День рождения Бориса Раушенбаха

Автор Бернгардт, 18.01.2008 20:11:01

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Бернгардт

Сегодня Борису Викторовичу Раушенбаху исполнилось бы 92 года.

Вот что, к примеру, сказал о его вкладе в советскую космонавтику аспирант Бориса Викторовича космонавт Елисеев:
«До 1957 года никаких работ в области систем управления космических полетов не было вообще. Работы начались под его руководством. И при нем количество книг, научных трудов, научных отчетов, выпущено - огромное. И сегодня, те, кто ведет управление пилотируемой космонавтикой - это все люди, выросшие при нем. Те, кто руководит. Да, они уже сходят, но это же целое... это же просто рождено новое направление! Которое иначе как школой назвать нельзя».

Пользуясь случаем, приглашаю участников форума на сайт:

 //www.skizzenzumschicksal.narod.ru

где размещена 1-я книга 2-го издания книги «Штрихи к судьбе народа. Борис Раушенбах».
Для тех, кто читал первое издание (есть на сайте Хлынина), могу сказать, что в новое издание вошел ряд очень интересных материалов и прежде всего – большое интервью о его «работе на Космос».

Salo

С юбилеем выдающегося деятеля космонавтики!  :)
А ссылку лучше делать так  //www.skizzenzumschicksal.narod.ru
Бернгарду Фрайеру привет из Одессы. :wink:
А книгу прочту обязательно.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Бернгардт

ЦитироватьС юбилеем выдающегося деятеля космонавтики!  :)
А ссылку лучше делать так  //www.skizzenzumschicksal.narod.ru
Бернгарду Фрайеру привет из Одессы. :wink:
А книгу прочту обязательно.

Да, после 90 - каждый год за юбилейный :wink:

Это я "u" с "url" перепутал. Шизею потихоньку...

sychbird

Выдающийся мыслитель Российской научной школы. И ярчайшая личность. Наша гордость на все времена.

Недавно прочитал его работы по теории перспективы в истории культуры. Искуствоведы за два века даже не подошли к тем открытиям, что он на этом поле сделал. И, что самое поразительное, не из дилетантского интереса заинтересовался проблемой, а отталкиваясь от насущной проблемы определения достоверности и информативности результатов наблюдения космонавта в илюминатор.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Бернгардт

ЦитироватьИскуствоведы за два века даже не подошли к тем открытиям, что он на этом поле сделал. И, что самое поразительное, не из дилетантского интереса заинтересовался проблемой, а отталкиваясь от насущной проблемы определения достоверности и информативности результатов наблюдения космонавта в илюминатор.

Думаю, и не подойдут, потому что, имхо, у искусствоведов все-таки другие "поля". В упомянутом издании есть запись вечера презентации первого издания. Так получилось, что на нем присутствовало 15 - 20 профессиональных художников. По-моему, он их не убедил своими высказываниями.

Reader

Спасибо Борису Викторовичу (это вне работы) за  - "Пространственные построения в древнерусской живописи"...

Бернгардт

Цитировать"Пространственные построения в древнерусской живописи" (19??)

У меня похоже первое издание - 1975 год, Издательство "Наука".

Fakir

У Раушенбаха как минимум три, если не четыре, книги по теории перспективы (не считая эссе в "Пристрастии") - кстати, все можно найти в сети.

Очень жалею, что мне не повезло значть Бориса Викторовича лично :(
"Раушенбаховский" курс ДКП нам уже читал соавтор их с БВ учебника, М.Ю.Овчинников.

sychbird

ЦитироватьДумаю, и не подойдут, потому что, имхо, у искусствоведов все-таки другие "поля". В упомянутом издании есть запись вечера презентации первого издания. Так получилось, что на нем присутствовало 15 - 20 профессиональных художников. По-моему, он их не убедил своими высказываниями.
Все практики - люди консервативные. А художники - практики, да еще с ярко выраженными чертами индивидуализма восприяти - на этом и стоят. Открытия Б.В. имеют значение для культурологов. А пока они пробьются от культурологов к искуствоведам, а уж от этих в систему художественного образования столько воды утечет. Даже в естественно-научном знаниии на подобные процессы минимум поколение уходит.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Fakir

Для фотографов они также актуальны. Видел небольшую статью одного фотографа, рассуждавшего о выборе объективов для съёмки различных сюжетов - со ссылками на раушенбаховскую концепцию "сохранения суммы ошибок".

Бернгардт

ЦитироватьНедавно прочитал его работы по теории перспективы в истории культуры. Искуствоведы за два века даже не подошли к тем открытиям, что он на этом поле сделал.

Спасибо автору закрытой ветки о религии и астрономии. Вспомнил, что у меня давно лежит его машинописная статья "Религия и нравственность". Для тех, кого интересует, что БВ думал на эту тему:

http://skizzenzumschicksal.narod.ru/sourse/rauschenbach/Homepage3/RauStatji.htm

А еще он, оказывается, и стихотворными переводами занимался:

http://skizzenzumschicksal.narod.ru/sourse/rauschenbach/Homepage3/Pril2Pisma/3SamIsdat.htm

Андрей Суворов

При всём моём уважении к Борису Викторовичу, тут я с ним не согласен. При всём декларируемом милосердии христианская церковь это милосердие никак не проявляла. Наоборот, войны "за освобождение Гроба Господня" сопровождались массовыми убийствами людей, не желавших изменить привычный образ жизни. Казни ни в чём неповинных людей тоже не были придуманы большевиками - они практиковались всю историю борьбы христианской церкви за влияние. Помимо инквизиции, вспомним также борьбу католиков и гугенотов во Франции, которая привела к Варфоломеевской ночи. Церковь препятствовала распространению научных знаний, если они шли вразрез с Библией и т.д.

Самое же противное, на мой взгляд, что "нравственный закон внутри нас" распространялся только на единоверцев, как и во всех других "мировых" религиях.

Нравственный закон внутри не должен быть связан с богом. Или Богом. Или Б-гом. Нравственный закон должен быть связан с человеком.

Feol

Предлагаю, все-таки, на данном форуме обсуждать 'космическую' часть наследия Бориса Викторовича. Системы ориентации, например  :wink: . Хотя, человек многогранен, безусловно.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Бернгардт

ЦитироватьПредлагаю, все-таки, на данном форуме обсуждать 'космическую' часть наследия Бориса Викторовича. Системы ориентации, например

А в разговорах о космонавтах только о том, на чем они летали и на какие кнопочки нажимали?
О кей. Я здесь человек посторонний.
Вопрос знатокам:
Был ли анологичный человек в американской космонавтике? Аналогичный в смыле высказывания Елисеева:
ЦитироватьЕлисеев:
«До 1957 года никаких работ в области систем управления космических полетов не было вообще. Работы начались под его руководством. И при нем количество книг, научных трудов, научных отчетов, выпущено - огромное. И сегодня, те, кто ведет управление пилотируемой космонавтикой - это все люди, выросшие при нем. Те, кто руководит. Да, они уже сходят, но это же целое... это же просто рождено новое направление! Которое иначе как школой назвать нельзя».

hlynin

Елисеев, конечно, преувеличивает.
"... Вначале было слово..."
Однако я не знаю "параллельщика" в США. Кто там был главный по управлению?

Карлсон

Раушенбах--личность исключительная. Нисколько не преувеличу, если скажу, что для своего времени он был гигантом вроде Леонардо да Винчи:гением и в науке, и в искусстве.

Бернгардт

ЦитироватьЕлисеев, конечно, преувеличивает.
"... Вначале было слово..."
Однако я не знаю "параллельщика" в США. Кто там был главный по управлению?

Конечно, можно сказать, что людям в пылу беседы свойственно "преувеличивать" ради "красного словца".

Но вот что пишет один из самых (на мой, естественно, взгляд) на сегодня компетентных в этой сфере человек Владимир Николаевич Бранец. Подчеркиваю, не говорит а пишет, то есть делает это обдуманно и без всяких наводящих вопросов.

Цитировать5. БВ, разносторонний по интересам и творчеству человек, оставил после себя массу очень интересных и плодотворных мыслей и исследований. Поскольку я считаю себя компетентным в космической технике, в которой проработал всю жизнь, причем первую половину этого периода жизни посчастливилось работать вместе и под руководством БВ, мне представляется совершенно необходимым изложить свою точку зрения на творческое наследие БВ именно в области космической техники.

БВ начал разрабатывать область неуки и техники, до того времени никем не исследованную. Первые теоретические исследования и практические разработки шли одновременно и "опора" в этих работах была только на самого себя и созданную им команду. Особенно это понятно тем, кто хоть раз сталкивался в жизни с подобным состоянием, когда ясно ощущаешь, что за тобой никого нет, и если ты этого не сделаешь, то теряются все шансы развивать и продолжать то дело, которому ты уже отдал столько-то лет и усилий. Это означает предельную ответственность, предельные возможности (по постановке задачи) и предельное напряжение всех сил как самого себя (в первую очередь), так и своих соратников.

БВ со своей командой сумел вписаться в график работ такого, я бы сказал, "яростного" разработчика и создателя космической техники, каким был С.П. Королев. Стоит перечислить просто названия выполненных работ только периода 1957-1966 гг. (год смерти СП). Система автоматической ориентации аппарата Е-2, сфотографировавшего обратную сторону Луны (1958 г.); система ориентации первого корабля "Восток" (1960 г.) и далее, как развитие этого направления, система ориентации гагаринского корабля "Восток" и затем пилотируемых кораблей серии "Восход"; система ориентации автоматических кораблей "Зенит-2", затем "Зенит-4"; система ориентации и маневров межпланетных зондов 1М, 2В; затем модифицированных межпланетных зондов 2МВ; система ориентации первого спутника связи "Молния"; система ориентации кораблей новой серии "Союз" и первая автоматическая система сближения и стыковки; система ориентации лунного модуля программы Н1-Л3.

Далее. БВ сумел создать школу своих учеников и последователей. В этом вопросе, мне кажется, нужно как-то вернуться к понятию, что же такое "школа", так как это слово теперь довольно часто применяют к различного рода восхваляемым деятелям, называя их создателями "школы". На мой взгляд, первичным отличительными признакоми создания "школы" является, все-таки, наличие схемы "учитель – ученики". То есть должен быть учитель, который что-то имеет дать ученикам, чему-то научить их. Причем, если исходить из начальных понятий, то научить тому, чего они не знают. Очевидно, что сам предмет обучения, способ обучения и так далее, должны быть совершенно новыми и не должно являться вообще-то известным [согласовать род или число, к чему это относится?]. В противном случае этому можно научиться самостоятельно, например, по книгам или от друзей или товарищей – что нельзя назвать школой, а учитель, обучающий известному уже деланию, в основатели школы в высоком смысле слова как-то не подходит.

Таким образом, первый из двух основных признаков суть: учитель должен быть основоположником, открывателем направления. Иначе каждый начальник, имеющий в своем подчинении работников и служащих, мог бы называться учителем и основателем школы.

Вторым отличительным признаком, видимо, является наличие значительного числа учеников и последователей, что возможно только при существенном расширении "учения" за рамки того, что изложено основоположником. В каком-то смысле такое последование оценивалось раньше в науке так называемым показателем цитирования, когда ценность научного положения (статья в журнале, монография) определялось по числу ссылок в научной периодике. Смысл этого в том же самом: если высказанные идеи плодотворны и продуктивны, они порождают массу последователей. Если же статья не вызвала ни одного продолжателя, то с большой долей вероятности можно говорить о ее бессодержательности. Можно представить себе исследователя, ученого, открывшего тот или иной закон или доказавшего теорему и тому подобное. Но если это открытие не положило начало "цепной реакции", то о школе говорить не стоит.

Есть понятие научной школы, есть понятие практической школы. Практическая деятельность в современной технике предполагает работу подчас значительных коллективов специалистов. И когда при этом выполняется первое условие: руководитель – это учитель-основоположник, то, казалось бы, второе условие само собою выполняется. Тем не менее, о "школе" можно говорить только тогда, когда создателю удается заразить свою команду энтузиазмом и увлеченностью, отчего команда начинает работать без внутренних противоречий, счетов кто что сделал и производительность такой группы специалистов возрастает на порядки. Мне кажется, что именно такая суперкоманда и способна решать "прорывные" задачи в современной технике.

БВ был создателем научно-практической школы систем управления ориентацией космических аппаратов как автоматических, так и пилотируемых, и это бесспорный факт. Подтвержденный уже настоящей историей команды специалистов, собранной БВ, которой Господь помог много сделать в истории советской / российской космонавтики уже после ухода БВ из Ракетно-Космической Корпорации "Энергия".

hlynin

Да я согласен с оценкой деяний Раушенбаха. Поразительно не только то что он сделал, но и при условиях, в каких он начинал. Но категоричность, что никто ДО не делал, не думал, не писал. - удивляет. Циолковский вон ещё в 19 веке рисовал систему гироскопов и описывал машинки на сжатом газе для перемещения в космосе. И солнечные зайчики, восстанавливающие ориентацию корабля.
Вообще, когда заходит разговор о первенстве (в любом деле)вспоминается "Град обреченный", когда первопроходцы прут через пустыню заведомо никем не пройденную и находят обломок пластмассовой расчёски.

hlynin

ЦитироватьСпасибо автору закрытой ветки о религии и астрономии. Вспомнил, что у меня давно лежит его машинописная статья "Религия и нравственность". Для тех, кого интересует, что БВ думал на эту тему:

Эх, не дадут поговорить тут админы о религии и нравственности. Но прочтя статью, я в очередной раз убедился, что Раушенбах - агностик, если я правильно это толкую. Как, впрочем, и я. Как, впрочем, многие. Повышение нравственности через религию - это довольно частный случай. Бывает и наоборот. И вообще - бог, религия, нравственность - настолько разнотолкуемые понятия... долгий разговор.

Бернгардт

ЦитироватьЭх, не дадут поговорить тут админы о религии и нравственности.

Работа у них такая - безбожная и безнравственная. :wink:

А я интервью 2001 года с Феоктистовым выставил - лучше уж поздно, чем никогда... Он там тоже мимо этой темы не прошел.

http://skizzenzumschicksal.narod.ru/