Стыковки

Автор hlynin, 10.04.2007 20:18:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

hlynin

Ну, хорошо.
Тогда иначе: сближение двух объектов. Вот пропустили мы выгодное время для старта с Луны.
Сложнее ли просчитать баллистику, связаться? Отдельный вопрос: на изменение параметров орбиты (особенно наклонение) где больше тратится топлива? Велико ли влияние масконов? Управление с Земли и связь невозможны, когда КК за диском, как при этом быть?

А.Коваленко

ЦитироватьНу, хорошо.
Тогда иначе: сближение двух объектов. Вот пропустили мы выгодное время для старта с Луны.
Сложнее ли просчитать баллистику, связаться? Отдельный вопрос: на изменение параметров орбиты (особенно наклонение) где больше тратится топлива? Велико ли влияние масконов? Управление с Земли и связь невозможны, когда КК за диском, как при этом быть?
Cчитать не сложнее, все мат. модели должны быть. Изменить плоскость орбиты около Луны энергетически дешевле, топлива нужно меньше. Проблемы со сближением, особенно, если пропущено стартовое окно, такие же, как и на околоземной орбите. Связь с Землей невозможна, когда летишь с "той" стороны, но этот период невелик, несмертельно. Но вообще, пропускать стартовые окна нехорошо. Если есть проблемы, то лучше орбитальный аппарат держать на полярной орбите. А вообще, если речь идет о навигации вблизи Луны, то все это считать надо. Я ведь вначале вопрос понял именно в части систем взаимных измерений и относительной навигации. А это несколько иное.

hlynin

А я пытаюсь количественно оценить сложность динамических операций у Луны и у Земли. Да, конечно с топливом у Луны проще. Но его туда ещё привезти надо!
А вот как бы американцы действовали, если б не смогли стартовать с Луны в нужный момент?

А.Коваленко

ЦитироватьА я пытаюсь количественно оценить сложность динамических операций у Луны и у Земли. Да, конечно с топливом у Луны проще. Но его туда ещё привезти надо!
А вот как бы американцы действовали, если б не смогли стартовать с Луны в нужный момент?
Не уверен на 100%, но боюсь, что это был нерасчетный случай.

Liss

Для первых нескольких полетов с наклонением окололунной орбиты, близким к нулю -- не страшно. Для J-миссий было бы хуже.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

А.Коваленко

ЦитироватьДля первых нескольких полетов с наклонением окололунной орбиты, близким к нулю -- не страшно. Для J-миссий было бы хуже.
Да, для экваториальных орбит такой проблемы нет.

AceIce

ЦитироватьА вот как бы американцы действовали, если б не смогли стартовать с Луны в нужный момент?

Никак. Успехи миссий оценивались от 50 до 66%. Пару лет назад было рассекречен спич Никсона на случай не возможности старта "Игла" с Луны.
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы

Reader

Справедливости ради - нужный момент ограничивался лишь возможностями СЖО.

А.Коваленко

ЦитироватьСправедливости ради - нужный момент ограничивался лишь возможностями СЖО.
И СЭП, наверное?

Reader

Согласен.

А.Коваленко

А они, мягко говоря, не безграничны. Так что пропуск стартового окна - случай нерасчетный (для районов, удаленных от экватора).

hlynin

ЦитироватьНикак. Успехи миссий оценивались от 50 до 66%. Пару лет назад было рассекречен спич Никсона на случай не возможности старта "Игла" с Луны.

Да вряд ли... Так же надуман подсчёт успеха полёта Гагарина в 73%, как обычно сообщается. Статистика начинает "работать" лишь где-то после 10-го аналогичного события. Всё что "до" - страшилки журналистов.
Насчёт спича Никсона и аналогичного сообщения Левитана - это абсолютно нормальные явления и даже не зная о их существовании, их можно было предположить на все 100. Я б удивился, если б их не было. Власть должна показать быстроту реакции, компетентность, так сказать, руку на пульсе жизни. Экспромты тогда не поощрялись.

А.Коваленко

В любом случае, ответ понятен. Резерв времени определяется ресурсами СОЖ и СЭП. Дальше расчет времени, необходимого для повторения требуемых баллистических условий для старта и стыковки. Маневр CSM для изменения плоскости орбиты и/или фазирования возможен, но его запасы топлива тоже не безграничны. Не думаю, что там был существенный резерв. Тем более, он сопровождался бы и одновременным увеличением большой полуоси орбиты. А тут остро встанет вопрос о запасе топлива в LM.

SAV

Как минимум статистика начинается с трех опытов. Может быть здесь учли все пуски Р7 соответствующей модификации, которые были до полета Гагарина, а для статистики нет разницы, человек или манекен в корабле.

Меня интересует другое. Почему выбрали «Контакт» для лунного корабля и «Иглу» для стыковок на орбите? Была разница по массе, надежности или простоте принципа, или работали субъективные факторы?

ЦитироватьА тут остро встанет вопрос о запасе топлива в LM.

Вот кстати сюжет для космического триллера. Пропустили окно старта. Фразировка орбиты возможна, только если уменьшить массу LM. Все выкинули, а надо еще 100 кг. Астронавты бросают на спичках, кто летит, а кто остается на Луне. Сопли на полчаса. Наконец они прощаются.

Но тут гений из НАСА посчитывает на логарифмической линейке, что благодаря маскону орбита после старта чуть изменится и стыковка возможна. Ура! Финал - бурные вопли радости в Хьюстоне после стыковки. Счастливые лица родственников и гимн Америки.

А.Коваленко

ЦитироватьКак минимум статистика начинается с трех опытов. Может быть здесь учли все пуски Р7 соответствующей модификации, которые были до полета Гагарина, а для статистики нет разницы, человек или манекен в корабле.

Меня интересует другое. Почему выбрали «Контакт» для лунного корабля и «Иглу» для стыковок на орбите? Была разница по массе, надежности или простоте принципа, или работали субъективные факторы?
Точно не знаю, но ИМХО, "Контакт" был проще, хотя бы потому, что он, фактически, был полуавтоматическим, просто радиолокатор, дающий скорость и расстояние. Сами режимы сближения и стыковки осуществлялись вручную. Автоматическая "Игла" была еще слишком сырой. Да и требования к точности режима причаливания для ЛОК-ЛК были менее жесткими, так как, стыковочный узел, фактически не обеспечивал жесткой сцепки, не было герметичного стыка. Значит и допуски на боковые и угловые отклонения менее жесткие. Ну и масса меньше, естетственно. Субъективные факторы, несомненно, тоже присутствовали.

А.Коваленко

ЦитироватьВот кстати сюжет для космического триллера. Пропустили окно старта. Фразировка орбиты возможна, только если уменьшить массу LM. Все выкинули, а надо еще 100 кг. Астронавты бросают на спичках, кто летит, а кто остается на Луне. Сопли на полчаса. Наконец они прощаются.

Но тут гений из НАСА посчитывает на логарифмической линейке, что благодаря маскону орбита после старта чуть изменится и стыковка возможна. Ура! Финал - бурные вопли радости в Хьюстоне после стыковки. Счастливые лица родственников и гимн Америки.
Для Голливуда сойдет ;-)
А в реальности, думаю, что запаса там не было вообще.

SAV

ЦитироватьТочно не знаю, но ИМХО, "Контакт" был проще, хотя бы потому, что он, фактически, был полуавтоматическим, просто радиолокатор, дающий скорость и расстояние.

На Контакте точно стоял радиолокатор? Или он работал по радиомаяку модуля? Игла вроде как работала по радиомаяку.

Кстати какая масса стыковочного узла со все электроникой была в то время. Кто-нибудь знает?

А.Коваленко

Цитировать
ЦитироватьТочно не знаю, но ИМХО, "Контакт" был проще, хотя бы потому, что он, фактически, был полуавтоматическим, просто радиолокатор, дающий скорость и расстояние.

На Контакте точно стоял радиолокатор? Или он работал по радиомаяку модуля? Игла вроде как работала по радиомаяку.

Кстати какая масса стыковочного узла со все электроникой была в то время. Кто-нибудь знает?
Это называется активная радилокация.

SAV

ЦитироватьЭто называется активная радилокация.

Разница массы электроники между пассивным и активным локатором должна быть значительная. Так же намного больше разница в потребляемой энергии.
Для разного рода оценок хорошо бы знать конкретные цифры.

Что касается запаса по топливу LM.
Можно подсчитать, массы в принципе известны. У Марка Вейда дается, что ХС LM 2.2 км/с. Для орбиты высотой порядка 150 км круговая скорость 1.6 км/с. Получаем запас 0.6 км/с. Грубая оценка дает, что для взлета было достаточно 2 т топлива, всего там было 2358 кг, таким образом, запас был примерно 15%.

AceIce

ЦитироватьСубъективные факторы, несомненно, тоже присутствовали.

 :?:  :?:  :?:
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы