Гироскопы ориентации и стабилизации

Автор zipper, 10.12.2007 10:08:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Guest03

ЦитироватьСовершенно верно, полный кинетический момент КА не изменяется в инерциальной системе координат ни по величине, ни по направлению. Но если КА изменил положение в этой системе координат, то этот момент спроецируется на маховики по-другому. В принципе, если есть 3 маховика и их оси взаимно перпендикулярны, то всегда можно повернуть аппарат так, чтобы весь кинетический момент пришёлся на один из них. Он будет крутиться с большой скоростью, а другие при этом остановятся. И напротив, если сколь угодно долго "кувыркать" КА, но в итоге привести его в исходное положение, то скорости вращения всех маховиков должны совпасть с начальными. Везде подразумеваем, что речь идет об инерциальной системе координат. Кстати, при численных расчётах для отладки программ полезно делать такие эксперименты - они наглядны и сразу выдают грубые ошибки, если есть.
Извиняюсь за настойчивость, но Вы уверены что именно в этом все и дело? Я слышал целый ряд других предположений, однако уверенности никто не проявлял в этом вопросе :)

ЦитироватьДело именно в том, что обратной связи в этом случае нет. Используется принцип программного управления взамен принципа обратной связи. С точки зрения управления тут разомкнутая система. Совершенно логично, что она обладает своим главным недостатком - чувствительностью к возмущениям и к непрогнозируемым погрешностям параметров системы.
Ну, обратная связь должна быть в любом случае, применительно к КА, просто реализуется она при таком программном управлении иначе... Тот подход про который слышал я, меня честно говоря не слишком радует.... :)

Guest03

Хмм.... пришел на работу, смоделировал работу системы при последовательном развороте вначале на 60 по оси Z, потом обратно в нулевое положение... (на перереглирование и вход на предел вращения в 320рад/сек я думаю обращать внимания не стоит... просто пока программа не позволяет последовательное моделирование нескольких программных разворотов... спешно переделал). Но все равно не приходят в начальное положение... :) У нас специалисты не высказывают однозначного мнения как Вы на счет этой проблемы. Может все-таки тут иное замешано??



На первом графике угловые скорости вращения маховиков в рад/сек за время моделирования 2000сек, на втором изменение положения вокруг Z на 60 и потом через какое-то время до нуля опять...

Feol

Надо начать со следующего:

Относительно какой системы координат поворачивали КА?

Моделировались ли в процессе какие-либо внешние возмущающие моменты или включения реактивных двигателей?
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

Ааа, и еще. У вас маховики с избыточностью? То есть при любом подборе положения 3х взаимно перпендикулярных осей всегда, как минимум, на одну из них будут давать проекцию кинетического момента более, чем один маховик?
Всем пользователям нравится это сообщение.

Guest03

Да, система избыточная. Четыре маховика. Суммарный кинмомент не меняется при переориентации. Речь идет не о возмущающем моменте, а именно о моменте в системе во время переориентации. В принципе тот момент что был, тот мы и получим. Но, скорости маховиков которые мы имели вначале разворота и вконце режима переориентации получаются различными, как ни крути аппарат, хотя момент в системе останется прежним... Мне вот интересно выяснить, из-за чего это...  :roll: Ну, естественно что мы определяем положение некоторой связаной системы координат относительно инерциальной. Инерциальной, в моем случае, является планетоцентрическая экваториальная СК. Проекции моментов маховиков на аппарат определяются из матрицы направляющих косинусов... Ну а скорость вращения ротора она как бы ни в какой системе координат... :) Просто стоит датчик частоты вращения на роторе и измеряет таким образом скорость. :)

Возмущения от гравитационного момента Марас учитываются. Детерменированные. Со стохастикой потом... Солнечное давление игнорируется пока что... Ну и магнитного поля у Марса почти нету. :)

А.Коваленко

Орбитальное движение учитывали?

Guest03

ЦитироватьОрбитальное движение учитывали?
Конечно. Пока круговая экваториальная, близкая к квазисинхронной с Фобосом.

Feol

ЦитироватьСуммарный кинмомент не меняется при переориентации.
ЦитироватьВозмущения от гравитационного момента Марса учитываются.
Это как :) ? Первое исключает второе и наоборот :).

ЦитироватьДа, система избыточная. Четыре маховика.
Понятно... Тут может и быть сложнее и не быть.

В избыточной системе Вы имеете физическую неоднозначность. Её характер легко понять на простом примере - ставим 2 маховика с параллельными осями вращения и раскручиваем их в разные стороны. Очевидно, что суммарная проекция кинетического и управляющего момента от маховиков на ось КА, параллельную их осям вращения, будет зависеть только от разности их скоростей и ускорений соответственно при бесконечном возможном наборе собственно значений. Так, получить нулевой момент можно при совершенно любых скоростях вращения, лишь бы они были равные.

Проявление этой физической неоднозначности в реальной системе зависит, конечно же, от закона управления маховиками. А еще точнее, от закона раскладки потребного кин. момента по маховикам. Критерии его выбора могут быть разными. Возможно, что захочется минимизации суммарного кинетического момента маховиков и их производных. Для снижения износа, потребления, требований к запасам упр. и кин. момента и т. п.. Так, в примере выше, если нужен нулевой управляющий момент на оси, то можно предпочесть выдачу нулевого управляющего сигнала на оба маховика вместо разгона их в разные стороны с максимальной силой. А обратным примером может быть, допустим, стремление к уходу от проблемы с переходом скорости вращения маховиков через нуль для прецизионных систем. Тут суммарная скорость маховиков уже может стать не минимальной.

В классическом варианте исходными данными для формирования управляющих сигналов на избыточный набор маховиков должен быть расчётный вектор полного кинетического момента исполнительного органа и/или его производная по времени в проекции на оси связанной системы координат (ССК). Смотря, что идет на вход маховиков. Если сигнал задаёт момент на ротор, то нужна производная. Если сигнал задаёт скорость ротора (маховик с внутренней обр. связью), то нужен сам вектор. В данном контексте не суть.

1. Итак, мы вычислили требуемый вектор кин. момента всего исполнительного органа и/или его производную в ССК. Именно этот вектор подчиняется тем правилам, о которых я писал выше. То есть, он может менять свое положение относительно КА при его манёврах. Когда скорость КА ненулевая в процессе манёвра, он будет менять и своё положение в пересчёте в инерциальную систему координат (ИСК) тоже. Но после приведения КА в исходное положение относительно ИСК и при отсутствии внешних возмущений этот вектор в точности вернётся в исходное положение. Как относительно ССК, так и относительно ИСК. Его и можно использовать для проверки.

2. И теперь раскладываем этот вектор (в ССК) или его производную  на маховики. Простейший путь - тупо проецируем его на оси маховиков, умножая на косинус угла м/у этим вектором и осью соотв. маховика. Этот алгоритм однозначный и при его использовании кин. момент всех маховиков должен приходить в исходное значение при приведении КА в исходное положение в ИСК после любых манёвров и при отсутствии внешних возмущений. Но, как я писал выше, алгоритм раскладки может быть другой, и неоднозначный тоже. Вам нужно проверить, какой он именно - я этого не знаю.

В связи с этим ещё вопрос. На приведённой Вами картинке снизу видно, что переходный процесс практически затух к 1600 секунде и даже раньше, если я правильно разглядел цифры. А на картинке сверху видно, у маховиков и после 1600 секунды продолжается более, чем заметное изменение скоростей. Какое движение в системе отражает это изменение? Работа нетривиального алгоритма раскладки потребного кин. момента по маховикам? Ибо, судя по описанию, КА в этот момент уже неподвижен в ИСК.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

ЦитироватьИнерциальной, в моем случае, является планетоцентрическая экваториальная СК.
По подробнее бы...  :roll:
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

Цитировать
ЦитироватьОрбитальное движение учитывали?
Конечно. Пока круговая экваториальная, близкая к квазисинхронной с Фобосом.
Те проверки, о которых я пишу, справедливы и делаются только в инерциальной системе координат. А для её положения нет орбиты... Ей всё равно... По-подробнее бы  :roll:
Всем пользователям нравится это сообщение.

Guest03

Ну значиться так... :)

Управляющий сигнал на маховики формируется по классическому пропорционально-дифференциальному закону в связанной СК. Затем распределяется на блок из четырех маховиков по методу псевдообращения установочной матрицы. Естественно тут мы получаем эту самую неоднозначность, по какой-то оси пойдем быстрее, по какой-то медленнее....
На графике вы видете работу двух программ переориентации. От 0 до 60 градусов разворот вокруг одной оси, а потом через некоторое время вокруг нее же обратно в ноль крутим. Дальше идет стабилизация. На графике просто в таком масштабе вы не увидите процесса этой самой стабилизации, ибо ее точность поряка 20 угл.сек обеспечивается, а на графике мы видим радианы, да ещё и довольно приличное значение угла. К тому же, учитываются моменты вязкого и сухого трения на роторах ДМ. Поэтому вполне закономерное изменение их сторости происходит после окончания процесса переориентации. Ну и плюс потоянно работают возмущения от Марса, хотя конечно за 100сек их влияние будет просто никаким. Куда сущестеннее трение на валу...

Guest03

ЦитироватьПо-подробнее бы  :roll:
Я просто ответил на вопрос. :) То что для ваших проверок это все равно, я уже понял... Не будем останавливаться на этом.

Guest03

ЦитироватьНо после приведения КА в исходное положение относительно ИСК и при отсутствии внешних возмущений этот вектор в точности вернётся в исходное положение.

Вектор вернется. Но скорости будут другими... Вот в чем загвоздка. :) Т.е один буждет крутится быстрее, а другой медленнее, при этом момент останится прежним. :)

Feol

ЦитироватьУправляющий сигнал на маховики формируется по классическому пропорционально-дифференциальному закону в связанной СК. Затем распределяется на блок из четырех маховиков по методу псевдообращения установочной матрицы. Естественно тут мы получаем эту самую неоднозначность, по какой-то оси пойдем быстрее, по какой-то медленнее....
Там эту неоднозначность математически там хорошо видно :) ? Я бы попробовал сделать простое проецирование, раз есть сомнения.


ЦитироватьУправляющий сигнал на маховики формируется по классическому пропорционально-дифференциальному закону в связанной СК. Затем распределяется на блок из четырех маховиков по методу псевдообращения установочной матрицы. Естественно тут мы получаем эту самую неоднозначность, по какой-то оси пойдем быстрее, по какой-то медленнее....
А какой критерий оптимизации в этой схеме? Что там выигрывают ценой неоднозначности и не минимальной суммарной скорости маховиков?

Попробуйте проверить, как я написал, просто для вектора полного кин. момента исполнительного органа. Всё сразу станет понятно в части отделения физики от метода распределения момента по маховикам.

Масштаб графика нормальный, всё, что нужно, видно. Важна относительная динамика маховиков на энергичном участке манёвра и при стабилизации. Неужели так сильно маховики тормозятся из-за трения, причем алгоритм распределения это допускает? Ничего подобного на практике не видел. Хорошо, что допускает, но тогда зачем он избыточно разогнал такие плохие маховики в противофазе :) (см. вопрос 1 :) ). Тут бы только электричество экономить и по теплу не погорело бы :)... Желательно управляющий сигнал, подающийся на маховики, тоже на график вывести.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

Цитировать
ЦитироватьНо после приведения КА в исходное положение относительно ИСК и при отсутствии внешних возмущений этот вектор в точности вернётся в исходное положение.

Вектор вернется. Но скорости будут другими... Вот в чем загвоздка. :) Т.е один буждет крутится быстрее, а другой медленнее, при этом момент останится прежним. :)
Если так, то это алгоритм распределения такой. Нужно только понять, хорош ли он для поставленной задачи. Со стороны не видно, зачем сложно и неоднозначно делать, но причины могут быть.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Guest03

ЦитироватьМасштаб графика нормальный, всё, что нужно, видно. Важна относительная динамика маховиков на энергичном участке манёвра и при стабилизации. Неужели так сильно маховики тормозятся из-за трения, причем алгоритм распределения это допускает? Ничего подобного на практике не видел. Хорошо, что допускает, но тогда зачем он избыточно разогнал такие плохие маховики в противофазе :) (см. вопрос 1 :) ). Тут бы только электричество экономить и по теплу не погорело бы :)... Желательно управляющий сигнал, подающийся на маховики, тоже на график вывести.

Графики есть буквально всего. Завтра выведу сигнал. :)
Все-таки это из-за стабилизации скорее всего тормозятся, которую тут не видать. Момент за такое время мы не почувствуем действительно. Алгоритм может и не допускает, но есть зоны нечувствительности по управляющему исигналу у маховиков. В принципе, это регулируется коэффициентами пропорциональности в законе управления, может их стоит глянуть... Сейчас не могу сказать определенно. Завтра ещё погоняю.

Guest03

ЦитироватьЕсли так, то это алгоритм распределения такой. Нужно только понять, хорош ли он для поставленной задачи. Со стороны не видно, зачем сложно и неоднозначно делать, но причины могут быть.
Ничего сложного там нет. По-моему как раз напротив все очень просто и логично... С другой стороны, мне лично не понятно как так этот закон распределения работает что скорости не получаются эквивалентными...  :roll: Недо лбом постучаться в книгу по теоретической механике... может поможет :lol:

Feol

А в этом алгоритме какое-нибудь внутреннее дифференцирование есть? Или иная зависимость от скорости? Или переключательная логика (с проверкой каких-то условий)? В общем что-то, способное дать различие при разных направлениях изменения входного вектора? Видимо, здесь нужно копать. И/или попробовать прямое проецирование на маховики для эксперимента.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Guest03

ЦитироватьА в этом алгоритме какое-нибудь внутреннее дифференцирование есть? Или иная зависимость от скорости? Или переключательная логика (с проверкой каких-то условий)? В общем что-то, способное дать различие при разных направлениях изменения входного вектора? Видимо, здесь нужно копать. И/или попробовать прямое проецирование на маховики для эксперимента.

Закон управления: G = K1*(Fi - Fi_pr) + K2*(W - W_pr)

И так для каждого канала управления. Здесь:

Fi - текущий угол, который я получаю из интегрированя уравнений движения.
W - текущая угловая скорость, которую я получаю из интегрированя уравнений движения.

Fi_pr - программный угол, который получается аппроксимацией
кубическим сплайном таблично заданной функции, характеризующей нужный профиль разворота со всеми ограничениями.

W - программная угловая скорость, которая получается аппроксимацией кубическим сплайном таблично заданной функции, характеризующей нужный профиль разворота со всеми ограничениями.

Далее, имеем каую-то установоочную матрицу блока маховиков М размерности [3х4]. Находим к ней псевдообратную M`, для проецирования полученного управления по каналам на маховики. И тогда управление на маховик: G = M`*G есть вектор четырех компонент.

Вот и весь принцип.

Feol

Проверьте вот что.

Из Вашего закона управления Gi = K1i*(Fii - Fi_pri) + K2i*(Wi - W_pri), i = x, y, z Вы получили расчётный вектор управляющего момента в ССК:

G = (Gx, Gy, Gz).

Далее, насколько я понял, разложив затем по маховикам через этот матричный способ, получили 4 значения момента для каждого маховика соотв. - G' = (G1, G2, G3, G4).

Переведите момент на каждый маховик в векторную форму в ССК, зная его установку:
G'1 = (G'1x, G'1y, G'1z)
G'2 = (G'2x, G'2y, G'2z)
G'3 = (G'3x, G'3y, G'3z)
G'4 = (G'4x, G'4y, G'4z)

Далее просуммируйте векторно эти моменты: G'' = G'1 + G'2 + G'3 + G'4. Вы должны получить исходный вектор момента G - как по модулю, так и по направлению.

Достаточно взять любые числа в качестве Gx, Gy, Gz и посчитать один раз на бумажке (или не на бумажке :) ). Или распишите сюда подробно мартицы и все операции с ними.

Возможно, что вектор G'' по модулю у Вас получается больше исходного, что даёт избыточную накачку скомпенсированного кин. момента маховиков.
Всем пользователям нравится это сообщение.