Форум переехал. Регистрация пользователям прежнего форума не требуется, достаточно ВОССТАНОВИТЬ ПАРОЛЬ ПРИ ВХОДЕ. Короче, жмите сюда и вводите свой почтовый адрес. Не получается восстановить пароль - пишите на noreply (собака) novosti-kosmonavtiki.ru

МРКС

Автор Salo, 30.03.2010 22:56:24

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://www.khrunichev.ru/main.php?id=4&nid=1559
ЦитатаЦАГИ провел анализ проектов многоразовой ракетно-космической системы[/size]

25.03.2010
 
ЦАГИ провел системный анализ проектных материалов различных вариантов многоразовой ракетно-космической системы (МРКС1). Работы выполнены по заказу Роскосмоса и ФГУП «ЦНИИмаш».

МРКС-1 представляет собой частично многоразовую ракету-носитель вертикального старта на основе крылатой многоразовой первой ступени, выполненной по самолетной схеме и возвращаемой в район старта для горизонтальной посадки на аэродром 1-го класса, и на основе одноразовых вторых ступеней и разгонных блоков. Крылатый многоразовый блок первой ступени оснащается маршевыми жидкостными ракетными двигателями многоразового использования.

Специалисты ЦАГИ оценили рациональную кратность использования первой ступени МРКС1, варианты демонстраторов возвращаемых ракетных блоков и необходимость их реализации.

Возвращаемая первая ступень МРКС1 позволит обеспечить высокий уровень надежности и безопасности и отказаться от выделения районов падения отделяемых частей, что повысит эффективность выполнения перспективных коммерческих программ. Указанные преимущества представляются крайне важными для России -- единственной страны в мире, имеющей континентальное расположение существующих и перспективного космодрома.   

ЦАГИ считает, что разработанные проекты МРКС1 являются качественно новым шагом в области создания перспективных многоразовых транспортных средств выведения на орбиту. Такие системы отвечают уровню развития ракетно-космической техники 21 в. и имеют существенно более высокую экономическую эффективность. В работе продемонстрирован комплексный подход при решении задач выведения на орбиту и возвращения крылатой первой ступени к точке старта.

Наиболее рациональным признан вариант ГКНПЦ им. Хруничева, включающий в себя семейство многоразовых ракет космического назначения, основанных на модульном принципе и обеспечивающих выведение на низкую околоземную орбиту широкого спектра полезных грузов.
 

На рисунке: семейство многоразовых ракет космического назначения ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
Сверхтяжелые РН разработки ГКНПЦ им. Хруничева.

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Бродяга

Однако, я давно говорил про многоразовый водородник. ;)

 Только у меня была схема, где все ступени многоразовые. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Salo

ЦитатаНу и вот в продолжении темы МКРС . На сайте http://www.federalspace.ru./main.php?id=2&nid=9864 есть строка:Создание маршевого многоразового жидкостного ракетного двигателя для первой ступени многоразовой ракетной космической системы. Выбор оптимального облика маршевого многоразового жидкостного ракетного двигателя перспективных ракет-носителей для пилотируемых космических комплексов и сверхтяжелой ракеты-носителя. Создание эффективной системы диагностики и аварий защиты двигателя» в части работ 2010-2012 г.». Шифр: ОКР «Двигатель-2015»
Начальная (максимальная) цена контракта: 516 000 000 руб.
Сроки выполнения контракта: апрель 2010 - декабрь 2012 г.

Айсберг сдвинулся с места?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ОКР «Двигатель-2015»

http://www.zakupki.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=728845
Цитата2. Цель и задачи ОКР
   2.1.  Создание маршевого многоразового жидкостного ракетного двигателя для первой ступени многоразовой ракетной космической системы, создание эффективной системы диагностики и аварийной защиты двигателя, выбор оптимального облика маршевого многоразового жидкостного ракетного двигателя перспективных ракет-носителей для пилотируемых космических комплексов и сверхтяжелой ракеты-носителя, в части работ 2010-2012 г.
   Работы проводятся на основе задела созданного в процессе выполнения ОКР в 2006-2009 гг. Информация о заделе предоставляется потенциальному участнику размещения заказа по его запросу.
2.2. Для достижения поставленных целей ОКР в 2010-2012 г. должны быть решены следующие задачи.
2.2.1. Корректировка технических требований на маршевый многоразовый жидкостной ракетный двигатель (далее - двигатель).
2.2.2. Разработка программы испытаний, адаптация стендовых систем измерения и управления для испытаний, испытание и дефектация двигателя демонстратора на топливе кислород-метан.
2.2.3. Разработка дополнений к эскизному проекту и разработка технического проекта на двигатель.
2.2.4. Разработка конструкторской документации на элементы двигателя.
2.2.5. Разработка технологической документации и изготовление элементов двигателя.
2.2.6. Разработка программы испытаний, адаптация стендовых систем измерения и управления под программу испытаний элементов двигателя.
2.2.7. Проведение расчетно-экспериментальных работ, испытание элементов двигателя, их дефектация с целью подтверждения технических решений и заявленных характеристик двигателя, в части исследования напряженно-деформированного состояния, усталостных характеристик, оптимизации параметров рабочих процессов в двигателе.
2.2.8. Выбор оптимального облика двигателя в обеспечение создания многоразовой ракетной космической системы, перспективных ракет-носителей для пилотируемых космических комплексов и сверхтяжелой ракеты-носителя.
2.2.9. Разработка рабочей документации, изготовление и  проведение автономных испытаний опытного образца системы диагностирования и аварийной защиты двигателя, а также проведение испытаний оптико-электронной системы диагностирования возгорания конструкционных материалов двигателя.

[color=yellow:47e61f92ea]3. Тактико-технические требования

3.1. Назначение двигателя.
Двигатель предназначен для использования в качестве маршевого многоразового двигателя для многоразовой ракетной космической системы, перспективных ракет-носителей для пилотируемых космических комплексов и сверхтяжелой ракеты-носителя.
Задачей, выполняемыми ракетно-космическими транспортными системами являются доставка космических аппаратов (полезной нагрузки) на различные орбиты:
­   низкие опорные орбиты;
­   высокоэллиптические орбиты, включая геопереходные к геостационарной;
­   высокие круговые орбиты, включая геостационарную и геосинхронные орбиты;
­   отлетные от Земли траектории.

3.1.1.  Двигатель выполняется с турбонасосной системой подачи компонентов топлива.

3.1.2.  Двигатель должен обеспечивать:
- многократное использование в составе двигательной установки;
- запуск и останов по команде системы управления РН;
- создание тяги по оси изделия на номинальном и форсированном режиме работы;
- создание управляющих усилий в плоскостях тангажа и рыскания по командам системы управления РН;
- изменение вектора тяги качанием камеры сгорания в двух плоскостях для создания управляющих усилий;
- включение с обеспечением режима предварительной ступени тяги;
- выключение с режима конечной ступени тяги и без перехода на нее, а также при окончании одного из компонентов топлива;
- регулирование по тяге и соотношению расходов компонентов топлива.

3.2  Технические требования

3.2.1. Тяга двигателя на Земле, тс
предварительная ступень тяги   120,0 ... 180,0   
номинальный режим тяги   200,0 ... 300,0   
форсированный режим тяги   240,0 ... 360.0   
конечная ступень тяги   70,0 ... 105,0
   
3.2.2.  Удельный импульс тяги в пустоте
на номинальном режиме тяги, м/с не менее 3286 (335с) для керосина
не менее 3532 (350с) для метана

3.2.3.  Время работы двигателя в полете, с   не менее 150

3.2.4.  Число включений двигателя в полете   1
   
3.2.5.  Кратность использования двигателя при номинальном режиме тяги    25

3.2.6.  Параметры компонентов топлива на входе в ЖРД
максимальное статическое давление на запуске и работе, МПа
кислород   0,20
горючее (РГ-1, метан) 0,20
температура компонентов топлива, К
кислород  85-90   
горючее:
РГ-1    273-288
метан   100-110

3.2.7.  Диапазон регулирования двигателя
по тяге на установившемся режиме, % ном.    - 50  ...  +20
по соотношению расходов компонентов топлива, %    
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Бродяга

Цитата
ЦитатаНу и вот в продолжении темы МКРС . На сайте http://www.federalspace.ru./main.php?id=2&nid=9864 есть строка:Создание маршевого многоразового жидкостного ракетного двигателя для первой ступени многоразовой ракетной космической системы. Выбор оптимального облика маршевого многоразового жидкостного ракетного двигателя перспективных ракет-носителей для пилотируемых космических комплексов и сверхтяжелой ракеты-носителя. Создание эффективной системы диагностики и аварий защиты двигателя» в части работ 2010-2012 г.». Шифр: ОКР «Двигатель-2015»
Начальная (максимальная) цена контракта: 516 000 000 руб.
Сроки выполнения контракта: апрель 2010 - декабрь 2012 г.

Айсберг сдвинулся с места?
Интересно, они хотят многоразовый ЖРД менее чем за 20 миллионов долларов? ;)

 Только если взять что-то уже готовое. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Lev

Цитата
Цитата
ЦитатаНу и вот в продолжении темы МКРС . На сайте http://www.federalspace.ru./main.php?id=2&nid=9864 есть строка:Создание маршевого многоразового жидкостного ракетного двигателя для первой ступени многоразовой ракетной космической системы. Выбор оптимального облика маршевого многоразового жидкостного ракетного двигателя перспективных ракет-носителей для пилотируемых космических комплексов и сверхтяжелой ракеты-носителя. Создание эффективной системы диагностики и аварий защиты двигателя» в части работ 2010-2012 г.». Шифр: ОКР «Двигатель-2015»
Начальная (максимальная) цена контракта: 516 000 000 руб.
Сроки выполнения контракта: апрель 2010 - декабрь 2012 г.

Айсберг сдвинулся с места?
Интересно, они хотят многоразовый ЖРД менее чем за 20 миллионов долларов? ;)

 Только если взять что-то уже готовое. :)
Бродяга как всегда ничего не понял. Там же ясно написано - "в части работ 2010-2012". Работы 2010-2012 - это максимум эскизный проект.
Смотрим в книгу, видим фигу... :D
Делай что должен и будь что будет


Бродяга

ЦитатаБродяга как всегда ничего не понял. Там же ясно написано - "в части работ 2010-2012". Работы 2010-2012 - это максимум эскизный проект.
Смотрим в книгу, видим фигу... :D
Как-то это нечётко написано, что это только эскизный проект. :)
 Случаем не вы писали, Lev? ;)

 Если это только эскизный проект, то это очередной слив денег и только. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Salo

Варианты метановых двигателей от КБХА:
http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=11&prod=59
ЦитатаРД0110МД, РД0162 ("Волга"), РД0162М. Метановые проекты. Перспективные многоразовые ракеты-носители

Назначение

Для экспериментальных работ по исследованию новой комбинации топлива - кислород и сжиженный природный газ (СПГ) для ЖРД перспективных многоразовых ракет-носителей. Разработан и испытан демонстрационный ЖРД РД0110МД на метановом горючем, изготовленный на базе серийного двигателя РД0110.
Успешно проведены огневые испытания РД0146М на компонетах кислород-метан.
Полученные экспериментальные данные и приобретенный опыт работ с СПГ используется при разработке двигателей перспективных многоразовых ракет-носителей.

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Бродяга

О, ну "ясен пень", -- "метановая идея" в ход пошла. :)

 Это слив денег, 100%. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Инженер проекта

ЕМНИП, Байках Хруниковцы ещё в 2001 выкатывали.

«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»

Дмитрий Виницкий

Чего выкатывали? Фанеру с пенопластом? :)
А, так, да, весна, необратима, Весна! :D

mihalchuk

ЦитатаЧего выкатывали? Фанеру с пенопластом? :)
Эскизный макет! :D

Yra Napr

Видно, что дела движутся.
В первом посте на первой картинке видно 4 ДУ у возвращаемой ступени, а на последнем слайде - 3.
За полтора года прикрутили еще одну ДУ на картинку - это процесс экстенсивного, но развития
Земля имеет форму чемодана

Salo

http://www.khrunichev.ru/main.php?id=45
ЦитатаХарактеристика    «Байкал»

Состав    
Универсальный ракетный модуль I ступени РН "Ангара" (УРМ-1), дооснащенный крылом, оперением, шасси, ДУ для возвратного полета, ракетными двигателями ориентации

Начальная масса, т  130.4

Масса при посадке, т до 18

Габаритные размеры:

длина / размах крыла / высота, м    28.5 / 17.1 / 8.5

Тип и тяга (зем./пуст.) ракетного двигателя ЖРД РД-191М (1 шт.), 196 тс / 212.6 тс

Допустимое количество полетных использований - 10 (с доведением до 25)

Тип и тяга двигателя для возвратного полета    ТРД, максимальная тяга 5 тс

Число М при разделении со II ст.    5.64

Крейсерский режим возвратного полета:
 - дальность, км    384
 - скорость, км/ч   490

Посадочная скорость, км/ч    280

Длина пробега при посадке, м    1200
Байкал только с одним РД-191, а на МРКС видно на ускорителе 4 сопла.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Yra Napr

ЦитатаБайкал только с одним РД-191, а на МРКС видно на ускорителе 4 сопла.
Ну я ж говорю:
- в 2001 - одно сопло
- в 2008 - три
- сейчас - четыре
Каков прогноз развития процесса?
Земля имеет форму чемодана

Salo

Там каждое сопло на 250-300 тс. Так что имеем эквивалент 5-6 РД-191. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитатаЭскизный макет! :D
Эксклюзивный пакет! :)
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Старый

Весна... Сопло на сопло лезет. И размножаются, размножаются...
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Дмитрий В.

Цитата
ЦитатаЭскизный макет! :D
Эксклюзивный пакет! :)

Да-а... Когда я был маленький, мне пришлось как-то лететь на Ан-2. так вот там при посадке тоэже выдавали пакеты, почти эксклюзивные. :roll:
Lingua latina non penis canina