ГИВУС его устройство

Автор LeXuS, 19.04.2007 20:32:37

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

LeXuS

Извиняюсь если не в тот раздел поместил тему, но думаю это самый подходящий.
Вызвался делать доклад в инстутите об устройстве и работе ГИВУСа. Может кто-нибудь поможет в поиском информации (собственный поиск результатов не дал)
Буду очень признателен. заранее спасибо.

Barbette

ЦитироватьИзвиняюсь если не в тот раздел поместил тему, но думаю это самый подходящий.
Вызвался делать доклад в инстутите об устройстве и работе ГИВУСа. Может кто-нибудь поможет в поиском информации (собственный поиск результатов не дал)
Буду очень признателен. заранее спасибо.

ГИВУС - жаргонное название прибора типа КИНД34. Изначально применялся на ОС, позднее на КА серии Ямал - далее разошелся по свету. Представляет собой цилиндрическеское тело (диаметр по корпусу 309 - 320 мм без учета лап) с плоским посадочным основанием и сегментально-сферической "крышей". Прибор имеет герметичное исполнение. Внутри - 4 измерительных канала с пирамидобразной ориентацией чувствительных осей, набор электроплат и собственная система обеспечения теплового режима.
отвод тепловой энергии выполняется через посадочное основание (остальные поверхности укрыты ЭВТИ). Энергопотребление до 75 Вт, в итоге все шпарит в тепло. Надежность крайне низкая, но не потому что прибор плохой, а потому как у тех кто его делает руки не оттуда (далее по тексту) - так например при вскрытии белкиного прибора в нем были обнаружены следы КОРРОЗИИ и непропаи. Масса прибора около 12 кг

Patriot

Цитировать
ЦитироватьИзвиняюсь если не в тот раздел поместил тему, но думаю это самый подходящий.
Вызвался делать доклад в инстутите об устройстве и работе ГИВУСа. Может кто-нибудь поможет в поиском информации (собственный поиск результатов не дал)
Буду очень признателен. заранее спасибо.

ГИВУС - жаргонное название прибора типа КИНД34. Изначально применялся на ОС, позднее на КА серии Ямал - далее разошелся по свету. Представляет собой цилиндрическеское тело (диаметр по корпусу 309 - 320 мм без учета лап) с плоским посадочным основанием и сегментально-сферической "крышей". Прибор имеет герметичное исполнение. Внутри - 4 измерительных канала с пирамидобразной ориентацией чувствительных осей, набор электроплат и собственная система обеспечения теплового режима.
отвод тепловой энергии выполняется через посадочное основание (остальные поверхности укрыты ЭВТИ). Энергопотребление до 75 Вт, в итоге все шпарит в тепло. Надежность крайне низкая, но не потому что прибор плохой, а потому как у тех кто его делает руки не оттуда (далее по тексту) - так например при вскрытии белкиного прибора в нем были обнаружены следы КОРРОЗИИ и непропаи. Масса прибора около 12 кг

ГИВУС - не жаргон, а термин в ТЗ на разработку.
По поводу надежности. На "МИРе" прибор отработал ТРИ гарантийных срока. На "Ямале-100" скоро будет 8 лет. На МКС - 7 лет. Механика (гироскопы) в ГИВУСах супернадежные. За это срок на Хаббле шесть аналогичных гироскопов отказало.
Что касается "Белки", то комментарий некомпетентный, из разряда "слышал звон, да не знает, где он". Вскрытия ГИВУСа для "Белки" как такового не было. Прибор не полетел, потому что при дополнительном анализе качества установленных в нем ЭРИ (его, кстати, провели сами изготовители ГИВУСа) были замечания по некоторым микросхемам. Именно внутри корпусов герметичных микросхем (а не в приборе!) были следы коррозии, непропаи, грязь и т.д. А ведь эти микросхемы перед установкой были проверены по методикам РККЭ в испытательном центре, который сама Энергия рекомендовала. Получив результаты дополнительных проверок, изготовитель ГИВУСа отозвал и заменил прибор. Руки разработчиков растут на положенном месте, в отличии от языков некоторых комментаторов. Слухов много, но верить надо документам.

Barbette

Теперь моя очередь не согласиться, если взять ТЗ или ПрП на последнее творение, но наименование прибора всеже КИНД34-ХХХ, (где ХХХ - условный индекс модификации). Согласны? Идем дальше. Если взять ГЧ на этот прибор для современных аппаратов ни в основной надписи, ни в ТТ такого вы не встретите сокращения ГИВУС, поэтому Ваш комментарий также отнесем на околокомпетентность.
Насколько я помню, на Мире был прибор, который делала другая организация, не та которая работы ведет в настоящее время.

Далее я просто Вас процитирую: "Вскрытия ГИВУСа для "Белки" как такового не было. Прибор не полетел, потому что при дополнительном анализе качества установленных в нем ЭРИ (его, кстати, провели сами изготовители ГИВУСа) были замечания по некоторым микросхемам"

Хотелось бы понять, каким же образом, извиняюсь, удалось провести "дополнительный анализ качества" и где он проводился (по БелКЕ), т.е. до поставки в РККЭ или после? Откуда был отозван прибор? Если он был отозван, по ГИВУС должен был быть поставлен в РККЭ (а он, прибор, есть моноблок). Если есть данные по "доп. анализу качества микросхем", то скорее всего учитывая вышесказанное вскрытие прибора проводилось (иначе нельзя добраться до микросхем) и значит проводилось в РККЭ с участием специалистов-разработчоков. Правильно?

Еще цитата "Именно внутри корпусов герметичных микросхем (а не в приборе!) были следы коррозии, непропаи, грязь и т.д". Вот мы мне неразумному объясните, какая мне разница где там непропаи и коррозия - внутри прибора или на микросхемах прибора, если просто внутри прибора - это же моноблок, черный ящик который поставляется конструктивно законченным и испытанным. Если на платах "д...о" то и в приборе оно же, и извиняюсь хвалиться при этом газовым подвесом согласитесь странно

Patriot

Ну вот, начну по порядку.
ЦитироватьТеперь моя очередь не согласиться, если взять ТЗ или ПрП на последнее творение, но наименование прибора всеже КИНД34-ХХХ, (где ХХХ - условный индекс модификации). Согласны? Идем дальше. Если взять ГЧ на этот прибор для современных аппаратов ни в основной надписи, ни в ТТ такого вы не встретите сокращения ГИВУС, поэтому Ваш комментарий также отнесем на околокомпетентность.
На это я или возражу или признаю свою ошибку, но позднее, в понедельник. Надо все таки документы посмотреть.
ЦитироватьНасколько я помню, на Мире был прибор, который делала другая организация, не та которая работы ведет в настоящее время.
На Мире был ГИВУС КИ34-2А (его еще называли Омега для благозвучности). Разработчик - НИИ прикладной механики. Главный конструктор НИИ ПМ - академик В.И. Кузнецов.
На Ямалах (и нынешних, и будущих), МКС и Белке - ГИВУС КИНД34-020. Разработчик - НИИ прикладной механики имени академика В.И. Кузнецова.
Организация та же, люди те же. Скоро год, как  НИИ ПМ есть филиал ЦЭНКИ. Но его структура и спецы остались на месте.  
ЦитироватьДалее я просто Вас процитирую: "Вскрытия ГИВУСа для "Белки" как такового не было. Прибор не полетел, потому что при дополнительном анализе качества установленных в нем ЭРИ (его, кстати, провели сами изготовители ГИВУСа) были замечания по некоторым микросхемам"

Хотелось бы понять, каким же образом, извиняюсь, удалось провести "дополнительный анализ качества" и где он проводился (по БелКЕ), т.е. до поставки в РККЭ или после? Откуда был отозван прибор? Если он был отозван, по ГИВУС должен был быть поставлен в РККЭ (а он, прибор, есть моноблок). Если есть данные по "доп. анализу качества микросхем", то скорее всего учитывая вышесказанное вскрытие прибора проводилось (иначе нельзя добраться до микросхем) и значит проводилось в РККЭ с участием специалистов-разработчоков. Правильно?
Неправильно!
Поясняю. ГИВУС для Белки был поставлен в РККЭ и более года работал там на стендах, а затем в составе КА. Замечаний по нему не было. Но осенью 2005 начались отказы каналов в аналогичных приборах (ГИВУСах) на Ямалах-200. Причины (а вернее, одна причина) всех отказов однозначно установлена - бракованная микросхема от братьев-хохлов. Акт утвержден Бранцем. Но встал вопрос о качестве прибора на Белке. НИИ ПМ провел в 22 ЦНИИИ анализ ЭРИ, оставшихся от комплектации прибора для Белки (т.н. сигнальные экземпляры), по собственной инициативе, за свои деньги. Исследовались автономно только ЭРИ, в том числе и микросхема того типа, что привела к отказам на Ямалах-200. Сам прибор работал в КА "БелКА", который уже проходил завершающие проверки до отправки на юг. Результаты анализа на некоторых образцах микросхем были неудовлетворительные. Это выглядело так: в одной-двух из четырех-шести вскрытых микросхем внутри оказались те гадости, о которых я говорил ранее. Тогда и было решено прибор заменить. Превентивно, с учетом того, что в приборе могли оказаться (но не факт, что они там были) такие же "плохие" элементы. В срочном порядке был подготовлен прибор на замену, а сама замена состоялась уже на югах. Оттуда в НИИ ПМ вернулся "родной" Белкинский прибор. И никакие спецы РККЭ к нему больше никакого отношения не имели. Повторю, замена прибора была превентивной.
Вот так все  и было. Подробности опускаю из соображений этики и цензуры.
ЦитироватьЕще цитата "Именно внутри корпусов герметичных микросхем (а не в приборе!) были следы коррозии, непропаи, грязь и т.д". Вот мы мне неразумному объясните, какая мне разница где там непропаи и коррозия - внутри прибора или на микросхемах прибора, если просто внутри прибора - это же моноблок, черный ящик который поставляется конструктивно законченным и испытанным. Если на платах "д...о" то и в приборе оно же, и извиняюсь хвалиться при этом газовым подвесом согласитесь странно
Тут Вы правы, кроме газового подвеса. Конечно, разработчик (и изготовитель) отвечает за весь прибор. В том числе и за примененную элементную базу. Но состояние производства ЭРИ (качество, надежность и т.д.) у нас и в ближнем зарубежье таково, что с их использованием получается игра в рулетку. Никакие дополнительные проверки по методикам РККЭ, НПО ПМ или другим никаких гарантий не дают. Это беда всей космической отрасли. Тема настолько объемная и наболевшая, что нет смысла ее развивать в этом топике.
А вот по поводу газового подвеса, так этим надо гордиться. Он действительно уникальный.
На этом заканчиваю. Спасибо за дискуссию. Но если что, готов оппонировать и дальше.

Sattel

А можно подробности про газовый подвес? принцип действия? или ссылку?

Humorist

ЦитироватьЕсли взять ГЧ на этот прибор для современных аппаратов ни в основной надписи, ни в ТТ такого вы не встретите сокращения ГИВУС, поэтому Ваш комментарий также отнесем на околокомпетентность.

а в ТТ на Монитор и Казсат есть такое сокращение:
- гироскопический измеритель вектора угловой скорости (ГИВУС) :)
С. Все слова произнесенные мной, являются моим ЛИЧНЫМ мнением!!!

Feol

Он же, или почти он же, БИГ еще называется  :wink: . На Сесате и всех Экспрессах после него летает.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Patriot

ЦитироватьОн же, или почти он же, БИГ еще называется  :wink: . На Сесате и всех Экспрессах после него летает.
А що значит "после него"? А если серьезно, то ГИВУС и БИГ есть одно и тоже. Отличие в информационном интерфейсе: унитарный код (ГИВУС КИНД34-020) и RS-232 (БИГ). Все остальное - одно и тоже.

Patriot

ЦитироватьА можно подробности про газовый подвес? принцип действия? или ссылку?
В принципе это все из институтского курса. Если действительно интересно - пиши на е-мейл.

Barbette

А сейчас какие-нибудь модификации данного прибора с уменьшенным тепловыделением (например) смотрятся или пока не до этого?

Feol

Цитировать
ЦитироватьОн же, или почти он же, БИГ еще называется  :wink: . На Сесате и всех Экспрессах после него летает.
А що значит "после него"? А если серьезно, то ГИВУС и БИГ есть одно и тоже. Отличие в информационном интерфейсе: унитарный код (ГИВУС КИНД34-020) и RS-232 (БИГ). Все остальное - одно и тоже.
Ну значит, что до Сесата БИГ ни на одном КА НПО ПМ не летал  :wink: .
Всем пользователям нравится это сообщение.

Sattel

2 Mastergyro
куда писать то? mail?

Patriot

Цитировать2 Mastergyro
куда писать то? mail?
Мне писать - в личку.

Предлагаю ознакомиться со статьей НИИ ПМ по ГИВУСам в "Гироскопия и навигация" №1 2004
Материала достаточно, чтобы понять принципы построения и особенности этих приборов.
http://slil.ru/24283984

Sattel

2 Mastergyro
Спасибо за ссылку. посмотрел. Устройство газодинамического подвеса я в принципе понял.
В то же время вплыл вопрос - а для авиации кто гироплатформы делает? те же фирмы?

А.Коваленко

Цитировать
Цитировать2 Mastergyro
куда писать то? mail?
Мне писать - в личку.

Предлагаю ознакомиться со статьей НИИ ПМ по ГИВУСам в "Гироскопия и навигация" №1 2004
Материала достаточно, чтобы понять принципы построения и особенности этих приборов.
http://slil.ru/24283984
Интересная статья, но вызывает сомнение вот эта фраза:
Цитироватьнаибольшая длительность непрерывной работы прибора (КИ34-2А) зафиксирована на станции «Мир» - 7,4 года при гарантированном ресурсе, равном 3 годам
На Базовом блоке "Мира" часто выключался СУД, что сопровождалось и выключением питания КИ-34 "Омега". Соответственно, после включения БЦВК СУД запускалась циклограмма включения, которая начиналась с раскрутки "Омеги", пауза 3 минуты,  по готовности перехеод с прибора ОРТ на "Омегу". Откуда тогда непрерывная работа 7.4 года? Или имелось в виду что-то другое?

BOA

Цитировать
Цитировать
Цитировать2 Mastergyro
куда писать то? mail?
Мне писать - в личку.

Предлагаю ознакомиться со статьей НИИ ПМ по ГИВУСам в "Гироскопия и навигация" №1 2004
Материала достаточно, чтобы понять принципы построения и особенности этих приборов.
http://slil.ru/24283984
Интересная статья, но вызывает сомнение вот эта фраза:
Цитироватьнаибольшая длительность непрерывной работы прибора (КИ34-2А) зафиксирована на станции «Мир» - 7,4 года при гарантированном ресурсе, равном 3 годам
На Базовом блоке "Мира" часто выключался СУД, что сопровождалось и выключением питания КИ-34 "Омега". Соответственно, после включения БЦВК СУД запускалась циклограмма включения, которая начиналась с раскрутки "Омеги", пауза 3 минуты,  по готовности перехеод с прибора ОРТ на "Омегу". Откуда тогда непрерывная работа 7.4 года? Или имелось в виду что-то другое?
Это КИ-34 с ББ столько прожил вообще, потом, если память не изменяет подключили на к/у с одного из модулей, то-ли Д, то-ли Т.
На сегодня рекордсмен КИНД-34-020 с Ямала-100, молотит ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕПРЕРЫВНО с 6.09.1999.

А.Коваленко

Да, потом подключили "Омегу" с КС-Т. Были сделаны кабель-вставка и программная вставка. Но история с некпрерывностью работа была та же. Кстати, на СМ ГИВУС тоже работает непрерывно с момента запуска. Т.е. на 10 месяцев меньше, чем на "Ямале".

BOA

ЦитироватьДа, потом подключили "Омегу" с КС-Т. Были сделаны кабель-вставка и программная вставка. Но история с некпрерывностью работа была та же. Кстати, на СМ ГИВУС тоже работает непрерывно с момента запуска. Т.е. на 10 месяцев меньше, чем на "Ямале".
Кто-бы возражал, только не я :lol:
Только вот у него ещё и "дублёры" есть, один в горячем другой в холодном резерве (пусть и погрубее).... или я за 7 лет всё забыл  8)

А.Коваленко

Цитировать
ЦитироватьДа, потом подключили "Омегу" с КС-Т. Были сделаны кабель-вставка и программная вставка. Но история с некпрерывностью работа была та же. Кстати, на СМ ГИВУС тоже работает непрерывно с момента запуска. Т.е. на 10 месяцев меньше, чем на "Ямале".
Кто-бы возражал, только не я :lol:
Только вот у него ещё и "дублёры" есть, один в горячем другой в холодном резерве (пусть и погрубее).... или я за 7 лет всё забыл  8)
Есть грубый ОРТ-М, но он, по-моему, выключен. Используется только в режиме начального построения ориентации, который выполнялся один единственный раз, на первом или втором (не помню точно) витке 12 июля 2000 года :-)