КБХМ им. А.М. Исаева 50 лет

Автор Salo, 16.01.2009 21:55:53

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://www.roscosmos.ru/NewsDoSele.asp?NEWSID=5199
Цитировать16-01-2009 Конструкторскому бюро химического машиностроения имени А.М. Исаева 50 лет
   16 января 1959 года конструкторское бюро А.М. Исаева было выделено из состава НИИ-88 (Государственный союзный научно-исследовательский институт реактивного вооружения) в самостоятельную организацию. Эта дата и стала считаться днем образования КБХМ.
   Но история предприятия началась намного раньше, в суровые годы Великой Отечественной войны и неразрывно связана с именем и деятельностью одного из основоположников жидкостного ракетного двигателестроения, выдающегося конструктора и ученого, Героя Социалистического Труда Алексея Михайловича Исаева.
   4 февраля 1943 года в составе самолетостроительного ОКБ В.Ф. Болховитинова с целью обеспечения разработок самолетов с жидкостными реактивными двигателями было создано конструкторское бюро двигателей (КБД), руководство которым было поручено Алексею Михайловичу Исаеву. От создания двигателя зависела не только судьба первого реактивного самолета БИ, но и дальнейшее развитие всей реактивной авиации.
    Первенцем исаевского коллектива, выдержавшим госиспытания, стал РД-1 для реактивного самолета-перехватчика БИ.
Алексей Михайлович Исаев так описал полученный результат работы на РД-1:
«Каким же оказалось это наше первое создание? Изменение конструкции сопла, устранившее деформации, создавшее необходимую скорость жидкости в критическом сечении и вообще по всей длине сопла, в соответствии с расчетом, дало заданный ресурс всему двигателю. Этот ресурс стал определяться постепенным нарастанием на омываемой керосином стенке углеродной пленки – «коксика», затрудняющей теплопередачу в жидкость. Но главное – заданные 30 минут были получены.
   Система запуска действовала безукоризненно. Двигатель был прост и в управлении и в эксплуатации. Радикально был ликвидирован «хвост» при останове. У двигателя Душкина после останова из сопла еще долго шел огонь, выбрасывалось облако окислов, а в камере всегда оказывалась лужа смеси кислоты с керосином, которую механически выплескивали на землю скребками. В РД-1 благодаря запирающимся форсункам скоростной четырехсоткилограммовый факел обрезало мгновенно, камера оставалась совершенно сухой. Лишь иногда на одной-двух форсунках быстро догорали огоньки».
   Программа государственных стендовых испытаний, проведенных в октябре 1944 года, предусматривала 10 пусков без подхода к двигателю. Это требование было неукоснительно выполнено. За весь период испытаний двигателю не понадобилось текущего ремонта. Он проработал заданное время, его разобрали – никаких дефектов. Снятые характеристики подтвердили выполнение задания. Коллектив премировали крупной денежной премией, а через год всех наградили орденами и медалями. Это награждение за создание ЖРД было одним из первых в Советском Союзе.
   Но помимо технических результатов были и другие итоги. Образовался дружный коллектив единомышленников, выполнивший задание в совершенно новой тогда области техники в установленный срок. В коллективе появились свои традиции, подкрепленная первой победой жажда новых свершений и уверенность, что и в дальнейшем любое задание будет выполнено.
   И коллектив, и его лидер – Алексей Михайлович Исаев – отчетливо поняли, сколь непросто им будет, хотя взвалили они этот тяжелый груз на свои плечи совершенно сознательно и добровольно. Но дело было уж очень интересным и перспективным.
В 1948 году КБ Исаева было переведено в НИИ-88 в подмосковном Калининграде. В марте 1952 года в НИИ-88 были проведены организационные мероприятия по расширению фронта работ в области ЖРД. Были созданы два конструкторских бюро: ОКБ-2 во главе с А.М.Исаевым и ОКБ-3 во главе с Д.Д. Севруком. В дальнейшем, в декабре 1958 года, оба КБ были объединены в ОКБ-2, которое 16 января 1959 года было выделено из состава НИИ-88 в самостоятельную организацию. В 1967 году ОКБ-2 переименовано в КБХМ. А в 1991 году ему присвоено имя А.М.Исаева.
За годы, прошедшие со времени создания РД-1 коллективом предприятия разработано более 120 типов ЖРД и двигательных установок для изделий ракетно-космической техники, 100 из которых были приняты в эксплуатацию, а более 40 – эксплуатируются до настоящего времени. Они используются в ракетах-носителях наземного и морского базирования, в зенитных, авиационных и метеорологических ракетах, в космических аппаратах для ближнего и дальнего космоса, в пилотируемых космических кораблях и станциях. В КБХМ были созданы тормозные и корректирующие двигательные установки ТДУ и КДУ, с помощью которых осуществляется возвращение на Землю космических кораблей и маневрирование в космосе. всего за полтора года была разработана первая тормозная двигательная установка (ТДУ) для корабля «Восток», на котором совершил свой исторический полет Ю.А. Гагарин. КТДУ-80 нового поколения используются на пилотируемых кораблях «Союз ТМ» и автоматических транспортных грузовых кораблях «Прогресс М», все модули орбитальной станции «Мир» и часть модулей МКС также оснащаются подобными двигателями.
По программе Н1-Л3 для полета человека на Луну исаевцы разработали КТДУ для лунного орбитального корабля ЛОК и первый в стране кислородно-водородный ЖРД.
   КБХМ принимало участие практически во всех национальных космических программах, таких как: «Восток», «Восход», «Луна», «Венера», «Космос», «Марс», «Салют», «Мир», «Союз», «Прогресс», «Зонд», «Молния», «Полет», «Экран», «ГЛОНАСС», «Союз-Аполлон», «Вега», «Фобос».
    ГКНПЦ имени М.В. Хруничева и КБХМ имени А.М. Исаева связывают давние творческие и производственные связи. КБХМ производит жидкостные ракетные двигатели для ряда изделий, находящихся в эксплуатации и для перспективных разработок. Это - маршевые ЖРД для РБ "Бриз-М", "Бриз-КМ", ЖРД КВД1 для индийского кислородно-водородного блока 12КРБ, маршевые ЖРД КВД1М для КВРБ, РН «Ангара».
    Важнейшим этапом в многолетнем сотрудничестве Конструкторского бюро химического машиностроения имени А.М. Исаева и ГКНПЦ имени М.В. Хруничева стала интеграция КБХМ в структуру единого предприятия в качестве филиала в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 3 февраля 2007 года.

Примечателен тот факт, что свою авиационную биографию Алексей Михайлович Исаев начинал на авиационном заводе №22 в Филях (сегодня – ГКНПЦ имени М.В. Хруничева):
« ... В 30-е годы летящий самолет являл собой зрелище редкое, для многих необъяснимое, необычное и удивительное даже для тех, кто понимал основы воздухоплавания. Люди жадно слушали все, что сообщалось об авиации. За полетом самолета следили не отрываясь, восхищенно переговариваясь. Казалось, сама атмосфера жизни была пронизана авиацией. Увлекся авиацией и Алексей Михайлович Исаев. Как и всякий молодой человек, он не мог не мечтать о полете, о небе, о возможности держать штурвал самолета. Но еще он очень любил технику и уже не представлял себя без машин – он должен их изобретать, конструировать, создавать. Был один путь, который объединял, казалось бы несоединимое, можно ведь стать инженером-конструктором авиационной техники...»
Но все усилия Алексея Михайловича попасть в авиацию ни к чему не привели. И тогда он проявляет решительность и настойчивость – подает свое заявление прямо директору авиазавода. Директор авиазавода №22 – Ольга Александровна Миткевич - решила взять Исаева. На заводе Алексей Михайлович познакомился с известным авиаконструктором Виктором Федоровичем Болховитиновым, под руководством которого, прошел прекрасную школу создания новой авиационной техники.
С того времени начался взлет Алексея Михайловича Исаева как авиационного конструктора, волею судьбы, обстоятельств и личных качеств, превратившегося в конструктора ракетной, а потом и в конструктора космической техники и создавшего прекрасный коллектив единомышленников, именуемый ныне – конструкторское бюро химического машиностроения (КБХМ).
   
Пресс-служба ГКНПЦ им. М.В.Хруничева
"Были когда-то и мы рысаками!!!"