РН "Дейтрон"

Автор Lin, 23.11.2006 16:07:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Старый

ЦитироватьДа, насчет 3-3,5 м - я перегнул, чертить лень :lol: Ну, метра 2,5, наверное, можно - вот наберусь сил после корпоративных вечеринок и прикину :wink:
Ну 2.5 всунуть можно, но увеличив диаметр с 2 до 2.5 метра вы много УИ не выжмите...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьПро достижение предела речи не идет. Но 471 с из 11Д57М, имхо, выжать можно без чрезмерных ухищрений.
Это врядли. Практически никаких шансов. Нынешний УИ это практически предел.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Streamflow

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьНу вес то можно скидывать до бесконечности. А вот поднимать удельный импульс - увы...
Старый, Вы меня удивляете! А работа над форсуночной головкой, а резерв повышения Рк, а увеличение степени расширения за счет соплового насадка?

Тем не менее предел есть - (Isp)max = sqrt(2i0), где i0 - энтальпия заторможенного рабочего тела.
Про достижение предела речи не идет. Но 471 с из 11Д57М, имхо, выжать можно без чрезмерных ухищрений.

"Отнюдь", - сказал граф", ещё как идёт: 11Д57М я не смотрел, но вот данные чего-то похожего на предельный его вариант (в вакууме): (Isp)max = 5075 м/с, Isp = 4704 м/с, степень геометрического расширения сопла - 680, по давлению - 18000.  Для аэроспайка такая степень расширения возможна. Таким образом, удельный импульс составляет 92.5 % от предельного.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьДа, насчет 3-3,5 м - я перегнул, чертить лень :lol: Ну, метра 2,5, наверное, можно - вот наберусь сил после корпоративных вечеринок и прикину :wink:
Ну 2.5 всунуть можно, но увеличив диаметр с 2 до 2.5 метра вы много УИ не выжмите...
Однако площадь среза сопла растет более чем в 1,5 раза. Так что, думаю, этого будет достаточно.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

Цитировать
ЦитироватьНу 2.5 всунуть можно, но увеличив диаметр с 2 до 2.5 метра вы много УИ не выжмите...
Однако площадь среза сопла растет более чем в 1,5 раза. Так что, думаю, этого будет достаточно.
Для существенного увеличения УИ недостаточно.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Увеличение степени расширения со 143 до 170 увеличило УИ на 4 сек с 457 до 461. Что мы можем выжать дальше?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьНу 2.5 всунуть можно, но увеличив диаметр с 2 до 2.5 метра вы много УИ не выжмите...
Однако площадь среза сопла растет более чем в 1,5 раза. Так что, думаю, этого будет достаточно.
Для существенного увеличения УИ недостаточно.
Старый, Вы сами писали, что увеличение степени расширения 11д57м со 143 до 170, то есть всего лишь на 18-19% привело к росту УИ на 4с. А теперь Вы утверждаете, что дополнительный прирост на 50-55% недостаточен для существенного роста УИ. Возможно, для прироста в 10 с и не достаточно. Однако совместно с ростом Рк и совершенствованием рабочего процесса, я думаю, прирост в 10 с не проблема :lol:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

ЦитироватьСтарый, Вы сами писали, что увеличение степени расширения 11д57м со 143 до 170, то есть всего лишь на 18-19% привело к росту УИ на 4с. А теперь Вы утверждаете, что дополнительный прирост на 50-55% недостаточен для существенного роста УИ. Возможно, для прироста в 10 с и не достаточно. Однако совместно с ростом Рк и совершенствованием рабочего процесса, я думаю, прирост в 10 с не проблема :lol:
Каждая дальнейшая единица степени расширения даёт всё меньший и меньший прирост УИ. Простой рост Рк не даёт увеличения УИ - вместе с Рк растёт и Рс (на срезе), степень расширения остаётся прежней, УИ не растёт. Растёт только тяга.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

mihalchuk

Рост Рк приводит к уменьшению диссоциации, а, следовательно, к увеличению УИ. Можно достичь ещё большего эффекта, если соптимизировать соотношение компонентов.

avmich

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьНе считая модификаций топлива, оптимизаций расходов на охлаждение, на ТНА, оптимизаций гидросопротивлений...
Если двигатель замкнутой схемы то это не меняет удельного импульса.

Вот причины, почему я считаю, что тут Старый ошибается. То есть, вот почему, в принципе, указанные изменения могут привести к росту удельного импульса.

Модификации топлива - это к тому, что можно заправлять не керосином, а, скажем, синтином. Или ещё чем-то - что одновременно увеличивает УИ, не слишком сложно и дорого найти и не требует существенных изменений в двигателе. Я не вижу причин, почему такое топливо не может быть найдено, поэтому упоминаю этот вариант как возможный. Синтин тут - только оодин из примеров, можно и другие подобрать. А более "энергичные" топлива способны увеличить УИ - за счёт роста температуры в камере, в случае, когда рост этого фактора превышает возможные падения в других. Синтин тут опять является хорошим примером - его и использовали для лучшего УИ.

Оптимизация расходов на охлаждение - речь идёт, например, о завесном охлаждении, когда часть топлива пускается внутри камеры вдоль стенки для защиты этой стенки от перегрева. Эта часть топлива сгорает обычно менее полно, чем топливо в основном потоке форсуночной головки. Поэтому излишки "завесного" расхода - это потенциал роста УИ, еслиих уменьшить. Так было сделано, например, при разработке ЖРД для Союза-ФГ - там уменьшили расход на завесное охлаждение, что позволило, применяя более дешёвую форсуночную головку, тем не менее увеличить УИ.

Оптимизация расходов на ТНА - имеется в виду общее повышение КПД ТНА, что позволит увеличить давление в камере, что в свою очередь, напрямую увеличивает УИ. Оптимизировать ТНА можно, например, улучшая материал лопаток, повышая температуру газа из ГГ...

То же касается оптимизации гидросопротивлений - хотя РД-58 довольно лаконичный двигатель, это не значит, что его нельзя оптимизировать в том числе и по этому параметру. Итог - рост давления в камере при тех же параметрах ТНА, что увеличивает УИ.

Экономическую эффективность каждого такого улучшения, конечно, надо как-то оценивать, считать и т.п. Однако это не означает, что в принципе таких возможностей нет :) .

А вообще, с новым годом :) .

Старый

А вот почему авмич неправ:
ЦитироватьМодификации топлива - это к тому, что можно заправлять не керосином, а, скажем, синтином. Или ещё чем-то - что одновременно увеличивает УИ, не слишком сложно и дорого найти и не требует существенных изменений в двигателе. Я не вижу причин, почему такое топливо не может быть найдено, поэтому упоминаю этот вариант как возможный. Синтин тут - только оодин из примеров, можно и другие подобрать. А более "энергичные" топлива способны увеличить УИ - за счёт роста температуры в камере, в случае, когда рост этого фактора превышает возможные падения в других. Синтин тут опять является хорошим примером - его и использовали для лучшего УИ.
Рассматриваемый двигатель водородный, "модифицировать" водород дальше некуда. Только в сторону ухудшения.

ЦитироватьОптимизация расходов на охлаждение - речь идёт, например, о завесном охлаждении, когда часть топлива пускается внутри камеры вдоль стенки для защиты этой стенки от перегрева. Эта часть топлива сгорает обычно менее полно, чем топливо в основном потоке форсуночной головки. Поэтому излишки "завесного" расхода - это потенциал роста УИ, еслиих уменьшить. Так было сделано, например, при разработке ЖРД для Союза-ФГ - там уменьшили расход на завесное охлаждение, что позволило, применяя более дешёвую форсуночную головку, тем не менее увеличить УИ.
Водород - хороший охлавдитель. Поэтому завесное охлаждение вообще не требуется и нет данных что оно примененов 11Д57. Кроме того водородные ЖРД и так работают на огромном (почти двукратном) избытке водорода так что проблема его неполного сгорания неактуальна.

ЦитироватьОптимизация расходов на ТНА - имеется в виду общее повышение КПД ТНА, что позволит увеличить давление в камере, что в свою очередь, напрямую увеличивает УИ. Оптимизировать ТНА можно, например, улучшая материал лопаток, повышая температуру газа из ГГ...
Повышение давления в камере не повышает УИ, тем более напрямую.

ЦитироватьТо же касается оптимизации гидросопротивлений - хотя РД-58
И вобще кажется авмич перепутал двигатели. А я думаю: при чём тут синтин?...

Цитироватьдовольно лаконичный двигатель, это не значит, что его нельзя оптимизировать в том числе и по этому параметру. Итог - рост давления в камере при тех же параметрах ТНА, что увеличивает УИ.

Экономическую эффективность каждого такого улучшения, конечно, надо как-то оценивать, считать и т.п. Однако это не означает, что в принципе таких возможностей нет :) .

 Потери энергии в двигателя замкнутой схемы не приводят к снижению УИ т.к. энергия никуда из двигателя н выводится и в конечном итоге сообщается выходящему газу.

ЦитироватьА вообще, с новым годом :) .
Во как надо праздновать - только проснулся! :) Ну с Новым!
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

На всякий случай про давление, потому что видно не все внимательно прочитали.
 11Д57М отличаеся от 11Д57-просто не только к-том расширения но и давлением. У 11Д57 Рк -100атм, а у 11Д57М - 115 атм. Так что кроме увеличения со 143 до 170 к-та расширения ещё и на 15% поднято давление в камере. И в итоге всего этого в сумме - 4 секунды удельного импульса.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Если я не ошибаюсь, на 11д57 до 25% всего расхода водорода тратилось на завесное охлаждение, в первую очередь соплового насадка. Если насадок сделать из У-У, то есть, более теплостойким, то расход Н2 на завесы может быть уменьшен, с одновременным повышением УИ.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Гость 22

Помимо увеличения сдвижного насадка, на 11Д57/11Д57М можно поднять УИ еще так:

1. Сбрасывать отработанный на турбине бустерного ТНА газ в закритическую часть сопла (~ как на Вулкане-2), отменив (или уменьшив) расход на завесу насадка.

2. Сбрасывать отработанный на турбине бустерного ТНА газ в магистраль горючего перед насосом, предварительно охладив газ в теплообменнике.

3. Заменить в бустерном ТНА газовую турбину на гидравлическую со сбросом жидкости в магистраль перед насосом.

Старый

ЦитироватьЕсли я не ошибаюсь, на 11д57 до 25% всего расхода водорода тратилось на завесное охлаждение, в первую очередь соплового насадка. Если насадок сделать из У-У, то есть, более теплостойким, то расход Н2 на завесы может быть уменьшен, с одновременным повышением УИ.
А не многовато будет? ;)
Если не ошибаюсь на завесу соплового насадка сбрасывался только водород с турбины бустерного ТНА.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьПомимо увеличения сдвижного насадка, на 11Д57/11Д57М можно поднять УИ еще так:

1. Сбрасывать отработанный на турбине бустерного ТНА газ в закритическую часть сопла (~ как на Вулкане-2), отменив (или уменьшив) расход на завесу насадка.
Дык вроде уже?
 Собственно вроде "М" от "не М" тоже этим отличается? И это тоже внесло вклад в 4 секунды?  [/quote]
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Гость 22

Цитировать
ЦитироватьСбрасывать отработанный на турбине бустерного ТНА газ в закритическую часть сопла
Дык вроде уже?
А что про это в справочнике "Двигатели..." пишут (у меня под рукой его нет)?

avmich

Двигатели я, возможно, действительно перепутал, но это в данном случае неважно - речь идёт об общих методах повышения УИ. То, что эти методы оказываются неэффективны в случае какого-то конкретного двигателя, нуждается в отдельном обосновании.

Теперь мои возражения аргументам Старого.

Цитировать
ЦитироватьМодификации топлива...
Рассматриваемый двигатель водородный, "модифицировать" водород дальше некуда. Только в сторону ухудшения.

Это, Старый, верно, но только в первом приближении. Например, теоретически ЖК-ЖВ двигатели не самые рекордсмены по УИ. Практически, даже если мы не будем увеличивать долю ЖВ - что, согласен, неприятно - мы, тем не менее, можем модифицировать топливо с целью повышения УИ. В качестве примера можно взять добавление метана - нескольких процентов - к ЖК. Это приводит к небольшому росту УИ, потому что энергетика топлива повышается, как оказывается, быстрее, чем падает молярная масса.

Поэтому в принципе - а мы сейчас говорим о принципиально возможных путях повышения УИ - можно рассматривать модификации топлива.

Цитировать
ЦитироватьОптимизация расходов на охлаждение - речь идёт, например, о завесном охлаждении...
Водород - хороший охлавдитель. Поэтому завесное охлаждение вообще не требуется и нет данных что оно примененов 11Д57. Кроме того водородные ЖРД и так работают на огромном (почти двукратном) избытке водорода так что проблема его неполного сгорания неактуальна.

То, что данный двигатель работает без завесного охлаждения, придётся проверить... Что касается избытка водорода - да, это, в данном случае, существенный плюс.

Цитировать
ЦитироватьОптимизация расходов на ТНА - имеется в виду общее повышение КПД ТНА, что позволит увеличить давление в камере, что в свою очередь, напрямую увеличивает УИ. Оптимизировать ТНА можно, например, улучшая материал лопаток, повышая температуру газа из ГГ...
Повышение давления в камере не повышает УИ, тем более напрямую.

Посмотрим на http://rocketworkbench.sourceforge.net/equil.phtml - программу по расчёту термохимии. Возьмём 140 атм в камере, 0,01
атм на срезе, коды ЖК и ЖВ - 686 и 457 соответственно, количества - 120 и 20, то есть, ЖК к ЖВ как 6 к 1 по массе. Отношение площади среза сопла к площади критсечения получится 444,60048 , а УИ - 4469,90785 м/с .

Теперь поднимем давление в камере до 145 атм, а на срезе - до
0,0103717176 :) . Тогда отношение площадей останется таким же - 444,60048 - а УИ вырастет до 4472,11697 м/с . То есть, геометрию сопла мы не меняем - меняем только давление в камере. При изменении давления на 3,57% у нас возрос УИ на 0,0494%.

Старый, я понимаю, с арифметикой, как ты говоришь, у тебя нелады. Но здесь же качественный результат? Рост давления в камере увеличивает отношение давлений даже без изменения геометрии. Хотя изменение и невелико - в данном случае за 5 атм мы получили чуть больше 2 м/с.

ЦитироватьПотери энергии в двигателя замкнутой схемы не приводят к снижению УИ т.к. энергия никуда из двигателя н выводится и в конечном итоге сообщается выходящему газу.

Ну, это же только нулевое приближение. Гидросопротивления - вполне материальный источник потерь, например, давления - а рост перепада давления на насосе не может быть скомпенсирован без дополнительных затрат энергии на турбине ТНА. Тот же закон сохранения :) .

Цитировать
ЦитироватьА вообще, с новым годом :) .
Во как надо праздновать - только проснулся! :) Ну с Новым!

Не, скорее только добрался до Инета...

Старый

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьСбрасывать отработанный на турбине бустерного ТНА газ в закритическую часть сопла
Дык вроде уже?
А что про это в справочнике "Двигатели..." пишут (у меня под рукой его нет)?
А вот оттуда и прочитал. Там ПГС и сброс газа с турбины БТНА либо в насадок либо в сопло крена.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьВ качестве примера можно взять добавление метана - нескольких процентов - к ЖК. Это приводит к небольшому росту УИ, потому что энергетика топлива повышается, как оказывается, быстрее, чем падает молярная масса.
Чево, чево делает молярная масса???
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер