкости. По своим физическим свойствам такие компоненты существенно
отличаются от обычных.
Наиболее вероятными металлами, которые могут быть использованы в качестве добавок,
являются бериллий, литий, бром, алюминий, магний. Наилучшие энергетические характери-
стики дают добавки бериллия, однако продукты сгорания топлива на его основе весьма токсич-
ны. Алюминий несколько уступает в энергетическом отношении бериллию, но позволяет полу-
чать наибольшую, по сравнению с другими металлами, плотность топлива. Кроме того, из всех
перечисленных металлов алюминий является самым доступным и дешевым.
http://www.sibsau.ru/science/index2.php?option=com_docman&task=doc_view&gid=228&Itemid=94
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.11.2009 09:02:49
Ну и ну? Я как заголовок увидел, подумал - что за чертовщина? Ракета на фенобарбитале :)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: ааа от 08.11.2009 12:57:45
ЦитироватьДля поддержания частиц алюминия, размеры которых достига-
ют 20–40 мкм во взвешенном состоянии при хранении в баке и при подаче топлива в энергоус-
тановку, вводятся специальные добавки, которые придают ему явно выраженные свойства
неньютоновской жидкости.
Интересно, что это значит на человеческом языке?
Мне приходилось иметь дело с суспензиями очень тонкого металлического порошка в масле - в масле, весьма вязкой жидкости. При этом в процессе, длящемся единицы часов, необходимо принудительное перемешивание, иначе металл выпадет в осадок.
Что же у них там, желе было?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 08.11.2009 11:42:53
ЦитироватьИнтересно, что это значит на человеческом языке?
Мне приходилось иметь дело с суспензиями очень тонкого металлического порошка в масле - в масле, весьма вязкой жидкости. При этом в процессе, длящемся единицы часов, необходимо принудительное перемешивание, иначе металл выпадет в осадок.
Что же у них там, желе было?
В приведённой выше ссылке говорится о люминале как о "вязкой жидкости" :roll:
В книге "ГРЦ Макеева" люминал-А назван тиксотропной суспензией. Здесь: http://enc.lib.rus.ec/bse/008/095/314.htm тиксотропные суспензии называны именно "желе":
ЦитироватьПо агрегатному состоянию топлива ХРД подразделяют на жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), твердотопливные ракетные двигатели (РДТТ), РД на гибридном (комбинированном) топливе (РДГТ), желеобразном (тиксотропном), псевдосжиженном и газообразном (парогазовом) топливе.
Вопрос только в оом, насколько можно доверять этим словам?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Saul от 08.11.2009 14:30:34
D. Vinski нервный. Попробуй пиво с фенолфталеином.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Bell от 08.11.2009 13:34:34
Дало даже не в вязкости, а в том, что она у неньютоновских жидкостей находится в степенной зависимости от скорости воздействия. При этом с увеличением скорости вязкость может как повышаться, так и понижаться. Так вот, неприятный нюанс в том, что у суспензий твердых веществ в жидкостях вязкость как раз увеличивается :(

Короче, создать относительно стабильную суспензию мелкодисперсного алюминия в гидразине можно, но качать ее в двигатель - задолбаешься :(
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.11.2009 14:39:21
Саул, прежде чем подчеркнуть собственную глупость, воспользуйтесь поисковиком.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 08.11.2009 14:09:26
ЦитироватьДало даже не в вязкости, а в том, что она у неньютоновских жидкостей находится в степенной зависимости от скорости воздействия. При этом с увеличением скорости вязкость может как повышаться, так и понижаться. Так вот, неприятный нюанс в том, что у суспензий твердых веществ в жидкостях вязкость как раз увеличивается :(

Короче, создать относительно стабильную суспензию мелкодисперсного алюминия в гидразине можно, но качать ее в двигатель - задолбаешься :(
При охлаждении вязкость увеличивается. М. б., нужно охлаждать ракету в ТПК?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Saul от 08.11.2009 16:38:26
Не в тему, просто инфа. Есть жидкости (силиконовые), у которых вязкозть от температуры практически не меняется. Космогидравлики  полиметилсилоксаны (ПМС) знают.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Старый от 08.11.2009 22:03:14
Цитировать
Цитироватьсвойства неньютоновской жидкости.
Интересно, что бы это значило? А что такое "ньютоновская жидкость"?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 08.11.2009 23:03:25
http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00053/84500.htm
ЦитироватьНьютоновская жидкость, вязкая жидкость, жидкость, подчиняющаяся при своём течении закону вязкого трения Ньютона. Для прямолинейного ламинарного (слоистого) течения этот закон устанавливает наличие линейной зависимости (прямой пропорциональности) между касательным напряжением t в плоскостях соприкосновения слоев жидкости и производной от скорости течения u по направлению нормали n к этим плоскостям, т. е.  , где h — динамический коэффициент вязкости. В общем случае пространственного течения для Н. ж. имеет место линейная зависимость между тензорами напряжений и скоростей деформаций. Свойствами Н. ж. обладают большинство жидкостей (вода, смазочное масло и др.) и все газы. Течение Н. ж. изучается в гидроаэромеханике. Жидкости, для которых указанные выше зависимости не являются линейными [например, при прямолинейном течении  (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/9687.gif), где k
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: NikNikson от 08.11.2009 23:06:53
Цитировать
Цитировать
Цитироватьсвойства неньютоновской жидкости.
Интересно, что бы это значило? А что такое "ньютоновская жидкость"?
Ньютоновская жидкость, (вязкая жидкость) жидкость, подчиняющаяся при своем течении закону вязкого трения Ньютона.  
http://www.oval.ru/enc/48766.html
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Старый от 09.11.2009 00:12:32
Спасиба, джентльмены.

Так чего, получается что этот люминал - желе? Были в открытой печати упоминания о желеобразном топливе которое при определённых словиях ожижается. Например под действием перепада давления.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: NikNikson от 09.11.2009 00:31:47
ЦитироватьСпасиба, джентльмены.

Так чего, получается что этот люминал - желе? Были в открытой печати упоминания о желеобразном топливе которое при определённых словиях ожижается. Например под действием перепада давления.
Думаю что да. Скорее всего, ближе к желе (пасте) или очень очень вязкой жидкости (или и то и другое сразу :) ), что бы не расслаивалось при хранении. А разжижаться будет при действии напряжения сдвига, например вибрации или перемешивания. Кстати есть жидкости, которые при этом наоборот густеют вплоть до затвердевания. В основном результат зависит от формы и размера твердых частиц ну и от жидкой среды конечно.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Бродяга от 09.11.2009 00:47:18
Так оно оседать-то будет или нет? ;)

 Как я понимаю, его же и в МБРы хотели пихать. :?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 08.11.2009 23:04:35
ЦитироватьNikNikson пишет:
 
ЦитироватьКстати есть жидкости, которые при этом наоборот густеют вплоть до затвердевания. В основном результат зависит от формы и размера твердых частиц ну и от жидкой среды конечно.
Это реопексные жидкости. Но наше топливо - тиксотропное, его вязкость со временем уменьшается.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: NikNikson от 09.11.2009 01:51:11
ЦитироватьТак оно оседать-то будет или нет? ;)

 Как я понимаю, его же и в МБРы хотели пихать. :?

