Интервью с Конюховым

Автор Salo, 07.11.2007 15:31:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Интервью в украинском журнале "Вселенная, пространство, время" №4  за 2007 г.

С.Н.Конюхов:«Я точно не подгонял свой день рождения ко Дню космонавтики» к 70-летнему юбилею[/size]

Станислав Николаевич Конюхов —
Генеральный конструктор — Генеральный директор ГКБ "Южное" им. М.К. Янгеля, Герой Украины. Родился 12 апреля 1937 г. в России, в с. Бекренево Вологодской обл. Окончил Днепропетровский государственный университет (ДГУ) в 1959 г., к.т.н. (1970), д. т.н. (1987), профессор (1991), академик НАН Украины (1992), Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского (1994), Международной академии астронавтики (1997), Академии военных наук РФ (2004).
Инженер, старший инженер, ведущий конструктор (1959-1964), начальник отдела (1964-1974), начальник отделения —зам. главного конструктора КБ стратегических ракет и космических носителей (1974-1978). Начальник отделения — зам. начальника проектного комплекса (1978-1984), начальник и главный конструкторКБ космических аппаратов (1984-1986), первый заместитель Генерального конструктора (1986-1991). С 1991 г. — Генеральный конструктор — Генеральный директор ГКБ "Южное" им. М.К. Янгеля.
Лауреат Государственной премии СССР(1977), Премии Правительства РФ в области науки и техники (2004), Государственной премии Украины (2001), Премии им. М.К.Янгеля НАН Украины (1991). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1982), Почетным знаком отличия Президента Украины (1994), Орденом "За заслуги" II степени (Украина, 1997), I степени (Украина, 2007), Орденом Дружбы (РФ, 1997), Орденом Почета (РФ,2004). Заслуженный машиностроитель Украины (1993).

— Станислав Николаевич, Вы родились в 1937 г. в России, а как попали на Украину и где учились ракетному делу?
— На Украину я попал следующим образом. Когда началась война, отца призвали в армию, а после войны, в 1946 г., его перевели в Харьков. Мы с братом и матерью жили в Вологде. Через 3 месяца отцу дали однокомнатную квартиру и мы к нему переехали. Вот тогда, в 1946 г., я впервые появился на Украине, мне было 9 лет. Но в Харькове мы жили недолго, через 6 месяцев, в 1947 г., отца перевели в Киев. В Киеве мы прожили один год, я учился в школе на Лукьяновке. Затем отца перевели в Днепропетровск. Там я в 1954 г. окончил с золотой медалью среднюю школу и поехал поступать в Москву. После собеседования без сдачи вступительных экзаменов я был зачислен в МВТУ им. Н.Э. Баумана. Но в 1954 г. был большой набор абитуриентов из стран народной демократии, и поэтому выходцам из республик СССР общежитие не предоставлялось. Я нашел комнату в частном секторе со старушкой за 300 рублей при стипендии в 450 рублей. На что жить? Родители мне посоветовали вернуться и поступать в Днепропетровский государственный университет (ДГУ) на физико-технический факультет. Реально это был ракетный факультет, окутанный завесой таинственности. Я выслал почтой документы в университет, а сам уехал в альплагерь на Кавказ — в школе я занимался альпинизмом. Из лагеря приехал, в университет поступил, отучился. Специальность выбрал — «Производство беспилотных летательных аппаратов». Дипломный проект защитил на тему: «Ракета для морского подводного старта».

— Кто из выпускников ДГУ, с кем Вы учились, работает в ракетно- космической сфере?

— Мои «однокашники» и нынешние соратники — Станислав Ус, Владимир Василина, Виталий Гладилин. Из тех, кто оказался в России, курсом старше — Виталий Догужиев, Юрий Семенов, курсом младше — Анатолий Недайвода.
Все три генеральных директора НКАУ тоже закончили физтех ДГУ: Владимир Павлович Горбулин, Александр Алексеевич Негода, Юрий Сергеевич Алексеев.
Фундаментальная подготовка в ДГУ оказалась не хуже, чем в МВТУ. А что касается специальной подготовки, то, например, двигателестроение преподавал нам Иван Иванович Иванов, баллистику читал Николай Федорович Герасюта, аэродинамику — Вячеслав Михайлович Ковтуненко.
Университет я закончил в 1959 г. и был направлен в ОКБ-586 (ныне ГКБ «Южное») на должность инженера-конструктора в отдел, которым руководил Владимир Федорович Уткин — будущий преемник Главного конструктора М.К.Янгеля.

— Кого, кроме В.Ф. Уткина, Вы считаете своим учителем?

