Новости МКС

Автор ДмитрийК, 22.12.2005 10:58:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Makarenko

Вообще складывается такое впечатление, что из мухи раздули слона! Произошла поломка, которая ни жизни, ни здоровью экипажа не угрожала. Техника ломается и как это ни прискорбно буде ломаться. Ничего совершенного нет. И есть человек, который тоже может совершать ошибки. Из июльской ситуации со стыковкой "Прогресса" выводы сделаны. Надеюсь так будет и в этот раз.
идите - ибо только идущий осилит дорогу, ибо только у идущего есть надежда

Lev

ЦитироватьВообще складывается такое впечатление, что из мухи раздули слона! Произошла поломка, которая ни жизни, ни здоровью экипажа не угрожала. Техника ломается и как это ни прискорбно буде ломаться. Ничего совершенного нет. И есть человек, который тоже может совершать ошибки. Из июльской ситуации со стыковкой "Прогресса" выводы сделаны. Надеюсь так будет и в этот раз.
На самом деле - все на МКС и на росийских кораблях как-то скучно, по графику... :cry:
Рутина, блин - про что писать? :shock:
Делай что должен и будь что будет

С.В.Драгунов

Самое прикольное, что никто из руководителей даже не пытается согласовать свои действия и свои заявления с другим руководством Каждый считает своим долгом сделать какое-либо заявление, а там хоть трава не расти!

Кажись при Советской власти такого бардака не было. ТАСС - он уполномочен заявить! и баста!

А тут - то болт попал, то разгерметизация, то ещё какая хренация...

Беспредел!  Непонятно вообще, какого хрена Лопота чирикал в присутствии старших начальников?

Lev

ЦитироватьСамое прикольное, что никто из руководителей даже не пытается согласовать свои действия и свои заявления с другим руководством Каждый считает своим долгом сделать какое-либо заявление, а там хоть трава не расти!

Кажись при Советской власти такого бардака не было. ТАСС - он уполномочен заявить! и баста!

А тут - то болт попал, то разгерметизация, то ещё какая хренация...

Беспредел!  Непонятно вообще, какого хрена Лопота чирикал в присутствии старших начальников?
С.В.Драгунов - Вы наверно крутой руководитель по программе МКС и Вы наверно все знаете?
ИМХО - Лопота был единственный чел который не нес откровенную чушь.
Прилюдно :oops:
Делай что должен и будь что будет

Salo

http://www.gazeta.ru/news/science/2010/09/27/n_1552441.shtml
Цитировать— 27.09.2010 10:13 —

На Землю вернулись выведенные на орбите мухи-дрозофилы[/size]

Экипаж корабля «Союз», приземлившегося в минувшую субботу в казахстанской степи, доставил на Землю два контейнера с десятками мух-дрозофил. Выведенные на орбите насекомые должны помочь ученым исследовать возможности снижения риска нарушений целостности генома, обусловленных воздействием неблагоприятных факторов космического полета.
«Основная цель эксперимента «Полиген» - понять, каким образом космический полет влияет на интенсивность мутационного процесса у дрозофил», - сообщила ведущий научный сотрудник Института медико- биологических проблем РАН Ольга Ларина.
Для решения научных задач на борту грузового корабля «Прогресс» в середине сентября на МКС доставили укладку с личинками двух популяций мух-дрозофил /по 10 личинок в каждом контейнере/. В космосе личинки окуклились, вылупившиеся из них взрослые мухи отложили яйца, из которых, в свою очередь, появились новые особи. В итоге на Землю вернулись несколько десятков насекомых второго поколения, которые пополнят статистику ученых, решающих важную проблему космической биологии. «Мы хотим сравнить темпы мутагенеза в разных популяциях, подвергнутых условиям космического полета», - пояснила Ларина.
Объект исследований был выбран не случайно. «По системе репарации генов у мух много общего с человеком», - отметила ученый. Количество структурных генов у человека, по ее словам, всего в два раза больше, чем у мух, к тому же мухи плодятся очень быстро, что позволяет за две-три недели получить большой объем материала для работы.
Основной фактор космического полета, влияющий на частоту появления мутаций, - космическая радиация. Кроме того, на живые организмы на орбите воздействует невесомость, вибрация, электромагнитные излучения и другие факторы. Изучив особенности мутагенеза в условиях космического полета на примере модельных животных, ученые в дальнейшем смогут применить полученную информацию для разработки методов снижения риска нарушений целостности генома у космонавтов при длительных межпланетных перелетах.
Эксперимент «Полиген» идет на орбите уже 10 лет. Несколько раз /в 2001, 2003 и 2009 гг/ мухи «гостили» на МКС, кроме того, их сородичи путешествовали на биоспутниках «Бион». По программе исследований предусмотрены еще 7 полетов «космических» насекомых, уточнила Ларина.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=12818
ЦитироватьСтанет ли Китай партнером в программе МКС? [/size]

