Как устроен автобус?

Автор kulch, 10.02.2009 11:58:42

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

kulch

Расскажите, пожалуйста, или - дайте ссылку, где почитать.

Меня интересуют варианты устройства многоголовых БЧ. Я смутно помню, что есть два основных варианта:
1. каждый блок имеет полностью свое наведение
2. есть блок-платформа, совершающий маневры наведения и выстреливающий боевые блоки индивидуально (кажется, это называется "автобус"?)

Интересуют технические подробности. Без цифирей, конечно, просто "на пальцах".
Спасибо :)
Юрий Кульчицкий (Kulch)
http://kulch.spb.ru

sychbird

В книге Гончара, некдавно размещенной на сайте buran.ru в разделе, посвященом разработке ракет с касетными боеголовками. Ссылка на книгу должна быть в теме новости сайта buran.ru
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

kulch

ЦитироватьВ книге Гончара...
Прочитал, спасибо :)
маловато...
Юрий Кульчицкий (Kulch)
http://kulch.spb.ru

Yuriy

Цитировать
ЦитироватьВ книге Гончара...
Прочитал, спасибо :)
маловато...

Там ни одной фотографии или рисунка "автобуса" нет. :(

Shestoper

ЦитироватьТам ни одной фотографии или рисунка "автобуса" нет. :(

Наслаждаемся...  :D

Ракета МХ



Р-39




Трайдент-2



Поларис-А3


C-300

Можно вопрос не совсем по теме? На ракете Р-27У головная часть MRV или MIRV? Т. е. индивдуального наведения блоки или нацеливаемые на одну цель?

fagot

ГЧ рассеивающегося типа.

C-300

ЦитироватьГЧ рассеивающегося типа.
Понятно. Спасибо.
Р-29РМ:
[/quote]

kulch

Ух ты, сколько секретных картинок :)
Большое спасибо!
ЦитироватьMRV или MIRV?
Объясните, плиз, подробнее - в чем разница?
Юрий Кульчицкий (Kulch)
http://kulch.spb.ru

kulch

И еще. Правильно ли я понимаю, что боевые блоки сами по себе пассивные? То есть автобус их запускает, а они уже двигателей не имеют?
Юрий Кульчицкий (Kulch)
http://kulch.spb.ru

C-300

ЦитироватьОбъясните, плиз, подробнее - в чем разница?
С сайта http://rau-rostov.narod.ru/01/bb.htm
ЦитироватьМногоблочные ГЧ в зависимости от принципа разведения ББ могут быть подразделены на следующие характерные группы (в скобках дается американская индексация ГЧ):

- многоблочные ГЧ с простым одновременным разведением («разбросом») неуправляемых ББ (ГЧ типа MRV);
- многоблочные ГЧ с последовательным прицельным разведением неуправляемых ББ (ГЧ типа MIRV);
- многоблочные ГЧ с последовательным или с последовательно-параллельным разведением управляемых ББ (ГЧ типа MARV).

           До освоения систем управления с БЦВМ многоблочные ГЧ выполнялись в виде разделяющихся (кассетных) ГЧ с одновременным разбросом ББ в конце активного участка траектории (типа MRV). Для разброса ББ использовались пиротехнические и пружинные толкатели, силы инерции и т.д. Такими устройствами и способами боевым блокам придавались дополнительные скорости в соответствующем направлении, что обеспечивало их конечное разведение, характеризуемое расстояниями между точками падения ББ в несколько километров или соответствующими интервалами следования в одну точку прицеливания. Головные части типа MRV были в свое время разработаны для советских МБР PC-10 и Р-36, а также для американской ракеты морского базирования «Поларис».

kulch

Спасибо, С-300!
Жаль только, что про MARV тут ничего нету. Это и есть пресловутые маневрирующие головки?
Юрий Кульчицкий (Kulch)
http://kulch.spb.ru

Shestoper

Они самые - будущее МБР!  :)

Хороши помимо прочего и тем, что позволяют использовать настильные высокоэнергетические траектории с малым подлетым временем и глобальные частично-орбитальные траектории неограниченной дальности. При такой траектории боеголовка на конечном участке траектории проходит через атмосферу полого, и относительно длительное время подвергается её дестабилизирущему воздействию. У неуправляемых боеголовок при этом слишком возрастает КВО для надежного поражения сильнозащищенных целей.

Вован

Байконур надолго - навсегда

C-300

ЦитироватьСпасибо, С-300!
Жаль только, что про MARV тут ничего нету. Это и есть пресловутые маневрирующие головки?
Изображение 042.jpg

Изображение 043.jpg

Изображение 044.jpg

Изображение 045.jpg

Salo

Немного здесь:
Призваны временем
ЦитироватьПЕРВАЯ В СТРАНЕ РГЧ

В середине 60-х гг. в США начались работы по созданию нового класса ракет — с разделяющимися головными частями. Первой ракетой с РГЧ стала американская БРПЛ "Поларис". Она могла оснащаться разделяющейся головной частью, состоящей из трех неуправляемых боевых блоков. Следующим шагом стала разработка межконтинентальной ракеты "Минитмен-3" с прицельным разведением трех боевых блоков. Это существенно повышало эффективность ракетных комплексов, и естественно, что в Советском Союзе обратили на это самое серьезное внимание.

Отечественные военно-технические исследования того времени уже показывали перспективность и преимущества РГЧ по сравнению с моноблочными ГЧ при поражении площадных, а при достаточной точности стрельбы — и защищенных малоразмерных целей в условиях преодоления ПРО. КБ "Южное" принимало участие в этих исследованиях.

Проводились собственные проектно-конструкторские разработки по созданию трехблочной ядерной РГЧ применительно к ракете 8К64 и по многоблочной фугасно-зажигательной РГЧ ракеты 8К67 для применения в локальных конфликтах. Поэтому поставленная перед КБ "Южное" приказом министра С. А Афанасьева № 484 от 8 декабря 1967 г. задача срочно разработать, изготовить и испытать разделяющуюся головную часть не стала особой неожиданностью. Было очевидно, что при существовавших технических возможностях второго поколения ракет реализовать в полной мере необходимые тактико-технические требования к РГЧ не удастся. Главными были политические цели: нужно было продемонстрировать наличие РГЧ на вооружении РВСН одновременно с созданием первой американской ракеты с РГЧ — "Минитмен-3".

В это время М. К Янгель принимает решение о создании из существовавших комплексов 1, 2, 3 мощного проектного КБ-1 во главе со своим заместителем В. С. Будником и о переводе в это КБ части сотрудников проектных подразделений космического КБ-3. 2 января 1968 г. был подписан приказ об образовании КБ-1 в составе четырех групп подразделений, возглавляемых заместителями главного конструктора КБ-1:

Э. М. Кашановым — отделы 103 (проектный), 121 (научно-технической информации), 123 (пневмогидросистем),

Ю. А. Сметаниным — отделы 111 (боевые блоки), 122 (аэрогазодинамика), 133 (тепломассообмен),

Н. Ф. Герасютой — отделы 113 (баллистика и динамика переходных процессов), 125 (куратор смежных организаций — разработчиков СУ), 126 (вычислительный центр и куратор смежных организаций — разработчиков СП ПРО),

П. И. Никитиным — отделы 104 (статическая прочность), 134 (расчетно-теоретический по прочности), 136 (динамические испытания).

Опытную РГЧ было решено испытывать на самой мощной ракете — Р-36 (8К67), энергетические возможности которой позволяли использовать в качестве блока РГЧ уже разработанный и проверенный в летных условиях боевой блок 8Ф673 от ракеты 8К69 мощностью 2,3 Мт.

Разработка РГЧ была поручена только что организованному проектно-конструкторскому отделу 111 боевого оснащения ракет во главе с В. А Пащенко. Первоначальные задержки в разработке были связаны с поиском конструктивной идеи отделения боевых блоков от ракеты со строго определенной боковой скоростью, чтобы ББ к моменту приближения к цели разошлись относительно друг друга на требуемые расстояния. Многочисленные варианты, перепробованные проектантами, использовавшими в основном традиционные "ракетные" способы решения задачи, оказались неэффективными. Блестящая идея, пришедшая "со стороны" — от начальника отдела прочности В. А. Серенко — использовать тягу маршевого двигателя ступени для скатывания ББ по наклонным направляющим — была принята к реализации и утверждена на совещании у Главного конструктора. Для отработки принятого варианта создавалась опытная конструкция РГЧ под индексом ОК-6500, причем для сокращения сроков в обход обычному порядку было принято нестандартное решение — все работы по РГЧ поручить одному подразделению — отделу 111, а в нем — сектору В. Г. Гудима, который, кроме проектной документации, выпустил рабочую КД, согласовав её с заводскими технологическими службами, осуществил авторский надзор за изготовлением её в производстве, организовал необходимую экспериментальную отработку, а также подготовку и проведение летных испытаний.

Немало сложностей было и с аэродинамическим обтекателем. Первоначально предполагалось им защитить всю РГЧ. Но в результате детальных проработок выяснилось, что это чрезвычайно невыгодно в массовом отношении. В конечном счете, учитывая мощную теплозащиту на ББ, рассчитанную на прохождение плотных слоев атмосферы при спуске на пассивном участке полета, было принято решение закрыть лишь центральную часть РГЧ местным "зонтиком", опирающимся на центральную стойку, а также на наконечники ББ через специальные резиновые прокладки.

Проведенные аэродинамические продувки окончательного варианта компоновки РГЧ показали, что срыв потока с выступающих за диаметр ракеты торцов ББ может возбуждать интенсивные вибрации оболочки приборного отсека ракеты, что могло быть опасным для приборов СУ. Аэродинамики нашли способ парирования этого явления путем установки под задними торцами ББ цилиндрических перфорированных экранов.

Конструкция РГЧ состояла из трех боевых блоков, размещенных на силовой платформе, которая крепилась к приборному отсеку ракеты. В наклонных направляющих швеллерах размещались на направляющих каретках установочные кольца для боевых блоков. Для уменьшения аэродинамического сопротивления ББ наклонялись к продольной оси РГЧ под небольшим углом, закрываясь местным коническим обтекателем.

В полете по достижении заданной скорости подрывались болты крепления установочных колец к платформе, и боевые блоки под действием силы ускорения на каретках скатывались по направляющим, получая необходимую боковую скорость для разведения. После схода блоков с платформы по срабатыванию концевого датчика двигатель второй ступени ракеты выключался и через гибкий кабель-фал подрывались болты крепления ББ к установочным кольцам, которые затем отделялись при помощи пружинных толкателей.

С самого начала конструкция РГЧ разрабатывалась с учетом возможности переоснащения штатных ракет 8К67, находящихся на боевом дежурстве, без извлечения их из шахтных ПУ и с минимумом доработок ШПУ и наземного проверочно-пускового оборудования.

Первый пуск ракеты 8К67 с опытной конструкцией РГЧ (ОК-6500) был успешно проведен в августе 1968 г., всего неделю спустя после испытания американцами своей первой РГЧ МК-12.

Свидетельствует очевидец:


"Принимающие боевые блоки подразделения на Камчатке привыкли к приему обычных боеголовок ракет стратегического назначения и знали, как это обычно выглядит. В небе появляется яркая светящаяся точка, "звездочка", стремительно несущаяся к Земле, затем падение блока. 23 августа все было совсем по-другому. Такого обширного фейерверка никто не ожидал увидеть, и то, что предстало перед глазами, превзошло все ожидания. Это было незабываемое зрелище как для специалистов КБ "Южное", так и для военнослужащих — хозяев приемных полей падения".
 

