История САС

Автор Вован, 06.04.2008 18:45:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

https://ria.ru/space/20181012/1530568337.html
ЦитироватьИсточник рассказал, что спасло космонавтов "Союза"
18:0512.10.2018
 
МОСКВА, 12 окт — РИА Новости. Система аварийного спасения отделила корабль с космонавтами и спасла их от неуправляемого полета ракеты, рассказал РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
"Неотделение бокового блока первой ступени и "удар" по центральному блоку второй ступени ракеты "Союз-ФГ" привели к потере ориентации связки второй и третьей ступеней с кораблем. Система управления носителя не успела за расчетное время парировать запредельные отклонения, поэтому автоматика систем аварийного спасения включила две пары двигателей ПД860М в головном обтекателе безо всякого участия экипажа", — сказал собеседник агентства.
Он пояснил, что эти двигатели отсоединили бытовой отсек и спускаемый аппарат от ракеты и перевели их на баллистический спуск.
Аварийный сигнал на включение двигателей и увод корабля был выдан по сигналам датчиков угловых скоростей при отклонении направления полета ракеты от программных значений, рассказал собеседник агентства.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://tass.ru/kosmos/5671576
Цитировать13 окт, 14:47
МКБ "Искра": система аварийного спасения экипажа "Союза МС-10" сработала автоматически
В бюро отметили, что если авария происходит на старте, то систему спасения включают с Земли, а если в полете, то она включается автоматически

ХИМКИ /Московская область/, 13 октября. /ТАСС/. Система аварийного спасения экипажа пилотируемого корабля "Союз МС-10" сработала автоматически после аварии ракеты "Союз- ФГ", происшедшей 11 октября. Об этом сообщил в субботу журналистам заместитель главного конструктора по космической технике машиностроительного конструкторского бюро "Искра" Виктор Волчков.
"Если авария произошла на старте, как это было в 1983 году, то есть специальная команда, которая следит с Земли за работой системы спасения и включает ее. А здесь, когда все произошло в полете, сработала автоматика", - сказал он.
По словам Волчкова, в 1983 году использовалась предыдущая версия системы спасения, а в 1986 году была разработана версия шестого поколения, которая применяется до сих пор.
Он пояснил, что старт ракеты-носителя "Союз" от нулевой отметки до момента выведения на орбиту считается наиболее ответственным, рискованным и достаточно опасным. "Вся орбита поделена на несколько участков. Логика работы системы спасения - в той или иной ситуации задействовать разные алгоритмы действия. На участке, когда идет полет штатный, задачу спасения космонавтов исполняет двигательная установка системы аварийного спасения - изделие 855М", - рассказал заместитель главного конструктора.
По его словам, эта установка представляет собой комплекс двигателей.
"Он состоит из центрального двигателя, который в свою очередь двухкамерный и трехрежимный. Может работать как основная камера, так и малая, либо обе вместе. Задачу увода двигательной установки системы аварийного спасения (ДУ САС) при штатном полете выполняет двигатель разделения, верхний многосопельный. При штатном полете ДУ САС сбрасывается на 114-й секунде", - добавил Волчков.

Другие технические особенности

Он уточнил, что система спасения использует четыре двигателя, которые отвечают за выдачу управляющего момента в зависимости от ветровой обстановки по четырем каналам стабилизации. "На участке после сброса ДУ САС (114-я секунда) и до момента отделения головного обтекателя задачу увода корабля с космонавтами от аварийного носителя выполняют ракетные двигатели на головном обтекателе 860М", - пояснил заместитель главного конструктора.
"Вот 11 октября произошла аварийная ситуация на участке работы второй ступени от момента, когда ДУ САС была сброшена, а головной обтекатель находился еще на ракете. Головной обтекатель сбрасывается примерно на 180-й секунде", - добавил он.

