Стоит ли усовершенствовать сцепку ракета-спутник?

Автор Nemo, 15.08.2007 08:42:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Nemo

Насколько я знаю, у ракет есть собственная система ориентации. Т.е. в бортовом вычислителе имеется информация о координатах центра масс ракеты в инерциальной системе координат (ИСК) и об угловом положении ракеты (углы ориентации).
Предлагаю передавать эту информацию из вычислителя ракеты в вычислитель спутника. Тогда, если перед отделением от ракеты на спутнике включить инерциальные датчики (гироскопические приборы), то (после отделения от ракеты) можно провести совмещение осей спутника с осями орбитальной системы координат при использовании только одного гироскопического прибора. Это можно использовать и как резервный алгоритм ориентации спутника, т.е. повысить живучесть спутника.
Ясно, что, в таком случае, порог насыщения у гироскопических приборов должен быть больше, чем максимально возможная угловая скорость спутника после отделения от ракеты.
Хочу услышать ваше мнение по этому поводу.

Дем

Для этого нужна "открытая" архитектура вычислителей. Что для ракет пока не выполняется.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

mihalchuk

Если я правильно понял идею, есть пример интеграции последней ступени РН и ПН - печально известный Марс-96. Он был сынтегрирован с блоком ДМ, выполнявшим и функцию последней ступени. Пока таких идей сторонятся, стараются придерживаться принципа "каждому - своё", т. е. чтобы ракету и ПН можно было отрабатывать отдельно и независимо.

fagot

Ну непечальных примеров запуска гораздо больше - "Луны" серии Е-2, "Марсы" с "Фобосами", для увеличения массы АМС объединение систем управления с РБ иногда оправдано. Или чтобы не создавать отдельный автономный РБ для запуска ограниченной серии спутников, как в случае с DSCSами.
Хотя предлагаемая идея совсем не о том. :wink:

ngl

А чем не нравится вариант, когда ПН самостоятельно тащит
инерциалку с самого старта и, скажем, корректирует ее по
ГЛОНАСС/GPS или информации от носителя?

ratte07

Речь идет о коррекции ИНС КА от ИНС РН? Как-то это странно.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Старый

ЦитироватьТогда, если перед отделением от ракеты на спутнике включить инерциальные датчики...
А если включить перед стартом то и с ракеты ничего не надо передавать - систему координат спутник привезёт с собой.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Nemo

ЦитироватьА чем не нравится вариант, когда ПН самостоятельно тащит
инерциалку с самого старта и, скажем, корректирует ее по
ГЛОНАСС/GPS или информации от носителя?

Тогда гироскоп должен быть сертифицирован на это. Т.е. должны быть виброиспытания с включенным прибором, а, насколько я знаю, гироскопические приборы производства России (для спутников) не подвергаются таким испытаниям, т.к. нет соответствующих требований в ТЗ.

Nemo

ЦитироватьРечь идет о коррекции ИНС КА от ИНС РН? Как-то это странно.

Я предполагаю,что на РН в вычислителе имеется следующая  информация:
1) о параметрах занимаемой орбиты (наклонение, долгота восходящего узла, аргумент широты, высота и т.д.);
2) об угловом положении осей РН в орбитальной системе координат (ОСК).

Если мои предположения не верны, то я предлагаю закрыть эту ветку.

Т.е. суть идеи: передавать из вычислителя РН в вычислитель  спутника (КА) вышеперечисленную информацию. Тогда для КА можно будет после отделения (КО) от РН провести все начальные режимы на одном гироскопе.

Nemo

Цитировать
ЦитироватьТогда, если перед отделением от ракеты на спутнике включить инерциальные датчики...
А если включить перед стартом то и с ракеты ничего не надо передавать - систему координат спутник привезёт с собой.

Под "инерциальными датчиками" я  имел ввиду измерители угловой скорости спутника (КА).

Старый

ЦитироватьТогда гироскоп должен быть сертифицирован на это.
Зачем? Кто будет проверять сертификат?;) :)  

ЦитироватьТ.е. должны быть виброиспытания с включенным прибором, а, насколько я знаю, гироскопические приборы производства России (для спутников) не подвергаются таким испытаниям, т.к. нет соответствующих требований в ТЗ.
Подумать только! Какой ужассс! Вот гироприборы для ракет проверяются, а для спутников - нет. Что ж теперь делать? ;) :)

 Вобщем вы считаете что сооружать предложеную вами систему это проще чем сертифицировать прибор?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьПод "инерциальными датчиками" я  имел ввиду измерители угловой скорости спутника (КА).
А вы вообще поставьте БИНС на лазерных гироскопах и не берите в голову.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Nemo

Вопрос: имеется ли в вычислителе РН следующая информация:
1) о параметрах занимаемой орбиты (наклонение, долгота восходящего узла, аргумент широты, высота и т.д.);
2) об угловом положении осей РН в орбитальной системе координат (ОСК).

ngl

ЦитироватьВопрос: имеется ли в вычислителе РН следующая информация:
1) о параметрах занимаемой орбиты (наклонение, долгота восходящего узла, аргумент широты, высота и т.д.);
2) об угловом положении осей РН в орбитальной системе координат (ОСК).

Навигация РН обычно решается в инерциалке.
Однако, проблемы пересчитать одно в другое я не вижу.

Nemo

Цитировать
ЦитироватьВопрос: имеется ли в вычислителе РН следующая информация:
1) о параметрах занимаемой орбиты (наклонение, долгота восходящего узла, аргумент широты, высота и т.д.);
2) об угловом положении осей РН в орбитальной системе координат (ОСК).

Навигация РН обычно решается в инерциалке.
Однако, проблемы пересчитать одно в другое я не вижу.

А в чём проблема передать эту информацию, например по радиоканалу, с РН  на спутник?

ngl

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВопрос: имеется ли в вычислителе РН следующая информация:
1) о параметрах занимаемой орбиты (наклонение, долгота восходящего узла, аргумент широты, высота и т.д.);
2) об угловом положении осей РН в орбитальной системе координат (ОСК).

Навигация РН обычно решается в инерциалке.
Однако, проблемы пересчитать одно в другое я не вижу.

А в чём проблема передать эту информацию, например по радиоканалу, с РН  на спутник?

Жесткие терминальные условия по траектории и угловому положению для носителя вас не устраивают ?

Nemo

ЦитироватьЖесткие терминальные условия по траектории и угловому положению для носителя вас не устраивают ?

Пожалуйста, поясните, что такое: "терминальные условия"?

По возможности, приведите цифры по терминальным условиям и угловому положению. Т.е. выписку из ТЗ в  этой части к РН. Было бы очень замечательно, если бы Вы сослались на документ, который можно достать на НПО ПМ.

ngl

Цитировать
ЦитироватьЖесткие терминальные условия по траектории и угловому положению для носителя вас не устраивают ?

Пожалуйста, поясните, что такое: "терминальные условия"?

По возможности, приведите цифры по терминальным условиям и угловому положению. Т.е. выписку из ТЗ в  этой части к РН. Было бы очень замечательно, если бы Вы сослались на документ, который можно достать на НПО ПМ.

Терминальные условия - это условия на момент отделения ПН.
Вот допуски на траекторию тем более по документам НПО ПМ сказать
не смогу. Можно лишь догадываться, скажем, по углам точность
ориентации последней ступени или РБ единицы градусов
а по угловым скоростям единицы минут в секунду.
Этого достаточно ?

Nemo

ЦитироватьТерминальные условия - это условия на момент отделения ПН.
Вот допуски на траекторию тем более по документам НПО ПМ сказать
не смогу. Можно лишь догадываться, скажем, по углам точность
ориентации последней ступени или РБ единицы градусов
а по угловым скоростям единицы минут в секунду.
Этого достаточно ?

Т.е., если требуемую информацию из РБ (с указанными выше точностями) передать на спутник (КА) перед контактом отделения от РБ, то в орбитальной системе координат (ОСК) можно соориентироваться с точностью до нескольких градусов, используя из приборов только измеитель угловой скорости.
Значит можно построить резервный алгоритм за счёт усовершенствования связки КА и РБ.

ngl

Можно не передавать. Для точности главное начальные условия  
навигации КА. Скажем в КА до старта есть начальная информация для
навигационной задачи с точностью, которую я назвал. А РН/РБ
реализуют такую конечную точность при выведении, в итоге получаем
те самые  градусы.
Для вычисления ориентации при этом нужны только ДУСы.

В последствие так или иначе КА будут корректировать с земли,
поэтому выжимать большую точность  из системы выведения смысла нет,
это не МБР.