Переохлаждение компонентов.

Автор Salo, 06.02.2008 01:24:50

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Цитировать
ЦитироватьА почему в блоке ДМ не использовали переохлаждённые компоненты?
Бак ЖК да и керосина тоже в ЭВТИ. РЗТ в РБ маленький (16,6 т) и проблем с переохлаждением быть не должно. А массовое совершенство сразу возрастёт и ПН тоже. Думаю для Зенита -3SLБ с Байконура увеличение ПН на ГПО процентов на 10 лишним бы не было. :wink:
Все блоки Зенита -33SLБ заправляются из одной бочки. Приспособление двигателя 1-й ступени к переохлаждённому кислороду вылетит в копеечку. ИМХО, конечно.
Почему?
В крайнем случае его можно подогревать в теплообменнике. Но  какие собственно проблемы?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Кстати переход на переохлаждённый кислород максимальный эффект должен дать на Зените, с его автоматической заправкой и коротким предстартовым периодом.
А выигрыш в РЗТ и ПН в 10% был бы совсем не лишним.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

fagot

Ну в ПН все же выигрыш будет меньше 10-ти % И керосин тоже нужно охлаждать.

Salo

Да, наврал.  :oops:
Так что совсем нет смысла этим заниматься?
Неужели выигрыш не перекроет расходы?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Shestoper

Водородом надо заниматься, водородом. И будет Вам счастье  :D

Salo

И ТТУ на первой ступени. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьВодородом надо заниматься, водородом. И будет Вам счастье  :D
То что в новые ракеты надо закладывать водород это понятно. Что КРБ надо водородные делать тоже. Но выжать последние крпохи из существующей ракеты, скажем из Зенита, тоже заманчиво. Кстати на Морском старте вроде бы водород даже не планируется. А ПН на ГПО приподнять можно. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

fagot

ЦитироватьДа, наврал.  :oops:
Так что совсем нет смысла этим заниматься?
Неужели выигрыш не перекроет расходы?
Так считать надо. Надеюсь те, кому это по должности положено, соотношение выгод и затрат прикидывали. Но в целом выигрыш мал, процентов 5 может быть.

KrioG

ЦитироватьА почему в блоке ДМ не использовали переохлаждённые компоненты?
Отчего же не использовали? Использовали, используют и будут использовать.
 
ЦитироватьВсе блоки Зенита -33SLБ заправляются из одной бочки.
Ошибаетесь. Разгонный блок заправляется из своей бочки, баки первой и второй ступени - из своей. Температуры заправляемого кислорода тоже разные.
ЦитироватьВ крайнем случае его можно подогревать в теплообменнике. Но какие собственно проблемы?
Проблем никаких. Но посудите сами: сначала вы переохладите ~300 тонн ЖК, а потом, поскольку переохлажденного требуется только ~10 тонн, вам придется нагревать 290 тонн. Как то это...нерационально. :D

mihalchuk

Цитировать
ЦитироватьВсе блоки Зенита -33SLБ заправляются из одной бочки.
Ошибаетесь. Разгонный блок заправляется из своей бочки, баки первой и второй ступени - из своей. Температуры заправляемого кислорода тоже разные.
Интересные подробности. Система заправки другая, не как на Морском Старте? А где берут переохлаждённый кислород?

Salo

Дык отсюда и берут:
Цитировать
ЦитироватьАгрегат-заправщик РБ жидким кислородом снят с колес и установлен на фундаменте

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
ЦитироватьВ крайнем случае его можно подогревать в теплообменнике. Но какие собственно проблемы?
Проблем никаких. Но посудите сами: сначала вы переохладите ~300 тонн ЖК, а потом, поскольку переохлажденного требуется только ~10 тонн, вам придется нагревать 290 тонн. Как то это...нерационально. :D
Имелось ввиду подогревать в теблообменнике в ЖРД перед газогенератором.  :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьНу в ПН все же выигрыш будет меньше 10-ти % И керосин тоже нужно охлаждать.

У Губанова о Зените:
ЦитироватьУвеличение заправки топливных баков первой ступени дает прирост массы полезного груза до одной тонны, при перезаправке на 10 %. В настоящей схеме ракеты масса топлива первой ступени составляет 318т, второй - 80,8 т.
Тонна это примерно
14,8т/13,8т*100%=107,25%  
Что-то даст и вторая ступень. Так что почти 10%. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьКстати переход на переохлаждённый кислород максимальный эффект должен дать на Зените, с его автоматической заправкой и коротким предстартовым периодом.
А выигрыш в РЗТ и ПН в 10% был бы совсем не лишним.
Есть тут одно но. У АМг6-Н с понижением температуры снижается прочность. А тут ещё и РЗТ возростает, а значит и нагрузки. :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Ещё один вариант использования переохлаждённого кислорода:
ЦитироватьЕщё один вариант модернизации Союза 2-1б. :wink:
РД-0155К судя по всему умер. РД-120  делают в Днепропетровске. :(
НК-39К имеет слишком малую тягу у Земли (30тс), да и УИ у него не лучше чем у РД-107А, РД-108А.  :(
Остаётся НК-33. Но у него в исходном варианте слишком большая тяга (154 тс).
Однако его можно дефорсировать  http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/240/25.shtml :


Как видим давление в КС можно снизить вплоть до71,2 атм. Но нам столько не нужно. Снижаем его до 100-110 атм. Т.е. примерно на треть.
На боковушках тяга в вакууме бкдет  116 тс, на ЦБ 112 тс.  Бак ЖК наддуваем подогретым в теплообменнике кислородом. Бак керосина наддуваем генераторным газом забалластированным керосином. Первоначальный наддув баков гелием из шар-баллонов в баке ЖК. ХО с целью предотвращения пожара наддуваем тем же гелием.
Тороидальные баки перекиси и жидкого азота ликвидируем за ненадобностью.
НК-33 длиннее РД-107А и РД-108А на 840 мм.  Если получится баки еросина немного удлиняем увеличивая заправку керосином. Объём баков ЖК оставляем без изменения, но заливаем переохлаждённый кислород. Это позволит увеличить заправку кислородом на 10% (каждой боковушки на 2,75т,  а ЦБ на 6,5т). В результате соотношение компонентов с 2,39-2,47 изменится на 2,6-2,7 и станет близким к оптимальному (2,62).
Стартовая масса возрастёт до 329т, а ПН на НЗО 200 км до примерно 10-11т в зависимости от УИ которое удастся получить при таком понижении давления в КС. :wink:
Плюс состоит в том, что переделки баков боковушек в этом случае минимальные, а соотношение компонентов можно изменить под двигатеь замкнутой схемы.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьВот что писал Дмитрий В. в своём посте "Пределы модернизации РН «Союз»."
ЦитироватьКроме того, за счет высвобождения объемов в ХО блоков, а также переохлаждения компонентов топлива ( с целью повышения их плотности), возможно увеличение заправки ББ и ЦБ, предположительно на 10% при неизменной сухой массе и габаритах блоков (впрочем, переохлаждение компонентов может прилично повысить эксплуатационные затраты).
Под эксплуатационными затратами видимо имеется ввиду доохлаждение кислорода и керосина. Снизить эти затраты можно видимо дополнительной термоизоляцией баков. Скажем задуть рипором. Но тут сразу растёт сухая масса и эффект от 10% выигрыша в РЗТ тает на глазах. :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Наилучшим образом переохлаждение компонентов подходит видимо для кислородно-метановых ступеней. Все компоненты криогенные.
Температура кипения метана -162 градуса, температура замерзания -184 градуса. У кислорода -183 градуса и -219 градусов соответственно.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Peter

ЦитироватьТемпература кипения метана -162 градуса, температура замерзания -184 градуса. У кислорода -183 градуса и -219 градусов соответственно.
Тут нужно помнить о давлении (наддув в баках).
Вообще, переохлаждение нужно только по причине плохого массового совершенства баков... На Атласах оно было ни к чему... Сейчас уже есть хорошие материалы*, снимающие с повестки дня эту идею - только их надо осваивать. Но некому - прикладная наука, слабая и в СССР - сейчас практическм убита.

*например, слойка титан - алюминий, сваренные вакуумно, нанометровыми слоями, и затем опрессованная.

fagot

ЦитироватьТут нужно помнить о давлении (наддув в баках).
Вообще, переохлаждение нужно только по причине плохого массового совершенства баков... На Атласах оно было ни к чему... Сейчас уже есть хорошие материалы*, снимающие с повестки дня эту идею - только их надо осваивать. Но некому - прикладная наука, слабая и в СССР - сейчас практическм убита.
Переохлаждение дает выигрыш при любом совершенстве. На Атласах от той технологии отказались, видно была очень простой и удобной. :wink:

Цитировать*например, слойка титан - алюминий, сваренные вакуумно, нанометровыми слоями, и затем опрессованная.
Чтобы дороже было?

Дмитрий В.

ЦитироватьВообще, переохлаждение нужно только по причине плохого массового совершенства баков...
Кроме повышения массового совершенства, переохлаждение позволяет также сократить потери криогенных компонентов на испарение.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!