В космос - на МИГ-31

Автор Димитър, 14.01.2006 20:35:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Димитър

В космос - на истребителе
11.01.2006 14:30  | www.rian.ru

Правительством Республики Казахстан подписан контракт с Московским институтом теплотехники (МИТ) на разработку проекта авиационно-ракетного космического комплекса «Ишим» для выведения на низкие околоземные орбиты малогабаритных спутников гражданского назначения. МИТ широко известен миру как создатель новых российских стратегических ракетных комплексов шахтного и мобильного базирования «Тополь-М», а также стратегического морского ракетного комплекса «Булава», очередные успешные испытания которого прошли перед самым Новым годом.

Теперь институт совместно со знаменитым самолетостроительным КБ имени Микояна будет работать и по относительно новой для себя к тому же гражданской тематике.

Дело в том, что проект «Ишим» предусматривает выведение в космос сравнительно небольших спутников при помощи модифицированных истребителей МиГ-31. Их у Казахстана после распада Советского Союза осталось несколько десятков. По данным справочника «The Military Balance» - 43. А еще у Астаны, по тем же сведениям, есть 16 истребителей МиГ-25, которые фактически являются «прародителями» МиГ-31. Этот военно-воздушный флот требует постоянной заботы, но мало используется для защиты воздушного пространства страны. Небо государства есть чем защищать и кроме этих тяжелых истребителей с взлетным весом под 50 тонн.  И вот сейчас идея использовать их в качестве самолета-разгонщика для решения космических задач, которую выдвинули ученые, показалась руководству республики весьма привлекательной.

В последние годы во многих странах мира созданы технологии, которые позволяют «упаковывать» в небольшие спутники, массой от единиц до десятков и сотен килограммов, приборы, которые раньше размещались в космических аппаратах массой 500-3000 кг. Они способны обеспечить работу на земле метеорологических и информационных систем, таких, как средства для зондирования земли, прогнозирования тропических циклонов, озоновых аномалий, для экологического мониторинга атмосферных загрязнений - в том числе и парникового эффекта. Эти системы нужны для отслеживания возникновения лесных пожаров, организации службы навигации, для контроля за газовыми и нефтяными трубопроводами. Наконец, они применимы для реализации программ дистанционного «космического» образования для школ и университетов России и зарубежных стран, проведения научных фундаментальных и прикладных исследований...

Использовать современные истребители для запусков такой "малой" аппаратуры гораздо дешевле и эффективнее - по сравнению с тяжелыми ракетами-носителями, запуск которых требует больших финансовых затрат, составляющих порою десятки и сотни миллионов долларов. Ракетам также нужны специально оборудованные космодромы, строительство, функционирование и обслуживание которых тоже обходится в сотни миллионов «зеленых».

Для запуска же небольших космических аппаратов, как считают ученые и конструкторы, достаточно нынешней аэродромной сети и самолетов, способных разогнать ракету-носитель до необходимых скоростных величин.

Истребитель поднимает в воздух ракету весом порядка 10 тонн с космической нагрузкой в виде одного или нескольких спутников на высоту полтора-два десятка километров. При этом его скорость должна превышать скорость звука в несколько раз, что обеспечит ракете начальную скорость автономного полета более 2 тыс. км/час. Для трех- или четырехступенчатой твердотопливной ракеты-носителя это скорость соответствует скорости в конце работы ее первой ступени при старте с Земли. Что достаточно для выхода ракеты в космос.

Истребитель МиГ-31, как оказалось, очень точно вписывается в требования к подобным самолетам. Его максимальная взлетная масса - под 50 тонн, максимальная скорость, которую он развивает в зависимости от нагрузки и режима полета достигает почти 3000 км\час, статический потолок - до 20 км, а динамический еще больше. Фактически он может взлетать с аэродрома и выводить спутники на околоземную орбиту в любом уголке планеты. Это очень выгодно, как с научно-практической, так и с коммерческой точки зрения.

Правда, для этого самолет необходимо доработать, чем сейчас и занимается КБ имени Микояна, создатель этого истребителя. Необходимо также разработать специальную твердотопливную ракету, способную разгоняться после отделения от самолета до космических скоростей и нести на себе необходимое количество микроспутников. Этим сегодня занят Московский институт теплотехники. Опыт работы над подобной  ракетой у него есть. В конце концов, она будет представлять собой уменьшенную в весе и размерах ракету-носитель «Старт-1» с новыми ракетными двигателями. Хотя конструкторам МИТа такое сравнение, видимо, не очень понравится. Каждое новое изделие, как и каждый ребенок, считают они, никогда не похож на предыдущего.

Заместитель генерального конструктора МИТ Лев Соломонов сообщил военному обозревателю РИА «Новости», что работы по созданию ракеты-носителя «Ишим» идут по утвержденному графику. В 2007 году модернизированные самолеты МиГ-31 будут готовы к испытаниям. К этому же сроку будет сделана и ракета. С этого времени начнутся запуски микро-спутников на околоземные орбиты с различным наклонением - самым удобным для решения разных геофизических, метеорологических, экологических и информационных задач.

Как стало известно РИА «Новости», интерес к проекту, который уже демонстрировался на инновационной выставке в Алма-Ате и получил полную поддержку президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, проявили британская «Surrey center», израильские фирмы «Israel Aircraft Industry» и «Rafael», итальянская «Finmecсаnicа». Продолжаются переговоры казахстанского правительства и с другими зарубежными компаниями, заинтересованными в эффективном и сравнительно дешевом освоении космического пространства и специализирующихся на выведении на низкие околоземные орбиты малых спутников гражданского назначения. Российско-казахстанский проект «Ишим» все больше входит в систему международной кооперации.

X

Цитата ""Истребитель поднимает в воздух ракету весом порядка 10 тонн "" - ну и когда же МИГ-31 поднимал такой вес ???

Димитър

ЦитироватьЦитата ""Истребитель поднимает в воздух ракету весом порядка 10 тонн "" - ну и когда же МИГ-31 поднимал такой вес ???

Только горючего в нем можно залить до 20 тонн. Возмем только половину полного запаса - вот Вам и 10 тонн.
А можно еще снять все военное оборудование, не нужное для разгонщика ракет. Отдельно - штатная ПН.

wolf

Вот самое реальное объяснение желаний Казахстана (откуда ноги растут). Смотрите, например, http://www.airwar.ru/enc/other/mig31d.html
Там же и известное фото.

Цитирую:
В 1987 г. ОКБ МиГ доработало пару МиГ-31 под иной состав вооружения. Самолет получил обозначение МиГ-31Д ("изделие 07") Ему предстояло нести одну большую специализированную ракету, и система управления вооружением была полностью переделана под нее. Прототипы не имели РЛС (вместо нее была 200-килограммовый массовый эквивалент), радиопрозрачный носовой обтекатель заменили на цельнометаллический, ниши узлов АКУ для УР Р-33 зашили, установив центральный выдвижной пилон для "изделия". МиГ-31Д оснастили наплывами как на МиГ-31М и большими треугольными плоскостями на концах крыла ("ластами"), подобными тем, что стояли на прототипе МиГ-25П. "Ласты" служили для увеличения устойчивости в полете при подвеске на внешнем пилоне большой ракеты.

Второй прототип МиГ-31Д, борт 072, испытывался пилотами ОКБ в Жуковском. Первый вылет и испытания провел А.Г. Фастовец. Программа испытаний продолжалась несколько лет, но была приостановлена в начале 90-х из за неясной ситуации с появлением новой ракеты.

Можно предположить, что МиГ-31Д создавался в рамках программы отечественных "звездных войн" для уничтожения орбитальных станций и ИСЗ противника. В США подобная система разрабатывалась по программе ASAT и включала двухступенчатую ракету на носителе McDonnell Douglas F-15. Истребитель, работая в качестве первой ступени, "выскакивал" на динамический потолок и запускал ракету.

По информации зам.генерального конструктора ОКБ им. Микояна А.Белосвета, оно с 1997 г. начало разработку системы выведения на околоземные орбиты космических ЛА с помощью переоборудованного перехватчика МиГ-31. В основу будет положен опыт, накопленный ОКБ в результате экспериментов по созданию противоспутникового истребителя МиГ-31Д. Коммерческая ракета-носитель РН-С грузоподъёмностью 40-200 кг будет запускаться с летающей пусковой установки - истребителя МиГ-31Д, летящего на высоте порядка 17000 м со скоростью 3000 км/ч. Она должна разрабатываться ОКБ "Вымпел", специализирующимся на создании УР класса "воздух-воздух". Первый опытный запуск этой РН ожидается в 1999-2000 гг.     В настоящее время машины 07/1 и 07/2 находятся в Казахстане. МиГ-31 также служит носителем гиперзвуковой летающей лаборатории ВЛЛ-АС.

