Ряд технических вопросов (технические вопросы россыпью).

Автор RadioactiveRainbow, 21.10.2006 23:54:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

simple

#3060
вместо маневрового тепловоза
речь идет видимо про это:

Туман Андромедов

Цитата: Штуцер от 27.02.2024 20:00:31? ? ?
Очень витиевато расписан тяговый агрегат установщика для комплекса "Союз-5".

Штуцер

Цитата: Плейшнер от 27.02.2024 20:22:50например 11Т186 безискровой
Вы не можете просматривать это вложение.

Ну и если есть исправный на 43 площадке, зачем новый заказывать на фоне заката полигона?
Пара безыскровых и вообще пневматических была на 90 площадке (Циклон). Правда у них, наверно, мощность недостаточная.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!


Туман Андромедов

Цитата: Штуцер от 28.02.2024 10:01:43Ну и если есть исправный на 43 площадке, зачем новый заказывать на фоне заката полигона?
Тот уже не годится. Слишком давно был изготовлен и по конфигурации не подходит. Ракета "Союз-5" совсем по другому лежит на своём новом установщике.

Штуцер

Цитата: Туман Андромедов от 28.02.2024 15:09:40
Цитата: Штуцер от 28.02.2024 10:01:43Ну и если есть исправный на 43 площадке, зачем новый заказывать на фоне заката полигона?
Тот уже не годится. Слишком давно был изготовлен и по конфигурации не подходит. Ракета "Союз-5" совсем по другому лежит на своём новом установщике.
А Союз-5 то будет? ))
Морского старта не будет точно. ИМХО.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Туман Андромедов

Цитата: Штуцер от 28.02.2024 15:14:04Морского старта
На "Морском старте" установщик самоходный. Там ехать-то всего 40 метров.




C-300-2

Цитата: Feol от 05.03.2024 16:14:50Удивило значение разброса тяги 7.5% маршевого двигателя Бриза, которое приведено в методичке "СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗГОННЫМ БЛОКОМ" 2010 г., стр. 69:

"возможность значительных отклонений начальной массы РБ и установившегося уровня тяги МД от расчетных значений (соответственно ± 200 кг и ±7,5 %)"

https://www.mokb-mars.ru/wp-content/uploads/2018/04/SURB-2.pdf
Итак, разбросы подтверждаю. 
Системы регулирования двигателей С5.92 и 14Д30 аналогичны [1]. Соответственно, далее будем говорить об обоих двигателях.
В [2] приведены номинальные значения тяги с разбросами, что даёт разброс в процентах:
- на режиме большой тяги 2000 +/- 100 кгс (+/- 5%);
- на режиме малой тяги 1400 +/- 100 кгс (+/- 7,14%).
Система регулирования обеспечивает поддержание давления перед КС с точностью +/-3% [1]. Разбросы непрогнозируемых параметров (например, соотношение компонентов, их температуры и т. п.) увеличивают разброс тяги. Из-за отсутствия датчика обратной связи по давлению в КС (как это делается на ЖРД большой тяги) и выходят повышенные разбросы тяги. Правда, я считаю, они некритичны для разгонного блока - там не столь важна точная тяга, при длительном времени работы всегда можно успеть вовремя выключить двигатель.
А вот система поддержания соотношения компонентов топлива крайне важна - для наиболее полного их использования.
Система поддержания соотношения компонентов обеспечивает точность +/- 2%.
Особенностью же системы регулирования является, цитирую [1]:
ЦитироватьДля обеспечения в двигателях 14Д30.0-0 и 14Д30.0-01 (прим. С-300-2: а также С5.92 в соответствии с [2]) поддержания соотношения компонентов топлива в диапазоне не более +/-2% система регулирования поднастраивается в процессе КТИ по реальным параметрам двигателя. С этой целью по линии горючего камеры сгорания установлен дроссель с электроприводом. В стендовые магистрали на входе в двигатель устанавливаются турбинные датчики расходов для определения величин расходов. Сигнал с турбинных датчиков расхода подаётся в стендовую систему управления, которая выдаёт команду на вращение электропривода. если замеренное соотношение компонентов топлива отличается от заданного. При вращении электропривода дросселем изменяется гидравлическое сопротивление линии питания камеры компонентом топлива до тех пор, пока соотношение компонентов топлива в двигателе не станет равным заданному. Гидравлическое сопротивление изменяется в пределах 2-10 кгс/см. кв. После проведения поднастройки вал дросселя стопорится, а электропривод снимается с дросселя в целях экономии массы двигателя. Дальнейшее поддержание соотношения компонентов топлива осуществляется двигательной системой автоматически.
...
Созданная двигательная система регулирования соотношения компонентов топлива двигателя, поднастраиваемая при КТИ по реальным параметрам двигателя и обеспечивающая поддержание соотношения компонентов топлива в диапазоне не более +/-2% при длительной работе двигателя (до 3200 с), не имеет аналогов в отечественном и зарубежном двигателестроении.
Т. е. что уникального в этой схеме настройки?.. Иногда ЖРД имеют двухстадийную настройку, где первая - это настройка по результатам автономных модельных испытаний агрегатов ЖРД, вторая - по результатам ОСИ. (Иногда настройка только по результатам модельных испытаний агрегатов ЖРД.) Здесь же настройка ведётся в непосредственно в процессе КТИ, а наличие расходомеров и системы управления стенда обеспечивает регулировку настройки двигателя на номинальное значение Км за счёт наличия обратной связи. 

Источники:
1) История развития отечественных ракетно-космических двигательных установок. М.: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2018.
2) Маршевый двигатель межорбитальных буксиров "Фрегат", "Фрегат-СБ". Ю. А. Дерягин, А. В. Дубовицкий. Вестник ФГУП НПО Лавочкина, №1, 2014.

Feol

Всем пользователям нравится это сообщение.

Serge V Iz

Одно небольшое замечание: в "больших" двигателях в автоматике тоже нет обратной связи по давлению КС, да и нет в ней необходимости: суммарный эффект работы двигателя может быть измерен прямо, инерциальным датчиком.

Но, зато, имеются разнообразные датчики (в т.ч., и давления) для обнаружения аварийных режимов работы агрегатов или их предвестников.

C-300-2

Цитата: Serge V Iz от 05.03.2024 19:45:41в "больших" двигателях в автоматике тоже нет обратной связи по давлению КС
Ну чичаз, нет!..
Цитата: Serge V Iz от 05.03.2024 19:45:41да и нет в ней необходимости
Ну чичаз!

C-300-2

Цитата: Serge V Iz от 05.03.2024 19:45:41в "больших" двигателях в автоматике тоже нет обратной связи по давлению КС
Классика - РД-107, цитируется с лпре.де (что-то сайт не открывается):
ЦитироватьДля улучшения процесса регулирования в систему РКС введена обратная связь по давлению в КС, осуществляемая с помощью прецизионного датчика давления 26.

C-300-2

Лпре.де только у меня не работает?.. Хорошо хоть выкачал оттуда всё, что можно.
По 8Д44:
ЦитироватьК агрегатам системы управления, регулирования и контроля режима двигателя относятся: регулятор 14 расхода "Г" в газогенераторе - исполнительный орган системы регулирования двигателя по тяге в системе РКС, датчик обратной связи 17.
...
 При работе двигателя регулятор совместно с датчиком обратной связи 17, установленным на камере, обеспечивает устойчивую работу двигателя на заданном режиме, а также изменение режима работы двигателя (тяги) по команде от системы РКС ракеты.
Точно такие же датчики были, например, на 11Д43 и теперь есть на 14Д14М.

Feol

Тогда получается, что есть и входной сигнал на двигатель - поддать или подпридержать тягу? Не дросселирование, как я понимаю, его на Союзах и Протоне нет. В каких-то небольших пределах, видимо.
Всем пользователям нравится это сообщение.

C-300-2

Цитата: Feol от 06.03.2024 00:43:42Тогда получается, что есть и входной сигнал на двигатель - поддать или подпридержать тягу?
Да, от той самой системы управления.  :)
Цитата: Feol от 06.03.2024 00:43:42Не дросселирование, как я понимаю, его на Союзах и Протоне нет.
Почему, есть. И там и там есть форсирование/дросселирование - то самое "поддать либо попридержать тягу", просто в небольших пределах. Я уж не помню, сколько, на вскидку, по порядку величины это где-то +/-5% от номинала.
Другое дело, что нет глубокого дросселирования - на десятки процентов. Это да, чего нет, того нет.
Цитата: Feol от 06.03.2024 00:43:42В каких-то небольших пределах, видимо.
Ага, именно.

C-300-2

Вообще, есть примеры и ЖРД без обратной связи. 
Скажем, РД-180. И это - как раз пример двигателя, настраиваемого в ходе КТИ. Разработчики пишут, что такая операция за счёт высокой точности настройки и позволила отказаться от наличия обратной связи в составе двигателя.

Штуцер

Цитата: C-300-2 от 06.03.2024 00:34:05Лпре.де только у меня не работает?..
У меня работает, только грузится долго.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

simple

Цитата: C-300-2 от 05.03.2024 23:00:04Классика - РД-107
если посмотреть внимательней то возникает подозрение что это скорее исключение
УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ РД-107
 (voenmeh.ru)

C-300-2

Цитата: simple от 06.03.2024 18:13:40если посмотреть внимательней то возникает подозрение что это скорее исключение
Куда смотреть-то? Я ж выше привёл примеры других изделий - 8Д44, 11Д43, 14Д14М. Вместе с 14Д21/22 - это одни из самых массовых двигунов отечественной космонавтики.  Так что никакое не исключение.
Ради интереса можно глянуть ПГС двигателей 8К67, перешедших на "Циклон".

Feol

Любопытно, управление тягой от СУ ракеты характерно только для двигателей первых ступеней, или и для вторых, третьих и т. п. ступеней тоже? Зависит ли от количества двигателей в ДУ - один или несколько?

Вроде бы, по логике, для первых ступеней многодвигательных ДУ неприятен разнотяг. Во-первых, сразу после отрыва возникнет кренящий момент, парирование которого отклонением суммарного вектора тяги (поворот основных двигателей, их сопел, рулевых двигателей, сопел, не суть) приведёт к заносу хвоста ракеты и к возможному выходу за пределы газоотвода, что чревато повреждением старта. Как было при первом пуске Энергии, хотя причиной там была несимметричность конструкции и начальное положение сопел в нейтрали, а не разнотяг, конечно. Да и для самой ракеты небезопасно - повышенные акустические нагрузки, может задеть что-нибудь, особенно, если газодинамический старт из шахты. Далее разнотяг приведёт к полёту под некоторым углом к потоку воздуха, что увеличит потери от сопротивление воздуха и увеличит нагрузки на конструкцию. Таким образом, видится целесообразность со стороны СУ по общей обратной связи уметь устранять разнотяг подстройкой тяги двигателей. А для ступеней, запускающихся на большой высоте, вроде бы, не особо важно. Ну будет идти немного боком и ладно. Само по себе небольшое отличие тяги от номинала не должно быть особо важным. Для однодвигательных ДУ в случае любой ступени само отклонение по тяге аналогично не должно быть особо важным, а разнотяг невозможен. Разве, что между разными камерами. Но наврядли их можно регулировать по отдельности. Если так, то для двигателей однодвигательных ДУ или для ДУ, запускаемых на большой высоте, регулирование тяги может быть не предусмотрено.
Всем пользователям нравится это сообщение.