Безопасность при спуске: Shuttle vs крылатый Клипер

Автор Олигарх, 12.02.2006 20:49:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Олигарх

Безопасность при спуске: Shuttle vs крылатый Клипер

Я предлагаю обсудить одну узкую тему:

Безопасность при спуске: Shuttle vs крылатый Клипер

Спуск с орбиты – один из наиболее опасных этапов полета пилотируемого КК. Колумбия погибла при спуске из-за повреждения теплозащиты, полученного при старте.
В дальнейшем я предлагаю этот фактор – повреждение теплозащиты – не рассматривать.
А что же рассматривать?

Собственно спуск, сам по себе нормальный.
Но при этом возможны проблемы с планированием в атмосфере для крылатых КА из-за метеоусловий – порывов ветра и точности приземления – надо обязательно попасть на аэродром. При посадке уже на аэродром имеет значение видимость, так как при этом работают пилоты.

В истории полетов шаттлов переносы посадок случались неоднократно. Они переносились из Флориды в Калифорнию. А когда и там метеоусловия были плохими, то в третий штат. Часто при этом полет продлевался на 1-2 суток, что для большого шаттла с его запасами для команды и ресурсами в целом не представляло особых проблем.    

Если бы возникла необходимость в довольно срочной посадке, то можно было рассчитывать на аэродромы ряда американских военных баз за пределами США по всему миру, а также, если я не ошибаюсь, на аэродромы нескольких стран. Кроме того, в пользу шаттла в этом случае, то, что витки орбиты смещаются на запад. То есть, если не возможна посадка во Флориде, то на следующих 2-х 3-х витках есть возможность садиться в континентальной части США, вплоть до Калифорнии.

Посмотрим, как все эти проблемы могут выглядеть с крылатым Клипером.
Мне кажется, все хуже.

Метеоусловия, которые допустимы для 100-тонного шаттла, во многих случаях будут недопустимы для на порядок более легкого ВА крылатого Клипера. Например, ветер в этом случае просто унесет ВА Клипера в сторону от аэродрома.
Диапазон допустимых метеоусловий для Клипера уже, чем для шаттла.
Насколько?

Переносить спуск на 1-2 суток гораздо сложнее в случае Клипера, так как запасы для экипажа и ресурсы в целом значительно меньше, чем у шаттла.
 
На сколько аэродромов может рассчитывать крылатый Клипер и где они расположены?

Я встречал упоминанин о трех. Один, очевидно в Казахстане. Наверное, тот самый, который предназначался для Бурана. Наверное, он основной.
Два других, очевидно, в России. Один, я предполагаю, на Дальнем Востоке, второй – в Европейской части. Кто знает точно, сообщите, please.        

Итак, если нельзя садиться в Казахстане, то где? На аэродроме в Европейской части на следующем витке? А если и там нельзя? Значит надо ждать более полусуток, когда орбита начнет проходить над нашим Дальнем Востоке?

Может быть, основным аэродромом должен быть дальневосточный?
И может быть, нужно добавить два-три аэродрома из Восточной и Западной Сибири, чтобы у крылатого Клипера на протяжении всего ряда витков орбиты, проходящих на Россией и Казахстаном, была возможность идти на посадку на любом из этих витков?

Ваши соображения?

Dims

А часто ли посадка переносилась в третий шатат? Были ли случаи переноса ещё дальше?

Если бы не было возможности перенести посадку, то сесть было бы вообще невозможно?

Может ли в принципе крылатый КК садиться на брюхо?
Димс

Andy_K64

При обеспечении бокового маневра 1200 км, можно обеспечить посадку на 4, а то и на 5 смежных витках. Из шестнадцати витков в сутки.

Fakir

Олигарх
ЦитироватьМетеоусловия, которые допустимы для 100-тонного шаттла, во многих случаях будут недопустимы для на порядок более легкого ВА крылатого Клипера. Например, ветер в этом случае просто унесет ВА Клипера в сторону от аэродрома.

Здесь играет роль скорее не масса аппарата, а нагрузка на площадь крыла. Она же по понятным причинам у Шаттла и Клипера одного порядка.

ааа

ЦитироватьНа сколько аэродромов может рассчитывать крылатый Клипер и где они расположены?

Я встречал упоминанин о трех. Один, очевидно в Казахстане. Наверное, тот самый, который предназначался для Бурана. Наверное, он основной.
Два других, очевидно, в России. Один, я предполагаю, на Дальнем Востоке, второй – в Европейской части. Кто знает точно, сообщите, please.        

Для "Бурана" предназначались аэродромы на  Байконуре, в Крыму (недалеко от Симферополя, автодорога под ним проходит) и на Дальнем Востоке, место называется, если не изменяет память, Хороль.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

hcube

Если СИЛЬНО припрет, то Клипер можно посадить на аварийном посадочном устройстве - сиречь парашуте. Для него неприменимости по погоде нету ;-).
Звездной России - Быть!

Дем

ЦитироватьЕсли СИЛЬНО припрет, то Клипер можно посадить на аварийном посадочном устройстве - сиречь парашуте. Для него неприменимости по погоде нету ;-).
Если припрёт не очень сильно :) - то можно посадить на любой аэродром. Благо длина пробега у Клиппера не такая уж и большая.... В отличие от шатла/Бурана...
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

X

ЦитироватьОлигарх
ЦитироватьМетеоусловия, которые допустимы для 100-тонного шаттла, во многих случаях будут недопустимы для на порядок более легкого ВА крылатого Клипера. Например, ветер в этом случае просто унесет ВА Клипера в сторону от аэродрома.

Здесь играет роль скорее не масса аппарата, а нагрузка на площадь крыла. Она же по понятным причинам у Шаттла и Клипера одного порядка.


И все-таки, товарищи, диапазон допустимых метеоусловий для посадки крылатого Клипера меньше/равен диапазону для шаттла?

Смутное воспоминание детства, проведенного в военных городках:
Мы сидим в аэровокзале J - бараке, насквозь продуваемом, военно-полевого аэродрома.
Ветер, буранчик, но большие самолеты летают, а нашему маленькому не разрешают! Мы ждем и околеваем от холода.
Маленьких обижают ...

Вот откуда моя тревога за крылатый Клипер – из детства ... J

Может кто-нибудь из продвинутых людей ответить систематически на вопрос этой ветки?

oby1

А часто ли посадка переносилась в третий шатат? Были ли случаи переноса ещё дальше?

Сажали Шаттл на высохшее солёное озеро в Неваде.

Andy_K64

Цитировать
ЦитироватьЕсли СИЛЬНО припрет, то Клипер можно посадить на аварийном посадочном устройстве - сиречь парашуте. Для него неприменимости по погоде нету ;-).
Если припрёт не очень сильно :) - то можно посадить на любой аэродром. Благо длина пробега у Клиппера не такая уж и большая.... В отличие от шатла/Бурана...
Посадка на аэродромы 2-го класса.

Agent

ЦитироватьПосадка на аэродромы 2-го класса.
С этого момента попршу поподробнее :)

Andy_K64

Цитировать
ЦитироватьПосадка на аэродромы 2-го класса.
С этого момента попршу поподробнее :)
Это цитата со вчерашнего расширенного НТС в РКК "Энергия"

ShcherbakS

Цитировать
ЦитироватьПосадка на аэродромы 2-го класса.
С этого момента попршу поподробнее :)

На сегодня предусмотрен вариант нештатной посадки ВА ПКК "Клипер" на аэродромы 2-го класса - а их достаточно по всему миру - с использованием спутниковой навигации, а также ручного управления с обзором для пилотов через оптоволоконный перископ. Для снижения пробега предусмотрен тормозной парашют, подобно "Бурану" и шаттлам (с 1990г.).

Waldi

Цитироватьручного управления с обзором для пилотов через оптоволоконный перископ
С чувством глубокого удовлетворения прошу заметить - все-таки перископ поставят. А то кое-то тут все усиленно на HDTV налегал, зря флэшки в барокамере мучил...

N2H4

ЦитироватьА часто ли посадка переносилась в третий шатат? Были ли случаи переноса ещё дальше?

Сажали Шаттл на высохшее солёное озеро в Неваде.

Один раз, а потом долго-долго оттирали пыль  :)

mrvyrsky

ЦитироватьА часто ли посадка переносилась в третий шатат? Были ли случаи переноса ещё дальше?

Сажали Шаттл на высохшее солёное озеро в Неваде.

Насколько я помню, это было три или четыре раза в самых первых испытательных полётах Колумбии. И, озеро, насколько я опять-таки помню, было в Калифорнии.
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

mrvyrsky

Цитировать
Цитироватьручного управления с обзором для пилотов через оптоволоконный перископ
С чувством глубокого удовлетворения прошу заметить - все-таки перископ поставят. А то кое-то тут все усиленно на HDTV налегал, зря флэшки в барокамере мучил...

Ну и на фига на корабль 21 века ставить приспособления века 19-го? На новых АПЛ амы уже отказались от перископов в пользу HDTV, я же предлагаю ещё проще и дешевле - обычный DV - его выше крыши хватит, он надёжен до безобразия, и лёгок.
Для запамятовших - это я всякую технику мучил - это где-то на 70-х страницах топика "Энергия сегодня показала Клипер".
Я против крыльев (не сильно) и сильно против кондовой оптики вроде окон и перископов.
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

unihorn

ЦитироватьНу и на фига на корабль 21 века ставить приспособления века 19-го? На новых АПЛ амы уже отказались от перископов в пользу HDTV, я же предлагаю ещё проще и дешевле - обычный DV - его выше крыши хватит, он надёжен до безобразия, и лёгок.

Во первых, он все равно, дешевле.

Во вторых, гораздо надежнее (помехозащищенность абсолютная (чего нельзя сказать о HDTV), а это не маловажно (особенно если Клипер будет использоваться в военной области)). Как говорится, старое не означает плохое....

ЦитироватьЯ против крыльев (не сильно) и сильно против кондовой оптики вроде окон и перископов.

А окон в клипере и нет, на сколько я знаю :)

Вот.
Мир ищу, где волки агнцам служат,
И нету слуг верней.
Где слезы никого не душат.
Не ведают смертей.

Waldi

to mrvyrsky
Ну DV мона и не предлагать - слишком уж низка у него разрешающая способность по сравнению с таковою глаза. А насчет HDTV - я тут потусовался из личного интереса пару недель на форуме, где перемываются HDTV-камеры consumer/semiprof класса: http://www.videotreffpunkt.com/board.php?boardid=42&sid=48a1b0d3b49485726f9b4513ee8904fa или http://www.cocoa.de/news2/2005/09/16/sonyhdr1.htm
Так там народ жалуется на то, качество изображения с таких камер - конкретно - Sony HDR-HC1 очень чувствительно к тряске и быстрым угловым поворотам камеры . Т.е. очень рекомендуется штатив и очень медленные повороты объектива, при съемке с руки в движении смотреть картинку очень неприятно - вылазят артефаки и наличие interleaving. Понятно, что это не профи-камера, у нее электронный стабилизатор, но тем не менее. Условия в КК очень отличны от студийных. А как будет работать в дождь/туман/сумерки? Лучше чел. глаза может быть только соколиный глаз. Собственно, все уже было обсуждено раньше...

Cтарый

Цитировать
ЦитироватьА часто ли посадка переносилась в третий шатат? Были ли случаи переноса ещё дальше?

Сажали Шаттл на высохшее солёное озеро в Неваде.

Насколько я помню, это было три или четыре раза в самых первых испытательных полётах Колумбии. И, озеро, насколько я опять-таки помню, было в Калифорнии.
Был единственный случай посадки на полигоне Уайт-Сэндс. А так только Эдвардс и Мыс Канаверал.