LH2 pro & contra

Автор МиГ-31, 10.05.2004 02:15:01

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Бродяга

Будет, будет, но с ним "сложно". :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Старый

Цитировать
Цитировать
Цитировать
 А если кислород будет внизу... Спросите у Старого.
;)
Опять не понял! не могли бы сами пояснить?

А Старый у нас теперь эксперт еще и по криогенике? :roll: Или там не криогенная проблема? Если это намек на то, что просачивающийся водород будет смешиваться с просачивающимся кислородом и подвзрываться в несусветных концентрациях? Так не будет, улетит себе вверх... :P

 Всё просто - кислородный бак ставится на бак с топливом для того, чтобы максимально отодвинуть центр масс от двигателя и обеспечить управляемость наименьшим смещением двигателя или меньшим импульсом рулевых двигателей.
 Кроме того, ракета с огромным и "почти пустым" водородным баком наверху будет очень неустойчива аэродинамически.

 Старый у вас эксперт по всём!  :P Быстренько проанализировали и догадались, почему на верхних ступенях бак с кислородом внизу (с водородом вверху), а на первых ступенях - кислород вверху а водород внизу? ;) :)  :D
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьЧего не было, того не было. Так ведь выше по ветке пафос старого был в том, что Н2 взрывается в любой концентрации с О2, то есть, если придерживаться этой логики, нам абсолютно все равно с чем, и при каком давлении соприкоснется
"просочившийся" Н2, с кислородом воздуха или с чистым О2. Результат, по Старому, будет один и тот-же.

 Не. С чистым О2 жахнет гораздо сильнее! :) Что касается проблем просачивания водорода в ТНА, то насколько я понял она не самая существенная. Кислород то не просачивается, и если двигательный отсек заполнен нейтральным газом, то водороду не с чем будет образовывать взрывоопасную смесь.
 Насосы водорода и кислорода в водородных ЖРД обычно пространственно разнесены, поэтому тоже прямое смешение получается редко. Разве что в кислородном ТНА, где турбина на водороде а насос кислородный. Насколько я помню при испытании SSME по этой причине был взрыв на стенде - в кислородном ТНА водород с турбины просочился сквозь уплотнение подшипнтка к кислороду.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Игорь Суслов

Ну, Старый, раз так, то отчего вы проигнорировали: "Объясните мне, кто знает, почему отношение УИ пустотного к атмосферному для водородников ЗНАЧИТЕЛЬНО больше, чем для других типов ЖРД? Причиной этому особенности проектирования (т.е. расчет в основном на работу в вакууме) или особенности самой топливной пары?"
Спасибо не говорю, - уплачено...

Старый

ЦитироватьНу, Старый, раз так, то отчего вы проигнорировали: "Объясните мне, кто знает, почему отношение УИ пустотного к атмосферному для водородников ЗНАЧИТЕЛЬНО больше, чем для других типов ЖРД? Причиной этому особенности проектирования (т.е. расчет в основном на работу в вакууме) или особенности самой топливной пары?"
Ну у меня же нет времени отвечать на всё, надо ж однако и работать и по дому...
 Причина тут в чисто конструктивных решениях. Как правило водородная первая ступень работает длительное время, часто "почти до орбиты", то есть основное время работы приходится на большую высоту и вакуум. Поэтому целесообразно сделать сопло с большим расширением, чтобы реализовать максимальный удельный импульс бОльшую часть времени полёта. Поэтому делают высотные сопла, которые у земли из-за большого перерасширения теряют удельный импульс. Видели как у Дельты-4 струю обжимает?
 В одном из НК была подборка ТТД всех водородных двигателей 1-х ступеней. Там было видно, что бывают и с большой разницей в УИ, а бывают и нет.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Игорь Суслов

ЦитироватьНу у меня же нет времени отвечать на всё, надо ж однако и работать и по дому...

Ну, мне-то можно буквально на "пальцах" объяснить. :) А Вы вдаетесь в подробности... Я просто проверял свою догадку, что, в общем-то и видно из вопроса.


ЦитироватьПричина тут в чисто конструктивных решениях.

Понял. Спасибо. Я так и думал.

ЦитироватьВ одном из НК была подборка ТТД всех водородных двигателей 1-х ступеней. Там было видно, что бывают и с большой разницей в УИ, а бывают и нет.

Вот с маленьким разбросом я не видел, кстати.
Спасибо не говорю, - уплачено...

Старый

ЦитироватьТеперь прикиньте количество труб Dу от 6мм до ...мм в изделии и мысленно увеличьте диаметр каждой трубы милиметров на 30-50 теперь попродуйте это все закомпоновать.  Чтобы представить количество тех труб, загляните в мотогандолу своего любимого самолета и умножте кол-во труб и трубок, увиденых там, скажем, на восемь. Это для наглядности. Да! еще не забудьте, что для продува КАЖДОЙ вашей  трубы понадобятся ДВЕ трубки(подвод/отвод) продува гелием, которые, в свою очередь надо тоже напылять пенопластом...

 Паааагадите! При чём тут мотогондола? Я ж про наземное заправочное оборудование.  Мотогондола не! В двигателе никаких двойных трубок. Слава богу виды и разрезы и ССМЕ и РД-0120 уже достаточно хорошо известнф чтобы не допускать дурных мыслей. :) Впрочем RL-10 и КВД-1 - тоже :) .
 Тут заполнение двигательного отсека инертным газом или вакуумом и никаких проблем.
 Кстати. На одном из МАКСов (который был с участием павильона на Красной Пресне) выставлялся РД-0120 снятый прямо со стенда. У него вся арматура была залита в пеноапласт. То бишь все эти водородные трубы, трубки и трубочки в единый блок пенопласта. Во так. ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

МиГ-31

Цитировать
ЦитироватьТеперь прикиньте количество труб Dу от 6мм до ...мм в изделии и мысленно увеличьте диаметр каждой трубы милиметров на 30-50 теперь попродуйте это все закомпоновать.  Чтобы представить количество тех труб, загляните в мотогандолу своего любимого самолета и умножте кол-во труб и трубок, увиденых там, скажем, на восемь. Это для наглядности. Да! еще не забудьте, что для продува КАЖДОЙ вашей  трубы понадобятся ДВЕ трубки(подвод/отвод) продува гелием, которые, в свою очередь надо тоже напылять пенопластом...

 Паааагадите! При чём тут мотогондола? Я ж про наземное заправочное оборудование.  Мотогондола не! В двигателе никаких двойных трубок. Слава богу виды и разрезы и ССМЕ и РД-0120 уже достаточно хорошо известнф чтобы не допускать дурных мыслей. :) Впрочем RL-10 и КВД-1 - тоже :) .
 Тут заполнение двигательного отсека инертным газом или вакуумом и никаких проблем.
 Кстати. На одном из МАКСов (который был с участием павильона на Красной Пресне) выставлялся РД-0120 снятый прямо со стенда. У него вся арматура была залита в пеноапласт. То бишь все эти водородные трубы, трубки и трубочки в единый блок пенопласта. Во так. ;)
Вот отож!!!
 В этом вся разница между авиационным и ракетным подходом. Ракету, типа, можно всю пенопластом залить и азором заполнить.
А вот как вам, старому, в водородном Ан-30 перед каждым регламентом и чтобы просто под капот заглянуть - пару дней выкавыривать оттуда пенопласт? Причем пенопласт не кусками туда напиханый, а накрепко без зазоров ко всем трубам прилепленый, чтобы между ним и трубой не намораживалось...
Даешь Старого по-новой!

X

ЦитироватьЧто касается проблем просачивания водорода в ТНА, то насколько я понял она не самая существенная. Кислород то не просачивается, и если двигательный отсек заполнен нейтральным газом, то водороду не с чем будет образовывать взрывоопасную смесь.
 Насосы водорода и кислорода в водородных ЖРД обычно пространственно разнесены, поэтому тоже прямое смешение получается редко. Разве что в кислородном ТНА, где турбина на водороде а насос кислородный. Насколько я помню при испытании SSME по этой причине был взрыв на стенде - в кислородном ТНА водород с турбины просочился сквозь уплотнение подшипнтка к кислороду.

Просачивается все - и водород, и кислород, и керосин, etc. Ведь в ТНА все уплотнения []на валу[/i] - неконтактные (плавающие кольца, лабиринты, импеллеры, etc.) Поэтому абсолютно непроницаемых уплотнений нет. И приходится делать массу вещей для предотвращения смешения компонентов: по нескольку поясов дренажа, продувку межнасосных (или между насосом и турбиной) уплотнений гелием, причем все время работы двигателя.

По этой причине пространственное разнесение насосов уменьшает проблему, но не устраняет. Разве что делать ТНА для LOX - на кислом газе, а для LH2 - на восстановительном.

X

ЦитироватьВ этом вся разница между авиационным и ракетным подходом. Ракету, типа, можно всю пенопластом залить и азором заполнить.
А вот как вам, старому, в водородном Ан-30 перед каждым регламентом и чтобы просто под капот заглянуть - пару дней выкавыривать оттуда пенопласт? Причем пенопласт не кусками туда напиханый, а накрепко без зазоров ко всем трубам прилепленый, чтобы между ним и трубой не намораживалось...

В водородном Шаттле перед каждым "регламентом" на SSME "глядели", а иногда и ремонтировали. Он ведь тоже весь разъемный-разборной-многоразовый.

РД-0120 тоже, кстати, многоразовый (конструктивно). Заливку верхней части двигателя пенопластом применяли (IMHO) только в одноразовых задачах (других задач, правда, этому двигателю выполнять не довелось).

Fakas

Цитировать
ЦитироватьНу, Старый, раз так, то отчего вы проигнорировали: "Объясните мне, кто знает, почему отношение УИ пустотного к атмосферному для водородников ЗНАЧИТЕЛЬНО больше, чем для других типов ЖРД? Причиной этому особенности проектирования (т.е. расчет в основном на работу в вакууме) или особенности самой топливной пары?"
Причина тут в чисто конструктивных решениях. Как правило водородная первая ступень работает длительное время, часто "почти до орбиты", то есть основное время работы приходится на большую высоту и вакуум.
Хм, я то на этот вопрос промолчал попросту потому что так однозначно ответить уже не могу :(. С одной стороны Старый прав -- водородники на 1-ю ступень не ставят -- смысла нет. А для высотных сопел заметны потери на перерасширение при работе на земле. Но с другой стороны Iуд. зависит и от молекулярной массы газа и от соотношения 1-Ра/Рк. Т.к. точную зависимость я не помню, то вот так вот безапелляционно утверждать, что дело только в потерях на перерасширение, я бы не стал.
Что касается наводораживания. Дело ведь не только в насосах. Главная проблема это газогенератор, турбина и газовод. Там идет горячий "сладкий" газ с очень большим содержанием водорода (в идеале -- чистый водород ;)). А нагрузки на эти узлы (а там максимальное давление горячего газа в двигателе -- где то Рк+ 10..15 МПаб а темперарура в районе 1000-800К). Соотв. даже за то небольшое время, что работает ЖРД проблема охрупчения материала мешает жить.
Да, и еще, о компоновке ТНА. Насосы кислорода и водорода в классической одновальной схеме стоят все таки близко. Не рядом -- все таки разносят их (на 11Д122 между ними рессора и узел, продуваемый инертным газом), но совсем уж их в разные концы РН не разнесешь :). BTW, американцы себе конечно кислородным ТНА добавили поставив кислородный насос к водородной турбине. Грубая ошибка проектирования ТНА ставить насос окислителя к "сладкой" турбине ;), мой одногрупник готовый чертеж ТНА к диплому переделывал из-за этого. Бумажный ;).
Sapienti sat !

X

ЦитироватьНе понял. Какое время работы этих насосов и какова связь наводораживания с количеством оборотов ТНА? За несколько минут работы ТНА он успевает наводородиться и разрушиться?

Часто водородные насосы работают от земли до орбиты. При некоторых условиях наводораживание является необратимым, т.е. оно не изчезает. Во втором полете (при многоразовом ЖРД) ТНА будет работать с "ослабленными" деталями. В следующий раз - еще сильнее, и т.д.

Наводораживание не зависит от количества оборотов ТНА. Просто в ТНА из-за больших оборотов реализуются очень большие нагрузки на детали, в том числе и вибронагрузки. Наводораживание охрупчивает делали и постепенно "съедает" их запас прочности. Это не проблема для одноразовых ЖРД, но для многоразовых могут все выгоды многоразовости исчезнуть.

МиГ-31

Цитировать
ЦитироватьВ этом вся разница между авиационным и ракетным подходом. Ракету, типа, можно всю пенопластом залить и азором заполнить.
А вот как вам, старому, в водородном Ан-30 перед каждым регламентом и чтобы просто под капот заглянуть - пару дней выкавыривать оттуда пенопласт? Причем пенопласт не кусками туда напиханый, а накрепко без зазоров ко всем трубам прилепленый, чтобы между ним и трубой не намораживалось...

В водородном Шаттле перед каждым "регламентом" на SSME "глядели", а иногда и ремонтировали. Он ведь тоже весь разъемный-разборной-многоразовый.
РД-0120 тоже, кстати, многоразовый (конструктивно). Заливку верхней части двигателя пенопластом применяли (IMHO) только в одноразовых задачах (других задач, правда, этому двигателю выполнять не довелось).
Дык это и есть "самолетный", в отличии от "ракетного" подход. Поэтому все сложнее и дороже.
 Вот я потихоньку для себя в этой ветке и выясняю, насколько у ракетчиков "проще и дешевле"  :lol:
Даешь Старого по-новой!

Старый

МиГ-31.
 Чтобы на авиационном двигателе избавиться от проблем с криогенностью нужно сделать какой-нибудь газификатор, чтоб арматура двигателя работала уже с газообразным водородом при нормальной температуре.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Хотя тогда наверно будут проблемы со сжатием газа для подачи в форсунки...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Игорь Суслов

Цитировать
Цитировать
Цитировать...почему отношение УИ пустотного к атмосферному для водородников ЗНАЧИТЕЛЬНО больше, чем для других типов ЖРД?
Причина тут в чисто конструктивных решениях.
Хм, я то на этот вопрос промолчал попросту потому что так однозначно ответить уже не могу :(. С одной стороны Старый прав.... Но с другой стороны Iуд. зависит и от молекулярной массы газа и от соотношения 1-Ра/Рк.

Угу. Как всегда - проще самому разобраться. :)
Из уравнения Бернулли для адиабатического процесса следует, что  удельный импульс зависит от температуры в критике, показателя адиабаты и отношения давлений. К сожалению, писать формулу - лениво, выкладывать захваченный рисунок на свой сайт - лениво, а приаттачить к посту в форуме - не возможно. :)

Поэтому, Fakas, по всей видимости, прав.
Спасибо не говорю, - уплачено...

Старый

ЦитироватьУгу. Как всегда - проще самому разобраться. :)
Из уравнения Бернулли для адиабатического процесса следует, что  удельный импульс зависит от температуры в критике, показателя адиабаты и отношения давлений. К сожалению, писать формулу - лениво, выкладывать захваченный рисунок на свой сайт - лениво, а приаттачить к посту в форуме - не возможно. :)
Поэтому, Fakas, по всей видимости, прав.

 Секундочка! В чём же Факас прав? Насколько я понимаю показатель адиабаты одинаков и для высотного и для земного сопла? То есть всё сводится к соотношению давлений то есть высотности сопла?
 То есть если из чисто конструктивных соображений ставят высотное сопло, то не будет вам высокого УИ у земли, адиабата то при чём?
 Если кто нибудь подскажет, в каком номере НК табличка водородников с первой ступени, то можно предметно рассмотреть.
 Жаль Вэйд не открывается, можно было и оттуда глянуть.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

МиГ-31

ЦитироватьМиГ-31.
 Чтобы на авиационном двигателе избавиться от проблем с криогенностью нужно сделать какой-нибудь газификатор, чтоб арматура двигателя работала уже с газообразным водородом при нормальной температуре.
А чтобы избавиться от проблем с криогенностью топливной системы - вообще перейти на газообразный водород при нормальной температуре :lol: . Возить за собой "Цеппелинов" на веревочке. Заодно и на крыльях можно будет сэкономить.
 Уа-ха-ха!
Даешь Старого по-новой!

Старый

ЦитироватьА чтобы избавиться от проблем с криогенностью топливной системы - вообще перейти на газообразный водород при нормальной температуре :lol: . Возить за собой "Цеппелинов" на веревочке. Заодно и на крыльях можно будет сэкономить.
 Уа-ха-ха!

 То есть опять пришли к керосину? ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Игорь Суслов

ЦитироватьСекундочка! В чём же Факас прав? Насколько я понимаю показатель адиабаты одинаков и для высотного и для земного сопла? То есть всё сводится к соотношению давлений то есть высотности сопла?

Ну, конечно! Удельный импульс двигателя ПРИ ЗАДАННЫХ КОМПОНЕНТАХ зависит ТОЛЬКО от степени расширения газа в сопле.

Но вопрос-то мой был "...почему отношение УИ пустотного к атмосферному для водородников больше, чем для других типов ЖРД?"
А показатели адиабаты "водородника" и "других типов ЖРД" все же различаются.

Для желающих подробнее разобраться, вот теория, весящая 800К: http://www.geocities.com/igor_suslov/ftd-redir.pdf ( стр.10-18 )
Спасибо не говорю, - уплачено...