:: 28.09.2010

На  пленарном заседании ведущих космических агентств на 61-м Международном астронавтическом конгрессе директор НАСА Чарльз Болден высказал свое мнение по поводу привлечения Китая в качестве партнера в программу Международной космической станции.
Отвечая на вопрос из зала, директор НАСА отметил достижения Китая в пилотируемой космонавтике.
«Китай- это космических держав, одна из трех, у которых есть собственные пилотируемые транспортные средства. Я не знаю, какие у них идеи, но знаю, что у них были переговоры с каждым из моих партнеров по МКС»,- сказал глава НАСА.  
 «Мы обсуждали вопросы партнерства по МКС в ходе заседания глав космических агентств в начале года. И, если я правильно помню, пришли к выводу, что принять нового партнера в программу на нынешнем этапе будет крайне сложно»,- добавил он.
По мнению Болдена, в проект МКС можно привлечь новых участников, не нарушая действующего партнерского соглашения между Роскосмосом, НАСА, ЕКА, космическими агентствами Японии и Канады.
«Нет никаких проблем в том, чтобы увеличить число сторон, участвующих в программе, путем заключения двустороннего соглашения с одним из партнеров по МКС»,- заявил глава НАСА.
Он пояснил, что любой из пяти участников МКС может работать с «нетрадиционным» партнером на двусторонней основе, но нации или государства, которые предлагают только небольшие проекты или компоненты не могут стать партнерами в программе.
«Они могут стать заключить соглашение на проведение работ на МКС, к примеру, США, а уже мы выведем их на станцию. Но это не значит, что они приобретут статус партнеров в программе. Наше партнерство в МКС строилось долгое время»,- заявил Болден.

По материалам стенограммы выступления Ч.Болдена на IAC-2010
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.spacenews.com/civil/100930-germany-commit-iss-extension.html
ЦитироватьThu, 30 September, 2010
Germany First in Europe To Commit to ISS Extension[/size]
By Peter B. de Selding

    PRAGUE, Czech Republic — Germany has committed to paying a 38 percent share of an estimated 3.8 billion euros ($5.2 billion) that European governments will need to continue their work on the international space station (ISS) in the next 10 years, the head of Germany's space agency said Sept. 29.

    Johann-Dietrich Woerner, chairman of the board of the German Aerospace Center, DLR, said DLR is now waiting for Europe's other space station participants, led by France and Italy, to state their commitments to the station's five-year extension, to 2020.

    "We have a firm commitment from Germany to support space station utilization through 2020 at the same 38 percent level we have been in the past," Woerner said in an interview here at the 61st International Astronautical Congress. "We are waiting for the other [European] countries to do the same. These countries have to accept that we want nominal ISS operations for the period in question. We need full financial support to be given. We are waiting on that."

    The 18-nation European Space Agency (ESA) remains the only space station partner not to have signaled its agreement to the proposed five-year station life extension. ESA officials have said they want the agreement to come together with financial promises as well for the 10-year period.

    ESA nations in 2008 agreed to fund the operating costs of the station at a rate equivalent to about 290 million euros per year, in today's economic conditions, through 2015. The agreement came only after long debate over how much the station would cost.

    Simonetta di Pippo, ESA's space station director, said Sept. 30 that this agreed-upon rate underfunds the station by up to 30 percent, meaning ESA will be forced to cut back on experiments conducted at the orbital complex, or find other cost savings, if the funding level is not increased.

    Speaking with reporters, di Pippo said ESA has a range of 10-year station operations cost estimates tied to various levels of station use. Confirming that DLR has informed ESA of its commitment through 2020, she said the German estimate of 3.8 billion euros assumes no development of an upgraded version of ESA's Automated Transfer Vehicle (ATV) to permit it to return station cargo to Earth.

    The vehicle as designed burns up on entry into the Earth's atmosphere. ESA estimates that the upgraded vehicle would cost some 1.4 billion euros, including its first mission around 2018.

    Woerner said Germany is not necessarily opposed to the upgraded vehicle, but that it would have to be part of an overall space station budget. France and Italy, which currently pay about 27 percent and 19 percent of Europe's space station costs, respectively, have likewise not come out in favor of the new vehicle.

    "We are ready to discuss" an Advanced Return Vehicle, Woerner said, noting that German government backing of it enabled a study program to start in 2008. "But only after other station operations financing issues are resolved." He said some European nations appear to believe the work could be done for less than 3.8 billion euros without cutting into the utilization program. "If that is the case, we would be happy to see those numbers," Woerner said.

    ESA has begun a review of its station operations in an attempt to find cost savings that could be used to offset new charges for operations or for major new hardware such as the Advanced Return Vehicle.

    Di Pippo said the agency has begun talks with the Japan Aerospace Exploration Agency to determine whether Japan's plans to upgrade its current throwaway H-TV space station freighter could be merged with ESA's vehicle into a single program to develop a vehicle with payload-return capabilities.

    These talks, she said, will have an impact on ESA's estimate for station operations over the next 10 years.

    Similarly, an ESA idea to provide the station with an advanced closed-loop system to recycle water, reducing the need for water to be delivered by freighter, could permit the agency to offset some of its annual station operating cost obligations to NASA, the station's general contractor.

    Di Pippo said that with the other station partners — the United States, Russia, Japan and Canada — all having signaled their endorsement of the extension to 2020, Europe's continued debate over the issue risked becoming an embarrassment.

    But she said there was little doubt that ESA governments would agree to the extension by the end of this year. She said ESA has also begun work on certifying its space station hardware to 2028. "We are already beginning to insert the station into our longer-term plans for exploration," di Pippo said. "I am confident that 2020 is not the end of the story."
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

tseytlin genrich

В планах на 2011 год предусмотрены старты HTV-2 20/01, ПрогрессМ-09М 28/01, ATV-2 15/02. Возможно ли одновременное нахождение всех трёх грузовиков в составе МКС ? Известно. что время совместного полёта для HTV-2 в составе станции 30 сут. И не слишком ли большая нагрузка на экипаж принять и разгрузить эти КК ?
без борьбы нет победы

Salo

http://www.rian.ru/science/20101007/283211324.html
ЦитироватьРоскосмос: создание еще одного "Союза" должны оплатить другие страны[/size]

17:45 07/10/2010

КОСМОДРОМ БАЙКОНУР (Казахстан), 7 окт - РИА Новости. Ежегодный дополнительный пятый полет космического корабля "Союз" к Международной космической станции (МКС) позволит увеличить партнерам по проекту количество полетов на станцию, однако они будут должны оплатить создание корабля, сообщил журналистам начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.

"Прежде всего, в нем заинтересованы европейские, японские и канадские партнеры, у которых полетов на станцию значительно меньше, чем у нас и американцев. Но если мы пойдем по этому пути, то рассчитываем, естественно, что затраты на пятый "Союз" будут обеспечены этими партнерами", - сказал он.

Вместе с тем, он отметил, что первый дополнительный корабль может полететь к МКС в конце 2013 - начале 2014 года.

"В настоящий момент денег на подобные работы не предусмотрено (в бюджете - ред.). Это чисто коммерческий проект, мы его достаточно осторожно прорабатываем и не спешим списывать в федеральную космическую программу", - сказал он, добавив, что в настоящее время четырех пилотируемых кораблей "Союз", которые запускаются каждый год, вполне достаточно.

"Переговоры с партнерами по поводу пятого "Союза" только начались", - отметил Краснов.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.rian.ru/science/20101007/283241025.html
ЦитироватьУмеренная активность Солнца позволила перенести запуск "Прогресса"[/size]

19:42 07/10/2010

КОСМОДРОМ БАЙКОНУР (Казахстан), 7 окт - РИА Новости. Умеренная солнечная активность позволила перенести запуск грузового космического корабля "Прогресс М-09М" с 2010 года на 2011 год. Об этом в четверг сообщил журналистам на космодроме Байконур начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.

Ранее сообщалось, что грузовик "Прогресс М-09М" стартует к МКС 27 декабря. Однако затем его запуск был перенесен на начало 2011 года.

"Солнце было достаточно спокойным и, соответственно, расход топлива для коррекции орбиты станции был умеренным, и мы вместе с нашими партнерами приняли решение перенести запуск "Прогресса" на следующий год", - сказал он.

"Мы рассматриваем грузопоток на МКС, исходя из наличия тех или иных вещей на борту - топлива, воды, кислорода, расходных материалов, запчастей. Однако основной фактор - запасы топлива для коррекции орбиты", - сказал Краснов.

По его словам, потребность в декабрьском запуске "Прогресса" отпала из-за того, что станция не нуждается в таком количестве грузов.

"Не нужна эта избыточность. Параметры грузопотока абсолютно достаточны, чтобы поддерживать работоспособность МКС", - сказал он.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

ЦитироватьУникальные эксперименты по наземной отработке двигательной установки орбитальной станции в НИЦ РКП[/size]
:: 08.10.2010 http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=13027
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Salo

http://www.rian.ru/science/20101010/283973720.html
ЦитироватьЗавершение полетов шаттлов не скажется на программе эксплуатации МКС[/size]

06:48 10/10/2010

ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТАМИ (Королев, Московская область), 10 окт - РИА Новости. Завершение полетов шаттлов не скажется на программе эксплуатации Международной космической станции (МКС), сообщил в воскресенье статс-секретерь, заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов сразу после успешной пристыковки к станции первого цифрового пилотируемого космического корабля "Союз ТМА-М".

"Мы не видим никаких серьезных проблем для МКС в связи с намеченным прекращением полетов шаттлов и тем более не считаем, что это как-то может сказаться на будущем нашего сотрудничества с США", - сказал Давыдов.

"Вывод из эксплуатации шаттлов уже подтолкнул наших американских и европейских партнеров к созданию новой космической техники: Европейское космическое агентство создало грузовой корабль серии ATB, есть также наработки и у японских партнеров. По МКС мы на себя уже нагрузку взяли: четыре пилотируемых корабля в год запускаем. Грузопоток в отсутствии шаттлов будем обеспечивать европейскими грузовиками ATB и российскими "Прогрессами"", - отметил со своей стороны начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.

Глава РКК "Энергия" Виталий Лопота сообщил, что "когда были проблемы с шаттлами, американская сторона не почувствовала недостатка в полетных возможностях: Россия подставила свое плечо и обеспечила доставку на станцию космонавтов и грузов".

"Мы в одной лодке и отсутствие у той или иной стороны тнхнических возможностей не скажется на реализации программы МКС в целом", - заключил глава РКК "Энергия".
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Valerij

МКС, скорее всего, будут использовать как космопорт[/size]

Цитировать(21:18) 11.10.2010

Страны-партнеры, участвующие в реализации проекта Международной космической станции, изучают возможность использования МКС в качестве промежуточного пункта для совершения пилотируемых полетов вокруг Луны. Соответствующие консультации сейчас идут между российским, европейским и американским космическими агентствами.

Технически, проекты облета Луны на пилотируемых кораблях планируется реализовать наподобие концепции американских аппаратов серии Apollo. Корабль Apollo 8 облетел вокруг Луны в 1968 году.

Агентства уже пришли к согласию в отношение того, что МКС - это больше, чем платформа для выполнения научных и исследовательских проектов в условиях микрогравитации. Эксперты также говорят, что проекты, предусматривающие использование МКС в качестве "перевалочного пункта" - это реальная возможность отработать технику и создать технологии, пригодные для будущих межпланетных полетов с участием команд людей и научного оборудования. В первую очередь здесь речь идет о проектах полетов на Марс и астероиды, за которые выступает США.

По словам Симонетты Ди Пиппо, директора пилотируемых программ Европейского космического агентства, использование МКС в качестве своеобразного космопорта пока находится на стадии обсуждения, в то же время все участники обсуждения согласны, что данная программа - это качественно новый виток в развитии космической станции и международной космической кооперации.

"Сама идея использовать МКС как один из элементов будущих межпланетных космических пилотируемых программ сейчас находится в стадии активного обсуждения, хотя для диалога по конкретным техническим деталям обсуждение еще не дошло", - сказала она.

Ди Пиппо сказала, что скорее всего первый полет будет выглядеть следующим образом: большой пилотируемый корабль стыкуется с МКС, проводит там какое-то время, после чего направляется к Луне. Облетев Луну этот аппарат возвращается на околоземную орбиту и совершает посадку на Луне, без повторной стыковки с МКС.

В то же время, в ЕКА говорят, что вне зависимости от обсуждений по программе межпланетных перелетов, на космической станции продолжится отработка новых технологий, направленных на подготовку к будущим многомесячным межпланетным полетам в той или иной форме. Для этого еще предстоит создать новые системы жизнеобеспечения, новые системы защиты от космической радиации, а также новое поколение роботов-ассистентов, которые будут помогать в исследованиях будущим межпланетным космонавтам.
http://cybersecurity.ru/space/105107.html

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Lev

http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=13075
Сегодня, 12 октября, Межведомственная комиссия по отбору космонавтов и их назначению в составы экипажей пилотируемых кораблей и станций под председательством руководителя Федерального космического агентства А.Н. Перминова на основании предложений ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва», ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» и Государственного научного центра Российской Федерации – Института медико-биологических проблем Российской академии наук утвердила состав дублирующего экипажа МКС-31/32 и основного экипажа-32/33.

Дублирующий экипаж МКС-31/32:
Новицкий Олег Викторович – бортинженер МКС-31, МКС-32, командир ТПК «Союз ТМА» (Роскосмос);
Тарелкин Евгений Игоревич – бортинженер МКС-31, МКС-32, бортинженер ТПК «Союз-ТМА» (Роскосмос);
Форд Кевин - бортинженер МКС-31, МКС-32, бортинженер-2 ТПК «Союз-ТМА» (НАСА).

Основной экипаж МКС-32/33:
Уилльямс Санита – бортинженер МКС-32/командир  МКС-33, борт-инженер ТПК «Союз ТМА» (НАСА);
Маленченко Юрий Иванович – бортинженер МКС-32, МКС-33, командир  ТПК «Союз ТМА» (Роскосмос);
Хошиде Акихико – бортинженер МКС-32, МКС-33,бортинженер-2  ТПК «Союз ТМА» (ДжАКСА).

Пресс-служба Роскосмоса
Делай что должен и будь что будет

Старый

Так корабли будут ТМА или таки ТМАМА?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

anik

Странная какая-то Межведомственная комиссия. Экипаж МКС-32/33 был официально объявлен еще 8 июля. Есть и соответствующий пресс-релиз NASA: http://www.nasa.gov/home/hqnews/2010/jul/HQ_10-161_New_ISS_Crews.html

ЦитироватьТак корабли будут ТМА или таки ТМАМА?
У дублирующего экипажа МКС-31/32 - "Союз ТМА-04М", у основного экипажа МКС-32/33 - "Союз ТМА-05М".

Старый

А почему в сообщении просто "ТМА"?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Leroy

ЦитироватьА почему в сообщении просто "ТМА"?
По-моему, они сами не знают толком, как называть  :wink:

Salo

ЦитироватьМКС, скорее всего, будут использовать как космопорт[/size]

ЦитироватьДи Пиппо сказала, что скорее всего первый полет будет выглядеть следующим образом: большой пилотируемый корабль стыкуется с МКС, проводит там какое-то время, после чего направляется к Луне. Облетев Луну этот аппарат возвращается на околоземную орбиту и совершает посадку на Луне, без повторной стыковки с МКС.
http://cybersecurity.ru/space/105107.html
http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=13082
ЦитироватьМКС могут сделать космическим портом будущего
:: 13.10.2010

Космические агентства России, ЕС и США обменялись письмами, в которых обсуждается возможность использования Международной космической станции в качестве платформы для будущих полетов к Луне. Об этом рассказала директор Европейского космического агентства по пилотируемым полетам Симонетта Ди Пиппо.
В частности, партнеры по МКС намерены обсудить возможность совершения полета вокруг Луны, который заставляет вспомнить экспедицию 1968 года, когда американский "Апполон-8" обогнул спутник Земли, а астронавты сделали знаменитый снимок восхода Земли на лунным горизонтом.
Космические агентства хотели бы превратить МКС в нечто большее, чем летающую лабораторию для изучения воздействия невесомости.
Они хотели бы использовать ее как полигон для испытаний ракетной техники следующего поколения, которая понадобится человечеству для полетов за пределами околоземного пространства, к Марсу и астероидам.
В настоящее время рассматривается план принятия новой стратегии по превращению МКС в космопорт или базу, с борта которой отправлялись бы космические корабли недалекого будущего.
"Нам нужна смелость для того, чтобы начать новую эру в космических полетах", - заявила директор Европейского космического агентства по пилотируемым полетам Симонетта Ди Пиппо.
"Мы думаем о доставке к МКС различных компонентов космического корабля и сборке его на орбите, а затем о полете от МКС к Луне", - сказала она в беседе с корреспондентом Би-би-си.
Речь идет о сравнительно небольшим пилотируемом аппарате, который сделает несколько оборотов вокруг Луны, а затем возвратится сразу на Землю, без промежуточной остановки на МКС.
Пока что дело ограничивается только обсуждением идеи, и до ее реализации еще очень далеко, даже если будет решено приступить к ее воплощению.

Все пять партнеров по использованию МКС – Россия, США, ЕС, Япония и Канада – намерены продолжить эксплуатацию станции по крайней мере до 2020 года.
Инженеры убеждены, что многие модули станции будут сохранять свою работоспособность и в дальнейшие годы.
Круг экспериментов, которые можно было бы развернуть с использованием МКС, мог бы включать испытания новых космических роботов для сборки конструкций, надувных орбитальных модулей, например, оранжерей, систем по защите от космической радиации.
Все эти технологии можно было бы использовать для создания нового поколения ракетной техники.
Если люди когда-либо решат отправиться к астероидам или к Марсу, им понадобится корабль, который невозможно будет запустить прямо с Земли. Его придется собирать из множества модулей на околоземной орбите.
Использование уже испытанных методов и технологий космической сборки может существенно удешевить такие проекты.

По материалам ВВС
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

viktort

ЦитироватьSalo пишет:
 
ЦитироватьValerij пишет:
 МКС, скорее всего, будут использовать как космопорт[/size]

ЦитироватьДи Пиппо сказала, что скорее всего первый полет будет выглядеть следующим образом: большой пилотируемый корабль стыкуется с МКС, проводит там какое-то время, после чего направляется к Луне. Облетев Луну этот аппарат возвращается на околоземную орбиту и совершает посадку на Луне, без повторной стыковки с МКС.
Так посадку на Луне или на Земле? Hi! :D
Умом Россию не понять - пока не выпито 0,5.
 А если выпито 0,5 - всё делом кажется не хитрым.
 Попытка глубже понимать - уже попахивает ... литром!