Трехкомпонентные ЖРД...

Автор Игорь Суслов, 14.05.2004 11:26:08

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Цитата: Игорь  Суслов от 08.12.2023 08:29:42
Цитата: С. Тушин(ский) от 08.12.2023 07:24:15так, я предполагаю, думает автор вопроса
Именно.
"...трехкомпонентным ... считать ЖРД, в котором на разных этапах [одного] полета используются две разные пары компонентов топлива"
А, вообще, странно, прошло всего то 20 (!) лет, а трехкомпонентник не только не сделали, но и терминологию поменяли, чтобы, видимо, не делать.  ;)
Не нужен, потому и не сделали.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

wisefilinn

Цитата: Игорь  Суслов от 08.12.2023 08:29:42
Цитата: С. Тушин(ский) от 08.12.2023 07:24:15так, я предполагаю, думает автор вопроса
Именно.
"...трехкомпонентным ... считать ЖРД, в котором на разных этапах [одного] полета используются две разные пары компонентов топлива"
Спойлер
А, вообще, странно, прошло всего то 20 (!) лет, а трехкомпонентник не только не сделали, но и терминологию поменяли, чтобы, видимо, не делать.
[свернуть]
;)
В таком узком понимании - нет и не будет.
Поскольку нафиг не нужен.
Кроме как для создания одноступа(которое имеет чисто спортивный интерес),
нигде трехкомпонентник не может дать выигрыш даже в теории.
Дирижаблефил - горе в семье

C-300-2

Цитата: С. Тушин(ский) от 08.12.2023 07:24:15Иначе какой-то амер. ЖРД (кажется, LR-87). который в разных модификациях мог работать на трех РАЗНЫХ парах компонентов жидкого топлива
Аж четырёх)
ЖК-керосин
АТ-аэрозин-50
ЖК-жидкий водород
АТ-алюмизин

Дмитрий В.

Цитата: wisefilinn от 08.12.2023 12:56:49
Цитата: Игорь  Суслов от 08.12.2023 08:29:42
Цитата: С. Тушин(ский) от 08.12.2023 07:24:15так, я предполагаю, думает автор вопроса
Именно.
"...трехкомпонентным ... считать ЖРД, в котором на разных этапах [одного] полета используются две разные пары компонентов топлива"
Спойлер
А, вообще, странно, прошло всего то 20 (!) лет, а трехкомпонентник не только не сделали, но и терминологию поменяли, чтобы, видимо, не делать.
[свернуть]
;)
В таком узком понимании - нет и не будет.
Поскольку нафиг не нужен.
Кроме как для создания одноступа(которое имеет чисто спортивный интерес),
нигде трехкомпонентник не может дать выигрыш даже в теории.
И даже в одноступе выигрыш по сравнению с чистым водородником далеко не очевиден.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Штуцер

Вниманию Старого.
Вы не можете просматривать это вложение.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитата: Штуцер от 09.12.2023 19:45:29Вниманию Старого
В таблице перечислены 3 компонента ракетного топлива.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

wisefilinn

Цитата: Игорь Суслов от 08.12.2023 08:29:42.трехкомпонентным ... считать ЖРД, в котором на разных этапах [одного] полета используются две разные пары компонентов топлива
А РД-107/108 считаются трех-компонентными из-за ТНА на перекиси ВПВ?
Дирижаблефил - горе в семье

amster

Цитата: wisefilinn от 28.06.2024 05:39:20
Цитата: Игорь Суслов от 08.12.2023 08:29:42.трехкомпонентным ... считать ЖРД, в котором на разных этапах [одного] полета используются две разные пары компонентов топлива
А РД-107/108 считаются трех-компонентными из-за ТНА на перекиси ВПВ?
Конечно.

Raul

#308
Значит, трехкомпонентник - самый массовый вид ЖРД в истории :). А говорят - не используется.

Вопрос к знатокам - можно ли считать Резерфорд трехкомпонентным? ЭНА получают энергию от литий-полимерных аккумуляторов.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Prokrust

#309
Так может пора сделать новый 3-х компонентный двигатель на амиле. Переделать РД-276. Основным топливом сделать керосин. По вики у него удельный импульс всего на 3% ниже чем с гептилом. А гептил останется крутить ТНА.
Вопрос - сможет ли выхлоп от ТНА поджечь керосин?
И если нет - то можно ли обеспечить зажигание просто накачав в трубу (небольшой бак) перед движком гептила до старта. То есть вначале движок засосет гептил, он загорится, а потом пойдет керосин, благо гептил и керосин смешиваются. Форсунки смогут поддерживать оба вида топлива?
Тогда переделка движка потребуется, но не кардинальная. Движок останется простым, с хорошим соотношением тяга / масса движка.
Гептила потребуется намного меньше и он полностью будет сгорать еще в ТНА.
Мы получим многоразовый движок на амиле и керосине!
Практически идеальный кандидат на 2-ю ступень. Да и Протон можно будет возродить.

fagot

Что угодно, только не нормальный двигатель на кислород/керосине. :)

telekast

Цитата: Prokrust от 12.07.2024 12:07:22Так может пора сделать новый 3-х компонентный двигатель на амиле. Переделать РД-276. Основным топливом сделать керосин. По вики у него удельный импульс всего на 3% ниже чем с гептилом. А гептил останется крутить ТНА.
Вопрос - сможет ли выхлоп от ТНА поджечь керосин?
И если нет - то можно ли обеспечить зажигание просто накачав в трубу (небольшой бак) перед движком гептила до старта. То есть вначале движок засосет гептил, он загорится, а потом пойдет керосин, благо гептил и керосин смешиваются. Форсунки смогут поддерживать оба вида топлива?
Тогда переделка движка потребуется, но не кардинальная. Движок останется простым, с хорошим соотношением тяга / масса движка.
Гептила потребуется намного меньше и он полностью будет сгорать еще в ТНА.
Мы получим многоразовый движок на амиле и керосине!
Практически идеальный кандидат на 2-ю ступень. Да и Протон можно будет возродить.
На Ф-9 именно так вроде обеспечивается многоразовость включения Мерлина. Сначала впрыскивают самовоспламеняющееся топливо, а потом подают керосин. Правда без изврата с ТНА. Не?
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Дем

Цитата: fagot от 12.07.2024 13:50:05Что угодно, только не нормальный двигатель на кислород/керосине. :)
В таком "нормальном" двигателе как правило ещё и какой-нибудь триэтилалюминий будет...
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

fagot

Ну будет, и в чем проблема?

Prokrust



Не извраты с ТНА при отсутствии самовоспламенящего топлива усложняют движок. РД-276 славен очень хорошей тяговооруженностью и простотой. Хотелось бы сохранить это. 
РД-276 и Мерлин имеют схожий удельный импульс. Замена гептила на керосин не изменит это, было на 2% лучше, станет на 1% хуже. То есть практически аналог, но на амиле, вдвое с большей тягой.
Жаль что такой движок как  РД-276 с его потенциалом, пропадает. Вообще идея заменить гептил на керосин просто напрашивается, если бы ракетой Протон действительно занимались, давно бы это сделали, хотя бы из-за цены топлива.

telekast

Цитата: Prokrust от 12.07.2024 21:51:14Не извраты с ТНА при отсутствии самовоспламенящего топлива усложняют движок. РД-276 славен очень хорошей тяговооруженностью и простотой. Хотелось бы сохранить это.
РД-276 и Мерлин имеют схожий удельный импульс. Замена гептила на керосин не изменит это, было на 2% лучше, станет на 1% хуже. То есть практически аналог, но на амиле, вдвое с большей тягой.
Жаль что такой движок как  РД-276 с его потенциалом, пропадает. Вообще идея заменить гептил на керосин просто напрашивается, если бы ракетой Протон действительно занимались, давно бы это сделали, хотя бы из-за цены топлива.
Для привода ТНА гептилом требуется его много больше, чем на несколько его запальных порций в КС. Нет?
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Владимир Шпирько

Цитата: Prokrust от 12.07.2024 12:07:22Гептила потребуется намного меньше и он полностью будет сгорать еще в ТНА.
Мы получим многоразовый движок на амиле и керосине!
Практически идеальный кандидат на 2-ю ступень. Да и Протон можно будет возродить.
А вот к сожалению не получиться.... в Филях уже снос, зачистка и стройка....

Prokrust

ЦитироватьЦитата: telekast от 13.07.2024, 00:24:34
Для привода ТНА гептилом требуется его много больше, чем на несколько его запальных порций в КС. Нет?
Конечно. Для РД-107 требуется перекись тоже в немаленьких количествах. Насколько я помню они там как-то жаловались на цену перекиси на свободном рыночке, не?
Тем не менее используется, так проще было сделать движок, да и стоимость перекись не представляла проблемы в СССР. И вот до сих пор работает сей "отсталый" агрегат.
Сейчас конечно все по другому, но таки дешевый и мощный движок имеет смысл. Идея Маска что нужна полностью многоразовая система прекрасна, но судя по всему это делается отлько для супертяжа. А обычные ракеты будут терять 2-ступень. Фалкон-9 в этом плане сделан просто блестяще - на 2-й ступени только один дешевый Мерлин.
Так давайте воспользуемся преимуществами амила. Намного менее агрессивен чем кислород, им можно охлаждать движок. К нему есть самовоспламеняющиеся топливо гептил совместимое с керосином. Многоразовость сделать не сложно.
Конечно вполне возможно что и привод ТНА можно сделать на керосине таким же простым как на гептиле - опять же например используя гептил для затравки. Тогда гептила потребуется толко для запуска движка. Это было бы замечательно.

telekast

Цитата: Prokrust от 13.07.2024 10:59:07
ЦитироватьЦитата: telekast от 13.07.2024, 00:24:34
Для привода ТНА гептилом требуется его много больше, чем на несколько его запальных порций в КС. Нет?
Конечно. Для РД-107 требуется перекись тоже в немаленьких количествах. Насколько я помню они там как-то жаловались на цену перекиси на свободном рыночке, не?
Тем не менее используется, так проще было сделать движок, да и стоимость перекись не представляла проблемы в СССР. И вот до сих пор работает сей "отсталый" агрегат.
Сейчас конечно все по другому, но таки дешевый и мощный движок имеет смысл. Идея Маска что нужна полностью многоразовая система прекрасна, но судя по всему это делается отлько для супертяжа. А обычные ракеты будут терять 2-ступень. Фалкон-9 в этом плане сделан просто блестяще - на 2-й ступени только один дешевый Мерлин.
Так давайте воспользуемся преимуществами амила. Намного менее агрессивен чем кислород, им можно охлаждать движок. К нему есть самовоспламеняющиеся топливо гептил совместимое с керосином. Многоразовость сделать не сложно.
Конечно вполне возможно что и привод ТНА можно сделать на керосине таким же простым как на гептиле - опять же например используя гептил для затравки. Тогда гептила потребуется толко для запуска движка. Это было бы замечательно.
Делайте ТНА на амиле(кислый газ?) В вики пишут про применение амила в АЭС в качестве рабочего тела и одновременно теплоносителя. Те опыт такой уже был. И именно у нас. Тогда гептил останется только запальным топливом. Примерно как реализовано на Флаконе. Просто и гениально. И движок будет многоразовым, никакой копоти в ТНА и прочих каналах. Сопло и КС помыть и снова-здорово! ;)
Имху
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Лог

Три компонента, я бы азот рассмотрел).