Константину Петровичу Феоктистову - 80

Автор Vostok7, 11.02.2006 09:41:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Vostok7

7 февраля Константин Петрович Феоктистов отметил свой 80-ти летний юбилей. Поздравляю от всей души. Желаю юбеляру здоровья, творческой энергии и многая, многая, многая лета!

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=gm7qBQ-ANL0
Цитировать 3:19
История героического пути К.П. Феоктистова. К 95-летию со дня рождения космонавта
  Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина
Константин Петрович Феоктистов - первый гражданский специалист, покоривший космические просторы. Он провёл на орбите чуть больше суток с 12 по 13 октября 1964 года, выполняя свой первый и единственный полет.
Особое место в биографии Феоктистова занимает фронтовая служба. Он был награжден двумя орденами Отечественной войны I степени, медалью «За победу над Германией».  Его героическому пути посвящен один из выпусков проекта ЦПК «Герои войны – герои космоса».

zandr

http://www.gctc.ru/main.php?id=5192
ЦитироватьСегодня 95 лет со дня рождения лётчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза Константина Феоктистова
07 февраля 2021
Константин Петрович Феоктистов родился 7 февраля 1926 года в Воронеже. Он стал первым гражданским специалистом, покорившим космические просторы. Будучи конструктором космической техники и кандидатом наук в свой первый и единственный полёт Феоктистов отправился как научный сотрудник космического корабля «Восход».
Провёл на орбите чуть больше суток с 12 по 13 октября 1964 года.
Вошедший в состав того же экипажа Борис Егоров носил воинское звание капитана медицинской службы и получил известность как первый врач-космонавт. Командиром первого в истории освоения космоса экипажа из трёх человек назначили лётчика-космонавта Владимира Комарова. Кстати, для того, чтобы поместиться в одну кабину, космонавтам пришлось отказаться от спасательных скафандров. В полёте проводились комплексные физико-технические и медико-биологические исследования. Всего за сутки этот экипаж установил два мировых рекорда, достигнув максимальной высоты полёта (408 км) и максимальной массы (5320 кг), поднятой на такую высоту.
Заслуги Феоктистова отмечены высокими наградами: медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета». Константин Петрович был лауреатом Ленинской и Государственной премий. На его счету более 150 научных трудов и 20 изобретений. Феоктистов участвовал в разработке космических кораблей "Восток", "Союз", "Союз Т", "Союз ТМ", "Прогресс", "Прогресс-М", а также орбитальных станций "Салют", "Мир" и первого искусственного спутника земли. В 1967 году он получил степень доктора технических наук, в 1969 - звание профессора, преподавал в МГТУ им. Баумана. Константин Петрович написал книги «Семь шагов в небо», «Космическая техника. Перспективы развития», «Траектория жизни», «Воспоминания и размышления космонавта-исследователя».
Особое место в биографии Феоктистова занимает фронтовая служба. Он был награжден двумя орденами Отечественной войны I степени, медалью «За победу над Германией».  Его героическому пути посвящен один из выпусков проекта ЦПК «Герои войны – герои космоса».
Константин Петрович ушел из жизни на 84-м году, похоронен в Москве. Его именем названы кратер на обратной стороне луны, самолет авиакомпании «Аэрофлот», три улицы, одна из которых в Воронеже. Там же – на родине Феоктистова – его имя носит школа №5. Память о человеке, так много сделавшем для развития космонавтики, хранят благодарные потомки.
Фото и видео материалы, используемые в проекте, заимствованы  из  общедоступных ресурсов  интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования. 
Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК, видео ЦПК


zandr

https://www.energia.ru/ru/news/news-2021/news_02-08.html
ЦитироватьТраектория жизни
08.02.2021

7 февраля Константину Петровичу Феоктистову исполнилось бы 95 лет. Ведущий проектант первого космического пилотируемого корабля «Восток», разработчик «Восходов» и «Союзов», орбитальных станций «Салют» и «Мир», заместитель генерального конструктора НПО «Энергия» и первый в мире космонавт-инженер, которого для этой миссии выбрал лично С.П. Королев. Он был одной из самых ярких, значительных и удивительных личностей в истории космонавтики. Самым быстрым разумом, с которым приходилось работать, называл его Б.Е. Черток.
Все, кто знал Константина Петровича, помнят его характер – твердый, бескомпромиссный, не пасующий перед силой, должностью, званием. Этот характер – из детства. Десятилетним мальчиком, прочитав книгу Я. Перельмана «Межпланетные путешествия», он решил, что будет строить космические корабли и полетит на Луну. Это было в 1936 году, и решение никому не казалось серьезным. Кроме него самого. Он дошел до своей мечты, даже несмотря на то, что этот путь лежал через войну, на которую сбежал 16-летним подростком. Стал разведчиком, много раз ходил в тыл врага. И даже выжил после расстрела, когда, выполняя задание командира, был схвачен фашистами.
После победы поехал в Москву учиться. В 1949 году К.П. Феоктистов окончил Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) по специальности «инженер-механик». Но на наше предприятие он пришел в 1957 году уже высококлассным специалистом, кандидатом технических наук. За его плечами был опыт работы в СКБ-385 Министерства вооружения СССР в городе Златоусте и 4-м Научно-исследовательском институте Академии артиллерийских наук СССР в группе М.К. Тихонравова.
К.П. Феоктистова взяли на должность начальника группы 9-го (проектного) отдела ОКБ-1. Он сразу стал заметной фигурой. Участвовал в создании первого искусственного спутника Земли. Многое сделал для разработки эскизного проекта корабля-спутника «Восток-1» и ракеты-носителя для вывода этого корабля на околоземную орбиту. Именно Феоктистов предложил, например, сферическую форму спускаемого аппарата будущего корабля «Восток». В январе 1962 года К.П. Феоктистов возглавил 9-й отдел ОКБ-1.
После создания первого отряда космонавтов читал курс лекций об устройстве космического корабля «Восток» членам первого «Гагаринского» отряда. А в октябре 1964 года, через три года после Гагарина, сам отправился на орбиту в составе первого группового экипажа корабля «Восход» вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым. Этот единственный его полет в космос, который длился всего сутки с небольшим, сделал его навсегда знаменитым. К.П. Феоктистов стал первым в мире гражданским человеком на космической орбите, да еще и полетевшим на корабле, который разрабатывал сам. Отправляясь в космос, он не вступил в партию, так и оставшись единственным беспартийным советским космонавтом, да и в отряд космонавтов вступил только через четыре года, в 1968 году.
Полет на первом аппарате новой серии «Восход» был уникальным. Впервые на орбиту отправились сразу три космонавта, и летели они без скафандров. С.П. Королев сознательно пошел на большой риск, поставив в спускаемый аппарат корабля три ложемента, не оборудованных парашютной системой, и посадив туда космонавтов, одетых в обычные спортивные костюмы. Рекордными для того времени оказались высота орбиты (408 километров), масса корабля (свыше 5 тонн) и длительность полета (более 24 часов).
С тех пор Константин Петрович шел сразу тремя дорогами: продолжал создавать новую космическую технику, готовиться к полетам, заниматься наукой. Он внес огромный вклад в развитие пилотируемой космонавтики. Был активным участником советской Лунной программы. Трудно переоценить роль Феоктистова в создании орбитальных космических станций: он был заместителем руководителя работ по долговременной орбитальной станции ДОС-7К. Его технические предложения легли в основу программы «Союз–Аполлон», он был одним из представителей ЦКБЭМ в переговорах с американскими специалистами. К.П. Феоктистов – один из инициаторов дозаправки двигательных установок нового поколения станций с двумя стыковочными узлами в полете, что стало поводом для проектирования автоматического грузового транспортного корабля «Прогресс». Как заместитель главного конструктора корабля «Союз Т» активно участвовал в разработке методики сближения и стыковки космического корабля «Союз Т-13» (экипаж В.А. Джанибеков и В.П. Савиных) с вышедшей из строя орбитальной станцией «Салют-7».
Тринадцать лет, с 1974 года, Константин Петрович Феоктистов был заместителем генерального конструктора НПО «Энергия». Первая многомодульная обитаемая орбитальная станция «Мир» была спроектирована под его руководством. Он входил в руководящий состав ГКБ по комплексу «Энергия–Буран».
До достижения пенсионного возраста входил в отряд космонавтов, готовился к полетам, в том числе и на кораблях разработанной им серии «Союз Т», и даже намеревался участвовать в космическом полете в целях изучения влияния на организм пожилых людей.
Но, несмотря на такую загруженность, К.П. Феоктистов всегда находил время и для науки. Еще в 1967 году, в сорок лет, стал доктором технических наук и крупным ученым. В 1990 году из РКК «Энергия» ушел не на пенсию, а в свою альма-матер, МГТУ им. Н.Э. Баумана. Профессор Феоктистов читал там лекции 15 лет. Он был членом-корреспондентом Международной академии астронавтики, автором более 150 научных трудов и 20 изобретений.
Константин Петрович Феоктистов награжден двумя орденами Отечественной войны I степени, «Золотой Звездой» Героя Советского Союза, орденами Ленина, «Знак Почета», двумя орденами Трудового Красного Знамени, многими медалями, лауреат Ленинской и Государственной премий.