Почти технический вопрос знатокам истории ЖРД.

Автор RadioactiveRainbow, 11.02.2009 23:54:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

RadioactiveRainbow

Собирается прога (скорее - экселевский файл или комплект файлов) для расчета охлаждения ЖРД.
Для контроля результата нужно посчитать какой-нибудь известный двигатель на предмет "сходится-не сходится".
Понятно, что высокой точности на первых порах ждать не приходится, и все же...

Собственно, вопрос. Подскажите какой-нибудь ЖРД (отечественный или буржуинский - не суть) БЕЗ завесного охлаждения (Это самое важное! Только из за этого требования тему и создаю) - чисто регенеративное.
И на каких-нибудь стандартных компонентах.
Требуется:
- компоненты
- соотношение компонентов
- давление в камере и на срезе
- тяга
Глупость наказуема

Гость 22

Что-то я на припомню таких. Вот наоборот (с завесой без проточного) - помню :)

Если найдете, сообщите здесь. Мне тоже интересно.

RadioactiveRainbow

Формально можно ОРМ-65 отнести - специально у него завеса не организовывалась... правда, сдается мне - там все равно было горячее ядро и холодная переферия.

А подскажите, что за двигатель - наоборот? :) Оффтоп, но интересно )
Глупость наказуема

Андрей Суворов

Без завесного охлаждения - только проточное - работал двигатель Гамма, стоявший в ракетах Блэк Найт и Блэк Эрроу. Пара - перекись водорода 82% и керосин. Охлаждался перекисью. Соотношение компонентов по массе - 1:8,2. Какой при этом альфа, навскидку не скажу, но, по идее, в районе 0,87. Давление в камере - 36-41 атмосфера. Тяга с одной камеры порядка 2,5 тонн.

RadioactiveRainbow

Спасибо!!! :)
Пошел копать инфу по нему.
Глупость наказуема

Bell

В плане беззавесного двиагеля интересно проработать использование в качестве горючего спиртов - этилового, пропилового, изопропилового и может даже циклогептанола. Спирты могут быть эффективными охладителями, поэтому отпадает необходимость завесы как таковой. Более того, воникает возможность создания двигателей большой тяги с тарельчаты соплом, в т.ч. пригодных для использования на первой ступени - со всеми их достоинствами.
Спирты, конечно, имеют меньший удельный импульс относитеьно керосина, но исключение потерь на завесу во многом, если не полностью, компенсирует это.

На всякий случай оговорюсь, что описанная концепция - не моя и я ни на что не претендую :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Дмитрий В.

ЦитироватьВ плане беззавесного двиагеля интересно проработать использование в качестве горючего спиртов - этилового, пропилового, изопропилового и может даже циклогептанола.

Вот ведь! А мы на фирме изопропиловый спирт для протирки термоголовок принтеров применяем! :shock:  И даже не знаем, что это отличное ракетное горючее!
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьА этиловый лучше. :wink:

Да, но у него больше "потери" во время хранения! :lol:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

Я бы даже сказал, что он имеет свойство непостижимо испаряться из герметичной тары вопреки закону сохранения вещества. И при этом ещё оказывать токсическое воздействие на печень персонала.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

RadioactiveRainbow

Смех смехом, а приятель мой по универу утверждает, что в каком-то справочнике или учебнике (не помню уже) среди недостатков этилового спирта указана "Социальная опасность"  :D
Глупость наказуема

permeakra

ЦитироватьСпирты могут быть эффективными охладителями
http://www.xumuk.ru/

У гидразина теплоемкость 98.8 Дж/(М*К) или 3087.5 дж/(кг*К)
У метанола 44.1 Дж/(М*К) или 1378 дж/(кг*К)
У этанола 2428 дж/(кг*к)
У изопропанола 2-3 кдж/(кг*К) (в зав. от Т)
у бутанолов теже 2-3 кдж/(кг*К)
у вторамилового 3.395 кдж/(кг*К)

В общем, не на сильно лучше гидразина - в жидком состоянии. Или там предполагается из испарять?

fagot

Там сравнение было с керосином, причем важна не только теплоемкость, но и теплопроводность и вязкость. При этом эффективнее керосина спирты только при разбавлении водой. Но у спиртового двигателя еще и температура в КС меньше, поэтому охлаждать такой двигатель проще. Испарять спирт не предлагается, поскольку при кипении в рубашке охлаждение существенно ухудшается, хотя при давлении выше критического можно его греть до любых температур, выдерживаемых стенкой КС.

permeakra

ЦитироватьТам сравнение было с керосином,
Сравнение с керосином - это,  в общем,  ни о чём. У него состав переменный, поэтому свойства от марки к марке могут плыть. у циклогексана, который можно принять как оч. грубое приближение теплоёмкость в районt 1800 дж/кг*К, т. е. опять же величины сопоставимые.

Цитироватьпричем важна не только теплоемкость, но и теплопроводность и вязкость.
Вязкость - понятно...
Теплопроводность - не до конца.

zyxman

Цитировать
ЦитироватьВ плане беззавесного двиагеля интересно проработать использование в качестве горючего спиртов - этилового, пропилового, изопропилового и может даже циклогептанола.

Вот ведь! А мы на фирме изопропиловый спирт для протирки термоголовок принтеров применяем! :shock:  И даже не знаем, что это отличное ракетное горючее!
Кстати я недавно сделал для себя открытие: я всегда идеализировал этиловый спирт, как лучшего друга любой электроники - универсальный растворитель всего что не нужно и при этом не повреждает что нужно, ну плюс помогает снять стресс у электронщиков :lol:
Так оказалось, уже давно не так - этиловый спирт растворяет современные пластики и покрытия на ЖКИ экранах, реагирует с современной химией и оставляет на плате матовый налет и современные электронщики тоже предпочитают другие продукты - сам проверял все его свойства :D
А вот как раз изопропиловый якобы все моет отлично и вроде ничего лишнего не растворяет, только внутрь его употреблять не стоит..
Самый существенный минус изопропилового спирта - цена - у нас он выходит раза в полтора дороже нормальной водки (этиловый хоть и сложнее купить но он все-же заметно дешевле).
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

fagot

ЦитироватьСравнение с керосином - это,  в общем,  ни о чём. У него состав переменный, поэтому свойства от марки к марке могут плыть. у циклогексана, который можно принять как оч. грубое приближение теплоёмкость в районt 1800 дж/кг*К, т. е. опять же величины сопоставимые.
С керосином вполне корректное сравнение, поскольку различия между марками невелики, к тому же в ЖРД используется весьма ограниченное их число.

ЦитироватьВязкость - понятно...
Теплопроводность - не до конца.
Чем выше теплопроводность, тем выше коэффициент теплоотдачи.

permeakra

ЦитироватьВязкость - понятно...
Теплопроводность - не до конца.
Чем выше теплопроводность, тем выше коэффициент теплоотдачи.[/quote]
Коэффециэнт пропорциональности какой?

Bell

У спиртов бОльшая теплоемкость относительно керосина из-за наличия водородных связей OH--H. Аналогично причине аномально высокой теплоемкости воды.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

Поиграл немного с Пропепом.
Жаль там нет циклогексанола. Для изопропанола вышло 295 сек при соотношении 2. RP-1 при соотношении 2,7 там же дает 290 сек. Давление в камере 150 атм, 1 атм за бортом.

Теплоемкость изопропилового спитра в диапазоне Т 30-50 гр. С - 3000 Дж/г*К - на 70% больше, чем у керосина
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

fagot