Оптимальная первая ступень

Автор Shestoper, 10.02.2008 01:05:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Shestoper

Два сферических бачка для ЖВ и ЖК и баллоны с газом высокого давления - это так сложно?
Гидравлическая система может и будет посложнее, чем в обычной ступени (хотя система наддува и там есть).
Но гидравлическая система двигателей будет намного проще. А главное - нигде на ступени, кроме трубопроводов газа высокого давления, не будет давлений в сотни атмосфер.

Дмитрий В.

ЦитироватьДва сферических бачка для ЖВ и ЖК и баллоны с газом высокого давления - это так сложно?
Гидравлическая система может и будет посложнее, чем в обычной ступени (хотя система наддува и там есть).
Но гидравлическая система двигателей будет намного проще. А главное - нигде на ступени, кроме трубопроводов газа высокого давления, не будет давлений в сотни атмосфер.
В качестве газа наддува придется применить гелий (он не конденсируется ни на ЖК, ни на ЖВ), но совсем мало. В целом, имеем на РН следжующие компоненты: ЖК, ЖВ, водород, керосин, гелий - не больше, чем на обычных РН. Однако, кроме собственной системы наддува, в дополнительных бачках есть еще и система забора, клапаны и прочая арматура. Что касается давлений в ПГС, то сотни атмосфер достигаются в очень коротких трубопроводах, размещенных непосредственно на двигателях. Остальные же трубопроводы (довольно длинные) нагружены давлением примерно на порядок меньшим, чем в рассматриваемом варианте.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

А если попытаться упростить. Основные компоненты ЖК и ЖМ. В баки помещаем бачки с теми же компонентами, но под давлением 50 атм, тогда как в основных баках 30 атм. На стенки бачков действует разность давлений 20 атм. Вытеснение из бачков гелием высокого давления, шарбаллоны с которым можно разместить внутри бачков. ЖМ подогревается в рубашках двигателей, испаряется и подогрев попутно в теплообменнике ЖК до испарения служит для наддува баков соответственно ЖМ и ЖК. Запаса давления должно хватить. Гелия нужно немного. Компонентов всего три. Рост сухой массы из-за увеличения объёма бака ЖМ по сравнению с керосином, частично скомпенсируется большим соотношением компонентов, переохлаждением криогенных компонентов, и криоупрочнением баков. Высокое давление (30атм) должно немного повысить температуру кипения. Правда для снижения эксплуатационных затрат появится теплоизоляция баков.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Кстати размещение шарбаллонов с гелием в бачках с давлением 50 атм позволит поднять внутреннее давление до 350 атм и увеличить запас гелия процентов на 15, снизив таким образом общую массу системы наддува.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

RadioactiveRainbow

Граждане, вы меня несколько удивляете :)

Сами же пошли на упрощение конструкции, уменьшение массовых и удельных характеристик...
А теперь начинаете городить монструознейшую ПГС ради экономии нескольких тонн газов наддува. При сухой массе ступени под сотню тонн, ага.

Три компонента: керосин, кислород, гелий. Для гелия - тупо два баллона ВД. Каждый баллон - полный запас газа для одного бака.
Баллон ВД - редуктор - газовый клапан - бак - главный клапан - камера. Всё!

Кстати, а кислород азотом вытеснять разве нельзя?
Глупость наказуема

Дмитрий В.

ЦитироватьКстати, а кислород азотом вытеснять разве нельзя?
Можно.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

RadioactiveRainbow

Тогда фтопку гелий.
Кислород, керосин, азот.
Глупость наказуема

Дмитрий В.

ЦитироватьТогда фтопку гелий.
Кислород, керосин, азот.
Потеряем еще тонну ПГ.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

RadioactiveRainbow

Да. Потеряем 2,5% пн.
А сколько выиграем в стоимости РН?
Глупость наказуема

Дмитрий В.

ЦитироватьДа. Потеряем 2,5% пн.
А сколько выиграем в стоимости РН?
Нисколько, думаю. Двигатели от такой замены не подешевеют, баки тоже. ПГС в целом сильно не укпроститься из-за перехода. Стоимость газов в общей стоимости пуска - мизер. Поэтому, ракета может и станет чуть-чуть дешевле, но удельная стоимость выведения КА может и увеличиться.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

RadioactiveRainbow

ладно, пусть будет гелий. Но усложнять ПГС не надо.
Глупость наказуема

Salo

Давайте в конце концов вообще сделаем вытеснение гелием  в баках ЖК и ЖМ. Явный выигрыш в невыработанных массах топлива и газов наддува. И  ПГС проще. И лишних баков не надо. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
ЦитироватьПоследняя попытка извратиться. Ставим небольшой бачок с ЖВ внутрь бака ЖМ. Гелием выдавливаем ЖВ в теплообменник, где он газифицируется при температуре ЖМ и используется для наддува бака ЖМ. Бак с термоизоляцией весит меньше чем шар -баллоны. Давление внутри и снружи примерно одинаковое. Запас ЖВ в четыре раза меньше чем гелия. Масса газов наддува тоже.
Водородная инфраструктура на старте по-любому есть. :wink:
Можно ещё проще - никакого гелия, никаких теплообменников.
Помещаем бак с ЖВ внутрь бака с ЖМ. Засчет теплопотока через стенку ЖВ испаряется и создаёт давление, которое вытесняет ЖВ наружу. Там при контакте с ЖМ водород испаряется и создаёт давление в баке ЖМ. Всего один клапан  на фиксированное внешнее давление (ну и ещё один для выпуска излишков газа из бака с ЖВ)

Насчёт объёмов ЖВ - нужно ещё учесть его растворимость в ЖМ (но для УИ это только на пользу пойдёт)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

А в бак ЖК помещаем бак с жидким гелием с тем же самым эффектом. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Shestoper

Хочу предложить метод существенного (на десятки процентов) снижения сухой массы ступени с ВСП.
Самый тяжелый элемент ступени - прочные баки.
Вначале я хотел применить компоновку Н-1 - два подвесных сферических бака для горючего и окислителя.
При равном давлении и радиусе стенка сферического бакая может быть в 2 раза тоньше, чем цилиндрического.

Если заправка ступени - 740 тонн, то сферические баки для кислорода и керосина под давление 30 атмосфер вместе будут весить только 36 тонн.
Однако в этом случае ещё требуется несущий каркас.

Если первая ступень Н-1 с подвесными сферическими баками немного уступала по массовому совершенство первой ступени Сатурн-5, то в случае ракет с ВСП всё может быть наоборот - каркас нужен не более мощный, чем для ракет в насосными ЖРД, ведь тяга двигателей и стартовая масса ракеты изменилась незначительно. А вот внутрибаковое давление увеличилось на порядок - поэтому важно облегчить в первую очередь именно баки, даже если сделать их подвесными и понадобится несущий каркас и внешняя обшивка.

Но у меня идея ещё лучше - сделать сферические баки несущими. Это ведь тонкостенные подвесные баки для ракет с насосными ЖРД - очень "нежные" конструкции, выдерживающие только вес залитого топлива.
Баки, расчитанные на наддув 30 атмосфер, имеют намного более толстые стенки (для сферического бака диаметром 10 метров - толщина стальной стенки 10 мм), к тому же подкрепленные внутренним давлением.
Такие баки вполне можно нагрузить на сжатие - они выдержат его, как надутый футбольный мяч.

Поэтому сферические баки горючего и окислителя можно соединить решетчатой фермой (по типу несущего корпуса Н-1), но относительно короткой и небольшого диаметра (порядка 0,7 от диаметра баков). Она будет охватывать баки не по "экватору", как на Н-1, а примерно по "60-ой параллели".
Такие же ферма снизу будет приварена к баку окислителя (к ней будут крепится двигатели), а сверху - к баку горючего (на неё будет устанавливаться вторая ступень.
Таким образом сферические баки будут несущими, а общая длина каркасных ферм по сравнению с Н-1 будет сокращена минимум вдвое - их масса будет сопоставима с массой двигательного отсека, межбакового отсека и переходника между ступениями на обычных ракетах. Каждая ферма с двух сторон будет заканчиваться мощным кольцевым шпангоутом - именно за него ферма будет крепится к баку.
Снаружи ступень будет прикрывать легкий аэродинамический обтекатель, наподобие головного.

Salo

ЦитироватьДавайте в конце концов вообще сделаем вытеснение гелием  в баках ЖК и ЖМ. Явный выигрыш в невыработанных массах топлива и газов наддува. И  ПГС проще. И лишних баков не надо. :wink:
Прочёл статью о Диаманте в НК за 2004 год. Для наддува использовался ПАД, поскольку гелиевая система наддува не справлялась с задачей.  Причём пороховвые газы охлаждались водой. В нашем случае охлаждать не надо поскольку компоненты криогенные. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Новичок

ЦитироватьХочу предложить метод существенного (на десятки процентов) снижения сухой массы ступени с ВСП.
Так какая у Вас ступень будет лучше, с несущими или сферическими?
С наилучшими пожеланиями Новичок

Если делать первую ступень на метане, то можно обойтись сферическим совмещенным баком . Внутрь бака ввариваем перегородку. Приделываем снизу двигатель, сверху ставим водородную ступень. Вес первой ступени будет вообще минимальным  :roll:
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Shestoper

ЦитироватьТак какая у Вас ступень будет лучше, с несущими или сферическими?

С несущими сферическими. Синим цветом показан легкий обтекатель.
Сферические баки будут стабильны при продольном сжатии за счет внутреннего давления. При давлении 30 атмосфер и диаметре бака 10 метров в продольном направлении его растягивает сила более 20000 тонн (300 тонн на квадратный метр). На этом фоне тяга двигателей 40-тонника в 1600 тонн - мелочь.
Даже для сверхтяжелого носителя с тягой порядка 10000 тонн и диаметром баков ~ 20 метров внутреннее давление на порядок больше сжимающей нагрузки.
Бак будет держать нагрузку так же, как надутая автомобильная камера выдерживает самосвал.


Shestoper

ЦитироватьЕсли делать первую ступень на метане, то можно обойтись сферическим совмещенным баком . Внутрь бака ввариваем перегородку. Приделываем снизу двигатель, сверху ставим водородную ступень. Вес первой ступени будет вообще минимальным  :roll:

Можно и так.