Авария "Союза"

Ракета-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-10" стартовала в четверг с первой стартовой площадки Байконура ("Гагаринский старт"). На борту корабля, направившегося к МКС, находились космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин (командир "Союза МС-10") и астронавт NASA Ник Хейг.
Во время полета произошла авария носителя, после чего экипаж перешел в режим баллистического спуска. Это первое за 35 лет чрезвычайное происшествие с носителями такого типа. "Союз МС-10" после аварии ракеты "Союз-ФГ" сел в степи Казахстана. Овчинин и Хейг провели ночь под наблюдением врачей в городе Байконур, 12 октября их доставили в Москву.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://tass.ru/kosmos/5671544
Цитировать13 окт, 14:24
МКБ "Искра" разрабатывает систему аварийного спасения для космического корабля "Федерация"
Завершающие этапы разработки пройдут после выбора места старта космического корабля

Демонстрация системы аварийного спасения космонавтов на МКБ "Искра"
//©%20Михаил%20Джапаридзе/ТАСС

ХИМКИ /Московская область/, 13 октября. /ТАСС/. Машиностроительное конструкторское бюро "Искра" разрабатывает систему аварийного спасения для космического корабля "Федерация". Облик новой системы будет определен после того, как выберут место старта нового корабля, сообщил в субботу журналистам Генеральный директор предприятия Владимир Сорокин.
"Разработан эскизный проект, рассматривается несколько вариантов. Какой будет выбран, окончательного решения пока нет. "Искра" предложила свой вариант. Там все зависит от того, где будет произведен старт - или с космодрома Восточный, или с Байконура - от этого зависит схема системы аварийного спасения", - сказал Сорокин, добавив, что "пока Роскосмос определяется с местами старта".
По его словам, на предприятии надеются, что с местом старта "Федерации" определятся в ближайшее время.
МКБ "Искра" (входит в корпорацию "Тактическое ракетное вооружение") занимается разработкой и производством двигателей тактических, авиационных ракет, систем спасения, двигателей разделения ступеней и мягкой посадки космических кораблей. На предприятии производят и Систему аварийного спасения корабля "Союз", которая обеспечила безопасное приземление экипажа корабля "Союз МС-10" после аварии ракеты "Союз-ФГ" 11 октября.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#203
https://tass.ru/info/5663993
Цитировать11 окт, 16:23
Система аварийного спасения экипажа на космических кораблях "Союз"
11 октября во время запуска корабля "Союз МС-10" произошла авария ракеты-носителя, экипаж выжил благодаря срабатыванию системы аварийного спасения
//©%20Сергей%20Савостьянов/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 октября 2018 года во время запуска с космодрома Байконур пилотируемого корабля "Союз МС-10" произошла авария ракеты-носителя "Союз-ФГ". После срабатывания системы аварийного спасения (САС) спускаемый аппарат совершил посадку в 25 км к востоку от г. Жезказгана (Карагандинская область Казахстана). Состояние экипажа удовлетворительное.
САС позволяет сохранить жизни экипажу космического корабля в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе. В состав САС на российских кораблях "Союз" входят блоки автоматики, питания, гироприборы, двигательная установка, двигатели головного обтекателя, а также механизмы и агрегаты, которые размещаются на головном обтекателе (решетчатые стабилизаторы, верхние опоры, ложементы для спускаемого аппарата, механизмы аварийного стыка, противопожарная система, средства отделения блистера оптического визира и др.).
Двигательная установка САС установлена над головным обтекателем "Союза" на штанге ("башенка" на самой верхушке ракеты с кораблем). Двигатели приводятся в готовность за 15 минут до намеченного старта ракеты-носителя. В случае аварии система активируется вручную из командного пункта двумя дежурными, одновременно нажимающими две кнопки по команде наблюдающего за пуском (как правило, таким сигналом выступает короткое слово, название города или реки). С помощью пирозамков САС отстреливает спускаемый аппарат с экипажем от аварийной ракеты, уводит его в сторону и обеспечивает мягкую посадку с помощью парашютной системы.
В безаварийном полете при штатном наборе ракетой-носителем достаточной высоты штанга САС отстреливается от головного обтекателя.
За время эксплуатации "Союзов" система неоднократно модернизировалась. Технические характеристики САС с двигательной установкой 11Д855М разработки АО "Машиностроительное конструкторское бюро "Искра" им. И. И. Картукова" (входит в состав АО "Корпорация тактическое ракетное вооружение" ):
 
    [/li]
  • масса САС - 2,8 тыс. кг;
  • масса отделяемого головного блока - 8 тыс. 340 кг;
  • время увода головного блока за пределы опасной зоны - 4 секунды;
  • высота увода головного блока при аварии на старте - 1 тыс. 200 м;
  • номинальное удаление места посадки спускаемого аппарата от старта при аварии на старте - от 500 до 1 тыс. 800 м.
Случаи срабатывания САС на "Союзах"
14 декабря 1966 года после отмены пуска беспилотного орбитального космического корабля "Союз 7К-ОК" была ошибочно выдана команда на срабатывание САС на старте. Система отработала штатно, но отделение корабля привело к пожару и взрыву ракеты-носителя "Союз". В результате погиб один из офицеров стартовой команды - инженер-майор Коростылёв, отравившийся продуктами горения.
 27 сентября 1967 года после старта беспилотного "Союза 7Л- Л1" (автоматическая межпланетная станция "Зонд", программа облета Луны) произошла авария ракеты-носителя "Протон-К". В результате срабатывания САС спускаемый аппарат приземлился без повреждений. Погибших и пострадавших из-за падения ракеты не было.
22 ноября 1967 года через 4 секунды после запуска второй ступени носителя "Протон-К" произошла потеря управления ракетой. После срабатывания САС беспилотный спускаемый аппарат корабля "Союз 7К-Л1" (также предназначался для облета Луны) приземлился без повреждений. Погибших и пострадавших при падении ракеты не было.
20 января 1969 года при запуске космического корабля "Союз 7К-Л1" в беспилотном режиме ракета-носитель "Протон-К" взорвалась на 510-й секунде полета. Благодаря работе САС спускаемый аппарат успешно приземлился на территории Монголии. Жертв и пострадавших не было.
3 июля 1969 года после старта ракеты-носителя Н-1 с беспилотным кораблем 11Ф92 "Зонд-М" (прототип лунного орбитального корабля) и макетом лунного посадочного корабля 11Ф94 из-за ненормальной работы одного из двигателей автоматика последовательно отключила почти все двигатели первой ступени, когда ракета находилась на высоте около 200 м. На 15-й секунде полета сработали двигатели САС, спускаемый аппарат успешно покинул зону падения ракеты. Погибших и пострадавших не было.
5 апреля 1975 года после старта пилотируемого корабля "Союз-18-1", который должен был доставить на орбитальную станцию "Салют-4" космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова, произошел отказ третьей ступени ракеты-носителя "Союз" на высоте 192 км.
Штанга с двигателями САС и головной обтекатель к тому моменту уже были сброшены. Сработала автоматическая система отделения спускаемого аппарата от аварийной ракеты. После отстрела капсулы и до раскрытия парашютной системы космонавты испытали перегрузки, по разным данным, в 20 или даже 26 g. Аппарат с экипажем приземлился на склон горы юго-западнее Горно-Алтайска, космонавтов обнаружили геологи и эвакуировали военные.
26 сентября 1983 года на Байконуре за 48 секунд до старта произошло возгорание ракеты-носителя "Союз-У" с пилотируемым кораблем "Союз Т-10-1". Сработавшая САС увела из опасной зоны спускаемый аппарат с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым, которые испытали перегрузки от 14 до 18 g. Приземление прошло в 4 км от места аварии. Погибших и пострадавших в результате падения обломков ракеты-носителя не было. Причиной происшествия стала неисправность в системе смазки газогенераторов первой ступени ракеты. Корабль должен был доставить третью основную экспедицию на орбитальную станцию "Салют-7".
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать  Anatoly Zak‏ @RussianSpaceWeb
I guess, it is fair to say that as of yesterday, the emergency escape system on #Soyuz saved lives of six people, but it also killed two at the beginning of its career: http://www.russianspaceweb.com/soyuz-7k-ok-no1-explosion.html ...
 
  7:42 - 12 окт. 2018 г.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

tnt22


Salo

https://bmpd.livejournal.com/3690764.html
ЦитироватьДвигательная установка системы аварийного спасения космического корабля «Союз–ТМА»
bmpdJune 28th, 13:52

В исторической части экспозиции выставочного павильона АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот» в Кубинке размещен небезынтересный экспонат – двигательная установка системы аварийного спасения космического корабля «Союз–ТМА».

Двигательная установка системы аварийного спасения космического корабля «Союз–ТМА» в экспозиции выставочного павильона АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот» (с) bmpd

Аналогичная система аварийного спасения сработала автоматически после памятной аварии ракеты «Союз-ФГ», произошедшей 11 октября 2018 года, и позволила предотвратить гибель экипажа пилотируемого корабля «Союз МС-10» – командира корабля космонавта Алексея Овчинина и астронавта NASA Ника Хейга.
В системе используются твердотопливная двигательная установка системы аварийного спасения (ДУ САС) 855М и четыре твердотопливных ракетных двигателя головного обтекателя (РДГ) 860М, разработки АО «МКБ «Искра» им. И.И. Картукова» (входит в «Корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»), которые обеспечивают увод отделяемого головного блока (ОГБ) с космонавтами в случае аварии ракеты-носителя на начальном участке выведения космического корабля на орбиту.


Двигательная установка системы аварийного спасения космического корабля «Союз–ТМА» в экспозиции выставочного павильона АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот» (с) bmpd

В случае аварии ракеты-носителя на участке от старта до сброса ДУ САС (114 секунд при штатном полете), ДУ САС обеспечивает увод ОГБ, после сброса ДУ САС и до момента сброса головного обтекателя (~160 с) увод ОГБ обеспечивается РДГ.

(с) ТАСС
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

triage

#207
а удалено....


Feol

Действительно, интересно. Многое там на грани, оказывается.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

Сложный баланс между "бесполезной" массой САС, вероятностью аварий РН, вероятностью схем аварий РН и вероятностью спасения...

Имхо, надо, всё же, создавать САС, энергетика которой использовалась бы в штатном полёте, в значительной мере окупая массу САС. Тогда на её массе можно не так сильно экономить.

Например, САС жидкостная, компоненты АТ+НДМГ, подача вытеснительная. 1 ст. САС - двигатели большой тяги, сопла атмосферные для уровня Земли + двигатели малой тяги, сопла высотные. Энергетика для подъема от уровня старта до высоты ввода парашютов с уводом в проекции на Землю на достаточное расстояние от костра. При аварии срабатывают двигатели большой тяги, двигатели малой тяги одновременно, как управляющие. В нормальном полёте, после достижения определённой высоты, САС начинает жечь топливо через двигатели малой тяги, без нагрузок, требующих существенного упрочнения КК и ракеты. При аварии в любой момент включаются двигатели большой тяги. Желательно, чтобы нормальный увод КК обеспечивался и без АВД ракеты. Штатно под конец топлива в 1 ст. САС её двигатели (возможно, большой тяги) используются для сброса и увода элементов ГО. 2-я ст. САС аналогично - двигатели большой и малой тяги. Летит дальше, как часть КК. Аналогично, желательно, чтобы нормальный увод КК обеспечивался и без АВД ракеты. Дальше либо 2 ст. САС используется для довыведения КК. При этом 3 ст. ракеты не выходит на орбиту, что даже хорошо. Правда, её скорость будет близка к орбитальной и упадёт где-то далеко. Это может быть плохо. Впрочем, с орбиты 3 ст. всё равно куда-то падает и совсем непредсказуемо, куда. Либо 2 ст. САС выходит с КК на орбиту и находится с ним в течение всего полёта. Можно использовать для штатного сведения КК с орбиты. Или использовать топливо для ДУ КК (может быть сложно). Или, до конца, как аварийное средство - для сведения с орбиты на случай отказа ДУ КК. Так или иначе, после подтверждения успешной выдачи тормозного импульса, САС однозначно отделяется от СА и к Земле идёт только топливо для ориентации СА и для мягкой посадки, как сейчас.
;)
Всем пользователям нравится это сообщение.

Harder

Цитата: Feol от 19.12.2023 17:54:50Имхо, надо, всё же, создавать САС, энергетика которой использовалась бы в штатном полёте, в значительной мере окупая массу САС. Тогда на её массе можно не так сильно экономить.
Помнится,что Левон Альбертович Григорян очень сильно ругался,когда слышал такие предложения.Причем матом.

Цитата: Harder от 19.12.2023 20:53:00
Цитата: Feol от 19.12.2023 17:54:50Имхо, надо, всё же, создавать САС, энергетика которой использовалась бы в штатном полёте, в значительной мере окупая массу САС. Тогда на её массе можно не так сильно экономить.
Помнится,что Левон Альбертович Григорян очень сильно ругался,когда слышал такие предложения.Причем матом.
И правильно ругался. САС существует для того, что бы безусловно спасти при нештатной ситуации. Предложения сделать САС штатным элементом ракеты при выведении приведут к тому, что понадобится другая САС в случае, если вдруг не сработает эта. А для этого у нее очень много возможностей судя по тому, сколько тут на неё навешать собираются некоторые радетели о повышении ПН.
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Shin

Господа!

Мучает меня вопрос (один из):

1. какова масса балансировочного груза САС?

2. Критерии выбора массы БГ на каждый пуск.


Может кто знает ответ?) Я не нашел

Вы не можете просматривать это вложение.


Вы не можете просматривать это вложение.

Harder

#214
Цитата: Shin от 06.02.2024 10:11:19Может кто знает ответ?) Я не нашел
Фотографии есть,а вопрос пока остается без ответа.





Ну, просто ожидается очередной срач на тему, что наши безмозглые инженеры плохо спроектировали САС и каждый раз возят бесполезную болванку. И вообще, что надо САС переделать так, что бы она работала и в штатной ситуации добавляя... В общем как всегда страниц эдак на сорок. ;D
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

С. Тушин(ский)

По поводу массы балансировочного груза - где-то (но, увы, не могу сейчас вспомнить и найти) мелькала цифра  около 200 кг. И в комментариях по поводу новой версии САС с гордостью говорилось, что в этом варианте масса БГ существенно уменьшена. Поиски продолжаю . Но "вопрос, конечно, интересный"

Shin

Цитата: Александр Геннадьевич Шлядинский от 08.02.2024 00:52:40Ну, просто ожидается очередной срач на тему, что наши безмозглые инженеры плохо спроектировали САС и каждый раз возят бесполезную болванку. И вообще, что надо САС переделать так, что бы она работала и в штатной ситуации добавляя... В общем как всегда страниц эдак на сорок. ;D

Да ну)
Вопрос чисто академический на самом деле.

Зачем груз - понятно. Вопрос сколько.

Shin

Цитата: С. Тушин(ский) от 08.02.2024 09:09:31По поводу массы балансировочного груза - где-то (но, увы, не могу сейчас вспомнить и найти) мелькала цифра  около 200 кг. И в комментариях по поводу новой версии САС с гордостью говорилось, что в этом варианте масса БГ существенно уменьшена. Поиски продолжаю . Но "вопрос, конечно, интересный"

Если принять за данность цифру в 200 кг, тогда, исходя из фоток (там 8 дисков), масса одного блинчика - 25 кг)

DiZed

примерно так и сходится; если блинчик на глаз диаметром ~30 см (r=1.5 дм) и толщиной 5 см (h=0.5 дм) - то его объем pi*r^2*h = 3.5 л. и вес при плотности стали 7.7 будет - без учета отверстия - около 27 кг.
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru" "streamflow" etc ) и т.п. бесполезности