Артемида (Artemis) - лунная пилотируемая программа США

Автор zandr, 14.05.2019 08:00:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

cross-track

Цитата: Dulevo от 10.11.2025 22:45:29В статье излагается содержание апдейта по прогрессу по программе HLS (создания лунной версии Старшипа) выложенное на сайте СпейсХ 30 октября.

Почему они решили что это новая версия Старшипа - мне непонятно.
Нигде в апдейте не сказанно что это новое предложение по ускоренной высадке на Луну.

И я лично не вижу никаких отличий  от "старой" версии.

В этой статье приводитя ссылка на статью от 7 ноября с уточнением за 10 ноября. Правда, это тоже могут быть перепевы прежнего предложения.
https://newatlas.com/space/spacex-simpler-lander-moon-return/
Live and learn

RaZoom

ЦитироватьПо словам генерального директора, Blue Origin «перевернет небо и землю», чтобы помочь НАСА быстрее достичь Луны  

Генеральный директор компании Blue Origin заявил в интервью Arstechnica, (https://arstechnica.com/space/2025/11/blue-origin-will-move-heaven-and-earth-to-help-nasa-reach-the-moon-faster-ceo-says/) что готов помочь НАСА достичь своих целей по скорейшей высадке людей на Луну. «Мы просто хотим помочь США добраться до Луны», — сказал Дэйв Лимп, генеральный директор космической компании, основанной Джеффом Безосом. «Если НАСА хочет ускориться, мы готовы на всё, чтобы добраться до Луны быстрее. И я думаю, у нас есть несколько хороших идей».

Лимп выступил в субботу, перед попыткой второго запуска ракеты New Glenn, запуск которой вчера так и не состоялся и был перенесен на среду, 12 ноября 2025 года.

В этом году стало всё более очевидно, что если НАСА сохранит свои текущие планы по лунной миссии «Артемида-III», Китай, скорее всего, опередит США в новой лунной гонке. Признавая это, примерно три недели назад исполняющий обязанности администратора NASA Шон Даффи объявил о повторном открытии конкурса на создание пилотируемого лунного посадочного модуля

SpaceX и Blue Origin уже имеют контракты на лунные посадочные модули, но правительство попросило каждого из подрядчиков предложить варианты ускорения сроков. Текущая целевая дата высадки НАСА — 2027 год, но она нереалистична при нынешнем состоянии Starship от SpaceX и большого посадочного модуля Mk. 2 от Blue Origin.

В начале октября стало известно , что компания Blue Origin начала работу над более быстрой архитектурой, включающей несколько версий своего грузового посадочного модуля Mk. 1, а также модифицированную версию этого аппарата, предварительно названную Mk 1.5. Лимп сообщил, что после того, как Даффи попросил доработать предложения HLS, Blue Origin отреагировала практически сразу.

«Мы уже отправили предварительный обзор, а полный отчёт сдадим в ближайшее время», — сказал он. «Я не буду вдаваться в подробности, потому что, думаю, это, скорее, вопрос НАСА, а не наш, но у нас есть несколько идей, которые, по нашему мнению, могут ускорить высадку на Луне. И я надеюсь, что НАСА внимательно изучит их».

НАСА стремилось к «устойчивому» пути к Луне, включающему полностью многоразовые посадочные модули и космические аппараты. Однако рост активности китайской программы заставил космическое агентство искать более быстрые решения, требующие меньшего количества дозаправок в космосе. Хотя Лимп осознаёт краткосрочные потребности НАСА, он считает важным придерживаться концепции устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

«У нас есть контракт HLS, который является устойчивым, и мы хотим его продолжить», — сказал он. «Мы считаем, что правильным долгосрочным решением будет устойчивая архитектура, которая позволит вам добраться до Луны, оставаться на Луне, строить поселения на Луне и использовать Луну как трамплин для освоения остальной Солнечной системы».

Первый запуск ракеты New Glenn состоялся ещё в январе этого года, когда первая и вторая ступени ракеты сработали практически идеально, выведя на орбиту демонстрационную полезную нагрузку. Blue Origin планирует сажать и повторно использовать первые ступени New Glenn. В январе попытка посадки первой ступени провалилась: двигатели BE-4 не включились для манёвра возвращения.

