Баллистика полета "Востока". Точка посадки

Автор hlynin, 11.11.2005 00:26:28

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Liss

ЦитатаДля меня пока остаётся неясным почему Восток вышел на более высокую орбиту. Раньше я читал (не помню уже где) что на 3-й ступени отказал интегратор (не выдал команду на выключение двигателя). Поэтому двигатель проработал до полного израсходования топлива. Типа Гагарин даже это заметил и спросил у НИП на Камчатке: "Как у меня дорожка?"
 Теперь говорят что якобы произошёл сбой в системе радиоуправления.
Б.Е.Черток пишет так (книга 2, "Фили. Подлипки. Тюратам", с.436-437): Просмотрев пленки, мы убедились, что все три ступени носителя работали "без замечаний", за исключением системы радиоуправления дальностью и интеграторов скорости, выдающих команду на выключение двигателя блока А.
Радисты Михаила Борисенко дали объяснение, что отказал преобразователь постоянного тока в переменный. Но любимые Пилюгиным электролитические интеграторы скорости на центральном блоке тоже отличились. Ошибка в 0.25 м/с привела к увеличению высоты апогея относительно расчетного значения на 40 км...


Числовые значения, конечно, некорректны (апогей 327 км вместо 248 км по заданию, а для этого нужен перебор примерно в 23 м/с). Но факт двойного отказа -- и системы радиоуправления, и интеграторов -- Черток подтверждает.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

ЦитатаТеперь говорят что якобы произошёл сбой в системе радиоуправления.
 Я вот и думаю: а разве на 8К72 ещё было радиоуправление?
Факт отказа РУП при запуске Гагарина подтверждает и Н.Л.Семенов ("Незабываемый Байконур", с.457): "Ага, вот в чем дело!" Оказывается, бортовая аппаратура системы РУП "скапризничала". Точно не помню, но кажется в дешифраторе, в одном из блоков основной сигнал "проторчал" в линиях задержки больше расчетного времени. В силу этого исказились данные по дальности, что заставило счетно-решающее устройство на наземном пункте системы РУП несколько задержаться с выдачей команды на выключение двигателей. Получился небольшой перебор в скорости, отсюда и "подскочила" (вытянулась) орбита. <...>
Узнав об этом, Королев тут же приказал систему РУП из космических полетов исключить! <...> Но на боевых пусках ракет она еще продолжала работать, особенно на большие расстояния, при стрельбе по акватории Тихого океана.


В МПК говорится, что на 156-й секунде имел место отказ блока питания антенн системы радиоуправления центрального блока А, и как следствие, двигатель центрального блока выключился позже расчетного времени. Был, значит, и такой источник, ничего тут не придумано. Опять-таки детали описания отказа различаются, но сам факт не вызывает сомнений.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Добавлю еще, что при запуске "Востока" работа центрального блока должна была закончиться на 299-й секунде при скорости около 5500 м/с. Считая для простоты движение равноускоренным, имеем, что последняя секунда работы маршевого двигателя давала 36-37 м/с. Следовательно, задержки с выключением всего на 0.6-0.7 сек было достаточно для случившегося "залета" на 327 км.
Аккурат против этого случая было предусмотрено доведение скорости до расчетной на 4 рулевых двигателях. Здесь, очевидно, и "сыграл" отказ интеграторов. В итоге, пишет Н.Л.Семенов, главная команда на выключение рулевиков прошла все же от РУПа.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Cтарый

Ага! Вот стало быть и "умформер радиокомплекса" прорезался:
ЦитатаБ.Е.Черток пишет так (книга 2, "Фили. Подлипки. Тюратам", с.436-437): Просмотрев пленки, мы убедились, что все три ступени носителя работали "без замечаний", за исключением системы радиоуправления дальностью и интеграторов скорости, выдающих команду на выключение двигателя блока А.
Радисты Михаила Борисенко дали объяснение, что отказал преобразователь постоянного тока в переменный.

ЦитатаВ МПК говорится, что на 156-й секунде имел место отказ блока питания антенн системы радиоуправления центрального блока А, и как следствие, двигатель центрального блока выключился позже расчетного времени.

 Получается что это нерасчётная орбита получилась из-за отказа умформера. Причины выхода на нерасчётную орбиту космонавтам наверняка доводили. А Титов потом за давностью лет видимо просто перепутал о каком отказе шла речь.

Liss

ЦитатаПолучается что это нерасчётная орбита получилась из-за отказа умформера. Причины выхода на нерасчётную орбиту космонавтам наверняка доводили. А Титов потом за давностью лет видимо просто перепутал о каком отказе шла речь.
Черт знает. Если бы хоть был полный и внятный текст Титова, а то цитата по неизвестному источнику.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

hlynin

Давайте всё же уточним, что нам известно про время приземления КК "Восток-2-6". Про Гагарина не будем - всё уже обглодано до костей. А вот остальные "Востоки": какое время известно точно, а какое приблизительно?. Почему это мои данные разнятся с данными МПК? Некоторые приземления фиксировал сам Борисенко. А прочие?

Andy_K64

ЦитатаДавайте всё же уточним, что нам известно про время приземления КК "Восток-2-6". Про Гагарина не будем - всё уже обглодано до костей. А вот остальные "Востоки": какое время известно точно, а какое приблизительно?. Почему это мои данные разнятся с данными МПК? Некоторые приземления фиксировал сам Борисенко. А прочие?
Я думаю, тут все будет не так просто. Что считать временим приземления? Время приземления космонавта или СА? Они ведь должны были быть разными, по идее.

X


Andy_K64

ЦитатаРазумеется. Надо 2 времени.
Что-то мне подсказывает, нет там точных оценок времени. Кто его мог фиксировать? Космонавт? А больше на месте приземления никого не было. Их же не вели вертолетами с участка парашютирования. А средств объективного контроля, которые могли бы фиксировать эти времена, вроде бы на "Востоках" не было. Отсюда и расхождения.
ИМХО.

X

Время приземления фиксировали с самолетов или вертолетов ПСК.
По-моему это "Востоки-3-5", но могу и ошиьаться.

STEP

ЦитатаДавайте всё же уточним, что нам известно про время приземления КК "Восток-2-6". Про Гагарина не будем - всё уже обглодано до костей. А вот остальные "Востоки": какое время известно точно, а какое приблизительно?. Почему это мои данные разнятся с данными МПК? Некоторые приземления фиксировал сам Борисенко. А прочие?

На сколько мне известно, Борисенко ни на одном приземлении Востоков, да и других кораблей, лично не присутствовал, а регистрировал все, как скажут. Проверить его не могли, т.к. иностранных представителей на это дело вообще на пушечный выстрел не подпускали. В том и беда, что все эти наши рекорды могут быть легко опротестованы, и ничего вразумительного, кроме того, что их регистрировал Борисенко, мы сказать не сможем ... :(
Дурят нашего брата, дурят ...

Liss

Есть ли другие, не включенные в табличку данные?

Восток-2  Г.С.Титов
  Старт              06.08.1961 в 09.00
  Катапультирование  07.08.1961 в 10.11
  Посадка космонавта 07.08.1961 в 10.18
  Длительность                    25.18

Восток-3  А.Г.Николаев
  Старт              11.08.1962 в 11.30
  Катапультирование  15.08.1962 в 09.39.59
  Посадка корабля    15.08.1962 в 09.44.03
  Посадка космонавта 15.08.1962 в 09.52 [Э85 и др]
                                  09.55         [1962]
  Длительность в корабле          94.09.59
  Длительность до посадки         94.22

Восток-4  П.Р.Попович
  Старт              12.08.1962 в 11.02.33 [Борисенко]
                                  11.02.17    [Попович]
  Катапультирование  15.08.1962 в 09.46.31    [?]          
  Посадка корабля    15.08.1962 в            
  Посадка космонавта 15.08.1962 в 09.59  [Э85 и др]
                                  10.01       [1962]
  Длительность в корабле          70.43.48
  Длительность до посадки         70.57
                                  70.56.27    [оценка?]
  Длительность совместного полета 70.23.38