Не должно :) Понятно, что есть определенный срок годности, да и реагировать может потихоньку (особенно если есть следы воды).
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: NikNikson от 09.11.2009 01:56:47
ЦитироватьC-300 пишет:
 
Цитировать
ЦитироватьКстати есть жидкости, которые при этом наоборот густеют вплоть до затвердевания. В основном результат зависит от формы и размера твердых частиц ну и от жидкой среды конечно.
Это реопексные жидкости. Но наше топливо - тиксотропное, его вязкость со временем уменьшается.
Это конечно :) На сколько понимаю при продолжительном воздействии  вязкость стремиться к предельному значению. Только не знаю характеристического времени этого процесса, вроде должно достаточно быстро.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Бродяга от 09.11.2009 02:36:08
Цитировать
ЦитироватьТак оно оседать-то будет или нет? ;)

 Как я понимаю, его же и в МБРы хотели пихать. :?
Не должно :) Понятно, что есть определенный срок годности, да и реагировать может потихоньку (особенно если есть следы воды).
Нет, если ракету заправлять перед стартом, то "ничего ещё". :)

 Но если она стоит заправленная, представьте себе, "всё это" оседает вниз, откуда идёт забор топлива. :)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: zyxman от 09.11.2009 03:37:44
ЦитироватьКороче, создать относительно стабильную суспензию мелкодисперсного алюминия в гидразине можно, но качать ее в двигатель - задолбаешься :(
А если насос поршневой?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Bell от 09.11.2009 09:23:03
Я думаю, что с поршневым насосом будет только хуже, поскольку там переменное давление и большая скорость воздействия.

В тырнете есть ролики, где народ чумится с неньютоновской жидкостью в виде крахмального клейстера. Медленно опускают палец - как в воду, а быстро ударяют кулаком - прогибается как резина. Бегают там по большой ванне с этой хренью. Я же говорил - это характерно как раз для суспензий, к коим и относится смесь мелкодисперсного алюминия в гидразине.

Вообще физика дисперсных систем - штука удивительная. Все очень сильно зависит от размера частиц взвеси и свойств добавок. В принципе наверно можно подобрать такие соотношения, чтоб получить систему со снижающейся вязкостью, но это вопрос эксперимента.

В Википедии есть небольшая, но вполне информативная статья про неньютоновскую жидкость. В данном случае необходим так называемый псевпопластик, к которого при градиенте скорости степень меньше единицы, а следовательно вязкость с увеличением скорости снижается.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 09.11.2009 12:19:52
Кто знает, какова массовая доля алюминия в гидразине? Зная эту долю, можно, наверное, расчитать и плотность топлива по известным плотностям алюминия и гидразина.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 14.11.2009 20:21:31
Я слышал тут на форуме, что есть калькулятор Propep, который может посчитать скорость истечения по заданным компонентам топлива и параметрам  двигателя (соотношение компонентов, степень расширения и. п.). Можно ли расчитать для топлива азотная кислота-люминал и азотный тераоксил-люминал удельный импульс?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: москвич от 15.11.2009 19:21:15
Приветствую участников форума.Читаю Ваш форум давно, но молча.После окончания МВТУ(в 85-ом) работал в НИИ ТП .Занимался сопровождением испытаний двигателя КБ ХМ на люминале.Это действительно желе,но при приложении напряжения сдвига - ведет себя как вязкая жидкость.Алюминий не оседал.Такая серая масса с блестящими вкраплениями.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Имxотеп от 15.11.2009 19:33:44
ЦитироватьЯ слышал тут на форуме, что есть калькулятор Propep, который может посчитать скорость истечения по заданным компонентам топлива и параметрам  двигателя (соотношение компонентов, степень расширения и. п.). Можно ли расчитать для топлива азотная кислота-люминал и азотный тераоксил-люминал удельный импульс?
Рекомендую скачать GDL Propep (http://www.chemroc.com/programs/GDL_Propep120.zip), у него человеческий интерфейс, не требующий усилий головного мозга. Нужно только помнить, что 1 атм = 14.7 psi

Про УИ.
Не знаю что такое люминал, но если взять смесь гидразин-Al-азотный тетроксид, то при давлении в камере ~150 атм предельный пустотный УИ составит 375 с,  а наземный УИ будет  ~315 с (соотношение гидразин-Al-АТ ~ 45-20-35%). Причем это собственно на гидразине, на НДМГ результаты будут хуже - 355 и 305 с соответственно.
Для сравнения: РД-253 возле земли имеет УИ ~285 с.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: ааа от 15.11.2009 19:52:11
ЦитироватьЗанимался сопровождением испытаний двигателя КБ ХМ на люминале.
А скажите пожалуйста, являлась ли проблемой повышенная абразивность такого топлива?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: москвич от 15.11.2009 20:13:37
При содержании Ал более 10 процентов прогары критики были не редкостью.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 17.11.2009 20:20:20
ЦитироватьПри содержании Ал более 10 процентов прогары критики были не редкостью.
Значит, частицы алюминия вели себя как абразив... А что же с форсунками?
Цитироватьесли взять смесь гидразин-Al-азотный тетроксид, то при давлении в камере ~150 атм предельный пустотный УИ составит 375 с, а наземный УИ будет ~315 с (соотношение гидразин-Al-АТ ~ 45-20-35%).
Ммммм, как вкусно!
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 20.01.2011 18:05:41
В 60-х этой темой занимался и Глушко:
ДОКЛАД НА ТЕХНИЧЕСКОМ СОВЕЩАНИИ В КБЭМ ПО НОВЫМ ВЫСОКОКИПЯЩИМ ТОПЛИВAM 17 ИЮНЯ 1969 ГОДА. (http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/glushko/izbran-rab-glushko/1/04.html)
ЦитироватьИсследование КБЭМ целесообразности использования суспензий алюминия в гидразине или в растворе НДМГ в гидразине как с AT так и с ПФХ, так же привело к отрицательным результатам. Основная причина — трудности газогенерации для привода турбины двигателя. Создание восстановительного газогенератора исключается, вследствие высокого содержания в горючем алюминия. При работе окислительного газогенератора, расплавленный, частично окислительный алюминий, содержащийся в рабочем теле в количестве 4-5% по весу, представляет опасность для проточной части турбины и для форсунок камеры сгорания, так как будет вызывать эрозию и накапливаться в течение работы двигателя. Если бы эрозия проточной части и засорение даже не имели место, пониженное относительное содержание окислителя в топливе с суспензией (в полтора-два раза) не позволяет обеспечить те же значения давления подачи и в камере сгорания, что при эталонном топливе (АТ+НДМГ), т.е. неизбежно снижение удельного импульса. Таким образом, если бы даже удалось преодолеть трудности, связанные с подачей суспензии алюминия в двигатель (вязкость примерно в 100 раз больше, чем у воды), засорением тракта горючего алюминием, охлаждения камеры и газогенератора суспензией, налипанием суспензии на стенки баков, удалось преодолеть и трудности газогенерации, эрозию и засорение проточной части турбины и форсунок окислителя, например, используя третий компонент для питания окислительного ГГ — горючее без металла, мы не достигли бы выигрыша в удельном импульсе. Лишь увеличение плотности топлива явилось бы наградой за усложнение двигателя и существенное снижение его надежности.