«Мы дошли до этапа повторного зажигания двигателей, успешно переориентировали ракету», — рассказал Лимп. «Дошли до момента перезапуска двигателей, но они просто не зажглись. Мы воспользовались возможностью и внесли множество улучшений: доработали кондиционирование топлива, обновили последовательности запуска и выключения двигателей».

Компания с осторожным оптимизмом ожидает успешной посадки первой ступени ускорителя при втором запуске New Glenn. Если это действительно удастся, это станет значительным достижением как для самой компании, так и для будущего многоразовых космических запусков.
https://t.me/artemismoon/3609?single

Dulevo

Цитата: cross-track от 10.11.2025 23:05:44этой статье приводитя ссылка на статью от 7 ноября с уточнением за 10 ноября

Это чьи то фантазии. Например о внешних прикрепляемых баках. СпейсХ нигде ни о чем подобном не упоминал.
Не удивлюсь если попросили Грока что-нибудь написать.

cross-track

Цитата: Dulevo от 10.11.2025 23:17:51
Цитата: cross-track от 10.11.2025 23:05:44этой статье приводитя ссылка на статью от 7 ноября с уточнением за 10 ноября
Это чьи то фантазии. Например о внешних прикрепляемых баках. СпейсХ нигде ни о чем подобном не упоминал.
Не удивлюсь если попросили Грока что-нибудь написать.
Да, про внешие баки тоже не слышал. И про заправку на орбите Луны тоже сомневаюсь.
Live and learn

Шлангенциркуль

#2584
Цитата: cross-track от 10.11.2025 21:49:10А это уже было?
https://3dnews.ru/1132092/spacex-predlagaet-bistro-dostavit-amerikantsev-na-lunu-obrubkom-starship
Замечательно, теперь статью никому не известного автора перепечатало, добавив собственного мусора, русскоязычное издание.


Цитата: Veganin от 10.11.2025 15:27:32В связи с этим в октябре 2025 года исполняющий обязанности администратора НАСА Шон Даффи призвал к значительному ускорению программы посадочного модуля, включая прямую конкуренцию между SpaceX, которая ранее была единственным подрядчиком, и Blue Origin. Это включало требование представить космическому агентству пересмотренные планы до 29 октября.
В результате SpaceX разработала упрощённый план спускаемого аппарата. Он основан на урезанной версии Starship, где акцент делается на скорости и безопасности экипажа, а не на полной грузоподъёмности. Это означает отказ от значительной части оборудования корабля, а также создание дозаправщиков с одноразовыми баками, а также отказ от аэродинамических поверхностей и теплозащитных элементов для снижения массы. Кроме того, сближение с NRHO будет заменено на сближение на низкой лунной орбите, которое требует меньше энергии и более безопасно в случае необходимости прерывания миссии.

 In light of this, in October 2025 NASA's Acting Administrator Sean Duffy called for a major speed up of the lander program that included direct competition between SpaceX, which previously was the sole contractor, and Blue Origin. This included a demand for revised plans to be submitted to the space agency by October 29.

As a result, SpaceX has come up with a simplified lander plan. It's based on a stripped-down version of Starship that has an emphasis on speed and crew safety over full cargo capacity. This means losing a lot of equipment from the craft as well as making refueling tankers that include expendable tanks, and eliminating airfoils, heat shields components to save weight. In addition, the NRHO rendezvous would be abandoned in favor of one in low-lunar orbit, which has a lower energy requirement and is safer if a mission abort is needed.
Это же просто бред, надерганный из слухов, с самого начала заявленных элементов, и просто бессмысленных фраз, похоже что сгенерированный.

Streamflow

Цитата: RaZoom от 10.11.2025 23:11:49"Мы дошли до этапа повторного зажигания двигателей, успешно переориентировали ракету», — рассказал Лимп. «Дошли до момента перезапуска двигателей, но они просто не зажглись".
Лимп лукавит, или, если говорить прямо, лжёт. В 7:40 по полётному времени на видео на торце ступени возникло пламя, которое было видно до того, как в 7:46 картинка с первой ступени застыла и больше уже не изменялась. По траекторным графикам, с 7:40 в течение 15 секунд - половины запланированного времени работы двигателей, на этом участке траектории скорость полета ступени снизилась с 2.25 км/с до 1.815 км/с. Ступень испытала перегрузку сначала до 4.5 единиц, а затем - до 9.

Вот так двигатели "не зажглись".

Шлангенциркуль

#2586
https://arstechnica.com/space/2025/11/what-would-a-simplified-starship-plan-for-the-moon-actually-look-like/

чего у нас тут...
А ничего, Бергер ничего не накопал, тоже слухи обсуждает.
А в свете вероятного назначения Айзекмана в этом смысла почти нет, только развлечение.

Rocinante

https://x.com/audrey_decker9/status/1989352112728510935

ЦитироватьSpaceX's new tentative schedule for HLS, per internal document I obtained:

- Prop transfer June 2026
- Uncrewed lunar landing June 2027
- Crewed lunar landing Sept 2028

Журналист издания Politico пишет про новое приблизительное расписание SpaceX в рамках HLS:
- заправка на орбите - июнь 2026
- беспилотная посадка на Луну - июнь 2027
- посадка с экипажем - сентябрь 2028

Спойлер
Вы не можете просматривать это вложение.
[свернуть]
Кнопка "ВКЛ." просто давала сигнал к запуску с Марса. Кнопка "ВЫКЛ." вообще ни к чему не была подсоединена. Ее поставили на пульте по настоянию марсианских психологов, которые утверждали, что человек всегда чувствует себя спокойнее, имея дело с машинами, которые можно выключить

Veganin

Цитата: Rocinante от 17.11.2025 03:07:16новое приблизительное расписание SpaceX в рамках HLS:
- заправка на орбите - июнь 2026
- беспилотная посадка на Луну - июнь 2027
- посадка с экипажем - сентябрь 2028
Одна успешная беспилотная посадка не гарантирует, что с людьми тоже все будет ОК. 
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Трилобит

Цитата: Veganin от 17.11.2025 13:43:07
Цитата: Rocinante от 17.11.2025 03:07:16новое приблизительное расписание SpaceX в рамках HLS:
- заправка на орбите - июнь 2026
- беспилотная посадка на Луну - июнь 2027
- посадка с экипажем - сентябрь 2028
Одна успешная беспилотная посадка не гарантирует, что с людьми тоже все будет ОК.
Насколько я помню по контракту там две посадки без экипажа. Первая прототипом без взлета, вторая уже готовым аппаратом в полной комплектации с демонстрацией взлета и возврата на NRHO.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Veganin

Цитата: Трилобит от 17.11.2025 14:10:22Насколько я помню по контракту там две посадки без экипажа. Первая прототипом без взлета, вторая уже готовым аппаратом в полной комплектации с демонстрацией взлета и возврата на NRHO.
Тоже помню о двух, но здесь, почему-то, упоминается об одной... 
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

RaZoom

Цитата: Veganin от 17.11.2025 14:19:26
Цитата: Трилобит от 17.11.2025 14:10:22Насколько я помню по контракту там две посадки без экипажа. Первая прототипом без взлета, вторая уже готовым аппаратом в полной комплектации с демонстрацией взлета и возврата на NRHO.
Тоже помню о двух, но здесь, почему-то, упоминается об одной... 
Насколько я понял - в контракт вошла только одна беспилотная миссия ради экономии " SpaceX will perform one uncrewed demonstration mission prior to use of their system on the Artemis III mission, the first human surface expedition since 1972." https://www.nasa.gov/reference/human-landing-systems/

Но зато SpaceX хочет её расширить и совершить две посадки:
ЦитироватьNASA's Kent Chojnacki says on the same panel that for the HLS uncrewed demo mission, SpaceX will have to demonstrate landing, surviving on the surface for a couple hours, and then take off. He adds SpaceX will then attempt a second landing.
https://x.com/jeff_foust/status/1884701918057865492

Veganin

https://spacenews.com/ground-truth-why-the-lunar-program-needs-its-earthbound-network/
ЦитироватьGround truth: Why the lunar program needs its Earthbound network

by Kevin Dunne November 13, 2025



Deep Space Station 56 in Madrid is part of NASA's Deep Space Network. The 34-meter-wide dish is located at the Madrid Deep Space Communications Complex. Credit: NASA/JPL-Caltech

Машперевод
Пока мир готовится к возвращению на Луну, основное внимание по-прежнему приковано к видимой границе: ракетам, посадочным модулям и орбитальным станциям, которые сделают это возможным. Однако успех этой новой эры исследований зависит от чего-то гораздо менее заметного — инфраструктуры связи, которая обеспечивает функционирование этих миссий после того, как они покинут Землю.