— Василия Сергеевича Будника, конечно. В то время он был первым замом у М.К.Янгеля. Его очень уважали, он много знал, работал с С.П.Королевым в Германии, затем был его заместителем в Подлипках. Как-то, года полтора-два назад, я просматривал книгу личных приемов руководством ОКБ. Так вот, обратил внимание на то, что В.С.Будник принимал людей в 5 раз больше, чем Янгель, так как Михаил Кузьмич очень часто был в командировках. И, как правило, решал все вопросы, с которыми к нему приходили.
8 марта этого года Василия Сергеевича не стало. Светлая ему память.

— Станислав Николаевич, какие события, произошедшие с Вами во время работы в КБ «Южное», вспоминаются чаще всего?

— Я проработал в КБ «Южное» почти 50 лет. За это время и радостных, и трагических событий было много. Но одно из них — не забыть. 11 апреля 1962 г., когда я уже был ведущим инженером, в шахте на полигоне Капустин Яр взорвалась ракета Р-14. Я в это время находился на подземном командном пункте, где уже через минуту от стенки до стенки ничего не было видно: пары гептила и азотной кислоты заполнили все пространство. Противогаза мне не хватило — дышал через носовой платок. Находились в этой агрессивной среде минут 20-25, пока нас не вывели через соседнюю шахту. Были поражены легкие —обожжены кислотой, пострадала слизистая оболочка глаз. Всех пострадавших, увезли в госпиталь, где нас спасали как могли: делали ингаляции, промывания. Хорошо, что не дошло до отека легких.
В госпитале я встретил свой двадцать пятый день рождения. Это, можно сказать, было мое второе рождение.

— А из радостных событий, что наиболее запомнилось?

— Первый успешный минометный старт из полноразмерного контейнера, который состоялся 1 мая 1971 г. Мы отрабатывали на полигоне в Павлограде применение минометной схемы для старта тяжелой ракеты Р-36 (15А14). Это
были так называемые бросковые испытания — выброс ракеты из контейнера давлением пороховых газов без включения маршевого двигателя. Я был техническим руководителем этих уникальных испытаний. Специальный транспортно-пусковой контейнер был снабжен пороховым аккумулятором давления, позволяющим выбросить 200-тонный макет ракеты из 30-метрового контейнера. Многие конструкторы не верили, что у нас это получится.
Сомневались даже корифеи ракетной техники, в частности, В.Н.Челомей.
Испытания были назначены на 30 апреля, но возникли проблемы с системами измерения, управления, и пуск перенесли на 4 утра первого мая — чтобы после него успеть вернуться в Днепропетровск на городскую демонстрацию трудящихся. На пуске присутствовали В.С.Будник, В.Ф.Уткин, В.Д.Крючков. Было еще темно и мы, не отрывая глаз, смотрели на контейнер. Началось движение ракеты по стеклопластиковому контейнеру, сначала медленно, затем быстрее и быстрее. И вдруг нам стало казаться, что контейнер раздувается. Давление внутри 10 атмосфер, а мы стояли метрах в 150, если «рванет» — деться некуда. Оказалось, что это просто световой эффект — контейнер от высокой температуры газов порохового аккумулятора светился, и создавалось впечатление, что он увеличивается в размерах. Многотонный макет ракеты вылетел из контейнера, как пробка из бутылки, и упал в заданном месте.
У нас было ощущение полного счастья. Вот такая была техническая победа!

— Что Вам запомнилось из работ по космической тематике?

— После боевой тематики пришлось пройти серьезную школу и по космической. В 1984 г. В.Ф.Уткин назначил меня главным конструктором и начальником КБ космических аппаратов. За время работы в этой должности мы освоили создание спутников различного назначения, в том числе — космических аппаратов типа АУОС, серии «Интеркосмос», «Океан». Са мым сложным был КА «Океан», массой 6,5 тонн. На нем впервые в отечественной практике был реализован режим комплексного наблюдения, т.е. одновременное получение радиолокационных, радиометрических и оптических измерений в совмещенной полосе обзора.

— О каком из нереализованных проектов Вы вспоминаете с грустью?