Восток-5  В.Ф.Быковский
  Старт              14.06.1963 в 14.58.59 [Борисенко]
                                  14.58.58    [Резниченко]
  Катапультирование  19.06.1963 в            
  Посадка корабля    19.06.1963 в            
  Посадка космонавта 19.06.1963 в 14.03 [Э85 и др]
                                  14.06       [Резниченко]
  Длительность в корабле         118.56.41
  Длительность до посадки        119.06

Восток-6  В.В.Терешкова
  Старт              16.06.1963 в 12.29.51 [Борисенко]
                                  12.29.52    [?]
  Катапультирование  16.06.1963 в            
  Посадка корабля    16.06.1963 в            
  Посадка космонавта 16.06.1963 в 11.20 [Э85 и др]
  Длительность в корабле          70.40.48
  Длительность до посадки         70.50

Время московское.
Э85 = "Красная энциклопедия"
Времена посадки В3...В6, о которых сообщалось по горячим следам, к моменту подготовки энциклопедии Глушко были уточнены на 2-3 минуты. Интересный факт.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

X

Восток-2 - то же. По-моему, как и с Гагариным приблизительно-размыто.
Восток-3 посадка КК не в 9:44.03, а в 9:44.09. Приземление фиксировали.
Восток-4 нет расхождений. Вероятно, приземление не фиксировали), а отсчитывали от Николаева (через 6 мин)
Восток-5 Катапультирование 13:55.39
13:59.59 - КК сел
14:03.00 - сел Быковский (др.данные - 14:03.01,14:03.03)
Приземление фиксировалось
Восток-6 данные размытые. Приземление не фиксировалось (перелет в 1000 км)
Данные, кажется, Борисенко, из "Актов", но книги не помню (выписал)

Очень занятно, что даже книги дают расхождение.
Кстати, "Комсомолка" напечатала 14.04.61, как Гагарин приземлился ОТДЕЛЬНО от КК (есть статья).
А потом утверждают, что никто этого не знал...

X

Так, следующая версия :-)

     Пилотируемые полеты КК "Восток"
     Время московское декретное

Восток    Ю.А.Гагарин
  Старт                      12.04.1961 в 09:06:59.7
  Отделение                  12.04.1961 в 09:18:07
  Включение ТДУ              12.04.1961 в 10:25:34   [МПК]
  Катапультирование          12.04.1961 в 10:48      [МПК]    
  Посадка СА                 12.04.1961 в 10:55      [ТАСС]
  Посадка космонавта         12.04.1961 в 11:00      [МПК]    
  Длительность в корабле                   1:41      [МПК]
  Длительность до посадки СА               1:48      [ТАСС, рекорд 30.05.1961]
  Длительность до посадки космонавта       1:53      [МПК]

  Рекорды утверждены 18.07.1961.


Восток-2  Г.С.Титов
  Старт                      06.08.1961 в 09:00    [ТАСС]
                                          08:59:57
  Отделение                  06.08.1961 в 09:11:24 [расчетное]
  Включение ТДУ
  Катапультирование          07.08.1961 в 10:11    
  Посадка СА                 07.08.1961 в 10:18    [объявлено 11.08.1961]
  Посадка космонавта         07.08.1961 в 10:18    [объявлено 11.08.1961]
  Длительность в корабле                  25:11    [Э85]
  Длительность до посадки СА              25:18    [Э85]
  Длительность до посадки космонавта      25:18    [Э85]

  Рекорды утверждены 12.03.1962.


Восток-3  А.Г.Николаев
  Старт                      11.08.1962 в 11:30    [ТАСС]
                                          11:30:00 [Борисенко]
  Включение ТДУ              15.08.1962 в 09:24    [Правда 1962]
  Катапультирование          15.08.1962 в 09:39:59 [Борисенко]
  Посадка СА                 15.08.1962 в 09:44:03
                                          09:44:09 [Борисенко]
  Посадка космонавта         15.08.1962 в 09:55    [ТАСС 1962]
                                          09:52    [Правда 1962, Э85 и др]
                                          09:52:00 [Борисенко]
  Длительность в корабле                  94:09:59 [Борисенко, Э85]
  Длительность до посадки СА              
  Длительность до посадки космонавта      94:22    [Правда 1962, Э85]

  Точка приземления космонавта 48°02'N 75°45'E     [Правда 1962]

  Рекорды утверждены 14.03.1963


Восток-4  П.Р.Попович
  Старт                      12.08.1962 в 11:02    [ТАСС]
                                          11:02:33 [Борисенко]
                                          11:02:17 [Попович]
  Включение ТДУ              15.08.1962 в 09:30    [Правда 1962]
  Катапультирование          15.08.1962 в 09:46:31 [?]          
  Посадка корабля            15.08.1962 в            
  Посадка космонавта         15.08.1962 в 10:01    [ТАСС 1962]
                                          09:59    [Правда 1962, Э85 и др]
                                          09:59:00 [Борисенко]
  Длительность в корабле                  70:43:48 [Борисенко]
                                          70:44    [Э85]
  Длительность до посадки СА              
  Длительность до посадки космонавта      70:57    [Правда 1962, Э85]
                                          70:56:27 [?]
  Длительность совместного полета         70:23:38 [Борисенко]
  Точка приземления космонавта 48°10'N 71°51'E     [Правда 1962]


Восток-5  В.Ф.Быковский
  Старт                      14.06.1963 в 15:00    [ТАСС]
                                          14:58:59 [Борисенко]
                                          14:58:58 [Резниченко]
                                          14:58:57
  Включение ТДУ
  Катапультирование          19.06.1963 в 13:55:39 [Борисенко]          
  Посадка корабля            19.06.1963 в 13:59:59 [Борисенко]
                                          14:06    [ТАСС]          
  Посадка космонавта         19.06.1963 в 14:06    [Резниченко]
                                          14:03    [Э85 и др]
                                          14:03:00 [Борисенко]
                                          14:03:01 [Хлынин]
                                          14:03:03 [Хлынин]
  Длительность в корабле                 118:56:41 [Борисенко, Э85]
  Длительность до посадки СА              
  Длительность до посадки космонавта     119:06    [Э85]


Восток-6  В.В.Терешкова
  Старт                      16.06.1963 в 12:30    [ТАСС]
                                          12:29:51 [Борисенко]
                                          12:29:52 [?]
                                          12:59:58
  Включение ТДУ
  Катапультирование          16.06.1963 в            
  Посадка корабля            16.06.1963 в 11:20    [ТАСС]          
  Посадка космонавта         16.06.1963 в 11:20    [Борисенко, Э85 и др]
  Длительность в корабле                  70:40:48 [Э85]
  Длительность до посадки СА              
  Длительность до посадки                 70:50    [Э85]

  От срабатывания ТДУ до отстрела крышки люка 15 мин 50 сек [Борисенко].

Liss

Вопрос в том, как отсечь вычисленные данные от реально зафиксированных и насколько можно доверять тем или иным данным, даже объявленным официально. Скажем, ТАСС передал времена посадки Быковского и Терешковой как времена посадки кораблей -- ошибка очевидная, но только после сверки с данными Глушко и Борисенко. Первоначально объявленные времена посадки Николаева и Поповича были уточнены в том же августе 1962 г. в официально-документальной статье "Правды" о совместном полете. Аналогичной статьи о полете Быковского и Терешковой у меня в руках нет, но ясно, что время посадки Быковского также было уточнено по горячим следам. А вот время посадки Терешковой так и осталось, как объявили первоначально.

Наиболее хорошо документированы полеты Николаева и Быковского, отчасти и Поповича; в частности, для "Востока-3" дано время включения ТДУ и все три времени в ходе приземления:

09:24    ТДУ
09:39:59  Катапультирование
09:44:09  Посадка СА
09:52    Посадка космонавта

Для "Востока-5":

13:55:39  Катапультирование
13:59:59  Посадка СА
14:03    Посадка космонавта

Борисенко в книге 1969 года дает 09:52:00 и 14:03:00, но в книге 1975 года секунды убирает, так что верить им нельзя. Но так или иначе:

* От включения ТДУ до катапультирования космонавта проходит 16 мин (для Терешковой дано 15 мин 50 сек от ТДУ до отстрела люка СА и на 500 м ниже для катапультирования);

* От катапультирования до посадки СА проходит 4:10-4:20;

* От катапультирования до посадки космонавта проходит 12-13 минут (Николаев, Попович).

Первоначально объявленное время посадки Быковского (14:06), через 10-11 мин после катапультирования, выглядит намного более разумным, чем уточненное (через 7-8 мин).

Для Титова представляется логичным считать, что 25 час 11 мин -- это действительно до катапультирования, а вот 25 час 18 мин -- величина достаточно сомнительная и вряд ли сильно точная. Да и к чему она относится, к посадке СА или космонавта, неясно.

Для Гагарина, к сожалению, изложенная в МПК версия выглядит не очень убедительно. Если исходить из момента включения ТДУ (10:25:34), то катапультирование должно было бы произойти в 10:42, посадка СА в 10:46 и космонавта в 10:54.

Могли ли эти времена сдвинуться из-за выхода "Востока" на нерасчетную орбиту? Период обращения корабля был на 0.8 мин больше расчетного. Так как срабатывание ТДУ было жестко связано с моментом запуска и выведения, точка срабатывания была где-то на эти самые 0.8 мин недолета от расчетного района посадки. Приземление же произошло с перелетом примерно на 300 км, и на такое же расстояние вперед следует сдвинуть точку входа в атмосферу. Итого, время от торможения до входа в атмосферу следует увеличить примерно на 1.5 мин, и этого недостаточно для "стыковки" нашего расчета с данными радиотехнических средств Энгельсского аэродрома (10:48 -- катапультирование, 11:00 -- посадка космонавта).

Если данные Борисенко о посадке Николаева и Быковского верны, то придется признать, что 10:55 -- это все-таки время приземления Гагарина, что катапультирование было в 10:43, а посадка СА -- в 10:47.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

X

Ясно, что пока ясно не всё.
А вот это:
Итого, время от торможения до входа в атмосферу
Что берется за вход в атмосферу. Вот сканирую НК 1994 №22, там
вход в атмосферу -- в 13:54:21 на высоте 101 км.
Почему именно 101? А у "Востоков" какая?

hlynin

Есть ли другие источники, кроме дневников Каманина, по поводу расчётной точки посадки: 110 км южнее Сталинграда?
Знаю я те места, много воды, мало дорог, море близко.
Не совсем понятна тогда причина перелёта - преждевременное отключение ДУ, неразделение отсеков - все факторы недолёта. Сильно ли повлиял большой апогей? Какая избыточная скорость была в момент включения ДУ?
Кстати, включение ДУ на какой параметр было завязано?

Kyra

The inclusion of the TDU was started by a timer in the Programmed-Time-Unit that was set before the flight.

The TDU firing was slightly short, and did not initiate separation of the SA-PO, so automatics intervened and thermal sensors initiated the pyrotechnics of separation during reentry. Thus, the system worked not as first planned, but within designed specifications for this contingency.

On the question of the apogee, I have always seen the planned orbit of the KK "Vostok" as 180 km by 235 km. This would require a specific speed and flight path angle at Block E cutoff. Thus,"Vostok-1" was too high and "Vostok-5" too low.

The high apogee would result in greater angle and a steep ballistic descent, I believe. Landing would have been further North-East if orbit was as planned. This seems correct ?

hlynin

Вообще-то хотелось спросить вначале редакцию по 1-му вопросу: кроме Каманина и МПК есть ли другая инфа по 110 км южнее Сталинграда?

Liss

Сергей, на этот вопрос даже Черток не может ответить :-(
Если правы Карпов и Формин, и торможение было по циклограмме на 71-й минуте от контакта отделения КА, то оно было раньше по трассе (больший период обращения по более высокой орбите), но зато спуск при постоянном тормозном импульсе с большей высоты был длиннее. Какой из двух факторов победит -- считать надо.
Про разделение от термодатчиков, скорее всего, просто сказки. Высота разделения явно больше, чем необходимая для их срабатывания.
Опять-таки нужно аккуратно изучать логику работы борта. Мог ли, например, интегратор в начале торможения в верхних слоях добрать необходимую скорость и сформировать команду на отделение?
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации