Самая удачная ракета для освоения Луны

Автор SpaceR, 18.05.2006 06:05:37

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

SpaceR

Конечно, можно предложить ещё кучу других вариантов - к примеру, 6) - симметричный амерскому, и делать РН под 100 т ПГ: новую "Энергию", "Ангару-100", "Викторию-К" или - чем чёрт не шутит - Н-1М :D  Даже Вариант-7)  "многоразовый космоплан с ЯРД" или Кинзазолёт на счетверённой гравицапе с турбонаддувом ожижаемым воздухом (шутить я тоже умею :D , но сейчас предлагаю порассуждать взвешенно) - только это удаление из области аналитики в область околонаучной фантастики и технического стёба...  Ах, да, есть же ещё и вариант 0) - "Никакой Луны, никогда, и никаких шансов" :D:D:D
   В общем, каждый сам выбирает, какое будущее для него более вероятно и правдоподобно :)
   И ещё - при взвешенном размышлении мне кажется, что отечественных ионных буксиров мы не дождёмся ещё долго, поэтому пока стоит ориентироваться на разгонники с ЖРД (и, соответственно. "кванты" более крупного размера чем на "Союзе-2" и "Протоне"), а позже (после начальных этапов) будет больше знаний и возможностей для верного выбора.

   А что касается конструктивной критики...
   to Дмитрий В. : по п. 3) - не убедило пока... какие были
ЦитироватьТехнические прблемы с ветровыми нагрузками (наследство Грозы)
? и почему эти прблемы до сих пор считать непреодолимыми?
   to Зомби : Не исключено, думаю что керосиновый моноблок диаметром 7,75 на старт "Энергии" станет... но какая у него длина получится... Двигатели-1 какие -  НК-33?  РД-180?  или?  (ЖРД второй ступени, вероятно, РД-0120 - или всё же поголовный керосин?) И ещё: почему стоимостной оптимум на 40 тоннах?  Где это было определено?
   to Старый : Признаю, Сатурн-5 была для Луны удачной... единственной :mrgreen:   Только вопрос был не таким - жаль что вы не затруднили себя его пониманием...  :(    ( ;) )

SpaceR

ЦитироватьМожет те, кто делал "Н-1" были недалеки от истины, когда её делали?
Да, конечно недалеки... вот только истина с тех пор далеко ушла :).
Н-1, как и многие другие технические решения, результат компромиссов возможностей и требований того времени, а кроме того, ещё результат неукрощенного воображения Великого С.П.
Ну, я ещё понимаю - 30 двигателей-1, поголовный керосин, моноблок... Но зачем было составлять РН из набора разнокалиберных сфер? Ни одной пары шпангоутов одинакового диаметра :( Где здесь технологичность, унификация, экономическая целесообразность? Почему отказ от уже проверенной схемы несущих цилиндрических баков ?  (если я пропустил, поделитесь пожалста ссылкой) А этот "египетский труд" огромной армии сварщиков-сборщиков на малоприспособленном Байконуре...  Или, туда же - для чего на Р-7 так много разных конических поверхностей в ущерб цилиндрам?  Королев мог многое себе позволить - он был Королев и умел добиться результата... пока страна была в состоянии его финансировать.
Не, счас бы я быстрее согласился воссоздать на Байконуре Сатурн-5, чем Н-1  -  и это при всём уважении и к делам Королева, и к труду инженеров, воплотивших Н-1 в крылатом металле.

SpaceR

Цитата: "Старый"Но для того чтоб додуматься до антипульсационных перегородок надо быть Рокитдайном а не Глушко. quote]
Гм...  :? ЕМНИП, показывали нам такие пергородки ещё на ФГ  ЗУРа от НПОЛ... годов 50х кажется.
ЦитироватьНасколько я в курсе крайний раз проблема с ВЧ-колебаниями возникла во втором пуске Арианы в 80-м г. Французы тоже должны были наступить на те же грабли по которым лидеры прошлись за 20 лет до этого...
А разве там были не средне- и низкочастотные?  Помойму, почти все ВЧ- проявляются ещё на стенде...  и на прожигах ступени в сборе.

Yegor

Ангара-А7: ~35 тонн на ЛЕО на керосине (~40 тонн на водороде).

Не нужно бояться стыковок. Стыковки давно отработаны.

Нельзя делать больших ракет, опыт истории учит, пытаясь создать большую ракету мы не слетали на Луну уже два раза. Вначале с Н-1, а потом и с Энергией. Вот теперь даже летавшая ракета есть - Энергия, а на Луну с её помощью до сих пор слетать не можем!
А сейчас так и серийный 40 тонник нельзя делать - сейчас можем и его не поднять.

Только Ангара-А7 и стыковки! Тогда дешевая ракета всегда будет под рукой, что бы не случилось. Пока в России будут производиться ракеты всегда можно будет собрать Ангару-А7.

Почему Ангара-А7 читайте в топике "Создание ракет из УРМ":
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=3549

Главный Вершитель

"... вы будете направлены на пункт осчастливливания ...
... вас не будут волновать никакие вопросы ..." © «Отроки во Вселенной»

Дмитрий В.

to SpaceR

Ну, по поводу «Грозы» и «Энергии-М».
1) «Гроза», как известно, стала развитием проекта РЛА-125 (1975-1977г.), и в окончательном виде (согласно ЭП в 1985-1988гг) являла собой РН с 2-мя блоками А и стандартным блоком Ц (с 4*11д122). ПН массой около 60 т размещалась в боковом грузовом транспортном контейнере (массой около 25т.). Главнейшей проблемой проекта была ветровая устойчивость при старте и ветровое нагружение при нахождении на СК. Проблема эта была обусловлена тем обстоятельством, что при одинаковой с 11к25 площади боковой поверхности, «Гроза» имела стартовую массу тонн на 800 меньше (соответственно боковые ускорения от ветрового воздействия пропорционально возрастали). В отличие от 11к25, «Гроза» опиралась на блок Я всего двумя блоками А (вместо 4), с сокращением опорной базы до менее 3,9 м. Что, собственно, существенно увеличивало нагрузки на блоки А из-за изгибающего момента, вызванного ветровой нагрузкой (а момент этот был сопоставим с моментом для «Энергии»). Выходом было либо ограничение эксплуатации по скорости ветра, либо введение в СК 2-х имитаторов блоков А, что вообще говоря сильно СК усложняло. В 1988-1989гг выпускается дополнение к ЭП по «Грозе», в соответствии с которым сначала появляется вариант с 2-мя 11д122 на ЦБ (как раз на ПН 50-55 т), а затем, осенью 1989г., проект трансформируется (согласно «Основным положениям...») в РН «Нейтрон» (с сильно «кастрированным» ЦБ с 1*11д122 , переименованную в 1990 г. в «Энергию-М»). В принципе, эта история описана у Губанова и в выдержках из книги «РКК Энергия» (оба источника частично опубликованы на www.buran.ru).
2) С Вашей оценкой «Энергии-М» согласен. Сам ее всегда считал ее «ублюдочной ракетой». В 1989-1991 гг., занимаясь изысканиями по альтернативным вариантам, я в т.ч. рассматривал и вариант, близкий к предложенному Вами. Это была РН с 2 ББ (подварианты: ББ диаметром 4,1 м с 4*НК-33 на каждом и диаметром 3,9 м с 1*11д520). При стартовой массе примерно 1050-1100 т получалась ПН 52-55 т. Однако, ни в одном из этих вариантов, включая и 217ГК («Энергия-М») проблема ветровых нагрузок и ветровой устойчивости окончательно не решалась. Помниться, по «Энергии-М» ломали голову, как эту проблему решить. В ходе «ломания голов» рождались такие варианты, как установка щитовых ограждений вокруг СК (!), возврат к имитаторам блоков А и т.п. Я лично придумал не менее бредовый способ: расставить по периметру мобильные платформы с вертикально установленными ДТРД Д-30 (выработавшими ресурс). По замыслу, выхлопные струи должны были служить преградой ветру. Самое прикольное, что инженеры из отдела аэродинамики подтвердили такую возможность!
3) Сейчас прикинул такой вариант с  2-мя блоками А (конечная масса 49т, РЗТ 310 т) и ЦБ с 2-мя 11д122 (конечная масса 43,7 т, РЗТ 381,4 т). При Мст=1209т (с ГО массой 7т) ПН около 59 т. (если ratman не врет!). Но, проблема та же – см. выше.
4) Честно скажу, я не силен в вопросах идеологии освоения космоса. В частности, мне не совсем ясно (да, и не интересно, меня интересуют ракеты и все, что с ними связано), зачем лететь на Луну? Ну, Марс, понятно – возможность будущей колонизации и т.п. Предположим, что на Луну лететь все-таки надо. Минималистские проекты (типа «флаговтыкательских миссий»), решаемые исключительно существующими техническими средствами, смысла не имеют. Использование модифицированных носителей, возможно и позволит (многопусковыми экспедициями) создать некую инфраструктуру (ЛОС, заправки на орбите и на Луне, лунные поселения и т.п.), необходимую для практического освоения лунных ресурсов. Но, имхо, это может оказаться дороже, чем использование новых РН большой грузоподъемности. Мое видение в данном вопросе примерно соответствует подходу NASA: двухпусковые пилотируемые экспедиции (тяжелая РН с ПН около 100т для беспилотного компонента и РН средней грузоподъемности для пилотируемого КК – например, модификация Союза-2-3). Этот подход не исключает использования уже существующих РН для выполнения разнообразных вспомогательных задач. Тяжелый носитель с ПН в районе 100 т, и тут я с Вами согласен, может быть создан на базе элементов комплекса 11к25 (подробнее – в топике «Технические аспекты возрождения «Энергии»), но только не с 2, а с 4 блоками А (возможно, существенно модифицированными, а возможно и на базе диаметра 4,1 м) и с блоком Ц с 2*11д122.
С уважением, Дмитрий В.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Александр Ч.

