40-тонник

Автор Зомби. Просто Зомби, 09.03.2007 22:39:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Nekto

Цитировать
ЦитироватьГладких баков совершенно недостаточно для решения проблем, это понятно. С двигателями тоже вопросы возникают: "дешёвые и надёжные" - это какие? Они есть, или вы их только собираетесь создать? Тогда ни фига себе экономия!
Гладкий бак на порядок-другой дешевле вафельного...
На порядок-другой это в 10-100 раз? Очень интересный случай...  :roll:

ЦитироватьА в двигателях что сложного? Насос да сопло...
Я уже понял, что вы абсолютно не ориентируетесь в стоимостных оценках, но тут вы демонстрируете еще и непонимание конструкции ЖРД. Самая дорогая и сложная его часть - это камера сгорания, про которую вы вобще забыли.

ЦитироватьИ дорогой он только тогда, когда "на грани" возможностей материалов работает. А на давление в десяток атмосфер тебе его любой слесарь сделает.
Как это здесь принято говорить в таких случаях? В Бобруйск, кажется?  :) В него, в него...
...вместо того чтоб всё время думать, что ты первый грузинский космонавт...

Андрей Суворов

ЦитироватьХи-хи... На "Фалькон" посмотрите !
А что на него смотреть, кстати?
Баки - гладкие, со стрингерами, приваренными трением (XXI век, как-никак), двигатель - с умеренным давлением, открытой схемой, абляционным охлаждением (правда, регенеративный движок на подходе), пинтл-форсункой.

При всём  при том - грузоподъёмность на уровне Космоса-3М, правда, при отсутствии некоторых его, Космоса, возможностей, но зато, при вдвое меньшей стартовой массе. Или даже втрое, что-то я цифры плохо помню. Ну да не суть, спишем это на преимущество кислорода перед азоткой.

Но и у "Фалькона-9" при сравнимой с "Союзом" стартовой массе грузоподъёмность побольше будет, при том, что Союз - 3х-ступенчатый, а Фалькон - 2х-ступенчатый.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьХи-хи... На "Фалькон" посмотрите !
А что на него смотреть, кстати?
Баки - гладкие, со стрингерами, приваренными трением (XXI век, как-никак), двигатель - с умеренным давлением, открытой схемой, абляционным охлаждением (правда, регенеративный движок на подходе), пинтл-форсункой.

При всём  при том - грузоподъёмность на уровне Космоса-3М, правда, при отсутствии некоторых его, Космоса, возможностей, но зато, при вдвое меньшей стартовой массе. Или даже втрое, что-то я цифры плохо помню. Ну да не суть, спишем это на преимущество кислорода перед азоткой.

Но и у "Фалькона-9" при сравнимой с "Союзом" стартовой массе грузоподъёмность побольше будет, при том, что Союз - 3х-ступенчатый, а Фалькон - 2х-ступенчатый.
Если баки со стрингерами - значит, они уже не "гладкие" :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Андрей Суворов

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьХи-хи... На "Фалькон" посмотрите !
А что на него смотреть, кстати?
Баки - гладкие, со стрингерами, приваренными трением (XXI век, как-никак), двигатель - с умеренным давлением, открытой схемой, абляционным охлаждением (правда, регенеративный движок на подходе), пинтл-форсункой.

При всём  при том - грузоподъёмность на уровне Космоса-3М, правда, при отсутствии некоторых его, Космоса, возможностей, но зато, при вдвое меньшей стартовой массе. Или даже втрое, что-то я цифры плохо помню. Ну да не суть, спишем это на преимущество кислорода перед азоткой.

Но и у "Фалькона-9" при сравнимой с "Союзом" стартовой массе грузоподъёмность побольше будет, при том, что Союз - 3х-ступенчатый, а Фалькон - 2х-ступенчатый.
Если баки со стрингерами - значит, они уже не "гладкие" :wink:
Хм. Но тогда они и у Союза "не гладкие"...

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьХи-хи... На "Фалькон" посмотрите !
А что на него смотреть, кстати?
Баки - гладкие, со стрингерами, приваренными трением (XXI век, как-никак), двигатель - с умеренным давлением, открытой схемой, абляционным охлаждением (правда, регенеративный движок на подходе), пинтл-форсункой.

При всём  при том - грузоподъёмность на уровне Космоса-3М, правда, при отсутствии некоторых его, Космоса, возможностей, но зато, при вдвое меньшей стартовой массе. Или даже втрое, что-то я цифры плохо помню. Ну да не суть, спишем это на преимущество кислорода перед азоткой.

