Возгорание травы на месте посадки СА Союза

Автор Salo, 19.06.2008 12:17:46

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Нашёл интересную информацию в книге " Ракетно-космическая корпорация Энергия имени С.П.Королёва. На рубеже двух веков 1996-2001" стр. 570-571:
ЦитироватьЭкипаж 27-й основной экспедиции орбитального комплекса «Мир» в составе В.М. Афанасьева, С.В. Авдеева и Ж.-П. Эньере (Франция), проведя работы по консервации станции, возвратился на Землю на корабле «Союз ТМ-29». Спуск и посадка корабля состоялись 28 августа 1999 г. и прошли по штатной программе. Однако посадка сопровождалась возгоранием сухой травы, и кольцо огня окружило спускаемый аппарат. Такого не было за всю историю полетов. Огонь буквально за минуты потушили экипажи поисково-эвакуационных машин с помощью переносных огнетушителей.
Для анализа причин возгорания по Приказу генерального конструктора от 9 сентября 1999 г. была организована комиссия под председательством заместителя начальника отдела 103 Е.П. Уткина. В поисках причин степного пожара на месте приземления корабля «Союз ТМ-29» были выполнены трудные многоплановые и длительные исследования с привлече нием многих специалистов Корпорации. Основные направления этих исследований состояли, с одной стороны, в определении свойств травы (условий ее возгорания) и, с другой стороны, в поиске источника, который привел к возгоранию.
Последнее было самым сложным. Анализ имеющихся данных о высокой и сухой степной траве, консультации со специалистами Института пожарной охраны (ВНИИ ПО, г. Балашиха) позволили установить, что такая трава может загореться в атмосферных условиях при температуре не ниже 240°С с длительностью воздействия около 1...2с и при ветре скоростью более 0,25 м/с. При посадке корабля «Союз ТМ-29» ветер был силой 3...6 м/с, но температура внешней поверхности аппарата не превышала 50...70°С и, следовательно, не могла быть причиной пожара. В связи с этим комиссия рассмотрела ряд версий, которые могли бы объяснить возможное активное воздействие на траву со стороны бортовых систем аппарата.
Выброс перекиси водорода из системы исполнительных органов спуска однозначно привел бы к воспламенению. Но эта версия отпала после исследования состояния системы с препарацией магистралей и двигателей. Способствовать пожару мог бы и выброс остатков кислорода, однако анализ пневмосхемы системы обеспечения газового состава и ее арматуры исключил и это предположение. Рассматривалась возможность электрического разряда, но элементы высоковольтного светового маяка оказались неповрежденными, т.е. изолированными, а на контактах электроплат не бывает напряжения выше шести вольт. Еще раз исследовалось влияние газовых струй двигателей мягкой посадки. Результаты были отрицательными, поскольку длительность работы двигателей всего 0,15 с, а струя пороховых газов нейтральная и действует как огнетушитель. К тому же, на месте, над которым работали двигатели, остались вырытые струями ямы, но не следы горения. Таким образом, исследования практически зашли в тупик. Ситуация, образно говоря, выглядела так: горючее есть, но нет спички.
Параллельно с анализом указанных версий по записям угловых скоростей восстанавливалась картина перекатывания спускаемого аппарата после первого контакта с грунтом. Из нее следовало, что произошел удар о грунт выступающим за обвод аппарата тангажным блоком (два двигателя ориентации, закрытые кожухом). Это было видно и при осмотре конструкции СА: верхняя часть оболочки блока частично оторвана, сопло двигателя погнуто, вокруг него повреждена внутренняя теплоизоляция. Такого рода деформации наблюдались и раньше. Тем не менее, была поставлена задача исследовать температурные поля внутри тангажного блока, и, наконец-то, работа в этом направлении дала результат. Как показали расчеты, теплоизоляция вокруг двигателей к моменту посадки нагревается до 400°С за счет тепла, выделяемого двигателями при их работе на спуске и парашютировании.
Частицы этой теплоизоляции могли быть выброшены во время или после удара тангажного блока о грунт в процессе разрушения и упругих деформаций его конструкции. В этом случае выполняются все условия для возгорания травы (температура, длительность воздействия, ветер). Эта версия подтверждалась тем, что имелся не один, а четыре очага возгорания, зафиксированные видеосъемкой с поискового вертолета, Очаги располагались между спускаемым аппаратом и точкой его первого контакта с грунтом, т.е. в зоне, где произошло разрушение тангажного блока.
Комиссия проверила и подтвердила безопасность экипажа при такого рода пожарах. Во-первых, интенсивность тепловыделения при горении травы невелика, а фронт огня уходит от спускаемого аппарата со скоростью около 3 м/с. Во-вторых, экипаж находится внутри снабженного теплозащитой аппарата, вентиляционные отверстия которого могут быть закрыты вручную, а состав газа в изолированном объеме кабины в течение многих часов может поддерживаться автономными бортовыми средствами.
Случившееся относится к весьма маловероятным ситуациям, поскольку связано с одновременным стечением ряда обстоятельств и условий, например наличием легковоспламеняющейся травы, именно такой деформации тангажного блока, при которой возможно выпадение частиц теплоизоляции. Поэтому рекомендации комиссии сводятся к проверке достаточности и увеличению при необходимости количества огнетушителей на поисково-эвакуационных средствах, а также к введению дополнительного эластичного слоя в пакет теплоизоляции для предотвращения выброса частиц.
Комиссия закончила свою работу только к концу февраля 2000 г. и выпустила соответствующее заключение.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Shin

Немножно не про траву, конечно, но всё же. :)

Я полез смотреть фотки посадки этой и обнаружил, что положение тангажного двигателя изменилось со временем :) Т.е. СА поворачивали вокруг продольной оси.




Salo

ЦитироватьСлучившееся относится к весьма маловероятным ситуациям, поскольку связано с одновременным стечением ряда обстоятельств и условий, например наличием легковоспламеняющейся травы, именно такой деформации тангажного блока, при которой возможно выпадение частиц теплоизоляции.
Однако при посадке СА ТМА-10 и ТМА-11 трава тоже горела.
У ТМА-11 деформация тангажного блока однозначно была.
Есть у кого-то ещё данные о возгорании травы.
Союз ТМ-29 был первым, Союз ТМА-11 последним. Сколько всего?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Feol

Неужели ДМП действительно ну никак не может запалить траву??
Всем пользователям нравится это сообщение.

fagot

ЦитироватьНеужели ДМП действительно ну никак не может запалить траву??
Газовая струя хоть и восстановительная, но температуру имеет изрядную, может догорать в воздухе, плюс выбрасываются частицы несгоревшего топлива.

Salo

ЦитироватьК вопросу о воспламенении травы. Пример с МП ТМА-10 посекундно

Фото с борта второго вертолета.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Вот о СА Союза ТМА-11:
ЦитироватьВот некоторые вещи крупным планом:







Здесь я высветлил немного фотку, чтоб видно было детали:

Цитировать
ЦитироватьКак я понял из фотографий, экипаж достали из СА и сразу сунули в вертолеты, т.к. никаких стульчиков и парадных фотографий не наблюдается.
Ну а фотки пожара говорят сами за себя.

Шоу со стульчиками, встречающими и надувной палаткой всегда планируется на основной расчетной точке. Оттуда 450верст. Против ветра больше 2ч лёта. Возгорания на МП не редкость. Обычно, если посадка в расч.точке, успевали погасить. На этой работе был сильный ветер.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
Цитировать?
 парашют не видели, видно ветром унесло
Сгорел, как и предыдущий. Горят оч.быстро! Погасить - себе дороже, успеть бы не дать разгореться треве вокруг...
Цитировать
Цитировать1. От чего загорается степь? От пиропатронов отстрела парашютов? Или еще от чего?
2. Какие визуальные признаки БС могут быть заметны на корпусе спускаемого аппарата?
1. От ДМП. Тут, похоже, сработали все.
2. Нет автографов встречающих гостей
Цитировать
Цитироватьот ДМП
А как это?
Смотрим на фотку:



Видно яму от удара. Дальше лежит СА днищем к яме. Пожар начинается со стороны люка СА.
Если от ДМП, то картина огня должна быть другая, ИМХО.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьОтстрел парашюта ещё никогда не приводил к возгоранию травы. В основном от непосредственно от пламени ДМП или от их крышек. Обещаю написать тут сведения очевидцев, когда они вернутся. В данном случае могло загореться и от борта СА - такое тоже бывало, но редко. Судя по фото сильно закопченного СИМ (светоимп. маяк), обшивка нагрелась сильно - с этим пусть спецы разбираются.
ЦитироватьТут фрагмент (35Мб) фильма с тушением травы при посадке ТМА-10
http://stream.ifolder.ru/6247579
Загорелось не сразу и от борта.
Цитировать
ЦитироватьКстати. А правильно ли я понял, что спасатели сначала тушат пожар, а потом открывают люк СА? Просто судя по кадрам, космонавты еще внутри сидят.  :)
Правильно. Зачем их из огня да в полымя вытаскивать. :)  Хоть и не терпится, посидят чуть-чуть внутри СА в полной безопасности. Самочувствие по докладу-то нормальное.
ЦитироватьК вопросу отстрела парашюта. При протяжке (ветер ведь) стренги натянуты и поверхности земли не касаются.
Нашёл у себя древнюю фотку отстрела:
http://i011.radikal.ru/0804/a7/078592781e36.jpg
ЦитироватьВозгорание травы могло быть от пролива перекиси водорода :?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьДля примера сухой грунт на МП ТМА-10



Ветер слабый, протяжка такая же и тоже на боку

Замечу трава горела, а тангажный двигатель целый. :roll:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Feol

Я думаю, что версия о том, что трава не может загореться от ДМП, была нужна для того, чтобы оправдать какую-то доработку двигательного блока  :) , нужную из других соображений  :) . А вероятность возгорания травы наибольшая всё же от ДМП, возможно, с задержкой - от догорающих на земле частиц твёрдого топлива. Ну и в каких-то менее вероятных случаях - как описано. Просто воспользовались этим далеко не самым частым случаем, чтобы провести доработку  :)
Всем пользователям нравится это сообщение.

SpaceR

S, ну Вы уже прям космический детектив! :D
Спасибо, подбор материала замечательный

Shin

Надо будет пройтись но номерам НК за прошлые года, может еще что всплывёт. :)

$ISAdmin

А может возникновение пожара связано с наличием сухой травы, жаркого солнечного дня и отсутствием росы.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

С авиабазы
ЦитироватьИван, у меня к Вам просьба.
Нет ли у Вас информации по другим случаям возгорания травы кроме посадки СА Союза ТМ-29, ТМА-10 и ТМА-11?
ЦитироватьДр. зарегистрированных случаев подобного масштаба по СА Союзов нет.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

И ещё
ЦитироватьСтарый> Что значит "подобного масштаба"? О каком масштабе идёт речь? Площадь выгоревшей травы?

Иван_Воронин> Масштаб - потеря ОПС. Представители РККЭ на МП очень уж за ним присматривают. На чехлы и сувениры - ни-ни :). А когда в 99-ом первый (на моей памяти) сгорел - на этих ребят было жалко смотреть... такое горе...
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

С авиабазы:
ЦитироватьСтарый> Ну так это уже масштаб пожара который очевидно связан с количеством и "качеством" травы и силой ветра, но никак не с источником вогорания. Но мы то тут бсуждаем не причины потери парашюта а причины возгорания травы. Поэтому вас и спрашиваем - часто ли загорается трава на месте посадки?

Иван_Воронин> В отчетах ПСС по выполненным ПСО (по крайней мере по всем "Союз-ТМ", кроме 29-го) нет упоминаний о возгораниях травы на МП СА "Союзов", кроме тех, что упоминал Salo Ukr.
СА приземлявшихся в светлое время, как правило, обнаруживали на парашютном спуске и брали их под охрану до того, как что-либо могло разгореться. ОТГ (опер.-тех. группа), если всё штатно, оказывается у СА гораздо раньше отстрела крышек антенн, заходя с противоположного борта, лишь бы дать знать экипажу, что ОТГ на месте. А это нарушение мер безопасности. Рук-ль ОТГ, коим и мне доводилось быть, сам следит чтобы в отчет не попало ничего, что могло бы трактоваться как нарушение безопасности при проведении работ на МП за кот. он отвечает, в т.ч. и упоминание о возгорании травы. Если когда-то что-то и начинало дымить, то под или у СА. Народу хватало, чтобы сразу затоптать без всяких масштабов. Немногочисленным представителям РККЭ на МП и так хватает своих дел. В обязанности ОТГ не входит заниматься причинами возгорания, но с собой всегда есть лопаты, огнетушители, старые чехлы специально для таких случаев. И когда в 99-ом огонь успел разгореться и сгорела ОПС, то тогда и поднялся шум... заработали комиссии... Именно об этом я рассказал Salo Ukr в личке. От ФПСУ меня назначили решать все эти противопожарные вопросы. Я по этому вопросу переписывался с Роскомосом, РККЭ и добивался методик расчета тушения степных пожаров в ВНИИ пож.охраны. По методике (как и на практике) выходило, что времени на тушение травы у немногочисленной ОТГ, даже оптимально оснащенной ранцевыми огнетушителями, почти и нет. Проще и безопаснее отпустить основной фронт огня, а потом отработать на пепелище. Для очистки совести закупили пару десятков огнетушителей и передали их в части на вертолеты и ПЭМки.
Есть ещё один нюанс: возмещение ущерба от приземления. Бывало, что объект приземлялся на урожай (в лес, на чей-то туалет) и у местных возникали претензии. За привезенный с МП акт о возмещении ущерба рук-ля ОТГ "очень не хвалили". Поэтому в составе ОТГ в помощь рук-лю специально для таких случаев назначались "спасатели", как правило из группы наземного поиска, принимающие удар в себя. С собой были в достаточном количестве аргументы, чтобы решить все спорные вопросы и привезти с МП посадки бумагу с печатью от раздобревшего местного председателя (акима) об отсутствии ущерба :)
Бывало, что объект приземлялся на урожай (в лес, на чей-то туалет)

Старый>  Ну это наверно были беспилотные объекты? ;)
То есть получается что возгорания происходят часто, просто в большинстве случаев их удаётся ликвидировать в зародыше?

Иван_Воронин>
1. Нет, возгорания всё-таки редкость. Тлело, но до огня не доходило. Это возможно только на сухой траве и бывало только в тёплое время года.
2. На урожай всякие, но в лес и на постройки только... ;)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#19
Старый>> Вобщем получается что цитированный здесь текст из "Энергии" о том что возгорание происходит от тангажного двигателя вполне может соответствовать действительности?

Иван_Воронин> Вполне...

Salo.> Вот только у Союза ТМА-10 тангажный двигатель судя по фото цел, а пожар имел место быть. :)

Иван_Воронин> Может при БС нагрев у тангажного посильнее? На МП ТМА-10 он оказался в 10см над пучком травы, вот и раздуло огонь?
 
"Были когда-то и мы рысаками!!!"