ЦитироватьЧто повторять?
инкарнация
ЦитироватьКак философ - философу? :mrgreen:
Вас, в одной из тем, "примазали" к философии  :P
А сама фраза из серии: как хирург - хирургу, как инженер - инженеру и т.п.
ЦитироватьКакие грабли, что не так?
Длинная палка - ручка, на другом конце "попендикулярная" гребенка.
А что не так, Дмитрий В. отлично описал выше.
ЦитироватьНеполучится серийный 40-тонник?
Получится, но не как инкарнация.
Ad calendas graecas

Зомби. Просто Зомби

Цитировать
ЦитироватьНеполучится серийный 40-тонник?
Получится, но не как инкарнация.
Аааааааааа!
Понял-понял
Да, конечно, я так и имел в виду, что... :roll:
Собственно, от Н-1 берется "керосин" и "моноблок"
И здесь можно даже уступить, ну пусть "несовсем моноблок"
Но и не 7 урмов, тоже вроде "край"
А пара так, в основном (35-40 тонн) варианте

PS.
ЦитироватьВас, в одной из тем, "примазали" к философии  :P
(Глядя одним глазом в зеркало :roll: ) - а что, не похож? :wink:  :mrgreen:
Ну не совсем философ... но метафизик, да
Есть некие основания... уж там какие ни есть... но есть, да :P  :wink:  :mrgreen:
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

Цитироватьto Зомби : Не исключено, думаю что керосиновый моноблок диаметром 7,75 на старт "Энергии" станет... но какая у него длина получится... Двигатели-1 какие -  НК-33?  РД-180?  или?  (ЖРД второй ступени, вероятно, РД-0120 - или всё же поголовный керосин?) И ещё: почему стоимостной оптимум на 40 тоннах?  Где это было определено?
Ну, насчет конкретики, так это я сейчас не буду, и многого из меня все равно не выжмешь, дальше формулы Циолковского :mrgreen:
А насчет оптимума - это надо к этому стремится, чтобы наиболее дешев был 40-тонный вариант, если "ракета" имеет всяческие апгрейды и модификации

Почему?
Под лунную программу "интенсивностью в один ЛОС"

Если мы ставим "в центр программы" ЛОС (а это проще/дешевле чем сразу база на поверхности, да и вообще, если "нам" что-то и доступно, то только это в ближней перспективе во всяком случае), то массовой ракетой должен быть 40-тонник
Это ключевой элемент, "основная несущая балка" системы, на нем все будет держаться

При переходе к лунной базе нужен либо "типа 140 тонник" даже, не 100-тонник, тоже серийный, либо МНОГОРАЗОВЫЙ межорбитальный транспорт с хорошими параметрами
Не копать!

Димитър

Цитировать1. Любая страна, развивающая космонавтику, неизбежно приходит к использованию водородных блоков: США, Франция-ЕКА, Япония, Китай, Индия - они все тупые, а мы умнее?  ;) А ведь водородный ЦБ был уже успешно освоен для "Энергии", и большую часть наработок можно использовать...  пока ещё можно.  
2. Единственный выход космонавтики, чтобы оставаться на плаву - разработка передовых технологий. А основные передовые сейчас технологии в космическом ракетостроении  - это водород и чуть позднее - многоразовое использование ступеней (имхо, конечно). Весь мировой опыт подтверждает - через какое-то время всё это с лихвой окупится (пусть даже не прямо, а косвенно).

1. Золотые слова! Я даже специяльную тему открыл про водород, но что-то неинтересно нашим друзьям из форума  :(   :
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=3463

2. Так Вам нужен носитель ДЛЯ ОСВОЕНИЯ Луны, или просто для нескольких полетов?
Если про второе - да, можно говорить про ракеты - Гроза, Энергия, Ангара и т.д.
Если нужно ОСВОЕНИЕ - ето серьезно! Первый вопрос - КАКОЙ ГРУЗОПОТОК БУДЕТ? Во всех случаях - немалый! А ето уже делает обоснованным создание многоразового носителя.  
Я повторю еще раз мое предложение о 2-х ступенчатом АКС на ЖРД - Н2 / О2. Ничего нового не надо изобретать!
Старт вертикальный. Первая ступень разгоняет АКС примерно до 4 км/с и приземляется на аеродром по-самолетному. Вторая ступень выходит на ЛЕО, разгружается и тоже приземляется на аеродром по-самолетному. Форма ступеней - несущий корпус (говорят - ето позволяет достичь лучшее массовое совершенство).
Соотношение масс - ПН / 2 ст. / 1 ст. примерно 1 / 4 / 20. На 1 тонн ПН получается 25 тонн стартовой массы.
На 30 т ПН – 750 т стартовой массы. 5 двигателя РД-0120.
2 ст + ПН = 150 т – один РД – 0120.
Можно использовать не только для полетов к Луны.

SpaceR

Уважаемый Дмитрий В. !
Спасибо за подробный и обстоятельный ответ. Конечно. я тоже не дока во многих вопросах (думаю, это заметно), и с вопросом ветровых нагрузок так тесно нигде не встречался - однако заметил, что и у "Шаттла", и у Ариан-5,  да и у многих других РН о серьёзных проблемах в этом плане не упоминалось. Я не знаю, почему отклонили возможность дополнительной поддерживающей опоры с захватами вверху (как на ТУА "Циклонов" и "Зенитов"). В крайнем случае, возможно, что можно обойтись и меньшим ограничением по скорости ветра - благо срочных грузов и военных требований вроде как не предвидится, а прогнозы погоды сейчас гораздо точнее.
   Но я все же считаю, что без ракеты с ПГ 100т можно попытаться обойтись, если наладить грузопоток между околоземной и окололунной орбитами на буксирах с ЭРДУ, поскольку имхо РН грузоподъёмностью 100 т имеет гораздо больше риска оказаться недовостребованной :(
ЦитироватьЦБ с 2-мя 11д122 (конечная масса 43,7 т, РЗТ 381,4 т).
- не слишком ли лёгкий?  для такой  массы водородного топлива? Интересно бы узнать, какой была конечная масса ЦБ у "Энергии-М"...

ЦитироватьЧестно скажу, я не силен в вопросах идеологии освоения космоса. В частности, мне не совсем ясно (да, и не интересно, меня интересуют ракеты и все, что с ними связано), зачем лететь на Луну? Ну, Марс, понятно – возможность будущей колонизации и т.п.
...  
Что же касается вопросов идеологии освоения космоса, то я считаю что на начальных этапах Марс для этих целей, возможно, не самый лучший объект. (лучшим, имхо, будет металлосодержащий астероид размером 1-100 км, но все они довольно далеко от Земли). Построив себе (по произведениям известных фантастов) наиболее вероятную модель будущего земной цивилизации, я пытаюсь предугадать возможный путь ее построения (задача, приносящая немало интеллектуального удовольствия), особенно его первые этапы, и в этом плане для развития нужны прежде всего материалы, которые придётся или поднимать с Земли, или делать в космосе. И конечно, сперва поближе, на околоземных орбитах. А где у нас есть хоть что-нибудь поближе? ;) Имхо, реальную конкуренцию Луне сможет составить только дешевый (на один кг груза, естесно) безракетный транспорт - Косм.лифт, ОТС А.Юницкого (экваториальное кольцо-супермаховик) или их вариации.
   Луна удобна ещё и тем, что там довольно легко организовать защиту жилых помещений от космических излучений, а жить в замкнутом пространстве люди и на Земле уже привыкли. И зачем в таком случае Марс?  Что там такого сейчас есть?  Вот если ему добавить атмосферы, прогреть парниковым эффектом, запустить бактерий для создания кислорода и почвы - тогда другое дело... :roll:  Но для этого туда надо уже столько раз слетать, что... Хотя, я что-то  увлёкся. ;)

SpaceR

ЦитироватьНе нужно бояться стыковок. Стыковки давно отработаны.
- Что, уже отработаны стыковки на больших диаметрах и 40-тонных массах? Или будем стыковать, как умеем, на стандартный диаметрсоюзовского люка?  а как тогда с нагрузками от работающего ЖРД ?  (и не забудьте еще о снижении массы ПГ и удорожании из-за элементов обеспечения стыковки).
Впрочем, я стыковок тоже не боюсь, без них не обойтись думаю и ракете с 55т ПГ. Правда, подстыковываемая масса тут поменьше, если конечно не задаваться целью "прямой" экспедиции. Я - за ЛОС (этим, кстати, есть ощутимый шанс получить взаимовыгодное сотрудничество с амерами, если оно будет устраивать обе стороны). И я против перелива топлива на орбите - технически сложно и потери массы ПГ (или возня с обеспечением постоянной перегрузки на время перекачки топлива). Время перелива наступит одновременно с выведением на орбиту ОС-заправщика, но это нужно уже после создания ЛОС и лунной базы.
ЦитироватьТолько Ангара-А7 и стыковки!
- Ангара-А7 ? А откуда? Мы же все видели стартовый стол на "Звездочке" - что, разве на него возможно поставить 7-блочную Ангару??
ЦитироватьНельзя делать больших ракет, опыт истории учит...
- так опыт истории просто показывает, выводы мы делаем сами...  Да, в Н-1 была большая доля новизны, спорные тех.решения и большая масштабность, но если бы Королев не ушел или если бы программа испытаний была лучше продумана... или раньше начата, то Н-1 летала бы (а Байконур стал бы городом сварщиков :D ). На "Энергию" вообще неча пенять, удачное и успешно реализованное решение, но - для СССР.  С его развалом исчезли и возможности прокормить этого великолепного, мощного, красивого, но дорогого динозавра, а тем более задачи, для которых и создавалась эта МТКС. :(
   Главное препятствие для тяжелой ракеты сейчас - это, как было уже сказано на форуме, "недостаток умения распоряжаться крупными суммами денег"(~чтото в этом роде) российского бюджета, точнее - мизерность его космической составляющей. Космонавтика может стать для России тем, чем стала микроэлектроника для Японии и Тайваня - конечно, если ее грамотно спланировать. И в этом случае БУДЕТ НУЖНА и достаточно загружена и тяжелая ракета, и ее разработчики, и многие другие отрасли, вовлеченные в этот процесс.
   При всем при этом все же ясно, что затраты средств на лунную программу не окупятся ни явно, ни косвенно еще лет 20-25... :(  Это работа НА БУДУЩЕЕ, бремя, которое способны нести только великие державы. Остается ли таковой Россия? Хочется верить...
А истинная окупаемость лунной программы начнется имхо тогда, когда выросшие на лунных задачах инженеры и руководители начнут применять свой опыт и способности в других областях, а молодежь начнет больше интересоваться наукой и техникой.
Далее ясно - использование космических наработок в международном бизнесе, лицензирование и продажа РКТ, предоставление космических услуг, развитие внеземной инфраструктуры...
И как предварительный итог (для человечества) - строительство внеземных производств и ВЫНЕСЕНИЕ С ЗЕМЛИ НАФИГ ВСЕЙ ВОНЮЧЕЙ И ОПАСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ! :D
Именно такого будущего я бы и хотел. Потому и поделился с вами.

SpaceR

Уважаемый Владислав! Вы ведь сами признаёте, что насчёт Сатурна-5 это шутка (кста, я никого и не просил поддержать эту идею), так зачем было приплетать сюда политику, НАТО и прочие страшилки? думаете я горячо одобряю эти выбрыки наших политиканов? Или это в вас заговорила традиционная для постсоветской России нелюбовь к "хохлам"?  ;)
Что же касаемо Н-1М - так если действительно найдётся мизантроп, согласный оплатить ее создание, я это только приветствовать буду :) Но я стараюсь рассуждать с более-менее реалистичных позиций, а в этом плане я от инженерных решений по Н-1 действительно не в восторге... это пришло со временем, как и понимание сути советской системы - когда-то и я смотрел на Н-1 с огромным восхищением... (насчет Н-1М ничего не могу сказать - она мне на форуме пока не попадалась).
Касательно же вашего "Россия переполнена валютой и в ней найдётся место и "Н-1М" - это по-моему больше похоже на шутку. Кстати, я вовсе не предлагаю восстанавливать "Энергию" до болтика по томам "пыльной документации", а использовать наиболее эффективно существующий задел, дабы сэкономить на разработке - но не в ущерб эффективности, конечно.
И я считаю, что в новой тяжелой ракете (как и в Сатурне-5) должны быть: а) цилиндрические баки, причем перевозимые с завода целиком;  б) водородные ступени (кстати, вовсе не являющиеся уникальной особенностью только "Сатурна"). И если они будут в Н-1М, или в Н-1МММ, то я - ЗА такую ракету.

P.S. A насчет "скорого членства" - это мы ещё посмотрим...  :twisted:

Дмитрий Виницкий

Вероятно, имелся в виду филантроп :D
+35797748398

SpaceR

ЦитироватьВероятно, имелся в виду филантроп :D
- ТОЧНО!
  проглючило меня чёто :mrgreen:

Главный Вершитель

"... вы будете направлены на пункт осчастливливания ...
... вас не будут волновать никакие вопросы ..." © «Отроки во Вселенной»

нейромантик

Интересно, а что такое тяжёлое нужно на Луну забрасывать, что обычные носители сделать не в силах?
Просто интересно.
Моя наглая самореклама:

art-of-blacksmith.ru

нейромантик

ЦитироватьЧто же касается вопросов идеологии освоения космоса, то я считаю что на начальных этапах Марс для этих целей, возможно, не самый лучший объект.
Это почему же? Самая близкая к Земле по условиям жизни планета. Гравитация близка к Земной, температура практически нормальная.

ЦитироватьПостроив себе (по произведениям известных фантастов) наиболее вероятную модель будущего земной цивилизации, я пытаюсь предугадать возможный путь ее построения
Многое упирается в момент выбора первоначального старта - или зацепиться за астероид, или за Луну, или за Марс. Соответственно от этого будет выбираться остальные цели развития. Скажем астероид - преимущество получат свободнолетающие поселения типа О"Нейла, Марс - скорее всего поселения на Луне не появятся никогда, только заводы и лаборатории. Луна - появление поселений на Марсе появятся спустя несколько поколений.
Моя наглая самореклама:

art-of-blacksmith.ru

Yegor

Цитировать
ЦитироватьТолько Ангара-А7 и стыковки!
- Ангара-А7 ? А откуда? Мы же все видели стартовый стол на "Звездочке" - что, разве на него возможно поставить 7-блочную Ангару??
Тот стартовый стол на 5 УРМ-ов.
В этом, конечно ошибка, нужно было сразу Ангару делать на 7 УРМ-ов и стол соответсвенно.
Но довести Ангару до Анагры-7 и сделать новый стартовый стол взамен старого на том же стартовом комплексе несравнимо меньшие затраты по сравнению с созданием новой ракеты и ещё двух к ней  новых стартовых комплексов. Посколько затраты намного меньшие то они и на столько же более вероятно выполнимые. Соответственно вероятность "продать" этот проект правительству намного возрастает! Реально посмотрите на то какими темпами развивается космонавтика в России! Большой ракеты боялись даже во времена СССР, а что говорить про сейчас. Сейчас даже чистый 40 тонник побоятся делать (который не является частью семейства ракет).
Альтернативы нет, только Анагры-7 или что то подобное от ЦСКБ Прогресс.
Анагры-7 - самая удачная ракета для освоения Луны![/size]

Более подробно почему Ангара-7 читайте в топике "Создание ракет из УРМ":
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=3549

Дмитрий В.

ЦитироватьУважаемый Дмитрий В. !

ЦитироватьЦБ с 2-мя 11д122 (конечная масса 43,7 т, РЗТ 381,4 т).
- не слишком ли лёгкий?  для такой  массы водородного топлива? Интересно бы узнать, какой была конечная масса ЦБ у "Энергии-М"...
Да, в самый раз! :) Массовое совершенство на уровне блока Ц. Конечная масса ЦБ "Энергии-М" - около 29т.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!