Ну а насчет 10 тонн -- это Вы слишком хватанули. Вы будете переделывать всю конструкцию самолета? Да и не собирались для МиГ-31Д делать такую тяжелую ракету.

Krolik

Наш ответ Чемберлену! :lol:
Эти супостаты "Пегас" запускают или с транспортника или с В-52 -
а мы как запустим с Миг-31 да кааак сэкономим!!!
В принципе очень хорошая идея - России  и СНГшникам теперь надо затянуть пояса после развала Союза. :evil:

Cтарый

Систему конечно такую можно сделать. Но только 200 кг на низкую ЛЕО и 100 кг на более-менее высокую - это что за ПН такие? На них есть платёжеспособный спрос?

Fakir

Должон найтись, тем более с течением времени. Микроспутниками сейчас в мире многие увлекаются.

Bell

Могут заинтересоватся военные, как системой двойного применения [мечтательно так...]  :roll:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

А вот ТАКОЕ видели???  :shock:

ЦитироватьО внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2005 года N 352 и от 3 июня 2005 года N 558
Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 октября 2005 года N 989


      В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 25 января 2005 года N 1513 "О развитии космической деятельности в Республике Казахстан на 2005-2007 годы" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в некоторые решения Правительства Республики Казахстан следующие изменения и дополнения:

      1) в постановлении Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2005 года N 352 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы "Развитие космической деятельности в Республике Казахстан на 2005-2007 годы":
      в Плане мероприятий по реализации Государственной программы "Развитие космической деятельности в Республике Казахстан на 2005-2007 годы", утвержденном указанным постановлением:
      в разделе "1. Разработка основ для создания и запуска отечественных космических аппаратов различного назначения":
      графу 6 строки, порядковый номер 5, изложить в следующей редакции:
      "420,0, в т.ч. по годам: 2005 - 60,0; 2006 - 304,0; 2007 - 56,0";
      графу 6 строки, порядковый номер 7, изложить в следующей редакции:
      "504,0, в т.ч. по годам: 2005 - 157,0; 2006 - 347,0";
      в разделе "2. Развитие наземной инфраструктуры для запуска и управления космическими аппаратами различного назначения":
      графу 6 строки, порядковый номер 13, изложить в следующей редакции:
      "1260,0, в т.ч. по годам: 2005 - 500,044; 2006 - 504,548; 2007 - 255,408";
      в строке, порядковый номер 16:
      графу 2 изложить в следующей редакции:
      "Создать авиационный ракетно-космический комплекс "Ишим" на базе самолета "МИГ-31Д";
      графу 6 изложить в следующей редакции:
      "18404,422, в т.ч. по годам: 2005 - 500,0; 2006 - 1000,0; 2007 - 16904,42";
      графу 7 изложить в следующей редакции:
      "РБ";
      в тексте после указанного Плана:
      абзацы первый, второй и пятый изложить в следующей редакции:
      "Финансовые затраты, связанные с реализацией Программы, составляют всего 62768,72 млн. тенге.
      Республиканский бюджет всего 62468,72 млн. тенге, в том числе в 2005 году - 14861,2 млн. тенге.";
      "Финансовые затраты из республиканского бюджета на обеспечение научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ составляют 5582,1 млн. тенге, в том числе в 2005 году - 2179,9 млн. тенге, 2006 году - 2232,6 млн. тенге, 2007 году - 1169,6 млн. тенге.
На указанные виды работ планируется привлечение инвестиций в размере 300 млн. тенге, в том числе в 2005 году - 150 млн. тенге, 2006 году - 150 млн. тенге.";
      дополнить абзацем шестым следующего содержания:
      "Финансовые затраты, связанные с созданием авиационного ракетно-космического комплекса "Ишим" на базе самолета МИГ-31Д, составляют 18404,422 млн. тенге, в том числе в 2005 году - 500 млн. тенге, 2006 году - 1000,0 млн. тенге, 2007 году - 16904,422 млн. тенге.";
      в Примечании: расшифровке буквенных аббревиатур, после строки "МФ - Министерство финансов Республики Казахстан" дополнить строкой следующего содержания:
      "АРКК - авиационный ракетно-космический комплекс";

      2) в постановлении Правительства Республики Казахстан от 3 июня 2005 года N 558 "О государственных закупках работ, имеющих важное стратегическое значение":
      в приложении к указанному постановлению:
      раздел "1. Перечень работ, выполняемых акционерным обществом "Национальная компания "Казкосмос" дополнить строкой, порядковый номер 9, следующего содержания:
      "9. Создать авиационный ракетно-космический комплекс "Ишим" на базе самолета "МИГ-31Д".

      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

http://www.government.kz/ru/doc/P050989_20051003.htm
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

ЦитироватьДолжон найтись, тем более с течением времени. Микроспутниками сейчас в мире многие увлекаются.
Вам не кажется, что топик пора переименовать в "На российскоказахстанский проект "Ишим" выделены миллиарды!" ?  :wink:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

X

Кстати достигнутый димамический потолок на МИГ-31 37250 метров.

Rarog

А если с ТУ-160 пускать?
...ползал в подлеске со вставными челюстями из апельсиновых корок и изображал врага вообще.

Старый

ЦитироватьДолжон найтись, тем более с течением времени. Микроспутниками сейчас в мире многие увлекаются.
Ничего. Поувлекаются и бросят... Шансов то никаких. Нигде и никогда. :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьКстати достигнутый димамический потолок на МИГ-31 37250 метров.
А с десятью тоннами под брюхом?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Fakir

Старый
ЦитироватьНичего. Поувлекаются и бросят... Шансов то никаких. Нигде и никогда.

А-а, ну да... Старый же сказал :wink:

X

Штатная боевая нагрузка МИГ-31БМ - 9000кг.
http://combatavia.info/index1mig31bm.html
В 1977 г. летчик-испытатель А.Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полета 37650 м.Это на МИГ-25

http://combatavia.info/index1mig25.html

wolf

Bell писал(а):
ЦитироватьВам не кажется, что топик пора переименовать в "На российскоказахстанский проект "Ишим" выделены миллиарды!" ?

А что, неплохо: Ведь до "Ишима" уже появился "Байтерек" ("Ангара"), а до этого казахи ставили вопрос о восстановлении такого маленького носителя, как "Энергия".... :shock:

Да, интересно, "Байтерек" -- это новый зверь? Судя по сообщению РИА "Новости":
"Комплекс "Байтерек" будет разработан с выскоим уровнем экологической безопасности на базе российского ракетно-космического комплекса "Ангара".

"На базе", понимаешь ли....

Старый

ЦитироватьШтатная боевая нагрузка МИГ-31БМ - 9000кг.
http://combatavia.info/index1mig31bm.html
Шесть ПОЛУТОРАТОННЫХ бомб это его ШТАТНАЯ нагрузка? А какая тогда максимальная? И с этими бомбами он переходит звуковой барьер?

ЦитироватьВ 1977 г. летчик-испытатель А.Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полета 37650 м.Это на МИГ-25
http://combatavia.info/index1mig25.html
И это со штатной нагрузкой? ;)

Я уже несколько раз говорил что люди далёкие от авиации убеждены что все максимальные характеристики самолёта достигаются одновременно...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Leroy

ЦитироватьЯ уже несколько раз говорил что люди далёкие от авиации убеждены что все максимальные характеристики самолёта достигаются одновременно...
Толково сказано  8)

wolf

Старый писал(а):

ЦитироватьШесть ПОЛУТОРАТОННЫХ бомб это его ШТАТНАЯ нагрузка? А какая тогда максимальная? И с этими бомбами он переходит звуковой барьер?

Еще в 1970 г. появился самолет, который мог проводить не только полет, но и бомбометание на сверхзвуковой скорости – МиГ-25РБ. Он мог нести специальные термостойкие бомбы ФАБ-500Т. Бомбометание производилось методом кабрирования, однако могло иметь достаточно высокую точность. Высокоточная инерциальная навигационная система позволяла проводить его на скорости М=2 с высот более 20 км при любой погоде.
Более того, самолет мог летать с бомбами на наружной подвеске не только на крейсерской скорости, но и на скорости М=2,83.
Первое боевое применение относится к началу 1970-х, когда МиГ-25РБ проводили разведполеты над Израилем с территории Египта. Но тогда бомбы не применялись. С конца 1970-х поставлялись в другие страны Северной Африки и Ближнего Востока. Активно применялись Ираком во время ирано-иракской войны для бомбардировки Тегерана и нефтяных терминалов.
Вооружение МиГ-25 РБ первоначально состояло из 4 тонн бомб калибром 500 кг на 4-х подкрыльевых узлах подвески.
Со временем максимальную бомбовую нагрузку увеличили до 5 тонн. Но самолет при этом уже был перетяжелен: снизились и потолок, и максимальная скорость. :)