Использование в качестве горючего монометилгидразина (ММГ) вместо раствора НДМГ в гидразине облегчило бы эксплуатацию, т.к. температура замерзания ММГ -52,4°С. Во всех остальных отношениях проблемы остаются те же. Однако еще предстоит проверить взрывобезопасность ММГ при работе в условиях кавитации.

Изложенное позволяет сделать следующее заключение:

1.  Гидразин и некоторые горючие на его основе, как-то: гидразин-50, суспензии металлов, металлоидов и гидридов в гидразине, обладают склонностью к локальным взрывам в трактах горючего в условиях эксплуатации в ЖРД. Чем больше тяга двигателя, тем больше проявляется склонность этих горючих к взрывчатому разложению.

2.  Для воспроизведения взрывчатого разложения гидразина и горючих на его основе под воздействием внешних импульсов в лабораторных условиях, необходимо обеспечить содержание в жидком горючем его паровых пузырьков и пузырьков других газов.

3.  Желательно проведение специализированными организациями (напр., ИХФ АН СССР, ГИПХ МХП) лабораторного исследования стойкости против взрыва гидразина и горючих на его основе, указанных в пункте 1, по методике, учитывающей рекомендацию пункта 2.

4.  Желательно заключение компетентных организаций (ИХФ АН СССР, ГИПХ МХП) о возможности исключения взрывов газообразного гидразина и горючих на его основе в условиях эксплуатации без снижения эффективности этих горючих, например, введением газообразного аммиака и другими средствами.

5.  Следует констатировать нецелесообразность использования в качестве горючего суспензии алюминия в гидразине или в растворе НДМГ в гидразине, поскольку использование такого горючего не приводит к увеличению удельного импульса. Получаемое увеличение плотности топлива не может оправдать неизбежное при этом снижение надежности двигателя. Создание ЖРД, работающего на суспензии алюминия, сопряжено с преодолением таких трудностей, что возможность создания работоспособного двигателя на этом горючем является весьма проблематичной.

6.  Использование пентафторида хлора с эксплуатационно пригодными известными высококипящими горючими не позволяет достичь удельного импульса, заметно большего, чем у эталонного топлива (АТ+НДМГ).

Академик В.П.ГЛУШКО
Арх.№ 2938 (47-55)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 20.01.2011 18:12:29
29.11.1969г.
МИНИСТРУ ОБЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ тов. АФАНАСЬЕВУ С.А. (http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/glushko/izbran-rab-glushko/1/05.html)
ЦитироватьВ течение ряда лет институты АН СССР, отраслевые институты и конструкторские бюро ведут разработку жидких топлив для ампулизированных ракет, более эффективных, чем ныне широко применяемое (АТ+НДМГ). Работа проводится по плану Научного совета при Президиуме АН СССР по проблеме ЖРТ. Ракетные войска и ВМФ проявляют большой интерес к этим работам, способствуя их постановке и развитию.

Сложность проблемы до последнего времени не позволяла дать конкретные рекомендации по новым топливам. В письме Главкома Ракетных Войск маршала Советского Союза Крылова Н.И. от 24.6.1967г. адресованном АН СССР, MOM, МХП, справедливо указывалось: "Это привело к тому, что в настоящее время опытно-конструкторские работы по проектированию и созданию новых ракет стратегического назначения не предусматривают использование перспективных высокоэффективных ракетных топлив, позволяющих существенно уменьшить габариты и весовые характеристики ракет".

В 1969 г. положение существенно изменилось, так как в итоге большой проделанной работы оказалось возможным фиксировать внимание на двух топливных комбинациях:

1. Окислитель — пентафторид хлора (ПФХ), горючее — 25% раствор аммиака в гидразине (АГ). Это долгохранимое химически стабильное жидкое двухкомпонентное топливо позволяет увеличить удельный импульс на 12-17 сек по сравнению со штатным топливом (АТ+НДМГ) и обладает существенно большей плотностью (1,38 вместо 1,18 ). При том же габарите стратегической ракеты новое топливо позволяет увеличить вес полезного груза примерно в полтора раза.

ПФХ впервые синтезирован в США для ЖРД. Топливная пара ПФХ+АГ предложена КБЭМ. Введение аммиака в гидразин решило три задачи: снизило температуру восстановительного газа в газогенераторе до величины, делающей реальным создание двигателя на этом топливе, исключило взрывное разложение гидразина в условиях крупномасштабной эксплуатации и снизило температуру его замерзания с +1,5°С до -22°С. Недостатком этого топлива является низкая температура кипения под атмосферным давлением, что требует хранения его в ампулизированных баках под давлением до 4 ата. ПФХ более безопасен в эксплуатации, чем фтор, и температура продуктов горения в нем ниже. Методы получения этого топлива разработаны в ГИПХ. По данным ГИПХ производство окислителя может быть организованно на базе существующего Пермского фторного завода, а горючего — на базе существующих заводов НДМГ с относительно небольшими капиталовложениями.

Проработка в КБЭМ показала, что после проведения необходимых экспериментальных работ, уточняющих характеристики этого топлива, может быть создан двигатель с указанными выше характеристиками.

2. Окислитель — AT, горючее — суспензия алюминия в гидразине. Установлено, что не может быть создан работоспособный двигатель на этом двухкомпонентном топливе, поэтому НИИТП предложил использовать, помимо этих двух компонентов, еще третий (НДМГ) для питания газогенератора двигателя. Прирост удельного импульса, по сравнению со штатным топливом (АТ+НДМГ) ожидается в несколько единиц при одинаковых температурах в газогенераторе, а плотность топлива может достигать значительной величины (1,3).

Однако действительная эффективность этого топлива будет меньше рассчитанной только по этим показателям, т.к. применение трехкомпонентного топлива увеличит в полтора раза количество баков на ракете и комплектов автоматики баков и двигателя, что повлечет увеличение веса конструкции, а также снизит ее надежность.

Кроме того, остатки вязкой суспензии на стенках баков, особенно при низких температурах эксплуатации, также ухудшают весовые характеристики ракеты. Не решен вопрос о взрывобезопасности гидразиновой суспензии в условиях крупномасштабной эксплуатации и ряд других вопросов, связанных с использованием суспензии.

Научный совет по проблеме ЖРТ рассмотрел эти топлива и решением №33-69 от 20 октября 1969 г. признал перспективным топливо ПФХ+АГ и необходимым выполнение

КБЭМ в 1970 г. аванпроекта варианта двигателя на этом топливе для комплекса Д9М, разрабатываемого по решению Комиссии по военно-промышленным вопросам, используя результаты дополнительных экспериментальных работ в НИИ и КБ в 1970 г. по изучению свойств компонентов этого топлива. По результатам работы в конце 1970 г. можно будет принять окончательное решение о внедрении нового топлива в ракетную технику.

