Пилотируемое освоение Луны и планет в режиме телеуправления

Автор Raul, 25.02.2025 16:45:23

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дем

Цитата: Ну-и-ну от 27.02.2025 17:57:23Задам наводящий вопрос. С какой точностью хорошо тренированный человек может оценить скорость и высоту ЛПК относительно Луны методом глядения в камеру?
Методом глядения на экран высотометра.
Проблема автоматики что даже видя цифры она не понимает что что-то идёт не так. Потому что проектировщику не положено такое предполагать.
А человек, увидев что прибор показывает нулевое ускорение при работающем движке, сразу сообразить что фигня какая-то происходит.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

ОАЯ

Проектировщику положено предполагать.
В нормальном процессе проектирования и испытаний автоматика проходит столько режимов отклонений и бесчисленное количество вводных от испытателей, что соревноваться в качестве посадки с таким аппаратом человеку бессмысленно.

Кто же виноват, что испытания иногда напоминают экзамен со шпаргалкой и пересдачей, и в последний момент часть аппаратуры заменяют. В таких условиях, да нужен орбитальный оператор. По другому не получится ни у кого. Но в случае с Луной и это бы не помогло.

Raul

Цитата: Дем от 02.03.2025 20:41:34
Цитата: Ну-и-ну от 27.02.2025 17:57:23Задам наводящий вопрос. С какой точностью хорошо тренированный человек может оценить скорость и высоту ЛПК относительно Луны методом глядения в камеру?
Методом глядения на экран высотометра.
Проблема автоматики что даже видя цифры она не понимает что что-то идёт не так. Потому что проектировщику не положено такое предполагать.
А человек, увидев что прибор показывает нулевое ускорение при работающем движке, сразу сообразить что фигня какая-то происходит.
Анализ на фигню тоже можно предусмотреть - недаром японцы наделяют свои космические зонды искусственным интеллектом. Проблема, которая не осознается сторонниками искинов - в том, что интеллект тоже может давать ошибки, и чем он сложнее - тем больше возможностей для принятия им неадекватного решения. Людей - операторов отбирают, тренируют, экзаменуют по утвержденным методикам. Искусственный интеллект - программируют и обучают. Качество программирования и обучения при этом зависит от разработчиков, которым свойственно халтурить, ошибаться, "колхозить".

Цитата: ОАЯ от 02.03.2025 20:53:33В нормальном процессе проектирования и испытаний автоматика проходит столько режимов отклонений и бесчисленное количество вводных от испытателей, что соревноваться в качестве посадки с таким аппаратом человеку бессмысленно.
Кому Вы доверите посадку самолета, на котором летите -  летчику или программисту автопилота?

Если понимать под качеством посадки величины продольных/боковых ускорений и отклонений, то автоматика лучше. Если частоту НШС, то она снижается при наличии дополнительного контура управления. Причем в любом режиме снижается - либо при контроле работы автоматики человеком, либо при контроле работы человека автоматикой.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

Цитата: ОАЯ от 02.03.2025 20:53:33Но в случае с Луной и это бы не помогло.
В случае с неудачным маневром Луны-25 помогло бы наличие оператора на Земле. Более 40 секунд двигатель не отключался, но не было оперативного контроля телеметрии.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

ОАЯ

#44
Потому ничего и не было, что система управления была наглухо забита псевдо аварийными сигналами, запаздыванием сигналов от нормальных датчиков и как следствие вынесение неверного суждения и выдачи новых аварийных сигналов для парирования, которые не исполнялись. В такой ситуации система управления все равно не исполнила бы сигнал от РПУ, который все равно бы пришел на туже систему управления которой было плохо. Не непосредственно же на двигатели передавался сигнал с РПУ? Мимо системы управления мог придти только сигнал на подрыв. (Мое мнение).

Дем

Цитата: ОАЯ от 02.03.2025 20:53:33Проектировщику положено предполагать.
Если он предположит что соседний отдел может накосячить - ему дадут по шее.
Цитата: ОАЯ от 02.03.2025 20:53:33Кто же виноват, что испытания иногда напоминают экзамен со шпаргалкой и пересдачей, и в последний момент часть аппаратуры заменяют.
Не "заменяют" а старой в принципе не было сделано. И программу для работы с ней делали абстрактно. Поэтому и никаких ответов от неё программа и не ожидала.
Ну а виноват в этом руководитель проекта, который приказал писать программу при отсутствии железа с которым ей работать.
Цитата: ОАЯ от 02.03.2025 20:53:33По другому не получится ни у кого. Но в случае с Луной и это бы не помогло.
Очень даже помогло бы.
Цитата: ОАЯ от 03.03.2025 11:43:14Потому ничего и не было, что система управления была наглухо забита псевдо аварийными сигналами, запаздыванием сигналов от нормальных датчиков и как следствие вынесение неверного суждения и выдачи новых аварийных сигналов для парирования, которые не исполнялись.
Да не была она ничем забита. Акселерометр просто не включили и не проверили что он включился к моменту начала работы.
Не надо принимать отмазки всерьёз.
Цитата: Raul от 03.03.2025 10:12:37Кому Вы доверите посадку самолета, на котором летите -  летчику или программисту автопилота?
Первую посадку или тысячную? С какого-то количества успешных посадок автопилот - надёжнее.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Ну-и-ну

Цитата: Raul от 03.03.2025 10:12:37Кому Вы доверите посадку самолета, на котором летите -  летчику или программисту автопилота?
Я вполне доверю посадку относительно недорогой АМС на Луну автомату. Человека в АМС нет, она недорогая, Луну не сломает. Когда изготовители автомата натренируются на относительно недорогих АМС, я им (не всем, а лучшим из) доверю более дорогую АМС.

А потом можно и ЛВПК с космонавтом. И уж космонавту мы дадим джойстик, чтобы опция такая была.

PS: Уж точно нет никакого смысла подруливать с ОЛО вручную АМС во время посадки.

Ну-и-ну

Цитата: Дем от 02.03.2025 20:41:34Методом глядения на экран высотометра.
Ну там ещё скорость надо оценивать. И принимать во внимание инертность движка. И быстро считать потребный импульс калькулятором.

К примеру, в KSC для посетителей стоит несколько "игровых тренажёров". Состыковаться с МКС можно с первого-второго раза, причём не сложно, главное всё делать не торопясь. А сесть на Луну с несколькоих попыток не получается. Скорость и высота слишком большие, движок инертный, получается перегазовка или недогазовка. Плюс мы хорошо заточены на экстраполяцию более-менее линейных перемещений (чтобы копьём оленю в бок попасть), с параболой всё хуже.

Понятно, что можно сесть вручную (на финальном этапе) по приборам (ну и окошко пусть будет) после тренировок. Просто данный способ не является "более надёжным по умолчанию". Как-то так.

Raul

Цитата: Дем от 03.03.2025 17:41:14
ЦитироватьКому Вы доверите посадку самолета, на котором летите -  летчику или программисту автопилота?
Первую посадку или тысячную? С какого-то количества успешных посадок автопилот - надёжнее.
Ваш успешный автопилот умеет сажать самолет при отказе датчиков и двигателей, принимать решения об уходе на запасной аэродром, посадке на трассе, и тысячи полетов хватило для того, чтобы все это проверить...

Вот именно из-за такой сокращенной программы испытаний в авиации не доверяют автопилотам. И заставляют пилотов сажать самолеты самостоятельно. Чтобы навык не теряли.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

Цитата: Ну-и-ну от 03.03.2025 18:21:08
ЦитироватьКому Вы доверите посадку самолета, на котором летите -  летчику или программисту автопилота?
Я вполне доверю посадку относительно недорогой АМС на Луну автомату.
Ну вот, теперь АМС стала относительно недорогая и не жалко расколотить ;) В самом деле...

Цитата: Ну-и-ну от 03.03.2025 18:21:08А потом можно и ЛВПК с космонавтом.
Потом - это как скоро? В каком году Артемис-3?

Цитата: Ну-и-ну от 03.03.2025 18:21:08И уж космонавту мы дадим джойстик, чтобы опция такая была.
Ага, вот только джойстик будет отключен от двигателей, потому что астронавт все равно не умеет им пользоваться. У него практика была только в KSC. ;D
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Ну-и-ну

Вы спорите чисто для поспорить? Или продолжаете предлагать рулить посадкой АМС с ОЛО методом глядения в камеру?

nonconvex

Цитата: Raul от 03.03.2025 19:31:27
Цитата: Ну-и-ну от 03.03.2025 18:21:08
ЦитироватьКому Вы доверите посадку самолета, на котором летите -  летчику или программисту автопилота?
Я вполне доверю посадку относительно недорогой АМС на Луну автомату.
Ну вот, теперь АМС стала относительно недорогая и не жалко расколотить ;) В самом деле...
Вчера же села, и дорогая, и жалко, и в автомате. Более того, автоматически совершила два маневра уклонения от неровностей на грунте.

Дем

Цитата: Ну-и-ну от 03.03.2025 18:34:26Ну там ещё скорость надо оценивать. И принимать во внимание инертность движка. И быстро считать потребный импульс калькулятором.
Нет, задача человека - всего лишь нажать на кнопку отмены посадки. Потому как если началась хрень - неизвестно насколько она большая. Нужно спокойно проанализировать и повторить исправив ошибки.
Цитата: Raul от 03.03.2025 19:22:30Ваш успешный автопилот умеет сажать самолет при отказе датчиков и двигателей, принимать решения об уходе на запасной аэродром, посадке на трассе, и тысячи полетов хватило для того, чтобы все это проверить...
Так проблема не в том, что автопилот может наглючить, а в том что пилот это сделает с большей вероятностью.
Вон 737МАХ - отказ единственного датчика и в грунт.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Raul

Цитата: Дем от 04.03.2025 09:18:29
ЦитироватьВаш успешный автопилот умеет сажать самолет при отказе датчиков и двигателей, принимать решения об уходе на запасной аэродром, посадке на трассе, и тысячи полетов хватило для того, чтобы все это проверить...
Так проблема не в том, что автопилот может наглючить, а в том что пилот это сделает с большей вероятностью.
Вон 737МАХ - отказ единственного датчика и в грунт.
Может, конечно и пилот в грунт... Естественный интеллект ~400 млн лет отрабатывается, если начинать с четверолапых и все равно ошибается. А искусственный интеллект вот уже как целый год возит по Уханю такси без контролера и мы ему поверили больше, чем себе.  :-*  Между тем, пока все это не более, чем техническая имитация нашего мЫшления. Нейросети ловко передирают тексты из Интернета ;D Через несколько итераций, когда ИИ полностью отвяжется от ЕИ и начнет сам себя создавать.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

Цитата: Ну-и-ну от 03.03.2025 21:12:03Вы спорите чисто для поспорить? Или продолжаете предлагать рулить посадкой АМС с ОЛО методом глядения в камеру?
Название темы прочитайте :) Здесь обсуждается телеуправление.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!