Луч-5А, Amos-5 = Протон-М/Бриз-М - 11.12.2011 15:17 ЛМВ – Байконур

Автор Liss, 31.07.2008 14:20:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Feol

Если не удастся обеспечить работоспособность звёздных датчиков, то штатное использование КА по целевому назначению без ограничений, я думаю, будет невозможно. По повышению помехоустойчивости проведён значительный объем работ в части бортового ПО приборов, шансы на улучшение ситуации есть, но если посыплется всё железо, то, ИМХО, финиш.
Всем пользователям нравится это сообщение.


Veganin

ЦитироватьЕсли не удастся обеспечить работоспособность звёздных датчиков, то штатное использование КА по целевому назначению без ограничений, я думаю, будет невозможно. По повышению помехоустойчивости проведён значительный объем работ в части бортового ПО приборов, шансы на улучшение ситуации есть, но если посыплется всё железо, то, ИМХО, финиш.
Под железом понимается только астродатчики или еще что-нибудь?  
ЦитироватьВ свете происходящего вопрос с "Лучом-5Б" вообще ребром встает.
На 12 и 13 "Муссонах" уже сейчас решили наполовину отказаться от таких ПЗВ. Будет стоять по одному ПЗВ и по одному SED26. А на "Луче-5Б" уже не особенно-то есть время что-либо менять.
Т.е. можно ожидать, что и у него что-то посыпется (астродатчики)?
А в чем причина такой низкой надежности данного типа астродатчика: производственный брак или конструктивные недостатки? Судя по сообщениям форумчан, скорее второе. Тогда возникает вопрос как вообще ненадежный элемент поставили на борт.
ЗЫ
Заказчику поставлено около 200 звездных датчиков SED16/26/36
Цитироватьhttp://www.sodern.com/sites/en/ref/SED26_154.html
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Feol

Для снижения риска в отношении нового для предприятия-изготовителя типа прибора была принята хорошо освоенная в промышленности схема, когда последовательно сменяют друг друга эвристическая, хаотическая и истерическая стадии разработки и отладки изделия :wink: . При таком подходе ввод изделия в эксплуатацию осуществляется до завершения его разработки, отделяя собой последнюю стадию от двух предыдущих. Для последней стадии разработки характерны рационализм подходов, патриотизм руководителей, героизм исполнителей и завершение отделения состояния документации от состояния изделия :). Отношения с заказчиком на этой фазе приобретают неформальный характер, основанный на нецензурной брани и угрозах физической расправы  :D
Всем пользователям нравится это сообщение.

Veganin

:) В точку. Такой подход практикуется не только в ракетно-космической отрасли, а везде, где есть госзаказчик. Лишь бы сдать изделие...
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд


kroton

ЦитироватьПо последним данным, во втором звездном датчике на "Луч-5А" те же проблемы, что и в первом - не работает цепь управления затвором. Правда, физически сам затвор на этот раз остался в открытом состоянии...

Прибор Солнцем засвечивается при штатной работе?

alis

...
ЦитироватьПрибор Солнцем засвечивается при штатной работе?


Ardan

ЦитироватьПо последним данным, во втором звездном датчике на "Луч-5А" те же проблемы, что и в первом - не работает цепь управления затвором. Правда, физически сам затвор на этот раз остался в открытом состоянии...

Объясните, пожалуйста, означает ли это, что аппарат уже можно в утиль списывать? Или все же по звездным датчикам есть запас?

alis

ЦитироватьОбъясните, пожалуйста, означает ли это, что аппарат уже можно в утиль списывать? Или все же по звездным датчикам есть запас?
...

Echidna

ЦитироватьДля снижения риска в отношении нового для предприятия-изготовителя типа прибора была принята хорошо освоенная в промышленности схема, когда последовательно сменяют друг друга эвристическая, хаотическая и истерическая стадии разработки и отладки изделия :wink: . При таком подходе ввод изделия в эксплуатацию осуществляется до завершения его разработки, отделяя собой последнюю стадию от двух предыдущих. Для последней стадии разработки характерны рационализм подходов, патриотизм руководителей, героизм исполнителей и завершение отделения состояния документации от состояния изделия :). Отношения с заказчиком на этой фазе приобретают неформальный характер, основанный на нецензурной брани и угрозах физической расправы  :D
В гранитную скрижаль и на стену Роскосмоса. :lol: Сам только что вернулся с "первой стадии", до остальных пока далеко, но чую, что все движется по проверенной схеме! :lol:

LRV_75

ЦитироватьВ гранитную скрижаль и на стену Роскосмоса. :lol:
Присоединяюсь  :)
Грустно конечно, ведь это и есть причины аварий - степень соответствия КД и ЭД реальному изделию
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Echidna

ЦитироватьГрустно конечно, ведь это и есть причины аварий - степень соответствия КД и ЭД реальному изделию
Не в этом дело. Часто бывает, когда проект новый, он видоизменяется уже по ходу дела. Все предусмотреть нельзя. Хотя как раз в грамотности главного конструктора и заложена грамотность изделия. Ну например, можно представить такое: решили поменять один блок на более тяжелый другой. Волевым решением, потому что генерал так решил. :) Допустим. Ну или по каким-то еще причинам, объективным даже.

Ну и поехало: больше масса - больше горючки, больше горючки - больше баки, больше баки - больше конструкция, больше конструкция - больше нагревателей, больше нагревателей - мощнее СЭС, мощнее СЭС - больше батареи, больше батареи - больше масса, больше масса - менять ДУ... Ну и так до бесконечности можно. Все начинает плыть, расчетное становится не расчетным, что-то уже спроектировано, а на переделку нет денег. Приходится притягивать за уши, изощряться и т.п.

Запросто бывает. Начали делать, что-то не предусмотрели, потом поняли, начали переделку и все поехало. :)
Ну или классические истории про то, как заложили что-то хорошее. А оно по ширине в ворота не пролезает цеха. Отрезали и стало еле-еле в ТЗ проходить.

Echidna

А научиться не ошибаться можно только с опытом, которого нет. Не привыкли в отрасли новое создавать. Ни приборы, ни платформы. Сделали - не получилось? Все, снять всем головы и с должностей и делать заново. Наступая на те же грабли.

LRV_75

ИМХО вся проблема в том, что на первоначальных этапах ОКРов никто не хочет говорить о проблемах. Этапы надо закрывать, деньги получать. Говорить о проблемах, например на этапе защиты ЭП или ТП это подписываться на доработку и коррекцию, а это доп. финансирование и заказчик говорит, что денег не даст (и сурово смотрит на вас, подозревая черт знает в чем), хотя весь смысл опытно конструкторской разработки и жизненного цикла изделия как раз в его итерационности, причем, чем на более раннем этапе будет этот откат на предыдущий этап тем лучше, тем менее затратным будет план мероприятий по устранению выявленных проблем, а по факту имеем, что осознание необратимости проблемы приходит на этапе изготовления первого опытного образца и устранение этой проблемы будет в разы трудозатратней, чем на начальных этапах. А заказчик вам скажет - а что же ты раньше молчал?

ps: уже молчу о том, что заложить затраты на полноценный стенд практически невозможно
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

us2-star

ЦитироватьИМХО вся проблема в том...
Вот совершенно правильно всё сказали!
А что бы Вы предложили (в реалиях, по-возможности)?
"В России надо жить долго.." (с)
"Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся.." (с)

Ded

Цитировать
ЦитироватьОбъясните, пожалуйста, означает ли это, что аппарат уже можно в утиль списывать? Или все же по звездным датчикам есть запас?

Всего 3 звездных датчика. Два в контуре управления (пока информация с них в управлении аппаратом не используется) и один на антенном блоке. Первый опыт работы показал, что данный тип звездных датчиков имеет, по словам разработчиков, проблему с помехозащищенностью, и поэтому все три нуждаются в прошивке доработанного программного обеспечения.
У первого в процессе работы сгорела цепь управления затвором, сам затвор оказался закрыт, т.е. использовать прибор нельзя.
У второго сгорела та же цепь в процессе перепрошивки ПО, но затвор остался открыт - использовать можно.
Третий (на антенне) в данный момент выключен, перепрошивка не производилась.
Есть еще ориентация на Солнце и Землю. Насколько такая точность ориентации достаточна для выполнения целевого назначения, затрудняюсь ответить, но подозреваю, что определенные ограничения потеря звездных датчиков наложит. Возможно, весьма серьезные.

Всего пара вопросов:

Как перепрошивка сжигает исполнительные цепи?

Куда в антенну засунули датчик?
Все возможно

alis

ЦитироватьВсего пара вопросов:

Как перепрошивка сжигает исполнительные цепи?

Куда в антенну засунули датчик?
...

Not

Цитировать1. Как утверждается, при некотором стечении обстоятельств возможны ситуации, когда в случае неполной прошивки (часть прошили, часть еще нет) спецвычислителем датчика могут формироваться частые сигналы управления затвором.
Потрясающе. Программа еще не загружена, а вычислитель уже работает. Чудны дела твои, Господи!