Этим же решением Научного совета по ЖРТ использование топлива АТ+суспензия алюминия в гидразине в настоящее время не рекомендуется, но признано целесообразным завершить ведущиеся научно-исследовательские работы по этому топливу.

25 ноября с.г. Совет главных конструкторов ракетных двигателей MOM рассмотрел эти вопросы и принял решение о выполнении в 1970 г. научно-исследовательских работ по обоим топливам с выполнением аванпроекта двигателей для Д9М на ПФХ+АГ в КБЭМ и на АТ+суспензия алюминия в гидразине в КБЭМ с последующим окончательным решением.

Конференция в НИИ-4 МО по перспективам развития ЖРД, проходившая 26-28 ноября с.г., поддержала это решение.

В настоящее время подготавливается проект решения Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам о проведении этих работ.

Прошу Вашей поддержки.

Председатель научного совета
по проблеме «Жидкое ракетное топливо», академик ГЛУШКО
Арх.№2583 (174-177)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 20.01.2011 18:39:30
21.08.1972г. ГЛАВНОМУ КОНСТРУКТОРУ КБ «ЮЖНОЕ» тов. УТКИНУ В.Ф. (http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/glushko/izbran-rab-glushko/1/05.html)
ЦитироватьПо вопросу: Об эффективности использования на II ступени модификаций 15А15 ЖРД на топливе ВПВ+пентаборан.

В связи с тем, что возможности повышения эффективности боевых ракет при сохранении их объема и при использовании штатных компонентов топлива (АТ+НДМГ) ограничены, весьма актуальным является поиск высокоэффективных компонентов топлива.

При условии преемственности конструктивных и производственно-технологических решений по ракете и стартовому комплексу летно-технические характеристики боевых ракет, в частности модификаций ракеты 15А15, могут быть существенно улучшены за счет применения на верхней ступени двигателей, использующих высокоэффективные топлива.

На основании работ КБЭМ и ряда научно-исследовательских институтов по поиску эффективных высококипящих топлив с учетом летно-технических и эксплуатационных показателей можно сделать вывод, что наиболее перспективным является топливо, состоящее из высококонцентрированной перекиси водорода (с концентрацией 98%) и смеси пентаборана с углеводородным горючим типа РГ-1 или Т-1.

Как уже сообщалось Вам (наш исх. от 30.12.70г.) реальность создания двигателя на топливе ВПВ-96+пентаборан-1 (пентаборан-1 — смесь 94% (по весу) пентаборана с 6% углеводородного горючего типа Т-1) (ПБ-1) подкрепляется многолетними опытными работами ГНИИХТЭОС и КБЭМ.

Проведено на стенде ГНИИХТЭОС более 400 испытаний модельных камер сгорания конструкции КБЭМ и 20 испытаний экспериментального двигателя тягой 10 тонн в Приморском филиале КБЭМ. Результаты проведенных испытаний подтверждают реальность создания двигателя на ВПВ+ПБ-1.

В КБЭМ были проведены предварительные оценки эффективности использования на II ступени ракеты 15А15 ЖРД, работающего на топливе ВПВ+ПБ-1, вместо ЖРД 15Д169, работающего на штатном топливе.

Для сравнения была также проведена оценка эффективности использования на II ступени 15А15 ЖРД, работающих на топливах ВПВ+АлГ (АлГ — тиксотропная суспензия 40% алюминия (по весу) в гидразине) и АТ+АлГ+НДМГ (АлГ+НДМГ — тиксотропная суспензия 40% алюминия (по весу) в гидразине + несимметричный диметилгидразин, используемый для получения генераторного газа).

Учитывая существующие на II ступени ракеты 15А15 ограничения диаметра выходного сечения сопла da =800 мм при оценках параметров ЖРД, работающих на различных топливах, da было принято 800 мм. При этом следует отметить, что эфективность топлива ВПВ+ПБ-1 повышается при увеличении степени расширения продуктов сгорания. Поэтому при оценках были определены параметры ЖРД и дальность полета ракеты 15А15 при использовании на II ступени топлива ВПВ+ПБ-1 и для диаметра выходного сечения сопла больше 800 мм.

Оценка изменения дальности полета ракеты 15А15 при использовании на II ступени двигателей, работающих на различных топливах, вместо двигателя 15Д169 производилась с учетом эквивалентов изменения дальности, сообщенных из КБЮ.

Оценку эффективности применения на II ступени ракеты 15А15 различных топлив целесообразно проводить по величинам прироста полезного груза. Из-за отсутствия в КБЭМ эквивалентов для определения изменения полезного груза ракеты 15А15 сравнение проводилось по приросту дальности стрельбы. По данным НИИТП увеличению дальности на 25% соответствует прирост полезного груза на ~ 40%.

Предварительные основные параметры двигателей II ступени ракеты 15А15 на различных топливах и изменение дальности полета ракеты при использовании этих двигателей вместо ЖРД 15Д169 приведены в таблице 1.

(http://s004.radikal.ru/i208/1101/fa/51bf9c98fc7a.jpg)

* При определении относительного (в %) прироста дальности стрельбы за номинальную принималась дальность 11000 км.
** Давление Рк=280 ата в камере сгорания двигателя на ВПВ+ПБ-1 достигается при давлении в газогенераторе, одинаковом с давлением в газогенераторе двигателя на штатном топливе при Рк=200 ата, из-за большей работоспособности продуктов разложения ВПВ.

Как следует из данных, приведенных в таблице 1, максимальный прирост дальности стрельбы ракеты 15А15 может быть получен при использовании на II ступени ЖРД, работающей на топливе ВПВ+ПБ-1, вместо ЖРД 15Д169, работающего на штатном топливе. Учитывая ряд преимуществ, обусловленных использованием в качестве окислителя ВПВ: простота схемы по сравнению, например, с двигателем на топливе АТ+АлГ+НДМГ, однокомпонентный газогенератор, отсутствие забросов температуры и неравномерности температурного поля перед турбиной и др., — становится очевидной перспективность ЖРД верхних ступеней на топливе ВПВ+ПБ-1.

Основной проблемой, от решения которой зависит возможность применения ЖРД, работающего на топливе с ВПВ в качестве окислителя, является необходимость повышения стабильности ВПВ в процессе хранения. Уменьшение концентрации ВПВ по времени хранения приводит к уменьшению дальности стрельбы и вызывает необходимость введения специального дыхательного устройства в баках ракеты, т.к. вьщеляющийся из-за разложения ВПВ кислород может приводить при длительном хранении к повышению давления. При годовом падении концентрации Н2О2 0,3%, принимаемом в настоящее время по экспериментальным данным для хранения ВПВ в емкостях из алюминия АД-1 в складских условиях при среднегодовой температуре 15°С, через 10 лет дальность полета ракеты 15А15 при использовании на II ступени топлива ВПВ+ПБ-1 уменьшится на ~ 3,5%.

С целью улучшения свойств ВПВ как компонента ЖРТ рядом организаций при участии КБЭМ ведутся работы по повышению стабильности ВПВ в процессе хранения.

В соответствии с предварительными данными, полученными за последнее время при работе по совместной программе ГИПХ, КБЭМ и ИРЕА (Отчет о НИР «Исследование совместимости и стабилизирующего действия комплексообразующих соединений в контакте с ВПВ», Ленинград-Москва, 1972 г.), в интервале температур 90-100°С при оптимальной концентрации комплексообразующих соединений (нитрилтриметил-фосфоновой кислоты — НТФК и фосфицина), введенных для стабилизации в ВПВ, скорость термического распада 96-97% перекиси водорода снижается в 7-20 раз. Даже, если принять, что введение комплексоноз уменьшит скорость термического распада в 6 раз, т.е. годовая концентрации будет составлять ~0,05% при средней температуре 15°С, то через 10 лет хранения дальность стрельбы уменьшится всего на ~0,6%. Сейчас начаты исследования стабилизирующего действия НТФК и фосфицина при длительном хранении ВПВ в условиях нормальных температур.

Таким образом, имеются реальные возможности уменьшения потерь концентрации ВПВ до величины, не оказывающей практического влияния на эффективность и эксплуатационные характеристики топлива.

Представляют интерес данные, полученные в НИИ-25 по результатам хранения ВПВ-96 с начальной концентрацией ~ 97% в армейских емкостях РА-2МП, изготовленных из АД-1, объемом 2 м3, при температуре +5-+25°С. Результаты измерений концентрации ВПВ в процессе хранения приведены в таблице 2 (в %).

(http://s013.radikal.ru/i322/1101/2b/665f2aa500b6.jpg)

Как видно из таблицы 2, наблюдается падение концентрации ВПВ на 0,3 до 9 месяца хранения и практически сохранение концентрации неизменной в течение следующих 18 месяцев хранения.

Известно, что скорость падения концентрации ВПВ при хранении уменьшается с увеличением отношения объема емкости к контактирующей с ВПВ поверхностью. В связи с тем, что объем бака с ВПВ на II ступени 15А15 будет в несколько раз больше, чем объем армейских емкостей РА-2МП, то ожидаемое уменьшение концентрации ВПВ при хранении в баке ракеты будет меньше.

По стабильности пентаборана проблем нет. Проблема, связанная с высокой токсичностью пентаборана, решается ампулизацией II ступени ракеты 15А15. Продукты сгорания пентаборана с ВПВ нетоксичны.

Что касается возможности использования топлив на основе АлГ и, в частности АТ+АлГ+НДМГ, то помимо того, что при его применении на II ступени ракеты 15А15 получается в ~ 2 раза меньший выигрыш в дальности стрельбы по сравнению со случаем применения ВПВ+ПБ-1, есть еще ряд нерешенных проблем, как по возможности создания стабильной суспензии алюминия в гидразине (учитывая отсутствие положительных данных по длительному хранению АлГ), так и по конструкции двигателя, которые не дают возможности в настоящее время начать полноценную опытно-конструкторскую разработку двигателей. Какие либо данные, позволяющие определить пути и сроки разрешения этих проблем, практически отсутствуют.

В связи с вышеизложенным КБЭМ считает, что на II ступени модификаций ракеты 15А15 целесообразно использовать ЖРД, работающие на топливе ВПВ+ПБ-1. И это наиболее реальный путь повышения эффективности следующего поколения боевых ракет.

КБЭМ готово принять участие в проработках и предоставить Вам все необходимые данные.

Главный конструктор  ГЛУШКО
Арх.№ 3146 (174-179)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 25.01.2011 04:55:53
Salo, спасибо за интересные материалы.
ЦитироватьНаучный совет по проблеме ЖРТ рассмотрел эти топлива и решением №33-69 от 20 октября 1969 г. признал перспективным топливо ПФХ+АГ и необходимым выполнение КБЭМ в 1970 г. аванпроекта варианта двигателя на этом топливе для комплекса Д9М, разрабатываемого по решению Комиссии по военно-промышленным вопросам, используя результаты дополнительных экспериментальных работ в НИИ и КБ в 1970 г. по изучению свойств компонентов этого топлива. По результатам работы в конце 1970 г. можно будет принять окончательное решение о внедрении нового топлива в ракетную технику.

Этим же решением Научного совета по ЖРТ использование топлива АТ+суспензия алюминия в гидразине в настоящее время не рекомендуется, но признано целесообразным завершить ведущиеся научно-исследовательские работы по этому топливу.
Однако в книге "СКБ-385 КБМ ГРЦ" топливо пентафторид хлора-АГ-25 не упоминается вовсе, наоборот, неоднократно упоминаются работы по созданию комплексов на основе люминал-А+АТ.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 25.01.2011 10:33:07
Эти работы выполнял уже не Глушко в Энергомаше, а Богомолов в КБХМ.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: hecata от 25.01.2011 10:01:37
А до какого состояния дошли двигатели на пентафториде хлора? Есть какие-то книжки про это?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 25.01.2011 11:21:13
http://www.npoenergomash.ru/engines/
(http://s42.radikal.ru/i095/1101/e0/6c72984b72ee.jpg)
(http://s61.radikal.ru/i174/1101/4f/f40fc8b5249f.jpg)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 25.01.2011 11:29:55
http://www.dissercat.com/content/razrabotka-vysokoeffektivnykh-kislorodnykh-busternykh-tna-dlya-zhrd-novogo-pokoleniya
Цитировать60. Радовский В.П., Трофимов В.Ф., Ромасенко E.H. и др.Аванпроект жидкостных ракетных двигателей 4Д75М и 4Д76М, Том 1, книга 2, НПО Энергомаш, 1970г.

61. Радовский В.П., Трофимов В.Ф., Ромасенко E.H. и др. Аванпроект жидкостных ракетных двигателей 4Д75М и 4Д76М на компонентах топлива ВПВ-1-АлГ. Том 1, книга 2, НПО Энергомаш, 1971г.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 25.01.2011 11:33:07
Не совсем люминал, но всё же:

http://www.npoenergomash.ru/engines/
(http://s42.radikal.ru/i095/1101/e0/6c72984b72ee.jpg)
(http://s43.radikal.ru/i100/1101/12/67101c69dca7.jpg)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 25.01.2011 10:11:03
ЦитироватьЭти работы выполнял уже не Глушко в Энергомаше, а Богомолов в КБХМ.
Я это понимаю. Не понимаю другого: что, КБХМ имело другие взгляды на применение топлива? У одних оно плохое, у других - хорошее. Чудно.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Tiger от 25.01.2011 14:13:04
Сорри за оффтоп: название темы, увиденное мельком, прочиталось как
Людмила-Л
 :shock:  :D
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 25.01.2011 14:32:15
Цитировать
ЦитироватьЭти работы выполнял уже не Глушко в Энергомаше, а Богомолов в КБХМ.
Я это понимаю. Не понимаю другого: что, КБХМ имело другие взгляды на применение топлива? У одних оно плохое, у других - хорошее. Чудно.
У Валентина Петровича был своеобразный взгляд на многие вещи. :wink:
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: hecata от 25.01.2011 18:40:47
Цитироватьhttp://www.npoenergomash.ru/engines/
(http://s42.radikal.ru/i095/1101/e0/6c72984b72ee.jpg)
(http://s61.radikal.ru/i174/1101/4f/f40fc8b5249f.jpg)

Что-то не особо он и хорош, этот пентафторид. Всего несколько секунд в плюс к НГМД/АТ.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 25.01.2011 20:07:29
Овчинка выделки явно не стоила.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: hecata от 25.01.2011 19:57:46
Пентаборан с перекисью тут смотрится получше, но эксплуатация ВПВ в МБР и оксиды бора в выхлопе не оставляют шансов...
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 25.01.2011 19:27:49
ЦитироватьЧто-то не особо он и хорош, этот пентафторид. Всего несколько секунд в плюс к НГМД/АТ.
Он хорош как топливо для БРПЛ: мало того, что прибавка в уи, так ещё и нехилая прибавка в плотности (плотность топлива указывалась 1,38 для ПФХ+АГ-25 против 1,18 для АТ+НДМГ). Помните, какими мерами повышали плотность компоновки, вырабатывали прочноплотные принципы построения изделий? Всё для удешевления комплекса. А тут "задарма" можно повысить плотность, сменив топливо.
Так что овчинка, видимо, выделки стоила.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 25.01.2011 19:29:15
ЦитироватьУ Валентина Петровича был своеобразный взгляд на многие вещи. :wink:
Ясно. В общем, надо смотреть альтернативное мнение. Будем узнавать ;)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 22.03.2011 13:33:48
ЦитироватьПоступило предложение выложить скан книги  
Середа В.К. Воспоминание и думы.
в виде as is
Вот - скачать 9.9 мб (http://www.onlinedisk.ru/file/630002/)
Стр.184:
Цитировать6. ЛЮМИНАЛ (ТИКСОТРОПНОЕ ТОПЛИВО)

До 1990г. был отработан экспериментальный двигатель С7.86.130В2 тягой 10 тонн на тиксотропном топливе «Люминал» (смесь 59% по массе гидразина, 40% алюминиевого порошка и 1% загустителя САКАП) по ТЗ ГРЦ им.Макеева.
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: АниКей от 22.03.2011 22:11:46
ЦитироватьЛюминал-А: история освоения нового топлива http://horoshih-aleksander.narod.ru/luminal-a.html
Одно время двигатель стоял в музее НИИХИММАШ. Двигатель не мыли и не чистили для экспозиции, только вырезали из ступени. Посетители пачкались остатками топлива  :wink: (каждый норовил потрогать пальцем) , поэтому при переезде музея за территорию предприятия (в домик Королева в Пересвете) решено было оставить двигатель в закрытой экспозиции. По воспоминаниям испытателей, отработка была успешной :wink:
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 26.03.2011 23:05:43
ЦитироватьОдно время двигатель стоял в музее НИИХИММАШ.
АниКей, а фотографий не найдётся? Мы с Salo (да и остальные форумчане) будем очень признательны!
Кстати, а возможности попросить испытателей рассказать о программе испытаний двигателей и камер сгорания на люминале-А нет? В честь 12 апреля :)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Сергей, от 15.04.2011 11:37:45
Так они вам все и выложат, наверняка тема секретная!

Блин пока нет времени просмотреть тему, кто бы подсказал, какие УИ удалось получить, и испытывались ли топлива на жидком кислороде?
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Сергей, от 15.04.2011 11:45:00
Кстати говоря, перспективно можно делать ракеты не сильно уступающие водородным, но гораздо их дешевле!
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 15.04.2011 12:10:55
Так, эту тему загаживать нельзя!
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 28.10.2011 20:51:50
http://zavjalov.okis.ru/10.htmlЦитата:
ЦитироватьПерехожу к Теме №2. Это отработка двигателей для БРПЛ на ракетном топливе Люминал-А. В теме №1 я упомянул, что установки МГД-г создавались на 2-м этапе на топливе Люминал-А. НИР-Люминал была самая крупная НИР и самая продолжительная в истории КБХМ. Она продолжалась с перерывами примерно 20 лет. В открытой печати о ней практически не говорится. В журнале «Новости космонавтики» №6 за 2001 год в статье о В.А.Пуховее говориться, что одним из принципиальных направлений его деятельности, как директора НИИ ХИММАШ было «организация работ с новым ракетным топливом Люминал-А, освоение которого могло существенно изменить тактико-технические данные БРПЛ». Я непосредственно Люминалом не занимался. В генеральном графике работ КБХМ Люминал шел отдельной строкой. Объем его финансирования превышал объем по всем другим НИР. Я расскажу о своем видении работ по этой теме. Работы начались еще при жизни А.М.Исаева при создании БРПЛ 3-го поколения. В это время сложилось следующее положение в соревновании с нашим вероятным противником. США первыми создали ракеты с РГЧ. Благодаря господству на морях, им не нужно было размещать все свои межконтинентальные ракеты на своей территории. Ракеты «Поларис-А3» и «Посейдон-С3» имели дальность около 5 000 км. Мы для ответного удара со своей территории должны были иметь дальность порядка 10 000 км. Сравнимую дальность 9 100 км. имел только комплекс Д-9 с моноголовой. Вопрос стоял так: могут ли БРПЛ обеспечить межконтинентальную дальность с РГЧ или эту задачу нужно оставить за РВСН? Второй вопрос был в том: какие ракеты должны быть на ПЛ с ЖРД или с РДТТ? Д.М.Устинов настаивал на ракетах с РДТТ. А.А.Гречко /министр обороны/ на совещании в Миассе заявил: «Мне нужны ракеты с дальностью 10 000 км., с 10 РГЧ с точностью менее 1 км.». Ракета РСМ-50 с меньшим числом РГЧ имела дальность от 6 500 до 8 000 км. в зависимости от комплектации. В этих условиях было принято решение по созданию РСМ-52 на твердом топливе и соответственно РПАК Тайфун. И то и другое было гигантских размеров и намного превосходило американские аналоги. Почти одновременно Макеев начал работы по РСМ-54 с ЖРД, на которой из ЖРД и самой ракеты было выжато все возможное. Дальнейшее улучшение энергетических характеристик было возможно только при сгорании в камере ЖРД металла, при этом можно было ожидать улучшения тактико-технических характеристик ракеты РСМ-54 на 30%. В смесевом топливе РСМ-52 уже имелся алюминий. Сейчас трудно сказать, кто первый предложил начать НИР Люминал. Тогда эта тема нашла всеобщее понимание и поддержку. Макеев и Исаев при поддержке Табакова и Афанасьева /МОМ/, ВПК и моряков создали широкую кооперацию. Исаев по этому вопросу ездил в СО АН /институт термодинамики – С.С.Кутетеладзе/, в ГИПХ, который был определен разработчиком рецептуры топлива. Были подключены головные технологические институты МОМ: НИИТМ и НИИМВ и ряд других организаций МОМ и других министерств. В НИИХИММАШ в Загорске планировали реконструкцию НЭО 105 под Люминал по проектной документации НИТИ-40. Первые 2-3 года были затрачены на подготовительные работы до начала огневых испытаний установок и двигателей. По совместной договоренности предметом исследований был выбран двигатель тягой 10 тс, что соответствовало размерности двигателя 3-й ступени ракеты, вновь создаваемого комплекса Д-9РМ /теперь «Синева»/. Это давало возможность реально оценить результаты НИР перед переходом на ОКР, но с другой стороны вызвало трудности в проведении самой НИР, из-за масштабности работ. Первые экспериментальные работы по определению рецептуры топлива проводились в ГИПХ. Было выбрано процентное содержание алюминия, определены размеры частиц алюминия /5-30 микрон/ и возможность их промышленного изготовления. Масштабность проведения экспериментов потребовала организации промышленного производства Люминала-А на Химзаводе в г. Куйбышев Новосибирской обл. В НИИХИММАШ был перестроен стенд на 105 объекте, ранее испытывающий изделия на кислороде и керосине. Это новые заправочные емкости, очистные сооружения и многое другое, как, например, отработка средств замера секундного расхода Люминала. Испытания начались с установки, в которой кроме КС были только объектовые клапана. Попытки использования соплового аппарата от КС двигателя 3Д39 закончились быстрыми прогарами. Начался на долгие годы процесс создания образца КС, которая обеспечивала требуемые параметры и необходимый ресурс. Надо сказать, что романтическая обстановка, которая царила в первые годы освоения Люминала, постепенно стала исчезать по мере возникновения все новых и новых проблем. За время работы с Люминалом ушли из жизни Исаев и Макеев. В КБХМ главным конструктором в 71 году стал Богомолов, в 85 Леонтьев, а Люминал все продолжался. Большая заслуга в этом Елисеева Алексей Петровича, который вопреки, все усиливающемуся, пессимизму в получении необходимых результатов, настаивал на продолжении работ. С 71 года все работы по морской тематике в КБХМ перешли к Н.И.Леонтьеву. За Елисеевым, кроме Люминала, осталось только сопровождение принятых ранее на вооружение серийных работ. В момент образования ОКБ-2, Елисеев был назначен заместителем Главного конструктора непосредственно постановлением правительства наряду с Исаевым и Богомоловым, т.е. он не был рядовым замом. Он имел право выходить по своей тематике непосредственно на руководство МОМ, КБМ и службы вооружения ВМФ. В конце 70-х годов Г.М.Табаков, разочаровавшись в возможности получения скорых положительных результатов, а также претензиями Елисеева на качество проведения испытаний в Загорске, принял решение о переносе испытаний в КБХМ. Алексей Петрович смог организовать и осуществить строительство люминального стенда на испытательной базе КБХМ в Фаустово. В строительстве стенда и последовавших на нем испытаниях активное участие принимали В.А.Пухов, Слабоденюк, Александров, а также В.В.Хромов, который с 81 по 92 год работал начальником испытательного комплекса в Фаустово. Стенд 301Л был отдельным сооружением на отдалении от других стендов, со своими системами нейтрализации компонентов и продуктов сгорания и улавливания твердых частиц AL2О3 в продуктах сгорания. Там испытания возобновились в самом конце 85 года и продолжались до 91 года, когда при очередном испытании стенд был выведен из строя. В 83 году был принят на вооружение твердотопливный комплекс РСМ-52, а в 86 году комплекс РСМ-54 на жидком топливе, с самой совершенной в мире баллистической ракетой. Эта ракета по отношению веса боевой нагрузки к стартовому весу остается к 2008 году остается лучшей среди БРПЛ. Развертывание ОКР по Люминалу требовало больших затрат, чем создание нового комплекса на штатных компонентах. Нужно было строить стенды для отработки двигателей 1-й и 2-й ступени. Объем отработки по времени и по финансированию не поддавался точному расчету. В этих условиях и КБМ и моряки отказались от продолжения работ по Люминалу. Финансирование работ было прекращено после совещания в МОМ у зам. министра Г.Ф.Григоренко. Я присутствовал на этом совещании. Небольшое отступление. Г.Ф.Григоренко называют гением российской контрразведки / «Аргументы недели» от 11.12.2007./. С 86 до ликвидации министерства он работал заместителем министра ОМ, когда кому-то не захотелось, чтобы он занял место Андропова в КГБ. Работы по НИР Люминал опережали свое время, но это единственная полноценная работа по возможности сжигания металлов в ЖРД и она должна занять достойное место в истории развития ЖРД. У меня нет возможности описать весь ход работ по этой НИР, но я хочу рассказать о значительных достижениях в этой работе. Работы были доведены, условно говоря, до стадии ЗДИ двигателя 3-й ступени. Испытания проводились на время огневой работы 100 сек. Отдельные экземпляры имели ресурс 280 сек., но стабильности по ресурсу не было. Энергетические характеристики ракеты с Люминалом, на основе экспериментальных данных, повышались на 25% по сравнению с «Синевой». Удельная тяга двигателей была на несколько единиц выше, чем на штатных компонентах, но основной прирост был за счет массовых характеристик ракеты, определяемых отношением конечного веса ракеты к стартовому. Кроме двигателя замкнутой схемы тягой 10тс. испытывался двигатель тягой 3 тс., выполненный по открытой схеме. Этот двигатель демонстрировал возможность создания рулевых двигателей для 1-й ступени. На основании этих результатов работа была выдвинута на Государственную премию. Это уникальный случай, когда на Госпремию выдвигалась НИР. Правда, в ответе из МОМ было сказано, что это выдвижение несвоевременно. Теперь конкретно о некоторых результатах. Для КС ЖРД, работающих на металлизированном горючем, потребовалось применять только конические сопла. Внутреннее охлаждение КС обеспечивалось только гептилом /НДМГ/, поэтому в двигателе появился 3-й компонент, что, конечно, снижало общие энергетические характеристики. Высокая теплонапряженность потребовала дополнительные пояса завесы для внутреннего охлаждения. В гептил для внутреннего охлаждения от головки добавлялся силикон. Для горячей стенки опробовались различные материалы с различными покрытиями. Некоторые покрытия нашли применение в других разработках. Были трудности и при создании 3-х компонентного ТНА /АТ-Люминал-гептил/. Это вибрации, работа импеллеров и кавитационные особенности люминального насоса. ГГ работал на гептиле. Агрегаты узлов регулирования соприкасались с Люминалом только в 3-х тонном двигателе, но замечаний по ним не было. В ходе НИР было проведено несколько экспериментов на топливе Люминал-Б, где алюминий заменяли на бериллий. Эти работы были вскоре прекращены из-за вредности работ в производстве и во время испытаний. Также были прекращены работы с комплексом Д-19 УТТХ, где в РДТТ применялся бериллий для повышения энергетики, т.к. штатный Д-19 не обеспечивал выполнения первоначального ТЗ по основным параметрам. По результатам НИР вед. конструктор Б.В.Борисов защитил кандидатскую диссертацию. Кандидатская диссертация А.П.Елисеева была признана достойной докторской после соответствующей доработки. Успел ли он это сделать, я не помню. Он умер вскоре после прекращения работ по Люминалу. Почти все испытания по Люминалу проводил В.К.Салищев, который сохранил экземпляр люминального двигателя, который так и не нашел своего места в демонстрационном зале музея КБХМ. Документацию на двигатели в 80-х годах выпускал В.Н.Новиков. Все расчеты по КС проводил Ю.К.Салищев, расчеты по двигателям М.И.Голдовский. От НИИТП, с которым все работы проводились в тесном сотрудничестве на всех этапах, полномочным представителем была Т.И.Ярощук. От КБМ активно занимались проработкой Люминала в ракете и следили за ходом НИР: Н.С.Данилов, Ю.С.Телицин, Б.А.Гладков и др. Вот, в первом приближении и все, что я могу рассказать о этой уникальной НИР.
В.С. Завьялов. "О работе в КБХМ им. А.М.Исаева
и не только об этом", стр. 82-84

На всякий случай повторяю свой пост:
ЦитироватьНашёл информацию про правила транспортировки по железной дороге люминала-А (видимо, готовились перевозить в крупном масштабе):
ЦитироватьПравила перевозок опасных грузов по железным дорогам
...
2.2. Специальные условия перевозки опасных грузов
Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости
2.2.15. Люминал А, гептил, продукт Т-185, диран А, а также порожняя тара из-под грузов допускаются к перевозке только в специализированных вагонах грузоотправителя (грузополучателя).

Вагоны для перевозки этих грузов как в груженом, так и порожнем состоянии должны следовать в сопровождении бригады специалистов грузоотправителя (грузополучателя).

Указанные грузы перевозятся в специальных емкостях грузоотправителя (грузополучателя).
http://sklad-zakonov.narod.ru/transp/ppog_gd1.htm
А вот что это за зверь - "диран А"? Ещё какое-то экзотическое топливо? :)
ЦитироватьПравила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам

Аварийная карточка N 611
Основные свойства и виды опасности
Жидкости. Бесцветные, кроме люминала А - серого цвета вязкой жидкости. Характерный запах. Умеренно кипящие. Растворимы в воде. Малолетучи. На воздухе дымят. Пары тяжелее воздуха; скапливаются в низких участках поверхности, подвалах, тоннелях. Коррозионны для большинства металлов. Загрязняют водоемы
Горючи. Легко воспламеняются от искр и пламени. Могут самовоспламеняться при нагревании в присутствии окислителей. Емкости могут взрываться при нагревании. Возможно воспламенение после тушения. В порожних емкостях из остатков при нагревании могут образовываться взрывоопасные смеси. Горят с образованием токсичных газов
Возможен смертельный исход! Опасны при: I - вдыхании, III - попадании на кожу, IV - попадании в глаза. I - учащенное дыхание, тошнота, рвота, кашель, боль за грудиной, по ходу желудочно-кишечного тракта; III - жжение, краснота; IV - спазм век, слезотечение. Действуют через неповрежденную кожу. Химический ожог. При горении и взрыве возможны ожоги и травмы
http://www.uralexpert.com/normativedoc_files/5812722007.doc
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 18.12.2011 10:39:28
Алемасов В.Е., Дрегалин А.Ф., Тишин  А.П."Теория ракетных двигателей", стр. 223-224:
Цитировать17.7. ГЕЛЕОБРЛЗНЫЕ ТОПЛИВА

Гелеобразные топлива исследуют в связи с решением задач создания хранимой однородной суспензии металлов в компонентах топлива, увеличения срока храпения криогенных компонентов топлив в условиях невесомости, улучшения эксплуатационных характеристик топлив и т. д.
В статических условиях при небольших нагрузках и умеренных температурах гель ведет себя подобно твердому телу. Его течение начинается после приложения сдвиговых напряжений, достаточных для разрушения структуры. При течении в однородном поле скоростей «обломки» структурного каркаса, отдельные частицы и макромолекулы ориентируются большими осями вдоль потока, снижая сопротивление дисперсных частиц течению и уменьшая тем самым вязкость. Степень разрушения структурного каркаса определяется градиентом скорости сдвига. Структура геля весьма чувствительна также н к изменениям температуры.
В гелеобразных топливах после снятия нагрузки обычно происходит восстановление разрушенной структуры в результате столкновения частиц в броуновском движении. Такое свойство геля разрушаться при сдвиге и вновь восстанавливаться в статических условиях называется тиксотропней.
При получении гелеобразных топлив обычно используются химически активные или механические гелеобразователи. В качестве химически активных гелеобразователей применяют высшие жирные кислоты и их соли (мыла), высокомолекулярные соединения (полимеры), тяжелые углеводороды. К механическим гелеобразо-вателям относятся тонкоизмсльченные (размером 0,8—3 мкм) металлы н их соединения, силнкагсль, сажа, глина и т. д.
В табл. 17.8 в качестве примера приведены свойства чистого гидразина и гелированного горючего «алюмизина». Весьма высокая вязкость геля уменьшается до значения, близкого к вязкости чистого гидразина, при разрушении структуры геля в процессе течения по трубопроводам. Алюмнзин сохраняет стабильность в течение нескольких лет.[/size]

(http://i042.radikal.ru/1112/f4/b7e1f65eeab7.jpg)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 18.12.2011 10:41:25
Итак главный плюс Люминала-А это высокая плотность горючего при содержании алюминия в 1,2 раза выше чем в алюмизине:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=726586#726586
Цитировать«Люминал» (смесь 59% по массе гидразина, 40% алюминиевого порошка и 1% загустителя САКАП)
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: C-300 от 18.12.2011 13:50:14
Чисто ради интереса решил поискать, что же такое САКАП.
ЦитироватьЗагустители «Ареспол и «САКАП»
Загуститель выпускается в кислой («Ареспол») и солевой («САКАП») формах. Применяется в качестве загустителя полярных жидкостей и связующего, широкого спектра действия, для получения мазей, гелей, лосьонов, паст, огнетушащих составов, смазочно-охлаждающих жидкостей.
http://www.rscac.spb.ru/prod/kosmetik.htm
ЦитироватьКарбополы (Редкосшитые Акриловые Полимеры — РАП) — производные акриловой кислоты, из которых при определенных условиях и с использованием определенных методов, получают гели, которые используются в фармации качестве основ для мягких лекарственных форм.
...
В настоящее время существует большое количество различных марок РАП, большинство из них производится за рубежом, в России налажен выпуск полимеров марок «Ареспол» и «мАРС-06». Первым в России РАПы изучал К. В. Алексеев, синтезировавший оригинальный полимер САКАП и др.,[2] однако в настоящее время этот полимер не используется. Практически все исследования российских РАП связаны с изучением свойств Ареспола, разработанного этим же автором.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8B
Название: Люминал-А и Люминал-Б
Отправлено: Salo от 23.11.2014 03:33:55
Люминал-А: история освоения нового топлива
 
 Опубликовано в Втр, 30/09/2014 - 11:51  
 
 Автор:  Хороших А. В. (БГТУ "ВОЕНМЕХ")

http://rbase.new-factoria.ru/pub/lyuminal-istoriya-osvoeniya-novogo-topliva.shtml