Но и у "Фалькона-9" при сравнимой с "Союзом" стартовой массе грузоподъёмность побольше будет, при том, что Союз - 3х-ступенчатый, а Фалькон - 2х-ступенчатый.
Если баки со стрингерами - значит, они уже не "гладкие" :wink:
Хм. Но тогда они и у Союза "не гладкие"...
Строго говоря, по крайней мере с точки зрения расчета на прочность, оболочки делятся на гладкие (не имеющие никаких подкрепляющих элементов), ортотропно-подкрепленные (вафельные, стрингерные со шпангоутами), оболочки подкрепленные только шпангоутами. При использовании гладких баков, не допускается их работа на сжатие.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дем

Цитировать
ЦитироватьГладкий бак на порядок-другой дешевле вафельного...
На порядок-другой это в 10-100 раз? Очень интересный случай...  :roll:
Угу. Именно что. Посчитай 1) исходную цену оболочки (пропорционально толщине)
2) собственно обработку
3) удаление остатков стружки, из-за которой движки рвутся...

Цитировать
ЦитироватьА в двигателях что сложного? Насос да сопло...
Я уже понял, что вы абсолютно не ориентируетесь в стоимостных оценках, но тут вы демонстрируете еще и непонимание конструкции ЖРД. Самая дорогая и сложная его часть - это камера сгорания, про которую вы вобще забыли.
А что в этой камере сложного-то? Ёмкость высокого давления с дырками форсунок...
Рассчитать - да, сложно. А делать почему?

ЦитироватьСтрого говоря, по крайней мере с точки зрения расчета на прочность, оболочки делятся на гладкие (не имеющие никаких подкрепляющих элементов), ортотропно-подкрепленные (вафельные, стрингерные со шпангоутами), оболочки подкрепленные только шпангоутами. При использовании гладких баков, не допускается их работа на сжатие.
Точнее - допускается только при соответствующем внутреннем давлении.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

sychbird

Основные возражения против многоразового ВКС в этой ветке сводяться к тезису о снижении  доли полезной нагрузки при той же массе заправки ( вопрос о массовом соверщенстве ступени выносим пока за скобки ввиду сложности оценки степени ее влияния на себестоимость  массы ПН на орбите для многоразовой ступени)

Однако бесспорность этого тезиса отнудь не абсолютна. В качестве примера приведу следующую  концептуальную схему ВКС для первой ступени.

1. Определенная доля тяги ступени создается за счет прямоточных воздушно-реактивных двигателей, используемых на маршруте к месту старта во время снижения, входа в плотные слои атмосферы и до начала завершающего посадочного маневра.

2. Повортные сопла этих движков могут использоватся для маневра по тангажу и курсу начиная с момента запуска этих двигателей и, следовательно, доля сухой массы ступени, расходуемая на системы управления частично компенсируется.

3. Топливо для этих движков храниться в крыльевых и килевых баках самолетного типа или в боковых наплывах несущего корпуса.

4. Основной ЖРД  ( допустим N -ое число НК 33) установлен(ы) на раме неподвижно и следовательно экономиться еще некоторая доля сухой массы.

5. Управление на первых  секундах полета за счет поворотных сопел запускаемых при старте ТРД, используемых в дальнейщем во время посадочного маневра и рулевого ЖРД  канала управления по крену.

6. Посадочное шасси облегченного типа одноразовое.

Конечно в этой схеме надо  все считать, и трудность лично для меня в сборе исходных данных по  массам, тягам и расходам топлива для ПВРД. Буду рад, если кто-нибудь поможет ссылками и конструктивной критикой предлагаемой схемы.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Nekto

Цитировать1. Определенная доля тяги ступени создается за счет прямоточных воздушно-реактивных двигателей, используемых на маршруте к месту старта во время снижения, входа в плотные слои атмосферы и до начала завершающего посадочного маневра.
Именно! В том числе и это я имел в виду, говоря о "байкаловской" схеме возврата.

Цитировать2. Повортные сопла этих движков могут использоватся для маневра по тангажу и курсу начиная с момента запуска этих двигателей и, следовательно, доля сухой массы ступени, расходуемая на системы управления частично компенсируется.
А зачем так сложно?  Ведь есть аэродинамическое управление... А на внеатмосферном участке проще использовать самостоятельные движки РСУ.

Цитировать6. Посадочное шасси облегченного типа одноразовое.
Не уверен, что это целесообразно. Чем принципиально отличается одноразовое шасси от многоразового? Проще уж сделать постоянное (или снять откуда-нибудь  :) )
...вместо того чтоб всё время думать, что ты первый грузинский космонавт...

Nekto

ЦитироватьОсновные возражения против многоразового ВКС в этой ветке сводяться к тезису о снижении доли полезной нагрузки при той же массе заправки... Однако бесспорность этого тезиса отнудь не абсолютна.
Вобще-то бесспорность этого тезиса абсолютна, но, на мой взгляд, это совсем не повод, чтобы отказываться от многоразовых СрВ. Экономическая эффективность, которая потенциально достигается с их помощью в данном случае существенно важнее Мю ПГ.
...вместо того чтоб всё время думать, что ты первый грузинский космонавт...

Nekto

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьГладкий бак на порядок-другой дешевле вафельного...
На порядок-другой это в 10-100 раз? Очень интересный случай...  :roll:
Угу. Именно что. Посчитай 1) исходную цену оболочки (пропорционально толщине)
2) собственно обработку
3) удаление остатков стружки, из-за которой движки рвутся...
Мне не нужно ничего считать, потому что я ЗНАЮ на сколько приблизительно одна технология дороже другой. Ни о каких "порядках" речь не идет. А вобще это зависит от многих факторов, например, вида фрезерования - механическое, химическое (последнее существенно дешевле и почти снимает проблему стружкообразования) и т.д.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА в двигателях что сложного? Насос да сопло...
Я уже понял, что вы абсолютно не ориентируетесь в стоимостных оценках, но тут вы демонстрируете еще и непонимание конструкции ЖРД. Самая дорогая и сложная его часть - это камера сгорания, про которую вы вобще забыли.
А что в этой камере сложного-то? Ёмкость высокого давления с дырками форсунок...
Рассчитать - да, сложно. А делать почему?
Потому что это конструкция, которая предназначена для работы в условиях горения, огромного давления, температуры и агрессивной среды. Двигателисты говорят, КС часто стоит львиную часть всего двигателя.
...вместо того чтоб всё время думать, что ты первый грузинский космонавт...

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьСтрого говоря, по крайней мере с точки зрения расчета на прочность, оболочки делятся на гладкие (не имеющие никаких подкрепляющих элементов), ортотропно-подкрепленные (вафельные, стрингерные со шпангоутами), оболочки подкрепленные только шпангоутами. При использовании гладких баков, не допускается их работа на сжатие.
Точнее - допускается только при соответствующем внутреннем давлении.
Особенно, при таком, которое полностью разгружает бак от сжатия :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

goran d

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьСтрого говоря, по крайней мере с точки зрения расчета на прочность, оболочки делятся на гладкие (не имеющие никаких подкрепляющих элементов), ортотропно-подкрепленные (вафельные, стрингерные со шпангоутами), оболочки подкрепленные только шпангоутами. При использовании гладких баков, не допускается их работа на сжатие.
Точнее - допускается только при соответствующем внутреннем давлении.
Особенно, при таком, которое полностью разгружает бак от сжатия :wink:
А вы не знаете  - если бак будет висеть (прикреплен сверху) то увеличитса массовое качество? Вроде большинсво материалов выдерживает на растягивание больше чем сжимание
:) стеклянные баки :wink:
чтото я нереально хорошие фигуры получаю для максимально теоретически возможное массовое качество "разтягиваемых" баков - например 300 или 150 (только стенки)
наверно массу сьест дно а также надо учитывать вертящие моменты

Moron

ЦитироватьА вы не знаете  - если бак будет висеть (прикреплен сверху) то увеличитса массовое качество?
Похоже. Хотя результаты вроде не аховые. В теме про Н1 Дмитрий В, кажется, доказывал что для тяжёлых ракет-носителей массовое совершенство подвесных баков первой ступени сопоставимо с массовым совершенством несущих баков аналогичной размерности.
Или вы про ракету "наоборот", т.е. "тянущую" схему?
Читатель со стажем.

zenixt

ЦитироватьВобще-то бесспорность этого тезиса абсолютна, но, на мой взгляд, это совсем не повод, чтобы отказываться от многоразовых СрВ. Экономическая эффективность, которая потенциально достигается с их помощью в данном случае существенно важнее Мю ПГ.
Позвольте вмешаться. Я сторонник многоразовой первой ступени в виде, грубо говоря парочки прямоточных ВКС. Выгода такой схемы очевидна. Но насколько мне известно, совместный российско-европейский проект "Урал", чем-то подобным и занимается. Ну и пусть он остается международным. Мы же обсуждаем национальную концепцию космической деятельности.  :)
ЗВЕЗДЫ ЗОВУТ!!!
Я знаю непреложную истину - если цыпленок не сумеет выбраться из яйца, он погибнет, если ребенок не сумеет выбраться из лона матери, он утащит на тот свет и ее.

Nekto

Цитировать
ЦитироватьВобще-то бесспорность этого тезиса абсолютна, но, на мой взгляд, это совсем не повод, чтобы отказываться от многоразовых СрВ. Экономическая эффективность, которая потенциально достигается с их помощью в данном случае существенно важнее Мю ПГ.
Позвольте вмешаться. Я сторонник многоразовой первой ступени в виде, грубо говоря парочки прямоточных ВКС. Выгода такой схемы очевидна. Но насколько мне известно, совместный российско-европейский проект "Урал", чем-то подобным и занимается. Ну и пусть он остается международным. Мы же обсуждаем национальную концепцию космической деятельности.  :)
Вялотекущий "Урал", к счастью, не накладывает никаких ограничений на самостоятельные разработки в этой области.
...вместо того чтоб всё время думать, что ты первый грузинский космонавт...

sychbird

Цитировать
ЦитироватьОсновные возражения против многоразового ВКС в этой ветке сводяться к тезису о снижении доли полезной нагрузки при той же массе заправки... Однако бесспорность этого тезиса отнудь не абсолютна.
Вобще-то бесспорность этого тезиса абсолютна, но, на мой взгляд, это совсем не повод, чтобы отказываться от многоразовых СрВ. Экономическая эффективность, которая потенциально достигается с их помощью в данном случае существенно важнее Мю ПГ.

Чисто теоретически вполне можно представить себе ситуацию, когда использование в качестве окислителя  для  топлива, сжигаемого в ПВРД, атмосферного кислорода скомпенсирует не только массу дополнительного объема баков, но и долю сухой массы ступени, требующейся для самолетной посадки. Практически возможная степень реализация этого принципа зависит, конечно, от массового совершенства ПВРД и его среднего  за время работы УИ.  

Мю ПГ оказыват прямое влияние на экономическую эффективность.

Смысл использовать конструктивные элементы, необходимые для самолетной посадки и для упраления динамикой полета ступени, направлен на увеличение экономической эффективности  в том числе и через влияние на ее величину Мю ПГ.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

goran d

Цитировать
ЦитироватьА вы не знаете  - если бак будет висеть (прикреплен сверху) то увеличитса массовое качество?
Похоже. Хотя результаты вроде не аховые. В теме про Н1 Дмитрий В, кажется, доказывал что для тяжёлых ракет-носителей массовое совершенство подвесных баков первой ступени сопоставимо с массовым совершенством несущих баков аналогичной размерности.
Или вы про ракету "наоборот", т.е. "тянущую" схему?

Именно про "тянущую" схему - двигатели сверху
по мей сильно идеализированной модели (вес ПН и двигателей и рышки и дна игнорируетса а так же изгибание ) массовое качество = P/(ro*g*h)  
P= максимально допустимая растяжимост (паскаль) ro=плотность материала бака (кг/м^3) h=высота
однако не имею понятие как вычислть толщину дна (зная его площядь материал и вес на нем)

Nekto

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьОсновные возражения против многоразового ВКС в этой ветке сводяться к тезису о снижении доли полезной нагрузки при той же массе заправки... Однако бесспорность этого тезиса отнудь не абсолютна.
Вобще-то бесспорность этого тезиса абсолютна, но, на мой взгляд, это совсем не повод, чтобы отказываться от многоразовых СрВ. Экономическая эффективность, которая потенциально достигается с их помощью в данном случае существенно важнее Мю ПГ.

Чисто теоретически вполне можно представить себе ситуацию, когда использование в качестве окислителя  для  топлива, сжигаемого в ПВРД, атмосферного кислорода скомпенсирует не только массу дополнительного объема баков, но и долю сухой массы ступени, требующейся для самолетной посадки. Практически возможная степень реализация этого принципа зависит, конечно, от массового совершенства ПВРД и его среднего  за время работы УИ.
Подождите, вы предлагаете использовать ПВРД на участке выведения? Я-то имел в виду, что ВРД включаются во время возврата блоков...  :roll:
...вместо того чтоб всё время думать, что ты первый грузинский космонавт...

sychbird

ЦитироватьПодождите, вы предлагаете использовать ПВРД на участке выведения? Я-то имел в виду, что ВРД включаются во время возврата блоков...  :roll:

В дополнение к основному ЖРД. Зачем зря таскать мертвую массу. Пусть работает и на участке выведения.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Moron

ЦитироватьИменно про "тянущую" схему - двигатели сверху
Если мне не изменяет мой склероз, то и этот вариант обсуждали. При тянущей схеме необходимо ставить сопла под углом к оси ракеты и иметь проигрыш в тяге (вектор тяги не проходит через ЦМ раккеты), нужно как-то защищать "висящий" корпус от факелов двигателей . Кроме того при такой схеме возникают вопросы к стартовому комплексу, ибо придётся подвешивать всю ракету за макушку. По сумме плюсов и минусов выходило что такая схема хуже классической.
Вероятно игра не стоит свеч.
Читатель со стажем.