Сейчас эта инфраструктура испытывает серьёзную нагрузку. Глобальная сеть наземного сегмента, связывающая космические аппараты с центром управления полётами, по-прежнему функционирует в основном в рамках, разработанных в предыдущие десятилетия. Сеть дальней космической связи НАСА и система ESTRACK ЕКА отлично зарекомендовали себя, но их возможности близки к исчерпанию. Количество лунных и межпланетных миссий, запланированных на следующее десятилетие, превысит возможности надёжной поддержки существующих наземных объектов.

Если нам не удастся модернизировать наземный сегмент параллельно с космическими аппаратами и системами запуска, следующий большой скачок человечества может быть остановлен чем-то столь простым, как пропущенный сигнал.

Растущий разрыв между амбициями и возможностями

Каждый сигнал из глубокого космоса — это чудо инженерной мысли: он проходит сотни тысяч километров, ослабевает почти до полной тишины, но все же несет данные, от которых зависят миссии.

Для спутников на низкой околоземной орбите задержка измеряется миллисекундами. Для лунных миссий она достигает секунд, а для марсианских — минут. Эту задержку невозможно устранить, но ею можно управлять, если наземная сеть устойчива, распределена и грамотно спроектирована.

Проблема в том, что инвестиции в наземную инфраструктуру не поспевают за ростом исследований. Во многих странах радиочастотные объекты устаревают быстрее, чем миссии, которые они обеспечивают. Узкое место теперь не в технологии запуска или конструкции космических аппаратов, а в архитектуре связи, связывающей их с Землёй.

Почему это важно сейчас

Программа «Артемида» и её международные аналоги — это не краткосрочные проекты. Они представляют собой начало устойчивого присутствия на Луне, которое будет опираться на непрерывный поток данных для навигации, операций, науки и, в конечном итоге, торговли.

Этот поток будет исходить не из единой государственной сети. Он будет основан на гибридной модели, сочетающей инфраструктуру ведомства с коммерческими наземными станциями, создавая по-настоящему глобальную сеть связи.

Европа уже движется в этом направлении: такие объекты, как наземная станция Гунхилли в Великобритании и космический центр Эсрейндж в Швеции, демонстрируют ценность объединения национальных и коммерческих возможностей. Однако эти примеры остаются скорее исключениями, чем правилом.

Что нужно изменить?

Отрасль должна перейти от рассмотрения наземных систем как вспомогательной инфраструктуры к признанию их стратегическими активами.

Выделяются три приоритета:

Во-первых, заложите в проект резервирование. Наземные сети должны соответствовать тем же стандартам надежности, что и космические. Это означает инвестирование в создание нескольких географически разнесённых площадок с перекрывающейся зоной покрытия и автоматизированной передачей данных между узлами.

Во-вторых, обеспечьте совместимость. Следующее поколение шлюзов должно говорить на одном языке. Открытые стандарты, такие как разработанный консорциумом DIFI, уже обеспечивают основу для подключения оборудования разных поставщиков. При их глобальном принятии сегодняшние изолированные сети могут превратиться в единую сеть, способную обмениваться мощностями и данными через границы.

В-третьих, модернизируйте цепочку передачи сигнала. От усилителей и преобразователей частоты до передачи радиочастот по оптоволокну – многие элементы, используемые в системах дальней космической связи, модернизируются для обеспечения большей мощности, большей эффективности и более интеллектуального управления отказами. Это постепенные улучшения, но в совокупности они меняют представление о возможностях наземной системы.

Новые технологии оптической связи расширят полосу пропускания, но не заменят радиочастотную связь. Каждая миссия по-прежнему будет зависеть от надежности и устойчивости радиочастотных линий связи для управления, контроля и реагирования на непредвиденные обстоятельства. Эти две системы должны развиваться совместно как взаимодополняющие основы единой архитектуры.

Сотрудничество как стратегический императив

Ни одна организация не сможет решить эту задачу в одиночку. Сеть дальней космической связи будущего будет зависеть от партнёрских отношений, выходящих за рамки ведомств и отраслей.

Правительства должны быть готовы открыть разработку инфраструктуры для частного участия. Коммерческие операторы, в свою очередь, должны взять на себя обязательство обеспечить прозрачность инженерных процессов и соблюдение общих стандартов.

Без такого сотрудничества мир рискует создать лоскутное одеяло из несовместимых систем. Это сделает лунные операции более хрупкими, а не более устойчивыми.

Призыв к переоценке приоритетов

Глобальные дискуссии о космической политике часто вращаются вокруг возможностей запуска и пилотируемых космических полётов. Это важные амбиции, но они не будут реализованы без равноценных инвестиций в наземный сегмент, который их поддерживает.

Возможность поддерживать бесперебойную связь — это не только техническое требование. Это вопрос суверенитета, безопасности и долгосрочных экономических возможностей.

Если космические державы хотят занять лидирующие позиции в формирующейся лунной экономике, им необходимо начать с укрепления инфраструктуры, лежащей в её основе. Финансирование сетей дальнего космоса следует рассматривать как часть национальной цифровой инфраструктуры, а не как дополнительный проектный расход.

Первая лунная база будет зависеть не только от того, что будет построено на Луне, но и от того, что будет поддерживаться здесь, на Земле.

Следующий шаг

Путь к устойчивому присутствию за пределами Земли будет определяться не только аппаратным обеспечением. Он будет зависеть от решений, принятых сейчас странами относительно совместного использования спектра, согласования стандартов и отношения к сетям связи как к критически важной инфраструктуре, а не второстепенным функциям. Только благодаря такому предвидению исследования могут стать и достижимыми, и долгосрочными.

Следующая эра исследований будет определяться не тем, кто первым высадится, а тем, кто дольше сохранит связь. Прежде чем человечество сможет создавать новые миры за пределами Земли, оно должно укрепить единую сеть, связывающую их все вместе.

Кевин Данн, генеральный директор ETL Systems, обладает более чем 20-летним опытом работы в сфере радиочастотных систем для спутниковой и оборонной связи. Он присоединился к ETL в 2023 году, чтобы возглавить процесс трансформации. Благодаря видению Кевина компания реализовала новаторскую программу разработки цифровых ПЧ, сократив разрыв между традиционными радиочастотными технологиями и развивающимся сегментом наземных систем с виртуализацией в облаке. Его опыт делает ETL Systems ключевым партнером для операторов спутниковой связи по всему миру.
[свернуть]

As the world prepares to return to the moon, much of the attention remains fixed on the visible frontier: the rockets, landers and orbital stations that will make it possible. Yet the success of this new era in exploration depends on something far less visible — the communications infrastructure that keeps those missions alive once they leave Earth.

Right now, that infrastructure is under strain. The global ground-segment network that links spacecraft to mission control is still operating largely within frameworks designed for past decades. NASA's Deep Space Network and ESA's ESTRACK have served with distinction, but they are nearing capacity. The number of lunar and interplanetary missions planned over the next decade will exceed what existing ground facilities can reliably support.

If we fail to modernize the ground segment in parallel with spacecraft and launch systems, the next great leap for humanity could be stalled by something as simple as a missed signal.

A growing gap between ambition and capability

Every signal from deep space is an engineering miracle, travelling hundreds of thousands of kilometers, weakened almost to silence, and yet still carrying the data on which missions depend.

For low Earth orbit satellites, the delay is measured in milliseconds. For lunar missions, it stretches into seconds and, for Mars, into minutes. This latency cannot be eliminated, but it can be managed if the Earth-based network is resilient, distributed and intelligently engineered.

The problem is that ground-infrastructure investment has not kept pace with the surge in exploration. In many countries, radio-frequency facilities have aged faster than the missions they support. The bottleneck is no longer in launch technology or spacecraft design, but in the communications architecture that links them to Earth.

Why it matters now

The Artemis program and its international counterparts are not short-term projects. They represent the beginning of a sustained lunar presence that will rely on continuous data flow for navigation, operations, science and eventually commerce.

That flow will not come from a single government network. It will come from a hybrid model that blends agency infrastructure with commercial ground stations, creating a truly global web of connectivity.

Europe is already moving in this direction, with sites such as Goonhilly Earth Station in the United Kingdom and Esrange Space Center in Sweden, demonstrating the value of combining national and commercial capacity. But these examples remain exceptions rather than the rule.

What needs to change

The industry must shift from viewing ground systems as supporting infrastructure to recognizing them as strategic assets.

Three priorities stand out:

First, build redundancy into design. Ground networks must achieve the same reliability standards as spacecraft. That means investing in multiple geographically diverse sites with overlapping coverage and automated handover between nodes.

Second, embrace interoperability. The next generation of gateways must speak a common language. Open standards such as the one developed by the DIFI Consortium already provide a foundation for connecting equipment from different suppliers. If adopted globally, they could turn today's isolated networks into a collaborative mesh capable of sharing capacity and data across borders.

Third, modernize the signal chain. From amplifiers and frequency converters to RF-over-fiber transport, many of the elements used in deep-space communication are being redesigned to handle higher power, greater efficiency and more intelligent fault management. These are incremental improvements, but together they redefine what a ground system can do.

Emerging optical-communication technologies will expand bandwidth, but they will not replace RF. Every mission will still depend on the robustness and weather-resilience of radio frequency links for command, control and contingency. The two systems must evolve together as complementary pillars of one architecture.

Collaboration as a strategic imperative

No single organization can solve this challenge alone. The deep-space communications network of the future will depend on partnerships that cross agency and industry boundaries.

Governments must be willing to open infrastructure development to private participation. Commercial operators, in turn, must commit to engineering transparency and compliance with shared standards.

Without this collaboration, the world risks creating a patchwork of incompatible systems. That would make lunar operations more fragile, not more resilient.

A call to reprioritize
The global conversation around space policy often centers on launch capability and human spaceflight. These are essential ambitions, but they will falter without equal investment in the ground segment that supports them.

The ability to maintain an unbroken communications link is not only a technical requirement. It is a matter of sovereignty, safety and long-term economic opportunity.

If spacefaring nations want to lead in the emerging lunar economy, they must begin by strengthening the infrastructure that underpins it. Funding for deep-space networks should be treated as part of national digital infrastructure, not as an optional project cost.

The first lunar base will depend not only on what is built on the lunar environment but also on what is maintained here on Earth.

The next step
The path to a sustainable presence beyond Earth will not be decided by hardware alone. It will depend on choices made now about how nations share spectrum, align standards and treat communications networks as critical infrastructure rather than background utility. Only through that foresight can exploration become both achievable and enduring.

The next era of exploration will not be defined by who lands first but by who stays connected longest. Before humanity can build new worlds beyond Earth, it must reinforce the one network that ties them all together.

Kevin Dunne, CEO of ETL Systems has over 20 years of experience in RF Systems for Satellite and Defence communications. He joined ETL in 2023 to lead transformative change. Kevin's vision has led the company through its pioneering Digital IF development program, bridging the gap between traditional RF technology and the evolving cloud-virtualized ground segment. His expertise positions ETL Systems as a key partner for Satcom operators globally.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Arzach

#2593
ЦитироватьДжефф Безос
Летный образец аппарата Blue Moon MK1, который совершит посадку рядом с кратером Шеклтона. В скором времени мы проведем полностью интегрированные контрольные испытания. Его высота составляет более 8 метров, что меньше, чем у нашего пилотируемого посадочного модуля MK2, но больше, чем у исторического посадочного модуля «Аполлон».

Вы не можете просматривать это вложение.

Ed Sch

Если MK1 успешно слетает до следующей весны, это создаст оригинальный фон для весеннего старта Artemis II.

Paleopulo

Большой, зараза. А мне даже Mk2 маленьким казался, видимо масштаб не был на картинке указан. Вполне себе серьезная вещь.

Rocinante

https://x.com/tobyliiiiiiiiii/status/1993461508014326229

ЦитироватьThe first ever look at Blue Origin's Blue Moon MK2 crew cabin mockup at NASA Johnson Space Center.

Blue Moon MK2 is enormous compared to the already giant MK1, and will host 4 astronauts for up to 30 days at a time on the Moon's surface during Artemis V.

Вы не можете просматривать это вложение.

Макет жилого отсека лендера Blue Moon MK2
Кнопка "ВКЛ." просто давала сигнал к запуску с Марса. Кнопка "ВЫКЛ." вообще ни к чему не была подсоединена. Ее поставили на пульте по настоянию марсианских психологов, которые утверждали, что человек всегда чувствует себя спокойнее, имея дело с машинами, которые можно выключить

Rocinante

https://x.com/AndrewParsonson/status/1994015320718127192

ЦитироватьBreaking from CM25: the first European to travel beyond low Earth orbit aboard an Artemis mission will be German.

Новости с Совета министров ESA: первым европейцем, который полетит за пределы LEO в рамках Artemis, станет германский астронавт
Кнопка "ВКЛ." просто давала сигнал к запуску с Марса. Кнопка "ВЫКЛ." вообще ни к чему не была подсоединена. Ее поставили на пульте по настоянию марсианских психологов, которые утверждали, что человек всегда чувствует себя спокойнее, имея дело с машинами, которые можно выключить

sychbird

Кто девушку ужинает, тот ее и танцует! ;)
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Veganin

https://arstechnica.com/space/2025/12/wary-of-picking-just-one-nasa-nears-important-decision-on-a-lunar-rover-selection/
ЦитироватьNASA seeks a "warm backup" option as key decision on lunar rover nears

ERIC BERGER – 2 ДЕК. 2025 Г. 18:30


A rendering of the Lunar Terrain Vehicle NASA may use during the an Artemis mission to the Moon. Credit: NASA

Машперевод
К тому времени, когда вторая группа астронавтов НАСА достигнет Луны в конце этого десятилетия, космическое агентство хотело бы иметь ровер, который будет их ждать. Но поскольку космическое агентство приближается к ключевому этапу отбора, некоторые правительственные чиновники ищут своего рода страховку, чтобы повысить шансы программы на успех.

Речь идёт о контракте агентства на проект «Лунный вездеход» (LTV). В апреле 2024 года космическое агентство выделило несколько десятков миллионов долларов трём компаниям — Intuitive Machines, Lunar Outpost и Astrolab — на завершение предварительного проектирования концепций транспортного средства. Затем NASA планировало сократить число компаний до одной, которая построит один или несколько роверов, высадится на Луну и будет предоставлять услуги по их обслуживани в течение десятилетия, начиная с 2029 года. За весь срок действия контракта с фиксированной ценой общая потенциальная стоимость контракта составила 4,6 миллиарда долларов.

С тех пор компании завершили проектирование, включая создание прототипов, и в августе подали окончательные заявки на гораздо более крупный контракт на оказание услуг. По данным двух источников, НАСА с тех пор изучает эти заявки и готово объявить об окончательном выборе до конца этого месяца.

НАСА может позволить себе только один

Проблема в том, что NASA может себе позволить финансировать предложение только одной компании, в результате чего два других ровера остаются на полке.

Это негативно сказывается на конкуренции и делает NASA уязвимым. Недавно один из двух новых поставщиков скафандров для NASA, Collins, вышел из программы. В результате поставщиком скафандров для лунной поверхности осталась только Axiom Space. А в 2014 году, в рамках программы Commercial Crew Program, NASA едва не передало всё своё финансирование Boeing. (SpaceX присоединилась к программе лишь в последние недели перед объявлением решения.) Более десяти лет спустя Boeing так и не поставила готовый пилотируемый космический корабль.

«Мы снова и снова убеждаемся на примере наших коммерческих программ, что два лучше, чем один», — сообщил официальный представитель агентству Ars

Короче говоря, если только одна компания занимается разработкой лунного вездехода, это означает, что будет иметь место единый сбой: если эта компания по какой-либо причине прекратит свое существование, астронавты НАСА останутся на Луне без колес.

По этой причине программа LTV в НАСА хотела бы заключить контракт на обслуживание с одной компанией, одновременно финансируя вторую компанию в качестве «теплого резерва». По сути, резервная компания получит несколько сотен миллионов долларов — ничтожную долю от общей суммы контракта — в течение следующих нескольких лет для прохождения этапа критического анализа проекта. Это последний этап перед созданием летательного аппарата. Таким образом, в случае возникновения серьезной проблемы с основной компанией, можно было бы привлечь второго претендента.

«Это был бы дешевый страховой полис», — сказал источник.

Сохранение гибкости

«Теплое» резервирование не только сохранит гибкость программы LTV, но и может предотвратить прекращение деятельности одной или нескольких компаний.

Агентство обеспокоено потерей инвестиций и инноваций, вложенных в лунную экономику двумя новейшими компаниями, занимающимися разработкой лунных роверов, Lunar Outpost и Astrolab. Хотя руководители обеих компаний заявили, что продолжат разработку луноходов, если не выиграют крупный контракт на оказание услуг, представители NASA не уверены, что это возможно. Компании заключили несколько коммерческих контрактов на свои роверы, но без инвестиций NASA может быть сложно заключить сделку. Третья компания, Intuitive Machines, имеет и другие направления деятельности помимо программы LTV.

Представители компании высоко оценили разнообразие конструкций роверов, разработанных каждой компанией, каждый из которых предназначен для различных вариантов использования: от повышения мобильности до исследовательских возможностей. Достаточно скромные требования NASA позволили компаниям разработать инновационные предложения.

«Все предлагаемые вездеходы разные, и это отличный результат соревнования», — сказал один из источников.

В настоящее время программа LTV не располагает достаточным финансированием для создания «теплого» резервного варианта. Если бы решение было принято сегодня, награду получила бы только одна компания.

Решение осложняется тем, что штаб-квартира НАСА не спешит принимать решения по подобным вопросам, даже если речь идёт о расходах в десятки миллионов долларов в год, без твёрдого руководства. Очевидно, что временный администратор Шон Даффи скоро покинет свой пост. Кандидат от НАСА Джаред Айзекман должен пройти слушание по утверждению в среду, и есть надежда, что его кандидатура будет утверждена полным составом Сената в середине декабря.

При таком графике Айзекману придется принять решение еще на ранних этапах своего пребывания в должности, чтобы сохранить запасной вариант для LTV.
[свернуть]

By the time the second group of NASA astronauts reach the Moon later this decade, the space agency would like to have a lunar rover waiting for them. But as the space agency nears a key selection, some government officials are seeking an insurance policy of sorts to increase the program's chance of success.

At issue is the agency's "Lunar Terrain Vehicle" (LTV) contract. In April 2024, the space agency awarded a few tens of millions of dollars to three companies—Intuitive Machines, Lunar Outpost, and Astrolab—to complete preliminary design work on vehicle concepts. NASA then planned to down-select to one company to construct one or more rovers, land on the Moon, and provide rover services for a decade beginning in 2029. Over the lifetime of the fixed-price services contract, there was a combined maximum potential value of $4.6 billion.

The companies have since completed their design work, including the construction of prototypes, and submitted their final bids for the much larger services contract in August. According to two sources, NASA has since been weighing those bids and is prepared to announce a final selection before the end of this month.

NASA can only afford one

The problem is that NASA can only afford to fund one company's proposal, leaving two other rovers on the cutting room floor.

This is bad for competition, and it leaves NASA vulnerable. Recently, one of NASA's two new spacesuit providers, Collins, dropped out of the program. This left only Axiom Space as a provider of suits for the lunar surface. And back in 2014, with the Commercial Crew Program, NASA very nearly awarded all of its available funding to Boeing. (SpaceX was only added in during the final weeks before the decision was announced.) More than a decade later, Boeing has yet to deliver a finished crewed spacecraft.

"We have seen, over and over again with our commercial programs, that two is better than one," an official told Ars.

In short, having just a single company advancing its lunar rover means there is a single point failure — if that company quits for whatever reason, NASA astronauts will be left without wheels on the Moon.

For this reason, the LTV program at NASA would like to award one company the services contract while also funding a second company as a "warm backup." Essentially, the backup company would receive a few hundred million dollars—a tiny fraction of the overall contract—over the next several years to progress through the critical design review phase. This is the final step before the construction of flight hardware. So if a significant problem arose with the primary company, this second bidder could be activated.

"This would be a cheap insurance policy," a source said.

Preserving flexibility

A warm backup would not only preserve flexibility in the LTV program but could also prevent one or more of the companies from going out of business.

The agency is concerned about losing the investments and innovations that two of the newest LTV companies, Lunar Outpost and Astrolab, have made in the lunar economy. Although leaders of both companies have said they will press on with lunar rover development if they don't win the large services contract, NASA officials aren't sure that will be possible. The companies have signed up some commercial customers for their rovers, but it may be difficult to close a business case without NASA's investment. The third company, Intuitive Machines, has other lines of business beyond its LTV program.

The officials praised the varying designs of the rovers by each company, each of which supports different use cases from extra mobility to research capacity. NASA's fairly lean requirements allowed the companies to develop innovative proposals.

"All of the proposed rovers are different, and it's a great result of a competition," one of the sources said.

Right now, the LTV program does not have the funding available to create a warm backup option. If the decision were made today, just a single company would receive an award.

The decision is complicated by the fact that NASA headquarters is reticent to make a decision on something like this, even at a cost of tens of millions of dollars a year, without firm leadership in place. It is clear that interim administrator Sean Duffy will be departing soon. NASA nominee Jared Isaacman is due to undergo a confirmation hearing on Wednesday, and there is some hope he will be confirmed by the full Senate in mid-December.

On such a timeline, Isaacman would need to decide early in his tenure to preserve a warm backup option for LTV.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд