Холодный кислород-водородный ЖРД.

Автор RadioactiveRainbow, 01.09.2006 19:04:21

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

RadioactiveRainbow

Вопросы примерно такие:
1) как у водородных баков с массовым совершенством - по сравнению с другими компонентами?
2) насколько водородная инфраструктура сложнее и дороже, например, кислородной?

3) имеет ли смысл городить водородный носитель с атмосферным (0,05МПа) УИ порядка 3000-3500 м/с (306-356с)?
3,5) А если стоимость двигателя снизить раз эдак в несколько?
Глупость наказуема

Дмитрий В.

ЦитироватьВопросы примерно такие:
1) как у водородных баков с массовым совершенством - по сравнению с другими компонентами?
2) насколько водородная инфраструктура сложнее и дороже, например, кислородной?

3) имеет ли смысл городить водородный носитель с атмосферным (0,05МПа) УИ порядка 3000-3500 м/с (306-356с)?
3,5) А если стоимость двигателя снизить раз эдак в несколько?
1)С весовым совершенством все в порядке - относительная масса водородного топливного отсека раза в 1,5-2 похуже, чем у керосиновых ТО, см. книгу Б.И. Губанова на www.buran.ru - там есть глава, посвещенная водородным ТО.
2) Кто бы знал! В 1990 году ЖК стоил примерно 40 руб/тонна, а ЖВ под 1000 руб/тонна.
3) Имеет. Смотри тему "Водородная Ангара", только, чтобы УИ водородного ЖРД сделать 306 с надо сильно "постараться", а вто 350-370 с - это легко! :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

STEP

ЦитироватьВопросы примерно такие:
1) как у водородных баков с массовым совершенством - по сравнению с другими компонентами?
2) насколько водородная инфраструктура сложнее и дороже, например, кислородной?

3) имеет ли смысл городить водородный носитель с атмосферным (0,05МПа) УИ порядка 3000-3500 м/с (306-356с)?
3,5) А если стоимость двигателя снизить раз эдак в несколько?

По поводу 3,5) у меня есть подозрение, что что бы стоимость двигателя снизить раз эдак в несколько, его надо делать и эксплуатировать. А пока на него только любуются, он и ведет себя как драгоценность.
Дурят нашего брата, дурят ...

RadioactiveRainbow

Хм-м-м...
4) Какая доля стоимости ЖРД приходится на камеру?

Имеет ли смысл городить огород с водородным двигателем с таким УИ, ради уменьшения стоимости камеры двигателя (неохлаждаемая камера из простых и доступных материалов)?  :(
Глупость наказуема

RadioactiveRainbow

-----------------------------------------------------------------------------------
 :idea:
-----------------------------------------------------------------------------------

Холодный кислород-водородный жидкостной ракетный двигатель.

Суть идеи: в камеру сгорания ракетного двигателя подаются кислород и водород, при коэффициенте избытка окислителя порядка 0,1-0,2. То есть продукты сгорания получаются с большим избытком горючего (водорода).
Температура в камере сгорания при этом колеблется в пределах 500-1500К.
Благодаря большому значению R продуктов сгорания, обусловленному большим количеством водорода, даже при сравнительно небольших температурах достигается удельный импульс порядка 3000-3800 м/с (306-387с).

Столь низкая температура в КС позволит уменьшить проблемы с организацией охлаждения камеры двигателя (вплоть до создания неохлаждаемых камер из обычных конструкционных материалов (стали, алюминиевые сплавы) для низких температур или жаропрочных материалов для более высоких температур).
Резкое уменьшение проблем с охлаждением позволит уменьшить стоимость камеры двигателя, а так же заняться разработкой двигателей с более эффективными соплами с центральным телом (кольцевые, внешнего расширения и т.п.), основная сложность при разработке которых заключалась именно в организации охлаждения.


Преимущества:
1) резкое уменьшение стоимости камеры двигателя и существенное уменьшение стоимости ДУ в целом при достаточно высоких характеристиках
2) возможность создавать двигатели с соплами внешнего расширения - более эффективными и лёгкими
3) возможность изготавлени двигателей с применением более простых технологий (вплоть до ручной ковки сопел ;)

Недостатки:
1) Водород. Сильно криогенный (хорошо хоть не токсичный) компонент с чрезвычайно малой плотностью (70 кг/м^3 (!)). Отсюда следуют все прочие недостатки:
1.1) необходимость создания кислород-водородной инфраструктуры на стартовом комплексе.
1.2) пониженное массовое совершенство баков (из-за низкой плотности жидкого водорода).
1.3) проблемы, связанные с низкой температурой ЖВ (теплоизоляция баков, влияние низкой температуры на прочность материалов и т.д.)
1.4) сложная сама по себе задача создания ТНА для жидкого водорода (опять же, благодаря низкой плотности водорода - требуется 2-3-4 ступени насоса).

2) существенная зависимость температуры от коэффициента соотношения окислителя. Шаг влево - резкая потеря УИ. Шаг вправо - расстрел на месте. Точнее, резкий рост температуры в КС со всеми вытекающими.


Замечания:
1) Параметры двигателя оценивались с помощью програмы для термодинамического расчёта Астра. Програма имеет проблемы с точностью расчётов при низких значениях коэффициента избытка окислителя. Однако, при указаных значениях (0,1-0,2), точность представляется приемлимой (По словам моего преподавателя по Общей теории ракетных двигателей, имеющего, судя по всему, немалый опыт работы с програмой).
2) На приложеном графике (http://globalproject.narod.ru/archives/A.GIF) показана зависимость температуры продуктов сгорания и удельного импульса от коэффициента избытка окислителя. График температуры не зависит от давления в КС. Для удельного импульса представлены два графика - для давления в КС 1МПа и 10МПа (10 и 100 атм, соответственно).
3) По причине П.1 к температуре и УИ при значениях коэффициента избытка окислителя менее 0,1 следует относиться с известной осторожностью.


Примеры:
а) при температуре в КС Тк=793К (520С) и давлении в КС Pк=1МПа, УИ составляет 3078м/с. А при той же температуре, но давлении 10МПа УИ составляет 3364 м/с. Камеру двигателя можно изготовить из обычной стали.
б) при температуре в КС Тк=940С (~1210К) и давлении в КС Рк=5Мпа, УИ составляет 3673м/с.
Камеру сгорания можно изготавливать из жаропрочной стали.

Замечание к примерам:
1) В примерах представлены значения УИ при давлении окр. среды 0,01МПа (0,1атм).
2) Представленные в примерах значения УИ получены в результате термодинамического расчёта. При тех же значениях температур и давлений реальный двигатель, очевидно, будет иметь несколько более низкие значения УИ.
Глупость наказуема

Старый

У меня была на эту тему идея.
 На станциях водород из Электрона выпускают за борт. Если разложить ещё немнгого воды то полученый "лишний" кислород можно сжечь с водородом и получить тягу с высоким УИ сравнимым с УИ гидразинового топлива. Так как сгорание будет происходить с большим избытком водорода (в два-три раза больше чем в обычных двигателях) то можно сделать простенькую неохлаждаемую камеру сгорания работающую на газообразных Н2 и О2.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

avmich

Здесь - http://www.mai.ru/dep/k202/engines.htm - упоминается неохлаждаемый кислород-водородный движок, сделанный в МАИ. Не думаю, что стоит очень дорого... Работает на газифицированных компонентах.

fagot

Основной недостаток идеи - для двигателя той же тяги понадобится примерно втрое больше водорода, чем для двигателя с обычным соотношением компонентов. Соответственно втрое возрастет объем водородных баков, которые и так не отличаются высоким массовым совершенством, так же увеличится и водородная инраструктура. Объем же кислородных баков уменьшится всего раза в полтора, хотя они и так невелики. Баки с совмещенными днищами сделать уже вряд ли получится, если только в разных диаметрах. Всё в те же три раза станет мощнее водородный ТНА, а так как мощность его и в обычном двигателе больше чем у кислородного, он будет тяжелее, а упрощения тут не произойдет. Зато затраты топлива на его привод возрастут и возрастут потери УИ, хотя они будут относительно меньше, чем в обычном двигателе. Закрытую схему делать смысла нет, так как дожигать в КС практически нечего. Ну и наконец из-за худшего УИ и массового совершенства масса ракеты для той же ПН существенно возрастет и вряд ли будет лучше, чем у керосиновой. Выигрыша не будет даже для верхних ступеней. Ну а поскольку камера составляет далеко не всю стоимость двигателя и тем более ракеты в целом, городить огород смысла нет.

Старый

ЦитироватьЗакрытую схему делать смысла нет, так как дожигать в КС практически нечего.
И главное западло - по расширительной (безгазогенераторной нагревной) схеме ТНА не сделаешь... :( :)

 Не, ну а как насчёт утилизации водорода через двигатель на газообразных компонентах?
 Интересно, сколько водорода образуется в Электроне на станции с тремя человеками? Если увеличить раза в полтора-два то хватит чтоб орбиту поддерживать?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

fagot

ЦитироватьИ главное западло - по расширительной (безгазогенераторной нагревной) схеме ТНА не сделаешь... :(   :)
Ну это априори - товарищ категорически не хочет охлаждать КС. Да если бы и захотел, при такой-то температуре это какая же понадобится поверхность теплообмена?! Но ТНА это еще ничего, я как представлю себе эти баки :)

ЦитироватьНе, ну а как насчёт утилизации водорода через двигатель на газообразных компонентах?
Интересно, сколько водорода образуется в Электроне на станции с тремя человеками? Если увеличить раза в полтора-два то хватит чтоб орбиту поддерживать?
Ежели водород дармовой, то конечно другое дело. Однако посчитаем. В 7-м НК писали, что Электрон потребляет поллитра воды в день на человека, значит 3 человека - полторашка. Из каждого килограмма воды получается 111 г водорода. Чтобы получить УИ порядка 300 секунд нужно соотношение где-то 2:1,6, то есть 1/10 образующегося кислорода пойдет в двигатель, итого с 1 кг воды получаем 200 г топлива и нам нужно на 10 % больше воды, чтобы было чем дышать. Лишние 11 г водорода в принципе тоже можно использовать в двигателе. Тогда в месяц получится 9,5 кг топлива при экипаже в 3 человека или 19 кг при шести человеках при перерасходе воды 4,5 или 9 кг соответственно. Значит при УИ 300 секунд ХС будет примерно 0,15 или 0,3 м/c в месяц. Плюс конечно понадобятся баллоны для газов и компрессоры, но они невелики. Сколько реально требуется, не знаю, но на Прогрессе топлива привозят по тонне, тогда эти газы -капля в море, при том что достаются не бесплатно.

fagot

Но вообще конечно можно с этим водородом поэкспериментировать - использовать его в плазменном или гелиотермическом двигателе. Тяги конечно будут невелики, зато УИ высокий.

Старый

ЦитироватьЭлектрон потребляет поллитра в день
Если б это был спирт я б его убил! Впрочем космонавты убили бы его раньше... :)
ЦитироватьТогда в месяц получится 9,5 кг топлива при экипаже в 3 человека
Ужас какой! Ну почему так мало то... :(
 Конец идее... А какая красивая идея была... :(

 А может это, специально разлагать воду образующуюся от мочи и пота? Туда воду сотнями кг возят, должно много получаться. Электричества конечно пожрёт море, но не надо топливо возить. Может чего получится, а?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

RadioactiveRainbow

ЦитироватьОсновной недостаток идеи - для двигателя той же тяги понадобится примерно втрое больше водорода, чем для двигателя с обычным соотношением компонентов.
Есть такое дело...  :(
То есть, фактически, массовое совершенство втрое уменьшится...
ЦитироватьБаки с совмещенными днищами сделать уже вряд ли получится, если только в разных диаметрах.
А мне кажется получится...
ЦитироватьВсё в те же три раза станет мощнее водородный ТНА, а так как мощность его и в обычном двигателе больше чем у кислородного, он будет тяжелее, а упрощения тут не произойдет. Зато затраты топлива на его привод возрастут и возрастут потери УИ, хотя они будут относительно меньше, чем в обычном двигателе. Закрытую схему делать смысла нет, так как дожигать в КС практически нечего.
Но ведь и существенного усложнения не произойдёт? А закрытую схемку сделать можно... наверное. Если кислый газ с полным расходом кислорода на турбинку пустить...
ЦитироватьНу и наконец из-за худшего УИ и массового совершенства масса ракеты для той же ПН существенно возрастет и вряд ли будет лучше, чем у керосиновой. Выигрыша не будет даже для верхних ступеней. Ну а поскольку камера составляет далеко не всю стоимость двигателя и тем более ракеты в целом, городить огород смысла нет.
Хм. Да, проблем оказалось больше, чем казалось сначала... Впрочем, я не стал бы так сразу категорично отвергать. Надо поближе посмотреть...  :?


ЦитироватьИ главное западло - по расширительной (безгазогенераторной нагревной) схеме ТНА не сделаешь...
А это, пардон, почему?  :shock:
Глупость наказуема

fagot

ЦитироватьА мне кажется получится...
С обычным соотношением компонентов - и то не всегда получается, а тут очень сомнительно, если только в разных диаметрах их делать, но это лишнее усложнение конструкции, а выигрыш в массе уменьшается.

ЦитироватьНо ведь и существенного усложнения не произойдёт? А закрытую схемку сделать можно... наверное. Если кислый газ с полным расходом кислорода на турбинку пустить...
Можно и с кислым и со сладким газом - но какой в этом смысл? При коэффициенте избытка окислителя 0,1 у кислого газа в КС изменяется только R, а температура остается постоянной, а у сладкого вообще ничего не меняется - тогда зачем огород городить, проще сделать открытую схему с восстановительным ГГ, а так как параметры газа в нем и в КС одинаковы, то потерь УИ по сравнению с закрытой схемой не будет. В случае дожигания при альфа 0,2 температура газа в КС повысится всего в полтора раза при окислительной схеме и еще меньше при восстановительной, поэтому потери УИ при открытой схеме будут невелики и закрытую делать опять-таки нецелесообразно. Но впрочем это просто особенность такого двигателя, а не его недостаток. Зато возможен двигатель "бескамерной" схемы - все топливо направляется в ГГ, а отработавший на турбине газ - в сопло.

ЦитироватьХм. Да, проблем оказалось больше, чем казалось сначала... Впрочем, я не стал бы так сразу категорично отвергать. Надо поближе посмотреть...
Так мы этим и занимаемся :wink:

ЦитироватьА это, пардон, почему?
Потому что тогда придется охлаждать КС, а вы не хотите :wink: Ну и из-за низкой температуры в КС понадобится слишком большая площадь теплообмена, больше, чем реальная площадь камеры.

fagot

ЦитироватьЕсли б это был спирт я б его убил! Впрочем космонавты убили бы его раньше... :)
То-то он подозрительно часто дохнет  :)

ЦитироватьА может это, специально разлагать воду образующуюся от мочи и пота? Туда воду сотнями кг возят, должно много получаться. Электричества конечно пожрёт море, но не надо топливо возить. Может чего получится, а?
Говорят, что для получения 90 г водорода нужно 5 кВт*ч электроэнергии - вот и считайте, выгодно это или нет :wink:

Старый

ЦитироватьГоворят, что для получения 90 г водорода нужно 5 кВт*ч электроэнергии - вот и считайте, выгодно это или нет :wink:
Там счас солнечных батарей налепят - лес! Куда энергию девать? ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Ладно, давайте так.
 Отдаём 5 кВт на топливо. Это 800 г в час, 20 кг в день, 600 кг в месяц. Уже изрядно.
 Отбираем только тот кислород который нужен на дыхание, остальное в двигатель. Низкотемпературный двигатель отменяем, сжигаем почти при стехиометрии (за вычетом того кислорода который на дыхание).
 Двигатель делаем с радиационно-инерционным охлаждением. То есть толстые стенки которые за несколько секунд работы двигателя не успевают нагреться до опасной температры а потом час остывают.
  А 600 кг в месяц да ещё с УИ 450 сек это изрядно. Прогресс меньше привозит.
 Так годится? ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Гость 22

ЦитироватьУ меня была на эту тему идея.
На станциях водород из Электрона выпускают за борт. Если разложить ещё немнгого воды то полученый "лишний" кислород можно сжечь с водородом и получить тягу с высоким УИ сравнимым с УИ гидразинового топлива.
Эта идея описана у Тимната (стр. 277)  с cсылкой на статью в Prop. & Power 1985 года, как раз для ОС и именно с совмещением с электролизером системы жизнеобеспечения.

По их данным, ДУ с двумя камерами тягой по 133 Н и шестью - по 2 Н (все работают на газообр. H2 и "лишнем" газообр. O2) может полностью обеспечить потребности ОС в поддержании орбиты.

Гусев_А

Старый разумно рассудил: все отработанное жидкое и газообразное в топку. Можно мысль развить дальше: все густые и даже твердые отходы деятельности экипажа (и весь мусор) разлогать до газа и в топку, как третью компаненту. Хоть это и не водород, но вклад в общее дело БУДЕТ, пусть и с меньшим суммарным УИ.
 А про охлаждение КС: затрат на это в полете нет, запускай компаненты топлива по каналам охлаждения и ВСЕ, хоть и стоимость самого двигателя на этом возрастает, но ведь почти все двигатели так охлаждают, все отработано.

RadioactiveRainbow

Кстати да.
Подумалось: реального выигрыша для реальных РН почти нет...
А вот для любительских суборбитальников...  :)
Для них что нужно? ЧТобы попроще, подешевле и понадёжнее. Высокий УИ не критичен, ведь ХС нужне менее 2 км/с.
 8)
Глупость наказуема