Электродинамический запуск ПН в космос

Автор Llevellyn, 19.07.2008 13:20:09

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Llevellyn

Я уже описывал свои идеи на этот счет в этой теме:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=8229&start=0
но там они погрязли во флуде, поэтому завожу новую тему. Сразу попрошу участников форума обсуждать возможную форму купола ПН в той же теме.
Смысл идеи состоит в том, что ПН можно ускорять таким способом:

по катушке протекает импульс тока, который индуцирует вихревой ток в противоположном направлении в платформе из нферромагнитного проводника, вследствие чего катушка и платформа взаимно отталкиваются.
в случае с разгоном ПН этот принцип можно было бы применить следующим образом:

зеленое - контур, создающий поле, красное - активная зона ускоряющей платформы, голубые стрелки - направление действия силы.
Я не верю в возможность человечных запусков с помощью катамульты, поэтому ограничусь примерным расчетом бесчеловечных. Как известно, печатные платы в чипах наведения баллистических снарядов выдерживают перегрузку до 70000g, я же ограничусь 1000g. Для разгона до 8км/с потребуется активный участок длиной 3км. Допустим, разгоняем капсулу общим весом в 10т, тогда нам потребуется 10000*8000*8000/2=320000000000 дж, или 320 гигаджоулей энергии. Допустим, что КПД ускорителя 20%, тогда необходимо "закачать" в него 1,6 Тдж энергии. Где их взять? Имеем электростанцию мощностью 1ГВт, сооружаем компульсаторы/униполярные генераторы/маховики на 3,2 Тдж (предполагаем, что их КПД при отдаче энергии 50%), и тогда мы сможем запускать ПН на орбиту каждый час. При стоимости электроэнергии 0,29р/квт*ч электроэнергия на запуск будет стоить 290000р.

Несколько слов о конструкции тоннеля. Допустим, что ускоряющие катушки стоят в среднем через каждые полметра, тогда на каждую из них будет приходиться по 270 МДж энергии. В простейшем варианте число накопителей энергии может быть равно числу ускоряющих катушек. Коммутация - с помощью разрядников.

Рассчитаем характеристики средней катушки. Допустим, ускоряемая ПН летит через нее со скоростью 5км/с, а усредненная активная зона катушки  -25 см. Тогда ускоряющая платформа пролетит через катушку за 0,00005 с. Рассчитаем средний ток в катушке:
Е=I^2*t
I^2=E/t=270000000/0,00005=5400000000000
I=2323790 A
Рассчитаем нагрев катушки при следующих параметрах: n=1(виток), сечение 0,04м2, диаметр 3м:
 R=pl/S
S=0,04
L=3,14*3=9,42
p= 0,000000017 (медь)
R=0,0000040035
Q=I^2*R*t=5400000000000*0,0000040035*0,00005=1080,945 дж - это смешная цифра означает, что катушку можно делать хоть из стали и мотать хоть 1000 витков - всё равно она не расплавится. К тому же p взято для температуры 20 градусов цельсия, а катушки для уменьшения сопротивления можно будет охлаждать вплоть до низкотемпературного предела хрупкости.
Теперь рассчитаем прочностные характеристики катушки. По данным моделирования в FEMM поле катушки имеет такую форму:

Усилие растяжения будет равно 1,07*10^6Н, т.е. где-то 100 тонн. Предел прочности меди на растяжение 30000Н/кв.см (для неотожженной), т.е. в 0,04м2 сечения катушки можно уместить примерно 12 витков. Но выше я указал, что вместо меди можно использовать даже сталь, предел прочности которой в десятки раз выше. К тому же катушку можно поместить в жесткий каркас с неэлектропроводным материалом, предел прочности на сжатие которого очень высок, что позволит выйти за предел прочности катушки. Таким образом, можно использовать катушки из 100 и более витков.
Теперь несколько слов об ускоряющей платформе. В ее активной зоне должен использоваться наиболее электропроводный металл для создания наибольшего тока и, как следствие, наибольшей "тяги". Форма и размеры активной зоны - предмет большого количества расчетов по механике и электродинамике, поскольку необходимо найти компромисс между "тягой" и сжимающим усилием. Поясню: при прохождении катушки активной зоной ускоряющей платформы отталкивающий импульс, в зависимости от конфигурации активной зоны,  может выдаваться под разным углом. Например, 90% импульса уйдет на отталкивание от катушки, а 10% на сжатие активной зоны ускоряющей платформы. Чем выше соотношение импульсов отталкивание/сжатие, тем ниже общий КПД системы. Но при этом импульс сжатия не должен превысить предела прочности активной зоны ускоряющей платформы.
Поскольку ускорение по ходу разгона в тоннеле происходит "толчками", то необходимо установить на ускоряющей платформе систему амортизации, которая бы "размазывала" эти "толчки" для ПН, чтобы не превысить предельную перегрузку для нее.
Поскольку разгон происходит постепенно, целесообразно было бы установить  в начала тоннеля катушки с меньшим сечением(поскольку время действия катушки на ускоряющую платформу при низких скоростях больше, то и ток нужен меньший) и с меньшим промежутком,   а в конце соответственно с бОльшим.

Таким образом, все параметры катушек зависят более всего от источника тока. При источнике тока, способном отдать указанные выше величины тока, я не вижу никаких препятствий с точки зрения законов физики для реализации этой системы.

Dude

Хотите стать миллион-первым изобретателем рейлгана?  :?

Llevellyn

ЦитироватьХотите стать миллион-первым изобретателем рейлгана? Confused
Вы бы хоть для начала узнали что это такое и почему оно не имеет никакого отношения к теме

Кенгуру

ЦитироватьЯ не верю в возможность человечных запусков с помощью катамульты, поэтому ограничусь примерным расчетом бесчеловечных. Как известно, печатные платы в чипах наведения баллистических снарядов выдерживают перегрузку до 70000g, я же ограничусь 1000g. Для разгона до 8км/с потребуется активный участок длиной 3км. Допустим, разгоняем капсулу общим весом в 10т, тогда нам потребуется 10000*8000*8000/2=320000000000 дж, или 320 гигаджоулей энергии.

Я объяснял в той теме, что если выводить 10 тонн, то в 10 раз вырастут перегрузки в атмосфере, и скорость значит будет падать быстрее в 10 раз. А если вы увеличите скорость на выходе из трубы, то сила сопротивления вырастет ещё больше, а значит, чтоб её преодолеть и скорость на выходе опять нужно будет увеличивать. Замкнутый круг. А разрывается он легко, увеличением массы.

И энергии у вас уже будут не 320 ГДж (кстати, из каких источников?), а вырастут чтото-то типа до десятков терраватт. Чуть ли не в 1000 раз больше чем в проекте поезда в космос. Откуда столько взять то? Вся планета Земля столько не производит.

Это было во-первых.

А во-вторых. Скажите мне характеристики материалов из которых должны быть наиболее нагруженные элементы вашей конструкции, а я вам посчитаю каких они должны быть размеров, чтоб выдежрать перегрузку в 1000g при весе в 10 тонн. Хотя тут по-моему и без сопромата всё ясно.


В общем, короче, нельзя выводить малые массы. Можно только большие и с медленными разгонами. А раз так, то без разницы людей в такой аппарат класть, или грузы.
http://goo.gl/vbKbqn">Самообеспечивающаяся станция-сфера с центрифугой Будущее за независимыми от Земли станциями добывающими полезные ископаемые на астероидах http://goo.gl/KNfIuz">Материалы

KBOB

Цитировать...... тогда необходимо "закачать" в него 1,6 Тдж энергии. Где их взять? Имеем электростанцию мощностью 1ГВт, сооружаем компульсаторы/униполярные генераторы/маховики на 3,2 Тдж (предполагаем, что их КПД при отдаче энергии 50%), и тогда мы сможем запускать ПН на орбиту каждый час. При стоимости электроэнергии 0,29р/квт*ч электроэнергия на запуск будет стоить 290000р.

3.2 TДж ~ 700т тротилового эквивалента. ВЫ МАССУ ротора униполярного генератора попробуйте оценить.
Россия больше чем Плутон.

Chilik

ЦитироватьЯ уже описывал свои идеи ...
но там они погрязли во флуде, поэтому завожу новую тему.
Я Вам там уже советовал сделать простую вещь. Взять и посчитать индуктивность этой катушки. Даже без полезной нагрузки в створе (там ещё коэффициенты взаимоиндукции появятся, ну их пока для ясности). Потом взять и посчитать требуемые величины тока в цепи. Потом по длительности и току оценить необходимую величину dI/dt. А уже потом из этой цифры и индуктивности катушки определить необходимое питающее напряжение. Сколько получится? Сразу увидите, что никаких 1000 витков там не может быть в принципе. И маховиков никаких - тоже.

Что касается приведённой картинки с распределением полей, то вся красивость САПРовских картинок в данном случае перешибается одной простой вещью. 0.5 Тл = 5 кЭ =  примерно полторы атмосферы давления магнитного поля на идеальный проводник. Какие 1000 g ускорения, о чём Вы?

Дмитрий Виницкий

Искал Линовскую тему про РН на веревочке. С электродвигателями, питаемыми по кабелю. Пришло в голову следующее развитие:



Ступень выводит на высоту 200 км разгонник, после чего приземляется на противоположную площадку. :D
Один недостаток - каждый второй пуск с востока на запад...
+35797748398

нейромантик

Проложить железную дорогу. За одно и реализуется проблема электромагнитного "космического поезда". Правда он будет колёсным, и половину своего времени работы будет ходить порожняком.
 :lol:
К стати, а что за вещество будет греть сия ракета? Т.е. что в баке-то? Или это нечто типа турбины, разогревающей забираемый воздух внутри себя?
Моя наглая самореклама:

art-of-blacksmith.ru

ЦитироватьИскал Линовскую тему про РН на веревочке. С электродвигателями, питаемыми по кабелю. Пришло в голову следующее развитие:



Ступень выводит на высоту 200 км разгонник, после чего приземляется на противоположную площадку. :D
Один недостаток - каждый второй пуск с востока на запад...

А если веревочку заменить на шланг и подавать по нему не только электроэнергию, но и рабочее тело ...  :roll: , то можно избавиться от крупногабаритных баков и резко снизить стартовую массу системы.  :D
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

jettero

ЦитироватьЯ уже описывал свои идеи на этот счет в этой теме:
...
Для разгона до 8км/с потребуется активный участок длиной 3км.
...
а где расчеты по сопротивлению воздуха?
там главная проблема в большом аэродинамическом сопротивлении на космических скоростях и как следствие большая потеря скорости и нагрев

dan14444

Цитироватьесли веревочку заменить на шланг
Извращенцы вы страшные...
Лучче вот чего скажите - то, что лазером можно задать канал разряда - идея старая и бородатая. Но с земли два канала в одну точку не сделаешь. На какой высоте должен висеть второй, орбитальный электрод, шоб ему вещества на второй "проводок" хватило, и какое на ентой высоте будет торможение?
Или всё-таки можно с земли, из двух сильно разнесённых точек? (Мне страшно представить то, что в этой гнутой молнии лететь будет...)
 :lol:

gans3

А представьте себе, что мы создаем "стоячую" волну, энергия для которой подводится с Земли по пробою и это волна имеет форму шара как шаровая молния ионизировав воздух вокруг снаряда.
То есть зона разрежения ионизацией не движется, раздвигая воздух, а создается в каждой точке по траектории полета.
Этот взбрык мысли гораздо реалистичнее "выдвигаемого носа" :lol:
Человеку лететь в дальний космос с исследовательскими целями так же "разумно", как залезть в ядерный реактор для изучения ядерных реакций. (c)

Llevellyn

ЦитироватьЯ объяснял в той теме, что если выводить 10 тонн, то в 10 раз вырастут перегрузки в атмосфере, и скорость значит будет падать быстрее в 10 раз. А если вы увеличите скорость на выходе из трубы, то сила сопротивления вырастет ещё больше, а значит, чтоб её преодолеть и скорость на выходе опять нужно будет увеличивать. Замкнутый круг. А разрывается он легко, увеличением массы.
удосужьтесь подсчитать хотя бы порядки вещей. вы утверждаете, что чем больше будет скорость выхода из трубы, тем меньше будет скорость на орбите?
ЦитироватьИ энергии у вас уже будут не 320 ГДж (кстати, из каких источников?)
из Е=mv^2/2
Цитироватьа вырастут чтото-то типа до десятков терраватт
какие ватты? читайте внимательнее! вы похоже весь абзац про накопители энергии пропустили
ЦитироватьСкажите мне характеристики материалов из которых должны быть наиболее нагруженные элементы вашей конструкции, а я вам посчитаю каких они должны быть размеров, чтоб выдежрать перегрузку в 1000g при весе в 10 тонн. Хотя тут по-моему и без сопромата всё ясно.
что ясно? микрочипы в баллистических снарядах 70000g выдерживают. может вспомните, какие были перегрузки при приземлении наших АМС на Луну и Венеру? Немного масштабировать силовые элементы конструкции и ничего не сломается. Тем более, можно залить какие-то хрупкие элементы какой-нибудь плотной жидкостью (или сжиженным газом), которые впоследствии можно использовать как рабочее тело для довывода на орбиту.
Да, у меня кстати есть возможность испытывать модели весом до 100г с ускорением до 10000g, могу в принципе проверить ваш сопромат на практике :)
ЦитироватьВ общем, короче, нельзя выводить малые массы.
Американцы уже выводят :) . поищите по клочевым словам american navy railgun
ЦитироватьВЫ МАССУ ротора униполярного генератора попробуйте оценить.
А попробуйте лучше вы, мне кажется вы в этом лучше разбираетесь :)
ЦитироватьЯ Вам там уже советовал сделать простую вещь. Взять и посчитать индуктивность этой катушки.
Посчитал. При 1 витке получается 6мкГн. но это я считал по формуле для длинной идеальной катушки, так что в реальности будет в разы меньше. Но и это еще не все - поскольку в момент активации катушки через нее будет пролетать ускоряющая платформа, то бОльшая часть поля катушки потратится на ее ускорение и не будет препятствовать нарастанию в катушке тока - т.е. индуктивность еще уменьшится.
Теперь грубо подсчитаем требуемую для разгона ускоряющей платформы индуктивность катушки по формуле Е=LI^2/2. Допустим, мы хотим, для достижения КПД в 20%, закачать в поле половину всей энергии, поступающей в катушку. Тогда нам потребуется всего 4 витка!
ЦитироватьПотом взять и посчитать требуемые величины тока в цепи. Потом по длительности и току оценить необходимую величину dI/dt. А уже потом из этой цифры и индуктивности катушки определить необходимое питающее напряжение.
Допустим, имеем с учетом всех вышеперечисленных факторов катушку с индуктивностью в 10 мкГн. Чтобы ток с пиком в 2МА прошел через нее за 0,00005с, источник питания должен быть с напряжением в 2,5МВ - много, но вполне достижимо, если соединить несколько источников питания последовательно. Тут конечно маховик не подойдет, но подойдет что-нибудь еще.
ЦитироватьСразу увидите, что никаких 1000 витков там не может быть в принципе
1000 витков конечно не может быть, тут я погорячился, но 100 витков вполне может быть на начальном этапе разгона. Но дело тут не в витках
Цитировать0.5 Тл = 5 кЭ = примерно полторы атмосферы давления магнитного поля на идеальный проводник. Какие 1000 g ускорения, о чём Вы?
А вы о чем? У меня при 1 Тл алюминиевая платформа весом 20г с грузом весом 80г ускоряется до 10000g в домашних условиях. Могу видео показать :D .

dan14444

ЦитироватьА представьте себе, что мы создаем "стоячую" волну, энергия для которой подводится с Земли по пробою и это волна имеет форму шара как шаровая молния ионизировав воздух вокруг снаряда.

Не понял... Поподробне...

А плазму перед корабликом можно банально двумя наземными лазерами получить, там не столько в мощность всё упрётся, сколько в наведение...

Lin

"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

Кенгуру

Цитировать
ЦитироватьЯ объяснял в той теме, что если выводить 10 тонн, то в 10 раз вырастут перегрузки в атмосфере, и скорость значит будет падать быстрее в 10 раз. А если вы увеличите скорость на выходе из трубы, то сила сопротивления вырастет ещё больше, а значит, чтоб её преодолеть и скорость на выходе опять нужно будет увеличивать. Замкнутый круг. А разрывается он легко, увеличением массы.
удосужьтесь подсчитать хотя бы порядки вещей.

Уже всё давно посчитал в теме про поезд в космос.


Цитироватьвы утверждаете, что чем больше будет скорость выхода из трубы, тем меньше будет скорость на орбите?

Не скорость на орбите, а сила сопротивления воздуха и как следствие сила торможения поезда в атмосфере. А до орбиты, просто заменив в проекте позда в космос вес со 100 тонн на 10, вы не доберётесь.

Почему я уже объяснил выше, спорит на эту тему не хочу, потому, что это тоже самое, что спорить о законах Ньютона.


Цитировать
ЦитироватьИ энергии у вас уже будут не 320 ГДж (кстати, из каких источников?)
из Е=mv^2/2
Цитироватьа вырастут чтото-то типа до десятков терраватт
какие ватты? читайте внимательнее! вы похоже весь абзац про накопители энергии пропустили

Имеется в виду фраза: "сооружаем компульсаторы/униполярные генераторы/маховики на 3,2 Тдж" ?

Какие аналоги таких сооружений вы знаете?


Цитировать
ЦитироватьСкажите мне характеристики материалов из которых должны быть наиболее нагруженные элементы вашей конструкции, а я вам посчитаю каких они должны быть размеров, чтоб выдежрать перегрузку в 1000g при весе в 10 тонн. Хотя тут по-моему и без сопромата всё ясно.
что ясно? микрочипы в баллистических снарядах 70000g выдерживают.

Ваш снаряд будет состоять из 10 тонн микрочипов? Я просил назвать характеристики материалов, для рассчёта на прочность, а не сколько выдерживают микрочипы.


Цитироватьожет вспомните, какие были перегрузки при приземлении наших АМС на Луну и Венеру? Немного масштабировать силовые элементы конструкции и ничего не сломается. Тем более, можно залить какие-то хрупкие элементы какой-нибудь плотной жидкостью (или сжиженным газом), которые впоследствии можно использовать как рабочее тело для довывода на орбиту.
Да, у меня кстати есть возможность испытывать модели весом до 100г с ускорением до 10000g, могу в принципе проверить ваш сопромат на практике Smile

Это назывется ударные перегрузки. Вы не знаете чем они отличаются?

И вы, что, вместо 10 тонн собрались уже 100 грамм в космос оптравить?


Скажу честно, мне чего-то лень продолжать.
http://goo.gl/vbKbqn">Самообеспечивающаяся станция-сфера с центрифугой Будущее за независимыми от Земли станциями добывающими полезные ископаемые на астероидах http://goo.gl/KNfIuz">Материалы

gans3

Когда существо заметит, что масса не входит ни в формулу аэродинамического нагрева, ни в формулу ветрового напора?
Человеку лететь в дальний космос с исследовательскими целями так же "разумно", как залезть в ядерный реактор для изучения ядерных реакций. (c)

Llevellyn

ЦитироватьКакие аналоги таких сооружений вы знаете?
в университете Сандии, на Z-machine, получают 290ТВт в пересчете на ватты http://zpinch.sandia.gov/
ЦитироватьВаш снаряд будет состоять из 10 тонн микрочипов? Я просил назвать характеристики материалов, для рассчёта на прочность, а не сколько выдерживают микрочипы.
какие вам нужны характеристики материалов? про микрочипы я писал, поскольку этот элемент труднее всего масштабировать/усиливать
ЦитироватьЭто назывется ударные перегрузки. Вы не знаете чем они отличаются?
фразу "при приземлении" понимать как  "при спуске"
ЦитироватьИ вы, что, вместо 10 тонн собрались уже 100 грамм в космос оптравить?
извините, для симуляции модели весом в 10 тонн мне пока не хватает финансов

Кенгуру

Цитировать
ЦитироватьКакие аналоги таких сооружений вы знаете?
в университете Сандии, на Z-machine, получают 290ТВт в пересчете на ватты http://zpinch.sandia.gov/

Фраза "The most recent advance resulted in an output X-ray power of about 290 trillion watts -- for billionths of a second", оначает, что 290 триллионов Ватт, в течении биллионной доли секунды.

То есть при делении на миллиард получается энергии всего лишь 290 килоДжоулей.
http://goo.gl/vbKbqn">Самообеспечивающаяся станция-сфера с центрифугой Будущее за независимыми от Земли станциями добывающими полезные ископаемые на астероидах http://goo.gl/KNfIuz">Материалы

Llevellyn

Цитироватьоначает, что 290 триллионов Ватт, в течении биллионной доли секунды.
я в курсе. просто таким образом я хотел продемонстрировать, что такие высокие токи возможно создавать в такие короткие времена.

да, и кстати
ЦитироватьНе скорость на орбите, а сила сопротивления воздуха и как следствие сила торможения поезда в атмосфере. А до орбиты, просто заменив в проекте позда в космос вес со 100 тонн на 10, вы не доберётесь.
Где, по-вашему, лежит предел между "доберетесь" и "не доберетесь"? 100 тонн доберется, а 99 - нет? А если уменьшить площадь сечения? плотность воздуха? увеличить угол, под которым вылетает ПН?