Электрореактивные двигатели

Автор futureuser, 10.10.2006 17:54:46

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Filas

Спасибо за диссер. Как только починят выделенку, выложу у себя на сайте книгу по ЭРД Гришина. Правда 1989 года, но при прочтении ставит мозги в правильное положение, отсеивая всякого рода "прожекты". Например, я в свое время был неприятно удивлен наличием у ЭРДУ оптимальной скорости истечения (читай оптимального УИ).

Stargazer

ЦитатаСпасибо за диссер. Как только починят выделенку, выложу у себя на сайте книгу по ЭРД Гришина. Правда 1989 года, но при прочтении ставит мозги в правильное положение, отсеивая всякого рода "прожекты". Например, я в свое время был неприятно удивлен наличием у ЭРДУ оптимальной скорости истечения (читай оптимального УИ).

На здоровье, на сайте той лабы из мичиганского университета есть еще много интересных работ по ЭРД, в основном по СПД и отчасти по ионникам. Они сайт свой поддерживают и обновляют достаточно регулярно.  А Гришин, вроде, в сети есть уже - вот тут например

V.B.

ЦитатаЭРД присутствует в проекте Марсианской экспедиции РКК Энергия, что известно о планируемых к применению двигателях?
Будет около 500 двигателей суммарной мощностью 15 МВт и суммарной тягой 300 Н при у.и. 70 км/с. По некоторым данным, эти двигатели смогут также работать на режиме с увеличенной тягой при у.и. 30 км/с.

zenixt

Вопрос к специалистам. Реально ли на основе принципов существующих ЭРД построить установку, разгоняющую плазму до 1500 км/сек с ежесекундным расходом 1.5 кг :?:
 Удельная тяга не интересует. Рабочее тело - водород.
 Нужно кое-что прикинуть.  :)
ЗВЕЗДЫ ЗОВУТ!!!
Я знаю непреложную истину - если цыпленок не сумеет выбраться из яйца, он погибнет, если ребенок не сумеет выбраться из лона матери, он утащит на тот свет и ее.

mihalchuk

Мощность струи 1687500 МВТ, мощность источника энергии - вдвое больше. Эквивалент: близкое энерговыделение происходит при получении ежесекундно около 200 т воды из кислорода и водорода. Однако... :o
Может быть, использовать энергию не для нагревания пространства, а для отопления? Одни сутки работы такой установки = одному отопительному сезону города типа Москвы (если не ошибаюсь).

Так что двигатель такой создать нельзя по причине неизвестности источника энергии.
Установку можно создать на Земле из набора большого количества ионников, стянув ресурсы единой энергетической сети. Но запустить нельзя, так как она не влезет ни в какую ваккумную камеру.
Если не ионники, а плазма, то ещё хуже - либо неимоверно высокие температуры с проблемами удержания и охлаждения, либо импульс - магнитный разгон. Тут будут простые физические принципы - нужно по энергии струи считать отдачу и "давление в стволе".

Feol

И, тем не менее, для будущих дальних полетов именно испрользование ЭРД представляется пока наименее фантастическим.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Fakir

Stargazer
ЦитатаНа здоровье, если понадобятся статьи на которые Хофер ссылается - you're welcome, их есть у меня (недавно в своем диссере обзорную часть писал

А ты что, в Израиле ЭРД занимаешься? Там есть такие лабы?

Stargazer

ЦитатаStargazer
ЦитатаНа здоровье, если понадобятся статьи на которые Хофер ссылается - you're welcome, их есть у меня (недавно в своем диссере обзорную часть писал

А ты что, в Израиле ЭРД занимаешься? Там есть такие лабы?

Лаба, строго говоря, всего одна, но есть еще два места, где занимаются СПД - одно - то где я заканчиваю докторат (PhD), второе - в промышленности. У нас сейчас тоже начали лабу строить, оборудование заказали, бапки выделили, обещают за два года управиться.

Fakir

А вы свои изделия на что-нибудь ставите? Или так, на перспективу работаете? У Израиля же вроде пока всё больше мини-спутники, типа "Офека", так? Им, поди, СПД еще без надобности?

А с промышленностью и вовсе непонятно (ссылка не открывается). Они плазменные ускорители для каких-то технологических целей разрабатывают?

Stargazer

ЦитатаА вы свои изделия на что-нибудь ставите? Или так, на перспективу работаете? У Израиля же вроде пока всё больше мини-спутники, типа "Офека", так? Им, поди, СПД еще без надобности?

А с промышленностью и вовсе непонятно (ссылка не открывается). Они плазменные ускорители для каких-то технологических целей разрабатывают?

Для "Офеков"-"Эросов" вроде ЭРД без надобности, в будущем может на "Амос"-связной геостационарный спутник  захотят поставить, но не на ближайший (Амос-3). Пока работа чисто на перспективу. Сейчас делают экспериментальный аппарат совместно с французами, туда собираются ставить первый летный израильский СПД. Промышленность - см. ссылку выше - будет его делать по проекту той единственной лабы. Насколько я понял, промышленность надеется в будущем также выйти на международный рынок с маломощными СПД.

Fakir

Stargazer
Цитатав будущем может на "Амос"-связной геостационарный спутник захотят поставить, но не на ближайший (Амос-3).

Большие спутники? Чем выводить собираетесь?

 
ЦитатаСейчас делают экспериментальный аппарат совместно с французами, туда собираются ставить первый летный израильский СПД.

А чего за аппарат? Чисто технологический? Или что?

ЦитатаНасколько я понял, промышленность надеется в будущем также выйти на международный рынок с маломощными СПД.

Как насчёт небольшой диверсии по старой дружбе и сдельной цене?  :wink:  :mrgreen: Нафига нашим производителям конкуренты?! :lol:

Stargazer

ЦитатаБольшие спутники? Чем выводить собираетесь?
Амосы на ГСО выводят Союзом :)
 
ЦитатаА чего за аппарат? Чисто технологический? Или что?
Точно не знаю, зовут его Venus, вроде там помимо испытания СПД какая-то научная программа  есть.
ЦитатаКак насчёт небольшой диверсии по старой дружбе и сдельной цене?  :wink:  :mrgreen: Нафига нашим производителям конкуренты?! :lol:
Предложения - в личку :)

Fakir

Stargazer
ЦитатаАмосы на ГСО выводят Союзом  

Т.е. уже выводили, что ли? Или только собираются?

ЦитатаПредложения - в личку  

Не, надо как-то похитреее, чтоб тебя Битахон Садэ не спалил :lol: Камень там в сквере, все дела - чтоб как у взрослых :lol:

Stargazer

ЦитатаStargazer
ЦитатаАмосы на ГСО выводят Союзом  

Т.е. уже выводили, что ли? Или только собираются?
Выводили, дважды, оба (Амос-1 и 2)  стоят на 4.0°W

ЦитатаНе, надо как-то похитреее, чтоб тебя Битахон Садэ не спалил :lol:

Ого, какие слова ты знаешь! :) Я вообще-то докторат почти закончил, жду со дня на день что мне дату защиты сообщат и после я отбываю на постдок в Омерику. :)

an3

Из статьи на km.ru
ЦитатаРоссийские ученые разработали новый электрический двигатель для космических кораблей
По меньшей мере, впятеро дешевле обойдется намеченная на 2018 год марсианская экспедиция, если при ее подготовке будут использованы новые разработанные российскими учеными технологии. Столь существенно сэкономить, по мнению исследователей, можно на транспортных расходах.
Базовая посылка авторов - это уменьшение затрат на получение энергии в пути и более рациональное ее использование. Иными словами, ученые не только разработали технологию, позволяющую более дешевыми методами делать легкие и эффективные солнечные батареи, но и нашли конструкторские решения, позволяющие использовать электрические двигатели практически на всем пути к Марсу и обратно. Финансовую поддержку ученым оказал Международный научно-технический центр.
Итак, первое, что предложили сделать ученые для облегчения, в прямом и переносном смысле этого слова, путешествия - это новую для космоса конструкцию солнечных батарей. Кристаллический кремний исследователи попробовали заменить сравнительно дешевым аморфным кремнием. Такая замена сулит двойную выгоду. Аморфный кремний можно метрами напылять на ленту подложки, а это бесспорно и дешевле, и технологически проще, чем колоть на тонкие пластины предварительно выращенные кремниевые кристаллы.
Но сам по себе аморфный кремний - неважная замена кристаллическому. Чтобы повысить КПД сделанных на его основе батарей, ученые разработали специальную технологию. С помощью тончайшего лазерного луча и точнейшей аппаратуры его наведения авторы научились создавать в исходно «беспорядочном» слое кремния «квантовые ямы» - участки размером в 2 нм с заранее заданной атомарной структурой. Расположенные в строгом порядке на расстоянии 10 нм друг от друга, эти участки создают в слое кремния как бы искусственный порядок, превращая его в подобие настоящего кристалла. Такой псевдокристалл в батарее уже работает почти столь же эффективно, как настоящий, а в ближайших планах ученых  - добиться 15%-го КПД на этих батарейках.
Если же сделать стальную подложку батарей потоньше, чем обычно, то есть не в 100 микрон, а в 20 - этот прием исследователи уже отработали, то соответственно уменьшится общий вес солнечных батарей, и пропорционально - затраты на то, чтобы оторвать их от Земли. Отсюда и экономия - не нужно тащить в космос лишние тонны стали и топлива.
В результате электроэнергии, по расчетам ученых, должно хватить на то, чтобы лететь «на электричестве», а не на жидком топливе. Чтобы обеспечить необходимую космическому кораблю скорость, авторы разработали новый вариант электрического двигателя, работающего не на ксеноне, газе очень редком и потому дорогом, а на криптоне или даже (в перспективе) на аргоне.
«До сих пор подобные двигатели применяют в основном на небольших спутниках, причем только для того, чтобы развернуть спутник - объясняет один из авторов проекта, начальник этого направления в исследовательском центре им. М.В. Келдыша Виталий Семенов. Для создания тяги в них используют ксенон. Этот выбор не случаен. Внешние электроны в объемных атомах этого газа расположены далеко от ядра, и «оторвать» их, чтобы превратить газ в ионизованную плазму, сравнительно просто. Затем уже ионизованный ксенон разгоняют в электрических полях и добиваются высоких скоростей истечения его, благодаря чему аппарат перемещается в космическом пространстве.
Наши солнечные батареи позволят «добыть» в космосе энергии достаточно для того, чтобы ионизовать более дешевые и доступные инертные газы - криптон и аргон. Конечно, это потребует больших энергетических затрат по сравнению с ксеноном, но солнечные батареи и преобразователи, тоже специально сконструированные, с этой задачей справятся.
В результате этих и некоторых других усовершенствований можно снизить затраты на марсианскую экспедицию - со $ 100 млд до $ 16-20 млд. Разумеется, точные цифры будут в значительной степени определяться составом стран-участников проекта, а это вопросы уже политические. Что же касается научной стороны дела, то предварительные исследования, проведенные учеными из РКК «Энергия» им. С.П. Королева, ГП «Красная звезда», ИКИ РАН и ИМБП РАН, доказали, во всяком случае в лабораторных, а частично и орбитальных экспериментах, что технологии  работают хорошо.

mihalchuk

Что это за лазерный луч с длиной волны порядка 2 нм? Может быть - электронный луч?

sychbird

В ОКБ «Факел» в Калининграде
разрабатываются и производятся
плазменные двигатели будущего

Они уже ставятся на каждый третий россий-
ский космический аппарат. Возможно, именно с
помощью плазменных двигателей отправятся в
дальние экспедиции космические корабли буду-
щего.
Что позволяет современным космическим ап-
паратам маневрировать на орбите? На каких дви-
гателях полетят корабли дальних космических
экспедиций? Ответ знают в Калининградском
опытном конструкторском бюро «Факел». Здесь
разрабатываются плазменные двигатели буду-
щего.
«Это самый большой двигатель в мире. Этот
двигатель позволит запускать 10-тонные косми-
ческие аппараты, а также обеспечивать маневр
и увод с орбиты, что сейчас актуально, потому
что в космосе становится тесно», - рассказывает
Вячеслав Мурашко, директор, генеральный кон-
структор ОКБ «Факел».


Из материалов майского обзора Пресса о космосе с сайта Роскосмоса.

Что за зверь такой, совершенно непонятно из журноламерского текста?
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Гость 22

ЦитатаЧто за зверь такой, совершенно непонятно из журноламерского текста?
Судя по картинке (см. ниже) - СПД-2300.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=281367&m=1

http://users.gazinter.net/fakel/spd2300.html

Гость 22

Хотя, если речь "о самом мощном", то скорее уж СПД-290

http://users.gazinter.net/fakel/spd290.html

Полная линейка плазменных двигателей: http://users.gazinter.net/fakel/products.html

Chilik

ЦитатаЧто за зверь такой, совершенно непонятно из журноламерского текста?
Почему непонятно? Все ключевые слова на месте. Если правильно понимаю, то это развитие линейки холловских двигателей Морозова.
Например, вот так (всё с сайта "Факела"):


СПД-290
Назначение:
коррекция орбиты КА, маршевые и транспортные задачи КА с высокой энерговооруженностью.
Технические параметры:
Тяга, мН                       - до 1500
Мощность, кВт              - 5-30
Удельный импульс, с    - 3300
Тяговый КПД, %           - до 65
Ресурс, ч                      - 27000
Масса, кг                     - 23