— Пожалуй, о Лунном. Он лишил нас тяжелого носителя, на который были затрачены огромные силы и средства. В свое время, когда для советской Лунной программы ОКБ-586 предлагали ракету Р-56, я был назначен ведущим конструктором по этой ракете.
 Для участия в Лунной программе было предложено три носителя: у Янгеля была ракета Р-56, у Королева — Н-1, у Челомея — УР-700. В итоге была выбрана Н-1. По проекту Королева полет на Луну планировался одним запуском, а по нашему проекту — двумя, со стыковкой модулей на орбите. Мне пришлось защищать наш проект, но тогда еще никто не верил, что можно состыковывать космические аппараты в невесомости, поэтому выбрали проект Н-1, который, к сожалению, так и не довелось «довести до ума».
Нам же вместо ракеты Р-56 поручили создание ракетного блока для посадки и взлета с Луны -блока Е, который был нами собран и испытан в космосе. Но на Луну он не полетел — проект Н-1 был закрыт после четырех аварийных пусков.

— Какие перспективные проекты Вы бы, хотели реализовать?

— Нужно обязательно реализовать проект «Воздушный старт». Украина не имеет собственного космодрома, но имеет прекрасные самолеты «Руслан» и «Мрия». Россия сейчас рассматривает подобный проект на базе самолета «Руслан» с применением жидкостной ракеты, что довольно опасно, особенно в случае аварийной посадки самолета. Мы же для этого проекта предлагаем ракету с твердотопливными двигателями. Но пока, к сожалению, не находим поддержки ни в Украине, ни .в других странах.
Еще нужно сделать РН «Зенит» пилотируемым носителем, как это и задумывалось при его создании. Ключ к решению этой задачи лежит в наработке надежности «Зенита». Поэтому реализуемый сейчас проект «Наземный старт» имеет для нас большое значение,  так как надежность ракеты подтверждается статистикой успешных запусков. Если на «Зенит» поставить систему аварийного спасения космонавтов, которая стоит на «Союзе», я готов сам на таком носителе лететь в космос.

— Какой на сегодня портфель заказов на запуски в проекте «Наземный старт»?

— Портфель заказов достаточный. Ракета-носитель «Зенит», позволяющая выводить на орбиту, переходную к геостационарной, полезную нагрузку в 3,5 тонны, сегодня востребована рынком. Задержка с началом пусков обусловлена тем, что после аварии «Морского старта» ракета «Зенит» требует реабилитации в глазах заказчиков. Поэтому сначала мы проведем пуск по государственной программе, после этого будем проводить пуски по коммерческим программам совместно с «Международ ными космическими услугами» —совместным предприятием, осуществляющим эксплуатацию «Наземного старта».

— Когда, на Ваш взгляд, можно ожидать возобновление пусков с «Морского старта»?

— Я думаю, в начале осени. Это определяется графиком ремонтных работ на платформе «Одиссей». Сейчас платформа находится в базовом порту Лонг-Бич, откуда она будет транспортирована для ремонта на одну из судоверфей.
Повреждение самой платформы не столь значительные, а вот газоотражатель, разрушенный во время аварии, надо восстанавливать по документам, которые сейчас есть только в России. Его будут делать в Санкт-Петербурге, потом перевезут в Лонг-Бич и установят на платформу. В связи с тем, что изготовление газоотражателя и его транспортировка требуют времени, мы планируем выйти на возобновление пусков в начале осени 2007 г.

— Что Вы можете сказать о реализации украинско-бразильского проекта «Циклон-4»?

— 4 сентября 2006 г. в официальном издании Бразилии опубликован Устав совместного украинско-бразильского предприятия «Алкантара Циклон Спейс».
Эта дата считается официальной датой создания СП. Представители в СП от Украины уже определены, работы по созданию ракеты «Циклон-4» идут согласно плану.

— Очень немногие знают, что Вы являетесь Генеральным конструктором по созданию ракетно-реактивного вооружения в Украине. Что делается для повышения технической оснащенности Вооруженных сил Украины.?

— Кооперацией украинских предприятий во главе с ГКБ «Южное» был осуществлен ряд проектно-конструкторских разработок перспективных систем ракетно-реактивного вооружения. В результате проведенных исследований были сформулированы предложения по созданию таких образцов вооружения, как мобильные оперативно-тактические комплексы для Сухопутных войск, зенитные ракетные комплексы разного класса, включая переносной зенитный комплекс, реактивные системы залпового огня различной дальности и ряд других боевых систем. Разработан ряд проектов по космическим системам военного назначения — информационно-разведывательным, связным и другим.
Сегодня Вооруженные силы Украины остро нуждаются в новых образцах  высокоэффективного оружия нового поколения. Поэтому созданный нами научно-технический задел стал надежной базой для развертывания полномасштабных работ по созданию эффективных видов ракетно-реактивного вооружения.

— Станислав Николаевич, 12 апреля 1961 года Вы уже работали в ракетно-космическом КБ и определились с выбором профессии, но как-то не верится в случайное совпадение этого дня с днем Вашего рождения?

— Я точно не подгонял свой день рождения ко Дню космонавтики.

Беседовал Николай Митрахов
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SpaceR

Ну и что тут обсуждать-то?  Интервью уже 8 месяц, и причём тут раздел средства выведения?  Убрать надо эту тему отсюда

Salo

Если у Вас журнал был раньше, надо было интервью опубликовать.
Отдельная тема по украинской космонавтике в ЧД.
А что изменилось за восемь месяцев?  :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SpaceR

ЦитироватьЕсли у Вас журнал был раньше, надо было интервью опубликовать.
Отдельная тема по украинской космонавтике в ЧД.
А что изменилось за восемь месяцев?  :wink:
Я не об этом. Перечитайте еще раз мое сообщение.

Если бы вы назвали тему "Перспективные украинские РН" или "Может зи Украина самостоятельно сделать космодром", то в этом разделе форума они были бы к месту. А здесь - текста много, но никакого вопроса не поставлено. Видимо текст так бы и уплыл в историю с 0 сообщений

ЦитироватьНу и что тут обсуждать-то?  Интервью уже 8 месяц, и причём тут раздел средства выведения?  Убрать надо эту тему отсюда

Чего вы к человеку прикопались?  :)  Интервью интересное, правильно что выложил. Куда его убирать-то?

Никого не хотел обидеть если что  :)

pk13

ЦитироватьЕсли у Вас журнал был раньше, надо было интервью опубликовать.
Отдельная тема по украинской космонавтике в ЧД.
А что изменилось за восемь месяцев?  :wink:
Немного напрягает его видение самых главных перспективных проектов: "Воздушный старт" с твердотопливной РН и пилотируемый Зенит. Оба проекта уже давно находятся в стадии НННШ. Даже не переходя к техническим подробностям десантирования (по ним куратор проекта - Старый  :) ), твердотопливная РН сводит на нет всю привлекательность "Воздушного старта" и рушит все экономические воздушные замки проета из-за проигрыша ПН, к тому же появление такой РН означает ввод в состав акционеров украинской стороны, а это явно не входит в планы участников.
Пилотируемый Зенит? Ну у него приблизительно столько же шансов "наработать надежность" сколько и у Ангары, пилотируемую версию которой ЦиХ на МАКС-е показывал. В общем спошное НННШ, зачем это Конюхов озвучивал как "самое главное" мне непонятно.
Ну а за 8 месяцев действительно изменилось немного: Морской старт "уехал" с начала осени на конец и по Циклону-4 произошел окончательный "развод" между Россией и Украиной (см. пост Agent-а в соответствующей теме)

Bart Hendrickx

Цитировать— Я проработал в КБ «Южное» почти 50 лет. За это время и радостных, и трагических событий было много. Но одно из них — не забыть. 11 апреля 1962 г., когда я уже был ведущим инженером, в шахте на полигоне Капустин Яр взорвалась ракета Р-14. Я в это время находился на подземном командном пункте, где уже через минуту от стенки до стенки ничего не было видно: пары гептила и азотной кислоты заполнили все пространство. Противогаза мне не хватило — дышал через носовой платок. Находились в этой агрессивной среде минут 20-25, пока нас не вывели через соседнюю шахту. Были поражены легкие —обожжены кислотой, пострадала слизистая оболочка глаз. Всех пострадавших, увезли в госпиталь, где нас спасали как могли: делали ингаляции, промывания. Хорошо, что не дошло до отека легких.
В госпитале я встретил свой двадцать пятый день рождения. Это, можно сказать, было мое второе рождение.]

Я не могу найти никаких других сведений об этой аварии, даже не в книгах КБ Южное («Ракеты и космические аппараты КБ Южное» и «Призваны временем»). Разве Конюхов о ней упоминает впервые? Жертвы были?

Salo

Bart,  как я понимаю таких аварий была не одна. Только о них не писали и не пишут. :cry:
В качестве примера: мой хороший знакомый служил в РВСН. Была авария в шахте с разливом и возгоранием топлива. Он попал в госпиталь и к сожалению от пережитого сошёл с ума.  :(  
Был комиссован  из армии.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьЯ не могу найти никаких других сведений об этой аварии, даже не в книгах КБ Южное («Ракеты и космические аппараты КБ Южное» и «Призваны временем»). Разве Конюхов о ней упоминает впервые? Жертвы были?
Видимо если жертв не было (или было немного) то авария даже не остаётся в истории. Никто же не помнит каждую аварию допустим самолёта.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер