РД-0163

Автор Salo, 17.07.2008 09:50:21

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Наверное пора завести отдельную тему.
Известно не много. Самара и РККЭ в своих перспективных ракетах решили его использовать на первых ступенях.

Цитирую:
Цитата
ЦитатаИмхо, конечно, но смотрите сами :)
РД-0163 это не сдвоенный, а керосиновый вариант метанового РД-0162. Причем РД-0162 чисто однокамерный.
Теперь смотрите самую легкую РН "Русь-М Л"- у нее ПН 3 т, а двигатель один. При этом на Союзе-1 тоже один двигатель НК-33, а ПН 2 т с копейками. Значит у Руси заправка больше и двигатель мощнее. Поскольку в первом приближении ПН пропорциональна Мст, а Мст - тяге двигателя 1й ступени, то легко посчитать тягу двигателя у Руси, зная тягу НК-33. Получается примерно 250 т, как у исходного метанового РД-0162.
Понять, что из водородного РД-0120 сделали метановый РД-0162 ещё можно. Но из метанового РД-0162  делать керосиновый с  массой больше 4т это не кошерно.  :roll:
И далее:
Цитата
Цитата
Цитата
ЦитатаКстати, к вопросу о РД-0163
А что по этому поводу написано в статье "Российские трехкомпонентники все же будут" в №4 НК за этот год? ;)
Ничего.

Правильно, потому что он - не трехкомпонентник.

Внизу УРБ - тороидальный бачок аммиака для питания замкнутой системы охлаждения (и, возможно, впрыска в КС с целью повышения УИ).
Сам движок - керосинка восстановительной схемы.
И в этом случае, все равно, техкмпонентник, как ни крути (если через камеру сжигаются ТРИ компонента). :wink:


ЦитатаНамедни удалось поймать-таки человечка из Воронежа.
Вот что он уточнил по 0163-му:
1) двигателя нет не только в железе, но и в изрядной части, на бумаге. Что будет теплоносителем - аммиак или водород - еще не решили, однако пока его контур планируют незамкнутым, с впрыском в закритическую часть сопла (поэтому от термина "трехкомпонентник" он яростно отмахивался).
2) это - развитие линии РД-0155. По его словам, РД-0155 изначально замысливался, как однокамерный, однако тогда большую камеру сделать не получилось - начал падать УИ, поэтому сделали две маленькие. Теперь якобы большую камеру обсчитали и УИ уже не падает, по крайней мере, на бумаге.

Попутно было сообщено, что возобновить производство РД-0120 в приемлемые сроки сейчас практически невозможно  :(  из-за утраты технологии производства ряда специфичных компонентов форсуночной головки КС
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Можно предположить, как это сделал Bell что основой для РД-0163 послужил метановый РД-0162.
Вот что пишут о нём на сайте КБХА:



"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

17.07.2008 10:16:16 #2 Последнее редактирование: 05.05.2018 12:10:12 от Salo
Довольно низкое давление в КС (150атм) позволяет предположить, что РД-0162 это реализация метанового двигателя РД-М (открытой схемы с восстановительным ГГ) предложенного Центром Келдыша:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Видимо РД-0163 это попытка использовать наработки по РД-0162 при отказе от метана. Поскольку восстановительный ГГ на керосине сделать сложно из-за сажи, решили использовать третий компонент для запитки восстановительного ГГ. По сведениям Лютича это водород или аммиак. А попутно этот компонент решили использовать для охлаждения КС. Правда объём его небольшой (пять-десять процентов) и видимо для охлаждения может не хватить.
Впрочем могут извратиться и использовать впридачу ещё и керосин для охлаждения. :roll:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

17.07.2008 10:35:53 #4 Последнее редактирование: 05.05.2018 12:00:55 от Salo
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Bell

ЦитатаДовольно низкое давление в КС (150атм) позволяет предположить,
Да, блин... Дожили... 150 атм уже стало "довольно нихким давлением"...
ФНУ...  :P
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

RadioactiveRainbow

По сравнению с 191м (ауеть - почти 800 атм после насоса Г!!!  :shock: )...
Глупость наказуема

Bell

ЦитатаПо сравнению с 191м (ауеть - почти 800 атм после насоса Г!!!  :shock: )...
Угу... Все познается в сравнении...
Но при таких давлениях 600-800 атм и такой статистике РД-170/171 ожидать "три девятки"... Безумству храбрых поем мы песню :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

fagot

ЦитатаВидимо РД-0163 это попытка использовать наработки по РД-0162 при отказе от метана. Поскольку восстановительный ГГ на керосине сделать сложно из-за сажи, решили использовать третий компонент для запитки восстановительного ГГ.
Сложно только для замкнутой схемы, а для открытой проблем нет. Однако из описаний не следует, что третий компонент пойдет в ГГ.

ЦитатаПо сведениям Лютича это водород или аммиак. А попутно этот компонент решили использовать для охлаждения КС. Правда объём его небольшой (пять-десять процентов) и видимо для охлаждения может не хватить.
Впрочем могут извратиться и использовать впридачу ещё и керосин для охлаждения. :roll:
5 % водорода по массе достаточно для охлаждения, а при низких давлениях может и меньше. Но плотность топлива все равно сильно упадет.

fagot

ЦитатаДовольно низкое давление в КС (150атм) позволяет предположить, что РД-0162 это реализация метанового двигателя РД-М (открытой схемы с восстановительным ГГ) предложенного Центром Келдыша:
Судя по рисунку и УИ, на открытую схему не похоже.

Bell

Весь вопрос - чего они хотят добиться? Я готов допустить, что достоточно дешовый и плотный аммиак ввели только ради снижения давления и соответственного увеличения надежности, снижению требований к качеству производства двигателей, чистоты баков и т.п. вещей.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

fagot

Да куда уж надежнее обычной незамкнутой керосинки? Аммиак там совершенно не к месту.

Дмитрий В.

ЦитатаВесь вопрос - чего они хотят добиться? Я готов допустить, что достоточно дешовый и плотный аммиак ввели только ради снижения давления и соответственного увеличения надежности, снижению требований к качеству производства двигателей, чистоты баков и т.п. вещей.
Вообще-то охладитель с хорошим хладоресурсом вводят, как я понял, именно для того, чтобы поднять Рк :roll:  В ЖРД с умеренным давлением такое решение выглядит, мягко говоря, неоправданно.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

fagot

Эффективный промежуточный охладитель позволяет применить испарительную схему на двигателях больших тяг, сохраняя приличное давление в КС, теоретически может поднять УИ за счет отказа от завесы, позволяет использовать термически нестойкие компоненты топлива. Водород, кстати, в качестве такового не подходит. Но чтобы тупо сбрасывать охладитель в закритическую часть сопла, такого еще никто не придумал. В принципе возможна еще испарительная незамкнутая схема, но это тоже лажа.

Дмитрий В.

ЦитатаЭффективный промежуточный охладитель позволяет применить испарительную схему на двигателях больших тяг, сохраняя приличное давление в КС, теоретически может поднять УИ за счет отказа от завесы, позволяет использовать термически нестойкие компоненты топлива. Водород, кстати, в качестве такового не подходит. Но чтобы тупо сбрасывать охладитель в закритическую часть сопла, такого еще никто не придумал. В принципе возможна еще испарительная незамкнутая схема, но это тоже лажа.
А почему водород не подходит? Хладоресурс бешеный, молеклярная масса маленькая - можно и для привода тукрбины использовать, а потом в периферийные форсунки ФГ сбрасывать :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

fagot

ЦитатаА почему водород не подходит? Хладоресурс бешеный, молеклярная масса маленькая - можно и для привода тукрбины использовать, а потом в периферийные форсунки ФГ сбрасывать :roll:
По той же причине, что не существует испарительных водородников больших тяг. С увеличением размеров КС относительная доля тепла, переходящая в охладитель, уменьшается, соответственно уменьшается располагаемая мощность турбины и максимально возможное давление в КС становится неприемлемо малым. Промежуточный охладитель обеспечивает больший коэффициент теплопередачи и поглощает большую долю тепла, которое через теплообменник отдает низкокипящему компонету, сам же возвращается в контур. Ну и циркулировать газообразный водород тоже было бы проблематично. Если же теплоноситель сбрасывать в сопло, то УИ и с водородом упадет.

Дмитрий В.

А зачем в сопло-то? 1)Логично, и я об этом сказал, водород сбрасывать в КС через переферийные форсунки (своего рода завеса). 2)Никто не мешает сделать обычный газогенераторный ЖРД с восстановительным ГГ (водород после рубашки охлаждения+кислород). В этом случае в КС можно дожигать  уже газогенераторный газ
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

fagot

ЦитатаА зачем в сопло-то? 1)Логично, и я об этом сказал, водород сбрасывать в КС через переферийные форсунки (своего рода завеса). 2)Никто не мешает сделать обычный газогенераторный ЖРД с восстановительным ГГ (водород после рубашки охлаждения+кислород). В этом случае в КС можно дожигать уже газогенераторный газ
Ну мы же обсуждаем не как лучше, а как предложено у разработчиков. Хотя понятие "лучше" для трехкомпонентника весьма условно. :) А первый вариант к тому же не обеспечивает уход от кислого газа для замкнутой схемы.

Дмитрий В.

Цитата
ЦитатаА зачем в сопло-то? 1)Логично, и я об этом сказал, водород сбрасывать в КС через переферийные форсунки (своего рода завеса). 2)Никто не мешает сделать обычный газогенераторный ЖРД с восстановительным ГГ (водород после рубашки охлаждения+кислород). В этом случае в КС можно дожигать уже газогенераторный газ
Ну мы же обсуждаем не как лучше, а как предложено у разработчиков. Хотя понятие "лучше" для трехкомпонентника весьма условно. :) А первый вариант к тому же не обеспечивает уход от кислого газа для замкнутой схемы.
А мы точно и не знаем, что предложено у разработчиков :lol:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

fagot

По крайней мере известно, что это не трехкомпонентник в обычном понимании.