Предельный ЖРД первой ступени

Автор avmich, 07.02.2006 08:53:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

SpaceR

ЦитироватьТак 2 пуска в год-мелочь! Городить из-за них отделный сверхтяжелый носитель  избыточно. Нужен быстрый полет к Луне-стыковка на орбите 2-х частей корабля по 40т  или заправка его топливом от более мелких ракет(  тут можно конверсионные МБР использовать ибо топливо дешевый груз и есть возможность держать несколько таких ракет для подстраховки). С доставкой расходных материалов вполне корабли на ЭРД справятся. А назад с Луны выгоднее всего ПМСМ будет электромагнитная катапульта обсуждаемая в соседней теме.

Так что носитель более 40 нах не нужен. Стыковка и дозаправка позволят от него отказаться.
С дозаправкой не всё так просто, а стыковка не всегда оптимальна... да и надёжность снижается. Но в целом насчет малой потребности в сверхтяжёлых  я с Вами согласен.

Касательно же дешёвых конверсионных МБР - подозреваю, что они скоро закончатся. Сроки выйдут и ага. А современные твердотопливные под эту задачу плохо подходят.
Что касается лунной ЭМ-катапульты - на ближайшие 40 лет можете смело забыть.  Не всё сразу.

Где-то встречал, не помню уже, что для Свободного рассматривались 2 варианта конфигурации многоразовой (частично?..) ТКС - на 35 т и 45 т  ПГ.  Подозреваю, что при выборе размерности старались исходить как раз из оптимизации под минимальную удельную (на тонну ПГ) стоимость жизненного цикла такой системы. Что имхо и есть САМЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ подход.
Но что-то мы уже совсем удалились...

Ирбис

Конверсионные рн никогда не закончатся :)
У них есть срок годности, как не крути их надо менять на новые. Согласен, что мало. Но если это окажется экономически ВЫГОДНО, почему бы и не обновлять парк не по фактическому подходу к концу периода, а намного раньше. И нам же это выгодно, у заводов работы будет больше. Да и тогда парк МБР обновлялся бы на более современные быстрее. Тут вопрос стоит больше в том выгодно или нет и надо ли это все нашему правительству.

RadioactiveRainbow

Идея интересная, но это может оказаться экономически нецелесообразно.
МБРы - игрушки очень недешевые. С учетом требований к точности, живучести т др. стоиимость эксплуатации этих ракет в качестве космических носителей может оказаться выше чем у гражданских ракеь.
Сейчас конверсионки спускают по довольно условной сумме, не известно как полученой. Возможно, взятой вообще отфонарно.

В вашем случае стоимость пусковых услуг приблизится к стоимости новой ракеты. Кроме того, более частая замена ракет приведет к увеличению объемов ракетооборота и, следовательно, к повышению абсолютных значений расходов на ротацию...

Но мысль интересная...
Глупость наказуема

Ирбис

Полностью согласен, для этого надо проводить экономические исследования. Но предположим ведь и запуск не бесплатный + страховка нагрузки с этого тоже что-то перепадает в казну. В конечном итоге можно даже немного терять на этом, за счет того что в строй будут поступать более современные МБР и с нулевым сроком.  Обороноспособность страны дороже. Тем более этим самым мы увеличиваем их массовость производства, у заводов появятся деньги, новые линии более высокотехнологичные, рабочие получать более высокую зарплату, цена на производство должна падать. Мы ведь тратим эти деньги не в космосе, а на земле. Хотя да, это утопия какая-то получается :) В нашей стране такое невозможно :) Да и оффтопик.

fagot

При сотнях МБР на боевом дежурстве пара десятков может ежегодно использоваться в качестве носителей и без ускоренной ротации. Только вот на Тополях много не назапускаешь, даже Днепры с Рокотами не слишком востребованы.

октоген

За счет серийности тяжелых МБР можно сгладить их некоторое неудобство в качестве легких носителей. Сейчас каждая контора пытается изобрести свой легкий носитель и проектов тьма и денег потраченных на них хватило бы на увеличение серийности гипотетической(пока) наследницы р-36м2.

А если выкидывать в космос ядерные отходы то  появится и нехилая серийность.

RadioactiveRainbow

ЦитироватьТолько вот на Тополях много не назапускаешь, даже Днепры с Рокотами не слишком востребованы.
Отсюда вывод:
увеличиваем грузоподъемность МБР до такой степени, чтобы при использовании в кач-ве носителя масса ПН составила 25-40 тонн :)
Глупость наказуема

Shestoper

Конечно даже тяжелые МБР подходят только как легкие носители.
Но у твердотопливных тяжелых МБР есть серьёзное преимущество: их первые ступени без усиления конструкции могут использоваться в качестве ТТУ средних и тяжелых носителей.

fagot

ЦитироватьЗа счет серийности тяжелых МБР можно сгладить их некоторое неудобство в качестве легких носителей. Сейчас каждая контора пытается изобрести свой легкий носитель и проектов тьма и денег потраченных на них хватило бы на увеличение серийности гипотетической(пока) наследницы р-36м2.
На складах лежат десятки списанных ракет, только желающих что-либо запускать на них все равно мало и серийность тут ничем не поможет.

ЦитироватьА если выкидывать в космос ядерные отходы то появится и нехилая серийность.
А еще лучше выводить мешки с песком. :wink:

октоген

Тут подумалось  можно ли турбонасос от рд-170 переделать на сладкий с метаном  в качестве рабочего тела? Выгода будет однозначно в надежности, а также появится небольшая возможность снизить мощность, при этом уи не упадет  по сравнению с керосином.
Если еще организовать охлаждение КС третьим веществом и греть потом в теплообменнике кислород то может получиться мощный и в то же время надежный движок.


П.С. Кто-нибудь сможет аргументированно доказхать/опровергнуть  возможность создания двигателей большой тяги 200-400-800т  с безгазогенераторной схемой по типу рд-146? На водороде или метане.

RadioactiveRainbow

ЦитироватьТут подумалось  можно ли турбонасос от рд-170 переделать на сладкий с метаном  в качестве рабочего тела? Выгода будет однозначно в надежности, а также появится небольшая возможность снизить мощность, при этом уи не упадет  по сравнению с керосином.
Если еще организовать охлаждение КС третьим веществом и греть потом в теплообменнике кислород то может получиться мощный и в то же время надежный движок.
Да фигня вопрос. Переделать форсуночную головку камеры и газогенератора, турбину. Посмотреть чтоб охлаждение при этом не уплыло. Возможно, придется переделывать насосы... не помню какая там ПГС.

ЦитироватьП.С. Кто-нибудь сможет аргументированно доказхать/опровергнуть  возможность создания двигателей большой тяги 200-400-800т  с безгазогенераторной схемой по типу рд-146? На водороде или метане.
С тягой проблем никаких нет. Проблемы с давлениями. Мой приятель с неделю назад как раз защитился - был у него метановый безгазогенераторник с охлаждением и приводом турбины, если не ошибаюсь, третим компонентом... Или метаном, не помню. В принципе можно, наверное. Чего невозможного-то?
Вопрос в том - нужно ли?
Глупость наказуема

октоген

Думаю НУЖНО! Ибо при такой схеме надежность будет, а падение импульса до уровня керосин/кислород  на рд-170 вполне приемлимо.

Имеем шикарный рд-170 но что-то Зениты с ним регулярно падают и уровня надежности Союза Зениту пока не видать. А при движке обсуждаемой схемы на переделанном Зените думаю можно будет добиться уровня надежности Союза.

Да и пресловутая многоразовость ПМСМ только при такой схеме возможна.

RadioactiveRainbow

Надежность не единственный показатель.
Хорошо бы, чтобы этот двигатель (точнее - носитель с этим двигателем) по стоимости разработки и эксплуатации укладывались в определенные пределы. Сверху по крайней мере.
Глупость наказуема

mihalchuk

ЦитироватьП.С. Кто-нибудь сможет аргументированно доказхать/опровергнуть  возможность создания двигателей большой тяги 200-400-800т  с безгазогенераторной схемой по типу рд-146? На водороде или метане.
Да запросто! Нужно, чтобы охлаждающее рабочее тело (водород или метан) снимало не меньше тепла на единицу своей массы, чем в РД-146. Проблемы какие: масса прокачиваемого рабочего тела растёт пропорционально кубу размеров, а площадь камеры - пропорционально квадрату. Кроме того, растёт толщина стенок, что снижает тепловой поток. Что делать? Самое простое - увеличить площадь поверхности (удлиннить КС, поставить четыре КС вместо одной и т. д.), но можно и создать отдельный теплообменник.

октоген

ЭЭЭЭ охлаждение я предполагал третьим веществом, не топливом... Тепло потом идет в метан через теплообменник.Читал работу что так лучше. Вот только с теплообменниками трахаться придется. Да и были у меня сомнения что съема тепла со стенки оптимальной по внутренним процессам камеры хватит чтобы прогреть метан до нужных параметров...

Собственно говоря эту идею уже кто-то высказхывал, у меня лишь были сомнения что можно сделать так большой двигатель.

RadioactiveRainbow

Фтопку теплообменники. Один геморрой от них.
Для прогрева метана тупо удлинняем камеру сгорания.
Глупость наказуема

Андрей Суворов

тогда метан начинает коксоваться :) его охлаждающие способности ни в какие подётки не годятся даже по сравнению с керосином, я уж молчу о водороде :)

mihalchuk

ЦитироватьЭЭЭЭ охлаждение я предполагал третьим веществом, не топливом... Тепло потом идет в метан через теплообменник.Читал работу что так лучше. Вот только с теплообменниками трахаться придется. Да и были у меня сомнения что съема тепла со стенки оптимальной по внутренним процессам камеры хватит чтобы прогреть метан до нужных параметров...

Собственно говоря эту идею уже кто-то высказхывал, у меня лишь были сомнения что можно сделать так большой двигатель.
Третье вещество полезно в кислородно-углеводородном двигателе, или ещё в каких, но для водорода и метана оно не даёт существенных преимуществ - у них итак хорошие охлаждающие свойства.

Андрей Суворов

у метана охлаждающие свойства в газообразном виде никакие, а расстояние от точки кипения до критической небольшое. Это делает его худшим охладителем, чем керосин, отсюда и предложения по использованию третьего компонента для охлаждения.

RadioactiveRainbow

Цитироватьу метана охлаждающие свойства в газообразном виде никакие, а расстояние от точки кипения до критической небольшое. Это делает его худшим охладителем, чем керосин, отсюда и предложения по использованию третьего компонента для охлаждения.
Ну, это сильное заявление. Циферками подтверждено?
Кроме того, газифицировать его можно не в рубашке камеры сгорания, а в районе радиационно охлаждаемого насадка. Там и температура достаточная, и охлаждение не критично.
Глупость наказуема