После этого последовали ещё три успешных экспериментальных пуска, и 18 декабря 1968 г. было принято постановление правительства о создании по образцу ОК-6500 штатной РГЧ, получившей индекс 8Ф676.

Эскизный проект ракеты 8К67 с РГЧ, получившей индекс 8К67П, был разработан в марте 1969 г. В конструкцию разделяющейся головной части по результатам экспериментальных пусков были внесены некоторые улучшения. В частности, коническая форма головного обтекателя была заменена трехволновым обводом с поверхностями двойной кривизны. Боевой блок 8Ф673 был упрочнен к воздействию механического импульса ядерного взрыва, получив новый индекс 8Ф677. В дополнение к штатной системе "Лист" в состав самой РГЧ были введены элементы комплекса средств преодоления ПРО, а установочные кольца под боевые блоки были превращены в дополнительные ложные цели. Отработка улучшенной конструкции РГЧ проводилась на площадках Павлоградского механического завода (скатывание ББ, отстрел ложных целей, отделение колец и т. д.).

Летные испытания штатной РГЧ 8Ф676 проводились в 1969-1970 гг. под руководством Государственной комиссии, председателем которой был назначен инженер-полковник Александр Сергеевич Матренин, начальник испытательного управления НИИП-5. Техническим руководителем испытаний был В. А. Пащенко. Летные испытания, включая пуски ракет на предельную дальность в акваторию Тихого океана, прошли успешно. Постановлением правительства от 26 октября 1970 г. ракета 8К67П с РГЧ 8Ф676 и боевыми блоками 8Ф677 была принята на вооружение РВСН.

Ракета 8К67П с первой в стране РГЧ еще не обеспечивала индивидуального наведения на цель каждого из трех блоков. Прицелить можно было один из блоков, либо центр их группировки. Тем не менее, применение такой РГЧ в условиях противодействия системы противоракетной обороны повысило боевую эффективность ракеты 8К67П по сравнению с ракетой 8К67 примерно вдвое.

Развертывание МБР 8К67П началось в 1971 г. К 1977 г. на боевом дежурстве находилось около 100 МБР 8К67П. Последние ракеты этого типа сняты с боевого дежурства в 1979 г.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

kulch

Спасибо, очень интересно!
Вот бы еще более-менее правдоподобные цифры по массе отдельного ББ и массе топлива, отводимого на маневры автобуса и сухой массе самого автобуса...
Наверное, я много прошу  :roll:  :shock:
Юрий Кульчицкий (Kulch)
http://kulch.spb.ru

октоген

Цифры ищите и обрящете. Хотя могу немного напЕйсать...

В общем 500-550 кт блок без сильных наворотов можно в 210-250 кг уместить со всем "мясокомбинатом". При этом термоядерный заряд может весить 180 кг.  Боеголовка 1000-1100 кг уже может дать 5 Мт.
Горох по 100 кг даст 100-150 кт мощности.

На вес боеголовок сильно влияют усиление термозащиты от лазеров, внутренняя теплозащита "ядра" от пожара как на МХ, меры по радиационной защите электроники, само собой устройства маневрирования. "Дешевые" боеголовки без излишних количеств плутония/урана/трития дают удельную мощность 2-2,2 кт/кг.

"Автобус" + средства преодоления ПРО скорее всего занимают 40-50-60% от забрасываемого веса, хотя тут еще зависит сильно от возможностей автобуса по разведению боеголовок.

По слухам недобоеголовки Булавы весят 90-95 кг и дают 100-150 кт, хотя в 150 верится что-то слабо.

Gradient

Самый навороченный автобус, LGM-118A "Peacekeeper"  





Этот попроще, LGM-30G "Minuteman-III"




Боевая ступень "Пионера"


Тоже в общем-то автобус, третья ступень Р-29РМ